Заседание № 283

26.02.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 744088-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "О парламентском контроле" (в части заслушивания информации представителей Правительства Российской Федерации о ежегодных государственных и национальных докладах).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3766 по 3779 из 8803
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный      
закон "О парламентском контроле". Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин.         
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект       
подготовлен к принятию в третьем чтении, все процедуры проведены, просим        
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли выступления по мотивам? Записался Владимир Александрович               
Поневежский.                                                                    
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6933 по 6954 из 8803
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный      
закон "О парламентском контроле".                                               
                                                                                
По мотивам голосования - Владимир Александрович Поневежский. Нет,               
отказывается.                                                                   
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              440 чел.97,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    440 чел.                                          
Не голосовало                  10 чел.2,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 281

19.02.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 744088-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "О парламентском контроле" (в части заслушивания информации представителей Правительства Российской Федерации о ежегодных государственных и национальных докладах; принят в первом чтении 30 июня 2015 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О парламентском контроле" в части совершенствования форм парламентского контроля").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2696 по 2725 из 7528
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный     
закон "О парламентском контроле". Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин.         
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Три поправки           
поступило к законопроекту, все три рекомендуются комитетом к принятию. Просим   
утвердить таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию, и принять             
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.30,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6148 по 6164 из 7528
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный     
закон "О парламентском контроле", второе чтение.                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              440 чел.97,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    440 чел.                                          
Не голосовало                  10 чел.2,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 244

30.06.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 744088-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О парламентском контроле" в части совершенствования форм парламентского контроля".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3601 по 4096 из 7664
36-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
Федеральный закон "О парламентском контроле" в части совершенствования форм     
парламентского контроля". Докладывает Ирина Анатольевна Яровая.                 
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и      
противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, безусловно, вопросы парламентского контроля - это наша с     
вами прямая компетенция, и от того, насколько серьёзно и эффективно             
обеспечивается парламентский контроль, - можно с достаточной степенью           
уверенности говорить об этом - зависит решение тех или иных проблем, которые    
касаются и вопросов качества жизни граждан, и вопросов правового обеспечения,   
и вопросов противодействия коррупции, и вопросов реализации государственной     
политики в различных сферах.                                                    
                                                                                
Хочу вам напомнить, что в соответствии со статьёй 114 Конституции Российской    
Федерации Правительству Российской Федерации надлежит реализовывать единую      
государственную политику в сфере образования, здравоохранения, культуры,        
социального обеспечения, экологии. В настоящее время в соответствии с           
действующим законодательством Правительство Российской Федерации представляет   
в парламент национальные доклады и государственные доклады. Хочу обратить       
ваше внимание на то, что формат национального доклада предполагает              
заслушивание палатой соответствующей развёрнутой информации. Сегодня            
утверждаются национальные доклады о состоянии в сфере культуры, в сфере         
сельского хозяйства и в сфере фитосанитарного контроля. Государственные         
доклады также в соответствии с законодательством представляются в парламент,    
но они не заслушиваются палатой, хотя касаются очень важных сфер реализации     
государственной политики, например вопросов защиты прав детей и семьи,          
вопросов здравоохранения, вопросов экологии, вопросов образования. Обращу       
ваше внимание на тот факт, что государственные доклады поступают только в       
профильные комитеты и мало кто с ними вообще в принципе знакомится. А           
информация о таком важнейшем вопросе, как реализация государственной политики   
в области науки, сегодня вообще ни в какой форме не представляется в            
парламент Российской Федерации - ни в форме национального, ни в форме           
государственного доклада.                                                       
                                                                                
