Заседание № 109
О проекте федерального закона № 73928-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение правил движения по автомагистрали).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Мы немножко с опережением графика идём, поэтому не все докладчики здесь присутствуют, и сейчас, коллеги, 37-й вопрос - проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", первое чтение. Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. Приготовиться Вяткину, содокладчику. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, предлагаемый законопроект, конечно, ну просто потрясает устои Российской Федерации, поскольку затрагивает такую важную часть нашей жизнедеятельности, как Правила дорожного движения, и именно поэтому его ждала непростая судьба. Чего он касается? Вы знаете, как благодаря усилиям правящей фракции растёт благосостояние народа, - огромное количество людей, залезая по уши в кредиты, покупают себе новые "консервные банки" и выезжают на дороги. Дороги же строятся плохо, потому что и дорого, и деньги воруют, - в итоге на дорогах пробки. А тут ещё нечистые на руку сотрудники автомобильной инспекции, пользуясь тем, что на дорогах тесно, машин много и все куда-то торопятся, выпускают какую-нибудь телегу несамоходную, которая еле-еле едет... полоса одна, слева - сплошная, скапливается большая очередь, народ терпит, терпит, но потом кто-нибудь даёт газу до отказу, скорости все сразу - и объехал. А тут стоит доблестный сотрудник Государственной автомобильной инспекции и говорит: "Приехал, товарищ, - плати!" Причём хочу заметить, что в Правилах дорожного движения предусмотрено, что при движении водитель тихоходного транспортного средства, которое движется со скоростью менее 30 километров в час, либо большегруза, перевозящего крупногабаритный груз, видя, что такая ситуация, должен либо уступить дорогу, либо остановиться, в общем, предпринять какие-то действия, чтобы эта пробка, которая за ним скопилась, рассосалась. Но - уникальный случай! - вот за то, что он должен делать, но не делает, он никак не отвечает, абсолютно никак: нет в КоАП никаких санкций, поэтому он может ехать и говорить по мобильному телефону или книжку читать - неважно. Как правило, подобные товарищи работают не просто так, не потому они не уступают дорогу, что вредные, обычно они нормальные и уступают дорогу, но есть гаврики, которые в сговоре с сотрудниками ГАИ, - они заставляют людей вынужденно нарушать правила дорожного движения и таким образом получают дополнительную прибыль. Мы предлагаем для таких товарищей установить всё-таки не очень большую, но ответственность. Вот споришь с гаишником: "Вы же видели, товарищ инспектор, что вот эта телега впереди меня едет, смотрите, какая очередь образовалась, поэтому я его и обогнал, вот вы и оштрафуйте его вместе со мной. Ну раз уж я так сделал и вы меня остановили, вы и его тоже накажите, пожалуйста", - а он говорит: "Нет, ему за это ничего не полагается: ничего за это не предусмотрено". Вот фракция ЛДПР и предлагает: давайте всё-таки хотя бы рублей на семьсот накажем такого товарища, если он не уступает дорогу и создаёт пробки. Сначала комитет сказал "нет", потом комитет сказал: ладно, принимаем. То есть в июне прошлого года он написал отрицательное заключение - в ноябре прошлого года он уже написал положительное заключение: ну проблема-то очевидная - люди страдают, потому что дороги строятся плохо, машин много, пробки, сами понимаете... Но тут опять что-то случилось, и комитет опять написал - это было уже третье решение! - отрицательное заключение. Что меняется - непонятно, да и мне, поскольку я сам состою в этом комитете, его особо ругать не хочется, но комитет просто переписал точку зрения правительства, а правительство, оно у нас сильно занятое и не всегда понимает, о чём идёт речь. И вообще я считаю, коллеги, для них большая нагрузка при их объёме работы ещё и давать заключения на законопроекты из Государственной Думы, они и со своими делами разобраться не могут, а тут мы ещё им сыпем всякие законопроекты, а они обязаны давать на них заключения, без которых вы почему-то не можете принять решение. Набирайтесь смелости, пытайтесь - трудно, тяжело, но можно! Так вот, они сказали, что, дескать, нельзя принимать подобный законопроект. Почему? Потому что в правилах написано, заметьте, что водитель обязан уступить дорогу, если он движется со скоростью 30 километров в час, или если негабарит, или ещё что-то, то есть он в любом случае