Заседание № 264
28.01.2025
Вопрос:
О проекте федерального закона № 734186-8 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (о расширении перечня категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение мер финансовой поддержки).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4141 по 4552 из 4919
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель Законодательного Собрания Пермского края сенатор Российской Федерации, наш коллега Алексей Константинович Пушков. ПУШКОВ А. К., официальный представитель Законодательного Собрания Пермского края, сенатор Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предлагается внести изменение в статью 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", дополнив эту статью после слов "подакцизных товаров" словами "за исключением сахаросодержащих напитков". В чём причина такого предложения? Дело в том, что этот проект разработан с целью устранения несовершенства правового регулирования, которое препятствует субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям лимонадов и напитков, которые изготовлены на основе питьевой или минеральной воды с добавлением сахара, мёда или сахарного сиропа, быть получателями финансовой поддержки, предусмотренной статьёй 17 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства...". В настоящее время у нас сложилась ситуация, когда под запрет на предоставление государственной финансовой поддержки попали только субъекты малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют производство и реализацию сахаросодержащих напитков, тогда как иные юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют аналогичную деятельность, могут воспользоваться мерами государственной финансовой поддержки на безвозмездной и безвозвратной основе. Получается, что на субъектов МСП, то есть малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют производство таких напитков, наложена повышенная финансовая нагрузка и одновременно с этим установлен запрет на получение финансовой поддержки, предусмотренной статьёй 17 федерального закона, что препятствует развитию малого и среднего предпринимательства в области производства напитков и лимонадов. Принятие закона позволит обеспечить субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся этой деятельностью, доступ к мерам финансовой поддержки, предусмотренной статьёй 17 федерального закона. Правительство законопроект поддерживает. Просьба поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Константинович, присаживайтесь. С содокладом выступает Алексей Борисович Говырин. ГОВЫРИН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В дополнение к тому, что было сказано Алексеем Константиновичем, хотел бы добавить, что производство сахаросодержащих напитков, как правило, является основным для малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации. На законопроект поступило 59 положительных отзывов из регионов Российской Федерации. Комитет поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. У Правового управления Аппарата Государственной Думы и Счётной палаты Российской Федерации замечания и предложения отсутствуют. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Борисович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Алексею Константиновичу вопрос. Сначала для справки: может быть, вы не знаете, но у нас в отдельных регионах закупочная цена молока 20-25 рублей за литр, это вот то, чего нам не хватает для здорового питания, а цена на лимонад в разы больше - кому надо помогать в первую очередь? А главный-то вопрос: не считаете ли вы, что для справедливости нужно вот это движение, которое мы начали, в пользу здорового питания и за ограничение возможностей производителей вот этих сладких лимонадов, кока-колы и прочих производных... так, может быть, тогда и крупные предприятия, индивидуальных предпринимателей нужно поставить в равные условия? Давайте создадим равные условия и будем бороться с вредным питанием, в том числе вот с этими сладкими водами, а не наоборот - шаг вперёд, два шага назад. ПУШКОВ А. К. Спасибо за вопрос. Ну, знаете, тут речь идёт об устранении противоречий в существующем законодательстве. В настоящий момент только субъекты малого и среднего предпринимательства исключены из категории получающих поддержку, и законопроект направлен на устранение этого противоречия. Что касается вредности лимонада и сладких напитков, я не уверен, что это юридический термин. Если вы приведёте какие-то законы, которые устанавливают, что лимонад вреден, ну, тогда, наверное, это перейдёт в несколько другую плоскость. Но насколько нам известно, такого в законодательстве не существует, поэтому я считаю, что это, так сказать, субъективная оценка. И это не имеет отношения именно к вопросу об устранении противоречий в существующем законодательстве и о приведении его в соответствие с логикой, согласно которой малое и среднее предпринимательство, которое мы должны развивать, почему-то оказывается в худших условиях по отношению к крупным производителям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся той же самой деятельностью. Так что мне кажется, что этот закон абсолютно логичен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Алексей Константинович, ну понятно, что закон этот не только юридический, и, судя по вопросу, который задал коллега Нилов, нас, конечно, очень беспокоит тот факт, что напитки, которые обозначены в этом законопроекте, могут нанести ущерб здоровью, особенно здоровью детей, совершенно очевидно. Мы уже отказались от энергетиков и тоже исходя из того, что они содержат такой компонент, как сахар. Вот можете ли вы тогда, для того чтобы успокоить нас, сказать о том, что это сахаросодержащие напитки, которые изготовлены в том числе, ну, на основе мёда, каких-то ещё природных компонентов, которые полезны нашим детям? Это первое. Необходимость поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства совершенно очевидна. У нас завис закон о семейном бизнесе, это и есть те самые малые предприятия, которые пришли на смену всем этим крупным компаниям, завозящим к нам вредные продукты. Улучшит ли, даст ли это экономический эффект... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Константинович. ПУШКОВ А. К. Спасибо за вопросы. Мёд указан среди ингредиентов этой продукции. Что касается экономического эффекта. До 2023 года, с 2018 по 2023 год, мы же поддерживали эти предприятия, вот эти малые и средние предприятия, именно на этом направлении. Потом, в 2022 году был принят закон, который ввёл эту продукцию в категорию подакцизных товаров, понимаете? Вот я вам по Пермскому краю могу сказать: тогда получали поддержку десять субъектов малого и среднего предпринимательства, которые осуществляли производство безалкогольных напитков, и эффект был позитивный, от увеличения налоговых отчислений в бюджет до создания 1,5 тысячи новых рабочих мест. Так что здесь, мне кажется, просто возникла коллизия между законом, который существовал до 2023 года, и законом, который был принят в 2022-м и вступил в силу в 2023-м. Я повторяю, наши действия направлены на устранение коллизии. Что касается вредности, это, я думаю, просто другая история. Тогда надо обсуждать, а вообще лимонад надо пить нашим детям или не надо пить. Но он же не запрещён, ну а если не запрещён, то... Тема вредности или полезности лимонада просто не входит в зону, так сказать, компетенции этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. ГОВЫРИН А. Б. Уважаемая Нина Александровна, уважаемые коллеги! Я хотел бы дополнить. Мы действительно этим законопроектом устраняем правовую коллизию, когда Бюджетный кодекс позволяет таким производителям и продавцам оказывать финансовые меры поддержки, а закон о малом и среднем предпринимательстве запрещает, поскольку эти товары входят в число подакцизных. Более того, мы в мае 2023 года приняли, по сути, аналогичный закон, который выводит из числа подакцизных производителей тех, кто добывает минеральную воду, сейчас, по сути, просто дополняем этот перечень ещё и производителями сахаросодержащих напитков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Милонов Виталий Валентинович. МИЛОНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Константинович, у нас в 2024 году в Российской Федерации - это что касается доказанности вреда - началась реализация программы, утверждённой правительством, по борьбе с ожирением детей, и в качестве основной проблемы указано как раз употребление сахарных напитков, которое является подчас смертельной угрозой для будущего поколения. Я хочу узнать, есть ли заключение Минздрава на данный проект. И знаете ли вы о том, какие расходы планируются в Российской Федерации на борьбу с ожирением и детским диабетом, который является основной причиной детской смертности в Российской Федерации? ПУШКОВ А. К. Виталий Валентинович, ну, я считаю, вопрос ваш в целом законный, но это уже коллизия другого порядка, это не юридическая коллизия, а коллизия между той продукцией, к которой привыкли граждане России, в частности детская часть населения, и темой, так сказать, в какой степени мы должны поощрять производство этой продукции. Я повторяю, это тема, заслуживающая внимания, - мы всё время вокруг этого крутимся - я с вами абсолютно согласен. Вместе с тем, послушайте, все всегда пили лимонад и есть масса других видов продукции, которая, по мнению многих, наносит вред здоровью, вот сейчас, только что о табаке говорили, но это же не значит, что это причина запретить табак как таковой. Я думаю, что Государственная Дума - компетентный и авторитетный орган, который может обсудить тему сахарного диабета и того, какой вклад в развитие сахарного диабета может внести лимонад, но, повторяю, эта тема выходит за пределы обсуждения этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И. Уважаемый Алексей Константинович, вот в развитие тех вопросов, которые коллеги задавали. Я считаю, что мы как-то вот всё поддерживаем не то, что нужно. У нас не хватает по 100 литров молока на человека по научно обоснованным нормам, у нас сегодня килограмм масла 1300 рублей стоит, а сельские малые предприниматели - фермеры, личные подсобные хозяйства - не могут получить господдержку на производство молока, при этом мы предлагаем создать условия, чтобы сахарную воду разливали и, так сказать, раздавали. Ну, на мой взгляд, должны быть какие-то приоритеты всё-таки в той ситуации, в которой мы сегодня находимся. Ваше мнение? ПУШКОВ А. К. Ренат Исмаилович, опять же, согласен - и вы можете выступить автором законопроекта, который установит правильные приоритеты в этой сфере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марченко Евгений Евгеньевич. Коллеги, только я прошу... У нас участились случаи записи на вопросы уже после того, как запись завершилась, мне кажется, это не очень правильно. Пожалуйста, Евгений Евгеньевич. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАРЧЕНКО Е. Е. Раиса Васильевна, последний вопрос. Алексей Константинович, вот в мире сейчас эпидемия диабета, особенно II типа, это как раз случаи, которые возникают после употребления этой сладкой воды. Вы правильно говорите, мы всю жизнь пили лимонад, но мы этого не знали и не понимали, а сейчас, когда это стало ясно, необходимо не то что не поддерживать производителей лимонада и сладкой воды, а вообще этот товар запрещать, убирать с прилавков. Что вы об этом думаете? ПУШКОВ А. К. Если вас интересует моё личное мнение, то я считаю, что административные запреты на продукцию, привычную для общества, не очень хороши, потому что это множит, расширяет зону запретов, а это всегда воспринимается, ну, достаточно нервно. Нужна разъяснительная работа, нужно объяснять родителям, что не надо перегружать детей такого рода напитками. Такая работа ведётся в отношении некоторых западных сахаросодержащих напитков, потому что уже установлено, что они действительно несут большой вред. Насколько наши лимонады вредоносны, я не могу сказать - повторяю, я не специалист в этой сфере, - но надо, наверное, объяснять людям, как нужно, так сказать, питать их детей, какие-то вещи в ограниченном объёме давать, какие-то желательно, может быть, даже и не давать, но это задача воспитательной работы среди населения, возможно по линии Минздрава, возможно по линии средств массовой информации. Я повторяю, к данному законопроекту ваш вопрос прямого отношения не имеет, хотя он абсолютно правомерен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Константинович. Алексей Борисович, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие, депутат Наумов попросил слова. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. Можно попросить по одному от фракции всё-таки? Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, моя позиция уже определена, я не буду голосовать за этот законопроект, какой бы он... ну, как бы он ни подавался - таким, знаете, со справедливым окрасом, вот, мол, индивидуальным предпринимателям и крупным предприятиям мы можем оказывать финансовую поддержку от государства, давайте тогда исправим недоразумение якобы и в отношении всех остальных. 80-90 процентов всех производителей вот этой сладкой продукции - это как раз малые и средние предприятия, уважаемые коллеги! Речь-то об этом идёт! Вот это докладчики не указывают. Ну и самое главное: за чей счёт вот эта щедрость? Уважаемые коллеги, авторы, ну скажите, за чей счёт? Где сегодня лишние деньги для поддержки аграриев наших, которые производят жизненно важную, самую необходимую, полезную продукцию? У нас колоссальный дефицит сегодня здесь, а вы, понимая, что это сообщающиеся сосуды и что для того, чтобы кому-то дать, нужно у кого-то забрать... У кого взять, у производителей борщевого набора, молочной продукции? Вот где зарыто что-то такое нехорошее. И я не понимаю, почему... У нас комитет-соисполнитель, например, мог бы выступить. Наши медики, наши профессора - чего вы молчите, коллеги? Вы что, не знаете, насколько "полезен" сахар с детских-то лет? Только когда уже диагноз ставите, говорите, что надо прекратить, что убить может этот сахар? Лукавство здесь сплошь и рядом, и лоббизм тоже наверняка присутствует! Но самое главное, ответ на вопрос финансисты должны дать - Александр Дмитриевич, скажите им: денег у государства нет на поддержку. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемые коллеги, ещё раз убеждаюсь, что у нас самая демократическая фракция. Да, действительно, есть небоевое отравляющее вещество, которое у нас разрешено производить, - это напитки с избыточным содержанием сахара, с избыточным содержанием газа. Мы с вами сделали доброе, полезное дело: мы снизили доступность этой дряни, мы обложили их акцизом. Всё, что здесь сказано про здоровье, мы вот эту программу сделали, недостаточно этого шага, но мы его сделали. Я это говорю как человек, который своё здоровье разрушил, потому что я слишком много пил этих напитков. Но при этом мы с вами создали ситуацию, когда крупные корпорации, которые производят основную массу этих небоевых отравляющих веществ, легальных, могут получать и часто получают государственную поддержку, потому что у них большое количество занятых. Да, фирм может