Заседание № 241

16.06.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 742889-6 "О внесении изменения в статью 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7181 по 7385 из 7899
72-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в    
статью 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных                    
правонарушениях". Докладывает представитель Народного Хурала Республики         
Бурятия Виктор Анатольевич Малышенко.                                           
                                                                                
МАЛЫШЕНКО В. А., представитель Народного Хурала Республики Бурятия.             
                                                                                
Добрый день, уважаемые депутаты, уважаемый Сергей Евгеньевич! Ежегодно в        
нашей стране на водных объектах гибнет свыше 5 тысяч человек. Анализ ситуации   
показывает, что основной причиной гибели является нарушение правил охраны       
жизни людей на водных объектах: купание в запрещённых местах, купание в         
состоянии алкогольного опьянения, эксплуатация несанкционированных ледовых      
переправ и выезд автотранспорта на лёд. Внесение рассматриваемого               
законопроекта призвано обратить внимание на существующие проблемы в сфере       
обеспечения безопасности наших граждан.                                         
                                                                                
Статьёй 68 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что                
административная ответственность наступает в соответствии с законодательством   
Российской Федерации. Пунктом 8 статьи 25 Водного кодекса к полномочиям         
органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области         
водных отношений отнесено утверждение правил охраны жизни людей на водных       
объектах. Данные правила утверждаются в порядке, определяемом уполномоченным    
федеральным органом исполнительной власти.                                      
                                                                                
Вместе с тем установление административной ответственности за нарушение         
правил охраны жизни людей на воде признаётся в ряде случаев противоречащим      
Водному кодексу. Например, 10 октября 2011 года решением Сахалинского           
областного суда статья 32-2 "Нарушение правил охраны жизни людей на воде"       
Закона Сахалинской области "Об административных правонарушениях в Сахалинской   
области" признана противоречащей федеральному законодательству и                
недействующей. В тех субъектах Российской Федерации, где подобная               
ответственность установлена, имеются сложности с составлением протокола в       
отношении нарушителей, поскольку зачастую исполнительные органы власти          
субъектов и органы местного самоуправления физически не могут охватить все      
водные объекты для проведения профилактических рейдов, а возложить эту          
обязанность на федеральные органы власти, такие как полиция, МЧС, и на органы   
власти субъектов Российской Федерации тоже невозможно.                          
                                                                                
Поэтому Народный Хурал Республики Бурятия обращается к вам, уважаемые           
депутаты, с просьбой уточнить часть 1 статьи 20.6 Кодекса Российской            
Федерации об административных правонарушениях, чтобы действия граждан,          
нарушающие правила охраны жизни людей на водных объектах, охватывались частью   
1 данной статьи. Введение в Кодекс Российской Федерации об административных     
правонарушениях дополнения в указанной сфере благоприятно повлияет на           
ситуацию, уменьшит количество случаев гибели людей на водных объектах.          
                                                                                
Просим вас концептуально поддержать внесённый нами проект федерального закона   
и доработать его в соответствии с правоприменительной практикой.                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ситуация,          
которую описал многоуважаемый представитель Республики Бурятия, на самом деле   
стандартная. Регулирующие законы предусматривают достаточно сложное             
распределение компетенций между федеральными органами государственной власти,   
региональными органами и органами местного самоуправления. Зачастую эти         
полномочия пересекаются или чётко не очерчены, и проблема возникает, когда      
тот или иной вопрос, в том числе по указанной проблеме, регулируется актами     
сразу нескольких уровней - федерального, регионального и местного уровня, -     
это не единичная ситуация.                                                      
                                                                                
Что касается обозначенной проблемы, то согласно статье 6 Водного кодекса        
использование водных объектов общего пользования осуществляется в               
соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждение     
которых пунктом 8 статьи 25 Водного кодекса отнесено к компетенции органов      
государственной власти субъектов Российской Федерации. Такие правила приняты    
в целом ряде субъектов: в Санкт-Петербурге, в Ленинградской области, в          
Республике Дагестан, в Вологодской области, в Республике Ингушетия, в           
Татарстане, в Республике Башкортостан, в Рязанской, Тамбовской, Кемеровской     
областях - это далеко не полный перечень. Соответственно, и ответственность     
за нарушение этих правил должна предусматриваться региональными законами. К     
сожалению, далеко не всегда нормы административной ответственности проходят,    
скажем так, проверку в судах, очень часто по заявлениям надзорных органов,      
прокуратуры данные нормы признаются в той или иной мере не соответствующими     
действующему федеральному законодательству и утрачивают силу. В связи с этим    
возникают инициативы: давайте предусмотрим ответственность в федеральном        
кодексе.                                                                        
                                                                                
