Заседание № 95

20.05.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 74039-5 "О внесении изменений в статьи 346-12 и 346-13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об увеличении предельного размера доходов, используемого в качестве критерия для определения возможности применения упрощённой системы налогообложения; внесён Законодательным Собранием Приморского края).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5958 по 6289 из 7453
Уважаемые коллеги, пункты 16.1, 16.2, 16.3. Обращаю ваше внимание, что по       
пункту 16.2 есть письменное обращение Законодательного Собрания Приморского     
края, а по пункту 16.3 - депутата Резника, который просит рассмотреть данный    
вопрос без своего участия, поэтому по пункту 16.1 для доклада я даю слово       
депутату Сметанюку Сергею Ивановичу, а потом выступит бюджетный комитет.        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СМЕТАНЮК С. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Прежде всего я     
хочу сказать, что по уважительной причине один из основных разработчиков и      
авторов законопроекта Екатерина Юрьевна Семёнова не смогла представить          
законопроект, поэтому по решению группы авторов я представляю на ваше           
рассмотрение этот законопроект.                                                 
                                                                                
В законопроекте предлагается увеличить предельный размер годового дохода        
налогоплательщика до 45 миллионов рублей взамен действующего предельного        
размера в 15 миллионов рублей в части права перехода на упрощённую систему      
налогообложения и до 60 миллионов рублей взамен действующего в 20 миллионов     
рублей в части утраты права на применение упрощённой системы налогообложения.   
Законопроектом также предусматривается в целях применения упрощённой системы    
налогообложения установить на 2009 год коэффициент-дефлятор, равный 1. Вы       
знаете, что сегодня этот коэффициент составляет 1,538, его устанавливает        
правительство.                                                                  
                                                                                
Рассматриваемый законопроект является действительно альтернативным по           
отношению к проектам федеральных законов, которые обозначены в нашей повестке   
в пунктах 16.2 и 16.3, на самом деле они отличаются только по суммам, по        
размерам годового дохода. Наши коллеги из Приморского края предлагают сделать   
соответственно 195 миллионов рублей и 260 миллионов рублей, а наши коллеги      
член Совета Федерации Солонин и депутат Резник предлагают установить размеры    
соответственно 37,5 миллиона рублей и 50 миллионов рублей.                      
                                                                                
Вы знаете, что переход на упрощённую систему налогообложения существенно        
снижает налоговые и административные издержки предпринимателей. По данным       
экспертов, с момента введения главы "Упрощённая система налогообложения"        
Налогового кодекса, которая действует с 1 января 2003 года, наблюдается почти   
трёхкратный рост числа налогоплательщиков, применяющих данный налоговый         
режим, при этом налоговые поступления от упрощённой системы налогообложения     
увеличились, по данным экспертов, в пять раз.                                   
                                                                                
Я не стану подробно останавливаться на методике расчётов, по которой мы вышли   
на цифры "45 миллионов рублей" и "60 миллионов рублей". Эти данные подробно     
изложены в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, которое у вас   
имеется. Я хочу лишь вам напомнить, что данные цифры рассчитаны с учётом        
изменения показателей уровня инфляции на период с 1 января 1996 года по 31      
декабря 2007 года, который возрос в 9,5 раза, а если считать по 31 декабря      
2008 года, то в десять с лишним раз.                                            
                                                                                
Принятие данного законопроекта позволит поддержать российский малый и средний   
бизнес в период финансово-экономического кризиса, а также даст толчок для       
дальнейшего развития этого важного сегмента экономики нашего государства        
после преодоления кризисных явлений в мировой и национальной экономике. Я       
хочу сказать, что мы достаточно подробно обсуждали эту позицию при принятии     
постановления Госдумы о действиях правительства по минимизации последствий      
финансово-экономического кризиса.                                               
                                                                                
Ответственный комитет - Комитет по бюджету и налогам - в целом поддерживает     
рассматриваемый законопроект при условии учёта замечаний, что вполне возможно   
сделать при подготовке данного законопроекта ко второму чтению. На              
законопроект также имеется отрицательное заключение правительства. На наш       
взгляд, те замечания, которые есть в заключении правительства, вполне           
возможно учесть ко второму чтению.                                              
                                                                                
