Заседание № 366
О проекте федерального закона № 742581-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" (в части устранения правовой неопределённости относительно определения органом местного самоуправления единой теплоснабжающей организации в отношении бесхозяйных источников тепловой энергии; принят в первом чтении 19 февраля 2020 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 8 и 15 Федерального закона "О теплоснабжении").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
61-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении". Докладывает Павел Николаевич Завальный. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, законопроект был инициирован Тюменской областной Думой. Законопроект касается большой проблемы - бесхозных объектов теплогенерации, и мы нашли формулу решения этой проблемы. Ко второму чтению поступило 9 поправок, из них 5 поправок рекомендуются к принятию, 4 поправки - к отклонению. Все поправки, которые рекомендуются к отклонению, касаются закона "О теплоснабжении", но концептуально не касаются данного законопроекта. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 55 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 297 чел. Не голосовало 153 чел.34,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 22 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 301 чел. Не голосовало 149 чел.33,1 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 46 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Павел Николаевич. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, законопроект полностью готов для рассмотрения в третьем чтении. Законопроект очень ждут в субъектах Федерации и муниципальных образованиях, где имеются такие проблемы. Поэтому есть предложение рассмотреть его в третьем чтении прямо сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении. Нет возражений против того, чтобы сегодня его рассмотреть? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 34 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принимается, закон принят. Спасибо.
Заседание № 280
О проекте федерального закона № 742581-7 "О внесении изменений в статьи 8 и 15 Федерального закона "О теплоснабжении" (в части определения органом местного самоуправления единой теплоснабжающей организации в случае выявления бесхозяйных источников тепловой энергии).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 15 Федерального закона "О теплоснабжении". Докладывает представитель Тюменской областной Думы Инна Вениаминовна Лосева. ЛОСЕВА И. В., представитель Тюменской областной Думы. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 15 Федерального закона "О теплоснабжении" разработан для устранения правовой неопределённости в части определения органом местного самоуправления единой теплоснабжающей организации в отношении бесхозяйных источников тепловой энергии. Частью 6 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" в отношении бесхозяйных тепловых сетей уже определён исключительный порядок определения теплосетевой организации, которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей до признания права собственности на них, однако этот порядок в отношении источников тепловой энергии не применяется. Отсутствие рассматриваемой правовой нормы не позволяет принудить теплосетевую или теплоснабжающую организацию осуществлять эксплуатацию выявленного бесхозяйного источника тепловой энергии, что создаёт риски для прекращения поставки тепловой энергии потребителям, в том числе в жилой фонд и на объекты социального значения, так как источник тепловой энергии в отличие от тепловых сетей не может функционировать без эксплуатирующего персонала. В случае если теплосетевая либо теплоснабжающая организации согласились взять выявленные бесхозяйные источники теплоснабжения в эксплуатацию, отсутствие указанной правовой нормы не позволяет учесть возникающие в связи с этим затраты организации при установлении тарифов на тепловую энергию, а также взимать с потребителей плату за выработанную бесхозяйным источником теплоснабжения тепловую энергию. С целью предотвращения аварийной ситуации, связанной с прекращением обеспечения теплом жителей домов, которые обеспечиваются бесхозяйными объектами теплоснабжения в период отопительного сезона, необходимо распространить исключительный порядок определения теплосетевой организации, предусмотренный частью 6 статьи 15 федерального закона № 190-ФЗ, в том числе и на источники тепловой энергии. Внесение данной поправки позволит создать правовые основания для побуждения тепловых сетей либо теплоснабжающих организаций к эксплуатации выявленных бесхозяйных источников теплоснабжения и послужит основанием для принятия тарифных решений, которые обеспечат возмещение расходов эксплуатирующей организации и возможность взимания с потребителей платы за тепловую энергию, выработанную данным источником. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Инна Вениаминовна, присаживайтесь. С содокладом от Комитета по энергетике выступает Есяков Сергей Яковлевич. ЕСЯКОВ С. Я. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Задача данного законопроекта достаточно простая - это устранение правовой неопределённости, определение органом местного самоуправления теплоснабжающей организации в отношении бесхозяйных источников тепловой энергии, то есть по тепловым сетям такой порядок есть, по источникам тепловой энергии такого порядка нет. Сейчас статьёй 225 Гражданского кодекса отрегулированы вопросы определения бесхозяйного имущества, установлено, как определяется, в какие сроки это делается. это касается в том числе и сетей. Статьёй 190-го Федерального закона "О теплоснабжении" определён исключительный порядок финансирования затрат и эксплуатации теплосетевых активов, которые являются на данный момент бесхозяйными. Фактически остаётся, так скажем, дырка - не определён порядок эксплуатации именно теплоисточников, и этот законопроект направлен на устранение данной коллизии. Особенность теплоисточников ещё в том, что они требуют наличия постоянного персонала, обычно это небольшие котельные, но есть и большие котельные, которые остаются бесхозяйными в силу целого ряда причин. Кроме наличия персонала, требуется ещё оплата топлива, поэтому нужно более конкретно определять именно теплоснабжающую организацию. В процессе обсуждения в комитете нами был высказан ряд замечаний, они, в общем-то, не меняют конструкцию законопроекта и могут быть легко учтены ко второму чтению. На законопроект получено 42 положительных заключения, ни одного отрицательного, поэтому комитет просит Государственную Думу, коллеги, принять этот законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Яковлевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шперов Павел Валентинович. ШПЕРОВ П. В. У меня вопрос к представителю Тюменской областной Думы. Уважаемая Инна Вениаминовна, честно говоря, мне не совсем понятно, как у вас образуются в таком достаточно большом количестве бесхозяйные источники теплоснабжения? Ну, это же всё-таки не солнце, у которого хозяина нет, а у вас, получается, это достаточно регулярный процесс. Возникает такой вопрос: а если вы не сможете по критериям, которые у вас отражены, выбрать того, кто будет эксплуатировать, - допустим, к данной котельной присоединены три или четыре теплоснабжающие организации с примерно равной мощностью, которая колеблется от сезона к сезону, - как вы будете в данной ситуации этот вопрос решать? ЛОСЕВА И. В. Павел Валентинович, спасибо вам за вопрос. Значит, по поводу того, что они у нас всё время появляются. Дело в том, что сейчас в муниципальных образованиях у нас есть системы локального теплоснабжения в виде малых и средних котельных на несколько многоквартирных домов и малоэтажных жилых помещений, кроме того, часть предприятий подключает социальные объекты к своим тепловым сетям, а в результате банкротства предприятия такие сети становятся бесхозяйными. И вот на то, чтобы такие теплосети начать законно эксплуатировать согласно Гражданскому кодексу, уходит два года. Теперь о том, каким образом мы предлагаем определять, на баланс какой теплоснабжающей организации передать: "В случае, если бесхозяйный источник тепловой энергии входит в систему теплоснабжения, в которой не определена единая теплоснабжающая организация, содержание и обслуживание указанного бесхозяйного источника тепловой энергии осуществляется теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями с наибольшей ёмкостью на территории поселения городского округа, города федерального значения" и муниципального округа, где расположен бесхозяйный источник теплоснабжения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ЕСЯКОВ С. Я. Я могу добавить. Вот один из моментов, который критиковали в комитете: "наибольшая ёмкость" - это не совсем юридический термин, это нужно ещё дорабатывать. Ну а по жизни, обычно, как комитет считает, присоединение должно происходить по двум основным принципам. На каждой территории создаётся единая теплоснабжающая организация - её создали мы с вами и об этом много говорили вот с этой трибуны, - которой в эксплуатацию должны передаваться эти бесхозяйные сети и источники. Это первый принцип. И второй принцип: если вдруг нет вот такой единой теплоснабжающей организации, право переходит той теплоснабжающей организации, к которой присоединены эти бесхозяйные сети. Вот два таких момента, по которым будет определяться та организация, которая будет эксплуатировать как сети, так и источники. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Вопрос представителю Тюменской областной Думы. Вот есть у нас бесхозяйные источники водоснабжения и так далее, но если говорить о теплоснабжении, то там ведь речь идёт о достаточно больших деньгах. Вы упомянули, что несколько домов могут иметь свой источник теплоснабжения, вы определяете его как бесхозяйный. Не возникают ли противоречия между владельцами тех домов, которые обогреваются этим источником, и той организацией, которая хочет поставить на учёт, значит, местного самоуправления данный теплоисточник, не возникают ли конфликты? Вы говорите, это бесхозяйный теплоисточник, а на самом деле у каждого такого источника... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Инна Вениаминовна. ЛОСЕВА И. В. Я с вами согласна в том, что у каждого такого бесхозяйного источника когда-то был хозяин. Но когда хозяина невозможно определить, источник становится бесхозяйным, и тогда для безопасности людей и для того, чтобы снабжать их теплом, необходимо обязательно, конечно, проводить все установленные законом процедуры, чтобы возможно было подключить эти социальные объекты к теплосетям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ЕСЯКОВ С. Я. Ну, я могу также добавить очень кратко. Бесхозяйные источники могут принимать сначала на свой баланс только органы местного самоуправления, они должны находиться на балансе год, а после года их надо или принимать в собственность, или отдавать кому-то, другой организации. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемая Инна Вениаминовна, у меня вопрос в практической плоскости. Скажите, пожалуйста, в случае принятия данного проекта федерального закона и его реализации каким образом будет устанавливаться дата выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения - с момента фиксации, регистрации или как-то по-другому? И что понимается под источником тепловой энергии в данном проекте федерального закона, не будет ли разночтений? ЛОСЕВА И. В. Спасибо за вопросы. Значит, если говорить о постановке на учёт, то подаёт заявление муниципалитет и 30 дней даётся на то, чтобы провести всю эту процедуру. Относительно того, что такое источники тепловой энергии, скажу, что это теплоэнергоцентрали и отдельно стоящие и встроенные котельные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Инна Вениаминовна, бесхозяйными источники теплоснабжения не могут быть априори, потому что они каждый год получают паспорт готовности от контролирующих организаций и заключаются договоры на газ, воду, электроэнергию, то есть получается, что есть какое-то физическое лицо. Так что этот термин некорректен. Это первое. И второе. Кто будет определять порядок износа данных установок, тепловых сетей, кто будет давать муниципалитетам деньги на то, чтобы их восстановить? У муниципалитетов на это денег нет. В законе необходимо прописывать тогда и финансирование муниципалитетов, и источники финансирования. ЛОСЕВА И. В. Виктор Петрович, мы принимаем проект закона в первом чтении, часть замечаний будет потом учтена при доработке. В то же время представитель комитета сказал, что эти объекты ставятся на баланс муниципалитета и до того, как следующий тарифный период пойдёт, их эксплуатирует муниципалитет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. На трибуне включите, пожалуйста, микрофон. ЕСЯКОВ С. Я. Я бы сказал не так: эксплуатируют эксплуатирующие организации, и фактически все затраты, которые за период эксплуатации набираются, должны быть в обязательном порядке учтены годом позже при формировании тарифа на следующий год, то есть все эти затраты в обязательном порядке включаются в тариф через год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М. Сергей Яковлевич, у меня вопросы к вам. Первое. Мы принимаем федеральный закон, а не закон одного региона - вот есть ли в комитете аналитическая справка о так называемых бесхозяйных сетях? Господин Мишустин должен этим заинтересоваться: это что за хозяева на территории, у которых бесхозяйные сети? И второе. Абсолютно неверный - не то что некорректный, а абсолютно неверный - ответ по поводу того, что муниципалитеты сейчас возьмут сети, а потом в тарифе затраты будут учтены. Муниципалитеты могут забрать сети только на начало года или отопительного сезона, если у них есть деньги. Вы знаете, какой процент у нас дотационных муниципалитетов. Мы для чего сейчас это делаем? Я предлагаю ко второму чтению посчитать деньги и не делать муниципалитеты заложниками. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Яковлевич, пожалуйста. ЕСЯКОВ С. Я. Я ещё раз могу вам сказать, каков действующий порядок. Согласно 225-й статье Гражданского кодекса органы местного управления сначала должны поставить бесхозяйный объект на учёт, а через год они имеют право через суд принять его в собственность. Но с момента постановки на учёт все затраты по текущей жизненной ситуации должны нести теплоснабжающие организации, им, а не муниципалитету должны возмещаться денежные средства как на эксплуатацию, так и на топливо, но только через год. А муниципалитеты здесь ни при чём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирине Михайловне Гусевой включите микрофон. Уточняющий вопрос. ГУСЕВА И. М. Нет, не уточняющий вопрос, а всё-таки хочу сказать для протокола: муниципалитеты сети забирают, если у них есть на это деньги. А чтобы забрать и поставить сети на учёт, нужны колоссальные деньги, я могу, если надо, на цифрах сейчас вам это доказать, сказать, сколько за каждый метр трубы, которую нужно забрать, придётся заплатить, если речь идёт о тепловых сетях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Яковлевич, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 43 мин. 09 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении законопроект. Спасибо.