Заседание № 85
09.03.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 74473-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (о призыве на военную службу граждан, освобожденных от призыва по состоянию здоровья, но признанных годными к военной службе после очередного медицинского освидетельствования).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3919 по 4308 из 5254
Вопрос 10, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". Доклад представителя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея депутата Государственной Думы Николая Васильевича Демчука. Пожалуйста. ДЕМЧУК Н. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". Законопроект вносится по законодательной инициативе Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Суть вопроса. Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Часть 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации гарантирует своим гражданам все права и свободы и равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. В то же время раздел IV Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" ограничивает права и обязанности граждан, которые при прохождении медицинского освидетельствования призывной комиссией были признаны ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья и были освобождены от призыва на военную службу. Известно, что в соответствии с пунктом 38 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года, граждане, признанные при призыве на военную службе ограниченно годными к военной службе и зачисленные в связи с этим в запас, до достижения ими двадцатисемилетнего возраста подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию раз в три года. При прохождении очередного медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 38 Положения о военно-врачебной экспертизе, и признании их годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями у них исчезают основания для освобождения от призыва. Статья 59 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу, пользуются освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований. Следовательно, они подлежат призыву на военную службу. Однако, повторюсь, раздел IV Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в соответствующей редакции не позволяет призвать данную категорию граждан на военную службу и тем самым противоречит части 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации. Анализируя ежегодные итоги призыва граждан на военную службу, можно констатировать тот факт, что ежегодно до 30 процентов граждан при призыве на военную службу признаются ограниченно годными к военной службе и в связи с этим зачисляются в запас. С каждым годом среди граждан, зачисляемых в запас, возрастает доля тех, кто не имеет военной подготовки. С другой стороны, ежегодно при очередном переосвидетельствовании данной категории граждан до 7 процентов признаются годными к военной службе с незначительными ограничениями. Данный законопроект направлен на приведение положений Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в соответствие с Конституцией Российской Федерации в плане обеспечения прав, свобод и равных обязанностей граждан Российской Федерации. Проще говоря, законопроект предусматривает призыв на военную службу граждан, освобожденных по состоянию здоровья от призыва на военную службу, но после очередного медицинского освидетельствования признанных годными к военной службе. Принятие закона не потребует дополнительных затрат из бюджета и внебюджетных фондов. Я прошу, уважаемые депутаты, поддержать принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по обороне Николая Максимовича Безбородова. Пожалуйста. БЕЗБОРОДОВ Н. М., фракция "Единая Россия". Уважаемый председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! Комитет по обороне законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" рассмотрел, законодательную инициативу Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея комитет уважает, но, как ни искренне и как ни велико желание субъекта права законодательной инициативы в равной мере обеспечить конституционные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, как ни велик соблазн увеличить численность призывного контингента, Комитет по обороне представляемый законопроект не поддерживает. Почему? Для принятия обоснованного решения комитет провел несколько заседаний, провел углубленный анализ проблемы. В ее изучении приняли участие специалисты Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации. Больше чем уверен, что данные структуры заинтересованы в увеличении численности призывного контингента. Но не секрет, что категория годности "ограниченно годен к венной службе" устанавливается гражданам, которые имеют устойчивое состояние нарушения жизнедеятельности вследствие болезни или увечья. Это, в свою очередь, не позволяет гражданам исполнять обязанности военной службы без ущерба для состояния здоровья. Даже после успешных лечебно-профилактических мероприятий при призыве граждан на военную службу у них наступает декомпенсация. Итог - досрочное увольнение с военной службы после призыва через один - три месяца. Комитет по обороне пришел к выводу: в условиях, когда необходимо повышать качественные характеристики призывного контингента, призывать на военную службу рассматриваемую категорию граждан нецелесообразно. Уважаемые депутаты Государственной Думы, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе законопроект отклонить. Доклад окончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Максимович. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Так, Ближина Любовь Фёдоровна, пожалуйста. БЛИЖИНА Л. Ф., фракция ЛДПР. Николай Васильевич или Николай Максимович, ответьте, пожалуйста, чем обусловлена необходимость внесенного законопроекта? По-моему, принятие данного законопроекта приведет к увеличению случаев смерти на боевых учениях при боевой подготовке и тем самым снизит боеготовность нашей армии, так как у граждан с такими заболеваниями даже при улучшении здоровья до готовности служить в армии в любой момент может произойти обострение болезни. Спасибо. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Разрешите ответить, Любовь Фёдоровна. Комитет по обороне как раз отклоняет законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна, вопрос. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Николаю Васильевичу. Николай Васильевич, я понимаю, что вы только представитель думы адыгейской, которая поручила вам сделать доклад, но тем не менее, коль уж закон вносится, ответьте, есть ли у вас вообще перечень таких болезней, которые дают право на освобождение от военной службы? Потому что я знаю такие случаи, когда приходят многие по вопросам социальной защиты, говорят: я без ноги, а меня требуют на обследование, чтобы дать инвалидность снова, неужели она у меня выросла? Вот такое может случиться и теперь. Вот есть ли такой перечень болезней, по которым идет освобождение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон включите Демчуку Николаю Васильевичу. ДЕМЧУК Н. В. Такого перечня заболеваний у меня нет, но могу сказать, что по данному вопросу имеется пять положений: годен к военной службе, годен к военной службе с незначительными ограничениями, ограниченно годен к военной службе, временно не годен к военной службе, не годен к военной службе. Считаю правильным, что, если человек призывного возраста на момент призыва имел отклонения в здоровье, но затем в результате лечения избавился от них, то есть стал здоровым, он имеет право на военную службу и государство имеет право призвать его. Не затягивая, хочу привести пример. У нас немало инвалидов, которые через определенное время проходят ВТЭК, и нередко бывает, когда, имея первую группу, после ВТЭК человек получает вторую группу, при этом уменьшается оплата за инвалидность и многое другое. Поэтому считаю, что молодой организм способен после излечения на службе достойно выполнять свои функциональные обязанности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Грешневиков Анатолий Николаевич, пожалуйста. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. У меня к содокладчику вопрос, к Николаю Максимовичу. Уважаемый Николай Максимович, недавно министр обороны Иванов заявил о том, что нужно сократить перечень допризывного контингента, получающего отсрочку от службы в армии. И сделал он такой выпад в сторону творческой интеллигенции, что якобы у нас не служат только балалаечники. После этого заявления ко мне обратилось огромное количество людей, творческой интеллигенции, и сказали, что как раз балалаечники служат в армии, всемирно известные балалаечники Клепалов и Рыжков служили в армии. Министр, наверное, имел в виду скрипачей. Вот есть ли у вас перечень людей, творческой интеллигенции, которые действительно подпадают под отсрочку? И готовы ли вы довести справедливую информацию, не обижающую все-таки заслуженных людей, балалаечников в первую очередь, до министра обороны? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Максимович. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый Анатолий Николаевич, действительно, согласно закону "О воинской обязанности и военной службе" сегодня предусматривается двадцать четыре льготы, отсрочки, согласно чему 91 процент призывного контингента освобожден от призыва. Из оставшихся 9 процентов мы призываем в Вооруженные Силы, войска. Поэтому качественные характеристики призывного контингента оставляют желать лучшего, но это совсем не означает, что призывать необходимо студентов. Студентов никто не собирается призывать, потому что молодой человек должен получить образование. А вот когда ему отслужить - то ли до получения образования, то ли после, - сейчас механизм такой вырабатывается. Потому что 56 процентов из освобожденных от призыва как раз освобождены для получения образования. Здесь действительно есть проблема, и проблема серьезная, поскольку интеллектуалы остались на гражданке, а мы призываем 8 процентов солдат с начальным образованием (я уже цифры эти называл), больше 30 процентов не имеют среднего образования, я уже не говорю о том, что 40 процентов призывников нигде не работали и не учились и до 12 процентов - те, с кого снята судимость. Люди с такими качественными характеристиками не могут способствовать укреплению морально-боевого духа, воинской дисциплины и грамотной эксплуатации современной техники и оружия. Эта проблема серьезная, поэтому сегодня Министерство образования и науки вместе с Министерством обороны и Министерством здравоохранения и социального развития смотрят, по каким поправкам можно провести ревизию и как увеличить призывной контингент. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет больше вопросов? Макашов Альберт Михайлович, вопрос? Хорошо. Вопросов больше нет. Пожалуйста, кто хочет выступить? Ну, я уже назвал: Макашов Альберт Михайлович. Пожалуйста. МАКАШОВ А. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Парню восемнадцать лет. Проходит первую или вторую медицинскую комиссию - не годен: ну, допустим, плоскостопие, энурез, что там еще? Ну, можно долго перечислять. Не проходит. Долго тренируется, то ли спортом занимается, то ли после энуреза, извините, познакомился, в общем, женился или еще что-то такое. Выздоравливает, всё проходит, парень готов к службе в Вооруженных Силах. Кто его не пускает? Не пускает его та медицинская комиссия, которая или ошиблась, или получила деньги и боится, что при втором или третьем медицинском обследовании выявится, что он здоров. Республика Адыгея - ее нужно приветствовать, потому что у них мужчины - воины, им стыдно, если они не служили в Вооруженных Силах, - вносит проект, они заявляют о том, что нужно поступать, что нужно принимать, - и вдруг Комитет по обороне, в котором я имею несчастье... Я там примерно так же выступал. Слушайте, это же кого они лоббируют? Или тех эскулапов, которые продали свою должность, или тех, которые... Сколько же тогда нужно и нужны ли нам тогда в Вооруженных Силах молодые парни? Но они готовы, повторяю, они выздоровели. В возрасте двадцати восьми лет я, молодой капитан, получил до 30 процентов ожогов, был списан. Оставлен был на год только ради того, чтобы получить майора, фронтовики говорили: получишь майора. Я выздоровел, поступил в академию, женился, дослужил до генерал-полковника. Чего вы не даете молодым ребятам из Адыгеи дослужиться до генерал-полковника, маршала и прочее?! Ну анекдот, Николай Максимович! Вот в рифму: уж сколько лет твердили миру об уважении к мундиру! Он уважается, пока в него не сунут... Чего вы выскочили, защищая неправильное вот это?! Я предлагаю поддержать Адыгею. Дай бог, чтобы другие республики тоже беспокоились о здоровье своих молодых людей, готовили их, лечили, чтобы они защищали нашу страну. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кондратенко Николай Игнатович, пожалуйста. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Когда подошло время моим сыновьям служить, я имел твердое намерение, которое реализовал: они должны стать мужчинами, они должны отдать Отечеству самое главное, что положено мужчине, - отслужить в армии, не закончив высшее учебное заведение. Тогда это было позволительно. Адыгейцы не просто не защищают, так сказать, больного, они желают загнать его в армию, потому что видят ту высшую несправедливость, которая вершится сегодня у нас в стране, - служат дети бедноты, богатенькие, даже средние откупаются. Все мы знаем квоту, которую в военкомате надо заплатить, чтобы дети не служили в армии. Все ведь знаем, чего кривляемся?! То, что Николай Максимович перемахнул в "Единую Россию", начал периодически подпевать им, - это я давно уже заметил, хотя в принципе был нормальный генерал. А вот что касается сегодняшней позиции, я ее никак не могу оправдать. Я считаю, что такой закон заставил бы каждого родителя и каждого, кому надо идти служить, подумать, стоит ли откупаться, ведь через год заставят служить, и семью создашь, всё равно надо идти отдавать долг Отечеству. Этот психологический пресс сдерживал бы. Иди отдай дань Отечеству, а потом уже выстраивай свою будущую жизнь. Мы не хотим только потому, что нас засосало в эту грязь, мы погрязли. Но общество так долго жить не может, рано или поздно это должно взорваться бомбой. Нельзя так жить, по таким законам, дорогие друзья, мы должны немедленно их менять! И ничего страшного, если он через какое-то время должен идти снова на комиссию. Обе крайности опасны. Больного загнать служить в армию, угробить его там - это крайность, это опасная крайность. Вторая крайность - дать всем право откупаться от службы в армии и превратить это в норму жизни молодых людей. Эти люди молодые никогда больше нормальными не будут, ибо они всё будут мерить деньгами. Считаю предложение адыгейцев правильным и буду его поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я думаю, это предложение не адыгейцев, там местного населения всего 20 процентов, это предложение парламента, Госсовета республики. Но мне непонятна, действительно, позиция комитета: или прежняя формулировка закона нелогична, или сам этот закон. Ведь четко написано: о призыве на военную службу граждан, у которых отпали основания для освобождения от призыва. Но раз отпали основания, значит, он