Заседание № 300
18.05.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 742872-6 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части установления обязательной доли площадей в торговых сетях для продажи отечественной продовольственной продукции; внесён депутатами Государственной Думы В. С. Золочевским, А. Ю. Морозовым, В. В. Сысоевым).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6813 по 7071 из 7547
Пункт 29.1, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части установления обязательной доли продовольственных товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация при реализации их торговыми сетями"; пункт 29.2, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". По первому законопроекту докладывает Олег Анатольевич Нилов. Пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был подготовлен и внесён ещё в 2014 году, но со временем мы всё больше убеждаемся, что торговые сети по-прежнему одно из главных препятствий на пути развития отечественного, российского производства продовольственных товаров. Как не попадали, скажем, российские помидоры на прилавки сетей, так и не попадают: сейчас там только 15 процентов отечественных помидоров, остальное - зарубежное. И в лучшем случае это иранские, египетские помидоры, в худшем случае - вообще непонятно каким образом, наверное, контрабандным способом поступившие сюда помидоры из стран, в которых их точно не производили (например, Сингапур стал вдруг мощным производителем помидоров в последние годы - где, как?..). Не исключено, что их выращивают в том числе в тех странах, которые получили обратную реакцию в ответ на санкции, но за эти годы нашли пути, как обойти принятые нами решения. То же самое могу сказать про другие овощи: например, баклажаны, перец как завозили 90 процентов, так и завозят. Отечественные сельскохозяйственные производители не вкладываются сюда - а в эту сферу нужно вкладывать огромные деньги, - потому что не видят возможности выйти на рынок, прежде всего на крупный сетевой рынок. Вот поэтому нужно поддержать нашего сельскохозяйственного производителя, одна из главных причин - это гарантирует, что хотя бы 50 процентов полок будет предоставлено по закону, а не по желанию или из каких-то других соображений, из-за уговоров и конъюнктуры руководителей сетевых компаний. Мы предлагаем обеспечить это по закону. Ещё несколько объяснений. Когда мы пишем финансово-экономическое обоснование к законопроекту, мы сразу задаёмся вопросом: будет ли его реализация что-то стоить бюджету? В данном случае я говорю, что не будет, никаких расходов бюджета нет. А вот доходы сейчас совершенно разные: каждый рубль, который уходит за рубеж, уносит 90 копеек, только 10 копеек остаётся в России, потому что, напомню, действуют нулевые таможенные пошлины и в лучшем случае в России останутся эти 10 копеек за транспорт, за логистику, за какие-то несущественные траты. В том же случае, если рубль остаётся в России, 23 копейки (отчисления по заработной плате с каждого рубля) останется в карманах наших граждан, от этих 23 копеек 13 процентов - подоходный налог, который поступит в бюджеты регионов, 43 копейки с этого рубля - это социальные платежи в пенсионный и остальные фонды, 35 копеек - это энергетические сети. Вот посмотрите, какая колоссальная разница, поэтому я и говорю, что нам нужно, нам выгодно принять этот закон! Главный аргумент против, отповедь, которая сейчас прозвучит из уст представителей правительства и комитета: "Ну как же так? Есть Конституция, 8-я статья, которой свобода перемещения товаров, продукции, услуг гарантирована!" Я напоминаю: если бы не было санкций, тогда, конечно, можно было бы говорить о свободе перемещения товаров и услуг, но если мы отвечаем, в том числе контрсанкциями, получается, этот аргумент неприемлем. Мы вводим контрсанкции и правильно делаем, и вот этот законопроект - это тоже контрсанкция! Ну и ещё. На мой взгляд, существует самая важная причина, почему покупателю, потребителю нужно в обязательном порядке предоставлять право выбора. Вот почему я не хочу покупать этот импортный товар, этот продукт? А потому, что я абсолютно не уверен в качестве его происхождения, наоборот, у меня даже есть предубеждение, подозрение, что там не соблюдена технология, - никто не контролировал! Наш продукт, который выращивается в России, в обязательном порядке по закону, по всем нормативным требованиям произрастает под производственным контролем качества с момента посадки до момента снятия урожая, для зарубежной же продукции ничего не требуется: есть сертификат и есть тестовый отбор - привезли баржу не знаю чего, взяли двадцать-тридцать образцов (как это сделано?.. вы знаете, там есть коррупционные моменты...) - и всё, продукция идёт на прилавок. Контроль семян не проводится, поэтому, я утверждаю, генно-модифицированные продукты в огромных количествах попадают на прилавки наших магазинов. Невозможно проверить продукт - является он генно-модифицированным или не является, - когда он уже вырос, только на стадии семечка можно это узнать, но этого не делается, и никаких подобных требований к поставщикам не существует. Коллеги, по этим причинам я и предлагаю принять данный законопроект, главной, сущностной новеллой которого является следующее требование: осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети продавец обязан обеспечить не менее 50 процентов продовольственных товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, по каждому виду таких товаров, представленных в торговой сети, конечно, за исключением экзотических овощей и фруктов, которые на территории Российской Федерации просто не произрастают. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Следующий по повестке - альтернативный законопроект под пунктом 29.2. Докладывает Владимир Владимирович Сысоев. Включите микрофон на рабочем месте. СЫСОЕВ В. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Нужно ли поддерживать отечественного сельхозтоваропроизводителя? Конечно, нужно! Депутаты фракции ЛДПР внесли законопроект, который сегодня я предлагаю вашему вниманию (я также являюсь соавтором данного законопроекта). Он направлен на то, чтобы не менее 70 процентов своих площадей торговые сети предоставляли отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям для продажи их продукции. Мы все с вами слышим лозунги: покупайте российское, покупайте продукцию отечественного сельхозтоваропроизводителя! Это должно происходить не только на словах, но и на деле. И если данная норма будет принята и воплощена в жизнь, то мы без каких-либо ограничений сможем получать продукцию отечественных товаропроизводителей. Ведь что превалирует на наших прилавках? Генно-модифицированная продукция, которая поставляется из стран, подпавших под санкции, через другие страны по разным схемам. Известно также, что большая часть такой пищевой продукции содержит различные добавки, усилители вкуса, что самым негативным образом сказывается на здоровье наших граждан. И, учитывая изложенные обстоятельства, учитывая, что уже более года назад мы фактически ввели эмбарго на поставки сельхозпродукции из стран Европы, США, необходимо принять дополнительные оперативные меры, обеспечивающие поддержку российских производителей сельскохозяйственной продукции и продукции её переработки и направленные на поддержку всего сельского хозяйства нашей страны. Предлагаемая мера позволит стимулировать реализацию торговыми сетями отечественной сельскохозяйственной продукции, что приведёт к расширению закупок её именно у российских товаропроизводителей, создаст для них дополнительные рынки сбыта и, конечно, что очень важно, будет способствовать увеличению занятости в сельской местности - а сельская местность очень нуждается в новых рабочих местах, в том, чтобы сельскохозяйственные товаропроизводители получили доступ к дополнительным рынкам и увеличили объёмы рынка и сбыта продукции. Поэтому прошу вас поддержать законопроект, который направлен на усиление роли отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в отечественных, российских торговых сетях. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом от комитета по двум законопроектам выступает Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Эти два законопроекта действительно являются альтернативными. По мнению авторов, они должны способствовать импортозамещению продовольственных товаров и стимулировать развитие отечественного производства. При всём уважении к Олегу Анатольевичу, который так страстно защищал возможность появления на полках не менее 50 процентов отечественных товаров и рассказывал, где у нас появится 20 копеек, где 30, где 40, должен напомнить, что, к сожалению, есть объективные законы экономики, которыми почему-то Олег Анатольевич в данном случае пренебрегает. Я не буду приводить аргумент, что, как вы и сказали, это предложение противоречит нормам Конституции, а также Договора о Евразийском экономическом союзе и правилам ВТО, куда мы вступили, - обо всём этом вы читали в заключении комитета, это и так понятно и может быть основным аргументом оппонентов. Я скажу о другом. Дело в том, что, если мы будем искусственно решать вопрос о доступе отечественных производителей на рынок путём установления каких-то барьеров, тем самым планируя улучшить качество, снизить цены и так далее, мы мгновенно добьёмся ровно обратного. Как только уничтожается какой-либо вид конкуренции, мы получаем некачественный и дорогой товар, то есть конкуренция должна быть в любом случае. Это первое. Второе. Когда мы говорим об отечественном производителе, мы должны чётко понимать, что это означает. Отечественный производитель - это тот производитель, который находится на территории Российской Федерации? Но это отнюдь не всегда отечественный производитель: если вы возьмёте производителей молочных, мясных изделий, которые находятся на территории Российской Федерации, то более 30 процентов из них не отечественные производители. И кем мы их будем считать: отечественными производителями или нет? А считается ли отечественным производителем тот, кто производит продукцию на территории России, но при этом часть составляющих закупает за рубежом? Если вести речь о молоке, то часть сухого молока закупается за рубежом, и это не говоря уже о мясе и о других видах продовольственных товаров. Так будем мы считать этих производителей отечественными или нет? И самое главное, цель, которую вы ставите перед собой, - добиться того, чтобы было больше рабочих мест и отечественный производитель получил доступ на рынки, - достигнута не будет. Единственный способ, каким мы сможем содействовать появлению продукции отечественного производителя на полках, - пусть это будет и 50, и 60, и даже 70 процентов - это обуздание монополизма ретейла, наших сетей, то, о чём мы говорим здесь уже не первый год. Мы говорим о том, что сейчас сети принимают товар, отнюдь не исходя из критериев его качества, не исходя из того, отечественный это производитель или нет, а исходя в первую очередь из того, как они продадут или сдадут в аренду свои торговые полки - это основной вид бизнеса, который ведут наши доморощенные и недоморощенные торговые сети. Так вот принятие поправок к закону о регулировании торговой деятельности, которые мы сегодня как раз рассматривали на заседании комитета (надеемся, до конца весенней сессии они будут приняты), будет способствовать тому, что, когда мы поставим реальный заслон всем поборам, всем ретробонусам и преференциям для западных производителей по сравнению с отечественными, законодательно лишим сети возможности торговать торговыми полками, только после этого на конкурентной основе, ещё раз повторяю: чисто на конкурентной основе отечественный производитель сможет зайти в сети, продавать свой товар и быть конкурентоспособным. Во всех остальных случаях мы создадим искусственные препятствия, которые в конечном итоге приведут к тому, что продукции отечественного производителя станет не больше, а гораздо меньше. На этом основании оба альтернативных законопроекта Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству предлагает отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Нет. Желающие выступить? Тоже нет. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 29.1. Включите режим голосования. Результаты прошу не показывать. (Идёт голосование.) Спасибо. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 29.2. Включите режим голосования. Результаты прошу не показывать. (Идёт голосование.) Покажите результаты по пункту 29.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 28 сек.) Проголосовало за 186 чел.41,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 187 чел. Не голосовало 263 чел.58,4 % Сто восемьдесят шесть "за". По пункту 29.2 покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 52 сек.) Проголосовало за 188 чел.41,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 189 чел. Не голосовало 261 чел.58,0 % Сто восемьдесят восемь "за". Таким образом, пункт 29.1 отклоняется. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 29.2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 46 мин. 35 сек.) Проголосовало за 194 чел.43,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 194 чел. Не голосовало 256 чел.56,9 % Результат: не принято Тоже отклоняется законопроект.