Заседание № 276

19.03.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 735387-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (о регенерации историко-градостроительной или природной среды объектов культурного наследия).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2575 по 2920 из 5217
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный       
закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)         
народов Российской Федерации". Доклад и содоклад Александра Михайловича         
Шолохова.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШОЛОХОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Поскольку авторы - коллеги   
из Совета Федерации попросили меня сделать этот доклад, я выступлю и от         
авторов, и от комитета.                                                         
                                                                                
Я думаю, говорить о значении объектов культурного наследия для нашей            
культуры, для нашей исторической памяти, для нашей, наконец,                    
самоидентификации совершенно бессмысленно, и именно поэтому в границах          
территорий памятников и ансамблей федеральным законом установлен крайне         
строгий режим их использования, исключающий строительную деятельность. Однако   
зачастую на основании архивных материалов, полевых и научных исследований       
известно, какие ещё здания и сооружения (в проекте закона называемые            
элементами) располагались на территориях памятников и ансамблей, но были        
впоследствии утрачены.                                                          
                                                                                
Статьёй 47 федерального закона № 73-ФЗ уже предусмотрена возможность            
воссоздания объектов культурного наследия, но только тех, которые уже           
поставлены на государственную охрану. Восстановление и воссоздание ранее        
утраченных объектов прямой нормой федерального закона не предусмотрено.         
Поэтому в предлагаемом вашему вниманию законопроекте предложено дополнить       
федеральный закон № 73-ФЗ положениями о возможности воссоздания и               
восстановления на основе научных исследований и проектной документации          
утраченных элементов памятников и ансамблей и о порядке проведения подобных     
работ. Проектом также вводятся принципы восстановления утраченных элементов,    
к которым предложено отнести в том числе принципы научной обоснованности,       
объективности, использования исторических отделочных материалов,                
воспроизведения объёмно-пространственных и архитектурно-стилистических          
характеристик воссоздаваемого объекта.                                          
                                                                                
Полагаем, что предложенные меры будут способствовать восстановлению             
исторической среды и исторического облика памятников и ансамблей, их            
приспособлению к современному использованию и, соответственно, при              
необходимости оперативному включению памятников и ансамблей с воссозданными     
элементами в хозяйственный оборот.                                              
                                                                                
Проектом федерального закона предложено усовершенствовать ещё один              
инструментарий сохранения и воссоздания исторического окружения объектов        
культурного наследия. Федеральным законом в охранной зоне объекта культурного   
наследия уже предусмотрена возможность применения специальных мер,              
направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или         
природной среды, однако само понятие регенерации в федеральном законе не        
раскрыто и порядок её проведения отсутствует. Поэтому проектом предложено       
дополнить федеральный закон новой статьёй - 34-2, вводящей такое определение    
и предусматривающей осуществление регенерации на основе научных исследований    
с соблюдением особого режима использования земель и требований к                
градостроительным регламентам, установленным в охранной зоне объекта            
культурного наследия.                                                           
                                                                                
Также проектом федерального закона предлагается разрешить в границах            
территорий памятников и ансамблей, охранных зон объектов культурного наследия   
строительство линейных объектов и сетей инженерно-технического обеспечения,     
не нарушающее характеристики историко-градостроительной или природной среды.    
Зачастую проведение таких работ необходимо, но на практике затруднено из-за     
отсутствия прямой нормы закона, позволяющей их осуществление в границах         
территорий памятников и ансамблей, охранных зон. Принятие предлагаемых          
изменений позволит при условии сохранения сложившейся                           
историко-градостроительной и природной среды прокладывать в границах            
территорий объектов культурного наследия, например, коммуникации, необходимые   
для обеспечения их функционирования.                                            
                                                                                
Федеральный закон "Об объектах культурного наследия..." предусматривает в       
составе предмета охраны исторического поселения такую номинацию, как            
исторически ценные градоформирующие объекты, и содержит её определение.         
Законопроект направлен на уточнение порядка выявления и учёта исторически       
ценных градоформирующих объектов и предусматривает обязательность уведомления   
владельцев зданий и сооружений об их отнесении к таковым, что важно,            
безусловно, для обеспечения сохранности таких объектов.                         
                                                                                
