Заседание № 236

19.05.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 734275-6 "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в части, касающейся комплектования спасательных воинских формирований МЧС России).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2215 по 2569 из 6871
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 34        
Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Доклад           
официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря   
- заместителя министра Российской Федерации по делам гражданской обороны,       
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимира    
Сергеевича Артамонова.                                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРТАМОНОВ В. С., официальный представитель Правительства Российской             
Федерации, статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по       
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий      
стихийных бедствий.                                                             
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального       
закона "О воинской обязанности и военной службе" подготовлен во исполнение      
решения Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу совершенствования   
военной организации Российской Федерации на период до 2020 года и направлен     
на разграничение полномочий военных комиссариатов и спасательных воинских       
формирований МЧС России по отбору кандидатов на военную службу по контракту.    
                                                                                
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом "О воинской              
обязанности и военной службе" отбор кандидатов осуществляется военными          
комиссариатами, и, учитывая специфику работы спасательных воинских              
формирований МЧС России, данный способ комплектования не в полной мере          
позволяет провести качественный отбор кандидатов для прохождения военной        
службы по контракту в спасательных воинских формированиях МЧС России. В этой    
связи законопроектом предлагается наделить МЧС России полномочиями              
самостоятельно осуществлять отбор кандидатов из числа граждан для поступления   
на военную службу по контракту в спасательные воинские формирования МЧС         
России, в том числе определять их соответствие по результатам                   
профессионального психологического отбора, проверки уровня образования,         
профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для         
поступающих на военную службу по контракту. Гражданин будет обращаться с        
заявлением о поступлении на военную службу по контракту непосредственно в       
спасательное воинское формирование МЧС России (воинскую часть), после           
рассмотрения его кандидатуры с ним будут проводиться мероприятия по             
профессиональному психологическому отбору и проверке соответствия требованиям   
уровня образования и профессиональной физической подготовки.                    
                                                                                
Предлагаемые изменения, на наш взгляд, позволят осуществлять более              
качественный отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту    
и повысят персональную ответственность должностных лиц спасательных воинских    
формирований МЧС России, отвечающих за комплектование личного состава.          
                                                                                
Прошу поддержать. Благодарю за внимание.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад первого заместителя председателя Комитета по обороне Андрея            
Леонидовича Красова.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик достаточно         
подробно изложил суть законопроекта. У Комитета Государственной Думы по         
обороне замечаний концептуального характера к законопроекту не имеется, не      
имеется таких замечаний и у Правового управления Аппарата Государственной       
Думы. Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный     
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы? Федоткин Владимир Николаевич. А, есть ещё, да?                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Романов Валентин Степанович, пожалуйста.                                        
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Владимир Сергеевич, поясните пожалуйста, мне непонятно: у нас в       
государстве до сих пор понятие "воинский" было связано с армией, с              
деятельностью Министерства обороны, а сейчас мы говорим о воинских              
формированиях в другом министерстве. Мы ценим то, что вы делаете по             
ликвидации аварий и так далее, но всё же скажите, каково будет соотношение      
сил Министерства обороны и министерства по чрезвычайным ситуациям после         
принятия такого закона?                                                         
                                                                                
АРТАМОНОВ В. С. Уважаемый Валентин Степанович, количество военнослужащих,       
проходящих службу в МЧС России, составляет 7 тысяч 230 человек, из них 2        
тысячи 788 военнослужащих проходят службу по призыву или по контракту.          
                                                                                
Воинские спасательные формирования - это подразделения постоянной готовности,   
которые необходимы для обеспечения защиты населения и территорий в              
чрезвычайных ситуациях, и их особенность в том, что они являются самыми         
мобильными подразделениями МЧС России. О соотношении сил вы можете судить по    
цифрам, которые я привёл, но вместе с тем эта составляющая крайне необходима    
для того, чтобы мобильно перебрасывать из точки в точку Российской Федерации    
этот, так сказать, первый эшелон для ликвидации последствий чрезвычайных        
ситуаций.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста.                    
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Вопрос Андрею Леонидовичу.                                       
                                                                                
В 2013 году практически аналогичным правом - самостоятельно осуществлять        
набор военнослужащих - были наделены внутренние войска МВД России, при этом     
приводились практически аналогичные доводы: более качественный отбор            
кандидатов и повышение персональной ответственности должностных лиц за          
укомплектование воинских формирований. Скажите, пожалуйста, изучался ли опыт    
внутренних войск при принятии решения наделить таким правом МЧС?                
                                                                                
