Заседание № 229
О проекте федерального закона № 742770-6 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" (в части уточнения порядка увольнения отдельных категорий военнослужащих; принят в первом чтении 27 марта 2015 года с наименованием "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации". Виктор Михайлович Заварзин, пожалуйста. ЗАВАРЗИН В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении совсем недавно, 27 марта. Я просто напомню - всё-таки это очень важно, - что суть законопроекта заключается... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По таблицам, Виктор Михайлович. ЗАВАРЗИН В. М. Хорошо. В ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении был отмечен ряд недостатков, и я хочу сказать, что все замечания мы проработали. Благодарю все фракции за проведённую активную работу, и особенно, Галина Петровна, вас, Сергея Николаевича и всех остальных. Поступило семь поправок, которые включены в две таблицы: в одной - четыре поправки, рекомендованные к принятию, в другой - три поправки, рекомендованные к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 04 сек.) Проголосовало за 244 чел.54,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 244 чел. Не голосовало 206 чел.45,8 % Результат: принято Таблица принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Галина Петровна Хованская, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я прошу вынести на отдельное голосование поправку 1 из таблицы № 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование таблицу № 2 без поправки 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 58 сек.) Проголосовало за 237 чел.52,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел.47,1 % Результат: принято Таблица принимается. Пожалуйста, Галина Петровна Хованская. Поправка 1. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, я обращаю ваше внимание на то, что авторами этой поправки являются представители всех четырёх фракций. Мы согласились с тем, что проблема недобросовестности отдельных военнослужащих, отказывающихся от десятка вариантов предложенных жилых помещений, действительно существует, но она, с моей точки зрения, сильно преувеличена. В то же время мы прекрасно знаем, что есть судебная практика, связанная с тем, что недобросовестные чиновники предоставляют жильё, которое не отвечает требованиям жилищного законодательства: да, жильё построено, да, само по себе оно соответствует стандартам, но социальная инфраструктура отсутствует - в чистом поле, пожалуйста, живите! И потом удивляются, что жёны отказываются от такого рода предложений! Поэтому мы предлагаем настойчиво: три варианта, не менее! Не лишайте военнослужащего права выбора - предложите ему одномоментно три варианта жилых помещений и только потом уже предлагайте субсидию и увольняйте его. Частично с нами согласились по поводу недостаточности зачастую для обновления документов тридцатидневного срока, потому что пересылка запроса и так далее, всё это, вся операция по обновлению документов на практике часто более тридцати дней требует, так получается. Мы очень вас просим поддержать нашу поправку и не ухудшать положение военнослужащих. Мы не говорим о десяти вариантах - мы говорим всего-навсего о трёх вариантах! Если первый вариант - это квартира, которая предлагается всем и от которой все отказываются (это "дежурная" квартира - практика такая есть, к сожалению, у чиновников от жилья), то второй или третий вариант, может быть, устроит военнослужащего. Убедительно прошу вас поддержать эту поправку, потому что судебная практика говорит о том, что недобросовестными бывают не только военнослужащие, но и чиновники, распределяющие жильё. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Михайлович, пожалуйста. ЗАВАРЗИН В. М. Спасибо большое. Очень хорошо, Галина Петровна, что вы подняли этот вопрос, мы долго обсуждали это в комитете с представителями Министерства обороны, и спасибо вам за позицию, которую вы высказали. Что касается тридцати дней - тут вообще никаких вопросов нет, мы, наоборот, поддерживаем, и есть, кстати, приказ министра обороны, который гласит: до девяноста дней. Дело в том, что для офицера предусматривается исключение, касающееся этого срока: когда он, допустим, на учениях, в походе, это время не учитывается; начиная с момента подачи заявления по поводу предоставления квартиры, с момента поступления заявления в Министерство обороны предусмотрено тридцать суток для представления документов, и этот срок может прерываться даже на полгода, когда офицер в походе, например, если он моряк. Как его можно лишить в этом случае квартиры? Этот вопрос отпадает, и тут однозначно есть обоснования. Что касается предложения трёх вариантов квартир. Вообще, мы договорились с Министерством обороны по очень серьёзному вопросу. Принимая этот закон, мы, как законодатели, должны чётко понимать, что любое министерство и ведомство должны сразу готовить подзаконные акты. У нас бывают нарушения, поэтому мы договорились с Министерством обороны, что они готовят свои подзаконные акты по контролю, по разъяснению этой позиции. Никак не может предлагаться квартира три или четыре раза. У меня есть справка... Я, кстати, Сергей Николаевич, вам хочу сказать, что по всем вашим вопросам подготовлен очень хороший документ, я вам могу его