Заседание № 67

12.10.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 735475-6 "О внесении изменения в пункт 1 части 2 статьи 11 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в части расширения перечня образовательных услуг, на оплату которых могут быть направлены средства материнского (семейного) капитала).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5914 по 6143 из 7297
Переходим к рассмотрению 19-го вопроса. Проект федерального закона              
"О внесении изменения в пункт 1 части 2 статьи 11 Федерального закона           
"О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".        
Докладывает Олег Николаевич Смолин.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я прошу прощения за избыток моего присутствия   
на трибуне Государственной Думы, но вот так составлена повестка дня.            
                                                                                
Хочу сказать, что, в отличие от двух других, этот законопроект (забегая         
вперёд) не только не требует денег, но даже в каком-то смысле позволил бы       
правительству их сэкономить, но это чуть забегая вперёд.                        
                                                                                
Начну с того, уважаемые коллеги, что смысл законопроекта заключается в          
следующем. В настоящее время действующий закон позволяет использовать           
материнский (семейный) капитал на увеличение пенсии мамы, на улучшение          
жилищных условий семьи, на образование ребёнка, на реабилитацию                 
ребёнка-инвалида. Кроме того, постановление Правительства Российской            
Федерации № 926 разрешает ещё два направления использования материнского        
капитала, а именно на оплату пользования жилым помещением (опускаю              
подробности) и на оплату содержания ребёнка в детских дошкольных и школьных     
образовательных организациях.                                                   
                                                                                
Наш законопроект предполагает возможность использовать материнский капитал на   
следующие цели. Одна из них действительно повторяется - это полная или          
частичная оплата дошкольного образования, оплата присмотра и ухода за детьми,   
которые получают это самое дошкольное образование, и оплата дополнительного     
образования детей. Что это даёт?                                                
                                                                                
Первое - возможность маме работать. По данным Минобрнауки, после того как       
объявили о завершении программы создания детских садов и мест в дошкольных      
учреждениях, очередь в детские сады (дети в возрасте от трёх до семи лет) -     
около 75 тысяч детей, а по данным Счётной палаты - примерно 50 тысяч, плюс      
260 тысяч детей в возрасте от полутора до трёх лет. Соответственно, мы даём     
возможность стране получить более 300 тысяч молодых работниц, ну, в редких      
случаях - работников, когда отцы пользуются правом на отпуск по уходу за        
ребёнком.                                                                       
                                                                                
Второе. По нашим оценкам, очереди в детские сады в течение нескольких           
ближайших лет будут, скорее, расти: демографическая волна ещё по-настоящему     
на спад не пошла, и, поскольку программа строительства детских садов            
завершена, можно ожидать, что проблема сохранится.                              
                                                                                
Третье. Законопроект помогает малообеспеченным семьям заплатить за частные      
детские сады, где дошкольное образование почти всегда частично платное.         
                                                                                
Четвёртое - возможность доплатить за присмотр и уход в детских садах.           
Напомню, что в предыдущей версии закона об образовании у нас существовала       
льгота: семьи обычно платили 20 процентов стоимости содержания ребёнка в        
дошкольном учреждении, многодетные семьи - 10 процентов. С 2013 года эта        
льгота отменена; по нашим данным, плата за детские сады увеличилась в стране    
в целом примерно в 1,5 раза.                                                    
                                                                                
Ну и наконец, пятое. Мы позволим детям получить дополнительное образование,     
то есть обеспечим их разностороннее развитие.                                   
                                                                                
В последнее время, уважаемые коллеги, наши власти гордятся тем, как             
исполняются майские указы, даже в отчёте правительства было сказано, что        
майские указы исполнены на 91 процент, но это, я думаю, статистические          
чудеса. Напомню, что согласно одному из майских указов к 2020 году в систему    
дополнительного образования должно быть вовлечено 75 процентов всех детей,      
половина из них должны получать образование за счёт средств федерального        
бюджета. Сейчас, если верить официальной статистике, в систему                  
дополнительного образования вовлечено уже 69 процентов, при этом все забыли о   
второй части задачи - о том, что касается федерального бюджета, уважаемые       
коллеги.                                                                        
                                                                                
