Заседание № 70
17.12.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 73616-4 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" (в части увеличения установленного числа мировых судей и количества судебных участков в Красноярском крае).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3797 по 3819 из 5312
Пункт 20. Законодательное Собрание Красноярского края доверило представлять законопроект Валерию Ивановичу Сергиенко, но он в настоящее время находится на совещании... А, уже здесь. Пожалуйста, Валерий Иванович, успели. СЕРГИЕНКО В. И., фракция "Родина". Ситуация действительно аналогичная, Законодательное Собрание Красноярского края вышло с такой же инициативой - об увеличении количества участков и количества мировых судей. Те же самые обоснования - и огромные территории, и увеличение количества дел, рассматриваемых мировыми судьями, и неравномерность расселения, то есть огромное количество достаточно больших, с нашей точки зрения, до десяти тысяч жителей, скажем, районов, хотя это меньше, чем предусматривается действующим законодательством по нагрузке на один судебный участок. Тем не менее регулировать все эти процессы достаточно сложно. От имени Законодательного Собрания я также обращаюсь к палате с просьбой поддержать нашу инициативу, хотя, как и у Владимира Александровича, у меня есть большие сомнения в этом. Тем не менее, как представитель этого региона, просил бы учесть и его размеры, и его географию, и численность населения, и возрастающую нагрузку на каждого из мировых судей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, потом будем задавать вопросы.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3909 по 4015 из 5312
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад по всем законопроектам, за исключением пункта 19 (так как не было докладчика, мы переносим его рассмотрение на более позднее время), сделает представитель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Михаил Васильевич Емельянов. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Ну, в самом начале своего выступления я хотел бы заявить от имени комитета, что мы прекрасно понимаем те причины, по которым наши коллеги из субъектов Федерации предлагают нам принять соответствующие законодательные инициативы. Действительно, нагрузка на мировых судей в последнее время увеличилась. С одной стороны, растет правосознание наших сограждан, они всё чаще обращаются в суд за защитой своих прав, всё чаще разрешают свои конфликты в судебном порядке. А с другой стороны, мы с вами, уважаемые коллеги, приложили руку к тому, чтобы на мировых судей нагрузка стала больше: мы с вами приняли новый УПК, новый Уголовный кодекс, новый административный кодекс. Эти нормативные акты существенно расширили компетенцию мировых судей и, соответственно, добавили им работы. Всё это так, комитет это понимает. Но вместе с тем те способы, тот путь, который избрали наши коллеги из регионов для решения данной, безусловно актуальной проблемы, не представляется правильным. И дело вот в чем. Деятельность мировых судей, вопросы организации мировых судов регулируются законом "О мировых судьях...". Этот закон устанавливает, что численность населения в судебном участке, который обслуживает мировой судья, может колебаться от пятнадцати до тридцати тысяч человек. Другой закон, тоже федеральный закон, который мы с вами принимали, регулирует общее количество мировых судей, которые могут быть в том или ином субъекте. И при этом, вы помните, когда мы принимали этот закон, мы исходили из некоей средней численности населения, которая должна приходиться на одного мирового судью: это примерно двадцать две с половиной тысячи человек. Но это средний показатель, то есть законодатель совершенно одинаково отнесся ко всем субъектам Российской Федерации: все они находятся в равном положении и количество мировых судей в каждом субъекте пропорционально населению данного субъекта. Однако это не значит, что во всех судебных участках должно быть только по двадцать две с половиной тысячи человек. Федеральный закон устанавливает вилку, как я уже сказал, - от пятнадцати до тридцати тысяч человек, то есть в судебном участке население может быть и пятнадцать тысяч человек, и тридцать тысяч человек. Сделано это для того, чтобы субъекты могли учесть те особенности, о которых вот здесь говорили выступавшие. Поэтому, исходя из особенностей той или иной территории, исходя из нагрузки, которая падает на того или иного мирового судью, субъекты могут самостоятельно как создавать судебные участки, так и упразднять их своими законами, то есть федеральный законодатель дает субъектам возможность маневра. Вот этим маневром наши коллеги в регионах пользоваться не хотят. По сути дела, они, авторы законодательных инициатив, хотят добиться от нас того, чтобы мы дали им возможность максимально увеличить количество мировых судей при минимуме населения, которое должны эти мировые судьи обслуживать. Естественно, такой подход вряд ли может быть принят, потому что тогда и регионы будут оказываться не в равном положении, и, самое главное, мы упираемся в проблемы бюджета. Я абсолютно согласен с коллегой Жидких, который, в общем-то, подсказывает правильный путь решения данной проблемы. Действительно, нагрузка на мировых судей увеличивается и желательно было бы эту нагрузку снизить путем увеличения количества мировых судей, но делать это необходимо прежде всего по инициативе судебного департамента, Верховного Суда, которые должны сначала в рабочем порядке решить этот вопрос с Министерством финансов, а потом выйти в правительство. И естественно, при наличии бюджетной обеспеченности мы эти вопросы решим легко. Я просто еще раз хочу сказать всем коллегам, которые критиковали комитет: вот в этом зале звучит очень много благих пожеланий, но все наши благие пожелания ограничены размером бюджета Российской Федерации, любое благое пожелание должно быть соизмеримо с другими бюджетными потребностями. Решать этот вопрос надо не по-партизански, как пытаются субъекты, когда каждый говорит о том, что вот у него есть особенности, у него есть проблемы. Такие особенности и проблемы мы найдем в каждом субъекте. Но решать эту проблему надо по-серьезному. То есть вы можете сказать своим коллегам из судов соответствующих субъектов Федерации, что должно быть консолидированное мнение, высказанное судебным департаментом, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, о том, что необходимо увеличить количество мировых судей в Российской Федерации, изменить критерии, изменить среднюю численность населения участков, из которой необходимо исходить при вычислении количества мировых судей, и таким образом решить эту проблему. Отдельные вот такие маневры, отдельные попытки получить больше мировых судей только для себя, ну, вряд ли будут иметь успех и вряд ли наш комитет когда-либо поддержит такие попытки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Желающие выступить? Плигин Владимир Николаевич желает выступить и правительство тоже. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Для того чтобы системно отнестись к проблеме мировой юстиции, по нашей инициативе была проведена всероссийская конференция совместно с Верховным Судом, ученым сообществом и представителями регионов Российской Федерации. В рамках этой конференции, которая прошла в прошлом месяце, были выработаны определенные рекомендации и, соответственно, эти рекомендации могут быть реализованы. Я бы хотел обратить внимание на следующее. При анализе подсудности дел мировым судьям... мы будем предлагать сокращать число, и существенно сокращать число уголовных дел, которые подсудны мировым судьям. Мировые суды совершенно не выполняют воспитательные функции по тем делам, которые рассматриваются в отношении несовершеннолетних, это должно быть исключено. Также мы полагаем, что все уголовные дела публичного обвинения должны быть исключены из компетенции мировых судей. И, таким образом, вновь будет выравниваться рационально нагрузка недозагруженных федеральных судов и мировых судов. Абстрактная постановка вопроса только о повышении числа мировых судей ни в коей мере не отражает реальные вопросы развития этого института. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4049 по 4070 из 5312
На голосование ставится законопроект под номером 20 повестки дня. Кто за то, чтобы принять его в первом чтении? Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По пункту 19 не выступал докладчик. Мы фиксируем его отсутствие и рассмотрим на другом пленарном заседании. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 33 сек.) Проголосовало за 48 чел.10,7% Проголосовало против 9 чел.2,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3% Результат: не принято Не принято.