Заседание № 275

06.02.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 738681-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части признания задолженности по жилищно-коммунальным платежам безнадёжной к взысканию).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2367 по 2852 из 4319
8-й вопрос, приоритетный законопроект фракции ЛДПР - проект федерального        
закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации".           
Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Фракцией ЛДПР подготовлен проект   
закона. С этой инициативой на встрече с избирателями к нам обратилась           
некоммерческая организация - смоленский центр защиты прав потребителей, и мы,   
депутаты фракции ЛДПР, совместно с сенатором от Смоленской области Леоновым     
Сергеем Дмитриевичем подготовили поправки в Жилищный кодекс и предлагаем        
внести новую статью, 155-1, "Признание задолженности по жилищно-коммунальным    
платежам безнадёжной к взысканию".                                              
                                                                                
В чём суть предлагаемого законопроекта? У граждан перед управляющими            
компаниями существует огромная задолженность. Срок давности по этой             
задолженности три года. После того как эти управляющие компании обращаются в    
суды, суды выносят решения и признают невозможность удержать с граждан либо     
полную сумму, либо определённую сумму. Но управляющие компании продолжают эти   
данные учитывать, выставляя платёжные документы, начислять пени, а это всё      
влияет в том числе и на меры социальной поддержки, на возможность получать      
субсидии.                                                                       
                                                                                
Мы предлагаем определить юридические основания, определить условия, при         
которых задолженность по жилищно-коммунальным платежам признаётся безнадёжной   
к взысканию. Тем самым мы даём возможность гражданам защищать свои права в      
суде, и, если истёк срок давности, у управляющих компаний уже не будет          
возможности начислять пени и как-либо ограничивать наших граждан в правах, в    
том числе, как я уже сказал, в праве на получение субсидии, используя пробел    
в существующем законодательстве.                                                
                                                                                
Просим от имени фракции ЛДПР поддержать данную инициативу, в связи с тем что    
эта проблема актуальна для всех регионов страны и касается в основном           
малоимущих слоёв населения. Просим поддержать.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
С содокладом от Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному           
хозяйству выступает Михаил Анатольевич Чернышёв.                                
                                                                                
ЧЕРНЫШЁВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается         
установить, что в случае вынесения судом акта, который констатирует истечение   
сроков исковой давности для взыскания с граждан задолженности по                
жилищно-коммунальным услугам, такая задолженность признаётся безнадёжной и не   
подлежит взысканию.                                                             
                                                                                
Комитет очень внимательно рассмотрел данный законопроект и отмечает             
следующее. Статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено,   
что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, при этом   
согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и   
организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение   
и коммунальные услуги. Наличие задолженности как таковой не может               
рассматриваться как нарушение или ущемление имущественных или жилищных прав     
граждан, если такая задолженность является обоснованной и подтверждённой.       
                                                                                
Согласно пункту 69 постановления правительства № 354 в платёжном документе      
отдельно указывается размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных    
услуг и отдельно - сведения о размере задолженности потребителя за предыдущие   
расчётные периоды. Действующим законодательством не предусмотрено возможности   
включения в размер платы за предоставленные коммунальные услуги размера         
задолженности по ним. Более того, статьи 156, 157 Жилищного кодекса дают        
механизм защиты собственников или нанимателей помещений от нарушений при        
расчётах платы за жилищно-коммунальные услуги, если она рассчитана              
неправильно. По этим статьям привлекаются к ответственности и управляющие       
компании, вплоть до назначения штрафа в размере 50 процентов суммы превышения   
за неправильно установленные платежи.                                           
                                                                                
Стоит отметить, что, как показывает практика, отдельные граждане не             
оплачивают счета за коммунальные услуги не потому, что столкнулись с            
финансовыми трудностями, а просто потому, что не хотят платить. В               
законопроекте в данном вопросе не проводится никаких разграничений и            
предлагается, по сути, прощать долги всем подряд, вне зависимости от причин     
возникновения задолженности. Представляется, что подобная новелла не отвечает   
принципам справедливости, а её принятие может привести к увеличению случаев     
злоупотребления со стороны собственников и нанимателей жилых помещений.         
                                                                                
Также следует отметить, что общие вопросы исполнения и прекращения              
гражданско-правовых обязательств не относятся к предмету регулирования          
Жилищного кодекса.                                                              
                                                                                
