Заседание № 267
О проекте федерального закона № 745077-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения порядка приёма, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает Зариф Закирович Байгускаров. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект предусматривает предоставление прокурорам полномочий, касающихся разрешения сообщений о преступлениях. Сегодня прокуроры имеют полномочия по рассмотрению обращений при расследовании уголовных дел, но при этом у них нет полномочий реагировать при подаче сообщения о совершённом преступлении. Я думаю, принятие закона повысит эффективность предварительного расследования и самого правосудия. Замечаний по законопроекту нет, все необходимые экспертизы проведены. Комитет предлагает принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи на выступления. Присаживайтесь, Зариф Закирович. Покажите список. Марданшин Рафаэль Мирхатимович, пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает представленный законопроект, который подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В проекте федерального закона предлагается внести в статьи Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации изменения, направленные на уточнение определения понятия "сообщение о преступлении", а также полномочий прокурора в части принятия мер прокурорского реагирования по фактам нарушений федерального законодательства, допущенных при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, в части разрешения споров о передаче сообщений о преступлениях по подследственности. Законопроект внесён в пакете с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учёта данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре". Правоприменительная практика показывает, что значительное число нарушений прав граждан на доступ к правосудию, а также фактов сокрытия преступлений выявляется при приёме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. Хотелось бы отметить, что в случае принятия данного закона орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа обязан будет уже в течение 24 часов уведомить прокурора о поступлении такого сообщения, направлении его по подследственности. С учётом всего сказанного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит поддержать данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает Николай Иванович Рыжак. РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вот это конкретный пример того, как мы все вместе добиваемся расширения прав, в том числе прокурорских прав. Вы помните, мы заслушивали генерального прокурора, и в качестве наших пожеланий, в качестве наших требований, законодательных инициатив мы выразили, причём солидарно выразили, изложили своё предложение, касающееся необходимости расширения, возвращения ряда функций прокурорам. Вот это конкретный пример обратной реакции, когда наша законодательная инициатива была услышана. Вот этим самым прокурор не только на стадии дознания и предварительного следствия получает дополнительные полномочия, но и на стадии регистрации, приёма и направления сообщения о совершённом преступлении. Рафаэль Мирхатимович совершенно справедливо сказал о спорах, возникающих при направлении сообщений по подследственности, - на данной стадии часто возникают вопросы о том, кому принимать к дознанию, к следствию и к производству, - в течение трёх суток спор должен быть разрешён, и копия документа о том, что вопрос решён окончательно, также должна быть направлена прокурору. Совсем недавно Москалькова Татьяна Николаевна провела прекрасный брифинг, прекрасный семинар с уполномоченными по правам человека. Я принял участие в этом замечательном, скажу вам, мероприятии, и мы решили законодательно закрепить ряд вопросов и выходим с инициативой о защите прав потерпевшего. Под влиянием либеральной общественности мы часто поднимаем вопросы защиты прав обвиняемых, а вот вопрос о защите прав потерпевшего стоит особняком, но и этот вопрос сейчас будет решён, на этой стадии функции прокурора будут расширены, и мы добьёмся успеха, торжества права и защиты законных интересов наших граждан. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно же, поддержит эту инициативу. Но это достояние, успех в целом Государственной Думы - ещё раз выражаю благодарность всем депутатам. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 30 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 266
О проекте федерального закона № 745077-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения порядка приёма, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
37-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает Зариф Закирович Байгускаров. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило две поправки юридико-технического характера. Комитет предлагает поддержать поправки и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 35 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 58 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении, просьба включить его в план работы на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 241
О проекте федерального закона № 745077-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения порядка приёма, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра юстиции Вадима Витальевича Фёдорова. Пожалуйста. ФЁДОРОВ В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Правоприменительная практика показывает, что значительное количество нарушений права граждан на доступ к правосудию, а также фактов сокрытия преступлений допускается при приёме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. В связи с этим Правительством Российской Федерации в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Законопроект направлен на совершенствование порядка предупреждения и устранения нарушений при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, внесён в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в пакете с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учёта данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре", принятым 24 сентября текущего года в первом чтении. Законопроектом предлагается уточнить полномочия прокурора, предоставив право требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении, а также разрешать споры о передаче сообщения о преступлении по подследственности. В свою очередь, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа в случае принятия решения о направлении сообщения о преступлении по подследственности будет обязан в течение 24 часов уведомить об этом прокурора. Кроме того, законопроектом уточняются понятие "сообщение о преступлении", а также порядок составления рапорта об обнаружении признаков преступления в соответствии с положениями статьи 140 УПК в целях установления единого подхода для органов дознания и предварительного следствия в работе при приёме и регистрации сообщений о преступлениях. Предлагаемые изменения в комплексе с полномочиями прокуратуры по осуществлению единого учёта данных правовой статистики, в том числе посредством введения государственной автоматизированной системы правовой статистики, проектируемой в рамках законопроекта, принятого в первом чтении 24 сентября текущего года, позволят исключить возможность совершения разного рода нарушений и принятия необоснованных решений, а также сделать максимально прозрачной и открытой процедуру возбуждения уголовного дела. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Зарифа Закировича Байгускарова. Пожалуйста. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! О сути законопроекта представитель правительства рассказал подробно, но я хотел бы остановиться на том, что этим законопроектом вносятся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части расширения полномочий прокуроров не только в ходе предварительного расследования и дознания, но и в ходе приёма заявлений и сообщений о преступлениях. В чём суть? Сегодня у прокурора нет полномочий в отношении приёма заявлений, и случается так, что заявление приносится гражданином в орган дознания, следствия, они его перенаправляют в другой орган, учитывая, что... то есть они сами тянут, потом направляют, потом обратно возвращают, и гражданин вынужден ходить по инстанциям, направлять жалобы, а у прокурора нет полномочий рассматривать и реагировать на данные нарушения. Этим законопроектом прокурорам даётся такое полномочие, чтобы они имели право проверять и, конечно, вносить свои представления, а органы дознания и предварительного следствия обязаны будут направлять копии постановления в течение суток прокурору, чтобы он проверял законность и обоснованность принятых решений. В то же время прокурору даётся трое суток на рассмотрение этих постановлений. Если мы примем законопроект, то, конечно, будет намного меньше нарушений при приёме и регистрации преступлений и, конечно, будут защищены права наших граждан. Поэтому просьба поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, правительство обоснованно озабочено законностью на стадии возбуждения уголовного дела, об этом свидетельствует статистика прокуратуры: в первом полугодии текущего года прокурорами выявлено около 2 миллионов нарушений в этой сфере, на учёт поставлено по инициативе прокуроров 70 тысяч преступлений и отменено свыше миллиона постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. Вот эта чехарда с решением вопроса о возбуждении уголовного дела длится уже на протяжении многих лет, мы знаем примеры, когда решения об отказе в возбуждении уголовного дела прокурор отменяет по два, по три раза и более, в Ульяновской области я столкнулся с таким случаем, когда решение органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела прокурором отменялось аж двенадцать раз. Главная мера из числа предлагаемых сегодня - это введение такой формы участия прокурора, как требование устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Эта норма, конечно же, не навредит, как и в целом законопроект, поэтому мы голосуем за, но скажу прямо: по нашему мнению, она мало что изменит, так как прокурор и сейчас реагирует на эти нарушения, но только через иные формы и методы надзора, которые у него имеются. Для наведения порядка реально необходимо прокурору предоставить право возбуждать уголовное дело, так как это сократит махровую волокиту, это позволит избежать гражданам длительного хождения по инстанциям - а такие хождения иногда длятся год и даже более и пресекаются зачастую только депутатами, - это позволит оперативнее возбуждать уголовные дела, а значит, повысит раскрываемость преступлений, это, наконец, предоставит прокурору полномочие возбуждать уголовное дело, которое он должен иметь, как орган, осуществляющий уголовное преследование. В Уголовно-процессуальном кодексе сказано, что прокурор осуществляет функцию уголовного преследования, а элементарного права - права на возбуждение дела - у него нет. Я призываю, наша фракция призывает правительство внести в Государственную Думу соответствующий законопроект, который прокурору предоставит это право. Ну а ежели такой законопроект правительство не желает внести, то просим хотя бы ускорить процесс рассмотрения нашего законопроекта, который находится в профильном комитете уже свыше года и который подписали Зюганов, Мельников, Коломейцев и Синельщиков. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марданшин Рафаэль Мирхатимович. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект, который направлен на внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Данные изменения направлены в первую очередь на уточнение определения "сообщение о преступлении", а также на расширение полномочий прокурора. Как уже в своём выступлении отметил Вадим Витальевич, правоприменительная практика показывает, что значительное количество нарушений прав граждан на доступ к правосудию, а также фактов сокрытия преступлений выявляется именно при приёме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. И вот согласно данному законопроекту следователь или дознаватель при принятии решения о передаче сообщения о преступлении по подследственности будет обязан направить копию соответствующего процессуального решения прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения. Это позволит расширить полномочия прокурора в части принятия мер прокурорского реагирования по фактам нарушений федерального законодательства, допущенных при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, и разрешения споров о передаче сообщений о преступлении по подследственности. Данные изменения вносятся с целью предупреждения нарушений, связанных с приёмом и регистрацией сообщений о преступлениях, а также они, как уже говорилось, направлены на повышение прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно, поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Нет. Докладчик? Нет. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", пункт 13. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 05 мин. 07 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Принимается единогласно.