Заседание № 226
О проекте федерального закона № 732892-6 "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (принят в первом чтении 20 марта 2015 года с наименованием "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
5-й вопрос, во втором чтении рассматривается проект федерального закона "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации...". Ирина Валерьевна Соколова, пожалуйста. СОКОЛОВА И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет подготовил законопроект к рассмотрению во втором чтении. Законопроект дополняется положением о доиндексации социальных выплат до фактического уровня инфляции по итогам 2015 года. Такую доиндексацию предлагается провести с 1 февраля 2016 года. То есть индексация пособий, компенсаций и иных социальных выплат пройдёт в два этапа: первый этап - это плановая индексация на 5,5 процента в этом году, а второй этап - это доиндексация социальных выплат на разницу между фактическим уровнем инфляции за 2015 год и размером индексации в этом году (5,5 процента). Ко второму чтению поступило одиннадцать поправок, четыре из них рекомендованы комитетом к принятию и сведены в таблицу № 1, семь поправок рекомендованы к отклонению и сведены в таблицу № 2. Прошу проголосовать по таблицам поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Валерьевна. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 02 сек.) Проголосовало за 255 чел.56,7 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел.30,9 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставлю на голосование... ИЗ ЗАЛА. Есть, есть вопросы! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Василий Георгиевич Швецов. ШВЕЦОВ В. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергей Евгеньевич, прошу поставить на отдельное голосование поправки 1, 6 и 7. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Вадимович Ломакин-Румянцев. ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Прошу вынести на отдельное голосование поправки 3, 4 и 5. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2 без поправок 1, 6, 7, 3, 4 и 5. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 20 сек.) Проголосовало за 237 чел.52,7 % Проголосовало против 52 чел.11,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 289 чел. Не голосовало 161 чел.35,8 % Результат: принято Принимается. Василий Георгиевич Швецов, поправка 1. Включите микрофон депутату Швецову. ШВЕЦОВ В. Г. Сергей Евгеньевич, я прошу дать мне время для обоснования сразу по трём поправкам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз можно?.. ШВЕЦОВ В. Г. Сразу по трём поправкам: 1, 6 и 7. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ШВЕЦОВ В. Г. Коллеги, если и принимать данный закон, то его действие должно коснуться очень ограниченной группы лиц. Нашими поправками мы оставляем в этом законопроекте только те категории, которые действительно могут без проблем прожить без индексаций, тех, кто в большинстве своём живёт не на свои, даже очень немалые по российским меркам заработные платы, а на доходы от владения акциями, недвижимостью и так далее - я говорю о депутатах, о членах Совета Федерации. Мы предлагаем оставить в законопроекте данные категории лиц, а для остальных установить индексацию с 1 апреля 2015 года на 12 процентов. Данный законопроект ущемляет в правах такие категории граждан, как "чернобыльцы", инвалиды, ветераны, герои, почётные доноры, граждане, имеющие детей, в том числе граждане, имеющие право на получение материнского (семейного) капитала, учащиеся; кроме того, он касается страховых и иных выплат, которые полагаются в случае гибели или ранения военнослужащих, сотрудников полиции, а также материальных пособий на погребение и так далее - список огромный, и за некоторыми исключениями в нём в основном социально уязвимые категории граждан. Ну вот скажу для примера, что средний размер пенсии на конец 2013 года составил 10 тысяч 30 рублей, на конец 2014-го - 10 тысяч 919 рублей, значит, рост всего 8,9 процента. А теперь сравним цены на основные продукты питания в 2013 и в 2014 годах: свинина подорожала на 27 процентов, сливочное масло - на 15,6 процента, куры - на 27 процентов, сахар-песок - на 39 процентов, и этот список можно продолжать сколько угодно. Сегодня предлагается отменить действие двадцати четырёх федеральных законов, которые определяют правила индексации пособий, выплат и зарплат с учётом прогнозного уровня инфляции. Вроде бы правительство говорит, что от социальных обязательств государство не отказывается, только будет меняться подход к распределению бюджетных средств, но кто будет определять, кому тяжелее без поддержки: ветерану, "чернобыльцу", многодетной матери или студенту? Если мы примем закон, то правительство вполне сможет рассчитывать на успех подобных новаций и в следующем году, а чиновники под разговоры о сложном экономическом положении смогут и дальше отменять ежегодную индексацию исходя из уровня инфляции и опять установят какой-то новый критерий для выплаты пособий, при этом правительство вполне может установить и фактический, и прогнозный уровень инфляции меньшего размера. Чтобы приблизить индексацию пенсий и зарплат к фактическому уровню инфляции, вовсе не обязательно отменять нормы двадцати четырёх действующих законов, можно изменить только одну цифру в бюджетном законе - прогнозный уровень инфляции, и тогда индексация будет адекватной, без изменения установленных норм. Понятно, что цель авторов законопроекта очевидна - экономия бюджетных средств в период нестабильной экономической ситуации, но размер индексации будет ниже фактической инфляции и, соответственно, реальный уровень доходов населения будет отставать от темпов роста цен. Здесь можно говорить о прецеденте, который создаст риск, что многие льготы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ШВЕЦОВ В. Г. ...попросту могут исчезнуть в будущем. Например, правительство уже имеет опыт многоразового продления срока действия закона, отменяющего индексацию пособий военнослужащим на один год: при повышении окладов военнослужащих в 2012 году была предусмотрена и индексация выплат, но в 2013 году её приостановили, в 2014 году приостановление продлили ещё на год и неизвестно, что будет дальше. В связи с этим призываю депутатов проголосовать за поправки 1, 6, 7, чтобы не трогать социально уязвимые категории граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Валерьевна, пожалуйста. СОКОЛОВА И. В. Уважаемый Василий Георгиевич, поправки противоречат концепции законопроекта, принятой в первом чтении. Кроме того, мы только что проголосовали за другой вариант индексации - за доиндексацию с 1 февраля 2016 года и за плановую индексацию на 5,5 процента в этом году. Комитет не поддерживает эти поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование поправку 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 57 сек.) Проголосовало за 141 чел.31,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 141 чел. Не голосовало 309 чел.68,7 % Результат: не принято Поправка отклонена. Ставлю на голосование поправку 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 18 сек.) Проголосовало за 143 чел.31,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 143 чел. Не голосовало 307 чел.68,2 % Результат: не принято Поправка отклонена. Ставлю на голосование поправку 7. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 40 сек.) Проголосовало за 145 чел.32,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 145 чел. Не голосовало 305 чел.67,8 % Результат: не принято Поправка отклонена. Александр Вадимович Ломакин-Румянцев, пожалуйста. ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В. Предлагаемая доиндексация в феврале не решит никаких проблем, потому что десять месяцев, то есть почти год, люди не будут получать необходимые социальные пособия. Не секрет, что инфляция за прошлый год составила 11,4 процента, а к марту она стала больше 16 процентов, поэтому предлагаю поддержать три поправки, которые направлены на то, чтобы исключить ветеранов, инвалидов и получателей детских пособий из данного перечня и проиндексировать размеры их пособий в соответствии с законом в апреле на прогнозный уровень инфляции, заложенный в поправках к бюджету на 2015 год, - на 12,2 процента. Вот коротко о сути поправок, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Валерьевна, пожалуйста. СОКОЛОВА И. В. Уважаемый Александр Вадимович, поправки противоречат концепции законопроекта, принятой в первом чтении, - комитет предлагает их отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование поправку 3. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 07 сек.) Проголосовало за 195 чел.43,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 196 чел. Не голосовало 254 чел.56,4 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Ставлю на голосование поправку 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 35 сек.) Проголосовало за 200 чел.44,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 200 чел. Не голосовало 250 чел.55,6 % Результат: не принято Поправка отклонена. Ставлю на голосование поправку 5. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 57 сек.) Проголосовало за 203 чел.45,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 203 чел. Не голосовало 247 чел.54,9 % Результат: не принято Поправка отклонена. Ирина Валерьевна, пожалуйста. СОКОЛОВА И. В. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, в случае принятия законопроекта во втором чтении комитет просит принять его и в третьем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования". На выступления по мотивам запишемся после принятия во втором чтении.
5-й вопрос, проект федерального закона "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 32 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 92 чел.20,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Было предложение принять и в третьем чтении. По мотивам выступит Николай Васильевич Коломейцев, ещё есть желающие? Нет. Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Посчитал нужным выйти сюда и напомнить вам выступление председателя Счётной палаты: она сказала, что за это время инфляция в Российской Федерации составила уже 6,4 процента, - вы же предлагаете индексировать на 5,5 процента. Напомню вам: в 2014 году инфляция - признанная! - была 1,4 процента. На самом деле этим законом не только уменьшается величина индексации, но она ещё и отменяется для целого ряда категорий, и, принимая этот закон, вы лишаете индексации 20 миллионов наших самых обездоленных граждан! (Шум в зале.) Мы предлагаем не поддерживать этот закон, а заставить правительство всё же заняться делом и выполнить поручение президента о выработке реальных антикризисных мер! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 08 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 92 чел.20,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 223
О проекте федерального закона № 732892-6 "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос повестки, проект федерального закона "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций". Докладывает Антон Германович Силуанов, министр финансов России. СИЛУАНОВ А. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, министр финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Суть законопроекта, разработанного в пакете с поправками в закон о федеральном бюджете на текущий год, заключается в следующем. Действующее законодательство, осуществляющее правовое регулирование в части индексации социальных выплат, предусматривает ежегодную индексацию выплат исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете. В действующем законе о бюджете предусмотрена индексация на 5,5 процента. Сегодня, когда мы вносим поправки в закон о федеральном бюджете, прогнозируемый уровень инфляции на текущий год составляет 12,2 процента. Что предлагается законопроектом? Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2016 года нормы ряда законов, устанавливающие расходные обязательства Российской Федерации по индексации выплат на прогнозный уровень инфляции, индексацию предлагается осуществлять в размере, установленном федеральным законом о федеральном бюджете. Таким образом, предлагается исключить прямую зависимость индексации выплат от изменений показателей прогнозного уровня инфляции. Чем это вызвано? Это вызвано, конечно, тем, что, как мы видим, ситуация в экономике по сравнению с теми прогнозами, которые мы делали некоторое время назад, изменилась, положение осложнилось, ухудшилась ситуация с бюджетом с точки зрения формирования доходной базы, резко увеличивается дефицит бюджета. Мы очень внимательно относимся к наиболее чувствительным категориям граждан, поэтому вместе с вами приняли решение проиндексировать пенсии пенсионерам на фактический уровень инфляции, который сложился в 2014 году, то есть на 11,4 процента, однако мы достаточно жёстко предлагаем подойти к таким категориям, как государственные служащие, военнослужащие, судьи: мы предлагаем в этом году в условиях отсутствия реальных финансовых ресурсов пропустить индексацию для этих категорий. Для категорий граждан, которые получают социальные выплаты, социальную помощь, мы предлагаем оставить индексацию на ранее установленном в законе о бюджете прогнозном уровне инфляции, то есть 5,5 процента. Настоящий законопроект подготовлен в увязке с поправками в федеральный закон о федеральном бюджете. Кого касается законопроект? Он касается нескольких категорий получателей социальной помощи и заработных плат, ещё раз повторю: это граждане, получающие социальные выплаты, ветераны, инвалиды, "чернобыльцы" и так далее. Индексацию денежного довольствия военнослужащих и так далее мы предлагаем приостановить в этом году, но будет отдельная норма в законе о бюджете, поскольку