Заседание № 49
25.09.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 73062-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (в части, касающейся обязанностей организаций, имеющих мобилизационные задания).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4242 по 4523 из 5253
Ну а пока 19-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". Докладывает Андрей Джафарович Тычинин. Пожалуйста. ТЫЧИНИН А. Д., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, мой законопроект касается закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". На сегодняшний день все организации в Российской Федерации обязаны принимать участие в мобилизационной подготовке. Что это значит? Это значит, что каждая организация обязана иметь в своём штате сотрудника, занимающегося мобилизационной подготовкой и ведущего воинский учёт. Для примера я вам приведу следующие цифры. В России на сегодняшнее число зарегистрировано четыре с половиной миллиона юридических лиц, из них три миллиона шестьсот тысяч - это ООО. Что это значит? Что в каждом ООО должен быть специально выделенный человек, который занимается мобилизационной подготовкой: он должен вести воинский учёт, он должен готовить мобилизационные планы. Что в реальной жизни это означает? Представьте себе туристическую фирму. В туристическом бизнесе у нас работает миллион человек. Вот туристическая фирма должна проводить комплекс мероприятий по мобилизационной подготовке - скажите, пожалуйста, какая может быть мобилизация в туристическом бизнесе? Они что, во время войны будут возить туристов на Гоа отдыхать или будут заниматься перевозками в другие точки Российской Федерации? Естественно, туристический бизнес умрёт в первые же дни начала военных действий. Второй момент - охрана и частные охранные предприятия. У нас в этом бизнесе на сегодняшний день тоже занят миллион человек, они охраняют банки, охраняют торговые центры. Соответственно, с началом военных действий, безусловно, все эти люди в первую очередь уйдут на фронт, и понятно, что они не будут исполнять никакие обязанности, связанные с мобилизационной подготовкой. То же самое касается и банков, и финансовых компаний - в каждом договоре с банковским участием или с участием финансовых компаний чётко прописано, что форс-мажором является война. Таким образом, получается, что в случае начала военных действий несколько миллионов человек, занятых на сегодняшний день в финансовом секторе, сразу останутся без работы и все частные банки будут закрыты. Вот в нашей истории уже было несколько локальных конфликтов, в частности в Чечне и в Осетии, естественно, ни на одной из этих территорий не работало ни одно частное предприятие - там не было ни "Макдоналдсов", ни туристических фирм, ни банков, там не было никаких салонов красоты, не работали школы, - а мы заставляем все эти организации иметь мобилизационные планы. Простите, они мобилизационные планы для чего готовят - чтобы знать, как разбежаться? То есть задача, которая была поставлена этим законом в 97-м году, на сегодняшний день достаточно далека от реалий экономики. Это на самом деле реальный анахронизм. В стране, в которой... Возьмём, например, Москву: у нас в Москве практически не осталось предприятий - скажите, пожалуйста, что будут делать все те люди, которые сидят в офисах? Они не могут заниматься никакими... Для того чтобы организовать производство, требуется время, для того чтобы воссоздать производство на АЗЛК, требуется минимум полгода - как вы себе это представляете? Для чего тогда нужно держать любому ООО, например салону красоты, отдельного сотрудника, который по закону - я подчеркиваю: по закону - должен заниматься мобилизационной подготовкой? Расходы в связи с данным фактом получаются следующие. Представьте себе, предположим, ведение воинского учёта: у человека, который занимается ведением воинского учёта, уходит на это 3 процента рабочего времени, плюс поездка в военкомат, плюс материальные затраты, связанные с этим, - это приблизительно тысяча рублей с каждой организации в месяц. В связи с тем что у нас четыре с половиной миллиона юридических лиц, получается, что затраты составляют 4,5 миллиарда рублей в месяц, это 60 миллиардов рублей в год. Скажите, пожалуйста, зачем тратить бизнесу 60 миллиардов в год на то, что вообще не нужно, потому что ни одно из этих ООО не выполнит функций по ведению воинского учёта в случае начала военного конфликта? Далее, что касается воинского учёта. Правительство прислало отрицательный отзыв, аргументируя это тем, что воинский учёт обязана вести каждая организация. Вот представьте себе, у нас на сегодняшний день существует порядок, по которому каждый проживающий на территории в течение трёх месяцев обязан зарегистрироваться в военкомате по месту жительства. Тогда задаю вопрос: для чего то же самое делать в организациях? Получается дублирование функций. В данном случае тоже никто до сих пор твёрдого ответа не дал на этот вопрос - для чего это нужно, какая суть в дублировании функций? Понятно, что двадцать два миллиона человек, занятых в сфере обслуживания, на сегодняшний день