вручить, почитайте, там всё чётко расписано по каждому вопросу, который задавался при рассмотрении законопроекта в первом чтении, мы очень серьёзно подготовились. И здесь мы не можем... Дело в том, что много отказников. Поймите меня правильно, вот для тех, кто не знает хорошо этот закон, глубоко, я всё-таки расскажу честно и откровенно, почему это происходит. Офицер специально задерживается с получением жилплощади, Галина Петровна, из-за того что он получает не менее 50 тысяч рублей, находясь за штатом, из-за того что он пользуется всеми льготами военнослужащего, но при этом не ходит на службу, и отказников - вот у меня справка, вы просто удивитесь - тысячи! Какие проблемы? Балкон не туда выходит! Квартира офицеру предоставляется в соответствии со всеми нормами и лимитами, не может государство их нарушать! Но самое главное - как раз субсидия: если он не согласен на предложенное жильё, мы даём ему субсидию, и он может выбирать, какая квартира, куда выходят окна и так далее, и тому подобное! Вопрос закрыт, мы однозначно проголосовали против этой поправки! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 1 из таблицы поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 14 сек.) Проголосовало за 185 чел.41,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 186 чел. Не голосовало 264 чел.58,7 % Результат: не принято Поправка отклонена. Пожалуйста, Виктор Михайлович. ЗАВАРЗИН В. М. Сергей Евгеньевич, законопроект прошёл все экспертизы. Если он будет принят во втором чтении, прошу принять и в третьем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 13 сек.) Проголосовало за 284 чел.63,1 % Проголосовало против 67 чел.14,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принят во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам? Галина Петровна Хованская, пожалуйста. Микрофон включите. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а именно с частью 2 статьи 55, мы не должны принимать законы, отменяющие или умаляющие права граждан. Вот законопроект, который нам сегодня предлагается принять во втором и в третьем чтениях, нарушает эту статью Конституции. Мы не должны лишать права выбора военнослужащих и предлагать им только одно жилое помещение, на которое они имеют право, потому что, как правило, это бывает помещение в доме, непригодном для проживания, или там, где нет социальной инфраструктуры, подтверждением моих слов является судебная практика. Мы почему-то считаем недобросовестными большинство военнослужащих, но не учитываем, что нарушения эти допускают чиновники от Министерства обороны. В связи с этим я не буду поддерживать законопроект и наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 51 сек.) Проголосовало за 279 чел.62,0 % Проголосовало против 75 чел.16,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Закон принят.
По ведению - Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Сергей Евгеньевич, для стенограммы: по вопросу 12, когда при рассмотрении законопроекта во втором чтении голосовалась поправка 1 из таблицы поправок № 2, депутаты Гартунг, Емельянов, Мизулина, Михеев, Терентьев голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу секретариат учесть.
Заседание № 226
О проекте федерального закона № 742770-6 "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в части уточнения порядка увольнения отдельных категорий военнослужащих).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
31-й вопрос порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Докладывает Руслан Хаджисмелович Цаликов, заместитель министра обороны. ЦАЛИКОВ Р. Х., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Данным законопроектом предлагается внести изменение в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", суть которого заключается в узаконивании увольнения с военной службы военнослужащих, если они необоснованно отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства. Мы просим Государственную Думу это изменение поддержать, поскольку положение военнослужащих никоим образом не ущемляется, права на получение жилой площади сохраняются, при этом таким образом решается проблема неэффективных затрат бюджета, связанных с излишним нахождением военнослужащих в распоряжении командира. Я хочу напомнить, что полтора года назад мы с вашей помощью... вернее, вы с нашей помощью приняли федеральный закон, позволяющий применять жилищную субсидию как форму обеспечения военнослужащего жильём, так вот эта тема тогда поднималась, говорилось, что такое значительное количество военнослужащих, которые находятся в распоряжении командира, конечно, является ярким примером неэффективности использования средств федерального бюджета, и сегодняшний законопроект - в том числе реакция на то обсуждение в Государственной Думе. Количество военнослужащих, находящихся в распоряжении командира, на момент, когда мы с вами обсуждали эту тему, составляло около 40 тысяч человек, на их содержание тратилось более 30 миллиардов рублей, это средства федерального бюджета. После того как вступил в силу закон, позволяющий выплачивать жилищную субсидию, это число значительно сократилось, их сегодня около 16 тысяч - конечно, это тоже очень большая, очень серьёзная цифра: на содержание так называемых распоряженцев тратится почти миллиард - 960-980 миллионов рублей в месяц. Для того чтобы эта