Заседание № 238

22.05.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 734785-6 "О внесении изменений в статью 288-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка предоставления льгот по налогу на прибыль организаций резидентам Особой экономической зоны в Калининградской области; принят в первом чтении 22 апреля 2015 года с наименованием "О внесении изменений в статью 288-1 Налогового кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4122 по 4172 из 8606
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 288-1    
части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Раиса        
Васильевна Кармазина.                                                           
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, законопроект был принят в первом чтении 22   
апреля этого года. К законопроекту поступило шесть поправок, они включены в     
две таблицы: в таблице поправок № 1 две поправки - они рекомендуются к          
принятию; в таблице поправок № 2 четыре поправки - они рекомендуются к          
отклонению. Прошу поставить на голосование таблицы. В случае утверждения        
таблиц поправок рекомендуем принять законопроект во втором чтении.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна.                                
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              301 чел.66,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    302 чел.                                          
Не голосовало                 148 чел.32,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              309 чел.68,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    310 чел.                                          
Не голосовало                 140 чел.31,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект выносится на "час голосования".                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7480 по 7496 из 8606
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 288-1    
части второй Налогового кодекса Российской Федерации", второе чтение.           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              386 чел.85,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 231

22.04.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 734785-6 "О внесении изменений в статью 288-1 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка предоставления льгот по налогу на прибыль организаций резидентам Особой экономической зоны в Калининградской области).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5384 по 5699 из 6275
Пункт 13-й, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 288-1     
Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя     
правительства Сергея Дмитриевича Шаталова.                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вопрос        
возник в связи с применением налогового законодательства в отношении            
резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. Проблема        
одновременно и сущностная, и формальная, техническая. О чем идёт речь? В        
соответствии с законодательством, которое было одобрено и работает уже на       
протяжении ряда лет, резиденты особой экономической зоны имеют возможность      
платить пониженный налог на прибыль: на шесть лет они освобождаются полностью   
от уплаты налога, то есть применяется нулевая ставка, а в течение последующих   
шести лет применяется десятипроцентная ставка. Однако дальше возникает вопрос   
о том, каким образом это будет действовать, потому что, с одной стороны, они    
эту льготу могут применять только с момента, когда станут резидентами, а это    
необязательно совпадает с началом календарного года, а с другой стороны, в      
соответствии с Налоговым кодексом применение этой льготы возможно только по     
календарным годам. В связи с этим происходят разночтения и, соответственно,     
предлагается проблему решить таким образом: с момента, когда он стал            
резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области, он сразу же     
начинает пользоваться этой льготой и пользуется ею до конца года, потом в       
следующие шесть лет применяется нулевая ставка, а затем в следующие шесть лет   
- десятипроцентная ставка. Это означает, что некоторые налогоплательщики        
переплатили налоги, сумма - примерно 240 миллионов рублей, она оценена со       
стороны налоговых органов, и о ней знает администрация Калининградской          
области. Понятно, что, если будет принят этот закон, эти деньги нужно будет     
вернуть налогоплательщикам, как излишне уплаченные налоги. С этим согласны      
все: и правительство, и администрация Калининградской области, и налоговая      
служба.                                                                         
                                                                                
Мы просим поддержать это решение. Спасибо.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич.                               
                                                                                
Содоклад сделает член Комитета по бюджету и налогам Вера Анатольевна Ганзя.     
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сергей Дмитриевич очень      
подробно и обстоятельно изложил суть этого законопроекта, и мне остаётся лишь   
добавить, что вот этот закон предлагается принять в связи с обращением          
правительства Калининградской области, то есть это один из тех                  
законопроектов, один из тех случаев, когда инициатива региона находит полную    
поддержку в федеральных органах власти.                                         
                                                                                
Резиденты особой экономической зоны используют особый порядок уплаты налога     
на прибыль организаций, полученную от реализации инвестиционного проекта,       
однако по действующему закону, как сказал Сергей Дмитриевич, один резидент      
может пользоваться этой льготой в течение полного года, а для другого           
резидента срок оказывается несколько сокращённым. Вот этот закон устраняет      
неравенство в сроках налоговых преференций для резидентов особой                
экономической зоны, увеличивает период действия налоговой льготы. Более того,   
эта норма распространяется как на новых, так и на действующих резидентов,       
таким образом, закон направлен на поддержку в целом резидентов Особой           
экономической зоны в Калининградской области.                                   
                                                                                
Комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении. Спасибо.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы, коллеги?                                                      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Романов Валентин Степанович, пожалуйста.                                        
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Вопрос Сергею Дмитриевичу Шаталову.                                             
                                                                                
Предлагаются дополнительные возможности для резидентов в плане льгот. Сергей    
Дмитриевич, я предполагаю, вы скажете, что это вне сферы компетенции вашего     
министерства, но всё же скажите, был ли проведён Минфином или                   
Минэкономразвития анализ того, что дала нам за прошедшее время эта особая       
экономическая зона? Все мы понимаем, что с геополитической точки зрения         
ситуация жёсткая для России, анклав, которым фактически является Калининград,   
требует повышенного внимания, я в принципе предложение поддерживаю, но нет ли   
пары цифр, которые характеризуют, что же мы получили?                           
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Я не готов вам назвать конкретные цифры, показывающие, во что     
это вылилось, но мы понимаем, что это способствовало развитию области,          
региона, там зарегистрированы десятки резидентов - это крупные компании,        
некоторые из них являются мировыми лидерами, и они воспользовались как раз      
теми преимуществами, которые этот режим дал. Понятно, что это и                 
дополнительные рабочие места. И в принципе мы, так же как и администрация       
области, оцениваем действие этого закона как позитивное.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Литвинцев Дмитрий Алексеевич.                             
                                                                                
ЛИТВИНЦЕВ Д. А. Уважаемый Сергей Дмитриевич, безусловно, надо принять то, что   
предлагаетеся, хотя удивительно, что это предлагает Калининградская область,    
- они так легко могут расстаться с 240 миллионами из своего бюджета? Тем не     
менее у нас вот таких вот моментов в законодательстве очень много, например,    
у нас налоговые агенты, которые переходят на вменённую систему                  
налогообложения, к сожалению, могут только в конце года заявить об этом в       
налоговом органе, и тогда нам надо по аналогии дать возможность нашим           
предпринимателям тоже переходить на неё в течение года или возвращать потом     
им деньги, потому что крайне громоздкая и совершенно негибкая система           
налогообложения получается! Вот ваше мнение хочется услышать.                   
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Впервые столкнувшись с проблемой, может быть, не         
совсем удачных формулировок и неясностей в отношении того, как должен           
действовать льготный налог на прибыль применительно к отдельным категориям      
налогоплательщиков, мы постарались в последующем максимально учесть это в       
законодательстве, например, по развитию Дальнего Востока, по предоставлению     
преференций для Дальнего Востока, о территориях опережающего                    
социально-экономического развития. И в тех законопроектах, которые будут в      
ближайшее время внесены, по "гринфилдам", эти механизмы отработаны, и мы        
будем тиражировать опыт, полученный в Калининграде, на остальные регионы        
России.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич.                               
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Сергей Дмитриевич, мой коллега вопрос задал, я хотел бы уточнить:   
действительно ли правительство Калининградской области само желает из своего    
кармана рассчитаться с теми людьми? Ведь это же ничего не даст, потому что      
это факт уже состоявшийся, и привлекательность работы на данной территории не   
изменится - неужели правительство само просит, чтобы этим юридическим лицам     
вернули средства? Хотелось бы узнать, каково их количество и почему так         
ставится вопрос. Буквально вчера мы рассматривали вопрос о 15 миллионах         
рублей, о возмещении проезда раз в два года пенсионерам, которые усыновляют     
детей, - значит, для этого не нашлось денег в бюджете страны, а здесь речь      
идёт об одном регионе, который сам просит, хочет несколько сотен миллионов      
рублей вернуть тем, кто уже уплатил их в бюджет. Вот это вопрос интересный.     
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Это сущая правда, да, Калининградская область            
обратилась к нам с таким предложением, и обосновывается это тем, что у          
налогоплательщиков возникли проблемы в связи с тем, что уплачены излишние       
налоги. Мне кажется, это очень ответственное отношение администрации к тем,     
кому были обещаны льготы и кому эти льготы не были предоставлены в полной       
мере.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович.                              
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Сергей Дмитриевич, я думаю, что все вопросы, которые сегодня    
вам по поводу этого законопроекта задали, так или иначе касаются одной темы -   
темы эффективности льгот, может быть, это по-разному формулировалось, но суть   
одна, и вот я хочу попытаться более конкретно об этом узнать. Мы пытались       
дать Счётной палате поручение оценить эффективность предоставляемых льгот. А    
вы знаете, что половина всех льгот (из 2 триллионов это 1 триллион) - это       
льготы по налогу на прибыль? Мы, депутаты, давали поручение и на заседании      
комитета по бюджету, и здесь, в зале: дайте нам данные по эффективности         
льгот, покажите нам всё-таки, что в Калининграде получили вследствие того,      
что мы дали им такую льготу, 2 процента регионам... До сих пор нет ответа, и,   
насколько я понял, Счётная палата не может этого сделать, потому что Минфин     
не даёт методику оценки. Меня интересует: готовы ли вы предложить Счётной       
палате такую методику?                                                          
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Вопрос об оценке эффективности льгот чрезвычайно         
важен, потому что льгот в налоговом законодательстве действительно              
чрезвычайно много, они даются на всех уровнях: и на федеральном, и на           
региональном, и на муниципальном уровне, и федеральных льгот тоже очень         
много. Мы предполагаем, и об этом уже говорим достаточно давно, что все эти     
льготы должны быть проанализированы, и от неэффективных льгот нужно             
отказываться, а эффективные льготы, может быть, надо будет развивать.           
Понятно, что возникает вопрос о том, каким образом оценивать, эффективная       
льгота или неэффективная, и сейчас разработана методика, только скажу, что      
это делало уже не Министерство финансов, а Министерство экономического          
развития, мы поддержали эту методику и предлагаем её сейчас использовать для    
оценки льгот.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить?                               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Понимая алгоритм, как на самом деле принимается решение по      
льготам в регионах, я могу сказать, что у меня не вызывает никакого             
удивления, Сергей Дмитриевич, то, что Калининградская область попросила дать    
им возможность выделить средства из своего бюджета, причём дотационного, ведь   
мы, когда рассматриваем бюджет, практически всё время добавляем                 
Калининградской области то на дороги, то на футбол, то просто вот сейчас на     
льготы. Почему? Потому что, к сожалению, алгоритм принятия решений следующий:   
просят те, у кого денег достаточно много и у кого достаточно сильные            
аргументы для влияния на губернаторов. Вот я уже третий месяц никак не могу     
доложить о законопроекте (он сегодня под 19-м пунктом идёт, может быть,         
дойдёт очередь, может быть, нет) об отмене права субъекта, который может        
предоставлять льготу в размере 4 процентов своим, скажем так, предприятиям.     
Это мера абсолютно неэффективная, потому что мы даём льготу только богатым!     
                                                                                
