Заседание № 263

22.01.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 736449-8 "О внесении изменений в статью 19.4-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3665 по 3937 из 5561
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19.4-1   
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад и     
содоклад по этому законопроекту сделает Дмитрий Фёдорович Вяткин.               
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Статья 19.4-1          
предусматривает административную ответственность за воспрепятствование          
законной деятельности лица, которое осуществляет государственный контроль       
(надзор), размеры санкций не менялись с 2013 года. Надо особо отметить, что     
количество выявляемых правонарушений, рассматриваемых судами дел - а            
рассмотрение дел находится в юрисдикции судов - не растёт, а, напротив,         
снижается, но, скорее всего, это связано исключительно с тем, что мы            
регулярно продлеваем меры по так называемому мораторию на проверки. Тем не      
менее, с учётом того что проверки проводятся в самых необходимых,               
исключительных случаях, когда действительно могут быть затронуты интересы       
граждан, государства, и в этих случаях при проведении контрольных (надзорных)   
мероприятий выявляются самые серьёзные нарушения и накладываются самые          
серьёзные санкции, возникает ситуация, когда проще не пустить проверяющего на   
объект, заплатить за это 10 тысяч рублей, но зато избежать выявления более      
серьёзного правонарушения и не платить штрафы более серьёзные, которые могут    
исчисляться и миллионами, и десятками миллионов рублей. В связи с этим          
предложено следующее: во-первых, привести терминологию окончательно в           
соответствие с законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном    
контроле..."; во-вторых, в несколько раз увеличить санкции.                     
                                                                                
Есть замечания и предложения как со стороны профильного комитета, который я     
тоже сейчас представляю, я не только от авторов, так и со стороны               
правительства, которое отмечает, что необходимо дополнительно обосновать,       
почему именно до таких размеров увеличиваются санкции. Но если мы посмотрим     
следующую норму КоАП, статью 19.4-2, то увидим, что там размеры санкций за      
повторное - а мы как раз говорим об увеличении размеров санкций именно за       
повторное либо квалифицированное воспрепятствование законной деятельности       
соответствующего должностного лица - как раз в этом диапазоне: для              
юридических лиц до 500 тысяч рублей. Достаточно чувствительная санкция - ну,    
мы прекрасно понимаем, что стоит на кону, тем более нам, конечно, нужно         
уходить от той практики, когда штраф заплатить легче, проще и экономнее, чем    
выполнять обязательные требования.                                              
                                                                                
Ещё раз подчеркну, с учётом моратория на проверки, особенно по тем              
подконтрольным объектам, по которым степень риска невелика, - а вы знаете,      
что у нас в соответствии с законом все поднадзорные объекты распределены или    
должны быть распределены по соответствующим критериям риска и проверяются       
только самые рискованные, - мы считаем, что данное предложение... Это я уже о   
мнении комитета - комитет поддержал принятие данного законопроекта в первом     
чтении и доработку ко второму чтению. Мы считаем, что его концепция             
заслуживает поддержки и в этом направлении нам стоит продолжить работу.         
                                                                                
Просим поддержать принятие в первом чтении.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич.                                                            
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, скажите, какова актуальность этого    
законопроекта? Есть ли данные, сколько раз не пускали, например, за 2024 год    
контрольный орган предприниматели, насколько это большая проблема?              
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Юрьевич, я вам докладываю, что за шесть месяцев     
2024 года поступило 2241 дело, рассмотрено 2104 дела, юридических лиц,          
подвергнутых наказанию, - 887, должностных - 239. Я ещё раз повторю то, что я   
сказал: статистика по данному виду правонарушений снижается, это правда, но,    
с другой стороны, и количество проверок тоже не увеличивается, они сейчас       
проводятся, как вы знаете, только по особым процедурам, в случае, так           
сказать, неотложности, в случае, когда есть соответствующая жалоба,             
обращение, естественно с уведомлением надзорных органов.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Парфёнов Денис Андреевич.                                                       
                                                                                