обязан это сделать, и не указано, по какой дороге он едет. А поскольку мы предлагаем штрафовать их за то, что они не уступают дорогу транспортным средствам, которые движутся по автомобильной дороге, имеющей в каждую сторону только по одной полосе (то есть когда действительно узкая дорога, ведь если две полосы, можно как-то объехать), то правительство и говорит, что этого вообще в правилах нет, понимаете? То есть в правилах есть обязанность на любой дороге уступать, на любой, неважно, сколько полос движения в одном направлении, поэтому правительство и говорит: нет, вот поскольку в правилах не указано, что только в одну сторону, мы не можем разрешить вам принять такой законопроект. Вот и получается, что мы никак не можем сдвинуть это дело с мёртвой точки, а водители тем временем нервничают и портят себе настроение в пробках. Уважаемые коллеги, а может быть, нам всё-таки не побояться замахнуться и принять этот судьбоносный закон вопреки отрицательному заключению правительства?! Я думаю, что тогда автолюбители, которых вы уже, приняв закон об обязательной пересдаче Правил дорожного движения, "обрадовали", может быть, ну, не так сильно на нас будут ругаться! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От комитета содоклад коллеги Поневежского. Пожалуйста. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию для рассмотрения в первом чтении представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым предусматривается усиление ответственности, установленной статьёй 12.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение правил движения по автомагистрали путём исключения из санкций частей 1 и 2 такого вида наказания, как предупреждение и повышение размера административного штрафа до 100 рублей, установленного в настоящее время указанными частями данной статьи, до размера от 500 до 700 рублей. Кроме того, предлагается установить административную ответственность за непредоставление преимущества в движении тихоходными транспортными средствами, транспортными средствами, перевозящими крупногабаритный груз, или транспортными средствами, двигающимися со скоростью, не превышающей 30 километров в час, иным транспортным средствам в случае движения вне населённых пунктов по дороге, имеющей в каждую сторону одну полосу для движения, дополнив главу 12 кодекса статьёй 12.11-1. Рассмотрев данный законопроект, комитет его концепцию не поддерживает по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 11.6 Правил дорожного движения Российской Федерации, утверждённых постановлением правительства, в случае если вне населённых пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 километров в час, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства, что указывает на конкретные действия, которые должен совершить водитель такого транспортного средства. При этом из формулировки пункта 11.6 правил следует, что обязанности предоставления указанными транспортными средствами преимущества в движении иным транспортным средствам в случае движения вне населённых пунктов по дороге, имеющей в каждую сторону одну полосу для движения, не предусмотрено. Таким образом, для установления ответственности отсутствует правовое основание. При этом следует отметить, что ранее комитетом, как докладчик нам сообщил, проектируемое положение было поддержано, однако проведённое изучение правоприменительной практики показывает, что без соответствующей корректировки пункта 11.6 правил, если исходить из дословного понимания его содержания в действующей редакции, обязанности, за невыполнение которой предлагается установить ответственность, не предусмотрено, то есть для установления ответственности требуется его корректировка. При этом считаем, что провести такую корректировку в рамках законодательной процедуры, предусмотренной Регламентом Государственной Думы, то есть в период между принятием законопроекта в первом чтении и принятием в целом, достаточно сложно. Полагаем возможным оказать помощь авторам данного законопроекта в случае возможного обсуждения вопроса об изменении Правил дорожного движения в указанной части соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации. Что касается предлагаемого усиления ответственности по статье 12.11 кодекса, то, учитывая незначительность действующих в настоящее время санкций, которые уже не могут обеспечить необходимых гарантий и соблюдения установленных регулирующим законодательством норм и правил, необходимость такого усиления является актуальной