Заседание № 122
О проекте федерального закона № 74068-4 "О внесении дополнений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части, касающейся установления квоты представительства коренных малочисленных народов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов первого чтения. Пункт 20. Но мне сказали, что нет содокладчика - Владимира Александровича Рыжкова от Комитета по делам Федерации и региональной политике. ИЗ ЗАЛА. Гришин будет докладывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа в зале? Здесь. Тогда рассматриваем проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад представителя Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа Харючи Сергея Николаевича. Пожалуйста, Сергей Николаевич. ХАРЮЧИ С. Н., представитель Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. Спасибо. Харючи моя фамилия. Уважаемые коллеги-депутаты, законодательная инициатива представительного органа власти Ямало-Ненецкого автономного округа основывается прежде всего на мировой практике представительства национальных меньшинств в законодательном органе госвласти. Формы обеспечения представительства национальных меньшинств при этом самые разнообразные. В одних странах определено представительство от автономий или территорий компактного проживания данных народов, в других случаях - от групп национальных меньшинств или их объединений. Скажем, в Республике Хорватии этнические сообщества, которые составляют более 8 процентов населения, имеют право быть представленными в законодательных и исполнительных органах государственной власти. В Румынии имеется право на одно место в органе госвласти, если во время выборов не был избран представитель национальных меньшинств в парламент государства. Сегодня многие суды европейских стран поддерживают возможность гарантированного представительства национальных меньшинств в органах государственной власти в своих странах. Второе. При подготовке данной законодательной инициативы мы опирались и на отечественный опыт обеспечения дополнительных гарантий избирательных прав граждан данной категории населения страны, который весьма разнообразен. Важно сегодня отметить, что еще в 2002 году в своем докладе представитель Российской Федерации на заседании специального комитета Совета Европы по выполнению Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, ратифицированной Российской Федерацией, отметил как положительный опыт практику ряда субъектов Российской Федерации и в первую очередь Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. И это же подтвердилось в докладе Российской Федерации и в текущем, в 2005 году: эти регионы были признаны как примерные в плане реализации положений рамочной конвенции Совета Европы. В Ямало-Ненецком автономном округе в соответствии с законодательством определено три депутатских мандата для представителей малочисленных народов, которые избираются всем населением автономного округа. В Ханты-Мансийском автономном округе три депутата (до недавнего времени было пять депутатов), избираемых населением автономного округа, составляют ассамблею коренных малочисленных народов. При этом правом выдвижения кандидата в депутаты законодательного органа в соответствии с законодательством автономного округа наделен Съезд коренных малочисленных народов. И при этом особенно стоит отметить, что в число кандидатов в депутаты могут быть выдвинуты представители любой национальности. Следующий пример из российской практики. В Сахалинской области решили данный вопрос по-своему. Областная Дума еще в 1994 году предприняла решение о введении должности представителя коренных малочисленных народов Сахалинской области. Представитель в Думе также избирается на Съезде коренных малочисленных народов, но непосредственно подчиняется председателю областной Думы, наделен правом законодательной инициативы, имеет ставку депутата Сахалинской областной Думы, но не имеет права решающего голоса. Есть и в других регионах Российской Федерации практика разрешения данного деликатного вопроса. Надо заметить, уважаемые коллеги, что опыт применения в ряде субъектов России квот представительства коренных малочисленных народов показал, что такое представительство положительно сказалось на взаимоотношениях между основной массой населения и коренными народами, предприятиями топливно-энергетического комплекса и традиционными формами хозяйствования общин данных народов - представителями разных цивилизаций. Результат мы сегодня с вами наблюдаем: принимаемые законы в данных субъектах Федерации всегда носят взвешенный характер, особенно в вопросах по защите природной среды, использования природных ресурсов в интересах всего населения территории. Достигнув