Как верно отмечено авторами законопроекта в пояснительной записке, в            
соответствии с действующим гражданским законодательством истечение срока        
исковой давности не является основанием для прекращения обязательств. И это     
соотносится в том числе с позицией Конституционного Суда, согласно которой      
институт исковой давности в гражданском праве имеет целью упорядочить           
гражданский оборот, дисциплинировать участников гражданских правоотношений,     
но никоим образом не освободить одну из сторон от исполнения обязательств.      
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по жилищной политике и        
жилищно-коммунальному хозяйству рекомендует Государственной Думе отклонить      
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Анатольевич.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Андрейченко Андрей Валерьевич.                                                  
                                                                                
АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Михаил Анатольевич, ваша речь была построена на аналогиях с другим              
законодательством, с перекрёстными законопроектами, и вот мне хотелось бы       
спросить: а не усматриваете ли вы здесь и другую аналогию? Сейчас мы            
рассматриваем очень большой блок вопросов по банкротству, и там как раз         
сейчас мы рассматриваем, в новых законопроектах, внесудебный порядок и          
стремимся к реабилитации тех, кто не может свои долги выплачивать, с тем        
чтобы их жизнь и жизнь их близких, по сути, на этом долге не заканчивалась.     
Вот хотелось бы спросить: как быть с тем, что сейчас в принципе у нас так или   
иначе складывается законодательный тренд здесь, в Государственной Думе, и       
практически все партии его поддерживают, вот по банкротству как раз такой,      
который и задаётся сейчас нашим законопроектом - законопроектом фракции ЛДПР,   
чтобы всё-таки реабилитировать человека и чтобы он смог встать на ноги через    
определённое время?                                                             
                                                                                
ЧЕРНЫШЁВ М. А. Андрей Валерьевич, это, наверное, справедливо, когда вы          
говорите о процессе банкротства: там действительно эта процедура                
предусмотрена, там не должно быть никаких вопросов по реализации именно той     
идеи, которая заложена в законопроекте; это с одной стороны. С другой           
стороны, если в этом законопроекте не указана конкретно та категория людей,     
которые не платят, и непонятно, по каким причинам, то, конечно, на мой взгляд   
и на взгляд комитета, очень сложно принимать такие решения. Если человек не     
может получить жилищную субсидию, то, наверное, надо посмотреть то              
законодательство, которое и определяет порядок получения человеком жилищной     
субсидии, и именно туда внести изменения, чтобы человек мог получить эту        
жилищную субсидию, если сложились какие-то, будем говорить, такие               
обстоятельства, в том числе, как вы говорите, личное банкротство.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю. У меня вопрос к докладчику.                           
                                                                                
Уважаемый Ярослав Евгеньевич, как видно из вашей законодательной инициативы,    
она полностью основана на судебной практике. В связи с этим уточните, что       
показывает судебная практика, да и в целом правоприменительная практика,        
особенно в части взыскания задолженности по услугам ЖКХ, в тех случаях, когда   
суды применяют сроки исковой давности, а именно: скольким лицам удалось         
уменьшить задолженность и на какую сумму за счёт исчисления сроков исковой      
давности? Замечу при этом, что в пояснительной записке при обосновании          
законодательной инициативы вами достаточно подробно и логично показаны все      
цифры, но на этот вопрос я ответа не получил.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярославу Евгеньевичу Нилову включите микрофон.            
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Чтобы не задерживать процесс рассмотрения вопроса приведением       
цифр, процентов, количества рассмотренных дел, статистики по годам, мы это      
всё в рабочем порядке готовы вам предоставить, так как разработчики             
законопроекта - смоленская общественная организация, центр защиты прав          
потребителей, я ещё раз напоминаю, - именно с этими документами пришли к нам    
на приём в Смоленске и попросили внести такую инициативу. В пояснительной       
записке изложены сама суть и подтверждающие доводы, почему мы считаем, что      
это должно стать нормами права, а в рабочем порядке мы готовы поделиться        
данными, если они вам действительно нужны.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гладких Борис Михайлович.                                                       
                                                                                
ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Ярослав Евгеньевич, если судить по дате внесения, она совпадает с     
датой начала полномочий нового муниципального собрания в Советской Гавани,      
где есть ваши коллеги по партии, которые, судя по информации местных изданий,   
имеют достаточно серьёзные долги за жилищно-коммунальные услуги, в сумме по     
200 тысяч, и, судя по всему, не платили, не платят и платить не собираются.     
Вот как вы считаете, депутат муниципального собрания вообще может такое         
говорить открыто?                                                               
                                                                                