В связи с изложенным мы предлагаем, просим вас принять законопроект в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, теперь Василий Васильевич              
Толстопятов сделает содоклад от Комитета по бюджету и налогам по всем трём      
законопроектам.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТОЛСТОПЯТОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляются    
альтернативные законопроекты. Комитет по бюджету и налогам поддерживает идею,   
концепцию всех законопроектов, однако рекомендует к принятию в первом чтении    
проект федерального закона № 100239-5 "О внесении изменений в статьи 346-12 и   
346-13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" по следующим       
основаниям.                                                                     
                                                                                
Предусмотренный в настоящее время размер предельного дохода для применения      
упрощённой системы налогообложения, скорректированный на                        
коэффициент-дефлятор, не в полной мере учитывает темпы роста потребительских    
цен в связи с сокращением покупательской способности национальной валюты в      
условиях экономического кризиса и тем самым существенно ограничивает            
возможности субъектов малого и среднего предпринимательства в части             
применения указанного льготного налогового режима. Кроме того, принимая         
положительное решение в отношении данного законопроекта, комитет учитывал,      
что в комплексе мер, содержащихся в принятом 20 февраля текущего года           
заявлении Государственной Думы "О действиях Правительства Российской            
Федерации, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и         
отдельных отраслях экономики", предусматривается увеличение предельного         
размера годового дохода субъектов малого и среднего предпринимательства,        
позволяющего применять упрощённую систему налогообложения, до 60 миллионов      
рублей.                                                                         
                                                                                
Вместе с тем комитет отмечает, что предложенный законопроектом механизм         
установления коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 кодекса не    
соответствует положениям пункта 2 статьи 346-12 кодекса, согласно которым       
коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в       
порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Также комитет       
отмечает необходимость приведения установленного статьёй 2 законопроекта        
порядка вступления в силу федерального закона в соответствие с положением       
пункта 1 статьи 5 кодекса, регламентирующим порядок вступления в силу актов     
законодательства о налогах и сборах.                                            
                                                                                
Таким образом, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе    
принять в первом чтении проект федерального закона № 100239-5 "О внесении       
изменений в статьи 346-12 и 346-13 части второй Налогового кодекса Российской   
Федерации" и доработать его ко второму чтению с учётом обозначенных             
замечаний.                                                                      
                                                                                
Предлагаемые проектами законов № 74039-5 и № 388357-4 предельные размеры        
доходов налогоплательщиков, допускающие переход на упрощённую систему           
налогообложения и её применение, их авторами в пояснительных записках не        
обосновываются. Предъявленные в финансово-экономических обоснованиях к ним      
расчёты основаны на данных одного субъекта Российской Федерации. При этом       
расчёты изменения сумм поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной        
системы Российской Федерации не проводились. Поэтому комитет рекомендует        
Государственной Думе отклонить указанные законопроекты.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и         
содокладчику? Есть вопросы: депутаты Федоткин, Решульский и третий -            
Питкевич.                                                                       
                                                                                
Федоткин.                                                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Я хочу задать вопрос. Я много работал по данной проблеме с       
предпринимателями, с Торгово-промышленной палатой, узнавал                      
финансово-экономическое состояние и возможности развития. Вот эти данные,       
которые вы отвергаете сегодня, комитет предложил не поддерживать - ваша         
позиция с Торгово-промышленной палатой или хоть с какой-то ассоциацией малого   
бизнеса согласована или просто вы посидели в комитете и приняли решение?        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ТОЛСТОПЯТОВ В. В. Во-первых, есть авторы у законопроекта. Во-вторых, комитет    
поддерживает концепцию законопроекта, так как, по нашему мнению, авторы         
предложили достаточно объективные расчёты, я думаю, они проработали во всех     
направлениях и не с одним субъектом Федерации. Цифры, которые представлены      
были в комитет, достаточно объективные, они показывают ту картину, которая      
сейчас имеется.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Решульский.                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Олег Викторович.                                      
                                                                                