законопроект, который мы сейчас рассматриваем, не устанавливает каких-либо размеров индексации, все размеры индексации предполагается устанавливать непосредственно законом о бюджете, поэтому вопросы денежного содержания государственных гражданских служащих, денежного довольствия, окладов судей - всё это мы предлагаем рассмотреть при обсуждении закона о бюджете и пропустить индексацию для этих категорий в связи с нынешними условиями. В ходе проработки настоящего законопроекта в Государственной Думе был предложен ряд соображений по доработке этого законопроекта. Речь идёт о следующем. Мы предлагаем сейчас согласиться с таким подходом - сохранить размер индексации, ранее установленный законом о бюджете на текущий год, то есть 5,5 процента, а в следующем году провести доиндексацию исходя из фактически сложившегося уровня инфляции за текущий год. Ещё раз повторю: по оценкам, инфляция в текущем году составит 12,2 процента, её уровень может меняться как в одну, так и в другую сторону в зависимости от того, как будет меняться ситуация в денежно-кредитной сфере. Мы считаем - и это, наверное, правильно, - что, индексируя пенсии, мы должны руководствоваться фактическим уровнем инфляции и в начале следующего года доиндексировать выплаты для соответствующих категорий граждан. Ко всем социальным выплатам, о которых идёт речь в двадцати четырёх законах, нужно подходить дифференцированно, исходя из потребностей, из принципа нуждаемости. В ходе доработки этого законопроекта в Государственной Думе ко второму чтению можно его поправить, улучшить содержание, уточнить концепцию. Уважаемые депутаты, правительство предлагает рассмотреть вопрос о сохранении индексации социальных выплат в размере, установленном ранее в законе о бюджете на текущий год; правительство предлагает не индексировать денежное довольствие государственным гражданским служащим, военнослужащим и судьям - это всё предлагается сделать в ходе рассмотрения поправок в закон о бюджете. Для того чтобы реализовать эти меры, нам необходимо соответствующее решение, поэтому просьба рассмотреть законопроект и поддержать эти предложения, а ко второму чтению мы доработаем этот проект закона с учётом предложений, высказанных депутатами в ходе его рассмотрения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Германович. Содоклад сделает Ирина Валерьевна Соколова. СОКОЛОВА И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Антон Германович подробно рассказал о содержании законопроекта, которым до 1 января 2016 года приостанавливается действие отдельных норм двадцати четырёх федеральных законов, устанавливающих порядок индексации социальных выплат, а также окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, судей. На практике это означает, что в 2015 году все социальные выплаты, пособия, компенсации, иные выплаты будут проиндексированы на 5,5 процента, то есть на прогнозный уровень инфляции, установленный в законе о федеральном бюджете на 2015 год. Но совершенно очевидно, что фактический уровень инфляции в этом году будет намного выше прогнозного и индексация социальных выплат на 5,5 процента не защитит их от инфляции в полной мере. Для того чтобы реально защитить социальные выплаты от инфляции, были проведены серьёзные, непростые консультации с Министерством финансов, в результате которых было принято решение изменить порядок индексации социальных выплат на 2015 год, только на один год. Предлагается проиндексировать все социальные выплаты на фактический уровень инфляции за 2015 год и сделать это в два этапа: первый этап - это та индексация на 5,5 процента, которая заложена в бюджете и пройдёт в этом году, а второй - это доиндексация социальных выплат в соответствии с фактическим уровнем инфляции за 2015 год, которую предлагается провести в начале 2016 года. Это предложение о доиндексации содержится в проекте постановления Государственной Думы, подготовленном комитетом. Кроме того, в нём указаны категории граждан, для которых предлагается провести такую доиндексацию, их много: это инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и Герои России, полные кавалеры ордена Славы, граждане, награждённые знаком "Житель блокадного Ленинграда", несовершеннолетние узники концлагерей, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, все категории инвалидов, все категории граждан, пострадавших от воздействия радиации ("чернобыльцы", "семипалатинцы"), ветераны подразделений особого риска, то есть все получатели ежемесячной денежной выплаты, а также дети военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, граждане, имеющие детей, и некоторые другие категории граждан, которым требуется особая поддержка государства. Порядок и сроки доиндексации будут определены при подготовке законопроекта ко второму чтению. На законопроект поступило положительное заключение комитета-соисполнителя - Комитета по обороне, в котором содержится ряд замечаний, и положительное заключение Комитета Совета Федерации по социальной политике. С учётом предложений, обозначенных в проекте постановления Государственной Думы, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует принять законопроект в первом чтении и установить срок подачи поправок ко второму чтению - до 22 марта. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Антон Германович, сколько вы планируете сэкономить денег на этом? И в связи с этим вторая часть вопроса: у меня есть документ правительства о создании более благоприятных финансовых условий по просьбе Республики Кипр: на четыре года отодвигается погашение долга, уменьшается процентная ставка с 4,5 до 2,5 процента, вместо единовременного платежа в сумме 2,5 миллиона евро разрешается выплачивать четыре года по 625 тысяч. Получается какая-то двойная политика: финансовые послабления Кипру - там будут жить лучше, а на своих мы экономим, заставляем их затягивать пояса - не вяжется всё это! СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемые депутаты, я начну со второй части этого вопроса. Действительно, по Кипру мы приняли решение ещё два года назад, когда ситуация была иной, нежели сегодня. Это была международная договорённость, это была договорённость целого ряда стран, которые предоставляли заёмные ресурсы Кипру, и Россия, как один из кредиторов этой страны, в числе других кредиторов также участвовала в реструктуризации этой задолженности. Повторю, это было решение, которое мы принимали задолго до наступления сложных в финансовом отношении времён. Что касается ответа на первую часть вопроса, то с финансовой точки зрения экономия составляет 107 миллиардов рублей, включая и экономию по заработным платам, и экономию по социальным выплатам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Раиса Васильевна Кармазина. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я предлагаю задать по два вопроса от фракции. (Шум в зале, выкрики.