И второе. Как вы прокомментируете момент, связанный с тем, что потом долги-то   
- недоремонты, ОДН (то, что является сегодня СОИ) - всё равно так или иначе     
лягут на плечи остальных жителей многоквартирных домов? За что вы решили их     
так дополнительно обременить долгами, в том числе на суммы, есть примеры, по    
200 тысяч?                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон.                        
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Борис Михайлович, честно говоря, не понимаю, о ком вы     
говорите, в Смоленске подобную информацию до меня никто не доводил - если у     
вас есть какая-либо информация, можете довести. О какой гавани вы говорите и    
какое отношение это имеет к рассматриваемому проекту закона, я тоже не          
понимаю.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.                         
                                                                                
ШЕИН О. В. Михаилу Анатольевичу три коротких вопроса, совсем лаконичных.        
Первый: храните ли вы квитанции по ЖКХ за 1995 год? Второй: являетесь ли вы     
получателем мер социальной поддержки от государства? И третий: как вы           
относитесь к "регуляторной гильотине"?                                          
                                                                                
ЧЕРНЫШЁВ М. А. За 1995 год квитанций нет, хотя за последние три года у меня     
есть квитанции. Конечно, с учётом материального положения не пользуемся         
льготами, объективно. Ну и к "регуляторной гильотине", если правильно           
отсекать и отсекать то, что нужно, отношусь позитивно, конечно.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Анатольевич, присаживайтесь.              
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Запишитесь на выступление по ведению. Хорошо,             
договорились.                                                                   
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, наверное, самый первый вопрос, который всем      
нам задают на всех встречах, - это, конечно же, вопрос, связанный с ЖКХ. И мы   
с вами понимаем, почему такая проблема возникает, - потому что тарифы на        
услуги ЖКХ растут ежегодно и они необоснованно высокие. Поэтому, дорогие        
друзья, давайте скажем честно: вы говорите, что у людей накапливаются долги     
по ЖКХ только потому, что они с жиру бесятся и платить не хотят, - ну, это не   
так. Люди в первую очередь оплачивают услуги ЖКХ, потому что никто не хочет     
иметь проблемы с отключением газа, воды или электричества, и самыми             
дисциплинированными в этом плане, конечно же, являются наши пенсионеры, но      
даже они порой попадают в тяжёлую жизненную ситуацию. Ко мне уже не первый      
год приходит на приём в Тамбовской области одна женщина, и я пытаюсь ей         
помочь не только материально, но и направляя запросы. Честно скажу, это         
просто загнанные, забитые люди с серо-зелёным лицом, потому что те долги        
микрофинансовым организациям, которые накопились, не позволяют оплачивать       
своевременно долги по ЖКХ, а когда у человека долги по ЖКХ, он лишается всех    
соответствующих льгот и субсидий, и с него ещё больше начинают брать. То есть   
этот снежный ком бесконечен, и эти люди, по сути дела, из жизни уходят раньше   
только потому, что законодатель не может отрегулировать ряд вопросов. Если мы   
с вами хотим, чтобы не было долгов по оплате услуг ЖКХ, давайте возьмём под     
контроль государства всю систему ЖКХ в Российской Федерации и будем             
регулировать эти цены. Но это никогда не будет сделано в нашей стране, пока     
мы не наведём порядок в законодательстве, согласно которому нашими              
энергоресурсами на свободном рынке могут торговать иностранные компании, - я    
уже приводил пример по одному региону, где одна компания просто является        
посредником. И если в этом плане заинтересованные коммерческие структуры        
лоббируют свои вопросы и всячески объясняют, почему повышаются тарифы, так      
давайте мы с вами будем лоббировать интересы наших граждан.                     
                                                                                
Если человек действительно попал в трудную жизненную ситуацию и если более      
трёх лет прошло со вступления в силу решения суда, то долги по оплате услуг     
ЖКХ надо списывать. А чтобы долги по оплате услуг ЖКХ не накапливались, ну,     
наверное, нужно тарифы делать гораздо меньше, особенно в стране, которая        
экспортирует электроэнергию, газ и нефть. Сегодня пенсионер в городе Липецке    
с 9 тысяч рублей платит за отопление около 4 тысяч рублей в месяц, и это        
происходит на протяжении семи месяцев в году - ну что вы хотите, на какие       
деньги он будет жить? А в Рязанской области тарифы по капитальному ремонту      
увеличились в 2 раза!                                                           
                                                                                
