Заседание № 270
21.01.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 736689-7 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, пострадавших в период Великой Отечественной войны" (внесён депутатами Государственной Думы С. М. Мироновым, О. Н. Епифановой, М. В. Емельяновым, В. К. Гартунгом, О. А. Ниловым, Е. Г. Драпеко, Г. З. Омаровым, Ф. С. Тумусовым, О. А. Николаевым, А. В. Чепой, И. А. Ананских, А. А. Ремезковым, В. Г. Газзаевым, А. В. Терентьевым, А. Н. Грешневиковым, В. В. Белоусовым, С. И. Крючеком, Д. А. Иониным, О. В. Шеиным, Н. И. Рыжаком).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5191 по 6181 из 6444
Коллеги, переходим к 32-му вопросу. Под пунктом 32 у нас два альтернативных законопроекта. По пункту 32.1 - о проекте федерального закона "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, пострадавших в период Великой Отечественной войны" - с докладом выступит Олег Анатольевич Нилов. Это приоритетный законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Не могу уже посчитать, в который раз мы выступаем с подобной инициативой, - с законопроектом о детях войны. Считаю, что в этот знаменательный год - год Победы - необходимо придать статус категории наших граждан, которые, может быть, и не воевали, но точно претерпели неисчислимые страдания от голода, холода, бомбёжек, самое главное - от потери близких, самых родных. У большинства детей войны не вернулись с войны родные, близкие, некоторые остались просто сиротами. Категория этих граждан в нашем законопроекте определяется так: дети, которым на момент окончания войны не исполнилось 18 лет, то есть сегодня это граждане России в возрасте от 76 до 93 лет. Что мы предлагаем? Мы предлагаем зафиксировать эту категорию, действительно придать статус. Да, самые мизерные (какие только можно сегодня, под давлением именно прежнего правительства) льготы и доплаты предусмотрены в нашем законопроекте - меньше уже невозможно, иначе это будет просто удостоверение, какая-то книжка, значок, и только. Итак, что мы предлагаем в качестве доплаты? Одну тысячу рублей в месяц детям войны. Как правило, этих денег сегодня не хватает на самые важные лекарства - тут не идёт речь о масле, бутерброде с икрой или о чём-то другом, это деньги на лекарства. Ещё раз говорю, что это очень пожилые, действительно больные, израненные люди. Конечно же, мы предлагаем внеочередное оказание медицинской помощи. Да, у нас бесплатная медицина, но, как показывает опыт, даже таким пожилым людям не всегда удаётся сразу получить какую-то помощь, тем более провести операцию, даже жизненно важную. Поэтому очень значимо для них внеочередное медицинское обслуживание, внеочередное получение лекарств, услуг, операций. И конечно, нужны небольшие какие-то льготы по оплате коммунальных услуг. Это очень дисциплинированные граждане: получая небольшую пенсию, они в первую очередь оплачивают коммунальные услуги, капитальный ремонт, покупают дрова, уголь. В этой части мы и предлагаем предоставить льготу в размере 25 процентов и оплачивать топливо, если нет центрального отопления. Также в этом же законопроекте мы предлагаем поддержать тружеников тыла. Тружениками тыла мы предлагаем считать граждан, которые не менее шести месяцев работали в тылу, на неоккупированных территориях, или получили медаль за самоотверженный труд. Для этой категории граждан, для тружеников тыла, мы предлагаем определить также ежемесячную выплату в размере 3790 рублей, установить те же самые льготы, которые были перечислены для детей войны, - компенсацию 25 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, оплату топлива и компенсацию 25 процентов расходов на капитальный ремонт, также внеочередное оказание медицинской помощи и медицинских услуг. Вот всё, уважаемые коллеги. Не буду тратить время, готов ответить на ваши вопросы, предложения. Одно лишь скажу: сегодня, в отличие от прошлых лет, - а истории рассмотрения этого законопроекта, ну, наверное, уже лет десять - есть необходимые деньги и есть замечательный повод. Самое печальное, что количество этих граждан с каждым годом катастрофически уменьшается, поэтому, когда мы, может быть, в следующий раз, через раз наконец добьёмся вашего согласия, положительного заключения правительства, может статься, практически некому будет оказывать эту помощь или делать ежемесячные выплаты. Очень вас прошу поддержать этот законопроект, архиважный не только и не столько в материальном смысле - это дань уважения всем, кто пережил эту войну. Всем, кто воевал, замечательная поддержка будет оказана, а всем, кто не попал на фронт, был в тылу, трудился, всем, кто страдал, особенно в детском возрасте, вот такую минимальную, ещё раз говорю, поддержку предлагаем оказать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. По пункту 32.2 - о проекте федерального закона "О детях войны" - с докладом выступит Николай Васильевич Арефьев. Это приоритетный законопроект фракции КПРФ. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, вот в этом зале на прошлой неделе мы принимали закон о присвоении городам звания "Город воинской славы". Ну а кто создавал эти города трудовой славы? Вот как раз эти дети войны, о которых сегодня идёт речь. Кто такие дети войны? А это люди, которые во время войны были в детском возрасте, в нетрудоспособном возрасте, и вот на их долю не досталось детства, но зато досталось много работы. Это они стояли на снарядных ящиках и точили патроны, гильзы. Это они шли за лошадьми и пахали пашню, чтобы накормить фронт. Это они потом, уже повзрослевшие, после войны, комсомольцами ехали на ударные комсомольские стройки, осваивали целину, Сибирь, атом, космос. Юрий Гагарин как раз относится к поколению детей войны, и он самый первый человек, который побывал в космосе. Что сделали дети войны? Да вот посмотрите статистику: сегодня только 8 процентов нефти добывается из новых скважин, а 92 процента добывают из скважин, которые пробурили дети войны. А что им досталось от этой нефти? А шиш с маслом - ничего не досталось! Вот они сегодня получают пенсию минимальную - и всё! Они попали между участниками войны и тружениками тыла по возрасту и не имеют никаких льгот. Половина пенсии уходит на жилищно-коммунальные услуги, половина - на лекарства, а на еду и одежду уже нет, потому что наша пенсия сегодня, ну, такая великая, что её не хватает ни на что. Если бы они только мало получали, но ведь вот в этом зале принимаются законы, которые ещё облагают их такими платежами, от которых взвоешь, даже если ты