Заседание № 54
О проекте федерального закона № 74417-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования обращения с вторичными ресурсами; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части регулирования обращения с вторичными ресурсами").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Александр Борисович Коган. КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на развитие экономики замкнутого цикла, то есть на использование максимального количества вторресурсов в производстве. Кратко напомню суть законопроекта, который мы приняли в первом чтении. Законопроект регулирует правоотношения в части обращения с вторичными ресурсами, которые собраны раздельно либо появляются в ходе производства или при сортировке отходов, поступающих на соответствующие предприятия; определяет, как они превращаются во вторичное сырьё для получения уже конечного продукта; предусматривает механизмы вовлечения вторичных ресурсов, образующихся у населения, что очень важно. В законопроекте указаны основные механизмы уменьшения объёмов отходов, поступающих сегодня на полигоны, и предусмотрен ряд стимулирующих мер, которые позволят это сделать. В рамках подготовки законопроекта ко второму чтению поступило 33 поправки: 26 рекомендуются к отклонению, семь - к принятию. Но надо заметить, что большинство из 26 поправок, которые идут на отклонение, частично либо полностью учтены в тех семи поправках, которые идут на принятие. Хотелось бы поблагодарить не только депутатов, но и сенаторов, которые готовили поправки к этому законопроекту, активно включались в работу. При подготовке законопроекта мы провели достаточно большую консультативную работу с РСПП и ТПП, которые тоже внесли достаточно интересные предложения, и мы также учли их в поправках. В связи с этим у меня есть предложение перейти к голосованию по таблицам поправок - таблице поправок № 1, к принятию, и таблице поправок № 2, к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 38 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 05 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 29 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Александр Борисович. КОГАН А. Б. Законопроект подготовлен к третьему чтению, лингвистическая, юридико-техническая экспертизы проведены. Просьба поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет возражений. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам? Есть желающие выступить по мотивам. Включите режим записи на выступления. Хорошо, Александр Борисович, мы вас запишем. Покажите список. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" пусть определится, кто будет выступать. Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста. МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, регулирование в части переработки вторичных материальных ресурсов - это, безусловно, прогрессивный шаг, и его можно приветствовать, тем более что в Российской Федерации на сегодняшний момент, несмотря на мусорную реформу, которая у нас идёт несколько лет, всего лишь около 7 процентов твёрдых коммунальных отходов уходит, что называется, в переработку, а более 90 процентов не уходит, а накапливается на свалках, на полигонах и так далее. Тем не менее в этом законопроекте есть одна норма, которая вызывает очень большую тревогу, - это возможность энергетической утилизации вот этих вторичных материальных ресурсов. Считаю, что это совершенно недопустимая вещь, тем более что сжигание мусора, фактически твёрдых коммунальных отходов, даже если это называется вторичными материальными ресурсами, - это максимально неэффективно энергетически и экономически и фактически приведёт к тому, что дополнительные загрязняющие вещества будут попадать в атмосферный воздух, отравлять нашу атмосферу, отравлять природу и так далее. То есть в данной ситуации вот эта норма о возможности производства энергии через мусоросжигание и вообще сжигание мусора, я считаю, не приближают нас к прогрессу, а наоборот, оттаскивают нас назад, поэтому считаю, что в дальнейшем необходимо эту норму из данного законопроекта исключить. Тем более, что 11 апреля в Государственной Думе наша фракция проводила "круглый стол", посвящённый проблемам обращения с твёрдыми коммунальными отходами, и подавляющее большинство присутствующих, в том числе представителей экологического сообщества, общественных экологических организаций, выступили категорически против мусоросжигания как такового. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо Олег Алексеевич. Алексеенко Николай Николаевич - от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". АЛЕКСЕЕНКО Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ну, у меня подобный же вопрос, о том, о чём и Олег Алексеевич сказал. Дело в том, что треть всех коммунальных (бытовых) отходов в основном формируется из строительного мусора, в строительной отрасли. У нас сейчас перерабатывается от 5 до 10 процентов всего строймусора, в основном это железобетон. А при определённых условиях, в том числе нормативных, регуляторных, можно было бы перерабатывать 70, 80, даже 90 процентов, и такие примеры есть. На мой взгляд, что-то можно было бы докрутить, более директивные меры здесь применять. Ведь не нужно забывать, что у нас стартует всероссийская реновация, больше сотни миллионов квадратных метров, и снос старых зданий сгенерирует десятки миллионов тонн строительного мусора. Вот хотелось бы посмотреть, решает ли данный законопроект эти вопросы? Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, выступления по мотивам завершились. Законопроект ставится... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному выступлению от фракции, Александр Борисович. Не можем больше дать слово - от фракции одно выступление. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 46 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 11 чел.2,4 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Принимается в третьем чтении. Коллеги, напоминаю, что выступление по мотивам у нас одно от фракции. И я прошу депутатов всё-таки иметь это в виду и, если фракция определилась, кто должен выступать по мотивам, не проявлять здесь дополнительную инициативу.