Что мы предлагаем сделать? Мы предлагаем установить общее унифицированное       
требование, предполагающее безусловное и обязательное участие аудитора          
Счётной палаты в обсуждении в парламенте национальных и государственных         
докладов, поскольку реализация единой государственной политики по этим          
направлениям обеспечивается соответствующим бюджетным финансированием. Мы       
прекрасно понимаем, что те целевые показатели, которые напрямую влияют на       
качество жизни людей, на достижение вполне понятных конечных результатов,       
ради которых реализуется государственная политика, должны подтверждаться и      
эффективностью бюджетных расходов, поэтому, на наш взгляд, шаг в сторону        
того, чтобы именно Счётная палата участвовала в обсуждении этих вопросов в      
рамках заслушивания государственного или национального доклада и представляла   
Государственной Думе развёрнутую информацию, соответствует тем целям            
парламентского контроля, которые сегодня заявлены парламентом и которые         
реализуются в соответствии с действующим законодательством.                     
                                                                                
Я хотела бы обратить ваше внимание на тот факт, что данный проект закона нами   
вносился пакетом, одновременно мы предполагали рассмотреть вопрос - и           
полагаем, что если не в эту сессию, то в осеннюю мы его решим - об              
обязательном представлении доклада о реализации единой государственной          
политики в области науки, а доклад о реализации государственной политики в      
сфере образования, который представляется в профильный комитет просто в         
качестве информации и палатой не обсуждается, перевести из статуса              
государственного в статус национального. Национальные доклады по вопросам       
науки и образования предполагается заслушивать на пленарном заседании           
Государственной Думы, с учётом того что вопросы образования и науки сегодня     
являются ключевыми с точки зрения обеспечения гуманитарной безопасности: не     
единожды мы с вами обсуждали вопросы, связанные с тем, что интервенции,         
которые сегодня, к сожалению, набирают обороты во всём мире, реализуются        
именно через гуманитарную сферу. Поэтому будет вполне справедливо, чтобы        
парламент Российской Федерации имел возможность заслушать в публичном           
пространстве национальные доклады о реализации единой государственной           
политики в сфере образования и в сфере науки, а также развёрнутую информацию    
Счётной палаты о том, насколько эффективно тратятся государственные средства    
на такие важнейшие сферы, развитие которых обеспечивает будущее России и, без   
преувеличения, является одним из ключевых факторов стабильности и               
безопасности страны в современной геополитической ситуации.                     
                                                                                
Мы очень надеемся на вашу поддержку и рассчитываем на то, что Правительство     
Российской Федерации изменит свою позицию по законопроектам, касающимся         
национальных докладов по вопросам образования и науки. Мы полагаем, что         
сегодня это и в интересах Министерства образования и науки - получить именно    
на публичной площадке, в парламенте, поддержку и при контроле парламента        
реализовывать важнейшее для Российской Федерации направление государственной    
политики.                                                                       
                                                                                
Надеемся, что все фракции поддержат нашу законодательную инициативу.            
                                                                                
Спасибо всем за внимание.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна.                               
                                                                                
С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В своём докладе        
Ирина Анатольевна подробнейшим образом изложила суть законопроекта, а также     
коснулась вопроса подготовки и заслушивания национальных докладов по самым      
различным сферам, относящимся к компетенции федеральных органов                 
государственной власти.                                                         
                                                                                
Комитет рассмотрел указанную законодательную инициативу и отмечает, что         
заслушивание докладов на заседании Государственной Думы обеспечивает и          
публичность процедур, и формат обсуждения палатой Федерального Собрания, тем    
более особо важное значение данный законопроект приобретает в связи с тем,      
что в рамках предлагаемых процедур обсуждения обязательным является участие     
аудитора Счётной палаты Российской Федерации, возглавляющего соответствующее    
направление деятельности Счётной палаты.                                        
                                                                                