состоятельный человек. Мы же в последние годы ОДН придумали, плату за общедомовые нужды, - кто это платит? Мы ни ветеранов, ни детей войны не освободили от этих платежей. Кто придумал за капитальный ремонт платить? Ведь дети войны этот капитальный ремонт не увидят, не доживут до него, потому что самому молодому ребёнку войны сегодня 75 лет, а самому старшему - 92 года. Они не увидят этого капитального ремонта, но ведь платить приходится, и они платят. Мы здесь приняли такой половинчатый закон, что можно освободить 80-летних и 70-летних, но это если примут законы в регионах, а в регионах денег нет, там дефицит огромный - и всё, и никто эти законы не принял, а дети войны как платили, так и платят. Вот Олег Анатольевич сказал, что он не помнит уже, сколько проектов законов они вносили, - а я посчитал: мы внесли восьмой законопроект, который вот сейчас разбираем, восьмой. Надо принимать! Вот недавно было заслушано послание президента - послание президента было насыщено как раз заботой о том, что надо сокращать бедность. А разве пенсия в размере 13-14 тысяч - это не бедность? А разве 6-7 тысяч - это не бедность? Можно жить на эти деньги? Нельзя. Ну тогда надо принимать вот этот закон, хотя мы тут денег даже не обещаем. Мы предлагаем в нашем законопроекте не давать ничего детям войны, но освободить их от уплаты взносов на капитальный ремонт, ведь они его не дождутся, это совершенно ясное и необходимое требование, ну не дождутся они этого капитального ремонта - зачем за него платить? У государства достаточно денег, чтобы вместо них направить средства, если уж это так нужно, в фонд капитального ремонта. Мы предлагаем сделать для детей войны бесплатную медицинскую помощь - в соответствии с Конституцией, где указано, что в государственных и муниципальных медицинских учреждениях лечение проводится бесплатно. В отзыве правительства написали, что федеральными законами установлены достаточные нормативы для лечения, - но кто сказал, что федеральные законы выше Конституции? У нас в Конституции написано: бесплатно - ну так и давайте предоставлять бесплатно! Почему ссылаются на какие-то законы, которые ниже и не могут противоречить Конституции? Это требование справедливое? Справедливое. Необходимое? Необходимое. Ну что тут говорить... Нам, как всегда, говорят: денег нет. Вот только сегодня я смотрел данные Пенсионного фонда: в прошлом году на пенсию вышло меньше на 355 тысяч человек. Это благодаря тому, что повысили пенсионный возраст. Вот вам деньги! Кроме того, в связи с тем, что ежегодно умирают участники войны, труженики тыла, деньги экономятся. Речь же идёт о детях войны - это дети тружеников тыла и дети участников войны. Давайте деньги, уже сэкономленные на вымирающем поколении, отдадим детям войны, пусть они ими пользуются, ведь им жить осталось пять-десять лет. Давайте отдадим! Почему не хотим? Каждый раз приходится убеждать, но фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всё-таки голосует против. Ведь вы поймите, вы, члены партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", что речь идёт о ваших родителях. Я понимаю, что депутат на свою зарплату может содержать и родителей тоже, но не у всех родственники - депутаты. Когда ребёнок войны живёт на 7-8 тысяч рублей, то это позор для нашей нации! Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. С содокладом по этим двум законопроектам от Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов выступит Владимир Иванович Мельник. Пожалуйста. МЕЛЬНИК В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Как уже было сказано, тему, предложенную авторами законопроектов, мы уже не один раз обсуждали. Все законопроекты по этой теме были отклонены. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов ещё раз отмечает, что объединить одним статусом граждан, которые жили в совершенно разных условиях, не представляется возможным. Положения рассматриваемых нами законопроектов также несправедливы в отношении людей, которые не попадают во временные рамки, указанные в законопроектах, но жили в то же время и в тех же условиях. В законопроекте, внесённом депутатами фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", предлагается лицам, имеющим статус детей Великой Отечественной войны, предоставлять ежемесячную денежную выплату в размере тысячи рублей независимо от права на ЕДВ по другим федеральным законам и нормативным правовым актам. Комитет отмечает, что в действующем законодательстве о социальной защите и социальном обеспечении различных категорий граждан закреплено универсальное правило: при наличии у гражданина одновременно права на одну и ту же выплату, льготу, гарантию по различным основаниям и по различным нормативным правовым актам применяется только одно основание. Дополнительные меры социальной поддержки тружеников тыла, предусмотренные в законопроекте, не согласуются со статьёй 20 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах", в соответствии с которой меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны из числа вышеуказанных лиц определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. По сути, законопроект относит предоставление указанных льгот к полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения, передаваемым для исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом законопроект не содержит положений, которые должны быть в обязательном порядке включены в федеральные законы, предусматривающие такую передачу. В законопроекте, внесённом депутатами фракции КПРФ, предусматривается установить право данной категории граждан на систему мер социальной поддержки, которая включает в себя в том числе и предоставление права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях и организациях здравоохранения. Положение законопроекта о предоставлении права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях и организациях здравоохранения представляется излишним, поскольку согласно статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Норма об освобождении указанных граждан от уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме противоречит статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей форму предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов. Необходимо также учитывать, что в соответствии со статьёй 263-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" данные органы наделены всеми полномочиями для предоставления гражданам дополнительных мер социальной поддержки, не предусмотренных федеральным законодательством. Правительство Российской Федерации законопроекты не поддерживает. Комитет Совета Федерации по социальной политике также не поддерживает законопроекты. Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов данные законопроекты рекомендует Государственной Думе отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Андрейченко Андрей Валерьевич. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. Владимир Иванович, вопросы содокладчику, вам. Фракция ЛДПР тоже неоднократно вносила подобные законопроекты, инициативы были различные: о бесплатном проезде, о присвоении статуса. Сейчас, как мы знаем, какие-то регионы могут себе это позволить, какие-то не могут. В чём заключается мой вопрос? Главные контраргументы связаны с тем, что нам предстоят и, дескать, чему-то противоречат некие законодательные изменения. Так ведь мы же как раз и есть Государственная Дума, мы и можем изменения в законы внести. Как я понимаю, корреспондирующие изменения тоже могут быть подготовлены. В данном случае этими законопроектами положено некое начало. Это первое. И второе. Хотелось бы спросить: на чём строится ваша уверенность в том, что всё медицинское обеспечение у нас в стране бесплатное? Каждый из нас, думаю, может привести массу примеров, когда медицинские услуги так или иначе оказываются платными, они даже официально в принципе оплачиваются и теми же детьми войны, и другими льготными категориями. МЕЛЬНИК В. И. Ну, моя уверенность в том, что у нас бесплатная медицина, основана на законодательстве Российской Федерации, которое гарантирует всем бесплатное медицинское обслуживание. На чём ещё она может основываться? Только на этом! Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Казанков Сергей Иванович. КАЗАНКОВ С. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к вам, Владимир Иванович. Собственно говоря, в 36 регионах России уже принят закон о детях войны и работает, хотя регионов-доноров у нас в стране всего 13. То есть регионы, будучи стеснёнными в средствах, принимают закон о детях войны, потому что это те люди, которые выстояли в войне, которые построили страну, а мы в Федеральном Собрании, имея такой огромный профицит, находим миллион причин, почему помочь им не можем. Вот как вы объясните, почему бедные регионы могут помогать, а наше Федеральное Собрание не в состоянии помочь? МЕЛЬНИК В. И. Ну, мне кажется, у нас федеративное устройство государства - регионы вправе принимать свои законы. Труженики тыла у нас обеспечиваются на региональном уровне, а дети войны, мне кажется, не должны быть выше тружеников тыла. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Владимир Иванович, вот те дети, которые сейчас рождаются, нужны стране, и даже материнский капитал выплачивается из федерального бюджета, а те дети, которые родились во время Великой Отечественной войны, получается, федералам не нужны? И вы, выступая с позиции тех, кто против этого закона, считаете, что эти дети - ну, бывшие дети, сейчас это люди преклонного возраста - должны получать эту тысячу рублей за счёт регионального бюджета? Не кажется ли вам, что это абсолютно не соответствует той политике, которую озвучивает государство в лице президента, в части улучшения демографической ситуации и поддержки населения в плане роста его благополучия и социального обеспечения? МЕЛЬНИК В. И. Я думаю, что все дети, которые рождались, рождаются сейчас и будут рождаться, важны для нашей страны, и никто не может быть против этого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопрос к докладчикам. Уважаемый Олег Анатольевич, уважаемый Николай Васильевич! При подготовке данных проектов федеральных законов вами наверняка был проведён тщательный анализ, в том числе финансово-экономический. В связи с этим скажите, пожалуйста, какие средства потребуются для реализации предлагаемых вами инициатив, включая такие вопросы, как вступление в жилищно-строительные кооперативы, и другие, за счёт каких источников предлагается их решать? А самое главное, где та грань, которая даст возможность разделить компетенции и обязанности муниципальных, региональных и федеральных властей? И ещё. Николай Васильевич, вы говорите об ответственности за неисполнение законодательства о детях войны. О какой ответственности идёт речь - административной, гражданской, уголовной? И предложены ли вами в связи с этим корреспондирующие изменения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьеву включите микрофон. АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо за вопросы. Ну что я должен сказать? На реализацию нашего закона потребуется 35 миллиардов рублей в год, учитывая, что детей войны осталось 11 миллионов человек и эти деньги потребуются на компенсацию уплаты взноса на капитальный ремонт. Что касается лечения, то согласно Конституции оно у нас бесплатное, поэтому на компенсацию расходов здесь денег не потребуется. Априори согласно Конституции оно бесплатное, значит, дополнительных никаких средств детям войны не потребуется. По поводу изменений, касающихся ответственности - уголовной или какой-то другой, - я думаю, что ко второму чтению можно будет дополнить законопроект нормами, кто и в какой мере, по каким статьям Уголовного или Гражданского кодекса будет отвечать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А. Николай Васильевич, это важный законопроект. Ко мне на приём приходят люди, вот эти дети войны, и они просят выделить отдельные категории: дети оккупированных территорий, то есть те, кто был в оккупации, дети-сироты - те, кто остался без родителей. В вашем законопроекте они как-то отдельно будут выделены или они будут идти точно так же, как и те дети, которые жили в республиках, не находившихся под оккупацией, где более такие простые условия были, у которых родители живы остались? Это первый вопрос. И второй вопрос, уточняющий: действие этой нормы будет распространяться только на граждан России или и на тех детей, которые тогда жили в других республиках СССР, правопреемницей которого является Россия, то есть мы будем и им выплачивать эти деньги? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьеву включите микрофон. АРЕФЬЕВ Н. В. У нас дети войны никак не подразделяются, это те, кто родился с 1928 по 1945 год на территории Советского Союза, независимо от того где, но именно на территории Советского Союза, не России, поскольку война была на территории Советского Союза. Мы не разделяем тех, кто потерял родителей и не потерял, кто был на оккупированной территории, кто был в концлагерях. Мы их не разделяем - мы считаем их всех равными, детьми войны, они все пострадали, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Если мы начнём тонкости эти различать, мы никогда не придём ни к какому мнению, потому что это только будет сеять раздор: эти сироты, те не сироты... Я хотя сам не дитя войны, но я знаю, как жили люди в начале 50-х годов - все, и те, кто с отцами, и те, кто без отцов. Дело в том, что те, у кого отцы погибли, получали за погибшего хоть какую-то доплату, пенсию, а вот те, у кого отцы остались живы, выживали сами по себе, безо всякой доплаты. Нищета была беспросветная, поэтому говорить о том, что кто-то как сыр в масле катался (однажды здесь употребили такой термин), - да никто не катался как сыр в масле, даже дети чиновников, потому что война уравняла всех. Что касается тех, на кого действие законопроекта распространяется. У нас в законопроекте чётко прописано: на граждан Российской Федерации, которые во время войны проживали на территории Советского Союза, то есть мы имеем в виду только граждан Российской Федерации, на других это не распространяется. Если будет распространяться, то только в той мере, в какой принят двусторонний договор в отношении детей войны или пенсионеров, ну, пока ещё только с двумя странами заключён договор. Поэтому пока только на граждан Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Иванович, не считаете ли вы ущемлением конституционных прав то, что в 57 субъектах Российской Федерации не принят закон о детях войны? Вот в 28 субъектах приняли, а в 57 субъектах не приняли - ну чем виноваты дети войны, такие же по возрасту? В том, что у них руководство, может быть, менее ушлое, нефти не нашли, газа и так далее? МЕЛЬНИК В. И. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Нет, не считаю, потому что у нас федеративное устройство, и каждый регион имеет право на это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, в этом году мы отмечаем 75-ю годовщину со дня Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками - это очень памятное для нас событие. Мы с вами видим, как глумятся над нашей памятью представители некогда дружественных государств, пытаются стереть из истории заслугу советского народа, нашей Красной армии и всех людей, которые ценой собственной жизни и здоровья ковали нашу общую Победу. И делить страну на регионы при рассмотрении законопроектов о детях войны, вспоминая о том, что у нас федеративное устройство, я считаю, абсолютно некорректно. Призыв во время Великой Отечественной войны происходил на всей территории Советского Союза, и люди ковали Победу и в окопах, и у станков. Кстати, вот такую же инициативу вносили в регионах, которые я представляю. В частности, в Липецкой области мы также вносили законодательную инициативу о детях войны, часть территории Липецкой области реально была под оккупацией, реально были ожесточённые бои, и даже могу привести пример, что, скажем так, репетиция битвы на Курской дуге проходила на Тербунском рубеже. Однако, к сожалению, в Липецкой области эта законодательная инициатива получила отрицательное заключение, её не рассматривают. Я считаю, что мы из федерального бюджета обязаны выплатить этой категории граждан деньги, и эти деньги останутся в стране. Этот вопрос поднимается не от того, что люди слишком хорошо живут, а мы пытаемся каким-то образом их ещё задобрить, а от того, что люди живут плохо. Наши пожилые люди, наши пенсионеры живут плохо: им денег не хватает, тарифы на услуги ЖКХ растут, люди копят на котелку колбасы месяцами. Чтобы хоть каким-то образом в 75-ю годовщину Победы отметить этих людей и показать всем пример того, как мы действительно - не на словах, а на деле - отдаём дань уважения тем, кто в это время родился, на чью долю выпало такое тяжёлое детство, я думаю, вполне логично и возможно из бюджета Российской Федерации выделить эти крохи. Это общефедеральный вопрос, который нашу страну должен объединять, - ну нельзя вопрос, касающийся Великой Отечественной войны, отдавать на откуп субъектам Российской Федерации! И приведу вам ещё один пример, наверное очень существенный. Вот отмечали 30-летие со дня вывода войск из Афганистана. Я посмотрел: мэрия Москвы выделяет единовременные выплаты ветеранам боевых действий, тем, кто прошёл Афганистан. Запросил по всем регионам: только Иркутская область то же самое сделала. То есть это зависит исключительно от главы субъекта: если глава региона имеет желание и видит возможность это сделать, он это делает - говорю как есть, коллеги, - а если у главы субъекта не хватило на это желания или возможности, ничего и не найдётся. Так давайте мы за них это сделаем! Фракция ЛДПР выступает за то, чтобы поддержать законопроект о детях войны и финансировать все эти расходы за счёт федерального бюджета. Особенно это важно, когда мы отмечаем 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрейченко Андрей Валерьевич, пожалуйста. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Как уже говорил мой соратник Александр Шерин, фракция ЛДПР поддержит оба законопроекта. Мы тоже сами не раз в рамках пленарных заседаний были авторами подобных законопроектов. Да, в них разные механизмы, разные обеспечительные меры, но так или иначе они все сводятся к одному - поддержать детей войны. Также мы вносили это не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов, каждый из наших депутатов от регионов может это подтвердить. Да, часто такие инициативы не принимаются, причём не принимаются они именно в тех регионах, которые беднее. На самом деле, если регион бедный, значит, и дети войны живут там ещё хуже - то есть они нуждаются в этой поддержке, - значит, цены на продукты там ещё выше, значит, члены их семьи уже не могут о них позаботиться. Например, Дальний Восток. Да, есть богатые регионы, но в целом жизнь на Дальнем Востоке, как вы все знаете, дорогая, продукты дорогие, ЖКХ намного дороже, и данная категория либо пользуется какими-то минимальными льготами, либо вообще ими не пользуется, в зависимости от региона, хотя тот же самый, например, бесплатный проезд и другие возможные преференции для детей войны могут в финансовом плане их жизнь значительно улучшить. Ведь если пенсия у человека составляет 12-14 тысяч, мы понимаем, он купит продуктов минимальное количество, заплатит за услуги ЖКХ, и денег у него даже на лекарства не останется. Мы много говорим о 75-летии Победы - можно, конечно, об этом говорить, но нужно в этот год, самое главное, не говорить, а делать, нужно вернуть долги