Тарифы на услуги ЖКХ постоянно растут, и поэтому у людей накапливаются эти      
долги. Если не можем заморозить тарифы на услуги ЖКХ либо не хотим, то          
давайте тогда будем поддерживать хотя бы тех людей, для кого срок исковой       
давности истёк, надо эти задолженности по ЖКХ с таких граждан списывать.        
                                                                                
Фракция ЛДПР предлагает поддержать нашу законодательную инициативу в            
интересах наших граждан.                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрейченко Андрей Валерьевич.                                                  
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Спасибо.                                                      
                                                                                
Поддержу соратника: не только в Липецкой области, но также на Дальнем Востоке   
люди платят за услуги ЖКХ 5-6 тысяч, при этом они не обладают большими          
квартирами, не имеют больших доходов, те же пенсионеры получают 12,5 тысячи -   
половину отдают за услуги ЖКХ. И конечно, всё-таки надо понимать, что те же     
самые пенсионеры всегда платят за услуги ЖКХ, то есть платят в первую           
очередь, уже потом покупают лекарства и продукты, и все так в принципе          
делают.                                                                         
                                                                                
Говорят о том, что есть разные категории, - но это же не вопрос первого         
чтения, мы, как законодатели, должны это понимать. Это можно регулировать во    
втором чтении поправками (если говорить о категориях), это можно регулировать   
нормативно-правовой базой, которая обычно к третьему чтению поступает.          
Всё-таки первое чтение - это концепция, а что касается концепции - вот          
правильно обсуждают, - всё-таки население страны беднеет, и беднеет часто       
из-за ЖКХ. По сути, субсидии и все льготы часто получают только те люди,        
которые не имеют долгов. Таким образом, человеку - тому же пенсионеру,          
кому-то из льготной категории - нужно оплатить всё-всё-всё, чтобы потом         
получить субсидии, а если человек не может, например, оплатить, он лишается     
субсидии и дальше загоняется, так скажем, в бедность. Таким людям, конечно,     
надо помогать, государство где-то на этом экономит, кому-то субсидии сейчас     
недоплачиваются, но это же неправильно.                                         
                                                                                
Можно поднять статистику, показать, сколько людей беднеет именно из-за того,    
что не могут что-то оплатить, потому что у них просто не хватает денег, а не    
потому, что они тунеядцы. У нас столько работающих людей, которые работают и    
при этом находятся за чертой бедности! Мы же помним данные: 20 миллионов -      
завели ребёнка, делают всё правильно, семья развивается, но тоже, так           
сказать, вваливается из-за этого в бедность, есть такая статистика.             
                                                                                
Людям нужно помогать, тем более что люди один на один оказываются с             
управляющими компаниями с толпой юристов, с абсолютно непрозрачными             
монополистами, часто с иностранными компаниями, действующими на этом рынке,     
как здесь уже говорили. Мы должны быть в данном случае на стороне людей, и      
именно на это направлена приоритетная инициатива фракции ЛДПР.                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Качкаев Павел Рюрикович - от фракции выступление.                               
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну вот предыдущие ораторы           
говорили о ЖКХ в целом, о том, как плохо, долги накапливаются, о субсидиях,     
но ведь это отношения к теме сегодняшнего законопроекта не имеет. Мы же         
говорим сейчас о взыскании задолженности, понимаете? И Михаил Анатольевич       
совершенно правильно сказал, что взыскание задолженности, даже судом, и         
включение этой задолженности в наши с вами платёжки урегулировано 156-й         
статьёй, там есть три части - 11, 12 и 13-я, где чётко написано, что если       
управляющая компания неправильно выписывает платёж, то она подвергается         
штрафу в размере 50 процентов от этой ошибки, - от ошибки! То есть те люди,     
которые погасили взыскиваемые судом задолженности, имеют право ещё получить     
вот эту компенсацию в размере 50 процентов.                                     
                                                                                
Речь ведь идёт сегодня о том, что проблема не только в этом. Списать            
задолженность сегодня можно, и списывают её, но ведь эта задолженность          
списывается только управляющей компанией, управляющей организацией, а           
сквозное списание задолженности у управляющей организации, у                    
ресурсоснабжающей организации никто не производит, и поэтому в отчётах          
сегодня из 1,3 триллиона рублей 800 миллиардов - это задолженность наших        
управляющих организаций и наша, собственников, которая в большей степени, ну,   
грубо говоря, липовая. Вот сквозного списания не происходит, и поэтому всё      
это, как снежный ком, накапливается. Хотя на сегодня, справедливости ради       
надо сказать, у нас порядка 96 процентов составляет собираемость по оплате      
жилищно-коммунальных услуг, и она из года в год растёт, она не падает. А мы     
помним прекрасно, что ещё в 2011 году мы собирали менее 90 процентов оплаты     
жилищно-коммунальных услуг.                                                     
                                                                                
