Заседание № 244
24.10.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 740196-8 "О ратификации Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 160 по 464 из 6097
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 2-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "О ратификации Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой". С докладом выступит официальный представитель Президента Российской Федерации заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Андрей Юрьевич Руденко. Для содоклада подготовиться Новикову Дмитрию Георгиевичу, первому заместителю председателя Комитета по международным делам. Пожалуйста, Андрей Юрьевич. РУДЕНКО А. Ю., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы, коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О ратификации Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой", подписанного в Пхеньяне 19 июня сего года в ходе госвизита в КНДР Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Документ подготовлен МИД России во взаимодействии с заинтересованными ведомствами в рамках работы по совершенствованию договорно-правовой базы российско-корейских отношений. Эти отношения вышли на качественно новый уровень в соответствии с договорённостями, достигнутыми по итогам переговоров Президента Российской Федерации Путина с Председателем Государственного совета КНДР Ким Чен Ыном, когда они встречались на высшем уровне на космодроме "Восточный" 15 сентября 2023 года. Заключение договора является отражением переосмысления Москвой и Пхеньяном подходов к обеспечению собственной безопасности на фоне тревожных военно-политических тенденций в региональном и глобальном измерении. Обновление правовой базы и приведение её в соответствие с требованиями времени является законной мерой, призванной купировать множащиеся глобальные и региональные угрозы со стороны коллективного Запада во главе с Соединёнными Штатами Америки, которые последовательно проводят курс на сохранение своей гегемонии, формирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе закрытых военно-политических альянсов, наращивание там военного присутствия, размещение своих стратегических наступательных систем, в том числе с ядерным компонентом. О самом документе. Договор унаследовал ключевые положения ранее заключённых двусторонних межгосударственных соглашений, включая Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и КНДР 1961 года, Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и КНДР 2000 года, а также Пхеньянскую и Московскую декларации, принятые в 2000-м и в 2001 году соответственно. В подписанном договоре, носящем рамочный характер, заложены базовые принципы дальнейшего развития российско-корейских связей на новом историческом этапе. Этот документ выводит отношения России с КНДР на уровень союзничества, нацелен на углубление партнёрства и стратегического взаимодействия по широкому спектру приоритетных для двух государств направлений, построение справедливой многополярной международной системы. Договор предусматривает готовность сторон взаимодействовать, в том числе на международных площадках, в области внешней политики, в деле защиты государственного суверенитета, территориальной целостности, обеспечения безопасности и стабильности. Он определяет принципы развития отношений в торгово-экономической, научно-технической и инвестиционной областях, а также в сферах сельского хозяйства, образования, здравоохранения, спорта, культуры, туризма и прочее. Особое значение имеет статья 4 документа, предусматривающая оказание взаимной военной помощи в соответствии со статьёй 51 Устава ООН и согласно законодательствам Российской Федерации и КНДР в случае, если одна из сторон подвергнется вооружённому нападению со стороны какого-либо государства, оказавшись таким образом в состоянии войны. Таким образом, содержание упомянутой статьи явно свидетельствует о том, что договор носит оборонительный характер, не направлен против безопасности третьих стран, нацелен на поддержание стабильности в регионе Северо-Восточной Азии. Договаривающиеся стороны берут на себя обязательства не участвовать в каких-либо союзах, направленных против любой из них, а также не предоставлять свою территорию третьим государствам в целях нарушения суверенитета, безопасности и территориальной неприкосновенности другой стороны. Корейская сторона, безоговорочно поддержавшая специальную военную операцию на Украине, вхождение Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей в состав Российской Федерации и солидаризировавшаяся с нами по большинству ключевых международных проблем, причём делает это публично, так же как и мы, рассматривает договор как исключительно миролюбивый и оборонительный. В целом Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой призван сыграть стабилизирующую роль в Северо-Восточной Азии, внесёт позитивный вклад в поддержание баланса сил в регионе на основе принципа неделимости и безопасности, в снижение риска рецидива войны на Корейском