тем, кто ковал эту Победу, тем, кто потом, после Победы, восстанавливал страну. Вспомните страшные цифры, сколько людей погибло, сколько экономика страны потеряла! И это действительно была тяжёлая година, людям действительно было очень тяжело. Каждый, приходя к нам на приём, рассказывает различные истории, как нечего было есть, как работали по 20 часов. И я, как человек, который видел этих людей, который общался с общественными организациями, который вносил подобную инициативу и в Приморском крае, когда я был там в Законодательном Собрании, и в Думе города Владивостока, когда я там был, могу сказать, что эти люди того заслуживают. Действительно, можно придираться к финансово-экономическому обоснованию, ещё к чему-то, но мы же постоянно говорим с этой трибуны, когда что-то принимаем, что бюджет профицитный. И мы понимаем, что его можно сделать ещё больше, если принять хотя бы ряд тех законопроектов, которые предлагает оппозиция. Фракция ЛДПР законопроекты поддерживает, и первый, и второй, законопроекты очень нужные, потому что люди из этой категории - действительно, мы про неё очень много говорим - заслужили льготы. Эти люди действительно создавали, поднимали ту страну, в которой мы с вами сейчас живём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А. Коллеги, мы все понимаем, что законопроекты в первую очередь не финансовые, а больше, наверное, политические, в большей степени это, наверное, дань памяти, потому что тысяча рублей - это, конечно, не та сумма, на которую можно действительно изменить жизнь. И всё-таки не соглашусь с коллегами, что... Ко мне на приём приходили люди, и одно дело - остаться без родителей, другое дело - когда люди были на оккупированной территории, третье - когда территория была другая. Это всё равно как под одну гребёнку взять и уравнять всех: и участников Великой Отечественной войны, и тружеников тыла, и просто людей, которые в то время жили. Всё-таки уравниловки быть не должно - категории должны быть определены так, чтобы не обидеть этих людей, поймите правильно. А то, что должно уделяться внимание участникам войны и детям войны... У меня у самого дед всю войну прошёл, и после того, как пришёл, после войны они ещё пять лет в землянке жили, лебеду ели, один ребёнок родился в 1946 году - умер, перед этим зимой 1945 года родился ребёнок (он тоже умер, к сожалению) - в эту категорию уже не попал бы. А после войны что? До 1955 года, наверное, люди с голоду пухли, и их можно приравнять к данной категории, потому что фактически, если речь идёт не о тех, кто жил на оккупированной территории, не о сиротах, эти люди жили не в лучших условиях, чем дети войны в тылу. Для нас самое главное... То, что стариков наших надо поддерживать, то, что пенсии надо увеличивать, - ну так над этим мы здесь все вместе и работаем. Надо этот вопрос решать, но давайте всё-таки, я ещё раз скажу, под одну гребёнку не стричь и действовать очень осторожно. Ведь не просто так это отдали в регионы - чтобы не пошли потом в суды и не начали нас, как страну-правопреемницу, заставлять выплачивать эти деньги в другие страны. А регионы, все регионы как минимум надо обязать принять такой закон. У нас в Петербурге тем, кто не попал в категории блокадников, детей войны и тружеников тыла, эту тысячу уже доплачивают - вот тем, кто не попал ни в какую категорию. Но я ещё раз говорю, что эти законопроекты не о финансах, а больше, наверное, о внимании, о памяти, - надо подумать, как обязать наши регионы в обязательном порядке такой закон принять, а для тех регионов, которым не будет хватать средств на выплату этой тысячи, как вы предлагаете, нужно, может быть, какую-то дотацию из федерального бюджета продумать. Но уравнивать всех, стричь под одну гребёнку точно не стоит. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарасенко Михаил Васильевич. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать представленные законодательные инициативы. Законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" подготовлен небрежно, в нём с ошибками переписываются положения закона "О ветеранах". Шестимесячный период работы в тылу в годы войны, с первого до последнего дня войны, дающий ветеранам право на льготы, почему-то в этом законопроекте ограничивается сроком до 27 января года победы - это небрежность, которая влечёт прямое ухудшение действующего законодательства. Законопроект переводит тружеников тыла по основным льготам с регионального уровня поддержки на федеральный, при этом выплаты труженикам тыла за счёт федерального бюджета намечаются в сумме 3790 рублей в месяц, а детям войны - 1 тысяча рублей в месяц. Кстати, в Омской области, которая входит в перечень тех субъектов, где такой закон принят, выплачивается всего 1 тысяча рублей в год и только лишь тем, кто был тружеником тыла, или тем детям войны, у которых погибли отцы. Согласитесь, 3790 рублей в месяц и 1 тысяча рублей в год - это разные суммы и разная идеология. Что касается законопроекта КПСС, я удивлён. Это не просто законопроект о детях войны, это, скорее, законопроект о создании общественной организации, представляющей интересы детей войны, с особым указанием на необходимость содействия со стороны органов власти деятельности таких объединений и ответственность должностных лиц за ненадлежащее исполнение законодательства о детях войны. Бог с ним, кому-то нужна такая организационная структура, но в законопроекте написано, что все решения по мерам поддержки детей войны должны приниматься непосредственно с их участием, а это уже новая властная структура, которая будет принимать решения. Самое главное, друзья, не в этом. Возьмите и внимательно почитайте, что там написано. Согласно законопроекту к детям войны должны причисляться наши граждане, родившиеся после 22 июня 1928 года, то есть некоторым из них к моменту начала войны было уже 13 лет. Что же мы читаем в пояснительной записке? В Германии статус детей войны со всеми правами и льготами принят и действует многие годы, но в огромной, богатой России-победительнице... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - добавьте время. ТАРАСЕНКО М. В. ...