Заседание № 66

14.01.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 74017-5 "О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2663 по 2947 из 6111
Пункт 17. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 14.16    
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Есть         
письменное обращение Государственной Думы Томской области с просьбой            
рассмотреть законопроект без участия своего представителя. А докладчик,         
вернее, содокладчик от комитета тот же - Александр Петрович Москалец.           
                                                                                
Пожалуйста, Александр Петрович.                                                 
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В связи с          
отсутствием докладчика, полагаю, наиболее понятным рассматриваемый вопрос       
будет, если мы начнём его рассмотрение с мотива и обоснования авторами своего   
предложения об усилении ответственности за нарушения в области правил продажи   
того, что можно назвать алкоголем. Сама суть законопроекта достаточно проста:   
увеличить в несколько раз штраф, налагаемый в административном порядке.         
Авторы полагают, как указано в пояснительной записке, что увеличение размера    
административных штрафов приведёт к оздоровлению морально-нравственной          
обстановки, улучшению правопорядка в стране. Сразу приступаю к разбору вот      
этого предложения. Что тут нужно отметить? Полагаю, вы, уважаемые коллеги,      
согласитесь, что в таком варианте предложения, кроме вреда формированию         
отношений между обществом и государством, ничего другого не дадут. При таких    
подходах, кроме озлобленности и отторжения власти, достигнуть практически       
ничего невозможно, особенно если даже справедливости, как и логики, тут не      
усматривается.                                                                  
                                                                                
Кроме того, прошу обратить внимание на то, что предлагаемые размеры штрафов     
по двум частям одной статьи - статьи 14.16 Кодекса об административных          
правонарушениях - значительно превышают размеры штрафов по другим частям,       
причём этой же статьи, хотя они отличаются более высокой общественной           
опасностью. Таким образом, явно нарушается принцип соразмерности наказаний.     
Мы же считаем, что необходимость увеличения размеров штрафов в три, в четыре    
раза должна быть достаточно серьёзно обоснована, в том числе и данными          
правоприменительной практики. А они, конечно, указывают на то обстоятельство,   
что существующие в настоящее время санкции препятствуют эффективной             
реализации действующих норм. Однако субъектом права законодательной             
инициативы такой анализ не проводился, а утверждение в пояснительной записке,   
что увеличение размера штрафа приведёт к оздоровлению обстановки, вновь         
повторяю, не только недопустимо, а, вообще-то, и вредно.                        
                                                                                
Комитет-соисполнитель, Комитет Государственной Думы по охране здоровья, не      
поддерживает концепцию законопроекта. С учётом изложенного и наш комитет,       
Комитет по конституционному законодательству и государственному                 
строительству, рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к Александру           
Петровичу? Есть вопросы. Так, депутат Коломейцев, депутаты Иванов и Шлегель.    
Всё, трое.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Петрович, вы, наверное, были не совсем     
точны, когда говорили о том, что возникнет конфликт между обществом и           
правоохранительной системой. Конфликт между обществом и правонарушителями -     
он есть всегда, поэтому, с моей точки зрения, вообще-то, этот закон как раз     
хотя бы минимально мог бы воздействовать на алкоголизацию страны со знаком      
минус. Вы же, я так понял, против этого?                                        
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Николай Васильевич, в свою очередь должен отметить,    
что вы не совсем внимательно слушали меня. О конфликте между обществом и        
правоохранительной системой я вообще не говорил, таких слов не произносил. Я    
говорил о возможном напряжении в отношениях между обществом и государством, а   
это разные вещи.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович.           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Александр Петрович, уважаемый, я, честно говоря, не очень          
понимаю логику. Ну и что в этом плохого, если за нарушение правил торговли,     
допустим, когда продаются несовершеннолетним эти напитки, будет ужесточено      
наказание? Неужели кто-то пойдёт и будет говорить: "Какое у нас нехорошее       
государство - оно штрафует тётю из ларька, которая моему сыну продала банку     
пива и пачку сигарет!"?                                                         
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Сергей Владимирович, если мы возьмём действующий       
Кодекс об административных правонарушениях и посмотрим те части статьи 14.16,   
о которых говорят авторы законопроекта, то что получается? Здесь                
предусмотрено наказание для должностных лиц от 3 до 4 тысяч рублей с            
конфискацией алкогольной продукции, а для юридических лиц от 30 до 40 тысяч     
рублей, тоже с конфискацией продукции. Что, разве этого мало? Ну если мало,     
тогда докажите, почему этого мало, почему это не срабатывает: или же практика   
пошла такая, что минимальные наказания назначают, или какие-то другие           
придумывают ситуации и не используют вот эти санкции? Ну смотрите, если         
сегодня несовершеннолетнему, как вы говорите, продали незаконно одну бутылку    
пива, то что, наказание в 3-4 тысячи рублей с конфискацией - разве это мало?    
А для юридических лиц штраф до 40 тысяч рублей - разве это мало? Нет,           
конечно. А ужесточать вот так, безмотивно, нельзя. Я думаю, мы все должны с     
этим согласиться.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Шлегель Роберт Александрович.         
                                                                                