межнационального согласия на данных территориях, субъект Российской Федерации получает возможность, разумеется, целенаправленно, конструктивно решать вопросы развития производства и в целом экономики. Хочу подчеркнуть, уважаемые коллеги, так как некоторые неправильно трактуют нашу формулировку, что представительство может быть не обязательно из числа малочисленных народов. Как вы заметили, нигде в наших документах это не звучит. Главной целью является обеспечение равноправного участия коренных народов в политических процессах, управленческой системе и реальной возможности осуществлять контроль за собственным развитием, что никак не искажает представительной системы, как показывает мировой и отечественный опыт. При этом мнение и решение большинства населения в любом случае остается решающим. Сегодня на международном уровне признано, что коренные народы своим бережным отношением к природе сохранили для человечества около 20 процентов наиболее ценных в плане биоразнообразия земель и природных ресурсов. Стало быть, уровень прав, предоставляемых коренным народам, в части сохранения их самобытного образа жизни, развития природопользования является, по существу, индикатором потенциала устойчивого развития любого государства. Законопроект, представленный сегодня на ваше рассмотрение, предполагает регулирование данного вопроса федеральным законом, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", где сказано, что к тем правам, которые определены пунктом 1 данной же статьи, могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим федеральным законом. Уважаемые коллеги, конечно же, в некоторой степени мы принимаем замечания, высказанные профильным комитетом, скажем, в части юридического оформления наших документов, представленных на ваше рассмотрение. Но всё это, мы считаем, разрешимо, и при рассмотрении во втором чтении, разумеется, можно устранить все недостатки. Мы не можем согласиться сегодня с резюме Комитета по делам национальностей, в котором говорится, что мы, указывая территории и районы проживания малочисленных народов, определенные правительством, ущемляем права других девятнадцати малочисленных народов из сорока пяти. Это не так, наоборот, мы инициировали и в рабочем порядке уже договорились с правительством и Министерством регионального развития об определении мест компактного проживания всех сорока пяти малочисленных народов. Но мы считаем, что всякие нормативные акты исполнительной власти - это вторично, первичен всегда закон, поэтому мы и указали в нашей законодательной инициативе, что необходимо обеспечить представительство данной категории народов в законодательных (представительных) органах власти субъектов Российской Федерации, где проживает данная категория граждан Российского государства. Я призываю вас одобрить нашу законодательную инициативу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Сергей Николаевич. Содоклад сделает председатель комитета Виктор Иванович Гришин. ГРИШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Николаевич! На заседании комитета мы внимательно и обстоятельно рассмотрели проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенный Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа. Законопроектом предлагается внести дополнение, предусматривающее возможность законом субъекта Российской Федерации устанавливать квоты представительства коренных малочисленных народов в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Это будет относиться к тем субъектам Российской Федерации, на территории которых расположены утвержденные Правительством Российской Федерации районы проживания коренных малочисленных народов. Как Сергей Николаевич сказал, их сегодня утверждено сорок пять. При этом хочу подчеркнуть, во-первых, что нормы, которые предложено урегулировать данным законопроектом, не относятся к сфере регулирования тех отношений, которые предлагает нам Дума, они относятся к сфере избирательного законодательства. Следует отметить, что статьей 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" уже установлены гарантии прав коренных малочисленных народов в виде допустимого 40-процентного отклонения от средней нормы представительства при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов. Пунктом 3 статьи 1 указанного федерального закона допускается, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные указанным федеральным законом. Предлагаемое усиление гарантий для указанной категории лиц будет ущемлять избирательные права всех остальных граждан, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не относящихся к коренным малочисленным народам, что не соответствует статье 19 Конституции Российской