в России-победительнице военному поколению детей пришлось родиться в нищете и умирать уготовано тоже в нищете. Не надо клеветать на советскую власть! Да, был голод в 1933 году, но именно с 1928 по 1941 год наша страна вышла на передовые позиции в мире по образованию, по уровню жизни людей, и, когда вы пишете о том, что они жили и умирают в нищете, вы становитесь на ту же платформу, на которой стояли на майдане в Киеве, когда говорили, что советская власть - это сплошь преступление. Это не так, не надо клеветать на мою Родину! И нет в Германии закона о детях войны - в Германии есть закон о жертвах войны, и к ним причисляются не только дети, а все, кто пострадал от фашизма. Не надо передергивать в официальных документах, собрав подписи глубокоуважаемых людей из вашей же фракции. И последнее. Мы все отлично понимаем, почему рождаются такие законопроекты - всё идёт от нашей бедности. И конечно, мы должны думать о том, как жизнь этих стариков улучшать, но, если мы будем делить на тех, кто родился до 9 мая 1945 года, и на тех, кто родился после 9 мая 1945 года, мы ничего не решим. Мы должны думать обо всех! И в законах, которые сегодня позволяют после 80 лет улучшать жизнь людей, добавлять им пенсию, может быть, вот в этой ситуации нужно этот возраст снизить, потому что после 70 лет у многих людей начинается сложная жизнь? Проблема есть, над ней надо думать, её надо решать, но не такими законопроектами, которые фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не считает возможным поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыжак Николай Иванович, пожалуйста. РЫЖАК Н. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Конечно, столь темпераментное выступление Михаила Васильевича никого не оставило равнодушным, даже заставил нас вспомнить о временах КПСС, но, надо отдать ему должное, вспомнил добрым словом. Мне, вообще-то, казалось, что построение новой политической системы, к которой мы сейчас идём, системы сбалансированной, с демократическим оттенком, и не только с демократическим, но и с суверенным, позволяет нам оставаться во главе вот этого политического процесса на пространствах СНГ, но видите, сколь разнообразны наши позиции, каждого из нас. Мне кажется, что надо почувствовать время перемен, - каждый прозорливый политик должен понимать, что мы со вчерашнего дня, буквально со вчерашнего дня, живём уже в другой стране, начинаем строить другую страну с другими приоритетами. Вы понимаете, насколько, может быть, не совсем благодарной была роль тех, кто постоянно в душе думал так, но был задан тонус - надо было голосовать по-другому. И как президент нас подправил. Мы чего ждём? Я от фракции, Александр Дмитриевич, выступаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - добавьте время. РЫЖАК Н. И. Мы ожидаем и дождёмся того, что и в данном случае, и по этому вопросу президент нас подправит. Мы с вами не финансисты - мы должны приподняться над ситуацией и понять, что вот этот законодательный акт носит подчёркнуто политический характер. Я беседовал со многими людьми, которые претендуют на включение в эту категорию, и они говорили: нам не нужна вот эта подачка от государства ("подачка", говорят) в размере тысячи рублей, нам важно зафиксировать новое понятие в российском законодательстве. Вы представляете, эта категория людей остаётся выше нас в ценностном отношении, выше нас, политиков?! Им не нужны деньги, они хотят зафиксировать себя в этом времени и в тех делах, в том, что они совершили. Это первое. И второй вопрос, который не менее важен. Нельзя, чтобы по таким жизненно важным, определяющим политическим решениям субъекты Федерации опережали федеральный центр. В этом отношении и мы показываем пример того, что остаёмся верны, что это Знамя Победы адресуем и тем, кто ковал, и тем городам, которые ковали славу. И сейчас мы это знамя как раз противопоставляем, может быть, неонацистским проявлениям, которые есть, показывая, что мы верны вот этим традициям. Мы подчёркиваем своё отношение к тому периоду. Это очень важно, и это нельзя измерить, такие решения не имеют цены. Им цена... я не знаю, нет цены таким решениям! Ну и, конечно, в год 75-летия Победы, другого такого года уже не будет, именно вот эти люди перехватывают эстафету у ветеранов Великой Отечественной войны. В своей идеологической, воспитательной работе мы использовали категорию ветеранов, но через год-два их вообще уже не будет. И на авансцену выйдет вот эта категория, которая своими детским глазами смотрела на военные события, на военное лихолетье и, как никто другой, может сейчас воздействовать на нашу молодёжь, быть в эпицентре всей нашей воспитательной работы. И вот если мы сейчас отторгнем от себя вот эту возможность, я не знаю, кто выйдет теперь уже в третьем эшелоне. А ведь это необходимо, понимаете? Я глубоко уверен, что и по данному законопроекту, даже, может быть, с шероховатостями юридического толка, может быть, с какими-то стилистическими ошибками... я сейчас сказал бы, что не надо, может быть, чтобы это представляли только оппозиционные фракции, надо, чтобы это было наше общее решение. Я уже как-то высказывался, что я глубоко переживаю, когда авторитет "ЕДИНОЙ РОССИИ" где-то ущемляется. Почему? Потому что это в целом подрывает общий авторитет парламента, наш авторитет, авторитет тех, кто призван сейчас быть единым, солидарным организмом, который поможет нам построить действительно новую политическую систему. Я хочу, чтобы каждый из нас, как политик, приподнялся над ситуацией и сделал для себя вполне осознанный гражданский выбор - выбор ответственного представителя народа в Государственной Думе. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Нет ничего приятнее, чем смотреть на бегущую воду, на горящий огонь, на труд другого человека и его критиковать. С моей точки зрения, вот Сергей Алексеевич Вострецов всё время советует. У вас есть такое же право законодательной инициативы, бумагу выдают, ручки есть - садитесь и напишите, что хотите вы! Мы восьмой раз пишем - да, может быть, не так, может быть, с изъяном. Но, уважаемые коллеги, вы поймите, мы говорим о категории людей, созидавших Советский Союз, создавших сверхдержаву. Вот оба моих родителя, ныне покойные, были детьми войны. Они с девяти лет работали, собирали мины, работали в сельском хозяйстве, но не получили больших зарплат, пенсий и досрочно ушли из жизни. И таких у нас миллионы! С моей точки зрения, глубоко цинично заявлять, что это не федеральная обязанность. Вот здесь сидят уважаемые мною люди, которые в ранге областных руководителей давали мне письменные ответы, что это федеральная обязанность, мол, мы, как Законодательное Собрание, обязательно поддержим, если это будет на федеральном уровне, - сегодня, став депутатами Госдумы, они думают по-другому! Я глубоко убеждён, что и дети войны, и участники военных конфликтов не виноваты в том, что вы поддержали 122-й закон. До