Данную коллизию, на мой взгляд, возможно разрешить только совершенствованием    
норм регионального законодательства. Это мнение поддержано в том числе и        
комитетом, поэтому мы данный законопроект предлагаем отклонить.                 
                                                                                
Но, коллеги, ещё хочу обратить ваше внимание на то, что в настоящий момент -    
правда, это не касается непосредственно работы нашего комитета - в комитетах    
по региональной политике и по местному самоуправлению рассматривается           
законопроект, которым предусматривается возможность наделения региональных      
органов государственной власти контрольными функциями посредством принятия      
подзаконных актов, то есть будут акты правительства и акты ведомств. И если     
такая компетенция будет передана подзаконными актами, то и полномочия по        
составлению протоколов, рассмотрению дел об административных правонарушениях,   
связанных с нарушением регулирующего законодательства федерального уровня,      
тоже будут переданы на уровень субъектов. Этот законопроект уже                 
рассматривается, он уже внесён Правительством Российской Федерации, и отчасти   
эту проблему возможно будет решить в том числе и через этот законопроект.       
                                                                                
Так что в данном случае есть региональная компетенция - раз, есть               
законопроект, который уже рассматривается, внесён в Государственную Думу, -     
два, поэтому данный законопроект при признании всей остроты проблемы всё-таки   
необходимо отклонить.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по докладу и содокладу? Есть.                          
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Я вопрос коллеге Вяткину хочу задать.                            
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Фёдорович, вот мы принимаем много законов по чрезвычайным     
ситуациям техногенного, природного характера, и что-то ситуация не              
улучшается, а ухудшается, усиливается напряжение, например, леса горят и        
горят, горят и горят. Вот в Белоруссии нет такого количества законов, а леса    
не горят, в Норвегии и Швеции нет такого количества законов, а леса не горят.   
Может быть, одновременно с отклонением этого законопроекта вы что-нибудь        
предложите? Может, корень-то проблемы в нас? Может, всё-таки можно как-то       
решить, навести порядок в этом вопросе если не на уровне Норвегии и             
Финляндии, то хотя бы на уровне Белоруссии?                                     
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Владимир Николаевич, ну, откровенно говоря, горящие      
леса и охрана жизни и здоровья людей на водных объектах - это всё-таки разные   
предметы. Ну это так, к слову.                                                  
                                                                                
Что касается наведения порядка, если говорить серьёзно, то всё-таки порядок     
должен наводиться не только законодательными мерами ответственности - это как   
раз предмет регулирующего законодательства, в частности Лесного кодекса и       
подзаконных актов, реализующих положения Лесного кодекса, если мы говорим о     
лесах, а не вопрос об установлении ответственности и размеров наказаний. Это,   
по-моему, очевидно.                                                             
                                                                                
Ну а что касается вопроса, горят или не горят леса в Скандинавии и в            
Белоруссии, - конечно, горят, но вы посмотрите на карту мира, посмотрите,       
какова площадь скандинавских стран и Белоруссии и какова площадь лесных         
угодий в Российской Федерации, и, по-моему, всё станет ясно.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Анатольевич, вы будете ещё раз выступать? У вас есть такая               
возможность, пожалуйста.                                                        
                                                                                
МАЛЫШЕНКО В. А. Уважаемые коллеги, уважаемые наши депутаты Государственной      
Думы! Подумайте: если мы нашим внесённым законопроектом спасём жизнь хотя бы    
одному человеку, наверное, он имеет право на существование.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто-либо хотел ещё выступить? Прошу записаться.                                 
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Вячеслав Михайлович Мархаев.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Достаточно подробно Виктор Анатольевич Малышенко, представитель Народного       
Хурала Республики Бурятия, изложил аргументы в пользу принятия данного          
законопроекта. Я, не повторяя их, хотел бы призвать наших коллег поддержать     
данный законопроект, ибо это пойдёт только лишь на пользу именно тем, кто       
находится на передовом крае борьбы. Наш коллега Дмитрий Фёдорович Вяткин        
говорит о том, что принимаются какие-то меры, - ну, это, как правило,           
говорят, - но я думаю, что аргументация в пользу отклонения данного             
законопроекта крайне слаба.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Александрович Поневежский.                                             
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция       
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, в соответствии с которым   
предлагается установить административную ответственность за нарушение правил    
охраны жизни людей на водных объектах. Как уже было отмечено, согласно статье   
6 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов общего     
пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на     
водных объектах, утверждение которых согласно пункту 8 статьи 25 Водного        
кодекса Российской Федерации отнесено исключительно к компетенции органов       
государственной власти субъекта Российской Федерации. Административная          
ответственность за нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах       
также является предметом регулирования законодательства субъекта Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              200 чел.44,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    200 чел.                                          
Не голосовало                 250 чел.55,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.