Заседание № 253

26.11.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 740875-8 "О внесении изменения в статью 19-1 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (о государственных концернах и корпорациях).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5149 по 5273 из 6416
29-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменения в     
статью 19-1 Федерального закона "О введении в действие части первой             
Гражданского кодекса Российской Федерации". Доклад сенатора Российской          
Федерации Натальи Юрьевны Никоноровой.                                          
                                                                                
НИКОНОРОВА Н. Ю., сенатор Российской Федерации.                                 
                                                                                
Уважаемый Александр Михайлович, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Вашему вниманию предлагается законопроект, разработанный в рамках реализации    
задач по дальнейшей интеграции воссоединённых субъектов Российской Федерации    
в правовое и социально-экономическое поле России. В частности, принятие         
данного закона необходимо для того, чтобы урегулировать процедуру приведения    
в соответствие с российским законодательством учредительных документов таких    
предприятий, которые существовали и осуществляли свою деятельность ранее в      
Донецкой Народной Республике в виде концернов, государственных концернов и      
государственных корпораций. В российском правовом поле такая правовая форма,    
как концерн, отсутствует, а государственные корпорации могут создаваться        
исключительно федеральными законами. Соответственно, на данный момент           
информация о данных предприятиях внесена в единый государственный реестр        
юридических лиц без указания какой-либо организационно-правовой формы.          
                                                                                
Стоит также отметить, что в учредительных документах данных предприятий         
указано, что они являются некоммерческими организациями, однако поскольку       
фактическая деятельность данных предприятий направлена на получение прибыли и   
соответствующие виды деятельности закреплены в их учредительных документах,     
то с учётом положений пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской        
Федерации надлежащей организационно-правовой формой для них является            
государственное унитарное предприятие.                                          
                                                                                
Отмечу также два момента. Данный вопрос касается исключительно Донецкой         
Народной Республики, в других воссоединённых субъектах Российской Федерации     
таких предприятий не существует, о чём получены официальные ответы от           
председателей правительств Луганской Народной Республики, Херсонской и          
Запорожской областей. Также отмечу, что после приведения в соответствие их      
учредительных документов данные предприятия будут реорганизованы либо           
ликвидированы в соответствии с 485-м федеральным законом Российской             
Федерации.                                                                      
                                                                                
Данный законопроект рассматривался на заседании Комитета по государственному    
строительству и законодательству. Мы согласны с замечаниями, которые там        
прозвучали, готовы совместно работать над поправками.                           
                                                                                
Просим поддержать, принять законопроект в первом чтении.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад первого заместителя председателя Комитета по госстроительству и        
законодательству Даниила Владимировича Бессарабова.                             
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Александр Михайлович, уважаемые коллеги! Докладчик   
подробно рассказала о той проблеме, которая возникла в правоприменительной      
практике на новых территориях. Вообще, вопросы правовой интеграции новых        
территорий в наше правовое пространство имеют приоритетное значение для нас.    
                                                                                
Мы действительно на заседании комитета внимательно изучили все аспекты этой     
проблемы, поддерживаем концепцию законопроекта, но, как уже сказала             
докладчик, обратили внимание на ряд моментов. Предлагая такой механизм          
исправления ситуации, авторы предполагают сделать исключение, с тем чтобы       
государственные корпорации, государственные концерны, ранее созданные в         
Донецкой Народной Республике как некоммерческие организации, стали              
государственными унитарными предприятиями - коммерческими организациями. При    
этом нарушается определённое право, установленное федеральным законом. Мы       
считаем, что для чистоты регламентации этих вопросов ко второму чтению мы       
должны прописать подобное исключение, что иное может быть предусмотрено         
настоящей статьёй, что мы и планируем сделать.                                  
                                                                                
Ну и следующую тему Наталья Юрьевна уже затронула. Мы внимательно               
допытывались у авторов, а есть ли такие сюжеты и такие проблемы на других       
территориях:  в Луганской Народной Республике, Запорожье, Херсонщине. В         
распоряжение комитета были предоставлены, собственно говоря, письменные         
заверения руководителей территорий о том, что юридических лиц с таким           
организационно-правовым статусом нет и проблем таких нет.                       
                                                                                
С учётом сказанного мы предлагаем принять законопроект в первом чтении.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы будут? Да.                                                              
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Даниил Владимирович, ну вы-то, наверное, должны знать, что согласно 485-му      
закону от 2019 года до 1 января 2025 года унитарные предприятия всех форм       
должны быть реорганизованы. А здесь предлагается в принципе унитарное           
предприятие. Как это будет согласовываться с тем законом?                       
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Два момента, на         
которые здесь необходимо обратить внимание. Уже сегодняшние, действующие        
переходные положения в отношении новых территорий позволяют вот эту             
реорганизацию проводить до 1 января 2026 года. Возможно, этот срок и            
достаточный, и мы не стали отражать это в заключении комитета, но есть мысль    
всё-таки установить двухгодичный период: в переходных положениях указать, что   
не до 1 января 2025 года, как по общим правилам, ныне действующим в             
законодательстве, а до 1 января 2027 года. Это вопрос второго чтения, вопрос    
дискуссии, обсуждения, мы продолжим эту работу с авторами и с вами в том        
числе.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Нет желающих. Представитель президента?            
Правительства? Нет. Заключительное слово? Всё.                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 01 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              350 чел.77,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    350 чел.                                          
Не голосовало                 100 чел.22,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект под пунктом 29 повестки принят единогласно.