Заседание № 286

11.03.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 743083-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" в части увеличения ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6485 по 6806 из 7078
Коллеги, по 42-му вопросу докладчик готов выступить. О проекте федерального     
закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном         
тарифе" в части увеличения ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и   
отдельные категории товаров, выработанных из нефти". Докладывает Валерий        
Карлович Гартунг.                                                               
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Это очень важный      
законопроект - прошу минуточку внимания.                                        
                                                                                
Вы, наверное, наблюдаете, как и весь мир, как рухнули котировки компаний, как   
рухнул рубль, и всё из-за того, что рухнули цены на нефть. А это всё из-за      
того, что две крупнейшие нефтяные державы не договорились, Саудовская Аравия    
и Российская Федерация, и вот сейчас мы видим такие потрясения, которые         
переживает весь мир. Более того, мы пожинаем последствия непродуманной          
политики правительства, которое, осуществив налоговый манёвр в нефтяной         
отрасли, фактически обнулило (ну, на данный момент уже обнулило) таможенные     
пошлины и подняло налог на добычу полезных ископаемых. Таким образом, мы        
сделали суперприбыльной продажу нефти за рубеж, что теперь позволяет нефтяным   
компаниям даже при низкой цене, при которой бюджет ничего не получает, иметь    
прибыльный экспорт. При этом на внутреннем рынке цены на топливо взлетели,      
как мы знаем, потому что НДПИ мы подняли, и вот для того, чтобы эти цены не     
были запредельными, правительству приходилось даже вводить так называемые       
отрицательные акцизы. Таким образом, мы пытаемся сбалансировать эту ситуацию    
тем, что нефтяникам ещё из бюджета доплачиваем, чтобы они не поднимали цены     
на внутреннем рынке.                                                            
                                                                                
Наш законопроект предлагает развернуть всё в обратную сторону. Мы предлагаем    
поднять таможенные тарифы на вывоз сырой нефти, таким образом мы снизим         
рентабельность продажи за рубеж сырой нефти, при этом, получив дополнительные   
доходы в бюджет, мы сможем снизить налоги на другие отрасли - например, НДС     
снизить с 20 до 15 процентов. Как вы знаете, мы его с 18 до 20 процентов        
только что, недавно подняли, и мы видим, чем это закончилось: у нас стагнация   
в экономике; сегодня уже обваливается, например, производство тех же вагонов,   
у нас перевозки, грузоперевозки падают, соответственно, падает и                
машиностроение. И вот чтобы эту ситуацию изменить, чтобы изменить тренд         
развития российской экономики с сырьевого пути на индустриальный, мы и          
предлагаем поменять налоговую политику. Если мы вывозим за рубеж сырьё - на     
него нужно вводить таможенные пошлины, таким образом изымать сверхприбыль, ту   
самую природную ренту, которую нефтяники получают, не отдавая её в бюджет. А    
мы её предлагаем изымать в бюджет. С другой стороны, это позволит понизить      
налоги на обрабатывающие производства путём снижения НДС либо                   
профинансировать социальные обязательства государства, в которых мы сегодня     
отказываем нашим гражданам. Вот сегодня было несколько законопроектов,          
которые мы отклоняли, потому что нет источника финансирования. Они касались     
детей, касались семей, которые направляют своих детей на учёбу, платят за       
это, а мы им даже не можем увеличить налоговый вычет с 6,5 тысячи рублей...     
то есть не вычет налоговый, а возврат уплаченного подоходного налога с 6,5      
тысячи до 13 тысяч. Вот этого мы им не даём, но при этом триллионы рублей       
отдаём нефтяникам, подчёркиваю: триллионы! Нисколько не преувеличиваю, потому   
что сейчас возвращаемый НДС при экспорте нефти экспортёрам сырья - около 2      
триллионов рублей. Не говоря уже о том, что мы обнулили экспортные пошлины,     
которые тоже шли в бюджет!                                                      
                                                                                
Поэтому очень простая тема, очень простая формула, которую мы предлагаем:       
вернуть прежнее налогообложение, то есть если ты сырьё за рубеж гонишь -        
пожалуйста, плати таможенные пошлины, причём приличные таможенные пошлины;      
перерабатываешь внутри страны - пожалуйста, получай налоговые льготы.           
По-моему, всё разумно, всё просто, и ничего придумывать не нужно - не надо      
изобретать какие-то схемы, при которых мы имеем отрицательные акцизы,           
некоторым нефтяным компаниям отдаём средства, не всем, подчёркиваю.             
                                                                                