полуострове, в том числе с применением ядерных средств, и в целом закладывает основу для построения новой евразийской системы безопасности. Договор заключается бессрочно, подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами. Уважаемые депутаты, прошу поддержать законопроект о ратификации настоящего договора. Благодарю за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Юрьевич. С содокладом выступит первый заместитель председателя Комитета по международным делам Дмитрий Георгиевич Новиков. Пожалуйста, Дмитрий Георгиевич. НОВИКОВ Д. Г., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Итак, Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой был подписан в июне текущего года в ходе визита в Пхеньян Президента России Владимира Владимировича Путина. Первое, что необходимо отметить в связи с этим. Подписание договора обусловлено главным образом новым качеством двусторонних отношений России и КНДР. За последние годы эти отношения вышли на исключительно высокий уровень, приобрели характер самого тесного партнёрства и межгосударственной дружбы. Договор, о котором идёт речь, фиксирует данные обстоятельства и подводит под наши отношения чётко сформулированную правовую основу. Действительно, в последние годы наши отношения уверенно развивались по всем направлениям: укрепляются политические связи, торгово-экономические, гуманитарные. Корейская Народно-Демократическая Республика, об этом только что было сказано, публично, без задержек, безоговорочно признала возвращение Крыма в состав России, Пхеньян поддержал проведение специальной военной операции на Украине и решение о вхождении в состав Российской Федерации ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Второе. Страны и народы современного мира живут в условиях всё более широкой борьбы мирового большинства за формирование многополярного, многостороннего, справедливого миропорядка. Прямо сейчас значительный шаг на этом пути осуществляется в ходе проведения саммита БРИКС в Казани, и мы уже сегодня можем сказать, что саммит проходит успешно и войдёт в историю международных отношений. В условиях борьбы за многополярный и справедливый мир крайне важны примеры взаимопонимания, самого тесного созидательного сотрудничества. Нужны примеры, которые будут наглядно иллюстрировать, что по-настоящему добрососедские, взаимоуважительные, взаимовыгодные отношения существуют, и они могут служить примером, матрицей, образцом для других стран. Они способны служить и укором политике тех, кто упорно ищет пути к установлению своей гегемонии, к восстановлению неоколониальной системы, кто стремится вливать допинги в собственную экономику в условиях кризиса, обескровливая другие страны и другие народы. Третье. Оценивая международную ситуацию, мы не можем не видеть роста напряжённости в Северо-Восточной Азии. США и их союзники усиленно наращивают здесь своё военное присутствие, настойчиво сколачиваются новые военно-политические альянсы с участием США, Японии, Южной Кореи, Австралии, Вашингтоном предпринимаются активные попытки втянуть Филиппины в свои провокационные схемы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Негативные тенденции в этой части мира, связанные с формированием дополнительных угроз для безопасности Российской Федерации, побуждают нас прорабатывать и осуществлять те шаги, которые будут способствовать и нашей безопасности, и коллективной безопасности в регионе, шаги, которые будут сдерживать от безрассудных действий разного рода международных провокаторов. Четвёртое. Документ, который мы рассматриваем, не только фиксирует высокий уровень наших отношений, но и служит хорошим фундаментом для их дальнейшего развития, по сути дела, для формирования союзничества. Договор открывает новую и, я уверен, исключительно насыщенную, интересную, продуктивную страницу в истории наших межгосударственных отношений. Мне довелось побывать в КНДР в уже далёком 1996 году. Я был поражён тремя обстоятельствами: во-первых, красотой корейской природы, хотя этот ландшафт сложен для развития сельского хозяйства, прямо скажем, во-вторых, был поражён добротой, отзывчивостью корейцев, их симпатией к нашей стране, в-третьих, был поражён красотой Пхеньяна. Судя по свидетельствам Казбека Куцуковича Тайсаева, который, как руководитель нашей парламентской группы дружбы, не раз бывал в Пхеньяне позже, с тех пор развитие страны, её столицы шагнуло далеко вперёд. В работе Государственной Думы большую роль играют политические фракции, фракции политических партий, Вячеслав Викторович всегда это подчёркивает. Полагаю, что все фракции ратификацию поддержат. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." на выборах поддерживали одного и того же кандидата, его подпись стоит под договором. Уверен, что поддержит ЛДПР, поскольку лидер партии Леонид Эдуардович Слуцкий уже поддержал в ходе заседания Комитета по международным делам, он его и возглавляет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. НОВИКОВ Д. Г. Что касается Коммунистической партии Российской Федерации, то в стране просто нет другой политической силы, которая столько сделала бы для сохранения и развития отношений между Россией и КНДР в самые тяжёлые годы - годы ельцинско-козыревской дипломатии. В кабинете Геннадия Андреевича Зюганова бывали все послы КНДР в Москве, нередко по несколько раз, всегда обменивались мнениями о ситуации, об обстановке, оценками политическими и вырабатывали пути укрепления наших отношений. Комитет Государственной Думы на своём заседании поддержал ратификацию соглашения. Предлагаем коллегам выразить такую поддержку и сейчас здесь, на пленарном заседании Государственной Думы. Спасибо. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Георгиевич. Уважаемые коллеги, мы достаточно подробно обсуждали вопрос ратификации Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой и в рамках профильного комитета, и вчера на заседании Совета Государственной Думы. Все политические фракции высказались за поддержку ратификации этого договора. Здесь и докладчик, и содокладчик подчеркнули: это итог развития отношений между нашими странами, полное взаимопонимание. Более того, в самых непростых ситуациях Корейская Народно-Демократическая Республика занимала позицию поддержки нашей страны на уровне международных организаций, при проведении специальной военной операции, поддержала вхождение Крыма, решения, принятые по Луганской, Донецкой, Херсонской, Запорожской областям. И надо сказать, что отношения на парламентском уровне также развиваются в рамках межфракционного сотрудничества: и "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и КПРФ многое делают для укрепления взаимопонимания в парламентском измерении, что позволяет нам лучше понимать друг друга. Сегодняшний договор - это итог, если хотите, проделанной работы на уровне глав государств и, конечно, понимания между народами и нашими странами. Поэтому, если вы не будете возражать, мы с вами, если нет вопросов, могли бы перейти к голосованию и выразить волю граждан нашей страны через решение, которое сегодня мы примем, представляя интересы своих избирателей. Коллеги, как, всем всё понятно? Полномочный представитель президента? Поддерживаете. Представитель правительства? Поддерживаете. Есть необходимость в выступлении с заключительным словом, Андрей Юрьевич? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, учитывая такую поддержку, можно было бы и МИДу что-то сказать, всё-таки это итог нашей совместной работы, мы себя не отделяем от правительства, тем более что вы главное внешнеполитическое ведомство. Видите, как вы с депутатами в рамках профильного комитета поработали, встречаясь с фракциями. Это говорит о том, что у нас здесь позиция единая, а дальше уже голосование покажет. РУДЕНКО А. Ю. Спасибо большое, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, за ту поддержку, которую вы нам оказали в этом случае, и не только в этом случае. Это говорит о том, что та линия, которую проводит президент нашей страны, пользуется всемерной поддержкой всех ведущих сил, всего населения Российской Федерации. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Юрьевич. Дмитрий Георгиевич? Заключительное слово - ваше право. Демократия - это процедуры, нормы и правила. Пожалуйста, Новикову включите микрофон. НОВИКОВ Д. Г. Вячеслав Викторович, прежде всего, спасибо за возможность выступить с заключительным словом, хотя коллеги уже готовы голосовать. В данном случае позицию комитета хочу поддержать от имени фракции КПРФ в Государственной Думе. Предлагаем перейти к голосованию и дружно поддержать данный документ, поддержать ратификацию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой". Кто за? Пожалуйста, включите режим голосования. Голосование поимённое, выражаем волю народа и действуем исключительно в интересах граждан и нашей страны. Пожалуйста, покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 21 мин. 22 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято За - 397, против нет, воздержавшихся нет. Федеральный закон принят единогласно. Поздравляем, уважаемые коллеги! (Аплодисменты.) Андрей Юрьевич, доведите информацию о результатах голосования депутатов Государственной Думы до корейской стороны. Нам важно, чтобы наши коллеги из Корейской Народно-Демократической Республики знали позицию депутатов, представляющих граждан Российской Федерации. Нам важно, чтобы отношения развивались и дальше, носили и всеобъемлющий, и союзнический характер, чтобы, самое главное, мы их строили на принципах взаимного уважения, как сейчас происходит, невмешательства в дела суверенных государств и, конечно, развивали, с тем чтобы это сотрудничество было взаимовыгодным. В общем-то, вы об этом как раз говорили и подчёркивали. И для нас это серьёзное событие, мы к нему именно так относимся. Спасибо вам. РУДЕНКО А. Ю. В ближайшее время наши северокорейские коллеги также ратифицируют данный договор. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Поздравляем!