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть возражения, поэтому ставлю предложение на голосование. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надо, надо! Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 27 сек.) Проголосовало за 236 чел.74,2 % Проголосовало против 81 чел.25,5 % Воздержалось 1 чел.0,3 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 0 чел.0,0 % Результат: принято Принимается. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста, задавайте вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Антон Германович, скажите, пожалуйста, в чём причина спешки? Если вы посмотрите оперативные данные об исполнении бюджета, то увидите, что по отношению к прошлому году за два месяца у нас исполнение составило 96 процентов, то есть это в пределах статистической погрешности, 15 процентов годовые... Может быть, всё-таки стоит дождаться результатов за квартал, дождаться отчёта, а потом уже принимать решение? И второе. Посмотрите, у нас исполнение бюджета по всем позициям положительное, кроме прибыли, которой вы с Центробанком умышленно лишили предприятия, не предоставив им финансовых возможностей. И в такой ситуации, смотрите, европейский банк принял решение выкупать бумаги по 60 миллиардов евро, наполняя систему деньгами, вы же делаете обратное, принимаете решения, противоположные тем, что реализуют окружающие нас партнёры так называемые. СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемые депутаты, мы оцениваем снижение доходов федерального бюджета на уровне 2,6-2,7 триллиона рублей в этом году, и прежде всего это связано с тем, что изменились ценовые условия в отношении продуктов нашего экспорта, в первую очередь нефти и газа, соответственно экспортные пошлины, НДПИ, которые являются существенными источниками доходов бюджета, поступят в меньших объёмах - дефицит бюджета, по нашим оценкам, составит порядка 3 триллионов рублей. Мы проводили целый ряд оптимизационных мероприятий по широкому кругу вопросов, вы знаете, я буду докладывать вам о том, что мы предложили перераспределение расходной части бюджета, сократив на 10 процентов большинство расходов. Среди других оптимизационных мер мы предлагаем пересмотреть и эти нормы, с тем чтобы проиндексировать выплаты отдельным категориям наших граждан по факту инфляции, то есть мы предлагаем перенести более точную индексацию на следующий год. Вот такая логика у нас была. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Анатольевич Ищенко, пожалуйста. ИЩЕНКО А. А. Уважаемый Антон Германович, 7 мая 2012 года, в день вступления в должность, президент подписал одиннадцать программных указов, которыми был заложен основной вектор развития страны и сформулирован ряд социальных гарантий для граждан. Президент неоднократно говорил о том, что необходимо соблюдать положения данных указов, предусмотрена даже персональная ответственность для тех, кто их не будет соблюдать. Вот представляемым вами законопроектом предусматривается приостановление действия нормативных правовых актов, в том числе и указа президента № 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации", - скажите, вы не видите определённого рода противоречия между указами президента и вашим законопроектом? СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемые депутаты, по поводу приостановления действия указов, их выполнения и предлагаемого законопроекта. На самом деле исполнения указов по выплатам заработных плат работникам бюджетной сферы этот законопроект не касается, но тем не менее я хочу сказать, что мы на федеральном уровне предлагаем несколько уточнить так называемые "дорожные карты", наши планы по индексации заработных плат работникам бюджетной сферы, и это касается и федерального уровня, и уровня субъектов Российской Федерации. Здесь однозначно можно сказать, что в условиях, когда резко меняется экономическая ситуация, когда серьёзно изменяются параметры бюджета... Отвечаю также на предыдущий вопрос, о том, почему бы нам не рассмотреть это по итогам первого квартала: если цена на нефть, из которой мы исходили, когда планировали бюджет, составляла 100 долларов за баррель, а сейчас - где-то 52-53 доллара за баррель, очевидно, что можно не дожидаться результатов работы за первый квартал, очевидно, что произойдёт снижение доходов федерального бюджета, примерно пятой части доходов мы недосчитаемся. В связи с этим мы пересматриваем наши планы по увеличению заработных плат, в связи с этим мы пересматриваем меры, направленные на реализацию тех решений, которые были определены указами, в течение периода до 2018 года, но не меняем наши итоговые задачи по достижению к 2018 году определённого уровня заработных плат, денежного довольствия, пенсий, в том числе военнослужащих. Хочу сказать, что мы решения по пенсиям военнослужащих также предлагаем выполнить в полном объёме, то есть уровень инфляции плюс 2 процента. В действительно сложных для экономики условиях мы предлагаем часть наших обязательств пересмотреть с учётом того, что они будут реализованы в более поздние сроки, но ещё раз повторю: задачи, которые поставлены президентом в указах, остаются, и мы их будем реализовывать к 2018 году, но с некоторыми сдвигами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос следующего характера. Уважаемый Антон Германович, известно, что нынешний кризис - это не первый кризис в истории современной России, мы пережили кризисы и 91-го года, и 98-го года, и 2008 года. Вот по выходе из кризиса 2008 года правительством было принято решение об увеличении пособий и социальных выплат, для того чтобы увеличить как раз потребительский спрос, который стимулирует развитие экономики внутри страны. Почему вы сейчас принимаете такие неоднозначные решения об урезании, почему нельзя пойти путём увеличения социальных выплат и пособий? СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо за вопрос, это очень правильный вопрос. Кризис 2008-2009 годов и нынешний отличаются по своим характеристикам. Что касается бюджета, то я хочу сказать, что он отличается следующим. В период кризиса 2008-2009 годов, с одной стороны, у нас были значительные объёмы резервов, примерно 16 процентов ВВП, а с другой стороны, тогда резко увеличили расходы бюджета. Вы помните, что у нас после кризиса ненефтегазовый дефицит возрос с 5-6 процентов, которые были до кризиса, до 11-13 процентов. Нарастив расходную базу, после кризиса 2008-2009 годов мы никак не могли снизить вот этот разрыв, так называемый ненефтегазовый дефицит, снизить дефицит нашего бюджета. То есть после резкого увеличения расходных обязательств, сложно осуществлять работу по их оптимизации. Сейчас, в нынешних условиях ещё раз проводить увеличение расходов в таких же примерно пропорциях, если сравнивать с 2008-2009 годами, абсолютно невозможно - тогда мы всё время будем жить при нехватке средств, мы всё время будем иметь дефицитный бюджет, источников для финансирования этого дефицита бюджета нет, и мы никогда не сможем снизить инфляцию до уровня, когда можно будет говорить о снижении кредитных ставок, о доступности кредитов, с тем чтобы, самое главное, экономика заработала. Нынешнее решение об ограничении расходов федерального бюджета в первую очередь связано с тем, чтобы снизить инфляцию и повысить доступность кредитных средств, которые сегодня так необходимы для развития нашей экономики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Георгиевич Швецов. ШВЕЦОВ В. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Антон Германович, скажите, пожалуйста, насколько сопоставимы и как соотносятся затраты на сохранение индексации в размере прогнозной, предусмотренной действующим законом, и затраты на бесплатное или с пятидесятипроцентной скидкой предоставление лекарств госслужащим, чиновникам, предусмотренное указом № 136 от 16 марта? СИЛУАНОВ А. Г. Действительно, мы приняли решение о сокращении на 10 процентов заработных плат государственных гражданских служащих и о сокращении денежного содержания отдельных служащих, в том числе замещающих государственные должности. Безусловно, это несопоставимо с объёмом расходов, который мы сможем сэкономить в результате реализации тех поправок в бюджет, которые мы внесли в Государственную Думу. Это не столь значительные расходы, но действительно мы начали с себя: мы предлагаем сократить расходы на содержание на 10 процентов, предлагается сокращение и численности государственных гражданских служащих также на 10 процентов. Тем не менее по общему объёму ресурсов эта экономия значительно меньше, нежели то, что предложено в рассматриваемом проекте закона, поскольку и объём средств на эти цели тратится значительно меньший, чем на заработные платы и меры поддержки, которые мы сегодня рассматриваем в рамках этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Татьяна Николаевна Москалькова. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Антон Германович, реформа органов внутренних дел 2011 года была задумана главным образом с целью поднять социальные гарантии для сотрудников органов внутренних дел. В условиях кризиса вопросы безопасности приобретают особое значение, но, несмотря на норму закона об индексировании заработной платы сотрудников органов внутренних дел, она не индексировалась уже года два. Планируется ли индексировать заработную плату, денежное содержание сотрудников органов внутренних дел? СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемые депутаты, в рассматриваемом законопроекте и в поправках к закону о бюджете мы предлагаем уточнить те параметры индексации, которые у нас сегодня прописаны в законодательстве. В поправках к закону о бюджете мы предлагаем не индексировать заработную плату военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, государственных гражданских служащих, а также судей. Действительно, в рамках реформы денежного довольствия мы существенно повысили денежное содержание военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел и считаем, что в нынешних условиях мы могли бы пропустить индексацию на 5,5 процента, которая у нас была предусмотрена с 1 октября текущего года, с тем чтобы найти ресурсы на индексацию пенсий, чтобы найти ресурсы на поддержку промышленности, которые сейчас так необходимы, чтобы найти ресурсы на антикризисные меры. Поэтому мы предлагаем - и будем также обсуждать это в ходе рассмотрения поправок в закон о бюджете - не индексировать в текущем году с 1 октября, как это было предусмотрено, на 5,5 процента денежное содержание военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Покажите список. По ведению - Раиса Васильевна Кармазина. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, я предлагаю по одному от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, давайте по одному от фракции, если все согласны. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вы знаете, вот лицемерие просто прёт! Сначала выходит один из ведущих депутатов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", рассказывает о своём сне. Я с ним полностью согласен, естественно. Почему? Потому что, вы понимаете, вот если проанализировать кризисы, которые были у нас за последние двадцать лет, действия в эти периоды Минфина и Центробанка, то окажется, что они прямо противоположны интересам страны и тому, что предпринимали ФРС, ЕЦБ и минфины наших оппонентов, партнёров. В данной ситуации обоснование вообще непонятно, да и на вопрос мой не ответили. Я вам докладываю: по итогам января исполнение бюджета по отношению к прошлому году - 98 процентов, то есть это в пределах статистической погрешности, по итогам двух месяцев - 96 процентов, а исполнение бюджета за год - 15 процентов. И логика подсказывает, что в принципе здесь лукавят, рассказывая о цене на нефть, но не говоря о курсовой политике: у нас ведь курс рубля по отношению к тому, что вы заложили в бюджете, в 2 раза меньше, поэтому у вас полная компенсация снижения цены на нефть за счёт курсовой разницы, так что не надо нас здесь вводить в заблуждение! Это первое. Второе. Если вы посмотрите, по каким разделам у вас идёт наполнение бюджета, а по каким - провал, то поймёте, что провал организован чисто вами и Центробанком, потому что по всем параметрам 10-15 процентов рост доходов в бюджет по сравнению с прошлым годом, только прибыль провалилась, а прибыль провалилась, потому что вы взяли и в 3 раза необоснованно подняли процентные ставки. Ни одно нормальное предприятие не имеет рентабельности, соответствующей процентным ставкам, которые вы нарисовали, так что вам надо в зеркало на себя смотреть и искать ответы! (Шум в зале.) О чём говорить, если монетизация экономики в Российской Федерации ниже, чем в Папуа - Новой Гвинее: там 55 процентов, а у нас ниже 40 процентов. И это при том, что среднемировая монетизация экономики - 125 процентов, специально проанализировали, а в Китае, например, - 190 процентов. Американцы последний порог долга утвердили в 18 триллионов, и печатный станок у них, а вы привязали рубль к доллару и морочите нам тут голову! Главная наша проблема - недомонетизация экономики! Вы предлагаете всем ужаться, но это закон тогда должен касаться всех госкорпораций, о которых мы принимали решение отдельным законом. Вы не хотите их ужимать, а там десятки миллионов долларов заработная плата - вот где ищите, а не отнимайте у военнослужащих, у стариков, у инвалидов, у "чернобыльцев", потому что иначе последующая индексация будет, скажем так, для кладбища! Ведь уже сегодня люди не в состоянии платить по тарифам ЖКХ, вы не хотите вводить государственное регулирование тарифов! Люди стонут от того, что цены на потребительские товары, на лекарства, несмотря на наличие закона о торговле, выросли многократно, а вы не хотите даже использовать закон: у нас в законе написано, что если цена выросла более чем на 30 процентов, то в течение тридцати дней государство, власть обязаны вводить