Заседание № 237
О проекте федерального закона № 733024-7 "О внесении изменений в статью 24-2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о мерах налогового стимулирования развития гражданской авиации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 7-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 24-2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части налогового стимулирования развития гражданской авиации и других вопросов налогообложения). Доклад Айрата Закиевича Фаррахова. Пожалуйста, Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24-2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" полностью подготовлен к процедуре третьего чтения, во втором чтении данный проект федерального закона был рассмотрен 17 сентября. Напомню, что данный проект федерального закона направлен на поддержку отечественной гражданской авиации, и наиболее системные меры, которые направлены на поддержку отечественной гражданской авиации, следующие. Прежде всего, это освобождение от обложения НДС ввоза воздушных судов в условиях, когда истекает срок временного соглашения стран - участниц Евразийского экономического союза по процедуре ввоза воздушных судов. Внесение в национальное законодательство этой нормы обеспечит стабилизацию стоимости билетов на наши воздушные перевозки, что очень важно, поскольку стоимость билетов - конечный товар потребления в системе НДС. Далее, установление нулевой ставки на реализацию, производство воздушных судов, комплектующих - это важнейшая норма, которая поддержит отечественного производителя, создаст выгодные конкурентные условия при выходе нашего товара на международный рынок. И наконец, следующая важнейшая норма - это правовая поддержка создания реестра воздушных судов Российской Федерации. Мы обращали на это внимание в ходе процедуры первого чтения: 80 процентов воздушных судов Российской Федерации зарегистрировано в иностранных юрисдикциях. Так что это вопрос национальной безопасности, ну и вопрос создания дополнительных высокотехнологичных рабочих мест, развития обслуживающей промышленности. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, замечаний правового характера нет. Комитет предлагает поддержать его в третьем, окончательном чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие - Гартунг, Иванов, Куринный. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Куринный, Максимов, Гартунг, а вот к ЛДПР просьба определиться. Ну вот Сергей Владимирович Иванов руку поднял раньше. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. Подготовиться Максимову. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, это комплексный проект закона, который действительно преследует много целей. Первая цель - перерегистрировать наконец воздушные суда, которые принадлежат в том числе и нашим авиакомпаниям, внутри страны, для того чтобы невозможно было, если возникают какие-то проблемы, каким-то образом их оставить за рубежом, наложить дополнительные санкции. Это единственная цель, которая в данном проекте закона является оправданной, и с этим мы в принципе согласны. Касаемо второй цели, а это, напомню, освобождение от НДС при ввозе на территорию Российской Федерации иностранной воздушной техники, двигателей, всего того, что связано с производством. Ну, на мой взгляд, любое государство, которое в состоянии производить и производит собственную авиационную технику, а Россия пока к таким государствам относится, должно создавать соответствующие условия для того, чтобы именно национальная техника, национальный производитель имели приоритет. Обнулив НДС и фактически поставив в одни условия производителей "боингов", "эйрбасов" и наши авиационные предприятия, мы, естественно, проиграем эту конкуренцию, потому что ни для кого не секрет, что российские самолёты сегодня более дорогие в обслуживании. Естественно, наши предприятия в этой ситуации будут брать на более выгодных финансовых условиях иностранные авиационные воздушные суда. А ведь именно государственная политика должна выставлять эти рамки, должна экономически стимулировать закупку собственных воздушных судов, а не иностранных, поддерживать собственного, национального производителя, тем более что производство самолётов - это одна из характеристик современной страны. Я не говорю про то, что широкофюзеляжные самолёты мы уже практически не производим или производим единичные экземпляры. Ну и наконец, третье. Аккуратненько сюда вставлен элемент, который касается так называемого открытого реестра судов для участников двух наших фактически офшорных зон. Предполагается, что, переводя туда самолеты либо морские суда, можно будет практически не платить никаких налогов - ни налога на имущество, ни даже социальных налогов, если там будут работать наёмные работники, можно будет не платить практически в течение семи ближайших лет. Кто туда перерегистрируется, кого мы туда опять пытаемся заманить? Ну, я предполагаю, что в реестре будут регистрироваться бизнес-джеты наших олигархов, дорогущие яхты, которые будут стоять в этих зонах и за которые хозяева не будут платить ни копейки, повторяю, ни налога на имущество, ни НДС, ни других налогов, и даже за тех членов экипажа, которые будут там находиться, работать, будут платить налогоплательщики Российской Федерации, не эти олигархи, не эти небедные люди - платить будут те люди, которые сегодня доверили нам право представлять их интересы в Государственной Думе. Мне кажется, что два минуса при одном плюсе - это то, что препятствует сегодня принятию этого закона. И фракция КПРФ будет голосовать против данного законопроекта. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Александр Александрович от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На что хотелось бы обратить внимание в первую очередь. Давайте вспомним о том, что этот проект закона не даёт права, - он прежде всего устраняет несправедливость, ту несправедливость, которая существовала по отношению к отечественному авиационному строению. Вот сейчас с трибуны прозвучало, что лизинговые самолеты - "боинги", "эйрбасы", комплектующие к ним завозились к нам, не облагаемые НДС, без уплаты вот этой пошлины. А наше, родное авиастроение тоже завозит документацию, вы знаете, комплектующие - да, мы сегодня много чего не производим, и мы это завозим для комплектации наших самолётов, для создания новых моделей. И вот данный проект закона фактически устраняет эту несправедливость. Это давно нужно было сделать, наш комитет по промышленности неоднократно поднимал этот вопрос, и наша фракция об этом говорила, и мы рады, что наконец правительство нас услышало, я считаю, что это главное. Что касается, так сказать, второй и третьей новелл. Давайте вспомним, что мы работаем в условиях санкций. Мы должны защищать наших коллег, наш бизнес от тех санкций, с которыми они сталкиваются в работе, и это последовательная политика "ЕДИНОЙ РОССИИ". Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция будет голосовать против этого законопроекта, и вот почему. Тут много говорилось о плюсах, ну, давайте и о плюсах, и о минусах поговорим. Первое. Весьма сомнительный плюс для российского авиастроения - право на ввоз в Россию комплектующих для самолетов конкурентов, аналоги которых производятся в Российской Федерации, без уплаты НДС. Вот мы сейчас развиваем отечественное двигателестроение, оно с трудом идёт в условиях санкций, и мы ещё ужесточаем конкуренцию, снимая НДС с ввезённых в Россию иностранных двигателей. Я думаю, что, если вы спросите авиастроителей, вам никто спасибо за это не скажет. Вы понимаете, что вы создаёте более тяжёлую ситуацию для конкуренции наших производителей техники на российском же рынке? Второе замечание. Тут было сказано, что мы стимулируем возвращение воздушных судов в российскую юрисдикцию. Да, действительно, только о каких судах идёт речь? Не только о воздушных, но и о морских судах. Мы стимулируем вернуть их в два офшора, которые у нас в Калининградской области и в Приморском крае созданы. Мало того, мы не просто позволяем не платить НДС, мы ещё освобождаем от налога на прибыль, налога на имущество, транспортного налога и уплаты социальных платежей. Так о каких судах идёт речь? Тут нам сказали, дескать, мы же в условиях санкций находимся. Действительно, наши олигархи попали под санкции, и теперь они не могут пользоваться своими частными самолётами. Ну "бедные" они, "несчастные", давайте мы защитим своих соотечественников - конечно, давайте мы им свои офшоры здесь создадим, пусть они сюда перерегистрируются, а заодно им все налоги простим! Коллеги, разве этих решений от нас с вами народ ждёт? О чём вы?! Я, честно говоря, удивляюсь, как можно одновременно не индексировать пенсию работающим пенсионерам, сокращать расходы на здравоохранение и образование, повышать НДС и в то же время снимать налоги с самых богатых, которые теперь, видите ли, своими яхтами и самолётами не могут воспользоваться в иностранной юрисдикции, - мол, давайте-ка мы их сейчас простимулируем, чтобы они сюда вернулись. Они и так сюда вернутся, зачем ещё с них налоги-то снимать?! Коллеги, мы за это голосовать не будем, мы выступаем против и предлагаем вам ещё раз подумать: ни в коем случае нельзя голосовать за такой законопроект! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР. ИВАНОВ С. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Я никогда не выступаю по этим темам, не мой комитет, но я очень люблю нашу авиацию и горжусь ею. Вы помните, когда этот законопроект из третьего чтения вдруг перекочевал во второе чтение, тут были непонятки (вот жалко, что Вячеслав Викторович ушёл). А что, собственно, случилось? Вот Елена Григорьевна тоже спрашивала. Там была разница при использовании слов "которому" и "которым". Вот я решил разобраться, а что, собственно, произошло. Посмотрите, уважаемые коллеги, написано, что законопроектом вносятся изменения в части налогового стимулирования развития гражданской авиации. Данным законопроектом в первом и во втором чтениях предполагалось, что иностранные суда, зарегистрированные в иностранном реестре, но ввозимые сюда, на территорию России, освобождаются от НДС в случае, если Российской Федерацией этому реестру - "которому" - переданы права по надзору. И в этом случае - мне надо было бы похвалить правительство, потому что в этом случае это не работало бы, - ни одно судно, которое сюда ввозили бы, не было бы освобождено от НДС, потому что у России нет такого права, она не собственник. Это как, знаете, в анекдоте - когда сбежавших индейцев спросили, как им удалось сбежать, они ответили: "Сидели день, сидели два, а на третий день Зоркий Глаз увидел, что четвёртой стены нет". Вот здесь тоже какой-то зоркий глаз увидел, что написано-то действительно в пользу российских авиастроителей, и срочно этот законопроект вернули во второе чтение, а уже потом написали действительно так, что теперь вот эти товарищи будут получать налоговую льготу. То есть теперь написано, что от НДС освобождают суда, которые зарегистрированы в иностранном реестре, которым переданы Российской Федерации права надзора, - вот это правильно, то есть в этом случае они освобождаются. Но, убей бог меня, я не знаю, как это поможет сделать конкурентоспособными "МС-21", "Сухой Суперджет" или как-то развивать нашу малую авиацию. Вот в Новосибирске сделали замену "кукурузнику", а теперь новый конкурс и, может быть, через несколько лет он будет собираться где-то на Уральском механическом заводе. Этот законопроект, уважаемые коллеги, из серии "Летите, лайнеры, летите и платите, граждане, платите", потому что граждане от этого не выиграют ни в какой степени. Вы же знаете: когда нефть дешевеет, то есть евро дорожает, у них резко возрастают платежи за этот самый лизинг, ну а когда нефть дорожает - сами понимаете, керосин нынче дорог. Поэтому нашим гражданам от этого закона ни жарко ни холодно, а вот то, что нашим авиастроителям будут конкретные рогатки ставиться, - вот это совершенно очевидно. Поэтому я вообще предложил бы снять законопроект с рассмотрения до выяснения того, кто всё-таки в правительстве сделал нам такой хороший подарок и кто в Государственной Думе этот подарок для авиастроителей взял и уничтожил? Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24-2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 23 сек.) Проголосовало за 292 чел.64,9 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 235
О проекте федерального закона № 733024-7 "О внесении изменений в статью 24-2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о мерах налогового стимулирования развития гражданской авиации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
А сейчас, коллеги, переходим ко 2-му вопросу повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 24-2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части налогового стимулирования развития гражданской авиации и других вопросов налогообложения), третье чтение. Доклад Айрата Закиевича Фаррахова. Пожалуйста, Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Названный проект федерального закона рассмотрен Государственной Думой во втором чтении 11 сентября. Напомню, он направлен на всестороннее развитие и поддержку отечественной гражданской авиации через налоговое стимулирование функционирования гражданской авиации, через налоговое стимулирование производства отечественных воздушных судов и комплектующих к ним. В процессе рассмотрения этого вопроса мы сообщали о том, что имеется замечание лингвистов. В процессе устранения данного замечания - а мы провели консультации с аппаратом правительства, с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы - потребовалось внесение поправки. В связи с этим комитет обращается с предложением вернуть данный проект федерального закона к процедуре второго чтения, рассмотреть поправку, рекомендуемую Комитетом по бюджету и налогам к принятию, и рассмотреть данный проект федерального закона во втором и в третьем чтениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ну вот такие предложения должны носить исключительный характер. Мы уже говорили: первое чтение, второе чтение, третье чтение... То есть если вы хотите вернуть законопроект во второе чтение и мы приступим