Я понимаю, что здесь будут потери у чиновников, которые распределяют эти        
отрицательные акцизы, потому что тогда незачем будет бизнесу идти в эти         
кабинеты и просить эти отрицательные акцизы. Всё будет прозрачно, и будут       
общие правила, по которым вся экономика будет играть, которые исключают         
вообще коррупционную составляющую. Ну и поэтому, конечно, мы и не видим         
поддержки Правительства Российской Федерации. Но вы же не Правительство         
Российской Федерации, вы же народные избранники, поддержите нашу инициативу,    
и тогда мы с вами вместе сможем профинансировать все законодательные            
инициативы, с которыми мы выходим в этом зале. Кстати, и из вашей фракции       
авторы тоже есть.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
С содокладом от Комитета по бюджету и налогам выступает Юрков Дмитрий           
Васильевич.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЮРКОВ Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемым         
законопроектом предлагается исключить из статьи закона "О таможенном тарифе"    
норму о применении при расчёте ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и     
нефтепродукты понижающих и корректирующих коэффициентов, предполагающую         
постепенное снижение вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные      
категории товаров, выработанные из нефти, начиная с 1 января 2019 года до их    
обнуления с 1 января 2024 года.                                                 
                                                                                
Обращаю внимание, что указанный коэффициент был введён федеральным законом и    
принят нами в 2018 году в рамках завершения налогового манёвра в нефтегазовой   
отрасли. Эти нормы применяются во взаимосвязи с положениями Федерального        
закона № 301-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса         
Российской Федерации". Размеры коэффициента, предлагаемого к исключению из      
закона "О таможенном тарифе", синхронизированы с равнозначным повышением        
корректирующего коэффициента, применяемого для расчёта таких ставок акцизов,    
как ставки на бензол, параксилол, ортоксилол и прямогонный бензин, который      
будет увеличен до единицы за шесть лет с 1 января 2024 года. В настоящее        
время в рамках реализации налогового манёвра ставки акцизов, НДПИ и НДД,        
планомерно увеличиваются, исключение коэффициента из формулы расчёта ставок     
вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты также приведёт к их         
увеличению. Таким образом, мы полагаем, что принятие предлагаемых изменений в   
закон без одновременного внесения изменений в Налоговый кодекс увеличит         
налоговое бремя на налогоплательщиков, как следствие, приведёт к падению        
рентабельности добычи нефти в период до 2024 года, соответственно, к росту      
цен на нефтепродукты, что, в свою очередь, неблагоприятно отразится на          
внутреннем рынке моторного топлива.                                             
                                                                                
Кроме того, законопроектом предлагается отметить действующий механизм,          
который предусматривает возможность для Правительства Российской Федерации      
регулировать ставки вывозных пошлин для воздействия на нефтяные компании,       
чтобы регулировать, поддерживать цены на внутреннем рынке и не давать           
возможности их искусственно завышать. Полагаем, что отсутствие у                
правительства необходимых полномочий снизит возможность оперативно              
реагировать на изменение цен на рынке моторного топлива при форс-мажорных       
обстоятельствах.                                                                
                                                                                
Правительство Российской Федерации, Счётная палата, а также Комитет Совета      
Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитет Государственной Думы по      
энергетике не поддерживают концепцию данного законопроекта.                     
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам также не поддерживает         
концепцию.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Васильевич.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг, Андрейченко, Коломейцев. И Юрков записался: он не успел дойти до       
своего места, но поднимал руку.                                                 
                                                                                
Коллеги, видимо, это последний законопроект, который мы рассмотрим, после       
этого у нас ещё проект постановления, и на этом завершим работу.                
                                                                                
Валерий Карлович Гартунг, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция,         
конечно же, поддержит этот законопроект.                                        
                                                                                
Представитель комитета зачитал обоснования, почему не надо его поддерживать,    
но вообще ни в чём меня не убедил. Честно говоря, я даже не понял, почему,      
собственно говоря, мы с вами отказываемся от повышения таможенных платежей,     
то есть от увеличения доходов федерального бюджета за счёт нефтяных компаний?   
То есть когда речь идёт о повышении налогов, взимаемых с граждан, то мы тут     
как тут, мы все соответствующие законодательные инициативы сразу                
поддерживаем, когда речь идёт об уменьшении вычетов - конечно, действительно    
надо уменьшать вычеты или не увеличивать их, а как только речь заходит о        
нефтяниках - вы что, нельзя ничего этого делать, рентабельность упадёт!         
                                                                                