Заседание № 52
О проекте федерального закона № 74417-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части регулирования обращения с вторичными ресурсами").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
КОБЫЛКИН Д. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я прошу снять с рассмотрения законопроект под 10-м пунктом повестки, перенести рассмотрение на более поздний срок, Вячеслав Викторович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, уважаемые коллеги, 10-й пункт нашей повестки, законопроект о внесении изменений в закон "Об отходах производства и потребления". У нас он не согласован с кем-то, да? Требуется досогласование - здесь просто Александр Дмитриевич Жуков подсказывает. А на какой день мы с вами его переносим? Вы в курсе, Алексей Васильевич? В курсе. Мы на какой день его переносим? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На следующую неделю. Тогда, Дмитрий Николаевич, на какой день на следующей неделе вы предлагаете перенести? У нас 28-е и 29-е. Пожалуйста, включите Кобылкину Дмитрию Николаевичу микрофон. КОБЫЛКИН Д. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, если можно, на 28-е число. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На 28-е. Коллеги, не возражаете? Нет. Принимается решение.
Заседание № 45
О проекте федерального закона № 74417-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части регулирования обращения с вторичными ресурсами".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, ещё пункт 28 рассмотрим и проекты постановлений и протокольных поручений. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части регулирования обращения с вторичными ресурсами". Доклад Евгения Владимировича Маркова. МАРКОВ Е. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я чувствую ваши эмоции и желание максимально сократить мой многостраничный доклад, поэтому буду говорить тезисно, очень кратко. Законопроект внесён во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации ещё от 2017 года. Это первое. Второе. Данный законопроект - это плод коллективного труда представителей практически всех наших парламентских партий. По нему, безусловно, будут какие-то вопросы, но я думаю, что мы дошлифуем его в рамках второго чтения. Тезисно буквально скажу, что входит у нас в этот законопроект, основные моменты. Мы вводим понятия вторичных ресурсов и вторичного сырья. Мы устанавливаем требования по обращению с вторичными ресурсами. Мы устанавливаем требования по обращению с побочными продуктами производства. Мы вводим правила подготовки информационно-технических справочников по вторичному сырью, а также график их принятия и актуализации. Мы устанавливаем особенности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае признания побочного продукта отходом. Это основные, тезисные вещи, на которых сосредоточен данный документ, он очень важен и нужен. Правительство Российской Федерации данный законопроект поддерживает. Я прошу всех вас также поддержать данный законопроект. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Когана Александра Борисовича. Пожалуйста. КОГАН А. Б. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые депутаты, Евгений Марков только что сказал, что данный законопроект поддержан всеми фракциями в нашем комитете. Мы достаточно подробно его обсуждали. Если коротко, то законопроект направлен на развитие экономики замкнутого цикла, цель которой в данном случае в повторном использовании, переработке ресурсов либо после получения какого-то продукта, либо после обработки отходов, то есть всё очень просто: это для того, чтобы как можно дольше прослужили соответствующие ресурсы. Законопроектом регулируются правоотношения, связанные со вторичными ресурсами, которые превращаются во вторичное сырьё, показывается, как вовлекать во вторичный оборот, и для этого создаются всевозможные стимулы. Но в целом вторичные ресурсы образуются и у населения, и на производстве, поэтому закон будет касаться абсолютно всех сфер деятельности нашей жизни. Комитет поддерживает принятие данного законопроекта, тем не менее есть направления для доработки этого законопроекта. Дополнительного регулирования требуют вопросы внедрения раздельного накопления и сбора вторичных ресурсов. Необходимо