это достаточно активная часть населения, в первые дни войны окажутся не при делах и будут находиться не по месту работы, а по месту жительства, поэтому выполнение всеми юридическими лицами обязанности по ведению воинского учёта - это просто бессмысленная трата денег, которая ложится непосредственно на потребителя. То есть, чтобы вы понимали, затраты бизнеса, связанные с ведением этого учёта, естественно, потом ложатся на потребителя. В частности, Владимир Владимирович Путин, наш президент, говорил о том, что нужно забирать у бизнеса несвойственные ему функции. Так вот в данном случае эти функции действительно несвойственны для этих организаций, этим должны заниматься государственные службы. Далее, что касается подготовки мобилизационных планов. Все организации должны готовить мобилизационный план. Не знаю, наверное, не все из вас представляют, что это такое. Я могу вам сказать, что мобилизационный план состоит из достаточно большого количества листов, в нём указывается, что будет делаться в случае наступления военных действий. За составление этого мобилизационного плана для отдельных компаний некоторые умельцы просят 10-15 тысяч рублей. Соответственно, если учесть, что у нас четыре с половиной миллиона юридических лиц, сумма затрат составит 45 миллиардов рублей - их необходимо потратить на составление этого мобилизационного плана. На форуме в Сочи Медведев говорил о том, что наша страна должна повысить конкурентоспособность. Вот вы себе можете представить, что интернет-компания, которая занимается играми в Соединённых Штатах Америки, будет заниматься составлением мобилизационного плана на случай военных действий? Я подчёркиваю, не путайте, пожалуйста: мобилизационный план и действия по поводу ГО и ЧС (гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций) - это абсолютно разные вещи. Мобилизационный план касается действий во время войны. Вот представьте, у нас в России занято в сфере бизнеса в Интернете пять миллионов человек, они так или иначе занимаются сайтами, занимаются продвижением компьютерных программ и так далее, и тому подобное. Ответьте себе сами на вопрос: во время военных действий будет ли работать Интернет на территории России? Я вам сразу могу сказать, что нет - ни один генштаб не допустит, чтобы шпионы и диверсанты свободно обменивались между собой информацией. Естественно, Интернет будет отключён тут же, и пять миллионов человек, которые этим занимаются, тут же поедут на Урал работать на заводах. Понятно, что тогда вопрос заключается в следующем: зачем готовить мобилизационные планы их организациям, если они не будут выполняться, если их организации распадутся в один момент? И последнее, что я хотел бы сказать. Обратите, пожалуйста, внимание на реальность: у нас в стране на сегодняшний день во всех крупных городах практически не осталось крупного производства. Ну, я не буду говорить о маленьких городах, я приведу в пример хотя бы Москву. Раньше в Москве были такие гиганты, как АЗЛК, ЗИЛ, а на сегодняшний день мобилизационные планы, которые были предназначены для выполнения на данных предприятиях, урезаны в десять раз. С чем это связано? Это связано с тем, что большинство оборудования уже распилено, распродано, и для того, чтобы выполнить мобилизационный план в прежних объёмах, для того, чтобы привезти это оборудование, требуется минимум полгода. Опять же таки, станкостроительные заводы в России, которые должны были выпускать станки для производства военной продукции, на сегодняшний день практически все разорились. Поэтому давайте себе ответим честно на вопрос: для чего мы обременяем бизнес избыточными функциями, для чего мы заставляем его платить деньги и таким образом повышать конечную цену для потребителя, делая продукцию неконкурентоспособной не только на собственном, но и на мировом рынке? В связи с этим прошу вас отнестись к данному законопроекту положительно и принять его. У меня всё, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ринат Шамильевич Хайров, пожалуйста. ХАЙРОВ Р. Ш. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Суть законопроекта проста. Законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" на организации возложен ряд обязательств по проведению необходимых мероприятий и работ в области мобподготовки. Законопроектом предлагается возложить исполнение таких обязательств, как говорил предыдущий коллега, не на все организации, а только на те, которые имеют мобилизационные задания. Однако законопроектом не учтено, что ряд обязательств организаций связан не только с выполнением мобилизационных заданий, но и с ведением воинского учёта граждан, обеспечением призыва граждан по мобилизации, предоставлением необходимого для нужд обороны имущества и подлежит исполнению каждой организацией независимо от наличия или отсутствия у неё мобилизационного задания. Указанные обязанности организаций также регламентированы конституционным законом "О военном положении", законом "Об обороне" и законом "О воинской обязанности и военной службе". На это же обращают внимание Правительство Российской Федерации в официальном отзыве