норма закона не трактовалась во вред военнослужащим, мы определяем условия, при которых возможно такое увольнение: если был неправомерный отказ от предложенного жилого помещения, которое соответствует требованиям, установленным законодательством, и если не представлены в установленный срок необходимые документы. При этом, я ещё раз хочу подчеркнуть, уволенные военнослужащие остаются на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие закона исключит возможность злоупотребления правом на получение жилья и позволит существенно сократить непроизводительные расходы федерального бюджета. В этом году принятие закона позволит нам направить 12 миллиардов рублей не на подобного рода выплаты, а на решение действительно острых социальных вопросов военнослужащих. Прошу поддержать законопроект. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Руслан Хаджисмелович. С содокладом выступает Виктор Михайлович Заварзин. ЗАВАРЗИН В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет внимательно рассмотрел это законопроект, хочу сразу сказать: мы его поддержим двумя руками! Руслан Хаджисмелович детально обозначил суть имеющей место проблемы, пути решения, и полагаю, повторять не стоит, но хочу сказать несколько слов, от комитета и от себя. Всё-таки хочу уточнить, чтобы у вас было понимание: в 90-е годы у нас был ошеломляющий дефицит жилья, как вы помните, потом прошло два этапа больших сокращений военнослужащих, огромное количество было сокращено, причём без финансового подкрепления, и образовался вот этот так называемый институт заштатников. Это паразитирующий институт, если говорить честно, я, как военнослужащий, этот вопрос изучал и знаю. Паразитирующий в том смысле, что эти военнослужащие привыкли получать непонятно за что деньги, не ходили на работу, как Руслан Хаджисмелович сказал, пользовались льготами, которые существуют для военнослужащих, непосредственно исполняющих обязанности. Это уловка, будем говорить честно и откровенно. Кроме того, хочу ещё заметить, большинство из них проживают и после увольнения в служебном жилье, которое должно освобождаться. Вот мы здесь с некоторыми коллегами, в том числе из оппозиционных фракций, пробиваем законопроект о ЗАТО, и это правильно, потому что очень много бесквартирных военнослужащих, вот на пресечение таких явлений он и направлен. Цифры здесь Руслан Хаджисмелович называл, я не буду повторять, но заметьте: действительно, в 2012 году 32,5 миллиарда рублей мы потеряли, в 2013-м - 21 миллиард рублей, в 2014-м - 14 миллиардов рублей и так далее. Чтобы вы поняли, коллеги, поясню: норма о том, что военнослужащий будет обеспечен жильём или ему будет предоставлена субсидия, действует даже после увольнения, никто военнослужащего не лишает этого права. Закон нужный, своевременный. Последнее, что хочу сказать: с учётом того что мы сейчас оптимизировали бюджет, притом серьёзно, - вы знаете, какой сложный бюджет будем принимать, - комитет поддерживает этот законопроект и предлагает принять его в первом чтении. Если будут какие-то поправки, - а они, возможно, будут, - то мы ко второму чтению их внимательно рассмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Михайлович. Вопросы есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гудков Дмитрий Геннадьевич. ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к докладчику. Было сказано, что этот законопроект не нарушает права военнослужащих, но тем не менее я на этой неделе получил уже десятки писем от военнослужащих, которые проходят службу в распоряжении командиров, от так называемых заштатников, - они считают по-другому. Многие из них, например, утверждают, что вообще не получали ещё ни одного предложения о предоставлении жилья. Более того, там есть формулировка о том, что военнослужащий увольняется, если он в течение месяца не подаёт документы. У нас же как было: военнослужащий мог отказаться от жилья, допустим, если оно не подходило ему, противоречило, так сказать, его выбору по месту, по форме жилищного обеспечения, - в этом законопроекте этой формулировки уже нет, то есть получается, что, если человек живёт в Балашихе, причём у него там и дети устроены, и жена работает, а ему предлагают жильё в деревне в 300 километрах, и он от него отказывается, вы его увольняете?! Задача избавиться от... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос ясен. Пожалуйста, Руслан Хаджисмелович. ЦАЛИКОВ Р. Х. Спасибо за вопрос. На самом деле не знаю, откуда могут взяться десятки таких писем, но даже если они есть, я ещё раз вполне ответственно заявляю, что ничьё положение не ухудшается, никто не лишается права на жильё. Я вам просто приведу статистику: в 2013-2014 годах... Сколько у меня времени, Иван Иванович, на ответ? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не более трёх минут. ЦАЛИКОВ Р. Х. Не более трёх минут. Хорошо. За всё это время, за два года и четыре месяца, военнослужащим предоставлено более 80 тысяч квартир. Есть отказавшиеся, вот я вам называю цифры: 32 военнослужащих отказались от предложенных вариантов от 16 до 29 - до 29! - раз, 106 военнослужащих - от 11 до 15 раз, 766 военнослужащих - от 5 до 10 раз. Конечно, есть письма от таких людей, но практика показывает, что это не люди, проходившие службу, допустим, на Крайнем Севере, это не лётчики, рисковавшие жизнью, а сотрудники НИИ и прочие - вот эта категория является предметом основной заботы, и, к сожалению, на них уходят миллиарды, потому что 29 раз отказаться от предложенного жилья - для этого, конечно, нужно филигранное мастерство, и причины здесь... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЦАЛИКОВ Р. Х. Ну не знаю. Конечно же, получив отказ, мы реагируем и причину убираем, поэтому я не думаю, что у кого-то что-то будет ухудшаться. Что касается времени рассмотрения: мы не ограничиваем срок одним месяцем, при предъявлении соответствующих аргументов - например, что человек был на боевом задании или был болен, - безусловно, этот срок будет продлеваться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Левичев Николай Владимирович. ЛЕВИЧЕВ Н. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Руслан Хаджисмелович, в пояснительной записке к законопроекту используется совершенно определённый юридический термин "злоупотребление правом", ну, в частности, речь идёт о злоупотреблении правом на отказ от обеспечения жилым помещением. Вопрос такой: если Минобороны считает, что, отказываясь от жилья 29 раз, определённые граждане наносят ущерб бюджету, почему представители Минобороны не защищают интересы государства в судебном порядке и не требуют возмещения убытков, причинённых злоупотреблением правом, со стороны конкретных военнослужащих? Может быть, судебный прецедент такого рода заставил бы таких граждан более ответственно подходить к принятию решений в отношении того или иного предоставляемого им помещения? ЦАЛИКОВ Р. Х. Спасибо большое за вопрос. На самом деле несколько судебных процессов было, но в подавляющем большинстве они завершились не в пользу государства, и основанием для вынесения такого решения была именно запись, которую мы сейчас хотим с вашей помощью исключить, - о том, что право и количество этих возможных отказов не ограничено. Норма закона, которую мы сегодня обсуждаем, как раз и позволит нам исключить подобные ситуации, и в случае введения такой нормы судебная практика будет совершенно другой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Зелинский Ян Викторович. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР. Вопрос к представителю правительства. При внимательном изучении вашего законопроекта складывается такое впечатление, что на самом деле в военном ведомстве очень остро стоит проблема обеспечения военнослужащих качественным жильём. Видимо, очень многие военнослужащие отказываются от предложенного жилья по уважительным причинам, о чём говорил коллега Гудков: жильё предоставляют в местах, находящихся далеко от места работы жены или образовательных учреждений, куда ходят дети, а также могут быть существенные недостатки с точки зрения качества жилья. Возможно, если данный закон будет принят, военнослужащие повально пойдут в суды отстаивать свои законные права. А что касается той статистики, о которой вы говорите, то вы на другую сторону медали не смотрите, ведь есть военнослужащие, которым поставили условия: или берёшь данное жильё, или вообще, в принципе жильё не получаешь, или в следующий раз предложим тебе жильё в Магадане или на Чукотке. Вы не рассматриваете эту сторону медали? ЦАЛИКОВ Р. Х. Я вам отвечу очень кратко: возможности предлагать какие-либо условия у нас нет, потому что право выбора жилья остаётся за военнослужащим, какой-либо диктат исключается, то есть если человек сказал "Московская область" - это будет Московская область. Что касается всех остальных предположений, честное слово, мы вам очень благодарны за заботу о военнослужащих, но, поверьте, мы любим их не меньше вас, и будет нами рассматриваться каждый случай отказа! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Скажу вам сразу, что пояснительная записка и другие материалы к законопроекту подготовлены очень некачественно, поэтому очень трудно сделать выводы, трудно решить, поддерживать или нет. Вопрос к Руслану Хаджисмеловичу. Вы сказали, что сейчас за штатом, или в распоряжении командиров, 16 тысяч человек. Этого нет в пояснительной записке. Судя по тому, что вы сейчас сказали, количество отказавшихся чуть ли не за два с половиной года составило всего 820 человек. Скажите, пожалуйста, в процентном отношении сколько таких военнослужащих из 16 тысяч в 2014 году отказались от жилья? И почему эту норму предлагается распространить на все 16 тысяч, если отказавшихся всего-то меньше 2 процентов? Правильно тут было сказано: судитесь, доказывайте, объясняйте и так далее. И характерные... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста. ЦАЛИКОВ Р. Х. Сергей Николаевич, спасибо за вопрос. На самом деле за штатом находятся не только те, кто отказался, среди них есть те, кто отказывался многократно, это не более 8 процентов, а остальные находятся за штатом или потому, что не оформлена квартира, или потому, что нет жилья. Хочу ещё раз напомнить, что три года назад в очереди было 82 тысячи человек, а сегодня 34 тысячи, то есть за эти два с половиной года очередь в два с половиной раза уменьшилась, но 19 тысяч восстановили суды, плюс ещё 20 тысяч встало на очередь - таким образом, на самом деле очередь уменьшилась в 3,5 раза! Число "распоряженцев" сократилось в 2 раза, но среди них есть те самые злостные отказники, о которых я сказал, и вот для того, чтобы не было злоупотребления