к этой процедуре, то в третьем чтении тогда он не может быть рассмотрен сегодня. Давайте откладывать на другое время и рассматривать. Пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Вячеслав Викторович, предложение рассмотреть его в третьем чтении связано с тем, что мы провели все необходимые согласительные процедуры и что данный проект федерального закона носит бюджетообразующий характер, и в целом сегодня отсутствуют препятствия для его рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это у вас, может быть, отсутствуют, а вот широкой общественности он не знаком, на сайте его нет, фракции его не обсуждают. Зачем мы сужаем вот эти все процедуры? Мы можем выйти на третье чтение, единогласно проголосовать, но для чего нам вот такая спешка? У нас завтра есть заседание, послезавтра есть заседание. Давайте, уходить от этого, качество законодательства находится в прямой зависимости от прохождения процедур, и мы должны настоятельно этого требовать, как кому бы там ни хотелось. Вот тот, кто хочет этого, пускай изберётся, станет депутатом... Вот у нас избрались четверо наших коллег - посмотрите, какая там конкуренция была! Пускай возьмут и изберутся, а рукой чьей-то водить надо прекращать. Уважаемые коллеги, поступило предложение вернуть законопроект во второе чтение. Нет возражений? Нам необходимо проголосовать эту процедуру. Ставится на голосование предложение о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 07 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: Принимается решение о возврате законопроекта к процедуре второго чтения. Уважаемые коллеги, давайте обсудим в рамках процедуры второго чтения данный законопроект, а затем в соответствии с нашей обычной процедурой определимся, когда будем рассматривать его в третьем чтении - завтра, послезавтра. Договорились? Приступаем к процедуре обсуждения в рамках второго чтения. Пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! К данному проекту федерального закона поступила одна поправка, поправка носит лингвостилистический характер, она рекомендована Комитетом по бюджету и налогам к принятию. Прошу поддержать решение комитета в части одобренной поправки и принять законопроект в целом во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1, предложенной профильным комитетом к принятию? У нас таблица состоит из одной поправки. Нет замечаний. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Кто за? Просьба включить режим голосования. Идёт голосование, коллеги. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 34 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Пожалуйста, по ведению - Драпеко Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Прошу прощения, я до голосования просила слова. Дело в том, что эту поправку мы не видели, никто её не читал, в зале она не роздана, поэтому хотелось бы, конечно, ознакомиться с тем, что же мы внесли в этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вот куда мы спешим? Слушайте, ну понятно совершенно, что нельзя этого делать, а вот вы грешите этим. Вот все эти процедуры и подходы, которые сейчас пытаетесь протолкать, - это из прошлого! И тот, кто это не поймёт, понятно как закончит. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович по ведению. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Ну, Елена Григорьевна уже всё сказала. Собственно говоря, у меня такая же позиция: поправка не была распространена в зале, за что мы голосовали - непонятно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Вячеслав Викторович, на самом деле поправка в автоматизированной системе размещена, как и все материалы: таблица поправок, обращение в Совет Государственной Думы, решения комитета и все материалы, - все материалы размещены, вы можете посмотреть в автоматизированной системе. Я убедился сегодня утром, посмотрев дополнительно все материалы. Не требовалось её раздачи непосредственно в зале сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Макаров Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, я хотел бы просто напомнить историю этой поправки. О том, что есть замечания лингвистов, говорилось при рассмотрении законопроекта во втором чтении - именно поэтому закон переносился на вторник, на сегодняшний день. Поправка в установленном порядке была рассмотрена комитетом и размещена в системе СОЗД, о чём сейчас сказал Айрат Закиевич. Поэтому никакой новой поправки на пленарном заседании не раздаётся, её нет, она размещена в системе СОЗД, и тот текст закона, который предлагается принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Драпеко Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г. Я бы очень просила, Вячеслав Викторович, чтобы комитет по Регламенту нам прокомментировал эту ситуацию. О том, что закон будет возвращён во второе чтение, мы не подозревали, это решилось на наших глазах вот только что в зале, поэтому мы к третьему чтению и не ожидали никаких поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, этого никто не ожидал. Ну давайте, для чистоты отношений: а кто ожидал? Вот вышел докладчик и предложил, и для меня это неожиданность. Пожалуйста, комитет по Регламенту, Ольга Викторовна Савастьянова, прокомментируйте. САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитетом, ответственным за данный законопроект, было внесено и на Совет, и в проект порядка предложение как раз о возврате данного законопроекта к процедуре второго чтения, то есть это предложение комитета было утверждено и в порядке обозначено. Что касается непосредственно поправки, коллеги, у нас в соответствии с Регламентом Государственной Думы обязанности раздавать и размещать поправки в письменном виде у комитета нет. Более того, если субъект права законодательной инициативы вносит какие-то поправки, в соответствии с Регламентом он может это сделать в день пленарного заседания, и даже в этом случае в Регламенте говорится, что эта поправка может быть представлена в письменном виде по желанию депутата. Так что обязанности такой у нас нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, во-первых, в соответствии с Регламентом у каждого законопроекта существует срок представления поправок. Если комитет считает, что этот срок недостаточен, то он должен принять такое решение, и это решение утверждается Советом Думы. А что касается данной ситуации, уважаемые коллеги, то было бы правильно, если бы докладчик нам объяснил, почему в первом варианте право регистрации этих судов давалось одному иностранному государству, а теперь многим. Может быть, тогда и вопросов не было бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, докладчик. ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! На самом деле данная поправка действительно носит лингвостилистический характер (отвечая на вопрос коллеги-депутата). Мы говорили при обсуждении и в первом, и во втором случае, что реестров много и при использовании слов "которому" и "которым" появляется разный смысл. Цель данной поправки - уточнить, в каких случаях ввоз воздушных судов на территорию Российской Федерации освобождается от налогообложения, и эти случаи определяются именно сертификатом, которым должно быть подтверждено, что именно российскому реестру воздушных судов передаются все полномочия по регистрации этих воздушных судов. Это уточнение, но очень важное, поэтому потребовалось внесение поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, достаточно? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите Драпеко микрофон. Елена Григорьевна, пожалуйста. ДРАПЕКО Е. Г. Трудно назвать эту поправку стилистической, я думаю, что она носит чисто смысловой характер, поскольку увеличивает количество стран, на которые распространяется норма, поэтому я не думаю, что надо её называть технико-стилистической. И хотелось бы, чтобы всё-таки нас уважали и рассказывали бы нам вот то, что вы рассказали сейчас, до того, как было проведено голосование по этой поправке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, докладчик. ФАРРАХОВ А. З. Именно поэтому я в своём докладе отметил, что во время подготовки законопроекта к рассмотрению у нас было замечание лингвистов, над которым мы очень внимательно работали. В соответствии со статьёй 125 нашего Регламента мы провели все необходимые обсуждения с экспертами, с Правовым управлением и пришли к мнению, что это должна быть поправка - поправка, которая носит лингвостилистический характер, но это не запятая. Поэтому мы и вышли с таким предложением и в соответствии с Регламентом, со всеми нормами разместили все материалы по решению комитета в автоматизированной системе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Макаров Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, я хотел бы обратить внимание, что вчера на Совете Государственной Думы я подробно объяснял содержание этой поправки, говорил, что она касается изменения, по существу, одной буквы в пяти словах в пяти местах. Какой смысл она несёт и почему мы вынуждены это делать конкретной поправкой, возвращая законопроект во второе чтение, а не проводя это как чисто лингвистические правки к третьему чтению, - всё это я подробно объяснял вчера на Совете Государственной Думы, когда принималось решение о том, чтобы сегодня возвратить законопроект к процедуре второго чтения, поэтому никаких тайн ни для одной фракции здесь быть не могло. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть предложение рассмотреть данный законопроект во втором чтении, учитывая, что поправку мы с вами рассмотрели, а с третьим чтением уже определиться в соответствии с нормами нашего Регламента. Это, скорее всего, будет 19-е, потому что Совет будет завтра и, соответственно, на 19-е мы можем поставить рассмотрение законопроекта в третьем чтении. За это время можно ещё раз вернуться к законопроекту, изучить его нормы, с тем чтобы уже сформировать позицию фракций по его принятию или отклонению. Нет возражений? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24-2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", второе чтение, 2-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Просьба голосовать только за себя. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 31 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 22 чел.4,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят.
Заседание № 233
О проекте федерального закона № 733024-7 "О внесении изменений в статью 24-2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о мерах налогового стимулирования развития гражданской авиации; принят в первом чтении 24 июля 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 24-2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Айрат Закиевич Фаррахов. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона подготовлен Комитетом по бюджету и налогам к процедуре второго чтения. В установленные сроки поступило две поправки юридико-технического характера, обе они поддержаны комитетом. Прошу поддержать решение комитета и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Айрат Закиевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет вопросов. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 18 мин. 30 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 18 мин. 53 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 20 чел.4,4 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! С учётом замечаний лингвистов прошу включить законопроект для рассмотрения в третьем чтении в проект порядка работы Государственной Думы на 17 сентября. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 230
О проекте федерального закона № 733024-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (о мерах налогового стимулирования развития гражданской авиации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении. 41-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра финансов Илья Вячеславович Трунин. Пожалуйста, Илья Вячеславович. ТРУНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации", в целом направленный на поддержку и развитие гражданской авиации Российской Федерации. Законопроект содержит два взаимосвязанных блока. Первый блок связан с тем, что на уровне Евразийской экономической комиссии Евразийского экономического союза в конце этого года, 31 декабря этого года, утрачивает силу норма о полном освобождении ввозимых воздушных судов от уплаты пошлины, налога при их временном ввозе: наши партнёры по ЕАЭС и мы вместе с ними договорились, что на уровне временного ввоза воздушных судов льготу больше предоставлять не будем; договорились, что льгота по пошлине будет действовать до 2023 года, а льготу по НДС каждое из государств предоставит на своём уровне самостоятельно. Соответственно, Правительство Российской Федерации предлагает освободить от НДС ввоз на территорию России гражданских воздушных судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации (речь идёт как о самолётах, так и о вертолётах; для простоты в дальнейшем буду говорить только о самолётах, хотя вертолёты сюда тоже попадают), - это освобождение аналогично уже действующему освобождению от НДС ввоза в Россию морских судов, которые регистрируются в Российском международном реестре судов. Кроме того, для создания российских перспективных гражданских самолётов законопроектом предлагается освободить от НДС ввоз авиационных двигателей и запчастей, используемых для ремонта и модернизации гражданских самолётов, а также ввоз технической документации. Понятно и совершенно очевидно, что мы не можем дискриминировать собственное производство самолётов, поэтому законопроектом одновременно предлагается облагать по нулевой ставке налога на добавленную стоимость реализацию гражданских самолётов, зарегистрированных в российском реестре воздушных судов, услуги по строительству таких самолётов, передачу по договорам лизинга этих самолётов, а также, как и при ввозе, реализацию авиационных двигателей и запчастей, используемых для строительства, ремонта и модернизации таких самолётов. На временной основе, на период до 1 января 2023 года, освобождение ввоза в Российскую Федерацию самолётов от налога будет осуществляться (в случае принятия закона) без обязательного условия регистрации этих самолётов в российском