ШЛЕГЕЛЬ Р. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Петрович! Вот сейчас этот законопроект   
наших томских коллег будет отклонён скорее всего. Вопрос такой. У нас 60        
процентов несовершеннолетних, в том числе в возрасте от тринадцати до           
пятнадцати лет, потребляют алкоголь, 88 процентов из них курят. Кто-то ведь     
им этот алкоголь продаёт, и сигареты тоже. Вы говорите о том, что повышение     
штрафов неэффективно и что, если эти штрафы повысить, всё равно ничего не       
изменится. Следовательно, есть какой-то другой эффективный механизм? Проблема   
стоит очень серьёзно. Может быть, вы скажете тогда, что ещё можно               
предпринять, чтобы изменить ситуацию и эту проблему каким-то образом начать     
решать?                                                                         
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Роберт Александрович, мы сегодня говорим лишь об       
одной статье Кодекса об административных правонарушениях, о статье 14.16.       
Если рассматривать шире этот вопрос, то можно назвать ещё целый ряд статей      
этого же кодекса, имеющих отношение к проблеме, которой вы обеспокоены. Кроме   
того, есть ведь и гражданское законодательство, Гражданский кодекс, есть ведь   
ещё и вопросы лицензирования, возможность отзыва лицензии, дисквалификации.     
Уголовный кодекс тоже содержит целый комплекс мер воздействия. У нас же часто   
- и вот это, я думаю, как раз тот случай - бывают попытки с мест свести всё к   
какой-то одной, точечной ситуации: вот приняли меры, но сверхмаксимальные - и   
проблема будет решена. Нет, сегодня уже нужно, я скажу, красиво и               
квалифицированно применять всю систему законодательства, а не просто взять,     
так сказать, одну какую-то дубинку, пусть и весомую, и пытаться                 
воздействовать на население. Это будет всё-таки неверно.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, все вопросы заданы. Есть желающие выступить, две     
руки я вижу: от фракции КПРФ и от фракции ЛДПР, два выступления. Пожалуйста,    
Коломейцев. Потом Лебедев.                                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые товарищи!..                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините.                                                 
                                                                                
Три руки, да.                                                                   
                                                                                
Пожалуйста, теперь Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Инструментами государства на самом деле являются армия,        
спецслужбы, прокуратура и МВД. Это так, для справочки.                          
                                                                                
Второе. Вы знаете, уровень алкоголизации населения нашей страны настолько       
велик... Вот у нас есть Николай Фёдорович, первый заместитель председателя      
комитета по здравоохранению, вы возьмите у него справочку. Мы с вами за         
девять лет правления Владимира Владимировича увеличили в три с половиной раза   
продажу алкогольных напитков и потребляем по 17 литров чистого алкоголя,        
включая младенцев и стариков.                                                   
                                                                                
Уровень влияния алкогольной мафии показывает то, что Кудрин с Грефом,           
потратив кучу денег на специальное оборудование, так и не смогли внедрить       
автоматизированную систему учёта алкогольной продукции.                         
                                                                                
Меня просто раздражают выступления представителей комитетов, которые пытаются   
свысока так оценивать инициативы субъектов Российской Федерации. А для них      
это крик души, потому что они-то видят нашу бесхребетность и нежелание          
заниматься проблемой и пытаются предложением хотя бы локальных мер побудить     
нас заниматься этим делом. Поэтому, с моей точки зрения, если у нас есть        
группа, которая противодействует антиалкоголизации страны... А я вам напомню,   
что Северную и Южную Америку европейцы не могли покорить силой оружия, но,      
как только завезли "огненную воду", через три поколения одни - в резервациях,   
вторые - на их землях.                                                          
                                                                                
С моей точки зрения, с нами происходит то же самое: сегодня идёт массовое       
спаивание самого непокорного народа с целью его национального замещения.        
Поэтому мы настаиваем на том, чтобы принять этот закон, хотя он, конечно,       
мало воздействия окажет, но позволит хотя бы локально повоздействовать на       
жуликов, которые цинично продают детям алкоголь и табак.                        
                                                                                
И вообще мы настаиваем на том, чтобы комитет по экономической политике          
наконец-то внёс многократно обещанный закон на эту тему. Мы убеждены, что       
назрела пора национализации не только природных ресурсов, но и рынка            
алкогольной и табачной продукции, потому что это и есть инструмент              
закабаления страны.                                                             
                                                                                