правом на отказ от жилья, для того, чтобы очередь двигалась быстрее, мы и предлагаем принять эту норму, по большому счёту, только для этого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Щепинов Максим Александрович. ЩЕПИНОВ М. А. У меня вопрос к Руслану Хаджисмеловичу. Уважаемый Руслан Хаджисмелович, к нам из регионов приходят сигналы о непростой ситуации в связи с безработицей, которая сложилась сейчас в стране. Как вы думаете, повлияет ли принятие вот этого вашего закона не на увеличение армии безработных в России? ЦАЛИКОВ Р. Х. Я, вообще-то, думаю, что наш закон никоим образом не повлияет на увеличение армии безработных, поскольку, когда мы говорим о тех людях, которые много лет находятся за штатом... ведь не секрет, что все они где-то работают, - мы же понимаем, что взрослый мужчина в возрасте 46 лет дома не сидит! На службу он не ходит, только жалованье получает и денежное довольствие - конечно, он где-то уже устроился! Поскольку речь идёт именно о таких людях, а не о тех, кто за штатом находится месяц, полтора, два, как это и предписано законом, то, конечно, увеличения безработицы не будет. Я ещё один довод, свой, личный, выскажу. Люди, получившие военное образование, - это, как правило, специалисты очень высокой квалификации, востребованные на рынке труда. Мы знаем, что, начиная с 90-х годов, - сначала дикий капитализм был, потом умеренный, потом ещё какой-то, - всегда в первую очередь бывших военнослужащих принимали на работу, поэтому мы такой проблемы не видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С. Уважаемый Руслан Хаджисмелович, вот я опять недавно получил коллективное обращение бывших моряков Северного флота, которые - вы знаете эту проблему - проживают в ЗАТО, уволены до 2005 года и не могут реализовать своё право на жилище. Не считаете ли вы, что пора всё-таки в связи с высвобождением определённых средств в случае реализации этого закона восстановить справедливость и наконец-то, учитывая все обещания, как-то помочь этой категории? Тем более что будет оптимизация в том плане, что освободившиеся квартиры в ЗАТО пойдут молодым офицерам. ЦАЛИКОВ Р. Х. Спасибо за вопрос, Борис Сергеевич. Ну, вы знаете, что мы всячески поддерживаем ваш законопроект и будем дальше поддерживать, поэтому если будет возможность - если нас поддержит Министерство финансов - за счёт экономии поддержать эту категорию людей, то, конечно, мы будем рядом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Никитчук Иван Игнатьевич. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к Руслану Хаджисмеловичу. Товарищ генерал армии, вот вы сказали, что офицеру могут продлить время на предоставление документов для получения квартиры или квартирного сертификата более чем на один месяц. Скажите, пожалуйста, более одного месяца - это сколько? Это два, три, четыре, пять месяцев? И где эта норма сегодня определена, в каком законе? ЦАЛИКОВ Р. Х. На самом деле такой нормы никогда не было при действующей редакции и не будет при будущей, но вам отвечу так. Продлевать можно будет на столько, на сколько это будет аргументировано обстоятельствами: если нужен месяц - то месяц, если два - два, три - три, потому что обстоятельства бывают разные, допустим человек может получить травму, ранение и находиться полгода на излечении - конечно, всё это будет учитываться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы завершились. Коллеги, прежде чем провести запись на выступления, можно я внесу предложение? Поскольку у нас осталось меньше двух часов работы, а повестка очень большая, ещё много законопроектов надо рассмотреть и очень много времени, как вы понимаете, займёт "час голосования", я предлагаю, чтобы по законопроектам первого чтения, которые мы сегодня будем рассматривать, было не более одного выступления от фракции. Можно с этим согласиться? Можно. Тогда включите режим записи на выступления по рассматриваемому вопросу. Покажите список. Так, от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" - Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, уважаемые представители Министерства обороны! Мы обсуждали законопроект и в комитете, и во фракции, и он вызывает двойственное впечатление. С одной стороны, безусловно, нельзя злоупотреблять правом: нельзя за счёт Министерства обороны, за счёт бюджета бесконечное число лет получать довольствие, отказываясь от очередного варианта предложенного жилого помещения, но, с другой стороны, хочу вам сказать следующее. Да, проблема есть, но нам не очень нравится, можно даже сказать - совсем не нравится, как её предлагают решать. Ну, во-первых, исходя из своего большого опыта, я знаю, что бывают такие квартиры, от которых наверняка отказываются все, поэтому мы считаем, что при подготовке законопроекта ко второму чтению надо учесть, что должно быть предложено минимум три варианта квартир, полностью соответствующих требованиям жилищного законодательства к жилым помещениям, предоставляемым по договору социального найма или передаваемым в собственность. Конечно, сильно смягчила ситуацию возможность взять субсидию, то есть, если человека не устраивают, предположим, три варианта, он имеет право взять денежную компенсацию и купить квартиру в том месте, где удобно ему и его семье, его родным и близким, там, где есть работа. То есть обязательно должна