Я член Национального координационного совета по поддержке молодых талантов      
России при Правительстве Российской Федерации, мы там принимаем очень           
неплохие концепции разного рода по развитию дополнительного образования, и      
вот однажды на заседании совета я спросил у уважаемой и поддерживаемой мной     
Ольги Юрьевны Голодец: Ольга Юрьевна, всё хорошо, концепции замечательные, но   
скажите, пожалуйста, а как мы будем их реализовывать, если учесть, что из       
федерального бюджета никаких денег на исполнение указа президента в части       
дополнительного образования детей не выделяется? Ольга Юрьевна (с болью в       
голосе) ответила, что вопрос выносился на обсуждение с Минфином, но Минфин      
отказал. Естественно, можно было бы порассуждать о том, кто в доме хозяин -     
президент, который издаёт указы, или Минфин, который определяет,                
финансировать указы или не финансировать, - но это несколько другой вопрос.     
                                                                                
Я говорю о другом, уважаемые коллеги. Указ президента в части финансирования    
допобразования детей из федерального бюджета не финансируется никак. Если бы    
вы поддержали данный законопроект, то это без каких-либо дополнительных         
затрат позволило бы родителям использовать средства материнского капитала на    
дополнительное образование детей, и мы могли бы сказать, что направили часть    
федеральных денег на реализацию указа президента и исполнили его. Я думаю,      
если бы правительство было более дальновидным, оно поддержало бы наш            
законопроект, вместо того чтобы давать на него отрицательное заключение.        
                                                                                
Какие аргументы выдвинуты против этого законопроекта? Всё те же.                
                                                                                
Во-первых, нам говорят, что правительство своим постановлением уже              
урегулировало вопрос в части дошкольного образования, хотя это не совсем так.   
                                                                                
Во-вторых, уважаемые коллеги, считается, что право на определение               
дополнительных направлений использования материнского капитала почему-то        
должно принадлежать только Правительству Российской Федерации. Повторю: во      
всём мире права человека определяются напрямую законодательством, законами, а   
не подзаконными актами. Коллеги, мы принимаем здесь, например, технические      
регламенты, в которых прописываются всякие подробности, допустим, какими        
должны быть молоко, яйцо, какие-то другие продукты питания, а вот что           
касается детей - тут мы решения почему-то оставляем Правительству Российской    
Федерации (при всём к нему уважении). Я думаю, дети ничуть не менее важны, и    
нам надо ориентироваться на здравый смысл, а не только на международные акты,   
которые требуют принятия технических регламентов со всеми подробностями.        
                                                                                
Короче говоря, мы уверены, что этот закон в случае его принятия никому не       
навредит, он только поможет детям и мамам, нашим гражданам, в том числе         
Правительству Российской Федерации.                                             
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
С содокладом выступает Ольга Владимировна Окунева, первый заместитель           
председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей.                        
                                                                                
ОКУНЕВА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Олег Николаевич достаточно          
подробно остановился на содержании предлагаемого к рассмотрению                 
законопроекта. Комитет по вопросам семьи внимательно рассмотрел проект          
федерального закона о дополнении перечня услуг, на оплату которых могли бы      
быть направлены средства материнского (семейного) капитала в рамках получения   
образования ребёнком. Повторю, что авторы предлагают установить возможность     
расходования средств на оплату платных образовательных услуг в части программ   
дошкольного образования и дополнительного образования.                          
                                                                                
При этом хотелось бы всё-таки отметить - это отметил и сам Олег Николаевич, -   
что в части образовательных программ дошкольного воспитания в настоящее время   
вопрос всё-таки урегулирован. Федеральным законом "О дополнительных мерах       
государственной поддержки семей, имеющих детей" предусмотрено, что средства     
материнского капитала могут направляться на получение образования ребёнком в    
любой образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей   
право на оказание соответствующих образовательных услуг.                        
                                                                                