реестре. Это обусловлено тем обстоятельством, что у крупнейших российских авиакомпаний сейчас самолёты в основном зарегистрированы в иностранных реестрах, они принимают меры для их перерегистрации, но в связи с заключёнными договорами финансового лизинга это займёт не один год, поэтому мы предлагаем срок до 1 января 2023 года. Второй блок направлен на создание налоговых стимулов для развития специальных административных районов на территории Калининградской области, это остров Октябрьский, и Приморского края, это остров Русский. В частности, предлагается освободить от НДС ввоз водных судов, подлежащих регистрации в Российском открытом реестре, участниками специальных административных районов, не облагать налогом на прибыль доходы владельцев указанных водных судов, зарегистрированных в таком реестре, освободить их от налога на имущество и транспортного налога - причём это будет касаться (в случае принятия закона) как водных судов, так и воздушных, - временно, на период до 2027 года, установить для участников специальных административных районов в части эксплуатации этих судов ставку страховых взносов ноль процентов, а также устранить имеющиеся препятствия для перерегистрации иностранных компаний в специальных административных районах. Полагаем, что принятие представляемого сегодня законопроекта послужит развитию и модернизации гражданской авиации в России, перерегистрации самолётов в российском реестре и в целом снижению стоимости авиаперевозок. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Вячеславович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Айрат Закиевич Фаррахов, член Комитета по бюджету и налогам. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Правительство внесло в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации", концепция которого направлена на решение поставленной Президентом Российской Федерации задачи по стимулированию отечественного гражданского самолётостроения и отечественных гражданских авиаперевозок. Илья Вячеславович очень подробно изложил основные налоговые предложения, то есть предложения, направленные на налоговое стимулирование. В связи с этим от комитета хотелось бы дополнить буквально по нескольким моментам. Первое. В условиях завершения действия соглашения на уровне стран - участниц Евразийского экономического союза по временному ввозу воздушных судов, комплектующих принятие решения об освобождении от налога на добавленную стоимость и продолжение ввоза воздушных судов обеспечат неизменность стоимости авиабилетов, поскольку именно они являются продуктом конечного потребления. И второе. Проектом федерального закона устанавливаются правовые основания в части налогового регулирования, регистрации в реестре воздушных судов и открытом реестре водных судов. Это последовательное продолжение законов, которые были рассмотрены Государственной Думой в прошлую весеннюю сессию и подписаны Президентом Российской Федерации в августе 2018 года и которые определяют развитие специальных административных районов на территориях Калининградской области и Приморского края. В целом определяя развитие этих специальных районов, данные новеллы решают и другие очень важные задачи. 95 процентов воздушных иностранных судов Российской Федерации на сегодня не зарегистрировано в нашей юрисдикции, в основном они зарегистрированы на Бермудских островах и в Ирландии. В связи с этим последовательное решение вопросов - а это вопросы и безопасности, и уплаты пошлин, - создание условий для регистрации воздушных судов в России, в том числе налоговое стимулирование, позволят не только решить вопросы безопасности, но и создать новые высокотехнологичные рабочие места и изменить подходы к деловой активности. К данному проекту федерального закона поступило 9 положительных отзывов представительных органов и 19 положительных отзывов высших исполнительных органов государственной власти субъектов, один исполнительный орган дал отрицательный отзыв. Комитет по бюджету и налогам отмечает, что при доработке во втором чтении потребуется уточнение объёма предоставляемых льгот, в первую очередь в части страховых взносов и их влияния на бюджеты бюджетной системы, а также в целом уточнение финансово-экономического обоснования. Комитет по бюджету и налогам, исходя из изложенного и учитывая, что данный проект федерального закона решает поставленную Президентом Российской Федерации задачу по поддержке отечественных воздушных перевозок, предлагает поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Айрат Закиевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Илья Вячеславович, финансовые возможности российских производителей и иностранных производителей несоизмеримы: иностранцы имеют гораздо большие финансовые возможности, поэтому они предоставляют воздушные суда в лизинг на существенно более выгодных условиях, нежели российские компании. Так что выравнивание налогообложения и других льгот в отношении российских и иностранных компаний, по сути, означает дискриминацию российских компаний. По-моему, этот закон ставит под угрозу реализацию программы "МС-21". И ссылки на то, что принятие этого закона сможет сдержать цены на авиабилеты, тоже несостоятельны, поскольку эти льготы действуют много лет, но цены не сдерживают. Как вы объясните, почему правительство, по сути, лоббирует интересы иностранных производителей? ТРУНИН И. В. Михаил Васильевич, не соглашусь с вами. Давайте посмотрим, какой режим сейчас у нас применяется и будет применяться до конца этого года. С 90-х годов при временном ввозе, а фактически постоянной эксплуатации самолётов российскими авиакомпаниями предоставляется освобождение как от НДС, так и от ввозной таможенной пошлины, а при выпуске российских самолётов и вертолётов никакого освобождения от НДС не применяется. Законопроект исправляет эту ситуацию, в нём говорится, что мы будем продолжать освобождать от НДС - пошлин мы не касаемся, так как это не наша компетенция, не Российской Федерации, - но в дополнение к этому, чтобы создать равные условия, мы также будем освобождать от НДС российские самолёты при их реализации. Что ещё можно сделать в связи с этим, мы не очень представляем, мы эту задачу полностью решаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Илья Вячеславович, в продолжение предыдущего вопроса. Дело в том, что самолёты из одной офшорной компании будут перерегистрированы в другой офшорной компании, и не важно, в нашей они офшорной компании будут перерегистрированы или... Что, собственно говоря, от этого изменится? Мне хотелось бы знать, какие налоги они будут платить, это во-первых. А во-вторых, мне хотелось бы знать: нашей гражданской малой авиации этот закон какие-то преференции может дать или нет? ТРУНИН И. В. Вера Анатольевна, перерегистрация, переход из одного офшора в другой даст нам хотя бы то преимущество, что это будут российские воздушные суда, российские самолёты - не российского производства, естественно, но зарегистрированные в российском реестре, - которые будут иметь возможность без ограничения совершать перевозки по территории Российской Федерации. Что