Заседание № 242
22.10.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 729113-8 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за подделку документов в целях организации незаконной миграции).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2523 по 2699 из 6114
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за подделку документов в целях организации незаконной миграции), первое чтение. С докладом выступит Ирина Анатольевна Яровая. Подготовиться Панькиной Ирине Александровне. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, вы помните первое решение, которое мы принимали, - мы чётко фиксировали, что для того, чтобы сделать невыгодными эти услуги по нелегальной миграции, должен быть обеспечен принцип неотвратимости и соразмерности наказания, его строгости. И в этой части, мы понимаем, для физических лиц мы приняли те решения, которые позволяют это в дальнейшем исполнять. Но у нас есть ещё юридические лица, которые должны нести ответственность именно в такой же логике. Для чего это необходимо? Это необходимо для того, чтобы внутри самих организаций усилить систему контроля, первое. И второе - это для того, чтобы установить дополнительную ответственность, которая позволяет обеспечивать ещё и конфискацию имущества у юридических лиц. Мы повышаем уровень ответственности, коллеги, в 200 раз - задумайтесь! Вот ранее ответственность исчислялась ничтожно малыми цифрами: что для юридического лица, которое оказывает многомиллионные услуги, штраф в 10, 30 и даже 50 тысяч? Да это вообще ничего, ну это просто ничего - можно продолжать, продолжать и продолжать. Сейчас, повышая уровень ответственности за неквалифицированный состав до 10 миллионов, мы говорим о том, что эта ответственность уже будет ощутимой. А когда речь идёт о повторном правонарушении, уровень ответственности составит 60 миллионов рублей. Ну это хотя бы разговор о том, что те, кто оказывает эти платные преступные услуги, почувствуют на себе, что за каждое правонарушение будет наступать такая ответственность. А я хочу подчеркнуть, коллеги, что в административной ответственности по каждому факту составляется протокол. То есть, условно говоря, если выдано несколько фальшивых документов и в разный период времени будут составлены соответствующие документы, то штраф будет исчисляться не по одному случаю, а за каждое правонарушение. При этом ещё будет производиться конфискация оборудования, на котором изготавливались поддельные документы. Вот недавно был громкий случай с типографией в Петербурге. То есть речь будет идти не только о денежном наказании, но ещё и о конфискации. Почему это важно для организаций? Если в организации, занимающейся законной деятельностью, появляется сотрудник, который, злоупотребляя полномочиями и используя оборудование, находясь без контроля и сопровождения со стороны управляющих органов данной организации, осуществляет выдачу поддельных (фиктивных) документов, это лицо будет нести уголовную ответственность, но появляется ещё и административная ответственность для организации. Почему для нас с вами и для общества это необходимо? Это необходимо потому, что меняется система контроля за действиями уполномоченных лиц внутри организации. Если фиктивную справку об образовании, о здоровье, о регистрации, уведомление от работодателя, о получении паспорта и так далее выдаёт, совершает эти действия определённый сотрудник, то появление ответственности для юридического лица означает, что меры контроля внутри организации повысятся тоже так же кратно, как мы с вами повышаем штраф. Ещё раз напомню, за простой состав мы повышаем штраф в 200 раз, за квалифицированный в случае повторности - в 600 раз. Вот это тот самый ключевой качественный параметр, что на практике означает неотвратимость наказания, строгость и соразмерность наказания. Поэтому, когда в дальнейшем у нас будут возникать вопросы к правоохранителям, они будут только в одном ключе - насколько активно осуществляется работа по выявлению таких правонарушений и обеспечивается безусловное составление административных протоколов для привлечения к ответственности не только физических, но и юридических лиц. Коллеги, это пятый закон, и можно говорить о том, что мы замыкаем цепочку единой логикой, то есть мы с вами выстроили конструкцию нового, качественного периметра безопасности и противодействия нелегальной миграции. Это то, что мы могли и можем предложить и предлагаем, как законодатели. Дальнейшие шаги с точки зрения вопросов регулирования трудовой миграции, многих других вопросов - это, конечно, компетенция правительства, и поручения правительству президентом даны именно об этом. Не скрою, что на площадке нашей комиссии министерства очень заинтересованы в нашей работе, они от нас получили очень многие глубокие аналитические выкладки, которых, к сожалению, сами