ограничения, - не хотят, причём публично об этом говорят! В то же время вносятся, с моей точки зрения, недопустимые предложения: у нас война идёт на границе, считай, на нашей исторической территории, американцы каждый день в Днепропетровск пригоняют по четыре транспортных "Геркулеса", завозят туда суперсовременное оружие, которое будет подавлять все точки, в том числе и наши, а мы в это время предлагаем прекратить индексацию выплат военнослужащим! Это неправильно, это в корне неправильно! (Шум в зале.) Следующий вопрос. Я же вам сказал - посмотрите, что делают коллеги: ЕЦБ принял решение ежемесячно отоваривать на 60 миллиардов евро свои ценные бумаги, то есть они повышают на 60 миллиардов евро свою денежную массу, заливают экономику деньгами, а наши горе-финансисты берут и обрезают всё! За счёт чего мы будем возрождаться, если вы предприятия остановили - не хотите уменьшать процентную ставку по кредитам?! И денежную массу не хотите увеличивать, хотя ваш наставник, профессор четырёх университетов - трёх американских и одного китайского - Роберт Барро, провёл исследование о влиянии инфляции на рост экономики и сделал следующие выводы - перевожу вам на русский язык: если вы вкладываете в инфраструктуру, индексируете социальные выплаты и зарплаты, то инфляция даже в 15 процентов не страшна в течение десяти лет, она начнёт гаснуть даже раньше, как только будет налажен выпуск товаров. А у нас производство товаров... мы ничего уже не выпускаем! Вы остановили всё производство, вы сегодня не даёте сеять сельскому хозяйству и рассказываете о борьбе с инфляцией, но некому уже будет радоваться маленькой инфляции - люди просто вымрут! (Шум в зале.) Мы не можем поддержать закон, который не решает ни одной задачи! У нас не хватает денег в экономике - минфины и США, и стран Европейского союза, и Китая, и Японии, и Бразилии, и Индии как раз за счёт бюджетных расходов, их увеличения, увеличения дефицита, решают вопросы отложенного спроса, а что вы делаете?! Вы ввели минимальную оплату труда 5 тысяч 965 рублей, притом что курс доллара увеличили в 2 раза, - попробуйте вместе со своим министерством на 5 тысяч 965 рублей прожить! (Шум в зале.) У нас перевёрнутая экономика: надо стимулировать отложенный спрос - вы его сжимаете, потому что если вы уменьшаете социальные выплаты и индексации, то сжимаете отложенный спрос, - за счёт чего же будет расти экономика?! Уважаемые коллеги, если вы внимательно посмотрите, то увидите, что здесь предлагается приостановить действие не двадцати четырёх, а двадцати шести законов и отменить индексацию по инфляции, сделать 5,5 процента - это говорю для тех, кто не понимает, - то есть вы реально уменьшаете доходы людей, которые и так мизерные! Мы поддержать такой закон не можем, считаем, что его надо отложить, добавить положения по госкорпорациям, внимательно изучив их деятельность, потому что, с моей точки зрения, это важнейший резерв государства в части повышения эффективности его экономической политики! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР не будет поддерживать данный законопроект. Есть целый комплекс причин, почему, как мы считаем, должно быть обсуждение не только цифр - 5,5 процента или 12 процентов, - но и вообще подходов, каким образом мы хотим выйти из кризиса. Мы движемся немножко не в том направлении. Я понимаю Министерство финансов - они пытаются найти решение в рамках тех полномочий, которые у них прописаны, но мы, наша фракция, неоднократно говорили, что нам пора сделать единый блок: Минэкономразвития, Минфин и ЦБ тоже, чтобы они ставили задачи развития экономики. Слушая Антона Германовича, я его понимаю - он должен где-то найти эту экономию, но мы считаем, что ищут не там, не там ищут! (Шум в зале.) Сегодня уже говорили о том, что оклады денежного содержания военнослужащих и приравненных к ним лиц, в том числе и сотрудников МВД, уже два года не индексировались, и сейчас мы опять откладываем! Ну, я думаю, что, когда им повышали денежное довольствие, не говорили: "Уважаемые, учитывая особые социальные обязательства, гарантии государства, мы повышаем вам так, что можем ещё десять лет не индексировать", - этого же не было! И сегодня говорить о том, что мы потом доиндексируем... Здесь уже говорилось про сон нашего коллеги, а мне запомнилось выступление Андрея Исаева: ведь всегда, когда идёт обсуждение острого закона и мы, депутаты, в общем-то, выглядим очень неприглядно, всегда Андрей выходит и говорит, что сила наша в том, что мы можем об этом говорить! (Шум в зале.) Да наша сила не в том, что мы об этом говорим, а в тех решениях, которые мы принимаем, и речь идёт об адресной поддержке, о том, что нужно в рамках вот этого закона найти механизм не всеобщей индексации, а адресной поддержки, - ну так вы дайте её, дайте эту адресную поддержку! Вы сначала разработайте и внесите законопроект, а потом мы отменим индексацию, а у нас всё наоборот: мы сначала отменяем, а во время десятиминуток говорим, что будем работать над адресной поддержкой! Плохо это всё, конечно! (Шум в зале.) И то, что сегодня к нам министр экономического развития не пришёл, - это тоже говорит о том, что правительству, в общем-то, нечего сказать о том, что сделано за этот период с точки зрения антикризисных мероприятий. А теперь к вопросу о том, где же нам нужно экономить и на кого нужно направить наши взоры. Антон Германович, у нас есть сто сорок пять топ-менеджеров, которые получают заработную плату в размере 1 триллиона рублей, и я считаю, что ваша экономия в 150 миллиардов вот в этом направлении должна быть. Возможна ведь и прогрессивная шкала налогообложения - это тоже ваши полномочия. И если вам нужно найти 150 миллиардов, надо ставить задачу их найти, а не экономить на тех категориях, которые мы должны поддерживать! Можно говорить о государственных служащих, о депутатах, о министрах - ради бога, мы согласны и на 10 процентов, и на 20 процентов, - но вы посмотрите, ведь в эти категории попадают и Герои России, и инвалиды, и те, у кого доходы на уровне минимальной заработной платы, но это неправильно, неправильно, не знаю, как ещё можно это доказать! Сравните эти суммы: по триллиону зарплата почти у ста пятидесяти человек! (Шум в зале.) А теперь давайте посмотрим, сколько денег мы направляем в банки. Вот для меня совершенно непонятно: мы туда направляем триллионы, как в бочку без дна, понимаете, они туда уходят - и пытаемся сэкономить на населении 150 миллиардов! Вообще, с точки зрения здравого смысла, это задача немножко абсурдная. Я вам хочу сказать, что мы запрашивали информацию в АСВ, и они нам дали ответ: только за два месяца, за январь и февраль, АСВ предъявило требования к банкам в размере 350 миллиардов - вот огромная дыра, куда утекают средства из экономики, из бюджета по самым различным причинам! Это отдельная тема - определить, почему у нас такое колоссальное количество банкротств, почему 387 кредитных организаций