и не вызывает возражения. Вместе с тем следует иметь в виду, что на рассмотрении Государственной Думы находится принятый в первом чтении проект федерального закона № 226369-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", который носит комплексный характер и предусматривает, в частности, усиление ответственности по всем статьям главы 12 кодекса, в том числе и по статье 12.11. Представляется, что комплексная ревизия санкций по всем статьям в данной области регулирования, а не точечные изменения в отдельные статьи главы 12 кодекса позволит избежать диспропорции санкций за правонарушения, сопоставимые по степени общественного вреда. С учётом изложенного комитет рекомендует указанный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемый Владимир Александрович, когда фракция ЛДПР вносит законопроекты по автомобильной тематике, которые рассматриваются вашим комитетом, вы их регулярно отклоняете, ссылаясь на то, что данные нормы не указаны в Правилах дорожного движения, однако это обратный случай: в Правилах дорожного движения существует обязанность водителя тихоходного транспортного средства уступать дорогу, а ответственности за невыполнение этой обязанности у нас не существует. Два года ваш комитет просто морочил голову нашей фракции, издевался над нами, и сейчас, вместо того чтобы убрать ссылку на конфигурацию дороги, вы просто отклоняете по надуманным причинам, просто переписываете то, что написало правительство! (Аплодисменты. Шум в зале.) ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Ну, я, честно говоря, вопроса не услышал, но тем не менее я ещё раз могу вам зачитать мнение комитета. По-моему, заключение комитета и то, что я сегодня сообщил, предельно понятно и ясно: да, проблема есть, но без дополнительной проработки этот вопрос сейчас решить невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет больше вопросов, коллеги? Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вопрос был предельно конкретный: если отсутствуют нормы в административном кодексе, которые устанавливают ответственность за невыполнение пунктов Правил дорожного движения, то очевидно, что эти нормы должны появиться там. Мы и дали эту законодательную основу для того, чтобы эти нормы появились, но на самом деле рассмотрение этого законопроекта - это типичное издевательство одного из наших комитетов над оппозиционной фракцией в Государственной Думе. Объясняю почему. Данную инициативу мы внесли ещё в прошлом созыве, она лежала без движения, и на неё готовился, видимо, отрицательный отзыв, поскольку понятно авторство данной инициативы. Слава богу, в новом созыве появился депутат Лысаков, который посмотрел и сообщил в комитете, что это разумная инициатива и она требует поддержки: действительно есть обязанность у водителя уступать дорогу, если он едет на тихоходном транспортном средстве, давать приоритет, для того чтобы хвост сзади не создавать. Тогда нам сказали: хорошо, только вы отзовите свой законопроект, добавьте, что это в ненаселённых пунктах, и перевнесите его, - тем не менее не вернули нам в соответствии со 112-й статьёй, как это можно было сделать, а начали дальше мурыжить и мучить нас. Хорошо, мы сделали то, что нам сказали, запустили, прождали несколько месяцев, снова комитет рассмотрел, и наконец-то появилось положительное заключение комитета - ещё раз выражаю искреннюю благодарность депутату Лысакову, который продавил это решение и благодаря которому вынесли положительное заключение, - комитет вынес его на Совет Думы, но почему-то на Совете Думы, руководствуясь собственным решением, председатель комитета попросил отложить рассмотрение законопроекта на неопределённый срок, и этот неопределённый срок затянулся на полгода. Регулярно мы обращали внимание и председателя комитета, и членов комитета, что необходимо определиться с судьбой данного законопроекта - почему он оказался в таком подвешенном состоянии и какая у него перспектива, но пока мы жёстко не поставили вопрос на Совете Государственной Думы, он так и находился в подвешенном состоянии. В итоге комитет решил выйти из такого положения и пересмотрел своё решение, написав абсолютно надуманную мотивировочную часть относительно того, почему нужно данную законодательную инициативу отклонить, сославшись исключительно на то, что в Правилах дорожного движения не указано, на какой конкретно дороге необходимо соблюдать нормы правил относительно того, чтобы давать преимущество, в случае если водитель движется на