Мы поддерживаем концепцию данного законопроекта, считая, что его принятие       
повысит эффективность парламентского контроля в соответствующих сферах, и       
рекомендуем Государственной Думе принять его в первом чтении.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Вопросы есть? Есть.                                                             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемая Ирина Анатольевна, скажите, пожалуйста, а не дезавуируем ли мы саму   
форму контроля, если просто переведём представление государственных и           
национальных докладов в форму заслушивания - будем их заслушивать, как          
заслушиваем доклад уполномоченного по правам человека и другие доклады? Мне     
кажется, что доклад докладом, но правильнее было бы всё же и вопросы задать,    
и обсудить, да плюс ещё и ответственность должна быть предусмотрена, потому     
что если мы будем четыре раза в год заслушивать правительство без всяких        
последствий, то это будет как мёртвому припарка.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Яровой включите микрофон.                        
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Николай Васильевич, для того чтобы процедура контроля носила       
реальный характер и была наполнена содержанием, мы как раз и предлагаем         
ввести обязательное участие аудитора Счётной палаты, чего сегодня в принципе    
нет, несмотря на то что у нас, как я сказала, уже существует форма              
национальных докладов, которые представляются в Государственную Думу и          
заслушиваются на пленарном заседании палаты, а также предлагаем                 
распространить это требование и на государственные доклады. Я не случайно       
обратила ваше внимание на то, что государственный доклад сегодня                
представляется просто в письменном виде (в какой период - мы с вами тоже не     
знаем, если не входим в профильный комитет) и даже не размещается на общих      
ресурсах. Мы полагаем, что это не соответствует принципам Конституции, в        
которой прямо указана необходимость обеспечения единой государственной          
политики в важнейших сферах, определённых изначально. Вот для того чтобы        
устранить эти пробелы и для того чтобы процедура контроля и заслушивания        
носила реальный и содержательный характер, мы и предлагаем эти изменения.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шингаркин Максим Андреевич.                                                     
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемая Ирина Анатольевна, как известно, Российская Федерация является        
государством с федеративным устройством, и в части развития территорий          
субъектов... Понятно, что невозможно получать доклады от каждого губернатора,   
но не целесообразно ли, по вашему мнению, получать информацию от                
представителей президента в федеральных округах, то есть фактически от          
исполнительной власти Российской Федерации, по тем же самым вопросам, которые   
рассматриваются в рамках государственных докладов, и точно так же проводить     
процедуру заслушивания докладов на заседании палаты?                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Яровой включите микрофон.                        
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Спасибо за вопрос. Я полагаю, что вы ставите вопрос о совершенно   
другой области регулирования, о другой компетенции. В данном случае такая       
форма взаимодействия не предусмотрена и, на мой взгляд, будет избыточна. В      
соответствии с Конституцией, с федеральным законодательством национальные и     
государственные доклады представляются правительством в парламент, что          
полностью соответствует и субординации, и компетенции каждого из органов.       
                                                                                
Что касается возможности распространения практики заслушивания докладов по      
важнейшим направлениям государственной политики на региональном уровне, с       
точки зрения компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного      
самоуправления это совершенно другая целевая задача, которую надлежит решать    
уже исходя из компетенций, которые установлены 184-м федеральным законом об     
органах государственной власти и 131-м законом об органах местного              
самоуправления.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Щепинов Максим Александрович.                                                   
                                                                                
ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Уважаемая Ирина Анатольевна, это, безусловно, очень нужный и важный             
законопроект именно в плане повышения эффективности парламентского контроля.    
Вы в своём докладе упомянули позицию правительства - я так понимаю, это         
позиция Минобрнауки, - касающуюся повышения статуса государственного доклада    
по такой важной теме, как образование, до национального доклада: я так          
понимаю, что правительство против. Не могли бы вы уточнить, объяснить, почему   
они заняли такую позицию, когда действительно тема настолько важна и            
актуальна?                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Яровой включите микрофон.                        
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Спасибо, Максим Александрович, за вопрос. Я, честно говоря,        
настроена на конструктивное взаимодействие с правительством, и у нас нет        
оснований предполагать, что в решении данного вопроса мы не достигнем           
взаимопонимания, поскольку те первоначальные замечания, которые поступили на    
проекты законов к первому чтению, не содержат ни одного сущностного             
замечания, хотя сделан вывод, что законопроект не может быть поддержан в        
предложенной редакции. Мы полагаем, что здесь имеет место нестыковка,           
несоответствие содержания отзыва конечному выводу, но мы также полагаем, что    
это вопросы рабочие, и мы намерены над ними работать. Мы заинтересованы в       
том, чтобы и вы подключились к этой работе.                                     
                                                                                