касается налогов - да, они не будут платить налог на прибыль, не будут платить до 2027 года (в случае принятия закона) страховые взносы и налог на имущество, но они будут платить регистрационные взносы в специальных административных районах. Именно такая концепция была одобрена Государственной Думой при введении специальных административных районов. Там будет уплачиваться налог на доходы физических лиц, там будет развиваться бизнес, мы надеемся, в том числе и по обслуживанию этих самолётов. Что касается непосредственно авиации, хочу обратить внимание, что законопроект не касается авиаперевозок, он касается налогообложения воздушных судов. В связи с этим вне зависимости от того, какого размера, если можно так сказать, какой грузоподъёмности или массы пустого снаряжённого аппарата самолёты выпускаются или ввозятся, вне зависимости от дальности перевозок в отношении их всех будут предоставляться одинаковые преференции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З. Уважаемая Вера Анатольевна, я в дополнение к ответу Ильи Вячеславовича хочу сказать о том, что (и я уже отмечал это) регистрация здесь и изменение деловой активности - это новые высокотехнологичные рабочие места на территории Российской Федерации, развитие инфраструктуры, развитие деловых контактов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Илья Вячеславович, ответьте, пожалуйста, на такие вопросы. Законопроект касается воздушных судов, и вы сказали, что принятие закона приведёт к снижению цен на билеты. Скажите, пожалуйста, каким образом освобождение от НДС, от налогов на прибыль, на имущество, от транспортного налога, от уплаты процентов страховых взносов владельцев морских судов повлияет на стоимость авиабилетов? Это первый вопрос. И второй. Если мы даём льготы владельцам судов, зарегистрированных в специальных административных районах, то почему владельцы судов, зарегистрированных в других районах, применяют общий налоговый режим? ТРУНИН И. В. Когда я говорил, что с принятием закона цены хотя бы не будут расти, не будет стимулироваться их рост (в отличие от ситуации, которая сложится в отсутствие этого закона, когда с 1 января будет уплачиваться НДС при ввозе), я имел в виду первый и основной блок, который касается воздушных судов. Естественно, часть законопроекта, которая касается специальных административных районов, водных судов, не имеет отношения к авиаперевозкам. Что касается вопроса о том, почему в одних районах один налоговый режим, в других районах - другой. Напомню, законодательство о специальных административных районах, которое принималось примерно так же, под завершение сессии, весенней сессии 2018 года, подразумевает, что в специальных административных районах в основном регистрируются компании по критерию так называемой редомициляции, то есть перерегистрации из иностранных юрисдикций. Для таких компаний установлены налоговые льготы в специальных административных районах, и, самое главное, действующее законодательство предусматривает, что для таких компаний сохраняют своё действие элементы иностранного права, по которым они функционировали до перерегистрации в специальных административных районах. Таким образом, большая часть воздушных судов (и водных судов на самом деле тоже), которые фактически эксплуатируются российскими судовладельцами, бенефициарами которых являются российские лица и которыми во многом даже осуществляются перевозки в Российской Федерации, сейчас зарегистрирована в иностранных реестрах - Айрат Закиевич об этом говорил в своём выступлении, - где примерно такой же налоговый режим, какой предусмотрен рассматриваемым законопроектом. Поэтому мы предполагаем, что в этой части законопроект позволит, особенно тем, кто хочет это сделать (а для многих российских бенефициаров воздушных судов сейчас не самые лёгкие времена в юрисдикциях их регистрации), без больших финансовых издержек перерегистрировать свои самолёты в российском реестре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Содокладчик сказал, что порядка 95 процентов всех судов зарегистрировано не на территории Российской Федерации. Большая их часть - это самолёты, которые находятся в лизинге. Насколько я понимаю, регистрацию производит не перевозчик, а собственник. Может быть, проблема не в налоговых льготах? В частности, много вопросов к Росавиации, которая не в состоянии даже банально из-за своего штата проконтролировать, как используются авиакомпаниями суда здесь. Потому, возможно, иностранные лизинговые компании и не спешат, не хотят регистрировать суда на территории Российской Федерации? Можете сказать что-нибудь по этому поводу? ТРУНИН И. В. Андрей Геннадьевич, вы абсолютно правы в том, что налоговые, фискальные, ограничения не единственное препятствие в регистрации самолётов в российских реестрах: мы проводили большое обсуждение в правительстве на эту тему - есть проблемы и вопросы по выдаче сертификатов лётной годности, ремонту, по регулированию отрасли авиационных перевозок и так далее. У Министерства транспорта, как нам представители этого министерства рассказывали, есть определённый план, по которому как раз за ближайшие три года должны выравняться условия нахождения воздушных судов в российском реестре воздушных судов и в наиболее привлекательных иностранных реестрах. Но фискальные ограничения, налоги, которые взимаются как с эксплуатантов, так и с собственников воздушных судов, то есть самолётов, также являются определённым препятствием, потому что в тех юрисдикциях, где сейчас зарегистрированы воздушные суда, самолёты, - Айрат Закиевич говорил, что это и Бермудские острова, и остров Мэн, Ирландия, - таких налогов нет. Поскольку в основе концепции этого законопроекта поддержка гражданской авиации, как массовых перевозок, так и бизнес-авиации, правительство предлагает начать решать эти вопросы уже сейчас, тем более что для этого есть основания в виде определённого изменения регулирования на уровне Евразийской экономической комиссии. Мы предлагаем это сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Илья Вячеславович, ну вы хотя бы не говорите, что вы гражданской авиации помогаете, - вы помогаете конкретным собственникам в ущерб интересам наших авиастроительных заводов, потому что кроме регистрационного сбора... Кстати, не могли бы вы сказать, сколько же на острове Русском и на острове Октябрьском за время существования зон зарегистрировано новых компаний и сколько мы от этого получили, скажем, в этих административных районах? Тогда всё будет понятно. ТРУНИН И. В. Николай Васильевич, я с вами не соглашусь, поскольку законопроект о том, что при реализации мы освобождаем самолёты, в том числе российские, от НДС, сейчас они не освобождаются. Это не имеет отношения ни к специальным административным районам, ни к бизнес-авиации - с нового года любые российские самолёты и вертолёты при реализации будут облагаться по нулевой ставке. Как это может помочь иностранному самолётостроению, я не знаю, видимо, с вашей точки зрения, может, но мы это не имели в виду. Что касается специальных административных районов на острове Русском в Приморском крае и острове Октябрьском в Калининградской области. Напомню, что законодательное оформление функционирования этих специальных административных районов (САР) осуществлялось в два этапа: первый пакет законов был принят летом, потом началась практика перерегистрации; второй пакет законов был принят в осеннюю сессию прошлого года - и режим, который сейчас сформировался, действует с начала этого года. За это время чуть меньше двух десятков компаний редомицилировалось, идёт процесс, и мы полагаем, что установление специальных условий, в том числе для судовладельцев, позволит этот процесс стимулировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Арефьев Николай Васильевич. Коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", прошу определиться, кто будет выступать. Тем, кто не будет выступать, лучше снять заявку на выступление. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, у нас в советское время был такой слоган: "Мы говорим Ленин, подразумеваем - партия, мы говорим партия, подразумеваем - Ленин". Вот когда закон говорит о развитии гражданской авиации, надо подразумевать - это развал авиапрома, и не более того. Ну что означают слова о том, что мы освобождаем от НДС ввозимые на территорию Российской Федерации самолёты? Что они становятся дешевле наших. Но закон говорит: а мы наши тоже освобождаем. А что мы освобождаем? Мы же не производим никаких самолётов. У нас один "Суперджет", 74 самолёта в "Аэрофлоте", всё, больше ничего нет. И "МС-21" тоже не выпускается. Мы освобождаем иностранные самолёты от НДС, а сами ничего не выпускаем - тогда наш внутренний рынок заполнят чужими самолётами, а свои выпускаться уже не будут. Мы погубим свой авиапром, это аксиома. Освобождаются от НДС не только воздушные суда, но и двигатели, запасные части, технологическое оборудование и даже документация. Нам говорят, что это делается для того, чтобы перевести под нашу юрисдикцию иностранные суда якобы для контроля, потому что иначе контроль осуществлять невозможно. Да ради бога, но ведь это делается совсем с другой целью. Вот смотрите, срок определяется аж четыре года - неужели надо четыре года для того, чтобы перерегистрировать самолёты? Да нет, там хватит месяца. Этот срок устанавливается совсем с другой целью... вернее, этот срок объясняет вторая часть этого законопроекта, а в ней говорится о том, что в офшорных зонах освобождаются не только авиационные суда, но и водные суда, весь транспорт, причём освобождаются не только от НДС, но и от всех остальных налогов - на имущество, транспортного налога, социальных отчислений. Для чего это делается? Это опять закон - сегодня второй такой закон мы принимаем - для граждан из списка "Форбс", чтобы они вольготно себя чувствовали. Почему мы Государственную Думу превращаем в служанку каких-то олигархов? Я считаю, что мы, несмотря ни на что, не имеем права даже поддерживать данный законопроект: он убивает наш авиапром и создаёт льготы для людей, которые этого не заслуживают. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. От фракции поставьте, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, этот законопроект заслуживает отдельного внимания. Начну я с фразы "Бутерброд не лезет в рот - сразу мысль: а как народ?" - мне эта фраза сразу приходит на ум, когда с заботой о народе принимают такие законопроекты. Вот вдумайтесь: о каком народе идёт речь? Ну, коллега уже только что сказал, что фамилии граждан, о которых мы здесь печёмся, можно найти в списке "Форбс", это настолько очевидно, что мне даже непонятно, почему мы на это столько времени тратим. Надо взять и отклонить этот закон без обсуждения. Вдумайтесь только, о чём идёт речь: здесь предлагается под предлогом того, что, дескать, надо же для граждан создать условия для снижения цен на авиабилеты, освободить от НДС ввозимые иностранные самолёты, комплектующие, все услуги по содержанию этих самолётов. Но, коллеги, а у нас что, своего авиапрома нет? Если мы хотим снизить издержки для авиакомпаний, давайте освободим от НДС производителей нашей авиации здесь, в России, мало того, освободим от налога не только производителей самолётов, но и всех, кто их обслуживает, все запчасти в полном объёме освободим - вот вам, пожалуйста! Это к вопросу о том, как поддержать российского авиастроителя, российскую авиацию, как ещё улучшить: да вот, пожалуйста, поддержите российского авиастроителя - всё! Сегодня, вот только что мы снижали НДС для плодоовощной продукции. Снижали? Снижали. Ну что мешает?.. Пожалуйста, в сельском хозяйстве - рост. Скажем так, рост и развитие сельского хозяйства показали, что эта система работает. Почему мы на авиапром эти меры не распространим? Следующее. Законопроект-то называется - вдумайтесь! - просто "О внесении изменений в Налоговый кодекс...", а преподносится всё так, что, дескать, надо же гражданскую авиацию поддержать. Спрашивается: а зачем мы тогда от всех налогов освобождаем владельцев морских судов, которые зарегистрированы в наших специальных налоговых зонах? А ведь это НДС, налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог и проценты по страховым взносам! У нас что, в Пенсионном фонде деньги появились? В социальных фондах деньги появились? У нас нет дефицита финансирования здравоохранения, образования? Но если у нас всё так хорошо с деньгами, то, коллеги, у меня сразу предложение: давайте поправками в этот же законопроект внесём... Вот у меня такое предложение: давайте-ка мы вернём индексацию пенсий работающим пенсионерам. Ну раз деньги появились, раз нам не нужны взносы в Пенсионный фонд, давайте вернём, тем более 5 триллионов рублей есть уже, будет к концу года - за два года только сэкономили. Следующее. НДС, налог на имущество, транспортный налог - мы олигархов из списка "Форбс" от этого освобождаем, дескать, это же забота о гражданах, они же под санкциями там, они не могут пользоваться своими судами, воздушными и морскими, этими яхтами - тридцати-, пятидесятиметровыми, давайте-ка мы им специальные налоговые режимы создадим, пусть они, бедные, денег сэкономят здесь, у нас в стране. У меня просто слов нет! Следующее. Что же на самом деле нужно? Ну, про гражданскую авиацию, про производителей наших самолётов, про авиастроителей я уже сказал. Если у нас так всё хорошо с налогами, что мы специальные налоговые гавани создаём для специальных граждан, которые у нас в списке "Форбс", то давайте тогда примем предложение: не только возьмём и проиндексируем пенсии работающим пенсионерам - давайте начнём долги раздавать! Давайте разморозим норму закона, по которой мы приостановили выплату внутреннего государственного долга по вкладам в Сбербанке, по советским вкладам. Сколько раз мы уже это делали, пятнадцать? Мы продлеваем с 2003 по 2022 год - почти 20 лет. Мы не выполняем норму закона, принятого в этом зале, по которому признано внутренним государственным долгом обязательство Сбербанка СССР перед гражданами. Мы не выполняем - нет денег. Значит, на налоговые льготы для олигархов у нас деньги есть, а для вкладчиков Сбербанка СССР, для пенсионеров у нас денег нет - ну