быть корректировка нормы. Это первое замечание. Далее. Было сказано, что учитываются все обстоятельства, тем не менее в проекте чётко прописан месячный срок, для того чтобы сдать все документы при согласии на конкретное жилое помещение или субсидию. Категорически не можем поддержать эту проектируемую норму, потому что могут возникнуть ситуации, когда жилищные документы - и многие прекрасно это знают - нужно запрашивать либо обновлять совершенно в другом субъекте Федерации: там тоже предусмотрен месяц на ответ, и это никак не вписывается в норму о месячном сроке! Так что мы предлагаем здесь также записать "в течение трёх месяцев", ну а если не понадобится, если не нужно будет обновлять документы, тогда не воспользуется военнослужащий этой нормой! Следующее. Очень большая натяжка в том, что идут большие затраты в связи с тем, что не заселяются жилые помещения: у вас что, единственный военнослужащий стоит в очереди?! Вы же эти жилые помещения можете предлагать другим! Так что это не совсем корректное замечание в вашей пояснительной записке. Ну а в целом я хочу сказать, что, конечно, проблема есть, решать мы её будем, но пока фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" изменила своё решение, то есть мы не будем голосовать против, но и за не будем, мы в первом чтении просто не будем голосовать и посмотрим: если наши замечания и предложения будут учтены, тогда мы рассмотрим вопрос о поддержке этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, прежде чем принимать какие-то законы, по которым будет жить наша страна, наше общество, надо, вообще-то, определить, а есть ли эта проблема. Я считаю, тут нет той проблемы, которую ставит перед нами Правительство Российской Федерации, и не зря я, задавая вопрос, сказал, что законопроект подготовлен крайне некачественно. По этой пояснительной записке абсолютно ничего понять нельзя - в чём же проблема заключается? Галина Петровна тут подтвердила, что такая проблема есть, но это такой общий подход - пусть Галина Петровна не обижается на меня, - у нас везде есть проблемы! Что я имею в виду? Я не зря просил: объясните мне, пожалуйста, представители правительства и Министерства обороны, так сколько на сегодняшний день в распоряжении командиров, или, скажем так, за штатом, находится наших военнослужащих? Сначала сказали, что сорок с чем-то тысяч, потом - тридцать с чем-то тысяч, сейчас - что вроде бы 16 тысяч. Тогда, Руслан Хаджисмелович, вы поясните: все эти 16 тысяч человек не увольняются из армии, потому что они ждут квартиры, или среди них есть какое-то количество людей, которые не получили квартиры, поэтому не увольняются? Следующий вопрос, который нас всех должен интересовать: среди этих 16 тысяч сколько таких отказников? Я впервые услышал цифры, вот здесь называли: 39 человек более 20 раз отказывались, 106 человек - более 10 раз (я записывал, что говорил представитель Министерства обороны, - он же отвечает за свои слова!). Если это всё сложить, просто посчитать арифметически, то не больше 800 человек получается, то есть за два с лишним года было 800 таких отказов - так где здесь проблема?! Наверное, проблема в том, что Министерство обороны вместе с нашим правительством не может решить какие-то другие вопросы. Действительно, если брать 16 тысяч человек, которые за штатом и не уволены, потому что им не предоставили квартиры, - так, наверное, надо понимать эту проблему, - то это составляет, как вы знаете, если вы хорошо считаете, меньше 3 процентов. Что это за отказники? Приведите характерный пример какой-нибудь. Я понимаю, если кто-то отказывается от квартиры в Центральном округе Москвы, значит, у него какие-то огромные запросы. Но вы разве можете отрицать, что в нашей армии всё делается по команде? Если какого-то офицера, которого увольняют, вывезут на выселки, покажут ему бетонную коробку без всяких коммуникаций и скажут: вот тебе 42 квадратных метра или, может, 45 квадратных метров, то есть сколько положено по нормам, - ну и что он должен делать?! Я сам с этим сталкивался, так же как и вы, и задавал сегодня вопрос. Приведу пример: в Подольске, не так далеко, построили микрорайон, но этот микрорайон до сих пор обустраивается, там рядом ничего нет, голое поле, - ну и как соглашаться на жильё там?! Как можно принимать такое решение?! Перед Министерством обороны, наверное, стоит совсем другая задача, ясная: быстрее избавиться от этих людей и прекратить выплачивать им денежное довольствие, то есть это связано не столько с квартирами, сколько с денежным довольствием. Наверное, решение могло бы быть следующим: если человеку предложили хотя бы два или три варианта - примерно как ваш комитет предлагал, Галина Петровна, - и он написал мотивированный отказ, тогда нужно каким-то образом, судебным, коллегиальным, определять, кто прав - командир или тот, кого собираются увольнять, просто выгоняют на улицу? В таком виде законопроект, мы считаем, поддерживать не стоит. Я не знаю, комитет доработает его или нет, и вообще, в соответствии с технологией нашей законодательной деятельности, этот законопроект должен рассматриваться в комитете по жилищной политике с привлечением, может быть, комитета по труду и социальной политике: это же защита прав наших граждан, таких же граждан, как и... Я очень люблю армию, сам служил там, и обожаю наш