Заседание № 273

19.01.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 731807-6 "О внесении изменения в пункт 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" (о включении в перечень членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны детей погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны, участника Великой Отечественной войны 1923-1945 годов рождения, которым на день его гибели (смерти) не исполнилось 18 лет и которые не были в последующем усыновлены (удочерены).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2848 по 3128 из 5904
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в пункт 2 статьи   
21 Федерального закона "О ветеранах". Докладывает Олег Николаевич Смолин.       
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Безусловно,            
поколение детей войны заслужило социальные гарантии государства, но, честное    
слово, есть особая категория, которая заслужила их вдвойне. Это дети - сироты   
войны, и вот о них наш законопроект. Суть его предельно проста: мы предлагаем   
приравнять детей - сирот войны к вдовам погибших, при условии что эти сироты    
не были усыновлены, точно так же, как вдовы повторно не вышли замуж.            
Аргументы наши предельно просты.                                                
                                                                                
Аргумент первый. Эти дети войны пострадали больше остальных, и это сказалось    
на их здоровье, на образовании, они получили массу психологических проблем,     
впрочем, лучше об этом я, с вашего позволения, зачитаю один человеческий        
документ, на мой взгляд потрясающей силы.                                       
                                                                                
Аргумент второй. Эти дети войны обделены несправедливо. Слава богу, мы          
кое-что дали участникам Великой Отечественной войны; меньше - узникам           
концлагерей; ещё меньше - труженикам тыла; кое-что дали вдовам, но дети -       
сироты войны постоянно задают нам один и тот же вопрос: а чем сирота            
отличается от вдовы, разве он пострадал не так же?                              
                                                                                
Аргумент третий. Цена нашего законопроекта - 22 миллиарда, даже не 120          
миллиардов. Здесь уже много говорили по поводу отсутствия денег в стране и      
причин этого отсутствия - я тоже скажу, приведу печальную статистику,           
официальные данные Счётной палаты и Генпрокуратуры. По их прикидкам, только     
при строительстве космодрома Восточный, который нам, конечно, нужен,            
разворовали примерно столько же государственных, бюджетных денег. Да, детей -   
сирот войны ещё пять лет назад было около двух миллионов, сейчас - около        
полутора. Да, некоторые из них получают какие-то гарантии от государства, но    
150 тысяч не получают вообще ничего! Уважаемые коллеги, они обделены по         
полной!                                                                         
                                                                                
И четвёртый аргумент. Нас всё время отсылают к регионам, говорят: регионы       
могут, вот пусть и делают. Знаете, грех, конечно, шутить по такому поводу, но   
мне это напоминает известную историю о рыцаре, который сказал: я рыцарь, я      
по-рыцарски отношусь к женщине, я снимаю с её плеч пиджак и надеваю его на      
плечи своему другу Сидорову. Так вот ровно так же, уважаемые коллеги, и с       
детьми-сиротами: скажем, в моём Омском регионе они обратились в областное       
Законодательное Собрание, а их вежливо послали в Государственную Думу, и        
самое печальное, что сделали это с большим основанием, чем делаем мы, - вы не   
забыли, коллеги, что регионы в Российской Федерации глубокие должники?          
Семьдесят пять из восьмидесяти пяти регионов - глубокие должники. Если верить   
Счётной палате, за последний год долги регионов выросли почти на 1 триллион     
рублей и составляют 2 триллиона 142 миллиарда рублей - это нам сообщила         
уважаемая Татьяна Алексеевна Голикова, а уважаемая Раиса Васильевна говорила,   
что долги эти достигают 3 триллионов рублей. Мы, конечно, можем отсылать        
детей-сирот, как и другие социально незащищённые категории, к регионам, но      
что толку? Мы прекрасно понимаем, что при всех трудностях федерального          
бюджета эти трудности на порядок меньше, чем трудности бюджетов регионов.       
                                                                                
Ну а теперь, коллеги, я, как и обещал, позволю себе прочесть вам один           
человеческий документ - это фрагменты письма сироты войны, моей учительницы     
географии Валентины Ивановны Давыдовой. Кстати, несмотря на всё то, что мы      
сейчас узнаем из этого письма, она истинная патриотка и своей страны, и         
своего города, много работает со школьниками, выступает перед ними,             
рассказывая, в какой замечательной стране они живут, - она отличает любовь к    
стране от любви к властям этой страны.                                          
                                                                                
Итак, цитирую: "Сироты Великой Отечественной по-настоящему войну                
почувствовали не тогда, когда голодали и получали письма с фронта -             
похоронки; войну почувствовали после победы, когда вместе с радостью победы     
ощутили и боль победы. С потерей отца всё рушится и у матери, и у детей.        
Рухнули надежды, кажется, рухнула сама жизнь, теряешь не только любовь отца,    
но и материальную и нравственную защищённость. От слов "сиротки вы мои"         
скукоживается всё внутри и безысходность надвигается. Растёшь как трава в       
поле и уже знаешь, что ты не такой, как твои друг, подруга: у них есть папа,    
а ты вырос и никогда не произнёс этого слова, никогда! Талант сироты может      
никогда не раскрыться - просто нет средств, и те, кто этого не испытал, не      
понимают и не поймут, каково быть сиротой. А ещё обиднее просить этот статус,   
а если о себе как-то напомнишь, так в ответ: не надо заглядывать в чужой        
карман". Как у нас в Думе!                                                      
                                                                                