Уж если говорить о внесении таких изменений в Жилищный кодекс, то надо          
вносить изменения и в Жилищный, и в Гражданский кодексы, чтобы вот эта          
задолженность, которую невозможно взыскать, или безнадёжная задолженность,      
списывалась по всей цепочке: собственник - управляющая организация -            
ресурсоснабжающая организация. А вот в данной редакции этот законопроект, ну,   
не решит окончательно проблему, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет против    
голосовать.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеин Олег Васильевич - выступление от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".            
                                                                                
ШЕИН О. В. У нас подмена понятий происходит. Речь идёт не о том, что в данном   
законопроекте предлагается поддержать неплательщиков. Речь идёт о том, что в    
данном законопроекте предлагается поддержать добросовестных плательщиков,       
защитить их от всякого рода махинаций со стороны в первую очередь               
ресурсоснабжающих компаний.                                                     
                                                                                
О чём разговор? Если речь идёт о платежах за пределами трёхлетних сроков        
исковой давности, всякие энергетические монополисты, водопроводные              
монополисты, тепловые монополисты, ну и управляющие компании заодно не могут    
эту просроченную задолженность требовать. Почему? Ну, если они будут            
требовать её по суду, понятно, суд им скажет: ребята, идите отсюда, вы          
упустили сроки, ваши юристы ели хлеб ни за что, и поэтому мы вам откажем в      
том, чтобы взыскать с людей задолженность за очень старые, какие-то древние     
годы. Проблема в другом - проблема в том, что в данном случае страдают вполне   
добросовестные люди, которые являются добросовестными плательщиками, но не      
хранят квитанции по ЖКХ за нулевые годы, за десятые годы по одной простой       
причине: потому что все знают, что есть трёхлетние сроки исковой давности. Я    
не просто так спросил содокладчика от комитета, который выступал против         
данного законопроекта, за какой период он хранит свои квитанции, - он сказал,   
что за три года. Я не просто так спросил содокладчика, является ли он           
получателем мер социальной поддержки (ну, не знаю, как ветеран труда, как       
малообеспеченный человек), - он сказал, что нет, не является. Поэтому он        
понять проблемы этих людей и не может.                                          
                                                                                
У человека проблема очень простая: он идёт за субсидией, идёт за льготой, а     
коммунальная компания ему говорит, мол, дорогой товарищ, принеси, пожалуйста,   
квитанцию за 1995 год, а лучше за 1913 год, что ты заплатил за                  
электроэнергию, а если ты её нам не принесёшь, то ты не пройдёшь сверку по      
оплате твоих долгов по ЖКХ, потому что в нашем балансе ты числишься             
неплательщиком за этот период, поэтому мы напишем в местное министерство        
соцзащиты, что есть должник, и ты не получишь ни ежемесячную льготу, ни         
субсидию, и поэтому либо ты нам вот за те древние годы, по которым мы по суду   
деньги не возьмём, оплатишь, либо мы тебя накажем на многие тысячи рублей за    
то, что ты не хранил квитанции за весь период своей жизни и жизни твоих         
предшественников. Вот что происходит! А нам здесь начинают рассказывать, что    
данным законопроектом предлагается некая забота о неплательщиках, - нет!        
Данным законопроектом предлагается "забота" о добросовестных плательщиках,      
которые честно платят за весь период, но которые совершенно не обязаны          
хранить бумажки за давно прошедшие годы.                                        
                                                                                
Кстати, следующая вещь, о которой надо говорить, - это то, почему компании      
хранят и предъявляют эти претензии, не списывают со своего баланса вот эти      
древние долги. Ну, прежде всего, есть очень простая причина. Вот у меня был     
случай с астраханским межрегионгазом. Они перебаламутили весь город, прислали   
бумаги за последние пять лет с предложением людям сделать сверку. Народ         
пришёл - я поднимался в их офис по лестницам, на которых часами сидели бедные   
люди, на этих ступеньках. Я вошёл в кабинет на третьем этаже и спросил:         
"Зачем вы это делаете?" На что мне было сказано: "Олег Васильевич, мы,          
конечно, понимаем, что по суду деньги не возьмём, но вдруг кто-нибудь придёт    
и заплатит?" Это первая манипулятивная вещь, которая происходит.                
                                                                                