принятия 122-го закона у них такие льготы были! Вы нарушили Конституцию, статью 55, часть 2, резко уменьшив их социальные возможности. Понимаете, в чём проблема? Причём это было многократно - вы пять раз поменяли пенсионное законодательство и убрали упоминание об их заслугах. Не виноваты они, что родились на одной территории, а потом, строя страну, попали в другие места, и они не виноваты, что попали в субъекты, где нет нефти и газа, где не зарегистрированы, в силу того что это не вторая и не третья столицы, нефтяные, газовые и другие компании. Ну мы должны быть честны перед собой! Если честно, когда я начал слушать послание, которое президент начал с демографии, то был уверен, что в год 75-летия Победы он обязательно перейдёт к этой категории, и думаю, что именно поэтому перенесено рассмотрение нашего законопроекта. Ну, может, он про запас оставил это, чтобы сделать в феврале указом? Но вот здесь выступать и клеймить то поколение - это вообще цинично! Чем вы отличаетесь от тех же эсэсовцев или бандеровцев, если вы цинично отказываете в минимальной социальной помощи? Кто довёл до того, что у них минимальная пенсия?! Вы добавьте, я от фракции... (Микрофон отключён. Шум в зале, выкрики.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, ну что такое, смотрите, какая реакция зала! Николай Васильевич, давайте более корректно себя вести, всё-таки вы с трибуны Государственной Думы выступаете. Так же нельзя! Включите Коломейцеву микрофон. Завершайте. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые товарищи, уважаемые коллеги! Давайте мы с вами... Я приношу извинения, если кого-то обидел в горячности, но, вообще-то, я сказал: "чем вы отличаетесь, если...", - то есть было слово "если". Уважаемые коллеги, но если вы сердитесь, значит, вы виноваты! (Шум в зале.) Уважаемые коллеги, я предлагаю вам: отклоните наш законопроект, но давайте мы примем такой закон от комитета по труду и социальной политике в преддверии 75-летия Победы, потому что, поверьте мне, вот эти оставшиеся десять с небольшим миллионов граждан, которые были детьми во время Великой Отечественной войны, более половины из них, живут крайне бедно! Они сегодня испытывают колоссальные недуги, неудобства из-за того, что у них не хватает финансов, притом что в государстве ФНБ - 8 триллионов рублей, притом что в государстве профицит - 3 триллиона рублей, но мы 184 федеральных полномочия передали субъектам, а субъекты - нищим муниципалитетам. Ну вы поймите, дисбаланс же очевиден: с одной стороны, 2,3 триллиона рублей - долги консолидированных бюджетов, с другой стороны, у вас больше 3 триллионов рублей - профицит! Неужели это непонятно?! Вот они, деньги, - что тут про источники говорить, они все очевидны! Я боюсь, что нынешняя смена не приведёт к тому, о чём мы думаем. Я боюсь, что наступит очередной либеральный реванш, который приведёт к ещё большему ущемлению как раз того героического поколения. Прошу поддержать законопроекты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, по ведению - Бикбаев Ильдар Зинурович. БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Николай Васильевич, я считаю, что вам нужно извиниться перед нами без "если". Почему? Потому, что нас направили сюда наши избиратели без всякого "если", и этими своими словами вы обидели наших избирателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А. Вы знаете, политика есть политика, мы все, депутаты от разных партий, вносим законопроекты. Я же не говорю, что этот закон - пиар, они сами сказали, что это закон о подачках. Если вы закон о подачках вносите, только чтобы пропиариться, тогда и отношение к вам будет соответствующее! А то, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает его по тем причинам, о которых уже было сказано, это позиция фракции. И я считаю, что высказывания Коломейцева надо проверить в комиссии по этике. Если мы не будем голосовать за популистские законы, любые, которые они будут предлагать, то что, мы теперь будем фашистами или бандеровцами?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я предлагаю снизить немножко накал выступлений. Мы все стараемся как можно больше сделать для наших ветеранов, тем более для людей, которые во время войны голодали. Это всё понятно, здесь нет врагов никаких. Просто во время дискуссии надо быть корректными по отношению друг к другу. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Я считаю, что депутат фракции КПРФ извинился своевременно, на этом можно считать вопрос исчерпанным, потому что это было сделано сразу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, давайте завершим обсуждение. Представители президента и правительства? Нет. Докладчики? Пожалуйста, Нилову Олегу Анатольевичу включите микрофон. НИЛОВ О. А. Александр Дмитриевич, Сергей Иванович, уважаемые коллеги! У меня вот какое предложение. В преддверии 75-летия Победы уходить с непринятым законом о детях войны недопустимо, я считаю. И ждать, когда мы в следующий раз - в восьмой, в десятый, в пятнадцатый раз - внесём соответствующий законопроект, когда цена вопроса будет вообще никакой, тоже недопустимо, тоже постыдно. Кстати, справка по цене вопроса (тут спрашивали, сколько стоит): восемь-десять лет назад реализацию этого закона мы оценивали в сотни миллиардов рублей, сейчас не потребуется дополнительных расходов, потому что, к сожалению, ушедшие ветераны войны, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда - ушедшие - сэкономили бюджету колоссальные деньги, которых будет достаточно, чтобы выплачивать вот такие небольшие средства, оказывать небольшую поддержку. У меня предложение, уважаемые коллеги, и мы с вами это несколько раз делали: создать рабочую группу, включить представителей от каждой фракции. Вот, может, кому-то не нравятся какие-то закорючки, вы все говорите, мол, идея правильная, но что-то не так написано, как-то не так подсчитано. У нас есть примеры, вспомните, сколько здесь было похожих историй: вроде бы как да, но чего-то не хватает. Но ведь мы по завтракам для детей в школах решили вопрос, вот показал пример президент - не важно, какой доход у родителей, а будет горячее питание! И здесь то же самое. Почему детям, родившимся после 46-го, 47-го года, нет возможности доплачивать, рассмотрим позже, так же, как, я уверен, и бесплатное питание для всех школьников будет в обязательном порядке. У меня предложение: не осуществлять голосование, создать рабочую группу и до апреля внести законопроект, принять его и найти деньги. Тем более, что новое