Василий Васильевич, у меня такой вопрос. Несомненно, один из этих               
законопроектов надо принимать в обязательном порядке, мы очень много об этом    
говорим, но мне непонятно... Я смотрю предварительную повестку на 22-е число:   
там есть законопроект № 143844 на ту же самую тему, подготовленный и            
внесённый нашими коллегами Дмитриевой, Левичевым, Грачёвым, Михеевым. Там       
несколько другие цифры, но мне кажется, что он лучше прописан, но, как          
говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Я не пойму, почему эти три             
законопроекта сегодня рассматриваются как альтернативные, а подобный            
законопроект переносится на 22-е число. Не лучше ли было бы их рассматривать    
вместе? И я хотел бы надеяться, что мы примем подготовленный нашими коллегами   
законопроект, который я обозначил. Он действительно лучше написан, и суммы      
там обоснованные, кстати. Не скажете, почему такой разрыв: три альтернативных   
- сегодня, а один - на пятницу?.. (Микрофон отключён.)                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ТОЛСТОПЯТОВ В. В. Уважаемый Сергей Николаевич, я думаю, этот вопрос не ко       
мне, этот вопрос или к Совету Думы, или к аппарату комитета: они формируют.     
Поэтому я не могу ничего вам сказать.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Питкевич.                             
                                                                                
ПИТКЕВИЧ М. Ю. Вопрос к докладчику. Закон правильный, понятный, хороший, но     
скажите, пожалуйста, как в реальной жизни сделать так, чтобы собственники       
предприятий не дробили предприятия, дабы платить меньше налогов? То есть        
если, например, оборот предприятия - 120 миллионов, то, наверное,               
собственникам выгоднее разбить предприятие на два и декларировать по 60         
миллионов и, таким образом, платить меньше налогов, и предприятие уже будет     
являться мелким, а не средним. Вот какой существует механизм для этого?         
                                                                                
ТОЛСТОПЯТОВ В. В. В комитете этот вопрос рассматривался подробно, он            
поднимался неоднократно. Я думаю, что если проблема существует, то над ней      
надо работать. Но мне трудно представить, что, допустим, какой-то тракторный    
завод можно разбить на маленькие предприятия или завод по производству          
железнодорожных вагонов. Это нереально. А что касается маленьких предприятий,   
которые могут заниматься такими делами, то это уже предмет, я думаю, не этого   
закона.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все вопросы заданы. Есть ли желающие   
выступить? Есть. Депутат Федоткин.                                              
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, докладчик.                                          
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проблема эта       
сегодня уже не новая, но предельно острая.                                      
                                                                                
30 января руководитель нашей партии и фракции Геннадий Андреевич Зюганов        
вручил наши предложения по поддержке малого и среднего бизнеса Президенту       
России Медведеву Дмитрию Анатольевичу. Мы готовили их с участием огромного      
количества представителей малого и среднего бизнеса в Рязанской области и во    
многих подмосковных районах, и вопрос касался определения предельного размера   
дохода, который может служить критерием при применении упрощённой системы       
налогообложения. Но прежде всего хочу сказать, насколько эта проблема для нас   
остра.                                                                          
                                                                                
Вот возьмём Рязанскую область, где семь тысяч предприятий малого бизнеса, на    
которых заняты шестьдесят восемь тысяч человек, то есть люди кормят себя,       
кормят свою семью и ещё нередко кормят своих родственников. И это не            
обязательно торговля. В сельском хозяйстве занято восемь с половиной тысяч      
человек, в промышленности - двенадцать тысяч, в строительстве - пятнадцать      
тысяч, то есть для нас это тоже выгодно, потому что выполняются огромные        
работы по возведению жилья, объектов соцкультбыта, по производству блоков,      
которые необходимы нашей промышленности, а также продуктов питания.             
                                                                                
Вот когда мы в Рязанской области провели опрос представителей малого бизнеса,   
при каких условиях они могут развиваться, при каких удержаться, а при каких     
условиях просто свернут своё производство или уйдут в тень, практически все     
сказали, что если будет предельный размер дохода ниже 100 миллионов рублей,     
то они все будут работать в тени, ни о каком развитии речи быть не может, или   
они будут вынуждены просто сократить своё производство. Возникает вопрос:       
государство готово только по одной Рязанской области кормить шестьдесят         
восемь тысяч человек? У нас уже 12 процентов населения за последние полгода     
потеряло работу или отправлено в отпуска с частичным содержанием или вообще     
без содержания, а это десять с половиной тысяч, и ещё в шесть раз большую       
цифру мы можем получить. Я думаю, государство сегодня к этому не готово. Так    
что не надо, наверное, бить по рукам тех, кто вынужден уйти в этот малый        
бизнес (подчёркиваю: нередко вынужден), потому что заводы закрываются,          
производство закрывается, на селе вообще полный обвал. Как-то меня              
пикетировали в Рязани дальнобойщики: там тоже возникают вопросы по              
налогообложению, в частности по транспортному налогу. Я к ним вышел, а они      
говорят: "Что же вы делаете? Вы нас с заводов выгнали и здесь нам работать не   
даёте. Вы нам не нужны как государство и как власть". И нечего было, по         
большому счёту, сказать.                                                        
                                                                                