вообще странно! У нас по всей стране проводится "оптимизация" системы здравоохранения, закрываются больницы, дозакрывались до того, что люди у нас, не дождавшись медицинской помощи, умирают в поликлиниках или прямо дома! Сначала они в поликлиниках умирали, а теперь их даже не везут в больницы. Вот в пятницу вызывают врача, он говорит: подождите до понедельника, мы вас заберём, госпитализируем, место у нас освободится - а в субботу пациент умирает, то есть они просто даже до больницы не доходят. Ну что это такое! Коллеги, при такой ситуации в стране голосовать за такого рода законы, мягко говоря, недальновидно. Коллеги, подумайте об этом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Гутенёв Владимир Владимирович, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ГУТЕНЁВ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект чрезвычайно важен - важен в первую очередь для граждан, для пассажиров, но он также важен для национальной экономики и национальной безопасности, поскольку действительно в особый период, так называемый период "Ч", самолёты, которые находятся вне российской юрисдикции, невозможно будет мобилизовать. Но для того, чтобы понять закон, нужно оттолкнуться от того, в какие условия попал наш авиапром в предыдущие годы и какие обязательства приняли мы на себя, вступив во Всемирную торговую организацию. Таможенная защита, таможенная пошлина при ввозе зарубежного самолёта составляла 20 процентов. В соответствии с нашими обязательствами мы должны были снизить таможенную пошлину на разные виды самолётов на величину от 7,5 до 12,5 процента. И мы учли мнение наших партнёров по ЕС, которые не имеют на своей территории мощностей по производству самолётов, но имеют очень значительные потребности в обеспечении мобильности населения, пошли навстречу и обнулили таможенные пошлины на целый ряд самолётов, в том числе на наиболее широко представленные - это "эйрбас" 319-й, 320-й, 321-й, "боинг" серии 737, широкофюзеляжные двухпроходные самолёты. Это было необходимое решение, потому что наш авиапром, к сожалению, в то время не мог выпускать конкурентоспособные машины в надлежащем количестве. К чему мы подошли? Мы подошли к тому, что 753 зарубежных самолёта летают на наших внутренних авиалиниях, из которых 750 - ну, за исключением трёх машин - находятся вне российской юрисдикции. Должен отметить серьёзный рост объёма авиаперевозок. В позапрошлом году мы впервые за постсоветское время вышли на показатель 100 миллионов пассажиров, в прошлом году было 116 миллионов. Наши авиапроизводители делают очень серьёзные успехи, я уже не говорю о том, что "Сухой Суперджет" начинает выпускаться в новых модификациях, начинается серийное производство "МС-21", пермяками разработаны сверхконкурентоспособный двигатель "ПД-14" и семейство двигателей на его базе. Поэтому пришло время не помогать отечественному авиапрому субсидиями - отечественный авиапром получал значительные субсидии от государства, государство проявляло очень серьёзную заботу о нём, - а выравнять условия, которые позволили бы в ближайшей перспективе перевести под российскую юрисдикцию, в российский регистр самолёты, выпущенные зарубежными компаниями, но летающие на российских авиалиниях. И это решение, на мой взгляд, единственно правильное. Буквально на днях руководитель госкорпорации "Ростех" Сергей Викторович Чемезов докладывал президенту о планах по модернизации отрасли, по её оздоровлению, и президент эту инициативу поддержал. Более того, есть прямое поручение президента, и, коллеги, у нас вполне достаточно времени для того, чтобы ко второму чтению дать поправки, если возникают какие-то иные идеи. Конечно же, справедливости ради надо сказать, что это не преференция отечественным производителям - это устранение дискриминационной ситуации, в которой, к сожалению, наш авиапром находился. Однако мне хотелось бы, пользуясь тем, что есть несколько минут, привлечь ваше внимание к другой дискриминации, о которой, коллеги, мы совершенно не говорим и которая возникает не случайно, - дискриминации информационной, когда из-за мелких погрешностей у самолёта "Сухой Суперджет" мы видим вал критики, синхронно идущей во многих СМИ, но, если подобное случается с зарубежными самолётами, мы на это не обращаем внимания. Я просто приведу примеры: 19 июля "Боинг-737" авиакомпании "Северный ветер", выполнявший регулярный рейс Москва - Ереван, снят; 21 июля "Боинг-737" после вылета в Прагу вернулся в Москву; 22 июля 735-й - рейс Тюмень - Минеральные Воды; 22 июля - рейс Шереметьево - Анталья; 22 июля - рейс Анталья - Москва; 23 июля - "боинг", рейс Анталья - Москва. Я не вижу буйства прессы! Коллеги, мне кажется, что существует если не заговор - мы не говорим о конспирологии, - то весьма и весьма предвзятое отношение к этому ряда средств массовой информации. К сожалению, и многие коллеги до конца не разобрались - а ведь мы сейчас пошли по очень выверенному, чёткому пути, благодаря тому что правительство внесло данный законопроект. Его необходимо поддержать, чтобы, с одной стороны, обеспечить отечественным авиапроизводителям комфортные условия для конкуренции, а с другой стороны, вернуть приобретённые российскими авиакомпаниями самолёты, которые находятся в операционном или финансовом лизинге, под российскую юрисдикцию. Коллеги, по этому законопроекту обязательно нужно голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Пожалуйста, Илья Вячеславович. ТРУНИН И. В. Спасибо, Иван Иванович. Я коротко. Хотя я об этом несколько раз говорил в своём докладе и в ответах на вопросы, но - уважаемые Николай Васильевич, Валерий Карлович, не знаю, изменит ли это ваше мнение и мнение ваших фракций, - скажу ещё раз, что основная идея законопроекта и основной объём того, что внесло правительство, направлены на то, чтобы установить нулевую ставку НДС на самолёты, вертолёты, запасные части, двигатели, услуги по модернизации и строительству этих воздушных судов в России. Всё остальное, по крайней мере, не предлагается изменить, а основная идея законопроекта - это освобождение от НДС, обнуление НДС, то есть возмещение входного НДС для предприятий отечественного самолёто- и вертолётостроения. Очень просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Айрат Закиевич, будете выступать? Пожалуйста, депутату Фаррахову включите микрофон. ФАРРАХОВ А. З. Действительно, установление нулевой ставки НДС даст возможность возмещения налога производителям, поставщикам материальных ресурсов, в том числе основных средств. И сумма, предложенная к возмещению, указана в финансово-экономическом обосновании. Также мне хотелось бы сказать по поводу наименования, Валерий Карлович говорил об этом. Наименование данного законопроекта присвоено здесь, оно не несёт ни правового, ни законодательного смысла. Комитет отмечает, что готов рассмотреть все необходимые предложения, поправки к данному законопроекту, и предлагает поддержать его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 18 мин. 38 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 58 чел.12,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.