А вторая вещь предельно простая: крупные корпорации тем самым формируют         
несуществующую, фальшивую сумму своих активов, потому что если не списывать     
просроченные долги, то как бы есть некая дебиторская задолженность перед        
ними. Это дебиторка за 2010 год - взять они её не смогут, но они ею             
жонглируют, они показывают её в банках, демонстрируя, что у них есть некие      
активы (которых на самом деле нет!), и шантажируют с её помощью местных         
губернаторов, заявляя, мол, ваше население нам должно эти миллиарды рублей,     
поэтому мы не будем осуществлять здесь газификацию, не будем реализовывать      
здесь какие-то инфраструктурные проекты: извольте поднапрячь ваше население     
по просроченным долгам, с тем чтобы оно эти деньги нам, межрегионгазу (или      
какой-нибудь ещё корпорации), взяло и заплатило.                                
                                                                                
То есть в интересах кучки компаний, которые не умеют работать, чьи юристы       
даром едят хлеб, которые не в состоянии бороться с текущей задолженностью и     
не хотят этого делать, в стране, где люди платят добросовестно, где 95          
процентов людей платят месяц в месяц или по крайней мере в текущем режиме и     
формате, о чём сказал официальный содокладчик от комитета, в этой стране в      
интересах кучки корпораций миллионы людей заставляют мучиться. Какие это        
имеет последствия? Ну, например, у нас 20 миллионов человек находятся за        
чертой бедности, у людей нет денег реально на хлеб, и, казалось бы, эти 20      
миллионов должны быть получателями мер соцподдержки по коммунальным услугам,    
казалось бы, это очевидно, но ничего подобного - по коммунальным услугам        
поддержку государства имеют 3 миллиона человек, а остальные 17 миллионов не в   
состоянии протиснуться, не укладываются в прокрустово ложе бесконечных          
требований, бумажек, циркуляров: принесите и докажите!                          
                                                                                
Вот с этой трибуны нам постоянно говорят по поводу "регуляторной гильотины" в   
отношении бизнеса: давайте мы бизнес освободим от "регуляторной гильотины",     
давайте мы не будем прибегать к "регуляторной гильотине", то есть к             
государственным нормативам, которые мешают развиваться частному капиталу. Но    
при этом в отношении работающего класса вовсю эта "регуляторная гильотина"      
применяется, и только по коммунальным субсидиям 85 процентов людей, имеющих     
очевидное право получить меры соцподдержки от государства, этого права          
лишены, в том числе за счёт этих мошеннических трюков: а сделайте нам и         
принесите бумаги за 2010 год или за 1964 год о том, что вы заплатили нам,       
нашим предшественникам, за электроэнергию.                                      
                                                                                
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" реально борется против этого безобразия. Полтора года     
назад в этом зале после года дискуссий прошёл лично мой законопроект о том,     
что с 1 января 2021 года при получении коммунальных субсидий будет работать     
только один фактор - наличие задолженности, подтверждённой судебным решением.   
Мы год за это боролись, и то уважаемая "ЕДИНАЯ РОССИЯ" ввела отлагательный      
период, чтобы народ ещё помучился некоторое время, - только с 1 января 2021     
года вступит в действие наш правильный закон, правильность которого оценена в   
том числе и президентом Путиным, который его подписал. Но применительно к       
льготам вся эта история сохраняется, и миллионы льготников не увидят этих       
своих льгот, потому что кому-то очень хочется помочь крупным частным            
корпорациям, чтобы те могли и далее изгаляться над обычным населением и         
требовать сверки по долгам давно минувших лет, за пределами любых сроков        
исковой давности.                                                               
                                                                                
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" категорически поддерживает данный законопроект. Мы его    
приветствуем, он целиком соответствует тому, за что мы выступали ранее. И       
конечно, законопроект о списании долгов за пределами трёхлетних сроков          
исковой давности по услугам ЖКХ стране необходим.                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово? Ярослав Евгеньевич не будет выступать, Михаил             
Анатольевич тоже не будет. Коллеги, обсуждение завершено.                       
                                                                                
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в        
Жилищный кодекс Российской Федерации".                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за               95 чел.21,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     95 чел.                                          
Не голосовало                 355 чел.78,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.