Таким образом, законопроект, предлагаемый вашему вниманию, направлен на         
дальнейшее совершенствование восстановления исторической среды, объектов        
культурного наследия, что позволяет в том числе оперативно вовлекать в          
современный оборот эти объекты.                                                 
                                                                                
От комитета подчеркну, что Правительство Российской Федерации поддерживает      
законопроект при условии его доработки в соответствии с поступившими            
замечаниями. Комитет Государственной Думы по строительству и                    
жилищно-коммунальному хозяйству, являющийся соисполнителем по законопроекту,    
также поддерживает проект федерального закона. Положительные заключения на      
него дали законодательные органы государственной власти 34 субъектов            
Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти 55           
субъектов Российской Федерации, и исполнительным органом власти одного          
субъекта, это Владимирская область, высказана позиция о необходимости           
доработки законопроекта в соответствии с представленными ими замечаниями.       
Отрицательные заключения на законопроект отсутствуют.                           
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по культуре поддерживает законопроект и            
рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.                   
                                                                                
Ну и, если позволите, немного забегая вперёд, скажу, что этот законопроект      
разработан в рамках поручения Президента Российской Федерации по итогам его     
обращения к Федеральному Собранию, Послания Федеральному Собранию, где было     
сказано о необходимости удаления излишней формализации в рамках использования   
и, главное, сохранения объектов культурного наследия. Основным принципом при    
этом остаётся, безусловно, сохранность таковых объектов при возможности их      
современного использования.                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы?                                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сулейманов Ренат Исмаилович, пожалуйста.                                        
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И. Уважаемый Александр Михайлович, вот на моей памяти мы третий   
раз вносим изменения в закон "Об объектах культурного наследия...", и все они   
почему-то направлены не на усиление, так сказать, их охраны, что, казалось      
бы, необходимо делать, а вот на какие-то возможности их использования,          
введения в коммерческий оборот и так далее. Вот насколько эта тенденция,        
вообще говоря, отвечает задачам охраны нашего культурного наследия?             
                                                                                
ШОЛОХОВ А. М. Ренат Исмаилович, спасибо за вопрос. Он действительно очень       
часто возникает - и справедливо возникает - в подобных ситуациях.               
                                                                                
Я хочу отметить, что у нас существуют тот же самый 73-й федеральный закон и     
ещё ряд законодательных и подзаконных документов, которые очень строго          
регламентируют всё, что допустимо на объектах культурного наследия. И я         
подчёркиваю, что 73-й федеральный закон никто не отменяет, в том числе и        
законопроектом, который мы рассматриваем. Подразумевается уточнение некоторых   
параметров.                                                                     
                                                                                
Вот вы говорите о том, что это вызывает озабоченность в связи с возможностью    
каких-то злоупотреблений в данном направлении, но, поверьте, уж кому-кому, а    
Комитету по культуре и мне лично это, безусловно, никак не может быть вменено   
в вину. Дело в том, что я проработал очень много и продолжаю, в общем-то,       
работать в этой сфере. И зачастую это выглядит каким образом? Существует        
объект культурного наследия. А справочно я вам скажу, что десятки тысяч         
объектов культурного наследия находятся у нас в неудовлетворительном            
состоянии. На сегодняшний день объект культурного наследия требует              
обеспечения, ну, как минимум инженерки, для этого нужно проложить               
коммуникации: электричество, канализация, водоснабжение. Существующие нормы     
нам этого не позволяют. Поэтому я как раз обращал внимание на линейные          
объекты. Что это такое? Это как раз те самые коммуникации, которые мы           
предлагаем разрешить проводить.                                                 
                                                                                