КРАСОВ А. Л. Да, уважаемый Дмитрий Иванович, нами этот опыт изучался. Вы        
совершенно справедливо отметили, что в 2013 году точно такие же полномочия      
были предоставлены внутренним войскам МВД России, то есть право отбора          
военнослужащих, вернее, граждан, находящихся в запасе, было предоставлено       
специально созданным пунктам отбора.                                            
                                                                                
Владимир Сергеевич уже отметил, что непосредственно командир части отбирает     
для себя специалиста и несёт за него ответственность, это не военкомат,         
который комплектует вот этими специалистами как внутренние войска, так и МЧС    
по остаточному принципу. И какая ситуация зачастую складывается?                
Военнослужащего, вернее, гражданина, находящего в запасе, отобрали, в том       
числе и для МЧС, дали ему, скажем так, соответствующий документ, он приехал в   
часть, а этой специфики не знает, и получается, что пребывание этого            
военнослужащего в части даже не выходит за рамки испытательного срока - на      
той же неделе или в течение месяца его отправляют обратно, как не               
выдержавшего испытательный срок.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич, пожалуйста.                     
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Вопрос Владимиру Сергеевичу.                                                    
                                                                                
Владимир Сергеевич, мы знаем, что МЧС уделяет достаточно большое внимание       
подготовке, у вас есть кадетские корпуса, в которые очень большие очереди,      
потому что ребята действительно хотят туда попасть. Если вы переходите на       
собственный отбор, наверняка вы ведёте какую-то работу по подготовке, так же    
как ДОСААФ готовит специалистов для армии. Скажите, пожалуйста, ведётся ли      
работа по созданию центров, где молодых людей обучали бы специальностям,        
необходимым для вас, но и занимались бы военно-патриотическим воспитанием       
молодёжи, и если нет, то планирует ли министерство её проводить? К сожалению,   
у нас сегодня в этом плане большой пробел! Нужно давать ребятам возможность     
ознакомиться с теми профессиями, с теми специальностями, которые сегодня        
востребованы, и я думаю, что в районных центрах, в областях это будет очень     
интересно для молодых людей.                                                    
                                                                                
АРТАМОНОВ В. С. Действительно, МЧС России с момента своего возникновения        
ведёт большую работу с молодёжью, достаточно сказать о введении курса           
безопасности жизнедеятельности в школах, о работе со студенческими корпусами.   
Кроме того, сейчас в рамках министерства создано три кадетских корпуса - это    
Академия гражданской защиты МЧС России, Санкт-Петербургский университет         
Государственной противопожарной службы МЧС России и ивановская                  
пожарно-спасательная академия, где кадеты получают первоначальные навыки для    
работы в системе МЧС России. Помимо этого, такая же работа ведётся во всех      
без исключения территориальных органах МЧС России, организованы необходимые     
информационные ресурсы, есть база, есть возможность изучения молодёжью опыта    
работы МЧС России, ну и, соответственно, проводятся занятия по темам "Спаси     
себя сам", "Окажи помощь ближнему", для того чтобы ребята могли с честью        
выйти из беды, если в неё попадут, - такая работа проводится постоянно и        
активно.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Владимир Сергеевич, месяц назад на вашем месте стоял             
заместитель министра обороны, и он, отвечая на мой вопрос, сказал, что армия    
переходит с бумажных документов на электронные, если же по каким-то причинам    
молодой человек отказался от электронного документа с интегральной схемой, с    
чипом, ему путь закрыт и в военное училище, и в армию - он будет проходить      
альтернативную службу. Скажите, у вас в МЧС планируется переход на              
электронную форму документов? И если да, то как быть человеку, если он по       
всем параметрам, указанным вами, подходит, но по каким-то убеждениям не может   
принять электронную форму документов с чипом, - ему путь будет закрыт, даже     
если он, допустим, безработный и хотел бы у вас проявить себя, ну и на жизнь    
заработать, или какие-то альтернативные варианты будут? В Вооружённых Силах     
говорят, что к вам их отбросят, а как будет у вас?..                            
                                                                                
АРТАМОНОВ В. С. Спасибо за вопрос. Владимир Николаевич, дело в том, что         
трудно даже представить, чтобы молодой человек не выказал желания работать      
спасателем, честно скажу, потому что это очень позитивная профессия, работа,    
и у нас очень большие очереди из желающих поступить на службу в МЧС России.     
Что касается перехода на электронную форму документов, то в этом смысле мы во   
многом идём параллельно с Министерством обороны, и в отношении спасательных     
воинских формирований такая работа ведётся.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кропачев Александр Сергеевич, пожалуйста.                 
                                                                                
КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Вопрос Владимиру Сергеевичу.                                                    
                                                                                