Если говорить сущностно, содержательно о тех предложениях, которые              
сформулированы в законопроектах о национальных докладах по науке и              
образованию, то хочу однозначно подчеркнуть, что фактически уже сегодня в       
действующем законодательстве закреплена обязанность Министерства образования    
и науки, правительства представлять в Государственную Думу доклад, но нет       
процедуры заслушивания этого доклада, понимаете, это две совершенно разные      
формы: представляют доклад, и он где-то хранится, или его заслушивают, а        
следовательно, обсуждают, задают вопросы, приглашают аудитора - это             
совершенно разные формы.                                                        
                                                                                
Мы всё-таки полагаем, что сегодня есть общая, консолидированная                 
заинтересованность всех ветвей государственной власти Российской Федерации в    
том, чтобы важнейшее направление государственной политики - сфера образования   
и науки - было абсолютным приоритетом, в том числе с точки зрения               
взаимодействия ветвей власти и парламентского контроля, поэтому я надеюсь,      
что в осеннюю сессию мы эти законы обязательно примем.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тарнавский Александр Георгиевич.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня вопрос содокладчику, Дмитрию Фёдоровичу Вяткину.        
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, форма информирования о деятельности правительства, тех или   
иных ведомств - это, наверное, неплохая форма, но, мне кажется, она сейчас      
всё-таки не совсем актуальна. Мы много о чём слышим, но правительство на всё    
реагирует в режиме поговорки: Васька слушает да ест. И конечно, это, в общем,   
иногда вызывает чувство недоумения, потому что мы говорим об одном, а поезд     
идёт, так сказать, в каком-то другом направлении.                               
                                                                                
Обсуждался ли на заседании комитета вопрос о том, что этот доклад стоит         
превратить в некий отчёт, по итогам которого парламент мог бы выставлять        
правительству, ведомствам те или иные оценки за проделанную работу, с тем       
чтобы мы получали именно результат, чтобы реакция парламента на деятельность    
правительства, возможность поставить ему неуд... (Микрофон отключён.)           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Геогриевич, я не соглашусь с тем, что          
неактуальны те предложения, которые сделаны в данном законопроекте, а также     
содержатся в двух других законопроектах, о которых упомянула уважаемая Ирина    
Анатольевна. Дело в том, что за прошедшие годы, за время работы                 
Государственной Думы нынешнего созыва мы как раз таки усилили и                 
усовершенствовали формы парламентского контроля. Это первое.                    
                                                                                
Второе. Оценки деятельности правительства, отдельных министерств и ведомств     
по тем или иным направлениям, которые высказываются, даются здесь и             
представителями профильных комитетов, и представителями фракций в               
Государственной Думе, являются, по сути дела, выражением нашей официальной      
позиции, нашей оценкой их деятельности. Не знаю, что вы понимаете под           
словосочетанием "поставить неуд", но вы же прекрасно знаете, что существуют     
определённые конституционные процедуры, когда Государственная Дума, как вы      
выражаетесь, ставит неуд, и это имеет соответствующие последствия. Эти          
конституционные процедуры, естественно, закреплены, их никто менять не          
собирается, и этого нам достаточно для того, чтобы не только, скажем так,       
оценивать работу отдельных ведомств или правительства в целом, но и             
реализовывать всё это на практике. Поэтому совершенствовать в рамках процедур   
парламентского контроля, без всякого сомнения, мы будем всё, что                
предусмотрено Конституцией, но дай бог, чтобы этого не понадобилось.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Ирина Анатольевна, у меня вопрос к вам. Слушая многочисленные отчёты            
представителей правительства, министров и так далее, мы часто пытаемся задать   
какие-то уточняющие вопросы, высказать свою позицию и получаем довольно         
общие, расплывчатые ответы - то ли представитель правительства в этот момент    
не владеет информацией, то ли сразу не сориентировался, а потом у него уже      
нет возможности поправиться, дополнить ответ, то ли он просто уходит от         
ответа, и вопрос повисает в воздухе. Не кажется ли вам, что, поскольку мы       
заслушиваем отчёты представителей правительства с определённой                  
периодичностью, каждый из них должен начинаться с ответов на основные           
вопросы, которые были заданы по поводу предшествующего отчёта, с информации о   
том, как отреагировало соответствующее министерство и правительство в целом     
на критику и что исправлено за этот период, и только потом следует говорить о   
каких-то новых перспективах? Иначе получается, что анализ не сделали, а идём    
вперёд - и спотыкаемся о те же самые камни!                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Яровой включите микрофон.                        
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Владимир Николаевич, вы немножко спутали разные формы              
взаимодействия парламента и правительства. Вы сейчас ведёте речь о нашем        
взаимодействии в рамках "правительственного часа", а доклад о реализации        
единой государственной политики - это совершенно другое. Более того, хочу       
обратить ваше внимание на то, что не случайно изначально - и в Конституции, и   
в федеральном законодательстве - это выделено особо, это обособлено. В данном   
случае речь идёт не просто о каком-то отчёте, речь идёт о более глубоком,       
серьёзном и важном вопросе - о реализации единой государственной политики в     
определённой сфере.                                                             
                                                                                