министерства не делали, и благодаря нам впервые увидели ситуацию через совершенно другой угол зрения в понимании того, а как эту ситуацию нужно разрешать дальше. Мы готовы помогать правительству, мы готовы формировать предложения, но всё-таки, справедливости ради, сегодня парламент выстраивает ту конструкцию, которая зависит напрямую от нас, по пресечению нелегальной миграции через императивные требования закона, но всё, что связано с дальнейшим развитием трудовой миграции, прогнозом социально-экономического развития, рынком труда, отраслевым принципом, региональными подходами, с тем, как должен отвечать работодатель, какие отрасли требуют особого отношения по подбору кадров, где необходимо квотирование, где оно должно быть закрыто, - это большой набор вопросов, которые надлежит решать правительству. Мы, безусловно, Вячеслав Викторович, исходя из вашего поручения, продолжим нашу работу, но мы очень рассчитываем на то, что уже те инициативы, которые мы предложили, подтолкнут в хорошем смысле правительство к тому, чтобы более качественно отработать вторую часть вопроса, связанного с трудовой миграцией. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Уважаемые коллеги, давайте ещё раз скажем слова благодарности Ирине Анатольевне. (Аплодисменты.) Вот реально огромная работа проделана. И есть результат. И мы с вами, рассмотрев закон под пунктом 4, в принципе весь пакет законодательных инициатив сегодня рассмотрим в первом чтении, а уже до следующей недели попытаемся, постараемся - вот Ирина Анатольевна вместе с профильными комитетами, - возможно, выйти на второе чтение и заключительное, третье чтение. И тогда у нас будет полностью сформировано правовое поле в таком важном вопросе, как миграционная политика, в части борьбы с нелегальной миграцией, её пресечения, ну и, конечно, в части борьбы с фальсификацией документов, которые как раз ложатся в основу при принятии решений. Здесь очень многогранный пакет документов, где мы с вами пресекаем конкретную коррупцию и правонарушения, поэтому это действительно очень большая, важная работа, которую Дума проделала за достаточно короткий срок, - за два месяца. Поэтому спасибо большое! (Аплодисменты.) Пожалуйста, Ирина Александровна. Да-да, есть за что аплодировать, правда. ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект, как уже было сказано, является одной из законодательных инициатив, вошедших в так называемый миграционный пакет, который состоит из пяти законопроектов, направленных на противодействие организации незаконной миграции и обеспечение государственной и общественной безопасности. В данном случае законопроект направлен на повышение эффективности борьбы с подделкой документов, в том числе в целях сокрытия нарушений миграционного законодательства. Ирина Анатольевна очень подробно доложила о концепции законопроекта. Особенное внимание мне хотелось бы уделить новой части 3 статьи 19.23 "Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт". Здесь предлагается усиленная административная ответственность за подделку документа, подтверждающего наличие у лица прав или освобождение его от обязанностей, в целях организации незаконной миграции, в том числе нарушения установленных правил въезда в Российскую Федерацию, правил миграционного учёта, передвижения или порядка выбора места пребывания. Это новая часть, которая предложена в уже действующую статью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Здесь, коллеги, предлагается штраф в размере до 10 миллионов рублей с конфискацией орудий совершения преступления. А вот по части 4, где речь идёт о повторном совершении административного правонарушения, штраф предлагается в размере до 60 миллионов рублей. Для юридических лиц это очень существенно, мы полагаем, это будет являться действенной мерой. Корреспондирующие изменения также вносятся в ряд статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагаем, что данные изменения будут способствовать упреждению, а также пресечению правонарушений, связанных с незаконной миграцией, поэтому Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, вопросы, коллеги. Есть вопросы? Нет вопросов. Присаживайтесь, Ирина Александровна. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Полномочные представители президента, правительства? Заключительное слово? Нет. Уважаемые коллеги, переходим к голосованию по законопроекту, 4-й вопрос, первое чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 29 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято За - 401, против нет, воздержался один. Уважаемые коллеги, законопроект в первом чтении принят. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна подсказывает, что по итогам голосования, скорее всего, допущена техническая ошибка. Поэтому лучше сразу о ней заявить, чтобы у нас всё было предельно открыто.