Владимир Сергеевич, скажите, пожалуйста, как будет проходить процедура отбора   
для службы в подразделениях МЧС России, если, допустим, призывник не обучался   
в кадетском корпусе, ну, как говорится, если он с улицы пришёл, просто          
захотел? Если ранее у нас была такая процедура: получаешь повестку, приходишь   
в военкомат, соответственно проходишь комиссию и далее происходит отбор, - то   
теперь, учитывая разграничение полномочий между военкоматами и министерством,   
МЧС, каким образом призывник сможет попасть в ваши подразделения?               
                                                                                
АРТАМОНОВ В. С. Спасибо за вопрос. Если речь идёт о рядовом и сержантском       
составе, то процедура будет следующая. Первая часть - так, как она сейчас       
происходит: военнослужащий срочной службы, проходящий службу в спасательных     
воинских формированиях, подаёт заявление командиру части о своём желании        
продолжить службу по контракту, соответственно, все процедуры проводятся на     
уровне части. Если желающий служить из числа гражданских лиц, то по             
действующим нормам он подаёт заявление в военкомат либо по месту приписки,      
либо по месту жительства, и далее соответственно происходят все эти             
процедуры. В рамках изменений, которые мы вносим законопроектом, он будет       
приходить, подавать заявление на имя командира воинской части, сдавать          
соответствующие экзамены по физической, профессиональной подготовке,            
проходить профессиональный психологический отбор, и после этого он уже будет    
проходить медицинский отбор в военкомате, где приписан, либо по месту           
жительства.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич.                                 
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Вопрос Владимиру Сергеевичу.                                                    
                                                                                
Уважаемый Владимир Сергеевич, за много десятилетий в военных комиссариатах      
сложилась своя система отбора кандидатов в армию, непонятно, почему вы          
отказываете им в доверии, ведь вам придётся создавать свои бюрократические      
структуры, которые, собственно говоря, будут работать параллельно с военными    
комиссариатами. Насколько это вообще рационально? Поясните, пожалуйста.         
                                                                                
АРТАМОНОВ В. С. Спасибо, Василий Юрьевич, за вопрос. Мы при воинских частях     
сейчас будем создавать аттестационные комиссии, которые будут оценивать         
годность будущего военнослужащего по контракту. Кроме того, я хотел бы          
отметить - вы действительно очень правильный вопрос задали, - что вместе с      
тем есть существенное отличие к требованиям профессиональных психологических    
характеристик военнослужащего, например, Вооружённых Сил и военнослужащего      
спасательных воинских формирований. Дело в том, что по Женевским конвенциям     
1949 года есть так называемые комбатанты и некомбатанты, воюющие и невоюющие,   
и вот мы относимся к категории невоюющих, предназначены в первую очередь для    
спасения и вооружены лёгким стрелковым оружием, поэтому здесь мы делаем         
разграничение в части уровня требуемых профессиональных психологических         
качеств - по вполне понятным причинам они должны быть различные. Что касается   
уровня медицинских требований, то он такой же, как и в Вооружённых Силах        
Российской Федерации. По сути дела, мы повышаем качество профессионального      
отбора в наши спасательные воинские формирования.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович.                              
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Владимир Сергеевич, я думаю, закон не вызывает у нас каких-то разных точек      
зрения - действительно, для себя нужно подбирать и готовить кадры самим,        
потому что всё-таки у военкоматов другая задача и они не будут вникать в        
детали и особенности вашей службы.                                              
                                                                                
А вопрос вот какой. Насколько я понимаю, по указу президента к 2016 году        
должны были закончить службу на профессиональной основе солдаты и сержанты,     
вы сказали в своём докладе, что это порядка 2,8 тысячи, и я так понимаю, на     
этот год ставится задача отобрать полторы тысячи. И что получается, дальше      
это будет только технически - когда будет у кого-то заканчиваться контракт,     
будут новые появляться? То есть какие задачи в части объёма стоят на этот год   
и какие объёмы принятия вы ожидаете в следующие годы?                           
                                                                                
АРТАМОНОВ В. С. Сергей Михайлович, спасибо за вопрос. Мы в соответствии с       
планом строительства МЧС России должны к 2016 году полностью перейти на         
контрактную систему подготовки: заключается контракт, и в случае если           
военнослужащий либо командир части этот контракт не продлевает, мы будем        
проводить аналогичную работу уже в соответствии с тем законодательством,        
которое мы сегодня рассматриваем (при принятии положительного решения). Такая   
работа проводится, проводится достаточно активно, и мы уверены, что к 2016      
году плановых показателей в части комплектования подразделений служащими по     
контракту достигнем.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить?                                                    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шерин Александр Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Прежде всего хотел бы сказать, что фракция ЛДПР поддержит данные изменения в    
федеральное законодательство. Мы приветствуем то, что действительно, как        
коллеги сказали, министерство должно самостоятельно подбирать для себя кадры,   
потому что, ни для кого не секрет, военкоматы работают в интересах              
Министерства обороны Российской Федерации и стараются отобрать для себя         
лучшие кадры, причём по тем критериям, которые существуют в Вооружённых         
Силах.                                                                          
                                                                                