Вы мне объясните, пожалуйста, следующее: когда цена на нефть была 80 долларов   
за баррель, они были рентабельные, когда цена стала 30 долларов за баррель -    
они всё равно рентабельные! Вот, пожалуйста - заявление было, дескать, мы       
рентабельны при цене 30 долларов за баррель. И официальные данные это           
подтверждают, я просто не взял их сейчас на трибуну, но я вам, по-моему,        
буквально позавчера зачитывал данные, какова себестоимость добычи нефти у       
двух крупнейших компаний и сколько там идёт денег на капитальные затраты. С     
учётом всех платежей они рентабельны, более того, я могу сказать, что за 2018   
год они получили прибыль 6 триллионов рублей! Если мы примем наш законопроект   
и 2 триллиона у них заберём в бюджет - от 6 триллионов отнимите 2 триллиона,    
- сколько останется? 4 триллиона рублей, и это даже по тому курсу, который      
сейчас есть! Это огромные деньги, они столько не зарабатывали даже в 2014       
году, когда цена на нефть была на самой низкой точке, они всё равно сейчас      
больше зарабатывают! Поэтому я вообще не понимаю, почему мы отказываемся        
получить в бюджет дополнительно 2 триллиона рублей!                             
                                                                                
Потом, нам говорят: "Если вы хотите поднять экспортные пошлины, то давайте мы   
тогда пересмотрим НДД и НДПИ, там снизим ставки". Да в том-то всё и дело, что   
мы не предлагаем снижать НДД, налог на добавленный доход, и НДПИ, потому что    
у компаний в нефтяной отрасли сверхдоходы, и мы спокойно можем 2 триллиона      
рублей у них взять. Более того, мы считаем, что не только эти 2 триллиона       
нужно забрать в виде пошлин, но и ещё в сумме 2 триллионов не возвращать им     
НДС, итого 4 триллиона можно изъять, и у нас такой законопроект тоже был        
внесён, вы, кстати, его отклонили недавно. Почему-то отклоняется любая наша     
законодательная инициатива, направленная на пополнение бюджета, внесённая,      
чтобы потом вы нам не отказывали, не говорили, мол, где деньги на ваши          
хотелки, раз вы хотите всех облагодетельствовать. Да вот они, деньги -          
пожалуйста! Вот 6 триллионов рублей, я подчёркиваю, оставшиеся после уплаты     
всех налогов, и это только в одной отрасли!                                     
                                                                                
Коллеги, я не понимаю, почему вы не поддерживаете это предложение! И потом,     
почему мы предлагаем отобрать у правительства право это регулировать? Да        
потому, что коррупция будет в этом случае, вот... (Микрофон отключён.)          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Андрейченко Андрей Валерьевич, фракция ЛДПР, пожалуйста.                        
                                                                                
АНДРЕЙЧЕНКО А. В. У фракции ЛДПР тоже есть ряд подобных предложений. Мы,        
конечно же, поддержим это справедливое предложение, а справедливым оно          
представляется по нескольким причинам.                                          
                                                                                
Первое. Нужно осветить тот факт, что, как мы понимаем, нефтегазовые компании    
сейчас положенные дивиденды в бюджет не платят. Мы с этим сталкиваемся из       
года в год: то они рассказывают про некую свою убыточность, то когда надо       
что-то приватизировать - это частная структура, а как платить дивиденды -       
они, например, вспоминают, что имеют какое-то отношение к "Роснефтегазу". Это   
важно учесть, потому что сейчас бюджет Российской Федерации недополучает те     
деньги, которые должен получать.                                                
                                                                                
Второе. Представитель комитета рассказывал о неких механизмах, которые          
существуют. Могу сказать, что они существуют, но не работают. Каждый человек    
в Российской Федерации постоянно диву даётся: нефть растёт в цене - бензин      
дорожает, потом нефть дешевеет - бензин, ну, не дешевеет точно, а, скорее       
всего, тоже дорожает. То есть те механизмы, которые были названы, попросту не   
работают - съездите на любую заправку и посмотрите: цены на бензин только       
растут. Так что механизмы - как в части получения денег в бюджет, так и в       
плане регулирования этой отрасли - не работают, поэтому и нужны новые меры.     
                                                                                
Также важно иметь в виду актуальную тему, в связи с которой фракция ЛДПР        
поддерживает данный законопроект и считает его справедливым. Мы сейчас из       
соглашения ОПЕК вышли, и это можно оценивать, конечно же, по-разному, можно     
говорить о некой долгосрочной перспективе. Я не великий специалист в            
макроэкономике и в этой отрасли, я могу просто сказать, что, да, у нас в        
данном случае появляются шансы победить в этой нефтяной гонке, но за счёт       
чего? За счёт того, что русский народ будет терпеть, мы с вами будем терпеть,   
наши избиратели будут терпеть, а нефтегазовые компании терпеть не будут, они    
как раз увеличат добычу и свою прибыль, и здесь мы, государство, пошли на       
поводу именно у них, причём не все компании были едины в принятии этого         
решения. То есть это важно ещё и в данном плане, потому что сейчас так или      
иначе цены будут расти, рубль будет падать, из-за коронавируса, как мы          
понимаем, потребление нефти, нефтепродуктов уменьшается. То есть мы, по сути,   
так или иначе входим в эту гонку, которая сейчас в мировой экономике            
разворачивается, благодаря этим компаниям.                                      
                                                                                