При этом частью 2 статьи 11 указанного федерального закона, в которую           
предлагается внести изменение, закреплено положение, согласно которому          
средства материнского капитала могут быть направлены на оплату платных          
образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию      
образовательным программам, речь идёт в том числе о частных и религиозных       
организациях. У нас с вами утверждён стандарт образования, и государство в      
соответствии с этим стандартом обеспечивает финансирование во всех              
образовательных организациях, дошкольного образования, а также иных связанных   
с получением образования расходов, перечень которых действительно               
определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной       
нормы правительством принято соответствующее постановление. При этом к иным     
расходам отнесены расходы, которые перечислил Олег Николаевич. Что касается     
направления средств материнского капитала на оплату дополнительных              
образовательных программ для детей, равно как на оплату иных платных услуг,     
сейчас это действительно полномочие Правительства Российской Федерации.         
                                                                                
На проект закона поступило 43 отзыва исполнительных органов власти, из них 33   
отзыва - отрицательные. Надо отметить, что в том числе наши коллеги из Совета   
Федерации, Комитет по социальной политике, внимательно рассмотрели              
законопроект и не поддержали его.                                               
                                                                                
Что ещё хотелось бы отметить? Этот законопроект был внесён в Государственную    
Думу в марте 2015 года. Олег Николаевич опирался в своём докладе на цифры,      
которые приводила министр образования в своих выступлениях. Я тоже хотела бы,   
коллеги, напомнить, что 27 сентября Ольга Юрьевна выступала здесь в рамках      
"правительственного часа" и сказала, что в настоящее время уже в 60 регионах    
Российской Федерации обеспечено стопроцентная доступность мест в детских        
дошкольных учреждениях, в 2016 году дополнительно было создано 97 тысяч мест,   
в 2017 году мы с вами в бюджете предусмотрели 8 миллиардов рублей и ведётся     
строительство детских дошкольных учреждений в Крыму и в Севастополе.            
                                                                                
Комитет по вопросам семьи предлагает данный законопроект отклонить.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Владимировна.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить? Тоже нет.          
                                                                                
Заключительное слово Олега Николаевича Смолина.                                 
                                                                                
Депутату Смолину включите микрофон.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, повторю ещё раз: с нашей точки зрения,          
подобные вопросы нужно регулировать законом, а не отсылать правительству. Но    
если уважаемый комитет боится продублировать в законе постановление             
правительства, есть другая версия: в конце концов ко второму чтению оставьте    
только то, что касается дополнительного образования детей, на которое,          
повторю, вопреки указу президента до сих пор не выделено никаких денег.         
                                                                                
Что такое дополнительное образование детей? Я вам приведу пример, который       
знаю, что называется, досконально. Мальчишке-школьнику позарез нужно для        
здоровья вовремя попасть в плавательную секцию. Есть бесплатные плавательные    
секции, но теперь, чтобы попасть туда, нужно иметь определённый уровень,        
показывать определённые результаты. Позаниматься с тренером индивидуально -     
2000 рублей в час. Как вы думаете, всем ли доступны подобные цены? А ведь       
речь идёт о здоровье ребёнка! Позвольте семье решать, на что потратить          
материнский капитал, и, может быть, она его потратит на то самое здоровье       
ребёнка.                                                                        
                                                                                
И сколько таких примеров! Вы прекрасно знаете, что многие наиболее престижные   
виды дополнительного образования платные. Вы прекрасно знаете, что из тех 69    
процентов детей, которые, по официальным данным, вовлечены в дополнительное     
образование, подавляющее большинство занимается художественным творчеством,     
что прекрасно. Но почему именно им? Это самое дешёвое. А вот в техническое      
творчество очень мало ребят вовлечено, и федеральный бюджет на это денег не     
выделяет. Так дайте возможность родителям, в конце концов, заплатить за         
участие ребёнка в техническом творчестве, если они считают нужным на это        
потратить часть материнского (семейного) капитала, и, может быть, потом мы      
получим талантливых инженеров, которые будут обеспечивать нам модернизацию      
страны!                                                                         
                                                                                
Я не понимаю, что за преклонение перед святостью решений правительства,         
уважаемые коллеги! Повторяю, денег не требуется, правительству помогаем         
исполнить указ Президента Российской Федерации. Ну давайте поможем              
правительству!                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
Ольга Владимировна, будете выступать? Нет.                                      
                                                                                
Коллеги, ставлю законопроект на голосование.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за               90 чел.20,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     90 чел.                                          
Не голосовало                 360 чел.80,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.