Я могу на примере Оренбургской области сказать, что у нас половину всей         
прибыли имела сначала "ТНК-BP", сейчас имеет "Роснефть", из 100 миллиардов      
рублей прибыли, которую имеют все прибыльные предприятия области, 50            
миллиардов - это сегодня прибыль "Роснефти", и мы даём им льготу в 3            
миллиарда и никак эффективность оценить не можем! Вот совсем недавно у нас      
здесь был министр природных ресурсов и экологии Донской, и мы его пытали, так   
сказать, на предмет разработок в уникальном лесном массиве в Самарской и        
Оренбургской областях, в парке "Бузулукский бор". Для того чтобы                
переконсервировать скважины (ну, они находятся в аварийном состоянии), там      
нужно было, по нашим расчётам, порядка 200 миллионов рублей. Мы дали льготу     
нефтяникам всем в размере порядка 20 миллиардов за восемь лет - 20              
миллиардов! - но не нашли 200 миллионов, чтобы решить проблемы Оренбургской и   
Самарской областей!                                                             
                                                                                
Я могу вам сказать, что абсолютно все льготы, которые мы даём, нужно быстро     
отменить. Льготы нужно давать, но через бюджет: все деньги должны поступать в   
бюджет региона, и регион под программы, под конкретные индикаторы даёт          
льготы, но в виде программы. А вот то, что мы даём льготы, в том числе          
Калининграду, другим, - это, к сожалению, всё уходит в доходы. Я вам могу       
сказать, что "ТНК-BP", которая у нас там восемь лет работала, 90 процентов      
прибыли направляла на дивиденды, - вот вам и льгота субъектам!                  
                                                                                