Кроме того, я полагаю, что ваш вывод в части того, что мы не получаем           
ответов, несостоятелен по одной простой причине: формат многократных            
обсуждений - и в рамках "правительственного часа", и в рамках заслушивания      
докладов, по которым уже установлена процедура, - является очень эффективной    
и очень содержательной формой, поскольку и абсолютно точно нацеливает само      
профильное министерство на глубокую и содержательную подготовку вопросов, и     
даёт возможность представителям всех фракций сформировать не только вопросы,    
но и свою позицию, рекомендации, замечания, предложения, а профильным           
комитетам - выстроить дальнейшую совместную работу. Всё-таки я полагаю, что     
мы, как орган государственной власти, вместе с правительством несём общую       
ответственность за эффективную и качественную реализацию государственной        
политики в Российской Федерации, поэтому форму парламентского контроля я        
рассматривала бы прежде всего именно с точки зрения нацеленности на общее       
качественное взаимодействие и эффективную работу.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Да.                                                
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, здесь не раз уже говорили об эффективности    
парламентского контроля, об эффективности "правительственных часов" и так       
далее. Ну хорошо - эффективность, а как её измерить? Вот мы заслушали доклад    
представителя правительства на "правительственном часе" или в другой форме с    
ним ознакомились - я ничего здесь не перепутал, - какие-то вопросы задали, но   
критерием эффективности вот этой формы - парламентского контроля, наверное,     
должно быть разрешение реальных ситуаций в нашей стране. А когда мы с вами      
констатируем, что уровень бедности растёт, что есть проблема, скажем, с         
детскими садами (в отношении детей от полутора до 3 лет вопрос решается, а      
дальше нет), что инвестиционный климат у нас ухудшается, что вузы и школы       
закрываются, что все чиновники поголовно или почти поголовно ездят лечиться     
за рубеж... Видимо, само по себе выражение "форма контроля" звучит хорошо, но   
эффективность контроля крайне низкая!                                           
                                                                                
Я думаю, что здесь есть и наш грех. Я считаю, что в этом зале сидят             
профессионалы, которые стремятся что-то улучшить в нашей стране, чтобы,         
выходя к избирателям, иметь возможность, не краснея, сказать: вот с моей        
помощью, при моём участии то-то и то-то улучшилось! - но, вспомните, когда мы   
начинаем обсуждение (завтра снова будет у нас обсуждение на                     
"правительственном часе"), мы ведь сами не даём себе возможности хорошо         
обсудить вопрос, дать хорошие рекомендации, выработать какие-то общие           
решения! Мы говорим: по два вопроса от фракции. Хорошо, четыре фракции -        
восемь вопросов, а ещё четыреста сорок два депутата, они для чего в зале        
сидят? Или что, мы им не доверяем? Что, они не профессионалы, их мнение нас     
не интересует? Или, может, они люди другого сорта, не могут спросить            
представителя правительства о том, что волнует их самих и избирателей?! По      
одному выступлению от фракции - вот, наверное, в чём корень-то, вот почему      
все эти формы парламентского контроля не срабатывают так, как хотелось, или     
вообще не срабатывают: мы сами не пытаемся решать вопросы полноценно! Но там,   
где нет честного диагноза, не может быть и честного лечения, а где нет          
честного лечения - там не может быть и улучшения ситуации.                      
                                                                                