И далее: "...мы с братом, но и брат умер от сердечно-сосудистого заболевания,   
а я пережила три инфаркта и шунтирование; и то, что с нами это произошло, - я   
считаю, наше сиротское детство так аукнулось. Имея за плечами два института,    
я получаю пенсию на одном уровне с советским тунеядцем. Прошу от имени всех     
сирот Великой Отечественной войны обратить на нас внимание. Обидно: когда       
поздравляют с годовщиной Победы, всех перечисляют, но хоть бы один раз          
упомянули о детях, которые потеряли отцов на полях Великой Отечественной,       
которые до сих пор помнят и оплакивают их. Супруга погибшего - семья, а дочь,   
сын - уже не семья. Кто узаконил это? Где логика?"                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, я тоже хочу спросить: где логика? И призываю проголосовать   
за поддержку этой категории граждан независимо от партийной дисциплины.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
С содокладом выступает Валерий Владимирович Трапезников.                        
                                                                                
ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Олег             
Николаевич очень литературно, эмоционально рассказал о законопроекте, я - о     
конкретике.                                                                     
                                                                                
Законопроект предлагает внести изменения в пункт 2 статьи 21 Федерального       
закона "О ветеранах", дополнив его новой категорией - "дети погибшего           
(умершего) инвалида Великой Отечественной войны, участника Великой              
Отечественной войны 1923-1945 годов рождения, которым на день его гибели        
(смерти) не исполнилось 18 лет и которые не были в последующем усыновлены       
(удочерены)".                                                                   
                                                                                
Пунктом 1 статьи 21 закона установлено общее правило, согласно которому для     
предоставления членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника      
Великой Отечественной войны мер социальной поддержки необходимо наличие         
следующих условий: нетрудоспособность членов семьи погибшего (умершего),        
нахождение на иждивении погибшего (умершего), получение членом семьи            
погибшего (умершего) пенсии по случаю потери кормильца или наличие права на     
её получение в соответствии с пенсионным законодательством Российской           
Федерации. Положения пункта 2 статьи 21 закона устанавливают исключение из      
общего правила и предусматривают возможность предоставления мер социальной      
поддержки родителям и супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны,    
участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в         
повторный брак, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на         
иждивении, получения пенсии или заработной платы.                               
                                                                                
В соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской            
Федерации право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные     
члены семьи погибших (умерших) военнослужащих. Нетрудоспособными членами        
семьи, в частности, считаются дети, не достигшие 18 лет, а также проходящие     
обучение в образовательных организациях по очной форме за исключением           
образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на       
военную службу или на службу в органы внутренних дел до окончания обучения,     
но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. Дети погибшего (умершего)   
инвалида Великой Отечественной войны, участника Великой Отечественной войны     
1923-1945 годов рождения - это граждане, достигшие пенсионного возраста, они    
в силу закона к категории нетрудоспособных членов семьи отнесены быть не        
могут. В настоящее время они имеют тот или иной статус (труженик тыла,          
ветеран труда, группа инвалидности) и пользуются соответствующим статусу        
объёмом мер социальной поддержки, установленных федеральным законодательством   
и законодательством субъекта Российской Федерации.                              
                                                                                
Согласно финансово-экономическому обоснованию, на реализацию федерального       
закона потребуется выделение дополнительных средств из федерального бюджета в   
размере 11 миллиардов 744 миллионов рублей в год. Следует отметить, что в       
соответствии со статьёй 26-3-1 Федерального закона "Об общих принципах          
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов         
государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной   
власти субъектов Российской Федерации наделены всеми полномочиями для           
предоставления отдельным категориям граждан дополнительных мер социальной       
поддержки за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.                
                                                                                
От трёх субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы, от 9      
субъектов Российской Федерации получены отрицательные отзывы, мнение 38         
субъектов Российской Федерации следует считать невыраженным, поскольку          
позиции законодательного и исполнительного органов государственной власти       
разделились или позиция одного из них не была представлена. Наши коллеги из     
Комитета Совета Федерации по социальной политике законопроект не                
поддерживают. Правительство данный законопроект не поддерживает.                
                                                                                
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает концепцию проекта федерального     
закона и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в      
первом чтении.                                                                  
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Прошу записаться.                                    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Максим Александрович Щепинов.                                                   
                                                                                
ЩЕПИНОВ М. А. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                       
                                                                                
У меня вопрос к содокладчику.                                                   
                                                                                
Уважаемый Валерий Владимирович, понятно, вы о конкретике, но скажите,           
пожалуйста: лично вы с сутью, с концепцией этого законопроекта, с тем, что      
необходимо категории "дети - сироты войны" помочь и зафиксировать её на         
федеральном уровне, согласны или нет?                                           
                                                                                
ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Максим Александрович, я очень конкретно всё рассказал, в      
данном случае нужно изменить очень много российских федеральных законов.        
Конкретно Олег Николаевич Смолин, конечно, выдающийся депутат, я без иронии     
это говорю, я всегда следил за его законотворчеством, но в данный момент        
здесь нужно всё полностью менять, и поэтому такой законопроект не может быть    
принят.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Я хотел бы у Олега Николаевича уточнить.                         
                                                                                
Ну, вот как День Победы, так правительство бьёт себя в грудь, благодарит и      
детей войны, и участников, и детей, у которых погибли родители, а как доходит   
до дела, почему-то я слышу другие слова. У вас есть отрицательный отзыв         
правительства на ваш законопроект, причём правительство согласно с тем, что     
триллион рублей не использовали, что полтриллиона рублей каждый год             
разворовывают, на этом фоне 11 миллиардов - очень небольшая цифра. А чем        
мотивирует правительство то, что оно не поддержало такой важный законопроект?   
Есть там серьёзные аргументы?                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич Смолин.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Спасибо за вопрос, уважаемый Владимир Николаевич.                  
                                                                                
Аргументов основных два, насколько они серьёзны, можете судить сами.            
                                                                                
Аргумент первый заключается в том, что многие дети - сироты войны уже           
получают определённые льготы в качестве тружеников тыла либо в каком-то         
другом качестве. Но я говорил о том, что как минимум 150 тысяч вообще ничего    
не получают, не говоря уже о том, что льготы тружеников тыла по нашему          
законодательству, увы, совершенно не соответствуют их заслугам.                 
                                                                                
И второй аргумент, популярный в этом зале сегодня, - пусть субъекты Федерации   
решают эту проблему сами, то есть те, у кого больше денег, говорят: пусть       
деньги дадут те, у кого их меньше.                                              
                                                                                
Вот насколько серьёзны эти аргументы, судите сами. На мой взгляд - очень        
несерьёзны.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Олег Николаевич, ваш законопроект, без сомнения, важен и нужен. Как   
вы верно только что сказали, один из основных аргументов - то, что органы       
государственной власти субъектов наделены всеми полномочиями для                
предоставления отдельным категориям граждан дополнительных мер соцподдержки     
за счёт средств регионального бюджета. Скажите, есть ли информация, сколько     
регионов этим полномочием, этим правом воспользовались в отношении              
рассматриваемых сегодня категорий граждан?                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич.                                          
                                                                                
СМОЛИН О. Н. К сожалению, у меня нет другой информации, кроме той, которую      
уже представил уважаемый Николай Васильевич по детям войны в целом. К           
сожалению, отдельной информацией по этой категории я не располагаю, мы          
пытались её получить, но получили ответ о том, что это полномочие субъектов     
Российской Федерации, пусть они информацию и предоставляют, найти её сложно.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Арефьев.                                                     
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
У меня вопрос к Трапезникову.                                                   
                                                                                
Вот вы всё время предлагаете льготы определённым слоям населения передавать в   
регионы. Это означает, что льготы либо будут предоставляться, либо не будут,    
либо будут различаться. Вы считаете правильным, что за одни и те же заслуги     
льготы предоставляются разные или не предоставляются в зависимости от           
региона, и будет ли ваш комитет всё-таки работать над вопросом о переносе       
льгот гражданам на федеральный уровень, чтобы они были унифицированы для        
всех?                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Владимирович Трапезников.                         
                                                                                
ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Николай Васильевич, во-первых, я за комитет не могу           
отвечать, комитет - коллегиальный орган, а во-вторых, я выскажу свою            
субъективную точку зрения: нужно просто очень серьёзно поработать над           
пенсионной реформой, чтобы пенсия была достойная, и тогда в принципе эти        
льготы не будут нужны. Николай Васильевич, вы всегда ссылаетесь на опыт         
Германии и так далее, но не забывайте, что в Германии, чтобы получить полную    
пенсию, нужно трудиться женщине сорок лет, а мужчине сорок пять. А как у нас    
до 2015 года социальную пенсию получали? Человек имел стаж всего пять лет и     
получал пенсию. Я в принципе всегда выступаю за большой трудовой стаж, и        
тогда будет достойная пенсия, но, к сожалению, у нас даже по новой пенсионной   
реформе максимально предлагается пятнадцать лет поэтапно. У меня минимум        
сорок пять лет трудового стажа - вот при таком условии пенсия будет             
изумительная, отчисления в Пенсионный фонд тоже будут довольно серьёзные. И     
потом не нужно забывать, хотя это не наша проблема, что в России пятнадцать     
миллионов тружеников не уплачивают взносы во внебюджетные фонды - вот это       
проблема номер один.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Все вопросы заданы. Кто хотел бы выступить? Нет таких.                          
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4844 по 4860 из 5904
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в пункт 2 статьи   
21 Федерального закона "О ветеранах".                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              200 чел.44,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    201 чел.                                          
Не голосовало                 249 чел.55,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.