на законопроект и Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своём заключении. С учётом изложенного Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе отклонить рассматриваемый законопроект. Просим поддержать наше решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Какие будут вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Александр Леонидович Романович. РОМАНОВИЧ А. Л. Сергей Евгеньевич, спасибо. У меня вопрос к представителю профильного комитета. Скажите, пожалуйста, вот из представлений одной и другой стороны не совсем понятно: если мы отклоняем этот законопроект, такие организации, как туристические компании, логистические компании, охранные предприятия, будут решать вопросы мобилизационной подготовки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ринат Шамильевич Хайров, пожалуйста. ХАЙРОВ Р. Ш. Я уже говорил в своём выступлении: те организации, которые имеют мобзадания. Мобзадания имеют те предприятия, которые занимаются непосредственно оборонно-промышленным комплексом, в основном те, которые занимаются пищёвкой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Ринат Шамильевич, средства массовой информации часто издеваются по поводу виртуальных учений Министерства обороны, а нет ли в комитете информации по поводу проведения, ну, скажем так, в форме учений мобилизационной подготовки хотя бы в одном каком-то локальном районе? Потому что постановка-то вопроса справедлива, у нас многое изменилось в экономике, в жизни, военкоматы расформировали, а мы всё как бы архаично, по-старому живём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ринат Шамильевич, пожалуйста. ХАЙРОВ Р. Ш. Я, конечно, сейчас ответил бы вам, но это, к сожалению, совершенно никакого отношения к рассматриваемому вопросу не имеет, это совершенно другая тема, другой вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы, конечно, понимаем, что война, которая сегодня пропагандируется, методы её ведения, которые разработали Соединённые Штаты, несколько другие, чем было сорок - пятьдесят лет назад, сегодня в её основе лежит подкуп командного состава, но тем не менее, если посмотреть вопрос в той постановке, которую автор законодательной инициативы предлагает, - он ведь прав. Сегодня мы налагаем на многие коммерческие организации обязанности, которые, по сути, никому не нужны. Почему? Потому что у нас в Министерстве обороны... Вот я лично разговаривал с министром обороны и спрашиваю: "Как же так, вы убиваете последние предприятия, которые могут делать качественную обувь, одежду, отдаёте гособоронзаказ балтийской компании, у которой нет ни одного станка, ни одного цеха и которая закупает негодное обмундирование в Индии, в Китае?" Он говорит: "Я не отвечаю за ОПК. Вот есть Рогозин, он отвечает за него". Мне кажется, что этот вопрос сродни ответу министра обороны. Здесь сидит настоящий начальник Генерального штаба, хоть и бывший, генерал Моисеев - вот он понимает, о чём я говорю, потому что, если Генштаб не представляет, что такое мобилизационная готовность страны и что мы можем получить в час "Ч", то зачем нам, вообще, содержать Генштаб? Второе. Ну если действительно... Вот посчитал молодой человек, сколько тратится денег, а мы всё время говорим, как мы хотим помочь малому и среднему бизнесу. Мне кажется, было бы логично всё-таки взять и, скажем, хотя бы в Центральном федеральном округе - тут концентрация остатков производства, концентрация людских ресурсов - провести учения, и давайте посмотрим, куда же мы придём. Я боюсь, что мы никуда не придём, потому что нет координирующих структур, которые способны комплексно охватить эту информацию. Поэтому, мне кажется, постановка вопроса имеет смысл. Может, механизмы выбраны неправильно, но профильному комитету всё-таки, мне кажется, надо этим вопросом позаниматься более серьёзно и осовременить мобилизацию на данном временном отрезке. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Карлович Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Буду краток. Автор законопроекта действительно обозначил проблему, действительно мы законодательно обязываем все организации, абсолютно все, вести учёт, тратить деньги на выполнение этой государственной функции, которая государству, по сути, не нужна. Мало того, многие организации по роду своей деятельности в принципе не могут никакой мобподготовки осуществлять, поэтому, конечно же, проблема есть, безусловно. Может быть, автор законопроекта выбрал, скажем так, не тот путь, но Комитету по обороне надо к этому внимательно отнестись. В комитете достаточно много специалистов, которые могут определить, что же вообще нужно на этот особый период, могут ограничить круг предприятий, которые обязаны в силу закона выполнять эти мероприятия, и проблему решить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Не выступают. Докладчик и содокладчик? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5003 по 5020 из 5253
И наконец, 19-й пункт повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 03 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3 % Результат: не принято Отклонён.