Далее. Речь в данном законопроекте идёт о комплексах, в которых есть            
утраченные элементы. Я подчёркиваю, они утрачены, их нет, они сохранились       
либо в форме фундаментов, которые можно изыскать, - я подчёркиваю: над землёй   
уже ничего не сохранилось, - либо существуют документы, проекты, научные        
исследования, которые подтверждают существование таковых. И в данном случае     
мы говорим не об уменьшении степени защиты объекта культурного наследия, а,     
наоборот, о его восстановлении в том виде, в котором он был задуман, в          
котором он был создан и в котором он должен существовать для более полного      
его восприятия.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович.                              
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Александр Михайлович, предлагаемое допущение            
возможности отклонения воссоздаваемого элемента памятника или ансамбля от его   
основных характеристик, существующих до утраты существующего элемента           
памятника или ансамбля, считаем крайне недопустимым. Это равносильно попытке    
переписывания истории, чем сегодня заняты отдельные представители науки и       
политики. Одного примера замены памятника маршалу Советского Союза Георгию      
Жукову достаточно. Памятники архитектуры и тем более целый ансамбль - это       
история, запечатлённая для наших потомков, они содержат в себе множество        
символов и информацию периода их установления. Вопрос: не считаете ли вы        
правильным установление возможности решать вопрос об отклонении                 
воссоздаваемого элемента памятника или ансамбля через общественные слушания     
либо голосование жителей городов, населённых пунктов, где он был установлен,    
а в отдельных... (Микрофон отключён.)                                           
                                                                                
ШОЛОХОВ А. М. Спасибо за вопрос, Вячеслав Михайлович. Это один из пунктов,      
над которыми мы действительно ещё будем работать ко второму чтению. Я сейчас    
объясню, о чём идёт речь, - безусловно, не о замене одного здания другим,       
отличающимся по архитектуре и прочим градостроительным нормам. Речь идёт о      
том, что воссоздаваемое современное здание по требованиям пожарной              
безопасности, иным нормам... Если говорить о пожарной безопасности, должен      
быть второй пожарный выход, а исторически его в здании не было. То же с         
лифтовыми шахтами. Именно вот о таких вещах речь идёт, не об изменении          
внешнего облика. И если вы обратите внимание, то в законопроекте чётко          
прописано: с сохранением всех архитектурных решений. Однако я согласен с        
вами, видимо, это прописано недостаточно чётко, если вызывает сомнения и        
возможность разночтений, поэтому мы поработаем над этим ко второму чтению и     
предлагаем включиться в этот процесс.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Михайлович, спасибо за то, что всё-таки      
услышали наши опасения. Не просто недостаточно чётко прописано, а угрожающе     
прописано для объектов культурного наследия право на строительство линейных     
объектов типа... Вот вы пишете: линии электропередачи, трубопроводы,            
автомобильные дороги - это же всё линейные объекты, о которых вы говорите       
сейчас. Скажите, пожалуйста, а как же они могут не нарушить вообще              
историко-градостроительную или природную среду объекта культурного наследия и   
кто возьмёт на себя смелость давать разрешения на строительство вот этих        
линейных объектов? Нельзя ли избавиться от этой новеллы в вашем                 
законопроекте?                                                                  
                                                                                
ШОЛОХОВ А. М. Спасибо за вопрос, Нина Александровна. Как вы понимаете,          
линейный объект, условно говоря... не условно, а безусловно говоря об           
электрификации, о коммунальном хозяйстве, - это подземные объекты, это не       
линия электропередачи, висящая в воздухе, и это не газовая труба со всеми       
изгибами, проходящая через... Речь идёт только о подземных линейных объектах.   
Если говорить о дорогах, то это опять же воссоздание тех дорог, которые         
существовали между объектами ансамбля и которые восстанавливают, в общем-то,    
нормальную логистику.                                                           
                                                                                
Я благодарен за все вот эти три вопроса: они указывают на те недостатки в       
формулировках, которые мы допустили, и это надо будет уточнить, избежать        
возможности разночтений ко второму чтению.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Александр Михайлович, вот в законопроекте написано, что        
уполномоченный орган установит критерии отнесения зданий, сооружений, а есть    
хотя бы, ну, позиция этого уполномоченного органа, что за критерии будут        
прописаны? Это обсуждали, не обсуждали? Скажите, пожалуйста, об этом, чтобы     
было понимание, какие критерии будут заложены. Это первое.                      
                                                                                
И второе. Вы в своём докладе сказали, что данная законодательная инициатива     
была разработана по поручению президента. Закон вступит в силу через год с      
момента его официального опубликования. Почему вот именно год? Достаточно       
такой длительный период до вступления в силу этого закона.                      
                                                                                
ШОЛОХОВ А. М. Спасибо за вопросы, Андрей Геннадьевич.                           
                                                                                