Комитет по обороне, вы не обижайтесь, пожалуйста, у вас совсем другие задачи, и совсем другие проблемы вы должны решать, а вот когда стоит задача, как обеспечить наших людей достойным жильём... Выгонять человека с работы, со службы просто на улицу, обещая, что потом где-то какое-то жильё он по очереди получит, - это, конечно, неправильно! В связи с этим я считаю, что данный законопроект в таком виде поддерживать не стоит, либо его надо переписывать полностью, и я сомневаюсь, что ко второму чтению это можно будет сделать. Наша фракция, фракция КПРФ, законопроект поддерживать не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! У нас сегодня такой сложный день, связанный с бюджетом, и мы, когда говорили о голосовании за бюджет, - я напомню, что наша фракция не будет поддерживать этот бюджет, - отметили в том числе и то, что нужно рассматривать всё в комплексе. Я тоже хотел бы обратить внимание на то, что те проблемы, которые сегодня у нас накопились и которые решает сегодня и Министерство обороны, в том числе по разделу "Национальная безопасность...", - всё это надо рассматривать в комплексе. Помните, мы с вами говорили, что одна из статей, которая не должна подпадать под секвестрирование, - это "Национальная оборона...", но вместе с тем мы с вами в бюджете на 160 миллиардов рублей финансирование на оборону уменьшаем! Я вам могу сказать как член комиссии по закрытым статьям, что, в общем-то, достаточно болезненно проходит это сокращение, и что касается Министерства обороны, у них в 2015 году останавливается ввод целого ряда объектов, а вы знаете, что эти объекты являются для нас приоритетными, но раз их ввод останавливают (я вам хочу сказать, что достаточно серьёзное пока положение в связи с сокращением: там порядка 500 миллиардов), то, значит, мы должны в определённой степени доверять министерству и искать выход из положения. Что касается "Национальной безопасности...", идёт не только внештатное сокращение, то есть за счёт некомплекта, но и существенное сокращение живых людей, то есть и эту проблему надо рассматривать в комплексе. Я очень хочу надеяться на квалификацию специалистов, которые сегодня нам этот вопрос докладывали, потому что сокращение живых людей и попытка, так сказать, привести в чувство тех, кто не хочет получать уведомление, - это разные вопросы, но я думаю, что, рассуждая об этом, мы, наверное, должны более глубоко погружаться в проблему. Я в закрытой части что-то видел, но думаю, что всё равно не знаю всего того, что знает Руслан Хаджисмелович, и повторяю, что эти моменты обязательно нужно учитывать. И ещё одно. Вот мы сегодня говорим о суммах, которые будут, скажем так, сэкономлены в бюджете, о том, куда они будут направлены, - да, это позиция Министерства финансов, но, Руслан Хаджисмелович, я хочу сказать, что у нас есть согласованная позиция, поддержанная всей Государственной Думой, всеми фракциями, и эта позиция касается не тех, кто... вот я сейчас смотрел у Виктора Михайловича данные - они бегают, чтобы не получить уведомление, то есть не чтобы отказаться от жилья, а просто чтобы не получить уведомление. У нас есть люди, которые живут в военных городках и в ЗАТО по двадцать - двадцать пять лет, вы понимаете, в каком они физическом состоянии?! Дело в том, что уже дети их соседей или даже их дети, служившие и попавшие под сокращение в рамках оргштатных мероприятий, квартиры получили, а эти всё ещё ждут! Руслан Хаджисмелович, я хочу сказать, что расходные обязательства, заложенные в законопроекте, который внесён депутатами всех фракций, в бюджете Российской Федерации существуют, там никаких новых расходных обязательств не появляется, вопрос с министерствами мы уже согласовывали. И самое главное, что сегодня, когда министр финансов делал здесь у нас доклад по бюджету, мы ещё раз подтвердили, что речь идёт не о дополнительных средствах - дай бог, чтобы они появились! - речь идёт о социальной справедливости, о том, чтобы дать возможность этим военным пенсионерам занять очередь в соответствии с тем статусом, который они имеют, не нужно смешивать их в муниципальных образованиях, в ЗАТО с секретаршами, с бывшими доярками, со сторожами и прочими, нужно сделать одну-единственную очередь для военнослужащих, которые там служили и вышли на пенсию. Новых расходных обязательств не появится, дополнительных средств не потребуется, средства, выделенные по строке, мы разделим, и я вас уверяю, что это решит очень серьёзную проблему и снимет напряжение, которое мы имеем в ЗАТО. У меня убедительная просьба: учитывая, что Государственная Дума во многом поддерживает Министерство обороны, поддержать Государственную Думу, - напомню, что данная позиция согласована. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, я хочу от всех нас поздравить Марию Петровну Максакову и Дениса Николаевича Вороненкова со знаменательным событием, которое сегодня произошло в их жизни. Давайте пожелаем им всего самого наилучшего! (Аплодисменты.) Пожалуйста, Марии Петровне Максаковой включите микрофон. МАКСАКОВА М. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Отвлеку ваше внимание на одну секунду. Мы всем, абсолютно всем коллегам-депутатам разослали приглашения, некоторым даже по два, а то и по три раза посылали, мы абсолютно всех пригласили, и если у кого-то пригласительного нет, то вы скажите, мы вам ещё раз передадим. Вот адрес: Мичуринский проспект, дом 1, зал "Филармония-2". Всех абсолютно ждём очень-очень, будут фуршет и концерт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мария Петровна, спасибо большое! Это всем нам тонкий намёк на то, как сегодня надо работать. (Оживление в зале.) Продолжаем. Андрей Леонидович Красов, пожалуйста. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Изменение условий социально-экономического развития Российской Федерации и внешние вызовы экономике нашей страны требуют ужесточить подход к оценке эффективности расходования средств федерального бюджета - именно на это направлен данный законопроект. Я хотел бы развеять сомнения Сергея Николаевича: для некоторых военнослужащих, которым неоднократно предлагалось жильё, соответствовавшее установленным нормам, нахождение в распоряжении стало уже как бы профессией - удобно получать 50, 60, 70 тысяч, даже 80 тысяч рублей в месяц и не выполнять абсолютно никаких обязанностей: у них нет должностных обязанностей, у них нет служебных обязанностей, у них только общие обязанности - эти военнослужащие, находящиеся в распоряжении, один раз в десять суток должны появляться на служебном месте, и нельзя, чтобы в отношении их было возбуждено уголовное дело. Уважаемые коллеги, вместе с тем никто не собирается лишать военнослужащих, находящихся в распоряжении командиров частей, соединений, учреждений и имеющих право на получение бесплатного жилья, этой бесплатной крыши над головой. Всем им в установленном порядке либо будет предоставлена квартира - тут два варианта: по избранному месту жительства или по месту службы, - либо выплачена денежная субсидия. С учётом этого законопроект будет, безусловно, поддержан фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Руслан Хаджисмелович, можете выступить с заключительным словом, если считаете нужным. ЦАЛИКОВ Р. Х. Я хочу поблагодарить все фракции за очень заинтересованное обсуждение и сказать, что предложения, которые прозвучали, в частности от Галины Петровны, мы, конечно, вместе рассмотрим ко второму чтению, у нас будет возможность убедить друг друга и прийти к какому-то серьёзному компромиссу. Что касается вопросов, поднятых фракцией ЛДПР, я уже пообещал, что мы над ними поработаем. Относительно вопроса, который поднимал Сергей Николаевич, я хочу сказать, что мы, конечно, ещё раз подготовим полную, исчерпывающую информацию и обсудим в перерыве между первым и вторым чтениями. Причина появления законопроекта - и с этим никто не будет спорить, - это желание улучшить ситуацию, связанную с обеспечением жильём. Ещё раз напомню: за два года очередь сократилась в три с половиной раза - такого не было ни в истории Советского Союза, ни в истории Вооружённых Сил. Правда, надо отметить, что и очереди такой, более 100 тысяч человек, никогда не было, - ну, как говорится, что получили, то получили. Сергей Николаевич, мы с вами обязательно пообщаемся, но повторяю, никаких умыслов иных нет, мы просто хотим отсеять тех, кто мешает получать квартиры остальным из-за того, что им многократно... Вот если одному человеку предложили тридцать раз квартиру, это значит, что тридцати другим квартиру не предложили, - вот в чём вопрос! Вот я вам такую цифру назову (вы сказали, что, может быть, предлагают что-то не то): 94 тысячи квартир предложено только в 2013 году, а в очереди было 82 тысячи - вот и судите сами! Я очень благодарен всем за заинтересованное обсуждение и обещаю, что мы тесно поработаем между первым и вторым чтениями. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктору Михайловичу Заварзину включите микрофон. ЗАВАРЗИН В. М. Спасибо большое. Мы тщательно готовились к рассмотрению этого законопроекта, я призываю всех коллег внимательно прочитать его. Мы действительно принимаем ваше замечание, Сергей Николаевич, что нужно было представить более подробную справку - она, кстати, у меня имеется, я могу вам сейчас лично, как своему товарищу, вручить её, - но вопрос заключается совершенно в другом, и давайте без эмоций говорить на эту тему: Министерство обороны не собирается ущемлять какие-то права человека, Министерство обороны хочет просто упорядочить законодательство, чтобы не было нарушений и излишней траты денежных средств. Я готов - просто сейчас нет времени - подробнейшим образом рассказать вам, на какие хитрости идут военнослужащие, чтобы не получить квартиру и даже субсидию, которую предлагают, - например, не отвечают на звонки. Почему? Скажу буквально в нескольких словах: потому что он работает на другой работе, не ходит на службу, но ему выгодно иметь все льготы военнослужащего, например, бесплатный проезд и так далее. Коллеги, этот законопроект очень важен, он очень нужен как раз для установления дисциплины - даже в Вооружённых Силах! - это будет только примером служить. Ко второму чтению мы подготовим идеальный вариант - я и с Хованской беседовал, мы с ней понимаем, о чём говорим, и с вами, Сергей Николаевич, я готов побеседовать, и мы учтём всё, что можно учесть. Я вас призываю без эмоций, серьёзно отнестись к этому законопроекту и проголосовать за его концепцию, принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
31-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 41 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.