тихоходе, - ну просто абсолютная безграмотность, абсолютная глупость! Так вот, мы говорим, что, если вам не нравится наше указание на конфигурацию дороги, давайте уберём - это элементарно можно сделать во втором чтении. Мы, наоборот, сделали ссылку на конфигурацию дороги, чтобы не было злоупотреблений, но если она вас смущает, во втором чтении ничто не мешает это исправить, но нет, вы этого просто не хотите, потому что понятно: это вносит фракция ЛДПР! Я надеюсь, что сегодня при голосовании хотя бы депутат Лысаков сохранит свою позицию, которую он озвучил на заседании комитета, и проголосует за. Обращаю внимание, что этими тихоходами активно пользуются сотрудники... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время: выступление от фракции. НИЛОВ Я. Е. ...активно пользуются сотрудники дорожной полиции. Например, в ненаселённые пункты запускается трактор, за ним выстраивается хвост, и этот трактор может долго-долго нервировать водителей, которые не имеют права обогнать в связи с наличием знака "Обгон запрещён" или наличием сплошной линии, потом, когда нервы сдают, они его быстро обгоняют, а впереди уже находится сотрудник дорожной полиции. Так вот буквально до недавнего времени в случае выезда на полосу встречного движения было стопроцентное лишение права управления транспортным средством, а сегодня, если выезд совершён в первый раз, - штраф 5 тысяч или лишение прав, во второй раз - однозначно лишение прав на срок до одного года. Сегодня, кстати, вы проголосуете в третьем чтении за законопроект, который увеличивает все штрафы, и самая главная бомба, которая заложена в этом законопроекте, - это то, что в любом случае, за что бы вас прав ни лишили, потребуется пересдача экзамена для получения водительского удостоверения. Замечу, что многие водители до сих пор не знают - и этим пользуются наши сотрудники полиции, - чем отличается медицинское освидетельствование от просто освидетельствования, что за отказ от просто освидетельствования нет никаких санкций и за это не могут изымать водительское удостоверение, однако это делается. И до сих пор наши водители уверены, что выезд на полосу встречного движения для поворота налево, для объезда препятствия или для разворота тоже влечёт лишение права управления транспортным средством, а сотрудник дорожной полиции, когда видит, что водитель не ориентируется в административном кодексе, не знает, какие санкции, какие штрафы полагаются за нарушение правил, тут же начинают вводить в заблуждение, пользуясь его юридической неграмотностью. Так вот после вашего сегодняшнего голосования (фракция ЛДПР не будет поддерживать законопроект о безопасности дорожного движения и об усилении штрафов, который уже был рассмотрен в третьем чтении) такие бедолаги-водители, которые уже пострадали из-за действий недобросовестных сотрудников полиции, вынуждены будут сначала ходить без водительского удостоверения, а потом ещё и идти пересдавать на права. Мы надеемся всё-таки на здравый смысл, мы надеемся на позицию депутата Лысакова, который представляет "Народный фронт" в Государственной Думе, я убеждён, что и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" нас тоже поддержит, и фракция КПРФ нас тоже поддержит исходя из логики здравого смысла, депутаты "Народного фронта" нас поддержат и законопроект будет принят, - давайте выразим свою гражданскую позицию и покажем, что не всегда надо ориентироваться на мнение правительства, особенно тогда, когда оно просто не аргументировано. А вот эти доводы, что мы не представили анализ правоприменительной практики, - это просто абсолютно чудовищное обоснование того, почему не нужно принимать нашу инициативу! Фракция ЛДПР обращается ко всем с просьбой поддержать. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, этот пример, на мой взгляд, очевидно доказывает, что двойные стандарты используются в аргументации и по одному вопросу, и по другому. Вот в этом простейшем вопросе, где абсолютно всё понятно и не требуется никакого анализа никакой правоприменительной практики, эта аргументация используется. Следом будет вопрос о реформе РАН - посмотрим, как там на такой же вопрос будут отвечать авторы: на вопрос, где анализ, где предварительное хотя бы обсуждение, согласование, скажут, что ничего не требуется. И голосовать будут без всяких вот этих придирок - и это очень печально. Получается, как в знаменитой песне Аллы Пугачёвой: папа, купивший автомобиль и севший за руль, даже велосипед обогнать не может. Почему? Да потому что нет воли правительства! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно же, поддержит эту здравую идею, но на душе остаётся какой-то печальный осадок. Коллеги, давайте хоть велосипеды-то обгонять, образно говоря! (Аплодисменты. Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, есть ли желание высказаться у представителей президента, правительства? Автор? Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Ну что, коллеги, в принципе исход примерно ясен. Вот сейчас коллега из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" говорил о двойных стандартах, вот почему-то у нас в России всё идёт как-то не так - ну, сами знаете как! Приведу такой пример. Где-то в 2000 году в полицейский участок в Техасе поступил звонок: "В нашем баре компания несовершеннолетних, кажется, выпивает", - а там это нельзя, запрещено. Полицейские приехали туда, смотрят - действительно выпивают, думают: надо подойти. Подходят - навстречу встают здоровые лбы, спрашивают: "Чего вам надо?" - "Мы полиция, позвонил бармен, сказал, что здесь пьют ребята". - "А, понятно". В общем, смысл в чём? Выяснилось, что в этой компании были две дочери Президента США Джорджа Буша, - помните такого? - которых полиция арестовала, привезла сначала в полицейский участок, потом в суд, а судья выписал им штраф и предписал в обязательном порядке прослушать сто шестьдесят часов, что ли, лекций о вреде пьянства и алкоголизма. Вот представьте то же самое у нас: да, есть закон, но как поступили бы у нас? Допустим, бармен: он не стал бы звонить, потому что его задача - спаивать население и обеспечивать прибыль, но если бы он вдруг проникся гражданской ответственностью и, как положено по закону, позвонил в полицию, то что бы ему там сказали? "Ты чего, ошибся? Ты куда звонишь? Ты знаешь, чем мы здесь занимаемся?! Мы к тебе сейчас налоговую пришлём или наших сотрудников, которые тебя проверят!" - вот так ему сказали бы в полиции. Они не выслали бы наряд, но если бы наряд вдруг приехал, то сотрудники, которые охраняют первых лиц государства и их семьи, что сказали бы? А вот что: "Вы чего, мусора, попутали рамсы?! Куда вы приехали?! Бегом отсюда, иначе через два часа вас всех с работы поувольняют и вашего начальника выкинут, как старого пса, без пенсии!" А если бы, например, они сказали: "Да, действительно, по закону имеете право - пожалуйста, приходите проверяйте", - то что было бы с ними? Да их выкинули бы моментально, и ФСО стала бы последним местом их работы, а скорее всего, они охраняли бы уже северных оленей где-нибудь далеко-далеко! А если бы судья принял решение о том, что надо таких дочек оштрафовать в соответствии с законом, то, наверное, он после этого объявлял бы приговор в зале суда не им, а себе или застрелился бы сразу же, понимаете?! Вот поэтому у нас в стране ничего не идёт - Госдума нужные законы не принимает, а те, которые принимает, у нас не работают. И сколько раз я об этом говорил, коллеги, но напрасно - видимо, многим очень хочется попасть и в другой раз в Думу, в следующую: кресла здесь очень удобные... Мы не можем ни одного закона самостоятельно принять, ни одного, коллеги, и это очень стыдно и очень плохо! (Аплодисменты. Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Комитет, нет желания выступить? Хорошо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в первом чтении. Включите режим голосования. (Шум в зале.) Извините, законопроект выносится на "час голосования".
37-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 04 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 97 чел. Не голосовало 353 чел.78,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 108
О проекте федерального закона № 73928-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение правил движения по автомагистрали).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, докладчик по 70-му вопросу просит перенести его рассмотрение на завтра. Нет возражений? Нет. Согласились, перенесли на завтра.
Заседание № 107
О проекте федерального закона № 73928-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение правил движения по автомагистрали).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
52-й вопрос. Я у коллег из ЛДПР спрашиваю: не будет Сергея Владимировича? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, коллеги, Сергей Владимирович у нас аккуратно ходит на заседания. Я предлагаю просто перенести рассмотрение законопроекта на следующее заседание и этим ограничиться.