И если компании могут поступать по отношению... Причём государственные          
компании, не какие-то там, понимаете? Частные компании и то говорили о          
потерях для экономики, Леонид Федун, в частности, эту позицию высказывал, а     
здесь наши государственные компании с нами так поступают! Поэтому, конечно,     
они должны платить больше, и эти потери, которые сейчас несёт бюджет,           
граждане Российской Федерации, они обязаны возмещать.                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Валерьевич.                               
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
Три минуты.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Понимаете, мы      
единственная из нефтедобывающих стран, которая терпит диктат нефтяного лобби:   
ради него принимаются бюджетные правила, ради него - даже вопреки мнению        
тогдашнего советника президента, а ныне первого заместителя председателя        
правительства! - принимаются, ну, антигосударственные решения.                  
                                                                                
Здесь уже сказали, и я вам с этой трибуны приводил цифры в динамике, сколько    
раз нефтяными и газодобывающими компаниями не выполнено постановление           
правительства о пятидесятипроцентном перечислении прибыли и дивидендов,         
понимаете? И в данной ситуации получается, что мы предложили законопроект об    
обороте нефти и даём полномочие правительству определять правила игры, - его    
не хотят принимать.                                                             
                                                                                
Валерий Карлович и коллеги разработали прекрасный законопроект - почему         
прекрасный? С этой трибуны говорили и вот на этих экранах вам уже, наверное,    
созыва три показывали, как мы сделаем так, чтобы нефтеперерабатывающие заводы   
перенести извне к нам и не сырую нефть поставлять, а поставлять уже             
высококачественный Евро-6, понимаете? Рассказывали, что вот инвестиций нам      
надо столько-то, - из бюджета всё давалось по полной мере, понимаете? "Жаль     
только - жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе". Почему?    
Потому что у нас отсутствует контроль в силу колоссальной аффилированности      
чиновников, определяющих политику в отношении нефтяных компаний и экспорта,     
понимаете? Именно в этом дело! А что касается сверхдоходов, как говорил         
известный классик, труды которого многократно переиздали в условиях кризиса     
за рубежом, а у нас боятся даже фамилию его произносить: если прибыль           
превышает 300 процентов, 99 процентов человеческого рода пойдёт на любое        
преступление. А здесь преступления совершаются через принятие законов           
большинством - я не оговорился и не отказываюсь от своих слов, понимаете? У     
нас, к сожалению, если нефтяному лобби надо, здесь могут за один день в трёх    
чтениях принять любой закон, но если надо инвалидам, детям войны, малоимущим    
- не примут никогда! Вот надо раскассировать ФНБ - раз, и принимают закон о     
продаже пакета акций государством государству, и даже мой друг Валерий          
Карлович поддерживает этот закон. При этом делают падение рубля, миноритариям   
выплатят в полтора раза больше, чем Центробанку... (Микрофон отключён.)         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Юрков Дмитрий Васильевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЮРКОВ Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В 2018 году мы с вами   
рассмотрели и приняли блок поправок в Налоговый кодекс, и это определило        
начало налогового манёвра в нефтяной промышленности, а после 2024 года          
окончательно вступят в силу все положения налоговой реформы. Что ожидается в    
результате принятия тех законопроектов, которыми мы дорабатывали налоговый      
манёвр, совершенствовали его, закладывали принципы налогового стимулирования    
и предсказуемости всей налоговой системы? Предполагалось, что данные            
изменения приведут к увеличению доходной части бюджета более чем в 1,5          
триллиона рублей. Что же предлагается сейчас? Предлагается исключить            
коэффициенты.                                                                   
                                                                                
Мы считаем, что есть риск возрастания фискальной нагрузки и что это приведёт    
к росту цен. Это первое. И второй момент - мы ограничиваем правительство в      
принятии форс-мажорных решений.                                                 
                                                                                
На основании всего этого фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно же, не поддерживает   
данный законопроект.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Васильевич.                              
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" в части            
увеличения ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные         
категории товаров, выработанных из нефти".                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 57 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              107 чел.23,8 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    109 чел.                                          
Не голосовало                 341 чел.75,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.