исключить риски, связанные с самостоятельным отнесением веществ и предметов к побочным продуктам производства, требуется дополнить законопроект положениями об учёте такой продукции и уведомлении уполномоченных органов об образовании такой продукции, а самое главное - о её объёмах. Взаимодействие с сельхозтоваропроизводителями очень важно. Мы обсуждали законопроект под пунктом 24 и говорили о побочном продукте. Вот этот законопроект, мне кажется, более системный, мы можем учесть соответствующие особенности обращения с побочным продуктом животноводства в рамках этого законопроекта и сделать его достаточно ёмким и понятным в применении, установить особенности применения проектируемых норм в отношении отходов I, II классов опасности. С 1 марта, хочу напомнить, у нас обращение с отходами I, II классов опасности регулируется федеральным законом, к работе приступил федеральный экологический оператор. Так вот у них тоже есть замечания, которые мы обязательно учтём ко второму чтению. Законопроект поддержан правительством, а у ГПУ есть замечания, которые также можно учесть ко второму чтению. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Евгению Владимировичу. Уважаемый Евгений Владимирович, у ряда экологических организаций сегодня есть большое количество вопросов. Они говорят, что из-под надзора Росприроднадзора, прошу прощения за тавтологию, фактически выводится (или может быть выведено) большое количество отходов. В частности, в производстве спирта есть понятие "барда": сейчас это вещество IV класса опасности и по поводу этого принимаются, хоть и с трудом, кое-какие меры, но завтра барду включат в этот новый справочник как продукт, подлежащий переработке, и предприятия начнут её накапливать в своих котлованах и ссылаться на то, что это продукт, подлежащий вторичной переработке, соответственно, не подлежащий надзору со стороны Росприроднадзора, и никакой ответственности у них не будет. Как предотвратить подобный риск? Кто этот справочник будет утверждать и когда мы его увидим? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Борисович, ответите? Включите микрофон на трибуне. КОГАН А. Б. Я отвечу. Здесь большой пласт вопросов, но я постараюсь коротко ответить. Дело в том, что на сегодняшний день нормативами, которые существуют, нормативными документами, можно отнести любое вещество, которое получается в рамках побочного продукта или в рамках производства основного продукта, к побочному продукту. И мы что делаем? У нас вводятся новые понятия "вторресурсы", "вторсырьё", мы поднимаем понятие "побочный продукт" на уровень закона и делаем это принципиально, потому что теперь это будет более чётко регулироваться, уже не будет никакой самостийности при отнесении того или иного вещества то ли к побочному продукту, то ли к отходам и так далее. Но что очень важно? Важно, что мы ни в коем случае не выводим из-под ведения Росприроднадзора регулирование надзора побочного продукта, это во-первых. Во-вторых, мы ни в коем случае не говорим о том, что это не отходы. Мы говорим, что на момент, когда побочный продукт находится на производстве, у которого есть свои ресурсы, чтобы переработать это вторсырьё, это называется побочным продуктом. Но если за определённый период его не переработали, то это становится отходами, и из категории отходов его никто не выводит. По сути, мы сегодня стимулируем наших производителей, юридические лица, чтобы у нас появлялось всё меньше и меньше отходов, которые идут на полигоны, и не важно, это промышленные полигоны или это полигоны ТКО, - важно, чтобы объём этот уменьшился и чтобы было стимулирование этих производителей всё больше и больше в свой оборот именно вторресурсы включать. Законопроект на это направлен. И что очень важно, мы не выводим это из-под действия закона № 89-ФЗ - здесь также надзор Росприроднадзора и это является отходами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента, правительства? Докладчик, содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части регулирования обращения с вторичными ресурсами", пункт 28. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 36 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 10 чел.2,2 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принимается.