Заседание № 251
20.11.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 729732-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в части совершенствования правоотношений, связанных с реализацией гражданами права на обращение в форме электронного документа).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3201 по 3602 из 5102
12-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Доклад официального представителя Законодательного Собрания Краснодарского края депутата Государственной Думы Дмитрия Викторовича Ламейкина. Пожалуйста. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы с вами прекрасно понимаем, что право на обращение является неотъемлемой значимой частью правового статуса личности. В повседневной жизни в Российской Федерации граждане широко применяют предоставленное законом право на обращение в надежде, что им помогут отстоять нарушенные права и законные интересы. Вместе с тем не всегда заявители реализуют своё право добросовестно. Мы с вами в своей работе очень плотно работаем с обращениями, для нас это один из важнейших элементов нашего взаимодействия как на территориях в порядке живых приёмов, так и в форме обращений письменных, в том числе через интернет-ресурсы. И мы, и наши коллеги в региональных и федеральных органах власти сталкиваемся с тем, что становимся объектами спам-рассылки, которая осуществляется, как правило, с зарегистрированных в иностранной доменной зоне адресов электронной почты. При этом достоверно установить, что автором обращения является действительно то лицо, которое указано в обращении в качестве адресанта, то есть лицо, непосредственно заинтересованное в решении своих вопросов, не представляется возможным. Коллеги, я напомню, что использование почтовых сервисов, зарегистрированных в недружественных странах, иностранных государствах, на сегодняшний день не отвечает требованиям, установленным Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Кроме того, направление обращения заявителя с использованием такого сервиса предполагает, что персональные данные заявителя - гражданина Российской Федерации, которые он должен указать в обращении в силу требований федерального закона, поправки к которому мы сейчас рассматриваем, фактически будут храниться вне территории Российской Федерации, что противоречит нормам Федерального закона "О персональных данных". Именно эти вопросы как раз таки и сподвигли наших коллег из регионального парламента внести эту инициативу. Более того, в ходе анализа столкнулись с тем, что на практике из-за недружественных действий, которые осуществляются с территорий отдельных иностранных государств в отношении информационной инфраструктуры органов публичной власти Российской Федерации и дезорганизуют или направлены на дезорганизацию работы, могут возникнуть препятствия для реализации прав граждан на обращение в форме электронного документа. С учётом требований к информационной безопасности представляется необходимым уточнить требования к обращению гражданина в форме электронного документа и указать, что для получения ответа или уведомления о переадресации в обращении гражданина в форме электронного документа должен быть указан электронный адрес, доменное имя которого находится в российской национальной доменной зоне. В ином случае, если в обращении не будет указан соответствующий адрес, ответ на обращение даваться не будет. Коллеги, актуальность данного вопроса отмечается Комиссией Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства, а также нашими коллегами из законодательных органов субъектов Российской Федерации, которые являются членами Южно-Российской Парламентской Ассоциации. Просьба данную инициативу поддержать, коллеги. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ольги Викторовны Тимофеевой. ТИМОФЕЕВА О. В., председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наши коллеги - депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края обратили внимание на то, что нам пора поменять нормы закона об обращениях граждан Российской Федерации, потому что сегодня мы видим массовую спам-рассылку, и предложили свой механизм, каким образом мы можем ей противостоять. Ну, во-первых, обратите внимание, в пояснительной записке была цифра: коллеги проанализировали и установили, что, когда идёт спам-рассылка, всего 5 процентов всех обращений - это мотивированные обращения конкретных людей, это мы говорим об обращениях, которые направлены из доменной зоны иностранных государств. Во-вторых, хотим обратить внимание, что мы посмотрели, как работают сегодня органы власти. И что мы увидели? Это для информации. Уже сегодня некоторые госорганы ограничили возможность направления обращений из иностранной доменной зоны. В частности, налоговая служба - с апреля 2022 года Федеральная налоговая служба России блокирует обращения с адресов электронных почт США и стран Европейского союза, это сделано в соответствии с рекомендациями Федеральной службы по техническому и экспертному контролю. Ну а как же тогда наши граждане могут обратиться? Ответ на вопрос очень прост: обратиться в налоговые органы можно альтернативными способами - через личный кабинет