Заседание № 362
О проекте федерального закона № 739325-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в части установления мер по оказанию медико-социальной помощи на дому инвалидам и престарелым гражданам социальными помощниками из числа их родственников и близких".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
39-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в части установления мер по оказанию медико-социальной помощи на дому инвалидам и престарелым гражданам социальными помощниками из числа их родственников и близких". Докладывает Вера Анатольевна Ганзя. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сегодня самые необходимые для самых обездоленных категорий наших граждан законопроекты, к сожалению, рассматриваются в особом порядке, и, безусловно, все они, ну, так скажем, подлежат отклонению, а это совершенно неправильно, потому что практически все они отклоняются по формальным основаниям. Дело в том, что все эти темы нужные, не раз здесь звучали слова "инвалиды", "помощь", "социальная поддержка" и так далее. Так вот в законопроекте, который мы сегодня рассматриваем, предлагается дополнить главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации новой статьёй - "Некоторые особенности регулирования труда социальных помощников". Этим законопроектом мы вводим новое понятие - "социальный помощник": предполагается, что муниципальные организации социального обслуживания будут заключать трудовой договор с социальным помощником. Этот трудовой договор будет надёжным гарантом - по сравнению с институтом компенсационных выплат - соблюдения прав трудоспособных граждан, которые осуществляют на постоянной основе медико-социальный уход за тяжелобольными инвалидами и престарелыми гражданами, за нуждающимися в постоянном уходе родственниками и близкими людьми. Заключение этого договора позволит социальным помощникам иной трудовой деятельностью не заниматься, ведь она запрещена, потому что иных доходов просто не может быть у тех, кто получает компенсационную выплату. Ну и естественно, благодаря этому трудовому договору будет засчитываться страховой стаж, который будет учитываться при начислении страховой пенсии. Договор позволит обеспечить социальных помощников всем комплексом социальных и трудовых прав, которые на сегодняшний день вытекают из трудовых отношений. И конечно, это в том числе позволит сократить часть проблем, связанных с безработицей. Ну и самое главное. У нас сегодня инвалидов первой, второй группы насчитывается 7 миллионов, престарелых граждан в возрасте старше 80 лет - 4 миллиона, им всем требуются уход и внимание, и эти уход и внимание близких родственников оцениваются государством, к сожалению, в смехотворную сумму 1,2 тысячи рублей, об этом уже говорили. Вы только вдумайтесь, уважаемые коллеги: это 40 рублей в день, ну, если в доллары перевести, это 50 центов в день, это смешная сумма. Тем более что никакой другой доход гражданин, который ухаживает за инвалидом первой группы или за престарелым человеком, не имеет права получать. Это вообще абсурдное, я бы сказала, положение, потому что на 1,2 тысячи рублей выжить практически невозможно. Посмотрите: те, кто ухаживает за инвалидами, и за взрослыми, и за детьми, за престарелыми старше 80 лет, по сути дела, не работают, они вынуждены жить на те выплаты, которые получают упомянутые категории. А я вам напомню, что сегодня прожиточный минимум составляет 11 653 рубля и пенсия инвалида первой группы даже не дотягивает до 12 тысяч рублей. И что делать человеку, который, допустим, должен ухаживать за своими родителями? Он не может работать и вынужден жить на эту пенсию. Я считаю, что это просто какое-то аморальное положение, потому что эта сумма, 1,2 тысячи рублей, не менялась с 2008 года. Поэтому, конечно, нужно сегодня пересматривать это, мы должны это положение изменить, приняв наш законопроект. На наши законопроекты поступили отрицательные заключения, я хочу привести только одно основание. Написали, что речь идёт о незащищённых людях, но критерии отбора кандидатов непонятны, профессиональные навыки и уровень образования. Скажите, чтобы помыть человека, накормить его, вынести судно, какой уровень образования нужен?! Вот посмотрите, по каким основаниям отклоняются наши законопроекты! Этот законопроект позволит решить проблему социальной поддержки. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Сергей Алексеевич Вострецов. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Наверное, у всех были или есть престарелые родители, у кого-то дети-инвалиды, по крайней мере у меня точно - и те и другие. Разумеется, Вера Анатольевна абсолютно права, данная проблема требует постоянного внимания. Но следует сказать и о том, что обязательство ухаживать за своими близкими возникает у нас и в силу обычаев нашего общества, а также семейного законодательства: родители ухаживают за детьми, потом дети ухаживают за родителями, для тех, кто не может или не хочет это делать, у нас есть специальные заведения, дома престарелых, хосписы, психоневрологические диспансеры, кто-то туда своих родителей сдаёт. Я вот, например, маму свою не сдавал, семь лет за ней ухаживал и благодарен за то, что она эти годы прожила со мной, в семье. Трудно представить реализацию положений законопроекта на практике. Как обеспечить трудовые права социальных помощников, круглосуточно проживающих с лицами, нуждающимися в уходе? Каким образом будет соблюдаться режим рабочего дня, время отдыха, производиться оплата сверхурочных за работу в ночное время, в выходные, в праздничные дни? Неясен порядок привлечения социальных помощников к дисциплинарной ответственности. Есть ряд других вопросов. Например, укол нужно поставить, выполнить какие-то другие функции - здесь нужны определённые специальные навыки. Помогать данной категории граждан, конечно, необходимо, и, наверное, пенсии можно увеличить, ещё как-то помочь, чтобы можно было специалиста нанять, и у нас для помощи пожилым есть социальные работники, которые приходят помогают по дому и помыть помогают престарелых людей. Российская трёхсторонняя комиссия данный законопроект не поддержала, правительство не поддержало, финансово-экономического обоснования к законопроекту нет, поэтому комитет предлагает данный законопроект отклонить, хотя тема очень важная и решать проблему, конечно, как-то нужно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 39 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 02 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 92 чел. Не голосовало 358 чел.79,6 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.