Заседание № 59
17.11.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 74062-4 "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части обеспечения гарантий прав коренных малочисленных народов на представительство в законодательных (представительных) органах местного самоуправления).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3685 по 3896 из 5395
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Доклад сделает представитель Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа Александр Вадетович Евай. Пожалуйста. Когда у нас одна Государственная Дума в стране останется, а? Столько государственных дум! ЕВАЙ А. В., представитель Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. Когда останутся только федеральные органы государственной власти, а не субъектов Федерации, тогда, может быть, государственных дум не будет. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Позвольте мне от имени депутатов и Председателя нашей Государственной Думы, а также моих земляков, лишь малая часть которых являются коренными малочисленными народами Севера, приветствовать вас и пожелать вам плодотворной работы на благо всех народов, населяющих Российскую Федерацию. По поручению Председателя Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа я делегирован представить вам проект федерального закона, который внесен в качестве законодательной инициативы Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа. К проекту закона представлена пояснительная записка, в которой изложены основные мотивы, послужившие основанием для разработки данного проекта, и я не хотел бы ее повторять, скажу только основное: в заключениях Правового управления, профильного комитета и правительства указывается в основном на противоречие законопроекта статье 19 действующей Конституции. Но должен заметить, что никто не учитывает, что в той же Конституции есть статья 69, в которой на государство возложена обязанность гарантировать права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Нормы международных правовых актов, которые обязательны в частности для Российской Федерации, как члена ООН и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, говорят о том, что государство в лице органов государственной власти должно принять необходимые меры, обеспечивающие эффективное участие коренных малочисленных народов в осуществлении власти на региональном и местном уровнях. Решение этой проблемы во многом зависит от должного обеспечения представительства коренных малочисленных народов в соответствующих органах власти. В действующем Федеральном законе "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" такая норма содержится, но она с 1 января 2005 года не будет действовать в связи с вступлением в силу федерального закона № 122-ФЗ. В других федеральных законах, в частности в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", таких норм нет. Мы считаем, что следует законодательно закрепить права коренных малочисленных народов на представительство в законодательных (представительных) органах государственной власти и органах местного самоуправления посредством создания дополнительных гарантий для реализации пассивного избирательного права гражданами, относящимися к коренным малочисленным народам. Для этого, конечно, надо внести соответствующие изменения. И данное федеральное регулирование позволит субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям более полно решать собственно задачи по защите прав коренных малочисленных народов, прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации. То, что говорится в статье 19, могу, как говорится, озвучить, но в то же время в соответствии со статьей 69, как уже говорил, государство обязано устанавливать гарантии и защищать права коренных малочисленных народов как особой этнической общности, ведущей традиционный образ жизни на территориях проживания предков и сохраняющей его, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Нельзя подменять статью 69 Конституции статьей 19, думаю, это нарушает положения Конституции, устанавливающие гарантии именно этим народам. В нашем проекте мы как раз исходим из того, что, не умаляя прав иных граждан, предлагаем установить дополнительные гарантии для коренных малочисленных народов. И такое установление дополнительных гарантий не говорит об их превосходстве, о нарушении принципов равенства, не говорит о дискриминации или, наоборот, об отрицании их прав. Это необходимо для обеспечения выживания коренных народов, сохранения и развития их традиционного образа жизни, культуры и языка, так как они находятся в более трудном положении в первую очередь по причине своей малочисленности и ведения соответствующего образа жизни. Эти народы как избиратели составляют столь незначительную часть участвующих в выборах, что практически не могут оказать влияния на избрание в законодательные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа вносит в качестве законодательной инициативы этот проект закона и просит принять его в первом чтении, чтобы устранить в дальнейшем все технические замечания. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Александр Вадетович. Содоклад сделает Александр Петрович Москалец, первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Рассматриваемым законопроектом предлагается установить для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, иной порядок выдвижения кандидатов для выборов в состав законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или представительного органа местного самоуправления, с сохранением института квотирования. При этом я должен напомнить вам, коллеги, что подобные вопросы неоднократно обсуждались и на заседаниях Государственной Думы, и в профильных комитетах, в том числе в Комитете по конституционному законодательству и государственному строительству. Совершенно недавно, 9 июля этого года, мы рассматривали почти аналогичный проект федерального закона - о внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенный группой депутатов Государственной Думы. Государственная Дума отклонила тот проект ввиду очевидных противоречий Конституции Российской Федерации и вероятных негативных последствий в случае его реализации на всей обширной и многообразной территории нашего многонационального государства, сохранившего различные этнические традиции многочисленных народов Российской Федерации. Предложенный сегодня на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона, как следует из пояснительной записки, имеет целью обеспечение эффективного участия коренных малочисленных народов в осуществлении власти. Так написано в пояснительной записке. При этом авторы ссылаются на статью 69 Конституции Российской Федерации и международные правовые акты. Но мы при этом отмечаем, что практическое применение статьи 69 Конституции Российской Федерации ни в коей мере не должно умалять применения иных статей Конституции Российской Федерации, которые регулируют основные права и свободы граждан, а также норм международного права, являющегося составной частью правовой системы Российской Федерации. Я имею в виду здесь и Всеобщую декларацию прав человека, и Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, а на них, кстати, и ссылаются авторы данного законопроекта. У меня в руках эта декларация. Что она гласит? А она говорит, что лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право активно участвовать в принятии решений, но в порядке, не противоречащем национальному законодательству, что государства принимают при необходимости меры, чтобы лица, принадлежащие к меньшинствам, могли осуществлять все свои права человека на основе полного равенства перед законом. И еще один тезис: осуществление малочисленными народами прав, изложенных в этой декларации, не должно наносить ущерба осуществлению всеми лицами общепризнанных прав человека и основных свобод. Авторы законопроекта, неправильно трактуя, на наш взгляд, декларацию, идут по пути образования перевеса в одну сторону. В нашей стране мы знаем, к чему ведут подобные решения. Кроме того, авторы законопроекта пытаются наделить общественное объединение коренных малочисленных народов правами избирательного объединения, посмотрите по тексту законопроекта. Но это же вступает в явное противоречие с действующим избирательным законодательством и, как следствие, с Федеральным законом "О политических партиях". Если вы обратите внимание на этот закон, то это статья 36 закона "О политических партиях". При обсуждении представленного проекта федерального закона комитет исходил также из того, что положения статей 3, 19 и 32 Конституции Российской Федерации, закрепившие принципы народовластия в демократическом правовом государстве, нацелены также и на обеспечение реализации принципа равных выборов, единства требований к порядку выдвижения кандидатов. В развитие конституционных положений в статье 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплен принцип всеобщего равного прямого избирательного права, а законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные федеральным законом. Поэтому вызывает возражение предложенное законопроектом дополнительное обеспечение гарантий указанной категории лиц, что может ущемлять избирательные права остальных граждан, проживающих на той же территории, территории соответствующего субъекта, но не относящихся к коренным малочисленным народам, и это, конечно же, будет противоречить провозглашенному в части 2 статьи 19 Конституции принципу равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств. Кроме того, законом уже установлены гарантии прав коренных малочисленных народов в виде допустимого 40-процентного, я напоминаю, отклонения от средней нормы представительства при образовании избирательных округов. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству полагает, что реализация положений законопроекта не будет соответствовать общей схеме реализации конституционных прав граждан, не корреспондируется с положениями Конституции Российской Федерации, регулирующими права и свободы граждан, и поэтому предлагает Государственной Думе данный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Нет. Желающие выступить? Тягунов Александр Александрович, один, фиксирую одного желающего. Пожалуйста, включите микрофон. ТЯГУНОВ А. А. Так хорошо выступил Москалец, законов назвал много, статей, а мне кажется, очень прост ответ на вопрос. Мы же все прошли через выборы, и лично, и в партиях, и знаем: есть авторитет у человека - и вне зависимости от чего-либо его избирают. Вот это и зафиксировано и в конституционных, и в других подзаконных актах. Поэтому избирайся, будь ты, так сказать, малочисленный или многочисленный, если у тебя есть авторитет в том регионе, где ты надумал быть избранным, я думаю, у тебя в стране сегодня, в России есть все основания на это. Моя точка зрения такова: абсолютно правильное сделал комитет заключение, законопроект этот надо отложить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить у представителей правительства и президента? Нет. Заключительное слово требуется? Не требуется. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Мнение комитета - отклонить законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 32 сек.) Проголосовало за 44 чел.9,8% Проголосовало против 23 чел.5,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 67 чел. Не голосовало 383 чел.85,1% Результат: не принято Не принято.