ПАРФЁНОВ Д. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, не могли бы мы расширить действие законодательной            
инициативы не только на инспекторов - представителей органов исполнительной     
власти, но и, например, на те общественные проверки и инспекции, которые        
проводятся при участии депутатов? Сколько раз бывали ситуации, когда идёт с     
нарушениями незаконная застройка, с очевидными нарушениями идёт вырубка         
зелёных насаждений и много-много чего ещё, граждане приглашают депутата, для    
того чтобы как-то повлиять на эту безобразную ситуацию, депутат приезжает, но   
ему никто не обязан показывать документы, можно даже и не пустить его куда-то   
и так далее, то есть фактически это препятствование деятельности. Может быть,   
подумаем, как ко второму чтению расширить и включить такую норму? Мне           
кажется, это положительно повлияло бы на целый ряд эпизодов, связанных с        
нарушением закона.                                                              
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Денис Андреевич, в КоАП есть, собственно говоря,         
соответствующие нормы, санкции за неисполнение законного требования или         
запроса депутата Государственной Думы либо сенатора, правда, санкция там        
невелика. Но если серьёзно, то участие представителей общественных              
организаций по самым разным направлениям и видам деятельности, в том числе      
контрольно-надзорной, обсуждалось, в том числе при подготовке новой редакции    
Кодекса об административных правонарушениях. Там есть одна загвоздка, одна      
сложность, именно по общественникам, - отсутствие чёткой регламентации их       
прав и обязанностей. То есть когда выходит на проверку - ну, в данном случае    
мы говорим про КНД - должностное лицо, там есть должностная инструкция,         
пределы, так сказать, и рамки, в которых действует конкретное должностное       
лицо, и ответственность этого должностного лица в случае превышения             
полномочий. Вот по представителям... Ну и естественно, как мы понимаем, есть    
ограничения, связанные с государственной либо муниципальной службой, конкурс    
на занятие должностей, то есть целый ряд условий, при соблюдении которых        
данное лицо выходит на проверку, и требований, которые к нему предъявляются.    
Вот по общественникам таких требований нет, и здесь возникают вопросы: где      
пределы, в которых будут действовать общественники? Ну, что касается нашей с    
вами деятельности, она вся чётко урегулирована, регламентирована законом о      
статусе.                                                                        
                                                                                
И самое главное, вот теперь уже совсем конкретно на ваш вопрос отвечаю: было    
много попыток дать нам дополнительные полномочия в части, там, контроля и за    
судами, и за следствием, чуть ли не ревизии решений, но с                       
конституционно-правовой точки зрения, конечно, это было бы вторжением в сферу   
компетенции деятельности органов исполнительной власти, мы не можем ни          
подменять собой, как это и осталось в законе о статусе, судебные органы, ни     
вторгаться в деятельность органов следствия. Ну, как есть, так есть. В данном   
случае, поймите... И нет рамок, в которых действовал бы любой народный          
избранник: вот где можно, где нельзя, что он обязан? Предлагайте, давайте       
будем обсуждать, но подменять, на мой взгляд, нецелесообразно.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович.                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Дмитрий Фёдорович, ну, вы частично ответили уже на вопрос,        
который сейчас я озвучу, но я хочу уточнить. Вот законопроект касается          
усиления ответственности за воспрепятствование законной деятельности            
должностного лица органа государственного контроля. Значит, Государственная     
Дума имеет, естественно, представительские, законотворческие и контрольные      
функции. И вот вопрос касается конкретно наших, депутатских запросов: вот,      
вообще, лицо, которому мы направили запрос, должно ответить лично, но иногда    
лично не отвечает, поручает это третьестепенному чиновнику, или, вообще,        
нарушаются сроки, ну, не говоря уже о том, что отвечает не по сути. Вот в       
связи с этим, в связи с исполнением наших контрольных функций, конкретно        
депутатских запросов, за такие нарушения какие-то санкции будут предусмотрены   
в этом?.. (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Федот Семёнович, санкции предусмотрены, я уже об этом    
сказал, ну, если кому-то кажется, что мало, давайте обсуждать повышение         
размеров, хотя, на мой взгляд, это, скажем так, не самая актуальная история с   
точки зрения совершенствования законодательства об административных             
правонарушениях.                                                                
                                                                                
Что касается парламентского контроля, ну, мы все прекрасно знаем, что есть      
соответствующий закон, есть несколько форм осуществления парламентского         
контроля, и запрос депутатский - это, ну, так скажем, не самая главная и не     
самая действенная, на мой взгляд, форма именно парламентского контроля. Тем     
более, что парламент, его палаты - Совет Федерации, Государственная Дума -      
всё-таки коллегиальные органы, соответственно, контроль осуществляется          
коллегиально, а не индивидуально каждым депутатом или сенатором в большей       
мере.                                                                           
                                                                                
Федот Семёнович, если есть какие-то предложения, конечно, мы обязательно их     
рассмотрим с точки зрения, так сказать, совершенствования нашей деятельности.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, вы противоречите многократным заявлениям и Председателя      
Государственной Думы, и лидера вашей фракции Васильева Владимира                
Абдуалиевича, которые призывают депутатов при работе в округе обязательно       
участвовать в контроле за исполнением национальных проектов и других            
вопросов. Ну, вы просто для себя определитесь.                                  
                                                                                
У меня вопрос следующий. Не считаете ли вы, что в рамках нынешней               
денежно-кредитной политики, когда три четвёртых оборонных предприятий           
находятся в предбанкротном состоянии, вы даёте возможность контролёру,          
который резко увеличивает штрафы, на самом деле возбудить против Думы ещё и     
руководителей? Почему? Ну, вы получите 800 миллионов штраф, а 1 процентный      
пункт ключевой ставки забирает из бюджета 300 миллиардов. Может, нам всё-таки   
лошадь сзади телеги не... (Микрофон отключён.)                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович.                            
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, вы путаете работу депутата в         
округе и контрольно-надзорную деятельность в соответствии с законом.            
                                                                                