Я вам могу буквально прочитать, каким требованиям и условиям должны отвечать    
эти работы. Принципы реконструкции и регенерации - это гибкость (здание         
проектируется с учётом возможности изменения его функционального назначения     
или конфигурации, то есть никаким образом перестроить это здание радикально     
невозможно), это модульность (использование модульных элементов для             
облегчения конструкции) и это внедрение технологий, которые позволяют это       
здание адаптировать к современным условиям. С точки зрения сохранности,         
естественно, это всё те же требования, которые прописаны в 73-м законе и        
относятся к любому объекту культурного наследия. Естественно, эти положения     
согласованы с Министерством культуры, их соображения изложены в официальном     
отзыве правительства.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёхин Андрей Анатольевич.                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ШОЛОХОВ А. М. А, срок, извините, да. Это как раз потребует учёта определённых   
организационных моментов от органов охраны. Они должны будут проработать и      
небольшое количество подзаконников, но это, в общем-то, техническая работа,     
и, главное, систему взаимодействия с собственниками, их оповещения и            
контроля.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёхину включите микрофон.                                
                                                                                
АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Михайлович, в данном законопроекте отсутствуют механизмы,   
помогающие надзорным органам препятствовать уничтожению исторической среды в    
охранных зонах. Без такого механизма понятие регенерации трактуется предельно   
широко, а на практике прикрывается снос. Почему в законопроекте не              
установлены конкретные рамки, регулирующие регенерацию культурных объектов?     
                                                                                
ШОЛОХОВ А. М. Спасибо за вопрос. Это как раз соотносится с предыдущим           
вопросом, потому что это относится уже к компетенции органов охраны             
памятников, подобные требования и положения разрабатываются ими, как раз для    
этого ещё год и потребуется, прежде чем закон вступит в силу.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич.                                      
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемый Александр Михайлович, поясните, пожалуйста: вот, например, в селе     
есть старая дворянская усадьба, полуразрушенная, это здание является объектом   
культурного наследия, рядом была беседка, она утрачена, её нет, по вашему       
законопроекту её воссоздадут заново в соответствии с проектом - вот эта         
отдельная беседка будет являться объектом культурного наследия и какой у неё    
будет статус?                                                                   
                                                                                
ШОЛОХОВ А. М. Это будет индивидуальная история, по каждому конкретному случаю   
я сейчас не могу сказать, но в принципе, скорее всего, если речь идёт об        
ансамбле и именно ансамбль рассматривается как объект культурного наследия,     
она тоже будет соответствующей процедурой включаться в объекты культурного      
наследия.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Да.                                        
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста.                                                
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю. Этой осенью фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" проводила в стенах                
Государственной Думы выставку "Исторические усадьбы России. Прошлое.            
Настоящее. Будущее", и мы как раз старались показать депутатам все проблемы     
эксплуатации и восстановления исторических усадеб, мы сюда собрали почти всех   
владельцев исторических усадеб России. Во-первых, нормально восстановленная     
историческая усадьба - это усадьба, восстановленная по всем правилам, то есть   
там никаких отклонений от нормативов нет. Во-вторых, восстановленная            
историческая усадьба является очень важным культурным, историческим, а          
главное - экономическим центром всей округи. У нас несколько тысяч              
исторических усадеб, государство все не восстановит никогда, обязательно        
нужно, чтобы частный капитал, люди участвовали в воссоздании, и, конечно, им    
надо в этом помогать.                                                           
                                                                                
Вот этот законопроект - это очень важный инструмент для того, чтобы именно      
люди, частные лица приходили, восстанавливали усадьбы, а дальше эти усадьбы     
жили своей жизнью. Фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ", конечно же, этот законопроект          
поддержит двумя руками.                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочный представитель президента будет выступать? Правительства?            
Докладчик - заключительное слово?                                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШОЛОХОВ А. М. Я хочу поблагодарить за такое живое обсуждение, оно показывает    
неподдельный интерес и заботу Государственной Думы по отношению к нашему        
культурному наследию. Я благодарю за поддержку и хочу подчеркнуть, что          
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект, который          
позволит не только выполнить поручение президента, но и действительно помочь    
тем людям, которые занимаются благородным делом сохранения и восстановления     
нашего исторического наследия.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Михайлович.                            
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках     
истории и культуры) народов Российской Федерации", пункт 9.                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              345 чел.76,7 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.22,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.