налогоплательщика или сервис обратной связи, оба способа позволяют идентифицировать заявителя. Таким образом, они убирают немотивированные обращения непонятных людей, которые порой не подписываются и просто являются анонимами. С мая 2024 года российские суды тоже перестали принимать на свою электронную почту письма с иностранных доменов. Блокируются обращения в адрес судов Российской Федерации, мировых судей, Высшей квалификационной коллегии судей, квалификационных коллегий судей субъектов, Высшей экзаменационной комиссии и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации. Мы обратились к гражданам, проживающим за рубежом, во Франции, в Италии, и спросили: у вас будут трудности, если вы будете обращаться к нам, в российские органы власти, через нашу, российскую доменную зону? Говорят, нет, потому что зарегистрированы на портале госуслуг, потому что сегодня могут спокойно открыть, у них не блокируется наша, российская доменная зона, всё работает, и они всегда на связи. И ещё хочу напомнить, мы законопроект Законодательного Собрания Краснодарского края, который сегодня рассматриваем, наложили на действующее законодательство. С 1 января следующего года все органы власти - этот закон мы с вами принимали полтора года назад, летом, - должны быть подключены к системе госуслуг в рамках договорных отношений. Обратиться в любой орган власти вы сможете, зайдя на портал госуслуг и идентифицировавшись, вы сможете обратиться в одно или сразу в несколько подразделений, которые вам нужны, либо в несколько органов власти. Этот закон мы с вами приняли, установив отлагательную норму, полтора года, для того чтобы как раз убрать массовую спам-рассылку, ввести идентификацию и упростить направление гражданами обращений в любые органы власти. Поэтому сейчас, когда комитет рассматривал законопроект, мы рассматривали действие этого закона и в части идентификации людей, и в части донастройки того законодательства, которое уже действует, уже работает. Возвращаясь к конкретному законопроекту, скажу, что мы обратились в целях осуществления полного анализа в Генеральную прокуратуру, в Минобороны, в антимонопольную службу, в Минцифры России. Все органы власти концепцию поддержали, конечно, нам нужно бороться со спам-рассылкой. Единственное, что все указывали: доработайте всё-таки механизм, чтобы иностранные граждане и россияне, находящиеся за рубежом, там, где возможны блокировки, не остались без возможности обращаться и находиться на связи с органами власти России. Сегодня в комитете мы уже начали предварительную работу. Из 85 процентов субъектов России, которые дали свои отзывы... точнее, 85 - положительные, это из 100 процентов тех, кто нам дал свой отзыв. Но когда мы в полной мере рассмотрели законопроект и наложили на тот закон, который запускается с 1 января 2025 года, мы пришли к мнению, что, конечно, нам придётся вводить идентификацию ко второму чтению, тогда мы увидим, что массовая спам-рассылка просто уйдёт в небытие. Человек, заходя через электронный портал госуслуг, будет идентифицироваться, и, если это реальное, конкретное обращение, он быстрее получит ответ; кроме того, он сможет обратиться сразу в несколько органов власти, и ему не нужно будет подгружать огромное количество информации о себе, потому что во многом она уже выложена на портале госуслуг. Коллеги, комитет продолжает всестороннюю работу над законопроектом. Мы видим, что долгое время мы не открывали закон о работе с обращениями граждан, и готовы сегодня рассматривать любые предложения, как убрать массовую спам-рассылку, которой сегодня завалены все наши органы власти. Подключайтесь к работе. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Дмитрий Викторович, хотелось бы услышать ваше мнение. Как вы считаете, есть ли смысл вводить ответственность для чиновников, если, предположим, они будут отправлять ответ на иностранную почту? Это первый момент. И второй момент. В связи с тем что в законе сказано про защиту персональных данных, может быть, рассмотреть возможность и целесообразность следующим шагом, предположим, запретить использовать иностранную почту для вхождения на портал госуслуг? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ламейкину включите микрофон. ЛАМЕЙКИН Д. В. Андрей Геннадьевич, на самом деле я думаю, что как только мы примем норму и норма заработает, то автоматически отвечающий будет полностью ей следовать, потому что просто физически отправлять в никуда не будет иметь никакого смысла. По поводу введения санкций за нарушение этой нормы. Ну, я думаю, что это не предмет нынешнего обсуждения, хотя в принципе это возможно, поскольку, как я в своём выступлении обозначил, на сегодняшний день это определённое нарушение действующих норм по защите персональных данных. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Парфёнов Денис Андреевич. ПАРФЁНОВ Д. А., фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, хотелось бы уточнения. Ну, понятное дело, что борьба со спам-рассылками - это очень правильное и необходимое дело. Но как технически будет организован процесс облегчения доведения необходимой информации до пользователя, которому пришлось стать, ну, грубо говоря, жертвой блокировки? Он должен с провайдером решать эти вопросы или будет какая-то горячая линия, на которую можно позвонить и получить необходимые консультации для решения технических вопросов? То есть предполагается ли в этом отношении какое-то дополнительное содействие гражданам, чтобы такие вопросы решать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ламейкину включите микрофон. ЛАМЕЙКИН Д. В. Мы не говорим о блокировке в данном случае, всё-таки в законопроекте говорится чётко, что, для того чтобы получить ответ на своё обращение, человек должен это обращение направить из доменной зоны соответствующего контроля, то есть из доменной зоны Российской Федерации. В принципе ни о каких блокировках речь в законопроекте не ведётся. И вот ещё по предыдущему вопросу: Андрей Геннадьевич затрагивал тему регистрации из иностранных доменных зон на "Госуслугах" - на самом деле на сегодняшний день эта норма уже работает, регистрироваться на "Госуслугах" необходимо из российской доменной зоны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня вопрос к авторам. Насколько я понял, речь идёт о доменах, которые за границей, это первое, второе, речь идёт о рассылке, которая имеет все признаки спама. Вообще, интересная ситуация. Вот другие электронные средства доставки информации вы рассматривали? Ну, например, мессенджеры - WhatsApp, "Телеграм", - когда поступают такого рода обращения, могут ли под действие этого закона подпасть или это будет определять тот субъект, который получает эти письма? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ламейкину включите микрофон. ЛАМЕЙКИН Д. В. Федот Семёнович, да, мы говорим о доменах верхнего уровня в российской зоне, это .ru, .рф и .su, ну и ряд тех, которые сегодня зарегистрированы и под контролем на территории Российской Федерации. Что касается обращений через другие сервисы, всё-таки речь идёт о том, что они имеют определённую идентификацию, те же мессенджеры так или иначе привязаны к телефонному номеру, это несколько иная технология. Здесь речь идёт исключительно о доменах, и, как вы правильно поняли, мы предлагаем всё-таки российские домены включить в зону работы, а остальные исключить из зоны нашего внимания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ТИМОФЕЕВА О. В. Федот Семёнович, ну, я ещё дополню. Сегодня мы вносим изменения в закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в части взаимоотношений граждан с органами власти. Социальные сети сюда не погружены, мы говорим об официальных обращениях, которые гражданин из-за рубежа или из России направляет в мэрию, в Генеральную прокуратуру, в военную прокуратуру, здесь идёт речь о таком взаимодействии. По факту вы забегаете вперёд - возможно, в будущем мы это тоже будем донастраивать, потому что это веяние времени. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И. У меня вопрос к разработчикам. Мне кажется, в решениях, которые мы принимаем, должна быть определённая логика. Если в Российской Федерации легально существует электронная почта как средство коммуникации с использованием в том числе иностранных доменных имён, то почему мы именно в части обращений граждан это ограничиваем? И как это сочетается с конституционным правом гражданина на обращение? Электронная почта - это только способ коммуникации. Нас не интересует вообще содержательная сторона, но одно дело - спам, другое дело - те проблемы, с которыми люди обращаются. Вот не перегибаем ли мы палку? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ТИМОФЕЕВА О. В. Коллеги, сегодня стоит вопрос о защите нашей страны и наших граждан, во главу угла мы ставим это. Механизм взаимодействия между гражданами и органами власти уже предусмотрен, мы его донастраиваем. И я напомню цифру, которую мы привели вначале, это результат анализа: лишь 5 процентов обращений, отправленных из иностранной доменной зоны, имеют отношение к конкретным людям с конкретными проблемами. Именно эти вопросы мы сегодня снимаем с органов власти, в том числе с каждого из нас, ведь нам приходят письма не просто из иностранной доменной зоны, но ещё и неидентифицированные, с абсолютно разными, иногда очень непонятными обращениями, на которые мы должны реагировать, обязаны по закону. Именно об этом мы ведём речь. Я ещё раз говорю: мы начали тщательно прорабатывать изменения в закон со всеми органами власти, и, учитывая, что запускается закон о том, что все органы власти сливаются, соединяются через портал госуслуг, главный выход из всей этой ситуации, если мы говорим об электронных обращениях, - это идентификация гражданина. Если у него есть проблема или вопрос, он пишет. Если у него есть проблема или вопрос, система сама направляет его в несколько органов власти, которые будут отвечать на те или иные вопросы. Главная наша задача сегодня - защитить и наших граждан, и наши органы власти, которые завалены бумажной работой. Более того, сейчас мы говорим об электронном документообороте, но никто не отменяет права написать письмо от руки, и на него всегда будет дан ответ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вассерман Анатолий Александрович. ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня, наверное, несколько вопросов. Как быть тем, у кого ресурсы физически расположены в Российской Федерации, но привязаны к иностранному домену, как у меня? Как быть тем, у кого ресурсы привязаны к домену, вообще не связанному с государством? Ведь уже несколько лет можно при желании зарегистрировать любой домен, с государством никак не связанный, например, есть отдельные домены, связанные с театром, с кино и так далее. Как быть нашим гражданам, постоянно проживающим за рубежом? И хотелось бы узнать: неужели авторы законопроекта ни разу не получали спам-рассылки по российской почте? Я, например, их получаю довольно регулярно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ламейкину включите микрофон. ЛАМЕЙКИН Д. В. Как раз вот, отвечая на этот вопрос, отвечу и предыдущему задавшему вопрос. Коллеги, ну давайте мы всё-таки вернёмся к тому, что предлагается авторами и о чём я говорил с трибуны. Сегодня, помимо спам-рассылки, мы говорим о гармонизации нашего законодательства. Я назвал два федеральных закона, которые на сегодняшний день посредством отправки ответов на заявления, пришедшие с иностранных сервисов, нарушаются: мы передаём данные граждан на серверы, которые находятся за пределами страны, и мы в данном случае входим в конфликт с Федеральным законом № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Вот эта новелла направлена, первое, на гармонизацию, второе, на борьбу со спамом. Да, безусловно, спам бывает и с адресов доменных зон, находящихся на территории Российской Федерации, такое действительно возможно, но мы говорим сейчас о комплексе вопросов. И ещё. Если у вас есть почта, зарегистрированная в иностранной доменной зоне, ничто не мешает зарегистрировать ещё одну почту в доменной зоне на территории Российской Федерации и именно с этого почтового адреса обратиться с заявлением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ТИМОФЕЕВА О. В. Коллеги, я ещё раз повторю: как только началась специальная военная операция, некоторые органы власти уже перешли на это без всяких законов, технически донастроив свои системы, и в первую очередь это сделала налоговая служба. И сегодня есть много альтернативных способов: нужно взаимодействие, ты конкретный человек - регистрируешься, создаёшь свой кабинет и работаешь с налоговой, если есть конкретные вопросы. Суды перешли на это с апреля 2024 года. Сегодня уже не требуется никаких законов, это технические донастройки, потому что речь идёт о безопасности хранящейся информации. Ну а что касается всё-таки спам-рассылки, о которой мы сегодня говорим, то, возможно, ко второму чтению мы будем вести речь о полной электронной идентификации граждан, потому что другого пути противостояния спам-рассылке мы пока не видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Говырин Алексей Борисович. ГОВЫРИН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня вопрос к комитету. Уважаемая Ольга Викторовна, на самом деле этот вопрос очень важен, он чувствителен для наших граждан, поэтому большая просьба ещё раз пояснить. Вот я сейчас смотрю несколько сайтов муниципальных образований - а мы понимаем, что этот законопроект в том числе на них направлен, на обращения граждан в том числе в муниципальных образованиях в органы местного самоуправления, - на этих сайтах муниципальных образований, например Владимирской области, указаны официальные адреса, по которым жители могут обратиться. Правильно ли я понимаю, что с принятием этого закона будут рассматриваться только обращения, которые поступают на эти официальные ящики электронной почты только с российских доменов? И второе. С учётом того, о чём вы сказали, вот этого отложенного пакета законов, на который мы давали полтора года, со следующего года, с 2025-го, будут обращения, в том числе в МСУ, только через "Госуслуги"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ТИМОФЕЕВА О. В. Разрешите, я поясню. Четыре года назад в стране начался эксперимент, все органы власти, включая региональные и муниципальные, подключались к эксперименту: шла идентификация через "Госуслуги", человек, в электронном виде обращаясь в орган власти со своей проблемой, регистрировался, идентифицировался, и это упрощало, на самом деле, любые взаимоотношения человека с органом власти. Мы здесь полтора года назад приняли закон - понятно, что технологически подключиться МВД, Минобороны, Генеральной прокуратуре, Центральному банку достаточно сложно, мы говорим о безопасности данных и о многих других вещах. Кстати, Государственная Дума тоже с 1 января переходит на этот формат работы. О чём этот закон? О том, что с 1 января следующего года обращаться во все органы власти мы с вами сможем, идентифицируясь через портал государственных услуг, - речь об электронных обращениях. Это во всех органах власти. В письменном виде вы можете обращаться сколько угодно и как угодно, иногда не идентифицируясь - к сожалению, возможны анонимки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункт 12. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 02 мин. 06 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.