Федерации. Во-вторых, законопроект не конкретизирует, что понимается под квотой представительства. Необходимо отметить, что условия и порядок выдвижения кандидатов в депутаты уже установлены главой 5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и являются одними из основных гарантий избирательных прав граждан, поэтому иное, чем установленное действующим федеральным законом регулирование указанных отношений на уровне субъекта Российской Федерации будет противоречить статье 55 Конституции Российской Федерации. В связи с этим рассматриваемый законопроект не может быть рекомендован Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике для принятия в первом чтении. На законопроект поступило сорок семь отзывов от субъектов права законодательной инициативы: пятнадцать - поддерживают законопроект, двадцать - не поддерживают, двенадцать - не имеют по нему замечаний и предложений. Правительство Российской Федерации дало отрицательный отзыв на законопроект. Комитет по делам национальностей, соисполнитель, также представил отрицательное заключение по законопроекту. Прошу поддержать решение комитета - не поддерживать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Один вопрос, у Тамары Васильевны Плетнёвой. Пожалуйста, Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопросы и к тому и к другому докладчику. Первый вопрос - к Сергею Николаевичу. Сергей Николаевич, понятно ваше стремление иметь квоту, но почему вы в законе решили дать право представительства любой национальности... то есть почему представлять интересы малочисленного коренного народа может представитель любого другого народа? Я думаю, что это не совсем правильно. Может быть, вы хотите сгладить тут? Но ведь лучше всего интересы народа может отстаивать тот, кто это всё: быт, язык - хорошо знает. Это к вам вопрос. И к представителю комитета вопрос такой. Ваши аргументы очень убедительны, конечно, если с юридической точки зрения смотреть, но, с другой стороны, представьте себе: прошли выборы в законодательное собрание, и ни один представитель малочисленных народов туда не попал, просто не попал, в силу того что, может, не баллотировался, может, не мог конкурировать... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Николаевич, ответьте. ХАРЮЧИ С. Н. Во-первых, здесь нет никакой попытки сгладить этот вопрос, это лежит на поверхности, мы открыто об этом говорим. Почему мы делаем такую оговорку? В своем выступлении я говорил, что в разных ситуациях могут быть различные подходы к решению вопроса обеспечения представительства данной категории народов. Почему может быть представитель любой другой национальности? Например, есть коренное русскоязычное население, старожилы, которые так же заняты в традиционных отраслях, так же хорошо знают специфику деятельности данной категории населения Российской Федерации. Народы могут делегировать свои права для представления их интересов в представительном органе государственной власти субъекта Федерации, это решается на съездах избирателей. Это не зависит от национальности, главное, чтобы специфические вопросы, которые требуют решения через законы, нормативные акты, находили свое место в принимаемых актах на уровне субъектов Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И еще один вопрос... Виктор Иванович, вы хотели что-то добавить? Пожалуйста. ГРИШИН В. И. Тамара Васильевна, здесь следующее рассуждение. Я, скажем, вашу озабоченность разделяю, такое может быть, и на самом деле над этим надо думать. Но вы имейте в виду, что в Российской Федерации сто шестьдесят различных национальностей. И вот то, что предлагают законодатели Ямало-Ненецкого автономного округа... они решают этот вопрос для сорока пяти, условно говоря, малочисленных народов, и при этом, скажем, решение не совсем четко прописано (вот в том числе тот вопрос, который вы задавали, что интересы может представлять кто-то другой), то есть в законопроекте не прописан, недостаточно четко прописан, по сути дела, принцип формирования самой квоты. Мы рекомендуем его не принимать не потому, что нам в смысловом отношении что-то не нравится, а потому, что это изменение не в тот закон. Это изменение в закон о выборах, "Об основных гарантиях избирательных прав...", а не в закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти...". Это первая причина. И вторая - то, что, как я сказал, нет достаточной четкости. Сформировать законодательную инициативу в этом плане, подготовить законопроект достаточно сложно, потому что необходимо учесть интересы всех народов, которые проживают на территории Российской Федерации, это непросто, но мы это на самом деле должны делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Махмудов, пожалуйста, ваш вопрос. МАХМУДОВ М. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к Виктору Ивановичу. Уважаемый Виктор Иванович, скажите, пожалуйста, этот законопроект относится только к народам Севера или он касается в целом всех народов, в том числе и Юга? Есть ли у вас заключение, скажем, парламента Республики Дагестан, где без квотирования, без регламентирования норм представительства каждого народа выборы мы не проведем? И это делается, эта практика оправданна. Вот можно как-то внести ясность в этом отношении? Спасибо. ГРИШИН В. И. Скажем так, если говорить конкретно о Дагестане: это республика, у которой есть собственная Конституция, и поэтому исходя из общих принципов организации власти формируются и парламент, и Госсовет Республики Дагестан. В этом же законопроекте в основном речь идет именно о малочисленных народах. В Дагестане, как мы знаем, тоже достаточно большое количество разных народностей и национальностей, но, на мой взгляд, вам учесть это проще, чем тем народам, которые не обладают своим, скажем, государственным статусом, государственным суверенитетом. Хотя в определенной мере это распространяется, я считаю, и на Дагестан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Виктор Иванович. Есть ли желающие выступить? Один желающий, Кибирев Борис Григорьевич. Три минуты дадим вам, Борис Григорьевич, хорошо? Пожалуйста, включите микрофон депутату Кибиреву. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я в принципе хочу поддержать этот законопроект. У нас в России сейчас очень много проблем в организации выборов. Депутатов всё больше, а вот, скажем, рабочих, представителей крестьянства, трудящейся интеллигенции всё меньше, меньше и меньше. Представленный законопроект решает одну из этих проблем, он связывает это с национальностью людей, которые участвуют в выборах, посылают своих делегатов в представительные органы. Да, есть русский народ - восемьдесят пять миллионов из ста сорока трех, - но есть малочисленные народы, когда счет идет на тысячи и даже на сотни. Но у этих людей есть свой язык, своя культура, свой быт, свой способ добывания средств к существованию, так сказать, и их интересы, конечно, будут защищаться в представительном органе только при условии, если кто-то от этих народов там будет их представлять. Да, статья 69 Конституции гарантирует права коренных малочисленных народов, но, как мы знаем, в сегодняшнем федеральном законодательстве у нас нет норм, которые устанавливали бы порядок реализации этих гарантий. И вот этот законопроект как раз такую норму и вводит. Я хочу поддержать докладчика в одной части в том плане, что опыт квотирования представительства малочисленных народов достаточно широко распространен. Вот он называл Румынию, а я добавлю, что там цыгане и липовяне (это румынские граждане славянского происхождения) имеют такую квоту и своих представителей туда посылают. Законопроект, представленный нам сегодня на рассмотрение, не вводит деталей, порядка направления по квоте представителей этого малочисленного народа. Наверное, правильно, что не вводятся детали, потому что в каждом отдельном случае, у каждого народа будут свои особенности. Наверное, этот законопроект имеет какую-то нечеткость, которая обычно всегда шлифуется, и все недостатки устраняются ко второму чтению. Я, русский человек, проживающий в Краснодарском крае с пятимиллионным населением, не вижу причин, препятствующих тому, чтобы поддержать инициативу представленного нам законопроекта и предоставить право субъекту решать вопрос о квотировании, о направлении представителей своих малочисленных народов в свои представительные органы. Фракция Компартии Российской Федерации поддерживает этот законопроект и за него проголосует. Призываю своих коллег поступить так же. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я спрашивала, кто хочет выступить, - была одна рука, одна рука была всего. Поэтому давайте вести себя прилично. Есть ли желание выступить у представителя президента и представителя правительства? Нет. Требуется ли заключительное слово? Не требуется. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 28 сек.) Проголосовало за 79 чел.17,6% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 82 чел. Не голосовало 368 чел.81,8% Результат: не принято Не принято. По ведению - депутат Романов. РОМАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты, я поддерживаю то, что говорил Борис Григорьевич, но кое-что хочу уточнить (он ошибся, видимо, он имел в виду проценты): великий русский народ составляет в нашем многонациональном государстве 84 процента, а не 85 миллионов из 143. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.