быть немного, но они производят огромную часть продукции. И мы тем самым ущемили права индивидуальных предпринимателей, мы ущемили права малого и среднего бизнеса в регионах - просто в крупных городах он не выживет, - тем самым мы тех, кто и так слаб, тех, кто и так уничтожается монополиями при нашем с вами попустительстве, поставили во вдвойне невыгодное положение. Законопроект носит технический характер, это не про здоровье, это про то, что малому и среднему бизнесу, который мы раздавили практически, мы даём немножечко подышать. Вот про что законопроект. Я считаю, что нужно повышать акциз в этой сфере, усиливать пропагандистскую разъяснительную работу. Я вообще сахар запретил бы, так сказать, потому что медики о нём очень скверные вещи говорят. Есть мёд, есть сладкие фрукты, как мне коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ" подсказали, и так далее. Но здесь вопрос о том, чтобы мы не уничтожали свой бизнес в угоду крупным монополиям, которые иногда ещё имеют и не совсем наше происхождение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Геннадьевич. Наумов Станислав Александрович, пожалуйста. На рабочем месте включите микрофон. НАУМОВ С. А. Полностью поддерживаю все критические комментарии своих коллег по поводу необходимости максимально снизить объём потребления напитков, содержащих сахар. Мы действительно это поставили себе в качестве стратегической задачи, но не могу не обратить внимание, что это требует последовательного подхода. Для того чтобы заместить в обороте эти вредные напитки, вредные жидкости, нужно, чтобы была конкуренция, нужно, чтобы была альтернатива, нужно, чтобы мы действительно, как сказал мой коллега Михаил Делягин, могли что-то противопоставить сложившейся монополии на самом деле даже транснациональных компаний. Поэтому я считаю, что можно будет в работе над законопроектом учесть все имеющиеся замечания, в том числе обратить внимание на следующее. Решение по безалкогольным тонизирующим напиткам, которое мы приняли, только должно вступить в силу, запрет на продажу несовершеннолетним только должен начать действовать. Но уже сейчас в некоторых регионах мы видим, что, к сожалению, местные власти пытаются расширить толкование этой меры, в принципе ограничивают место, время продажи таких напитков, что, безусловно, не сказывается хорошо на региональном бизнесе, на региональных предпринимателях. Если вы хотите у предпринимателей что-то из оборота изъять, давайте сразу предлагать, чем мы это заменяем. Пусть они делают берёзовый сок, пусть они делают полезные напитки, но для этого им нужны меры поддержки. А то, что мы их раньше ограничивали, - это, конечно, какой-то рудимент экономики 90-х годов, когда всё делалось только в угоду иностранным инвесторам. Так что я лично буду голосовать за этот законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Станислав Александрович. Алексей Константинович, у вас есть возможность выступить с заключительным словом. Пожалуйста. ПУШКОВ А. К. Спасибо, Иван Иванович. Я два слова буквально скажу. Я хочу ещё раз подчеркнуть, что вся эта ситуация создалась не в целях экономии, не потому, что сейчас нет денег и вот решили сэкономить. Повторю: с 2018 по 2023 год эти меры поддержки для малого и среднего предпринимательства были, а потом был принят закон, который перекрыл такую возможность, вот и всё. То есть это не имеет отношения ни к экономии, ни к нынешней ситуации, ни вообще к ситуации с сахаром в нашей стране. Поэтому я поддерживаю выступления депутатов Делягина и Наумова. Я считаю, что они внесли ценные дополнения в части, касающейся значения развития малого и среднего предпринимательства в регионах. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Константинович. Алексей Борисович Говырин. На рабочем месте включите микрофон. ГОВЫРИН А. Б. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данную инициативу, которой предлагается установить возможность получения финансовой поддержки производителями сахаросодержащих напитков, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства. Приведу несколько цифр: в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в России из 6,5 миллиона субъектов МСП 182 203 субъекта занимаются реализацией напитков и 3146 субъектов осуществляют их производство. Речь именно о тех, кто производит либо реализует безалкогольные напитки согласно основному ОКВЭДу, именно на их поддержку, на поддержку этих производителей направлен наш законопроект. В Российской Федерации ежегодно производится около 9 миллиардов литров сахаросодержащих напитков, объёмы этого производства постоянно растут. И безусловно, наша задача - поддержать те субъекты малого и среднего предпринимательства, которые занимаются этой деятельностью в регионах, создают рабочие места и платят налоги. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Борисович. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 10 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7 % Проголосовало против 12 чел.2,7 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.