Заседание № 295
О проекте федерального закона № 743295-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в части расширения требований к письменным обращениям граждан).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
41-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Докладывает Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В. Очень кратко - законопроект небольшой. Уважаемые коллеги, мы с коллегами из фракции внесли законопроект, в котором предлагается внести изменения в часть 3 статьи 7, расширив список обязательных персональных сведений при направлении в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращения в форме электронного документа. Многие сейчас активно пользуются Интернетом, и органы местного самоуправления, органы государственной власти, Государственная Дума буквально завалены электронными обращениями, в которых указаны какие-нибудь левые электронные адреса, так как зарегистрировать почтовый ящик очень просто. Ни наши помощники, ни сотрудники аппаратов органов государственной власти не могут ни рассмотреть, ни вернуть обращение, потому что не могут найти тех, кто отправил. Вот я лично не раз сталкивался с тем - очень много обращений через моих помощников проходит, - что приходят письма, где указан адрес, допустим, Миша-Миша какой-нибудь. Начинаешь направлять запросы, поднимать людей, задействуешь весь механизм государственной власти, и выясняется, что такого Миши-Миши нет, то есть неизвестно кто писал и некому отвечать, да и проблемы такой нет. Поэтому есть предложение доработать этот закон: гражданин обязан указать свой телефон и почтовый адрес. У нас в законодательстве, к сожалению, не предусмотрена обязанность при регистрации почтовых ящиков указывать телефон и почтовый адрес, поэтому мы и внесли такой законопроект, чтобы, во-первых, упорядочить обращения граждан в государственные органы власти, а во-вторых, немножко уменьшить поток анонимных обращений к нам. Вот вкратце суть законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Автор законопроекта достаточно подробно рассказал о предполагаемых законодательных изменениях. Комитет рассмотрел их и согласен с тем, что проблема такая существует, мы, депутаты Государственной Думы, практически ежедневно сталкиваемся с тем, что к нам на электронную почту приходят порой провокационные, порой с определённым каким-то смыслом обращения и невозможно установить, кто это отправил и с какой целью. Однако комитет не поддержал данное предложение, выразив позицию, что установление дополнительных заградительных процедур не остановит злоумышленников или людей, которые имеют какой-то умысел, направляя так называемый спам в разные инстанции, но может ударить по законопослушным, добропорядочным гражданам. Поэтому комитет концепцию не поддерживает, а мы, депутаты фракции ЛДПР, поддержали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я всё-таки не понял, Ярослав Евгеньевич, о каких заградительных барьерах идёт речь? Человек обращается за помощью, и он что, не должен указывать фамилию, имя, отчество? Как вы или я в ответе будем к нему обращаться - "эй, дорогой", что ли? Второй вопрос: почему он не должен указывать свой почтовый адрес? Это что, заградительный барьер? Ну я не понял позицию. Я понимаю позицию вашей фракции - вы поддерживаете, а почему комитет, где вы председатель, не поддерживает? Какие заградительные барьеры? Если бы, ну, не знаю, группу крови надо было указывать, или когда он женился или она замуж вышла, или ещё что-то, но тут-то фамилия, имя, отчество, почтовый адрес и ещё номер телефона, по которому ему можно позвонить и спросить, если он за помощью обращается, он вообще живой, здоровый, может быть, еще что-то можно сделать. Объясните всё-таки, почему комитет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Николаевич, мне достаточно трудно отвечать на ваш вопрос, потому что я с вами согласен, с одной стороны, с другой стороны, напоминаю, что в комитете у нас один депутат - коммунист, три депутата - от фракции ЛДПР и один - от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Таким образом, в сумме оппозиционных депутатов всё равно меньше, чем депутатов, которые представляют фракцию большинства в Государственной Думе, и результаты голосования, соответственно, зависят прежде всего от позиции, которую занимают представители фракции парламентского большинства. Суть предложения заключается в том, чтобы не рассматривать письма, которые не содержат определённые сведения, хотя сегодня по закону, если в обращении не указан почтовый адрес, достаточно отправить ответ на электронную почту. Предлагается расширить перечень требований к обращению, что может, с одной стороны, существенно - рассказываю о логике принятого решения - снизить возможность для наших избирателей отстаивать свои права, решать свои вопросы путём обращения в те или иные органы государственной власти, органы местного самоуправления, с другой стороны, позволить чиновникам злоупотреблять или подходить формально, искать разные причины, чтобы считать данное обращение просто анонимкой. А в целом надо понимать, что некоторые граждане просто забывают что-либо указать, что кто-то уже в преклонном возрасте, кто-то по невнимательности указывает неверные или нечитаемые данные, и всё это будет являться основанием для чиновников считать такие обращения анонимками. При этом злоумышленник может абсолютно свободно написать вымышленный адрес, вымышленные фамилию, имя, отчество - и он не будет подпадать под действие ограничительных мер, которые предлагаются в законопроекте. Я ещё раз повторяю, что мы, депутаты фракции ЛДПР, на заседании комитета поддержали эту инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Сергей Николаевич Решульский, а потом Сергей Владимирович Иванов. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Я давно ждал рассмотрения этого законопроекта, потому что, надеюсь, проблема с рассмотрением писем и заявлений волнует не только меня и не только наших граждан, но и всех депутатов, сидящих в этом зале. Я благодарен авторам законопроекта, что они вышли с такой инициативой. Из ответа, который сейчас дал Ярослав Евгеньевич, я понял, что только голосами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" заветировано, скажем так, очень разумное и нормальное предложение. Я бы хотел, чтобы мы вообще перестали заигрывать с так называемым "народ хочет". Давайте всё-таки будем законопослушными и приучим себя работать нормально! Какой заградительный барьер вы увидели, если это фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" заблокировала закон? Требуется, чтобы человек указал фамилию, имя и отчество, - где тут заградительный барьер, вы что, все безымянные, что ли?! Или чтобы человек указал свой почтовый адрес - мы же все где-то живём, не бомжи же нам пишут, в конце-то концов! Ярослав Евгеньевич, вы оговорились, наверное. Люди преклонного возраста что-то посылают по Интернету в исключительных случаях, наверное, с помощью внуков. В преклонном возрасте уже пальцами в девайсы, в гаджеты не тычут. Вот я вам привожу простой пример - я надеялся, что мы примем этот законопроект в первом чтении, - речь идёт, ещё раз подчёркиваю, об электронной почте. Либо вы не заходите в свою электронную почту, либо ваши помощники вам не докладывают. Вы что, не видите, что в адрес каждого депутата... Вот сейчас, в этот короткий перерыв, я сидел просматривал заявления. В адрес каждого - как минимум четырёхсот-четырёхсот сорока человек, - я знаю, пришли три письма, которые и я получил. Это делается очень просто, если вы умеете пользоваться Интернетом. Можно написать какой-то бред в письме - извините, что я так говорю, но я получил настоящий бред, - а после этого достаточно вызвать адресное меню Госдумы, нажать кнопку - и всем вам, четырёмстам с лишним депутатам, это придёт. Я уже несколько раз за свою многолетнюю работу обращался в комитет по Регламенту: дайте нам ответ, что нам делать с такими письмами? Приходит четыреста писем в адрес четырёхсот с лишним депутатов, а мы все по действующему закону должны направить эти письма, эти обращения, скажем, в МВД на рассмотрение. Ну вы же понимаете, что мы перегружаем работу наших государственных органов только тем, что дублируем всё это! Большинство из этих писем - вы должны подтвердить, я уверен, что вы их тоже рассматриваете, не бросаете же вы их в корзину, не рвёте же, куда-то вы их направляете - в прокуратуру, в Следственный комитет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Ну я за минуту закончу. Я вот всё-таки обращаюсь к вам, ко всем сидящим в этом зале, поскольку вы занимаетесь каждый день этой работой: давайте примем законопроект в первом чтении, ещё раз подчёркиваю, в первом чтении, а затем расширим его и внесём изменения в действующий закон. Кто-то же этим должен наконец заняться, кто-то же должен отреагировать на это! Я не знаю, что, фамилия, что ли, заградительный барьер, почтовый адрес, телефон? Если ты освоил Интернет, чего ты скрываешься?! Мерзавцы, вы говорите, найдут обходные пути? Да они всегда их находят, вон они и в наших рядах, мы сегодня закон принимаем: из-за двух идиотов - я уж прямо говорю - мы должны принимать закон, который, все понимают, далёк от нормальной законотворческой деятельности. Я прошу всё-таки, должен обратиться, наверное, к депутатам фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", судя по тому, что мне коллега Нилов ответил: давайте примем закон - там же всё нормально! Ну вы же юристы, с этой точки зрения посмотрите - где там заградительные барьеры? Давайте проголосуем в первом чтении, беру на себя обязательство войти в рабочую группу, вот Владимира Николаевича Плигина приглашаю, он разумный в этом отношении человек, и других товарищей приглашаю, коллег. Ну откорректируем, если что надо, ко второму чтению... Давайте наводить порядок в этом деле! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Сложно что-то добавить после Сергея Николаевича Решульского. Я просто уже давно работаю в Комиссии по вопросам депутатской этики, и действительно очень много обращений приходит - люди жалуются, что им не ответили: они посылали вопросы, запросы какие-то, а им депутаты не отвечают... Но иногда мы не знаем, что делать, потому что депутат на вопрос, почему он не отвечает, говорит: да я пятнадцать раз уже объяснял, а он мне пятнадцать раз на дню задаёт всё новые и новые вопросы! Вот что делать с такими обращениями? Ну это, уважаемые коллеги, как бы аргумент в пользу того, о чём сейчас говорил Сергей Николаевич, небольшой, тем не менее аргумент. Хотя есть и такие депутаты, которые не отвечают, потому что не совсем ответственно подходят к исполнению своих обязанностей. Я о другом, уважаемые коллеги, хочу сказать. Вот смотрите, правительство не поддержало данный законопроект, и четыреста пятьдесят депутатов Государственной Думы, в том числе - сколько вас там? - почти триста депутатов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", ничего не могут сделать, хотя прекрасно понимают, что законопроект-то правильный, нормальный. А зачем мы тогда вообще здесь сидим, зачем зарплату получаем, если сами не в состоянии ничего сделать, даже для себя элементарную норму принять?! Уважаемые коллеги, вот сейчас приняли - ну примете в конце концов - закон по поводу лишения полномочий. Сильно он повлиял? Гляньте, как повысилась посещаемость зала! Прямо вообще все прибежали и стали дружно жать на кнопки, выступать, принимать участие и так далее и тому подобное. Это же позор для парламента, уважаемые коллеги! Поэтому у меня предложение следующее: снять этот вопрос сегодня с рассмотрения, перенести его на другое пленарное заседание и принять. А правительству сказать: знаете, мы с вашим мнением ознакомились, но вы, пожалуйста, у себя там наведите порядок. А то хорошие ходят карикатурки - стоит премьер-министр, смотрит на цены и говорит: "Ну если ничего не покупать, то цены нормальные". И таких огромное количество! В качестве предвыборных и непредвыборных обещаний тоже есть что наговорить правительству. Ну вот даже в таких элементарных вещах парламент полностью несамостоятелен! Это у нас называется "разделение властей". Уважаемые коллеги, если вы хоть как-то переживаете за судьбу парламента, за свою работу, давайте отложим законопроект и рассмотрим его после того, как вернёмся из регионов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Андрей Викторович Руденко. Пожалуйста. РУДЕНКО А. В. Огромное спасибо всем коллегам, принявшим участие в обсуждении: Сергею Николаевичу, Сергею Владимировичу и комитету, Ярославу Евгеньевичу. Рассматривая законопроект на заседании комитета, все коллеги признали, что органы местного самоуправления, органы государственной власти, да и мы, Государственная Дума и законодательные органы субъектов Федерации, действительно завалены подобного рода обращениями. Интернет шагает вперёд быстрыми темпами, мы немножко отстаём. Этот закон был принят десять лет назад, с тех пор мы его не корректировали. Правительство фактически дало отписку, хотя я прекрасно понимаю, что они сами завалены обращениями, наверное, жалуются на письма, которые поступают к ним. И мы, как послушные законодатели, добропорядочные, рассматриваем... Правильно приводились примеры: идёт массовая рассылка, всем рассылка, а если бы кто-то из помощников позвонил, выяснил вопрос, мы бы тогда не были под гнётом того, что не отвечаем на определённые письма, нарушаем сроки исполнения документов, ведь у нас на рассмотрение электронных обращений тоже 30 дней. Коллеги, задумайтесь: вот сегодня мы приняли законопроект, который позволяет комиссии по этике рассматривать вопрос о прекращении полномочий, а вот будут жалобы поступать на кого-то из коллег и очень легко принять... Будут говорить: да, ты не исполняешь обязанности депутата, ты своевременно не отвечаешь на такие-то письма - а ведь могут специально спамить, забрасывать спамом того депутата, который будет неугоден. Спасибо всем, коллеги, за обсуждение, и я всё-таки надеюсь, что мы в первом чтении законопроект примем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Евгеньевич? Нет. Выносим на "час голосования".
41-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 16 сек.) Проголосовало за 198 чел.44,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 198 чел. Не голосовало 252 чел.56,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 291
О проекте федерального закона № 743295-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в части расширения требований к письменным обращениям граждан).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
РУДЕНКО А. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, просьба перенести рассмотрение моего законопроекта под пунктом 21 на 20 апреля: сегодня по техническим причинам не смогу доложить вечером. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Заседание № 275
О проекте федерального закона № 743295-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в части расширения требований к письменным обращениям граждан).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С., фракция ЛДПР. По просьбе автора 46-й вопрос прошу перенести на февраль, а вопросы 41, 39 и 20 прошу перенести на вторник 26 января. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы 41, 39, 20 предлагается перенести. Спасибо.
Заседание № 258
О проекте федерального закона № 743295-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в части, касающейся требований к письменному обращению).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Рассмотрение вопроса 40 просьба перенести на ноябрь в связи с отсутствием докладчика.
Рассмотрение 40-го вопроса переносится на ноябрь.