может быть призван? У нас что, в действующем законе написано, что в случае освобождения от призыва в армию по медицинским показаниям он навсегда освобожден? У нас же нет такой позиции! Вот если бы Николай Максимович в своем заключении, в отрицательном заключении комитета, сказал, что закон "О воинской обязанности..." предполагает в случае медицинских показаний освобождение от воинской службы на все времена... Но ведь у нас же такого нет в законе! Поэтому если молодой человек здоров, то мы не можем воспрепятствовать его призыву на военную службу. Но вот здесь может быть то, о чем говорил Альберт Михайлович. Определенные медицинские круги боятся, что переосвидетельствование приведет к тому, что признают незаконной отсрочку по первому заключению комиссии. Это вопрос о коррупции: если через год, через два другая комиссия вскроет, что не было вообще никаких оснований для освобождения, придется деньги возвращать или будет скандал. Это такой же случай, как тот, когда в этом зале отклонили мой законопроект об отделении патолого-анатомической службы от службы главного врача. Врач-патологоанатом говорит, что диагноз неверен, врачи ошиблись - но не надо, пусть как написал первый врач, от чего человек умер, так и останется. Это же огромный вред нам всем! Мы не знаем на сто процентов, от чего умер наш родственник, и поэтому потом наследственные болезни тяжело лечить. Так вот и здесь, возможно, действует та же система, боятся медицинские комиссии, что через два, три, четыре года вскроется не только то, что этот человек был здоров, но и что первое заключение было неправомерным. Как один депутат, депутат Илюхин, нашел в его личном деле, что он был освобожден в связи с тем, что лежал в психиатрической больнице два года. Он там никогда не лежал, постаралась его мама сделать такую справку, а потом он стал кандидатом в президенты. Конечно, это вот, наверное, все-таки... Я не знаю, зачем военкоматам с медициной связываться и пытаться прикрывать негодные заключения о состоянии здоровья. Одно дело, чтобы действительно не призывали людей, здоровье которых не позволяет им служить, но если здоровье уже позволяет, то... Мешать принятию закона? Мне сам смысл закона непонятен, может быть, все-таки Николай Максимович объяснит. Что, в действующем законе разве отсрочка дается на всю жизнь? Там, наверное, тоже написано, что освобождаются по состоянию здоровья на какой-то срок, или болезнь какая-то хроническая на всю жизнь, по которой все призывники нужного возраста освобождаются? Мне хотелось бы, чтобы все-таки перед голосованием от комитета нам объяснили, в чем здесь подоплека, почему депутаты из Адыгеи решили внести специальный закон о том, что те, у кого отпали основания для освобождения от призыва по состоянию здоровья, могут быть призваны. Я хотел бы, чтобы объяснили, но в принципе считаю, что надо поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Полномочному представителю правительства? Я хотел бы тогда предоставить слово Безбородову Николаю Максимовичу для выступления с заключительным словом и, если есть необходимость, Николаю Васильевичу Демчуку. Пожалуйста, Безбородов Николай Максимович. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! Все-таки я прошу прислушаться к решению Комитета по обороне: данный законопроект отклонить. Почему? Это решение созревало не сразу, созревало нелегко. Комитет собирался на несколько заседаний, провел, я, возможно, повторюсь, серьезный анализ, с приглашением специалистов Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации. От общего призывного контингента численность таких людей сегодня составляет 0,4 процента. Практика применения прежнего закона, который был до 1998 года, - "О воинской обязанности и военной службе" - свидетельствует о том, что действительно через три года молодые люди проходили освидетельствование, оказывались здоровыми, их призывали, но через месяц, через три 90 с лишним процентов приходилось увольнять по болезни, поскольку, я уже говорил, не наступает декомпенсация здоровья. Это люди больные, они устойчиво больны. Поэтому это не тот путь, по которому надо идти, чтобы восторжествовала справедливость, в том числе и конституционная. Это не тот путь, который позволит укрепить призывной контингент. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Демчук Николай Васильевич. С места. ДЕМЧУК Н. В. Хотя мне дано формальное право представлять законопроект Госсовета Республики Адыгея, я полностью согласен с концепцией законопроекта. Мотивация приведенная, в том числе и в официальном отзыве правительства, где сказано, что законопроектом не определен орган, который дает заключение о годности данной категории граждан к военной службе для принятия решения о призыве их на военную службу... Я считаю, что этот законопроект может быть принят и доработан ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 45 мин. 05 сек.) Проголосовало за 88 чел.19,6% Проголосовало против 35 чел.7,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 123 чел. Не голосовало 327 чел.72,7% Результат: не принято Не принято.