правительство не давало заключения на этот законопроект, а заключение старого правительства можно, ну, уже в архив отправить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьев Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В. Ну, я всё-таки не услышал аргументов против этого законопроекта. И хотя Михаил Васильевич с таким надрывом здесь говорил о несущественных фактах нашего законодательства, это говорит только о слабости позиции. Но закон-то надо принимать. Вот говорят, что у нас бесплатное здравоохранение. Ну зайдите в любую московскую поликлинику - прямо около двери весит прейскурант, что почём, - зайдите, если вы так убеждены, что у вас здравоохранение совершенно бесплатное. Анализы замучили: 600 рублей стоит анализ, анализ крови - от 1,2 тысячи до 2,5 тысячи рублей. Это деньги! А эти анализы надо сдавать в год по нескольку раз. Это что, бесплатное здравоохранение? Я в санатории был, мне сделали химический анализ крови за 2,8 тысячи рублей - вот тебе бесплатно! Поэтому говорить о том, что оно у нас бесплатное... Загляните в бюджет, вот недавно мы бюджет принимали, посмотрите консолидированный бюджет, какие доходы за медицинские услуги: 3 триллиона в консолидированном бюджете. Эти 3 триллиона изъяты в том числе у детей войны. Ну о чём ещё говорить? Возьмите свои региональные бюджеты - вы увидите, сколько за медицинские услуги содрано денег с населения. О чём ещё тут говорить?! То, что капитального ремонта люди не дождутся, - ну, вы и сами понимаете, они тысячу лет жить не будут, а капитальный ремонт через 20-30 лет только будет проведён. Зачем они платят взнос на него, скажите на милость?! Что, у нас денег нет совсем? Вот здесь Михаил Васильевич возмущался, что вот наш законопроект, КПРФ, написали специально для общественной организации. Да, Михаил Васильевич, что вы возмущаетесь? У нас общественная организация создана в 2012 году и работает успешно, и только благодаря этой организации мы в 23 регионах пробили закон о детях войны. Это вот здесь непробиваемо. Вы говорите, что это что-то новое, как это - общественная организация должна участвовать в разработке нормативных актов? А вы что, совсем не знаете? Вы хоть в своём регионе посмотрите: при каждом губернаторе есть общественный совет, где рассматриваются вот эти вопросы, куда входят все общественные организации. А помните, даже сюда, на заседание Думы, приглашали политические партии, которые не преодолели пятипроцентный барьер? Это же тоже нарушение законодательства, это что-то новое! Но это плохое или хорошее? Так чего вы тут возмущаетесь, слюной-то брызгаете? Надо принимать закон, надо, его ждут 11 миллионов человек. И потом, Михаил Васильевич, если уж на то пошло, надо было возмущаться, когда вот здесь принимали закон, который уводил от уголовной ответственности наше жульё, сбежавшее за границу, - вот тогда я не видел, чтобы кто-нибудь здесь возмущался, я не видел, чтобы было возмущение, когда освободили наших олигархов за рубежом от уплаты налогов в российский бюджет, я не видел никакого возмущения, когда в офшорных зонах освободили нашу олигархию от всех видов налогов. А вот здесь копейку своим родителям вам жалко. Да как же не стыдно в год 75-летия Великой Победы говорить такие вещи! Я не вижу оснований не принимать этот законопроект. Я согласен с Ниловым в том, что, если надо, давайте обсудим и решим, что с текстом делать, но не принимать такой закон просто кощунственно в юбилейный год. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик, Владимир Иванович Мельник, пожалуйста. МЕЛЬНИК В. И. Да, спасибо, Александр Дмитриевич. Я считаю, что комитет по объективным причинам предлагает отклонить данный законопроект. И ещё хочу проинформировать депутатов о том, что из столь многочисленных авторов законопроектов никто не пришёл на заседание комитета на обсуждение данных законопроектов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, все желающие выступили. Ставится на голосование законопроект под пунктом 32... По ведению? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Парфёнов Денис Андреевич настаивает. Пожалуйста. ПАРФЁНОВ Д. А., фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич. Хотелось бы просто небольшой уточняющий вопрос задать. Дело в том, что есть опасение, что сейчас, принимая решение, мы можем поторопиться неосознанно. Это связано с тем, что, когда новый председатель правительства Мишустин посещал политические фракции перед пленарным заседанием, на котором было дано согласие на то, чтобы он занял эту должность, он проявил неподдельный интерес к вопросу о статусе "дети войны". И в связи с этим хотелось бы понять: председатель-то уже успел ознакомиться с этим законопроектом? На момент встречи во фракции он ещё не ознакомился, и если, допустим, мнение нового состава кабинета будет отличаться, будет положительным, тогда мы сами себя просто поставим в довольно неуклюжее положение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, коллеги, повестка заседания Государственной Думы формируется на заседании Совета. Если фракция считала целесообразным отложить рассмотрение этого законопроекта, посоветоваться с новым председателем, с новым составом, вы могли это сделать вчера, а сейчас, после такой дискуссии, откладывать просто не имеет смысла, потом будем повторять всё то же самое. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, пострадавших в период Великой Отечественной войны", пункт 32.1. Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Теперь ставится на голосование проект федерального закона "О детях войны", пункт 32.2. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Теперь покажите результаты голосования по пункту 32.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 25 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % Результат: рейтинг 1 За - 95 голосов. Покажите результаты голосования по пункту 32.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 52 сек.) Проголосовало за 103 чел.22,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 103 чел. Не голосовало 347 чел.77,1 % Результат: рейтинг 2 За - 103 голоса. Законопроект под пунктом 32.2 набрал больше голосов. Теперь ставится на голосование проект федерального закона "О детях войны", пункт 32.2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 41 сек.) Проголосовало за 103 чел.22,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 103 чел. Не голосовало 347 чел.77,1 % Результат: не принято Не принимается. Коллеги, спасибо. Всего доброго, до завтра!