Мы будем голосовать за этот закон.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть, пожалуйста.                                       
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Петрович, не получается красиво применять. Я понимаю вот    
это выступление, этот мотив, этот посыл законодателя. Кажется, что всё          
сделано, законодательство есть, надо применять, а вот правоприменительная       
практика хромает. Я не знаю, почему молчат томские депутаты, но мне, как        
соседу, совершенно понятна мотивация внесения законопроекта на эту тему         
именно томичами. Дело в том, что именно в Томске есть эти винные, водочные      
короли, с которыми государство, используя сегодняшнее законодательство,         
справиться не может. Это серьёзная проблема, и не только для Томской области,   
но в том числе для нас, для соседей, для Новосибирской области. Поэтому они     
выходят с подобным законом. Он кажется смешным, невозможно применять это        
точечное какое-то, как вы сказали, направление, чтобы справиться с этой         
проблемой, он не решает проблемы, но это проблема, это серьёзная проблема для   
Российской Федерации. И я разделяю мнение тех депутатов, которые говорят о      
том, что нам надо сегодня обобщить все предложения, все подобные инициативы,    
с которыми у нас выходят субъекты, а подобных инициатив довольно много в        
последнее время. Давайте обобщим, составим карту Российской Федерации и         
посмотрим, что происходит на нашей территории.                                  
                                                                                
И действительно, я согласен с тем, что правомерно ставить сегодня вопрос о      
том, что необходимо разрабатывать законодательство, возвращающее госмонополию   
на производство и продажу алкогольных напитков. Это кричащая проблема, это      
проблема будущего Российской Федерации.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лебедев Игорь Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сразу хочу сказать, что фракция   
ЛДПР поддержит принятие данного законопроекта, и вот почему.                    
                                                                                
Мы с вами в этом зале уже неоднократно пытались обсуждать вопрос об усилении    
ответственности за нарушение правил продажи алкогольной продукции, но, к        
сожалению, как говорится, воз и ныне там.                                       
                                                                                
Да, уважаемый Александр Петрович, действующая статья 14.16 кодекса              
предусматривает наказание, но какое? Вы сами сказали, что для должностных лиц   
это от 3 до 4 тысяч рублей. Что такое 3-4 тысячи рублей? Во-первых, при         
постоянно растущей инфляции эти 3 тысячи рублей с течением времени              
превращаются в ничто.                                                           
                                                                                
Во-вторых, все мы прекрасно знаем, какие миллионы и миллиарды крутятся в        
руках алкогольной мафии и что по сравнению с этими цифрами для них будут        
значить 3 тысячи рублей штрафа? Я думаю, что они готовы платить эти штрафы      
каждые полчаса, лишь бы их не трогали и разрешили делать то, чем они            
занимаются.                                                                     
                                                                                
В-третьих, употребление спиртной продукции, а также продажа её в неположенных   
местах и несовершеннолетним становится настоящей трагедией для всех регионов    
Российской Федерации. И наши коллеги из Томской области, я считаю, совершенно   
правильно предлагают сделать хотя бы первый шаг в этом направлении, в борьбе    
с этим злом - хотя бы увеличить штрафы. Да, можно согласиться, что, может       
быть, это не станет серьёзным препятствием на пути тех должностных или          
юридических лиц, которые эти правила нарушают, но это будет хотя бы первый      
шаг.                                                                            
                                                                                
В заключении комитета на данный законопроект в основном содержатся два          
замечания, в связи с которыми комитет предлагает его отклонить.                 
                                                                                
Во-первых, говорится о том, что увеличение штрафов, предусмотренных частями 3   
и 4 статьи, внесёт диспропорцию в статью в целом. На это хотелось бы            
возразить, что статья 14.16 целиком и полностью говорит об административной     
ответственности за нарушение правил продажи алкогольной продукции, в связи с    
чем я полагаю возможным, если комитет считает, что будет внесена                
диспропорция, ко второму чтению изменить и штрафы, предусмотренные в первых     
двух частях этой статьи.                                                        
                                                                                
Второй аргумент комитета - то, что необходимость увеличения размера штрафов     
недостаточно серьёзно обоснована.                                               
                                                                                
Уважаемый Александр Петрович, вопрос к вам, как к представителю комитета на     
этом заседании. Скажите, пожалуйста: что, когда вопрос ставится о жизни наших   
граждан, о жизни наших детей, о жизни людей, это недостаточное обоснование      
для того, чтобы увеличить штрафы?                                               
                                                                                
И ещё один пример в доказательство необходимости принятия этого закона. По      
линии этого же комитета проходили поправки в кодекс по увеличению размера       
штрафов за нарушение правил дорожного движения. В тот момент тоже можно было    
говорить о том, что увеличение штрафа за непристёгнутый ремень в пять раз       
недостаточно обосновано и внесёт диспропорцию в целом в систему штрафов, но     
тем не менее мы пошли на этот шаг, и все мы можем убедиться в том, что          
большинство наших граждан стали пользоваться ремнями безопасности и понизился   
уровень смертности на дорогах.                                                  
                                                                                
Поэтому мы считаем, что предложение наших коллег из Томской области абсолютно   
правильное, полностью его поддерживаем и будем голосовать за.                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, обсуждение состоялось, все высказались. Настаивает   
ли на заключительном слове представитель комитета? Нет. Представители           
президента, правительства не высказывают желания принять участие в дискуссии.   
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных                   
правонарушениях".                                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              134 чел.29,8%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    136 чел.                                          
Не голосовало                 314 чел.69,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.