Заседание № 230
О проекте федерального закона № 733447-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств". Докладывает Игорь Борисович Дивинский. ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Буквально вчера мы поддержали этот законопроект во втором чтении, поэтому я не буду освещать его цель, суть и ожидаемый эффект - полагаю, что это ещё в вашей памяти. Законопроект прошёл все необходимые согласования и экспертизы и готов к принятию в окончательном, третьем чтении, к чему и призывает вас Комитет по финансовому рынку. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 35 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 36 чел.8,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 229
О проекте федерального закона № 733447-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
39-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств". Докладывает Игорь Борисович Дивинский. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект разработан в целях либерализации режима счетов и вкладов резидентов, открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, а также поэтапной отмены обязательности репатриации экспортной выручки в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговых расчётов между резидентами и нерезидентами в отношении несырьевого экспорта и экспорта отдельных товаров сырьевого сектора. К законопроекту поступило 13 поправок, практически все они носят уточняющий характер, все поправки включены в таблицу № 1 и рекомендованы комитетом к принятию. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Борисович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 11 мин. 20 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 11 мин. 43 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 31 чел.6,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прошу включить законопроект в порядок работы Государственной Думы на завтра, на 24-е число, для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 225
О проекте федерального закона № 733447-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Владимирович Моисеев. Пожалуйста, Алексей Владимирович. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, разработанный в рамках реализации национального проекта "Международная корпорация и экспорт", который направлен на снижение избыточной административной нагрузки на российских экспортёров. В частности, законопроектом предполагается отмена с 1 января 2020 года требований о репатриации экспортной выручки в отношении всего несырьевого экспорта, а также в отношении отдельных товаров из сырьевого сектора, если расчёт происходит в российских рублях. В случае сырьевого экспорта законопроектом устанавливается график, согласно которому с 1 января 2020 года не более 10 процентов выручки может быть не репатриировано, дальше - есть шкала по годам - каждый год эта сумма увеличивается и к 1 января 2024 года доходит до 100 процентов. При этом делается исключение в отношении леса в связи с соответствующей обстановкой с экспортом леса, о чём вы, я уверен, прекрасно знаете. Одновременно законопроект предусматривает снятие ограничений в части зачисления на зарубежные счета граждан доходов от реализации драгоценных металлов, возврат на зарубежные счета граждан средств, которые ранее были переданы в доверительное управление доверительному управляющему - нерезиденту, в случае, конечно, если такие счета были открыты в странах ОЭСР или ФАТФ, а также зачисления средств на зарубежные счета граждан, если такие счета были открыты в странах ОЭСР и ФАТФ или если иностранные государства осуществляют обмен информацией с ФНС России в рамках соглашения об обмене финансовой информацией. Данное соглашение действует уже второй год, показало свою эффективность, всю информацию, которую необходимо получать ФНС России как органу валютного контроля, ФНС получает, поэтому дополнительные ограничения не требуются, вся информация у ФНС есть, в случае необходимости к нарушителям применяются меры административного взыскания. Таким образом, законопроект направлен на дальнейшую либерализацию данного регулирования. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. С содокладом выступает Игорь Борисович Дивинский, первый заместитель председателя Комитета по финансовому рынку. ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как вы уже слышали, законопроект разработан Правительством Российской Федерации в целях либерализации режима счетов и вкладов резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также поэтапной отмены обязательности репатриации экспортной выручки в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговых расчётов между резидентами и нерезидентами в отношении несырьевого экспорта и экспорта отдельных товаров сырьевого сектора. В частности, законопроектом предлагается дополнить статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" новой частью, закрепляющей возможность зачисления без ограничений денежных средств, получаемых от нерезидентов, на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных, как уже сказал Алексей Владимирович, на территории иностранных государств - членов ОЭСР или ФАТФ, если такое иностранное государство осуществляет обмен информацией в автоматическом режиме, я это подчёркиваю. Правительство Российской Федерации изучило практику открытия резидентами счетов не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и результатом стало предложение: распространить требования об уведомлении налоговых органов по месту своего учёта об открытии (закрытии) счетов или вкладов на все счета или вклады, открытые в организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации. По мнению Минфина России, в настоящее время обязательность репатриации денежных средств в валюте Российской Федерации является одной из причин, препятствующих увеличению доли использования российского рубля в международных расчётах. В перспективе предлагается расширение использования российского рубля нерезидентами не только в расчётах с резидентами Российской Федерации, но и между собой, что обеспечит возрастание роли валюты Российской Федерации в мире, развитие таких её функций, как средство международных расчётов, а также средство накопления, и в дальнейшем, возможно, выполнение функций резервной валюты. Таким образом, принятие закона послужит основанием создания правовой базы для расширения использования валюты Российской Федерации во внешнеторговых расчётах, возможности завоевания российским рублём статуса региональной валюты и средства международных расчётов. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в целом поддерживает концепцию проекта федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Большое спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Алексей Владимирович, у меня такой вопрос к вам. Вот на счетах предприятия лежит экспортная выручка, почему с разницы, когда идёт плюсовая разница, взимаются налоги с предприятия, хотя оно не воспользовалось этой выручкой? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемая Наталья Дмитриевна, вы уж извините, пожалуйста, но данный вопрос не имеет отношения к нашему законопроекту и вообще к регулированию валютной сферы, а имеет отношение к налоговой сфере, но я тем не менее дам ответ. Когда предприятие получило валютную выручку, то зачем её хранить в иностранной валюте? Пусть переводит в рубли, тогда такой проблемы не будет. Но предприятие зачем-то оставило выручку в иностранной валюте - а зачем? Вопрос в этом. Собственно, даже в данном законопроекте мы либерализуем в первую очередь расчёты в рублях. То есть ответственная позиция правительства состоит в том, что необходимо стимулировать экспорт за рубли Российской Федерации, это наша позиция и мы последовательно будем стимулировать именно это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые Алексей Владимирович и Игорь Борисович! У нас тенденция оттока капитала пошла, так сказать, в гору. Вы знаете, что в прошлом году в 6 раз больше средств утекло, чем в 2017 году, в этом году за первый квартал - уже 50 миллиардов долларов. А вы всё время говорите о либерализации. Скажите, пожалуйста, чей алгоритм и опыт вы используете? Мы международный финансовый центр по поручению президента, насколько я помню, в Санкт-Петербурге должны были создать в 2007 году, но уже 2019 год, деньги как утекали, так и утекают, а мы бесконечное множество непонятных поправок и законов принимаем. МОИСЕЕВ А. В. Я начну, если не возражаете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Николай Васильевич, деньги, как вы правильно сказали, как утекали, так и утекают; мы же для тех, кто занимается добросовестным экспортом, делаем жизнь более лёгкой. У нас колоссальное количество обращений от небольших экспортёров, которые говорят: ваше валютное регулирование нас замучило и нам очень тяжело жить. Вот мы идём именно в направлении облегчения. Единственное, что поможет, чтобы деньги не утекали... Если у человека есть деньги и он хочет вывести их за границу (с чем связано это решение, с инвестиционным климатом, с другими вещами, - это отдельный разговор), если у него такое желание есть, то он найдёт способ. Единственное, что может его остановить, - это возврат к 1991 году, а именно к монополии государства на валютные расчёты и 88-й статье УК РСФСР, по которой, как вы помните, санкции доходили до расстрела. Вот тогда, наверное, люди побоятся. Иначе это всё равно бесполезно. Моё первое место работы - главное управление валютного контроля Центрального банка в 1995 году. И тогда было очень много мер: было лицензирование, различные запреты, вообще нельзя было ничего делать - вы помните, что в 1995 году творилось, но не помогало ничего. Я уверен, что работают только два варианта: либо мы просто следим, чтобы не было никакого мошенничества, а тогда не нужен валютный контроль, либо мы просто полностью запрещаем все валютные операции, в том числе и вклады граждан, но мы такого предлагать никогда не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорь Борисович, будете что-то добавлять? ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемый Николай Васильевич, я хотел бы добавить, что в законопроекте говорится о территории иностранных государств - членов ОЭСР или ФАТФ. Почему? Потому что с этими государствами у Российской Федерации есть Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией. Если говорить о международном опыте, то в Соединённых Штатах Америки либерализация валютного контроля доведена до предела: заплатил налоги с полученной выручки и делай с этой валютой что хочешь, в том числе на территории другого государства. А те шаги, которые мы сейчас делаем, приводят только к улучшению ситуации с валютой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Борисович, спасибо. Есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Олейников Юрий Павлович. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Для тех, кто внимательно следит за изменением законодательства по вопросам валютного оборота, совершенно понятно, что предлагаемый сегодня проект закона весьма полезен и необходимо, чтобы сегодня мы в концептуальном виде приняли его в первом чтении. Хотя это слово у некоторых моих коллег и вызывает лёгкую оторопь, но либерализация валютного законодательства является очевидной целью предложений, которые содержатся в сегодняшнем законопроекте правительства. Безусловно, это связано не только с предприятиями-экспортёрами, но и прежде всего с физическими лицами, ведь уже сотни тысяч наших граждан сегодня связаны разными узами - учёбой, работой, какими-то научными исследованиями и так далее - с зарубежными странами, и у нас появится возможность хранить свои средства и пользоваться ими за рубежом, для того чтобы помогать своим детям, членам семьи и так далее. Этот законопроект легализует такую возможность, правда ограничивает суммы: если сумма свыше 600 тысяч рублей, то нужно обязательно уведомить наши налоговые органы о перемещении таких средств в иностранных банках или в других финансовых и кредитных организациях. И крайне важно следующее обстоятельство, которое не могу не отметить: это ещё одна попытка создать возможность для зарубежного оборота нашей валюты, нашего рубля, с помощью экспортёров и наших резидентов, которые могут на своих счетах за рубежом оставлять энное количество, регулируемое количество, о котором сказал господин Моисеев, средств, и нерезиденты, то есть деловые партнёры, смогут использовать во взаимных расчётах рублёвые счета. Это соответствует определённым потребностям: вы знаете, что деловая активность, несмотря на целый ряд препятствий, активизируется, развивается и наши партнёры готовы использовать рублёвые средства для того, чтобы вести взаиморасчёты. Наша фракция сегодня проголосует за, прошу поддержать наше мнение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Павлович. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, наверняка и предыдущий оратор, и Моисеев знают, что даже с Китаем за этот год расчёты в национальных валютах уменьшились на 30 процентов. Но меня настораживает другое: Евсей Гурвич никогда не был нашим сторонником - сегодня он является руководителем экспертного совета при Минфине, и, вероятно, как раз при господине Моисееве, может быть, а может, при самом Силуанове, - но в "Российской газете" (подшивку можно в библиотеке посмотреть) на первой странице в главном столбце написанная им вместе с французским экспертом целая статья о том, что из Российской Федерации за последние 20 лет утекло 2 триллиона долларов, понимаете? Вы представляете, суммища, да? Но по данным Центробанка - 798 миллиардов, по-моему. Но проблема-то в чём? Вопрос же решается не для страны. Наверняка и товарищ, господин Олейников, я уверен, это знает: раньше ведь была система зарубежных банков, которая как раз и позволяла в случае необходимости повышения ликвидности не клянчить у иностранцев валюту, а взять свои деньги и перебросить туда, при этом они были под контролем. Вы помните, что одной из первых мер, которую приняли Гайдар и его команда, как раз были похороны и приватизация - жёсткая, за три копейки, - как и многого другого, как раз системы зарубежных банков. И сегодня решать частные вопросы под рассказы о том, что это как-то помогает экспортёрам... это, ну, мягко говоря, неправда, потому что экспортёрам помогают не так. Если вы посмотрите сегодня... Я общаюсь с представителями шести ассоциаций производителей - у них проблема совершенно в другом, их проблема в том, что немцы, американцы жёстко лоббируют свой экспорт. Вы посмотрите, вот Ивана Ивановича спросите, он знает: куда ездит госсекретарь или Президент США? Как только какой-то транснациональной корпорации местное правительство начинает чинить препятствия и чего-то там повышать, туда едет государственный секретарь и говорит, дескать, ребятки, вы давайте или приведите в порядок... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. ...или Седьмой флот или Пятый тут недалеко прогуливается по морским волнам. А у нас что происходит? Более того, они же дают, я бы сказал, бюджетные субсидии для продвижения экспорта; китайцы - это наиболее наглядно - фактически захватывают через государственные вливания в собственные корпорации все рынки, понимаете? А у нас опять валютная либерализация, дескать, она чему-то поможет. Да не поможет она, если мы не изменим денежно-кредитную систему и не установим кредитную ставку не выше половины рентабельности, как рекомендуют нобелевские лауреаты, не поможет она нам, если мы не сделаем ориентир на производство, понимаете? У нас разговоров много, а условия самые тяжёлые: 30 лет строим инвестиционный климат, но чем сложнее производство, тем сложнее работать - почему? Потому что желающих проверить того, у кого есть что проверять, несметное количество, понимаете? В данной ситуации - я, конечно, понимаю, что я шире рассматриваю вопрос, - мне кажется, ваша мера никакой пользы не принесёт стране, никому, кроме узкой, ограниченной группы людей, лоббирующих этот закон. А не принесёт опять же по той же причине, по которой не выполняются поручения и послание президента, понимаете? Где международный финансовый центр? Нет его! Где наша валюта? Нам же обещали, что будет конвертация валюты. Ни в одной, даже в самой занюханной стране никогда в жизни рубля не найдёте, понимаете? Все эти вопросы, мне кажется, связаны с тем, что у нас отсутствует стратегия развития, и, естественно, множество других стратегий не рассматриваются в комплексе, каждый придумывает для себя за государственные деньги стратегию, потом с успехом о ней забывает и начинает придумывать новую, потому что никто не контролирует промежуточные итоги и финиш. Мы не можем поддерживать законы, которые в принципе не решают проблем страны с колоссальным оттоком и вывозом капитала. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Николай Васильевич, для стенограммы: вы Ивана Ивановича Демченко имели в виду или какого? Демченко. Ясно. А то не все поняли. Спасибо. Алексей Владимирович, есть возможность с заключительным словом выступить. Не выступает. Игорь Борисович? Тоже нет. Коллеги обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 13 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел.31,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.