Заседание № 360

26.05.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 740933-7 "О внесении изменений в статьи 104.1 и 322 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня имущества, подлежащего конфискации в случае незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7095 по 7247 из 7929
49-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 104.1    
и 322 Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает Александр           
Николаевич Шерин.                                                               
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, целью законопроекта является применение          
конфискации имущества, как иной меры уголовно-правового характера, в случае     
незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации.           
                                                                                
Данную норму необходимо включить в статью 322 Уголовного кодекса Российской     
Федерации "Незаконное пересечение Государственной границы Российской            
Федерации", так как зачастую данное преступление совершается с использованием   
самоходного транспортного плавающего средства, механического транспортного      
средства или воздушного судна, либо иного транспортного средства                
передвижения, которое может нанести непоправимый вред гражданам - жителям       
приграничных зон и территорий.                                                  
                                                                                
Факт совершения такого преступления, деяния является агрессией, применяемой в   
отношении государственной власти, основ конституционного строя и безопасности   
государства, что влечёт совершение противоправных действий против мира и        
безопасности человечества. Необходимо ужесточение, усиление мер уголовной       
ответственности за подобные деяния.                                             
                                                                                
С учётом достаточной степени общественной опасности рассматриваемых деяний      
законопроектом предлагается усилить меры уголовной ответственности              
принудительным безвозмездным изъятием и обращением в собственность              
государства с получением дополнительного существенного дохода государством.     
                                                                                
Законопроект не противоречит положениям заключённых международных договоров     
Российской Федерации и не потребует признания утратившими силу,                 
приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов. Принятие      
законопроекта не влияет на достижение целей государственных программ            
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Хотел бы, коллеги, напомнить предысторию данного законопроекта. Накануне        
выборов Президента Украины тогдашний президент решил за счёт Российской         
Федерации, как говорится, неплохо попиариться. А наши соседи этот вариант       
используют уже повсеместно, поэтому, наверное, и было решено удивить мировое    
сообщество и своих граждан стойкостью, дерзостью и стремительным продвижением   
трёх алюминиевых лодок, катеров в направлении государственной границы           
Российской Федерации. Они пытались преодолеть, проникнуть в территориальные     
воды России, но благодаря мужественным, отважным действиям наших                
пограничников этот дерзкий бросок был предотвращён, нарушители были пленены.    
В итоге получилось так, что с ними, как я понимаю, провели разъяснительную      
беседу (все долго возмущались), потом сказали: ай-яй-яй ребята, так нельзя, -   
отправили их домой, ну и соответственно корабли, на которых они пытались        
нарушить государственную границу Российской Федерации, также им передали.       
Помните, украинская сторона всё пыталась посчитать, какого имущества на этих    
кораблях не хватает?                                                            
                                                                                
Мы знаем, что и в истории Советского Союза были, скажем так, неприятные         
факты. И чтобы никто не пожелал приземлиться на Красной площади на              
каком-нибудь фанерном дельтаплане, никто не пожелал ради каких-то своих         
политических целей, пиара или преступных замыслов нарушить государственную      
границу Российской Федерации, мы, фракция ЛДПР, предлагаем просто-напросто      
при совершении данного преступления это имущество изымать и соответственно      
обращать в пользу государства.                                                  
                                                                                
Бывают случаи, когда рыбаки из иностранных государств заходят в наши            
территориальные воды, пограничники пресекают эти факты, нарушения, всё          
заканчивается разбирательствами, затем все снова разъезжаются по своим          
государствам. Но если преступник будет знать, что кем бы он ни был направлен    
- государством, какой-то преступной группировкой либо лично, - имущество, на    
котором было совершено преступление, ему обратно никогда возвращено не          
будет... И я думаю, что в доход Российской Федерации может поступить огромное   
количество рыболовецких шхун, возможно, летательных аппаратов и многих других   
транспортных средств.                                                           
                                                                                
Мы считаем, что эта норма не является излишней, как в своей пояснительной       
записке, извините, в отзыве говорит Верховный Суд, потому что, ну, я не знаю,   
насколько может быть норма излишней в отношении тех преступников, которые       
проявляют явную агрессию в отношении Российской Федерации и пытаются            
незаконно пересечь, нарушить нашу границу. Нет проблем: не нарушай, не          
пересекай незаконно границу Российской Федерации, и тебя не посадят на десять   
лет, и у тебя не изымут транспортное средство, на котором ты пытался нарушить   
государственную границу Российской Федерации. Вот об этом и идёт речь.          
                                                                                
Просим вас, коллеги, поддержать нашу законодательную инициативу и ужесточить    
нормы Уголовного кодекса в отношении преступников, которые пытаются нарушать    
государственную границу Российской Федерации.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
С содокладом выступает Зариф Закирович Байгускаров.                             
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленным    
вашему вниманию законопроектом предлагается применение конфискации имущества.   
В частности, законопроектом предлагается дополнить статью 104-1 УК РФ пунктом   
"д", в котором предусматривается конфискация самоходного транспортного          
плавающего средства, механического транспортного средства или воздушного        
судна, которые были использованы при совершении преступления. Также             
предлагается внести подобные изменения в статью 322 Уголовного кодекса          
Российской Федерации. При этом авторы предлагают предусмотреть в качестве       
наказания за указанное деяние лишение свободы до десяти лет с применением       
конфискации имущества. Но обращаю ваше внимание на то, что конфискация          
имущества не является наказанием - видимо, это упустили, - она относится        
только к иным мерам уголовно-правового характера.                               
                                                                                
Действующей статьёй 322 Уголовного кодекса Российской Федерации                 
предусматривается ответственность за пересечение государственной границы        
Российской Федерации без документов, без разрешения, и соответственно там же    
предусматривается, что может быть применено наказание в виде конфискации        
имущества. Это указывается в статье 81 Уголовно-процессуального кодекса         
Российской Федерации. То есть перечень законом не ограничен, и суды в каждом    
конкретном случае конфискацию имущества, соответственно, применяют. Поэтому,    
как уже сегодня говорил один из авторов законопроекта, это на самом деле        
излишне, потому что законом это уже предусмотрено.                              
                                                                                
Кроме того, авторы законопроекта указывают, что ни в одном законодательном      
акте нет понятия "иное транспортное средство передвижения". То есть это тоже,   
конечно, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации,    
это понятие просто неприменимо.                                                 
                                                                                
Также обращаю внимание на то, что, когда мы вносим изменения в Уголовный        
кодекс Российской Федерации, мы одновременно обязаны внести изменения в         
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, потому что без них этот    
закон работать просто не будет. Это тоже авторами законопроекта почему-то не    
сделано.                                                                        
                                                                                
Обращаю также внимание, что Правительством Российской Федерации и Верховным     
Судом Российской Федерации законопроект по указанным мною основаниям не         
поддерживается.                                                                 
                                                                                
В связи с изложенным комитет просит отклонить данный законопроект.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович.                                 
                                                                                
Коллеги, законопроект, пункт 49 порядка работы, ставится на голосование.        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 52 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за               36 чел.8,0 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     37 чел.                                          
Не голосовало                 413 чел.91,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                
По ведению - Александр Николаевич Шерин.                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Я просто хотел, коллеги, уточнить. Сегодня предполагается изъятие   
имущества, которое добыто преступным путём, в результате незаконного            
пересечения государственной границы, а вот изъятия транспортных средств, на     
которых она пересекалась, у нас в Уголовном кодексе не было. И я так понял,     
что и не появится.