обанкротилось, да, это отдельная тема, там в том числе и политические мотивы, и экономические, и так далее, но вы закройте эту дыру - и у вас появятся средства! (Шум в зале.) У нас в прошлом году 151 миллиард долларов вывезли из страны. А я вам напомню, что два года назад, когда вывезли 61 миллиард, нам сказали в администрации президента, что это уже критический уровень. Там уровень критический - и мы начинаем экономить на наших бюджетниках! Ведь с протянутой рукой пришли к нам госкорпорации, сумма помощи, которую они попросили, - 37 миллиардов долларов. У нас всего в резерве двадцать семь! Вам не кажется, что у нас там беспорядок, что те люди, которые государственными корпорациями управляют, они не на своём месте - они некачественно управляют?! В момент кризиса они должны помогать, и в том числе социально незащищённому населению, а вы посмотрите, что они делают, - они приходят и говорят: дай из бюджета народные деньги! Фактически вы забираете у бюджетников, у социально незащищённых, чтобы госкорпорациям дать, - мы считаем, что это тоже абсолютно неправильно! Что касается того, что же нужно делать: нам надо запускать экономику, уже не раз и президент об этом говорил. Те деньги, которые мы проиндексировали бы, увеличили бы спрос, внутренний спрос, который запустил бы нашу экономику, а вы, сегодня урезая им финансирование, тем самым останавливаете предприятия. Мы считаем, что если вам нужны деньги, то их нужно искать там, где они неэффективно используются: нужно вводить прогрессивную шкалу налогообложения, нужно навести порядок в госкорпорациях, а заявлять о том, что надо приостановить индексацию, которая и так по некоторым показателям уже несколько лет не проводилась, - это политически неверное решение! Фракция ЛДПР не поддержит закон! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ольга Юрьевна Баталина. БАТАЛИНА О. Ю., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, выступавшие до меня представители фракций говорили о разных важных вещах, но только они к этому закону не имеют отношения, вот в чём беда! Складывается ощущение, что законом, за который мы будем сегодня голосовать, мы отменяем индексацию. Но мы не отменяем индексацию законом, за который будем сегодня голосовать, этот закон определяет только одно - каков будет порядок индексации. Вот сегодня порядок индексации - это индексация на прогнозный уровень инфляции, который мы заложили в прошлом году при формировании бюджета, 5,5 процента, если же этот параметр будет меняться, соответственно, должны меняться и параметры индексации, а в этом законопроекте предлагается порядок индексации в 2015 году изменить - почему? В силу двух причин: во-первых, потому, что экономическая ситуация нестабильна, во-вторых, как показали результаты за прошлый год, у нас макроэкономический прогноз по инфляции, мягко говоря, не оправдывается, и сегодня точности в этом вопросе нет. Вспомните, что у нас было в 2014 году - какой у нас был прогнозный показатель по инфляции? 6 процентов. На какую величину в соответствии с законами мы проиндексировали все социальные выплаты, компенсации и сочли это справедливым? На 6 процентов. Какая была инфляция по итогам года? 11,4 процента. Это справедливая индексация - на 6 процентов - при фактической инфляции в 11,4 процента? Мы считаем, что, пока экономическая ситуация нестабильна и пока прогнозный показатель существенно отличается от фактического, нельзя индексировать ключевые социальные выплаты по прогнозной инфляции, как вы видите, мы можем просто не угадать, поэтому единственный выход в этой ситуации - все значимые социальные выплаты, компенсации и пособия индексировать по фактической инфляции, с тем чтобы они не обесценились от инфляционных издержек, которые неизбежны. Как мы это можем сделать и можем ли мы сделать индексацию по фактической инфляции в этом году? Понятно, что нет, - у нас нет этого показателя, он появится только в начале следующего года, поэтому предлагается действующий порядок индексации, который имеется в базовых законах, на один год приостановить и для ключевых социальных выплат ввести другой порядок индексации - в два этапа: согласиться с той индексацией, которая заложена в бюджете, на 5,5 процента, считая её первым этапом индексации, не окончательным, а в начале следующего года (мы предлагаем сделать это 1 февраля) провести доиндексацию до фактического уровня. У нас такой же порядок сейчас действует в отношении индексации страховых пенсий, только страховые пенсии в полном объёме индексируются с 1 февраля, они защищены от инфляции. Изменится ситуация, успокоится инфляция, будет у нас прогноз, как это было, например, в 2013-м, в 2012 году, близкий к фактическому показателю - тогда можно будет говорить об индексации по прогнозу, и это будет справедливо. Когда говорят, что не будут проиндексированы выплаты, возникает вопрос: ну как это не будут (ещё раз возвращаюсь к этой теме), если мы индексируем на фактическую инфляцию, это то, что мы предлагаем сделать ко второму чтению? И чтобы у вас, уважаемые депутаты, не было в этом сомнений, мы, собственно, записали это в проекте постановления Государственной Думы, чтобы у вас уже сейчас, при голосовании по законопроекту в первом чтении, было понимание того, что будет в этом законопроекте ко второму чтению. Если вы не поддержите законопроект в первом чтении, тогда никакой индексации по фактической инфляции ко второму чтению тоже не будет, это надо понимать, в том числе тем депутатам, которые не планируют поддерживать данный законопроект. У нас под действие индексации по фактической инфляции подпадает свыше 20 миллионов человек, и мы сегодня эту возможность проиндексировать им выплаты на фактическую инфляцию либо дадим, либо не дадим, это будет зависеть от того, как проголосуют депутаты. Я всё-таки рассчитываю на здравый смысл, я рассчитываю на то, что мы, понимая, что экономическая ситуация нестабильная, пойдём на принятие такого решения. Что касается других категорий граждан, в отношении которых тоже идёт приостановление действующего порядка индексаций, наш законопроект, который мы сегодня обсуждаем, не определяет, какой конкретно будет индексация по этим категориям, это определяется другим законопроектом, коллеги, - это определяется законопроектом, которым вносятся изменения в федеральный бюджет и корректируются параметры бюджета. Мы этот законопроект ещё не рассматривали ни в каком чтении, поэтому и нужно разворачивать дискуссию о том, как мы должны это делать при рассмотрении соответствующего законопроекта. Это не предмет сегодняшнего обсуждения, а половина всех выступлений, собственно, была посвящена именно этому: а что будет с другими категориями? Будем рассматривать законопроект - будем обсуждать, насколько мы согласны с теми подходами, которые в нём изложены. И последнее. С учётом социальной значимости вопроса, который мы сегодня обсуждаем, я думаю, было бы правильно, если бы ко второму чтению поправка, которой защищаются от инфляции социальные выплаты и которая позволяет нам проиндексировать для 20 миллионов человек социальные выплаты, пособия и компенсации на фактический уровень инфляции, была предложена представителями всех фракций, потому что, я считаю, в этом вопросе у нас не должно быть никакого политического деления. Если мы защищаем людей и их выплаты, то, мне кажется, это должно быть общее решение представителей всех фракций! Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич Емельянов. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Антон Германович, уважаемые коллеги! Тот законопроект, который мы рассматриваем, является очень знаковым законопроектом, знаковым с точки зрения того, в чьих интересах действует правительство, чьи интересы защищает, и особенно если сравнить этот законопроект с теми законопроектами, которые совсем недавно мы рассматривали в этом зале и отклонили, - я имею в виду прежде всего законопроект о прогрессивной шкале налогообложения, который вносила "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Тогда правительство дало отрицательное заключение на законопроект, а большинство Думы его отвергло, то есть большинство Думы и правительство не хотят выходить из кризиса за счёт богатых, не хотят перекладывать трудности, бремя кризиса на богатых, их защищают, защищают крупных бизнесменов, олигархов, защищают крупных руководителей, топ-менеджеров и вообще тех, кто получает высокие доходы. А за счёт кого предлагает правительство экономить? За счёт инвалидов, за счёт "чернобыльцев", за счёт ветеранов, за счёт наших военных! В этом, как в капле воды, отражено, в чьих интересах действует Министерство финансов и в чьих интересах действует правительство. Естественно, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с этим категорически не согласна, и в этом виде мы не будем поддерживать законопроект. (Шум в зале.) Мы понимаем, что этот законопроект вытекает из логики экономической, бюджетной и социальной политики, которую проводит правительство, причём глубоко порочной политики. По нашему мнению, у России после девальвации появился уникальный шанс для экономического роста, но для этого необходимо насытить экономику деньгами, в том числе и через государственные расходы, и если мы в нормальном режиме проиндексируем те потери, которые уже несёт наше население в результате кризиса, то мы просто увеличим платёжеспособный спрос, мы увеличим спрос на наши товары, то есть мы поддержим наших производителей. Что касается инфляции, то это спорный вопрос, но, спекулируя на инфляции, Минфин уже много лет сдерживает экономический рост. Мы с этим категорически не согласны, мы выступаем за другую экономическую политику, и эта другая экономическая политика позволит по-другому формировать бюджет, находить дополнительные источники для бюджетных расходов, стимулировать экономический рост и тем самым решать те социальные проблемы, которые мы должны решать. Особенно неприемлем для нас отказ от индексации в должной мере денежных доходов сотрудников Министерства внутренних дел и военнослужащих - это очень странное решение, странное предложение правительства, Минфина! В условиях очень сложной геополитической ситуации, в условиях, когда очевидно, что наши внешние противники, наши враги пытаются дестабилизировать ситуацию в стране, мы тех людей, которые должны обеспечивать эту стабильность, обижаем, упраздняя индексацию их доходов, - с каким настроением они будут обеспечивать нашу безопасность, безопасность страны?! Такое впечатление, я ещё раз говорю, что либералы на улице и либералы в правительстве действуют, дуют в одну дуду, одни раскачивают ситуацию, а другие им в этом помогают, - разве можно так делать?! Какое-то недальновидное, негосударственное, политически неправильное решение! Поэтому мы поддерживать этот законопроект в таком виде не будем! Но особо я хотел бы сказать о позиции нашего комитета по социальной политике. В принципе, я могу сказать, руководство комитета проявило некоторое мужество, не во всём поддержав позицию Минфина, и пытается сделать закон более приемлемым, защищая определённые категории, определённые слои населения. Я считаю, что мы так и должны делать - мы не должны всегда и во всём поддерживать правительство, и чем больше мы будем проявлять самостоятельность, тем выше будет авторитет Государственной Думы! (Шум в зале.) Мы, конечно, ещё раз внимательно изучим предложения нашего комитета по социальной политике, и если они будут достаточно радикальными и сведут к минимуму потери населения при принятии этого закона, то вполне возможно, что мы изменим свою позицию к следующему чтению, но пока, в таком виде, мы этот законопроект поддерживать не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Германович, пожалуйста, вам слово. СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Мы с вами сейчас обсуждаем законопроект, который не определяет уровень индексации. Мы будем вместе рассматривать поправки в закон о бюджете, и эти поправки будут на самом деле направлены на то, чтобы сделать кредитные ресурсы как раз доступными. Вот сейчас правильно говорили: надо насытить экономику деньгами. Но чтобы насытить её деньгами, нужно, чтобы это было по доступной цене, а если мы сейчас будем увеличивать расходы, это соответственно приведёт к тому, что высокие процентные ставки нельзя будет быстро снизить, они будут держаться достаточно долго. То есть через бюджет, через бюджетную политику оказывается влияние и на денежно-кредитную политику, поэтому давайте рассмотрим все наши возможности в ходе работы над поправками в бюджет текущего года, тогда же дополнительно рассмотрим и эти вопросы. Уважаемые депутаты, учитывая то, что у нас сейчас нет таких резервов, как в 2008-2009 годах, учитывая то, что нам сейчас нельзя резко увеличивать расходы, потому что это приведёт к инфляции, учитывая то, что нам нужно проводить в сложных для экономики условиях сдержанную бюджетную политику, мы просили бы вас также принять положительное решение по поправкам в закон о бюджете. Это непростые поправки, но они отвечают требованиям сегодняшнего дня, и это позволит сделать доступными, ещё раз повторю, кредиты для экономики и поддержать экономический рост. Не сомневаюсь, что в рамках поправок в закон о бюджете, которые мы с вами будем рассматривать, будут определены и меры точечной поддержки промышленности, меры по поддержке отдельных категорий граждан, населения. В поправках предусмотрены соответствующие предложения, которые как раз дадут позитивный эффект в текущем году, и последствия кризисных времён мы переживём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
8-й вопрос, проект федерального закона "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 31 сек.) Проголосовало за 235 чел.52,2 % Проголосовало против 97 чел.21,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.