Что касается спасательных воинских формирований, то почему они называются       
воинскими? Потому что гражданских людей от военнослужащих отличает прежде       
всего то, что они и защищены трудовым законодательством и у них более лёгкий    
режим работы. Военнослужащий - это тот человек, у которого нет права сказать:   
не могу, не умею, боюсь, не хочу. Недавняя трагедия в Непале подтвердила, что   
нужно быть готовыми в любую минуту столкнуться с не самыми приятными вещами -   
это и разбор завалов, и останки человеческие, и люди должны быть                
психологически к этому готовы. Командир воинского спасательного подразделения   
должен иметь право отбирать себе кадры, чтобы быть уверенным, что потом в       
любую минуту этот человек сможет служить гражданам не только Российской         
Федерации, но и всего мира, вот почему мы поддержим эти предложения -           
министерство по чрезвычайным ситуациям должно самостоятельно отбирать себе      
людей.                                                                          
                                                                                
Что касается медкомиссии, то на контрактную службу призываются только те, кто   
уже отслужил срочную службу и, соответственно, прошёл соответствующие           
медицинские обследования, поэтому в качестве отбора мы не сомневаемся. Ну и в   
том числе комиссия будет собираться по мере поступления заявлений, никаких      
бюрократических затрат и проволочек в этой части не будет.                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вы знаете,    
в Конституции Российской Федерации прописан целый ряд прав гражданина: право    
на образование, медицинскую помощь, местожительство, выбор работы, свободу      
перемещения и так далее. Конституция у нас прямого действия, имеет высшую       
форму закона, и ограничивать, менять её отдельными нашими федеральными          
законами мы, в общем-то, юридически не имеем права. Но в связи с этим и         
возник вопрос, который я задал Владимиру Сергеевичу: а как быть с переходом,    
с переводом всех граждан Российской Федерации на условия электронной жизни?     
Вооружённые Силы сказали уже чётко, что те, кто не согласен заменить обычный    
бумажный воинский билет на электронный, им не нужны. Но такой переход имеет     
очень большие последствия - так мы и раскрываем карты перед спецслужбами, и     
отсекаем от армии многих талантливых молодых людей. И в жизни это стало         
проявляться всё больше и больше: хоть и нельзя отсекать от медицинской помощи   
людей, у которых на руках бумажные документы вместо электронных, но             
медицинские услуги им не оказывают - примеров множество; хоть и нельзя          
выпускать ребёнка из школы, не выдав ему документ о сдаче выпускных             
экзаменов, но если он не согласен с электронной формой обработки информации и   
сдачи экзаменов, то его не допускают до экзаменов, ему не дают документы, - и   
таких примеров много.                                                           
                                                                                
Вот здесь мы снова с этим сталкиваемся - Владимир Сергеевич сказал, что у них   
целая очередь из молодых людей, - ну тогда давайте мы напишем в                 
законопроекте, который нам предложили, что кроме тех требований, которые        
будут официально предъявляться, должно быть ещё согласие на электронную         
обработку персональных данных и на получение документов в электронной форме.    
Вот эти ребята, кадеты, о которых здесь говорилось уже, закончат обучение,      
они, их родители, видимо, уже настроились на службу в МЧС, а им скажут, что     
да, они хорошие, есть образование, есть здоровье, но поскольку они не           
согласны на электронную обработку данных, то они не подходят. Тогда давайте     
сразу будем говорить, при отборе шести-, семи-, восьмилетних ребят в эти        
кадетские корпуса, что из-за этих убеждений они могут не подойти, поэтому       
должны выбирать себе другую сферу деятельности.                                 
                                                                                
Не должны мы принимать законопроекты, нарушающие конституционные права, и мне   
кажется, ко второму чтению специалисты МЧС должны это требование учесть: или    
вписать сюда требование об электронном документообороте, или тогда на           
практике его не учитывать. Нельзя сразу двумя противоположными способами        
решать один и тот же вопрос, так не бывает в жизни!                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У правительства есть желание что-то сказать? Нет. У комитета? Нет.              
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5579 по 5595 из 6871
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 34       
Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              448 чел.99,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    448 чел.                                          
Не голосовало                   2 чел.0,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.