Я считаю, что при всей правильности постановки этого вопроса нам нужно начать   
с себя, и не количеством брать, а качеством: мы чуть ли не каждую неделю        
кого-то заслушиваем, а ситуация всё хуже, хуже и хуже! Давайте выделять на      
обсуждение вопроса не час-два, а три, четыре часа, чтобы действительно к        
проблеме в течение года больше не возвращаться. Мы высказались, поставили       
задачи и говорим: ребята, наша позиция, позиция парламента, сформулирована,     
задачи поставлены - будьте добры их выполнить, а в следующий раз придёте и      
доложите об этом, и тогда мы скажем, на месте вы или не на месте, можем мы не   
стыдясь идти к избирателям или не можем. Вот тогда будет критерий               
эффективности, а пока критерий эффективности у нас расплывчатый, мы можем в     
словах потопить очень многое из того, что сегодня нужно... (Микрофон            
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Владимир Александрович Поневежский.                                             
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" полностью   
поддерживает идею авторов законопроекта по заслушиванию на заседаниях           
Государственной Думы информации представителей Правительства Российской         
Федерации о ежегодных государственных и национальных докладах при               
обязательном присутствии аудитора Счётной палаты по соответствующему            
направлению и будет голосовать за принятие данного законопроекта в первом       
чтении. Государственные и национальные доклады являются важными элементами      
парламентского контроля за состоянием дел в наиболее важных сферах              
общественной жизни. Подготовка таких докладов предусмотрена положениями ряда    
федеральных законов, принятие же данного закона обеспечит публичность данной    
процедуры и позволит повысить эффективность парламентского контроля в целом.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
От фракции, Сергей Михайлович? От фракции.                                      
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Ну, казалось бы, это технический законопроект - те положения,   
которые предусмотрены в других федеральных законах, мы переносим в закон "О     
парламентском контроле", но тем не менее я считаю, что это действительно        
очень важно для того, чтобы привести в соответствие всю нашу систему законов,   
о чём мы не раз говорили, чтобы рассматривать всё наше законодательство в       
комплексе. Я сразу хочу сказать, что фракция ЛДПР будет поддерживать данный     
законопроект.                                                                   
                                                                                
Вместе с тем есть моменты, на которые я хотел бы обратить ваше внимание. Для    
того чтобы понимать, что мы хотим получить в итоге, нужно представлять, что     
такое вообще контроль. Мы часто говорим: парламентский контроль,                
парламентский контроль... Контроль - это важный, можно сказать, основной        
элемент системы управления, под контролем мы понимаем наблюдение за             
параметрами системы, целью его является оптимизация последней. Когда мы         
заслушиваем национальные доклады, мы приглашаем аудиторов, но вот мы            
заслушали представителей правительства - а какой будет у нас в итоге            
результат? На самом деле в последнее время основной итог нашего                 
взаимодействия с правительством - это принятие к сведению: вот что бы мы с      
вами ни рассматривали, мы только принимаем это к сведению. В последний раз,     
когда я выступал по отчёту Центрального банка и мы, все фракции, фактически     
давали оценки, я решил посмотреть, уточнить соответствующие положения в         
законе о Центробанке: что удивительно, я не смог бы предложить туда включить    
норму об оценке, потому что там уже написано, что парламент принимает           
решение, то есть у нас такое право уже есть, а формулировка "принятие к         
сведению" - это уже наше собственное решение. Фактически та инициатива по       
Центробанку, с которой я выхожу, касается гражданства руководителей             
Центрального банка, других элементов, но в отношении принятия нами решения      
там всё прописано. А вот что касается парламентского контроля в отношении       
национальных докладов, на мой взгляд, мы, конечно, должны принимать решение,    
для того чтобы система как-то изменилась.                                       
                                                                                