Представленные сегодня три законопроекта имеют разный подход, но они            
подчёркивают одну и ту же мысль: или мы дадим этой огромной, многомиллионной    
армии малого бизнеса жить, кормиться и кормить других, или государство должно   
взять заботу о них на свои плечи. Государство сегодня этого не может сделать.   
Поэтому я считаю, что нужно обязательно один из трёх законопроектов принимать   
в первом чтении, а во втором чтении внести поправку, чтобы предельный размер    
дохода был не менее 100 миллионов, если мы не хотим в этой сфере натворить      
бог знает что. А вообще, уже назрела проблема: не надо, так сказать,            
примерять один-единственный костюм на всю страну - у нас разные условия, а      
надо принимать разный предельный уровень дохода как по сферам деятельности,     
так и по территориям, если мы действительно заинтересованы в возрождении        
нашей экономики.                                                                
                                                                                
Закон этот обязательно сегодня нужно принимать. Нас просто не поймут - и те,    
кто работает, и их семьи.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Воложинская, пожалуйста, от фракции ЛДПР.                               
                                                                                
ВОЛОЖИНСКАЯ Т. Л., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Фракция ЛДПР выступает за снижение налогового бремени для предприятий малого    
и среднего бизнеса с целью поддержки таких предприятий, что особенно            
актуально в период экономического кризиса. Налогоплательщики давно ждали        
увеличения суммы предельного дохода для применения упрощённой системы           
налогообложения.                                                                
                                                                                
Мы считаем целесообразным поддержать данный закон, так как его принятие         
позволит избежать дробления, о чём уже раньше говорилось, предприятий           
среднего бизнеса на более мелкие предприятия, позволит более широко             
использовать упрощённую систему налогообложения венчурным и инновационным       
предприятиям, а также легализовать частично сокрытые доходы предприятиям        
малого и среднего бизнеса, позволит увеличить доходы субъектов Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Единственное, что неясно из финансово-экономического обоснования, так это       
каким образом планируется восполнять потери федерального бюджета и насколько    
просчитанным и обоснованным является значение предельного дохода для            
применения упрощённой системы налогообложения в размере 60 миллионов рублей.    
Насколько будут реально увеличены налоговые поступления в региональные          
бюджеты?                                                                        
                                                                                
Фракция ЛДПР просит подготовить ко второму чтению уточнённые цифры потерь       
федерального бюджета, а также уточнённые цифры наполнения бюджетов субъектов    
Российской Федерации в результате применения данного закона.                    
                                                                                
Также хочется отдельно поблагодарить инициаторов двух других альтернативных     
законопроектов - Законодательное Собрание Приморского края, господина           
Соломина и господина Резника, - давших толчок к появлению рассматриваемого      
законопроекта, поскольку, несмотря на некоторую недоработанность их             
законопроектов, они полностью укладываются в концепцию снижения налогового      
бремени на предприятия малого и среднего бизнеса.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивают ли докладчик и содокладчик на заключительном   
слове? Нет. Представители президента и правительства?.. Нет. Уважаемые          
коллеги, сейчас рейтинговое голосование. Пункт 16.1.                            
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Покажите результаты... Ой, прошу прощения.                                      
                                                                                
Пункт 16.2. Голосуйте. (Идёт голосование.)                                      
                                                                                
И пункт 16.3.                                                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования. (Идёт голосование.)                     
                                                                                
Вот теперь покажите результаты по пункту 16.1.                                  
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              445 чел.98,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    445 чел.                                          
Не голосовало                   5 чел.1,1%                                      
                                                                                
По пункту 16.2.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за               39 чел.8,7%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     39 чел.                                          
Не голосовало                 411 чел.91,3%                                     
                                                                                
И по пункту 16.3.                                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за               38 чел.8,4%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     38 чел.                                          
Не голосовало                 412 чел.91,6%                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, по итогам рейтингового голосования считается принятым в     
первом чтении законопроект под пунктом 16.1.