Заседание № 307
15.07.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 740939-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков" (внесён Законодательным Собранием Санкт-Петербурга).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4087 по 4480 из 5085
Пункт 28.1, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра экономического развития Сергей Сергеевич Галкин. Пожалуйста. ГАЛКИН С. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект о правовом регулировании деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников подготовлен во исполнение поручения президента. Основная цель законопроекта - это повышение защиты интересов потребителей туристских услуг. Законопроект необходим для обеспечения безопасности тех, кто занимается активными видами туризма, и защиты национального рынка экскурсионных услуг. Законопроект станет базисом для построения системы норм регулирования экскурсионной деятельности и позволит создать условия для прозрачного и цивилизованного рынка. Мы наблюдаем рост интереса к экстремальным видам туризма, квалификация организаторов подобного отдыха является принципиальным фактором для обеспечения безопасности туристов. Что касается аттестации инструкторов-проводников, законопроектом предлагается установить особые требования для соискателей. Требования включают в себя обязательное наличие стажировки на соответствующих видах туристских маршрутов, наличие документа, подтверждающего подготовку по оказанию первой медицинской помощи, наличие заключения об отсутствии медицинских противопоказаний. Инструкторы-проводники будут обязаны оказывать первую помощь сопровождаемым туристам в случае необходимости. Что касается экскурсоводов и гидов-переводчиков, на данный момент их профессиональная деятельность в России законодательно не урегулирована. В текущей ситуации люди сталкиваются с оказанием некачественных экскурсионных услуг иностранными гидами. Принятие законопроекта будет способствовать созданию прозрачного и контролируемого рынка экскурсионных услуг. Право работать экскурсоводами и гидами-переводчиками получат только граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами. На федеральном уровне будут установлены единые нормы, которые определяют общие правила оказания услуг экскурсоводов и гидов-переводчиков, порядок и критерии их аттестации. Для проведения аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков, оказывающих услуги на национальных туристских маршрутах, на межрегиональном уровне будут образованы межрегиональные аттестационные комиссии. Положения законопроекта предусматривают переходный период: аттестацию экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников планировалось ввести с 1 июля 2020 года и только через полтора года, то есть с 1 января 2022 года, ввести административную ответственность и региональный государственный надзор. Полагаем целесообразным срок введения аттестации обсудить дополнительно с коллегами - представителями рынка этих услуг и с профильным комитетом и ко второму чтению сдвинуть его на 1 января 2021 года, соответственно, через полтора года ввести региональный государственный надзор. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Сергеевич. Присаживайтесь. Пункт 28.2, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков". Этот законопроект внесён Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, которое просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Пункт 28.3, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Докладывает Антон Юрьевич Морозов. МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР озаботилась этой проблемой ещё до появления правительственного законопроекта. Я внёс на рассмотрение в Государственную Думу соответствующий законопроект, очень актуальный для регионов, которые я представляю в Государственной Думе, - это Тверская, Новгородская и Псковская области. Действительно, необходимо ввести норму, что экскурсоводами могут быть граждане Российской Федерации, которые имеют соответствующую профессиональную подготовку. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы при проведении экскурсий не было искажения фактов о культуре и истории нашего государства, а во-вторых, для создания дополнительных рабочих мест в сфере туризма. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Юрьевич. Присаживайтесь. С содокладом по этим трём законопроектам выступит Михаил Владимирович Дегтярёв. ДЕГТЯРЁВ М. В., председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи, фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаются три законопроекта на одну тему. До сегодняшнего дня деятельность гидов-переводчиков и экскурсоводов была практически не урегулирована. По первому законопроекту, внесённому правительством, в комитет поступило 39 положительных отзывов от исполнительных органов субъектов, 25 - от законодательных органов субъектов. Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта с учётом замечаний. Комитет Государственной Думы по культуре также поддерживает принятие законопроекта в первом чтении при условии его доработки с учётом замечаний. Мы, Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи, поддерживая законопроект, отмечая его своевременность и необходимость, в то же время указываем, что ко второму чтению необходимо устранить лазейки, существенные лазейки, позволяющие негражданам России оказывать услуги экскурсоводов (гидов) в соответствии с Марракешским соглашением об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года. Так, в статье 1 рассматриваемого законопроекта не указана гражданская принадлежность экскурсовода, как это предусмотрено для гидов-переводчиков. Предлагается в поправках ко второму чтению указать, что экскурсовод (гид) - это аттестованное лицо, являющееся гражданином России. Также, по мнению комитета, необходимо из статьи 1 законопроекта, из проектируемой статьи 4-3, исключить слова "на туристских маршрутах", так как аттестация должна проводиться для всех без исключения экскурсоводов (гидов) независимо от туристических маршрутов. Кроме того, мы обращаем внимание на необходимость предусмотреть административную ответственность за несоблюдение требования об обязательной аттестации путём внесения изменений в КоАП. Комитет поддержал этот законопроект с учётом его доработки ко второму чтению и рекомендует Государственной Думе его поддержать. А у меня три минуты на все законопроекты? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, на все, Михаил Владимирович. ДЕГТЯРЁВ М. В. Второй законопроект комитетом не поддерживается, докладчиков нет. Третий законопроект комитетом не поддерживается, хотя концепция в принципе практически полностью совпадает с концепцией правительственного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Владимирович. Позиция комитета предельно ясно изложена. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Задержитесь, Михаил Владимирович. Покажите список. Много вопросов, коллеги. Савченко Светлана Борисовна, пожалуйста. САВЧЕНКО С. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Сергей Сергеевич! Вот такой конкретный, уточняющий вопрос: скажите, пожалуйста, если экскурсовод (гид) работает в религиозной организации, сама экскурсия бесплатная, но вход в религиозный комплекс или в некоторые его части, объекты платный, в данном случае этот гид должен будет проходить аттестацию или нет? ГАЛКИН С. С. Большое спасибо за вопрос. На самом деле нормами законопроекта предусматривается следующий порядок: если экскурсовод (гид) работает в такой организации, как музей, и проходит внутреннюю аттестацию, то он не попадает под это регулирование. Вместе с тем под туристскими маршрутами, о которых говорится в законопроекте, подразумевается не только посещение каких-то музеев, но и посещение туристских ресурсов, туристских маршрутов в целом, и для работы на них аттестация предполагается. То есть здесь будет, по сути, исключение для таких видов деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Благодарю. У меня вопрос к депутату Морозову Антону Юрьевичу. Уважаемый Антон Юрьевич, уточните, пожалуйста, а какие требования вы предлагаете законодательно закрепить для инструктора-проводника с точки зрения образования, оценки квалификации и так далее? Ведь без этих требований трудно будет вести речь о качестве предоставляемых услуг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Морозову включите микрофон. МОРОЗОВ А. Ю. В моём законопроекте инструкторы-проводники не упоминаются, речь идёт об экскурсоводах (гидах), которые водят экскурсии и которые могут рассказывать туристам всякую белиберду о нашей истории и культуре. Поэтому я посчитал необходимым прописать, что они должны иметь, во-первых, российское гражданство, а во-вторых, профессиональное образование в соответствующей сфере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Сергей Сергеевич, не сомневаюсь, что вы знаете, что достаточно большое количество экскурсоводов по всей стране высказывали свои претензии по поводу вашего законопроекта; в частности, люди опасаются, что у них не будет возможности доказать наличие стажа работы экскурсоводами, потому что зачастую они работают без соответствующей записи в трудовой книжке, в результате масса практикующих экскурсоводов может оказаться за бортом профессии после аттестации. Можете прокомментировать? ГАЛКИН С. С. Большое спасибо за вопрос. На самом деле у нас в стране порядка 10 тысяч экскурсоводов (гидов) и проводников, эти нормы касаются достаточно большого количества занятых в экономике людей. Что касается аттестации, она возможна не только в связи с наличием стажа, но и в связи с наличием профильного образования и прохождением профессиональной подготовки, то есть стаж как таковой может быть скомпенсирован соответствующей подготовкой и подтверждением этой подготовки. Поэтому я думаю, что за бортом никто не останется. Если в ходе дискуссий, которых у нас на самом деле уже было очень много, выяснится, что это решение по какой-то причине кого-то не устраивает, мы ко второму чтению с комитетом ещё поработаем, но на данный момент у нас есть понимание, что решение, которое мы предложили, оптимальное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кривоносов Сергей Владимирович. КРИВОНОСОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Сергеевич, законопроект имеет большое значение для предотвращения захвата отечественного туристического рынка иностранными гидами-переводчиками и нечестной конкуренции. Предусмотрен запрет на оказание услуг иностранными гражданами, вместе с тем с каждым годом увеличивается количество туристических групп, говорящих на редких языках. Как вы считаете, какой выход из этой ситуации мы можем предусмотреть? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Сергеевич. ГАЛКИН С. С. Спасибо за вопрос. На самом деле он действительно актуален, особенно для... Есть ряд групп редких языков, и с развитием туристских направлений и с привлечением большего количества иностранных туристов актуальность вопроса будет нарастать. С учётом международного законодательства, в частности положений Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации, гидами-переводчиками должны быть граждане Российской Федерации. Кроме того, есть ещё экономическая составляющая - это защита рабочих мест и занятости. В связи с этим наше предложение ко второму чтению будет таким: сопровождающему группу переводчику либо иностранному гиду, владеющему редким языком, придавать аттестованного российского гида, который работает в регионе. Вот такое будет решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пушкарёв Владимир Александрович. ПУШКАРЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Сергеевич, туристические маршруты в горах всегда были экстремально опасными - важно обратить внимание на аттестацию и профстандарт гидов-проводников, как вы отметили, которые должны обладать универсальными знаниями и навыками во многих сферах, включая оказание первой помощи, от этого зависят здоровье и жизнь туристов. Предложения. Обучение, во-первых, должно проводиться в реальных горных условиях и организациями, обладающими для этого необходимым опытом. Во-вторых, запретить заочное и онлайн-обучение, а также обучение в городских условиях. Также удивляет вопрос замены терминов, которые используются в разговорной речи и в специализированной литературе многие десятки лет. На маршруте все должны говорить на одном языке; профессионалов вы можете переучить, а туристов - нет. Предлагаю организовать рабочую группу ко второму чтению для доработки вопросов. ГАЛКИН С. С. Спасибо. Готовы отработать вопросы с профессиональным сообществом, также находимся в тесном взаимодействии, поэтому готовы будем, я думаю, все аргументы представить и проработать все вопросы, которые остаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Вот по первому законопроекту у меня вопрос к Сергею Сергеевичу Галкину. В первом законопроекте говорится об аттестации экскурсоводов и переводчиков, но для того, чтобы они её прошли, нужен какой-то период, какое-то время для получения образования. Какая специализированная организация на территории Российской Федерации будет ведать этой аттестацией? Это первый вопрос. И если такая организация будет определена, то какое финансирование потребуется, чтобы они осуществляли эту деятельность? ГАЛКИН С. С. Спасибо за вопросы. На самом деле создания какой-то одной, единой организации не предполагается, а предполагается, что будет работать любая организация, обладающая необходимыми лицензиями в сфере образования. Сама аттестация подразумевает наличие и среднего специального, и высшего, и профильного образования, и в зависимости, собственно говоря, от уровня подготовки кандидата будет предложен соответствующий курс для подготовки соответствующего гида. Что касается перечня, он открытый, любые организации с лицензиями, соответствующие этому перечню, могут участвовать в подготовке. Важно отметить, что в процесс подготовки и принятия экзамена на аттестацию также был добавлен, так скажем, представитель субъекта Российской Федерации, региона, чтобы можно было контролировать качество и учитывать специфику, что, собственно говоря, на экзамене представляется. В этом смысле у нас рынок достаточно открытый. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Спасибо. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Сергей Сергеевич, если в настоящее время требования к указанным категориям работников строго не определены, не зафиксированы, то, очевидно, надо полагать, нет и определённых мер ответственности за отход от данных требований. Скажите, как этот вопрос будет решаться по мере принятия данного законопроекта? ГАЛКИН С. С. Спасибо большое за вопрос. По этим видам деятельности существуют профстандарты, и вопрос о критериях отражён в нормативных актах. Поэтому здесь будем руководствоваться соответствующими положениями законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Тогда переходим к голосованию. Прошу всех быть внимательными. Ставлю на голосование законопроект, внесённый Правительством Российской Федерации, пункт 28.1. Включите режим голосования. Результат не показывайте. (Идёт голосование.) Спасибо. Ставлю на голосование законопроект, внесённый Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, пункт 28.2. Включите режим голосования. Результат не показывайте. (Идёт голосование.) Спасибо. Ставится на голосование законопроект, о котором докладывал депутат Морозов Антон Юрьевич, пункт 28.3. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо. Покажите, пожалуйста, результаты по законопроекту под пунктом 28.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 11 мин. 52 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: рейтинг 1 За - 360. Покажите, пожалуйста, результаты по законопроекту под пунктом 28.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 12 мин. 20 сек.) Проголосовало за 75 чел.16,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 76 чел. Не голосовало 374 чел.83,1 % Результат: рейтинг 2 За - 75. И покажите, пожалуйста, результаты по законопроекту под пунктом 28.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 12 мин. 45 сек.) Проголосовало за 53 чел.11,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 54 чел. Не голосовало 396 чел.88,0 % Результат: рейтинг 3 За - 53. Таким образом, коллеги, законопроект, внесённый правительством, принимается в первом чтении. Два других законопроекта отклоняются. Спасибо.