Вот посмотрите, у нас есть этот элемент даже на уровне муниципалитетов: если    
работа главы муниципального образования дважды признаётся                       
неудовлетворительной, то это является основанием для того, чтобы он ушёл в      
отставку, для того, чтобы губернатор его, так сказать, спровадил с этой         
должности. Вот вы представьте: если сюда будут приходить с отчётом министр      
или замминистра культуры, например, или министр сельского хозяйства, реально    
понимая, что, хотя и председатель правительства является руководителем          
партии, и большинство в парламенте у этой партии, деятельности министерства     
будет дана оценка, что мы не просто дадим рекомендации, а оценим, насколько в   
докладе отражена суть тех индикаторов и показателей, которые были заложены, я   
думаю, отношение к нам тех людей, которые выходят на эту трибуну, будет         
совсем другое. Сегодня же априори все представители правительства знают, что    
мы их информацию просто примем к сведению. Да, сегодня мы услышали от           
представителей комитета, что фракции имеют право давать оценки, и, скажем       
так, правительство это слышит, но дальше что? Реально дальше шагов никаких      
нет! Мы с вами свидетели ситуаций, когда, скажем, Счётная палата даёт оценку,   
парламент говорит о неэффективности, о том, что уставные капиталы лежат на      
счетах, мы все это отмечаем, но реально действий-то со стороны правительства    
никаких нет! Это свидетельствует о том, что та форма контроля, которая          
сегодня существует, недостаточно эффективна.                                    
                                                                                
Поэтому, повторяю, мы, конечно, поддержим данный законопроект, но хотим ещё     
раз обратить ваше внимание на то, что всё-таки парламент, для того чтобы        
управлять процессами экономики, должен иметь возможность регуляторного          
воздействия, а у нас, к сожалению, такой возможности нет. И мы выходим с        
предложением, чтобы мы здесь не просто заслушивали доклады, но и давали         
оценку и наша оценка в случае признания проделанной работы                      
неудовлетворительной была основанием для принятия председателем правительства   
управленческих решений в отношении тех людей, которые отвечают за               
национальный доклад.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ирина Анатольевна, будете выступать?                                            
                                                                                
Депутату Яровой включите микрофон.                                              
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, для нас принципиально важной является           
консолидированная позиция, выраженная в поддержке концепции, в поддержке        
подходов, но я хотела бы всё-таки обратить внимание на то обстоятельство, что   
в Российской Федерации действует система разделения ветвей власти, что,         
безусловно, обеспечивает тот самый баланс сдержек и противовесов,               
обеспечивает реализацию компетенции каждой из ветвей власти. Поэтому наша с     
вами задача, как законодателей, всё-таки действовать в русле логики             
конструктивной, созидательной и в рамках тех полномочий, которым наделён        
парламент Российской Федерации в соответствии с Конституцией. Полагаю, что      
чрезвычайно важным является уже тот шаг, что информация в форме                 
государственного доклада, так же как национальный доклад, станет предметом      
обсуждения не на отдельных площадках парламента, а на заседании палаты, что     
повышает статус, значение и серьёзность отношения к той или иной                
проблематике. Кроме того, впервые появляется - а не переносится из других       
законодательных актов - функция обязательного участия аудитора Счётной палаты   
в обсуждении при заслушивании национального, государственного докладов, в том   
числе и по целевому, эффективному использованию бюджетных средств. Считаю,      
что именно такой взвешенный, сбалансированный подход, позволяющий и             
парламенту, и правительству надлежащим образом реализовывать свои               
компетенции, будет единственно верным решением - решением в пользу наших        
избирателей.                                                                    
                                                                                
Благодарю вас за поддержку и надеюсь, что ко второму и к третьему чтениям мы    
с вами подойдём в достаточно короткие сроки.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, будете выступать с заключительным словом? Нет.               
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6985 по 7002 из 7664
36-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О парламентском контроле" в части совершенствования форм                 
парламентского контроля".                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              442 чел.98,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.