А что касается непосредственно взаимоотношений государства как                  
непосредственного, ну, в целом как генерального заказчика в сфере ОПК -         
понятно, там заказчиком выступает соответствующее министерство, - то            
контрольно-надзорная деятельность, требования к выполнению гособоронзаказа      
(ну, не мне вам объяснять, вы это знаете прекрасно) регулируются совершенно     
другими законами, с точки зрения КоАП - совершенно другими нормами КоАП, в      
том числе нормой, на которую я сегодня ссылался, поэтому и статистика ведётся   
отдельно. Но мы их сейчас не трогаем, равно как... ну, я не буду отвечать на    
ваш пассаж по поводу денежно-кредитной политики, он к данному законопроекту     
никакого отношения не имеет.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Дмитрий Фёдорович, двойной вопрос. Первый вопрос касается в      
данном случае дополнительных мер ответственности в виде, например,              
дисквалификации того должностного лица, которое не пускает, как вариант, либо   
вообще приостановления деятельности. Сталкивались неоднократно: приходит        
проверка - ей от ворот поворот. Что она делает? Профилактическое мероприятие    
- предупреждение, и через три месяца мы придём ещё раз. Ну, когда речь идёт о   
какой-нибудь живопырке маленькой, это понятно, а когда это, например, завод,    
который лекарства производит по какой-нибудь неправильной технологии, или ещё   
какие-нибудь более серьёзные случаи, это совершенно не годится, и здесь         
действия должны быть довольно жёсткие, на мой взгляд, особенно в условиях       
этого моратория. Не рассматриваете ли вы введение ответственности?              
                                                                                
И что касается депутатов. Да, орган коллегиальный, но каждый депутат            
контролирует исполнение законов, он защищает права своих граждан, это наша      
обязанность. И когда ему говорят на государственном предприятии: не             
пропустим, а сторожа потом на 2 тысячи накажем - это тоже совершенно не то.     
Это вот максимум, что сегодня требуется. Это право абсолютное, нас всего 450    
человек на всю страну, и если мы ещё будем в стороне стоять... (Микрофон        
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович.                            
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Вы что, хотите, так сказать, депутатов наделить правом закрывать   
предприятия? Не случится ли так, что будут злоупотребления? Я бы так это        
назвал. Ну, послушайте, должна быть соразмерность. Нет необходимости            
применения санкции в виде приостановления деятельности, в случае если идёт      
воспрепятствование, так сказать, осуществлению полномочий лица, которое         
осуществляет контрольно-надзорную деятельность, но при этом - подчеркну -       
какие-то более серьёзные нарушения ещё не выявлены. У нас административное      
приостановление деятельности на срок до 90 суток с известными, так сказать,     
сокращениями, которые мы вводили для отдельных видов предприятий и бизнеса,     
применяется только в тех случаях, когда в первую очередь есть угроза            
наступления тяжёлых последствий, угроза жизни и здоровью и это уже выявлено,    
понимаете? То есть уже выявлено, правонарушение уже оформлено. А когда не       
пустили, это должно быть чувствительно, но, простите, нет никаких оснований     
закрывать предприятие. Вот Николай Васильевич только что говорил, что           
предприятия ОПК в тяжёлом состоянии. Я даже не буду вдаваться в какие-то        
подробности. Их надо где-то и поберечь, где-то их надо, так сказать, и          
защитить? Надо. Могут быть попытки где-то повлиять на них с точки зрения, ну,   
не вполне, скажем так, законных целей? Наверное, могут быть. Есть конкуренция   
между предприятиями и многое, многое другое. Так что каждый должен всё-таки     
заниматься своим делом.                                                         
                                                                                
А что касается, так скажем, каких-то контрольных выездов и так далее, можно     
удостовериться, пройти посмотреть туда, где пустят. Естественно, на             
предприятия с секретностью, если у вас нет допуска, вас никто не пустит - ну,   
как говорится, ничего личного. Есть формы и есть виды информации, которые не    
предоставляются в том числе и нам с вами, коллеги, или предоставляются, но      
далеко не всем. Ну, мы же сейчас не об этом.                                    
                                                                                
Я ещё раз повторю, что смешивать эти два вида деятельности не надо и надо       
подходить всегда разумно, должна быть соразмерность между санкцией и            
совершённым правонарушением.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Присаживайтесь.               
                                                                                
Будут ли желающие выступить, коллеги? Нет.                                      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              406 чел.90,2 %                                    
Проголосовало против           15 чел.3,3 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    423 чел.                                          
Не голосовало                  27 чел.6,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.