Я не знаю, какую там методику предложил Улюкаев, но у меня к вам просьба:       
Сергей Дмитриевич, услышьте нас - надо отменить эти льготы, но разрешить        
регионам под программы их давать, вот тем, кому они считают нужным, даже,       
может быть, и нефтяникам.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович.                              
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, постараюсь коротко, только о принципиальных   
вещах. Вчера был отчёт Правительства Российской Федерации - что скрывать,       
многие положения, которые здесь звучали, вызывали у нас дополнительные          
вопросы. Вот, в частности, сидел и думал: страна четвёртый год теряет темпы     
экономического развития, из года в год скатываемся всё ниже и ниже - с 4,8      
процента доехали до полпроцента. Оценка по этому году - спад, то ли             
полпроцента, то ли 1,7 процента, и перспективы будущего года... Мы услышали     
вчера о результатах анализа того, например, как изменилась за четыре года       
ситуация с банкротством предприятий? Нет. Мы услышали вчера о результатах       
глубокого анализа того, что принесли нам нововведения? Вот невольно обращаюсь   
к более давнему из них - к СРП.                                                 
                                                                                
Сейчас скандал с губернатором Хорошавиным: миллиард рублей в кубышку            
персонально нагрёб, а ведь там проекты "Сахалин-1", "Сахалин-2"! Вчера об       
этом тоже ничего не прозвучало.                                                 
                                                                                
Модные сейчас слова "свободная экономическая зона" и "особая экономическая      
зона". Сергей Дмитриевич - профессионал, он честно сказал, что не владеет       
Минфин методикой этого анализа. А мы что, слышали об этом от министра           
экономического развития? Тоже нет!                                              
                                                                                
Наконец, скажу об особом значении принятого в конце декабря закона о            
территориях опережающего развития. Я на днях получил весьма квалифицированно    
составленное письмо - видимо, мы ещё дополнительно будем задавать вопрос:       
насколько взвешенны те нормы, которые заложены в этот закон, если               
рассматривать их под углом не только чисто экономическим, но и                  
геополитическим, под углом проблем национальной безопасности?                   
                                                                                
Общий вывод: Правительство Российской Федерации и такие базовые министерства,   
как Минэкономразвития, Минфин и другие, должны гораздо глубже вникать в это.    
Что скрывать, здесь, в зале, мы иногда скользим по поверхности: правительство   
внесло законопроект - давайте поддержим, а мне кажется, что Дума должна         
гораздо требовательнее спрашивать, насколько всё это обоснованно,               
аргументированно, насколько это профессионально.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, конечно, Калининградскую область нужно           
поддерживать, причём не меньше, чем Крым мы сегодня поддерживаем. Ситуация      
там во многом очень похожая, и даже страшнее, - это эксклав, куда людям         
действительно трудно попасть. Однако, как ни странно, мою инициативу об         
обнулении НДС на авиаперевозки в Калининградскую область правительство пока     
не поддерживает. Согласились снизить НДС до 10 процентов и на этом              
остановились. Я напомню, что на авиаперевозки в Крым как раз нулевая ставка     
НДС. Я хотел бы, чтобы правительство такие инициативы тоже поддерживало: и      
там деньги, и здесь деньги, но там эти деньги решают вернуть бизнесу, даже      
ничего не оговаривая. Вот справедливо коллегами было подмечено: давайте дадим   
им возможность вернуть бизнесу эти сотни миллионов, но оговорим, что они        
пойдут либо на сохранение, либо на создание новых рабочих мест, или что,        
можно просто их в карман положить? Я так не считаю!                             
                                                                                
Правильно, что есть инициатива о поддержке Калининградской области, но          
давайте тщательнее и более прозрачно эти вопросы обсуждать, править             
законопроект ко второму чтению, если нужно, и принимать закон.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кармазина Раиса Васильевна, пожалуйста.                                         
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, здесь очень часто поднималась тема налоговых льгот либо      
особых экономических зон, но закон совершенно не об этом. Закон об Особой       
экономической зоне в Калининградской области уже давно принят, а                
законопроект, который мы сегодня рассматриваем, вносит ясность для              
налогоплательщиков, которые в этой экономической зоне работают. Правильно       
сказала коллега Ганзя, что Калининградская область как субъект вышла с          
просьбой, чтобы мы рассмотрели законопроект и то, что излишне было уплачено     
налогоплательщиками, им возвратили. Наверное, всё-таки прав коллега Нилов в     
том, что Калининград нужно поддерживать, и, возможно, нужно ставить вопрос о    
нулевой ставке НДС по перелётам и в Калининградскую область - мы все            
прекрасно понимаем, что это анклав.                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот              
законопроект, и я призываю всех проголосовать за этот законопроект.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства будут выступать? Нет.                   
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 288-1 Налогового кодекса Российской Федерации".                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              434 чел.96,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    434 чел.                                          
Не голосовало                  16 чел.3,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.