Заседание № 245
О проекте федерального закона № 729110-8 "О внесении изменения в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 10-6 и 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 5-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". С докладом выступит Александр Евсеевич Хинштейн. Пожалуйста, Александр Евсеевич. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Продолжаем начатую двумя предыдущими законопроектами тему противодействия, системной борьбы с нелегальной миграцией. На ваше рассмотрение предлагается подготовленный ко второму чтению законопроект, который мы оперативно приняли в первом чтении 22 октября. Вячеслав Викторович, докладываю, что в соответствии с вашим поручением мы сумели так же оперативно подготовить этот законопроект ко второму чтению, в том числе согласовав его со всеми заинтересованными сторонами. Три поправки поступило к данному законопроекту, все они рекомендуются комитетом к принятию. В том числе мы предлагаем передать полномочия по администрированию данного состава... А речь идёт, напомню, о запрете продажи поддельных миграционных документов и введении ответственности за это, существующий механизм предусматривает в том числе блокировку. Так вот, ко второму чтению в законопроекте предлагается возложить эти полномочия на генерального прокурора и его заместителей, в редакции первого чтения это был федеральный орган исполнительной власти, определяемый правительством. Мы полагаем, что такой подход соответствует и масштабу этой задачи, и необходимости оперативного реагирования и наличие у Генеральной прокуратуры всего набора компетенций позволит более качественно, более оперативно реагировать на все эти факты. С Генеральной прокуратурой, конечно же, этот вопрос согласован. В связи с этим, уважаемые коллеги, мы просим утвердить представленную таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 - в ней три поправки - есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 37 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается единогласно. Уважаемые коллеги, переходим к голосованию по 5-му вопросу. Ставится на голосование законопроект, 5-й вопрос нашей повестки. Второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 17 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Вячеслав Викторович. Коллеги, спасибо за такую единогласную поддержку. И хочу сказать, что текст законопроекта подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, в связи с этим просим его сейчас рассмотреть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, если мы рассмотрим данный законопроект в процедуре третьего чтения? Нет. Тогда, коллеги, давайте перейдём в процедуру рассмотрения законопроекта в третьем чтении. Кто хотел бы высказаться по мотивам от фракций? Есть желающие? Есть. Пожалуйста, Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А. Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данная норма закона устанавливает, что именно Генеральная прокуратура будет осуществлять внесудебную блокировку. При этом Генеральная прокуратура будет осуществлять постоянный мониторинг, на основании обращений физических и юридических лиц также будут проводиться дополнительные проверки. Внесудебная блокировка означает принцип незамедлительного действия двух ключей. Первое - это отсечение преступного контента, который является источником для преступных коммуникаций и существования теневого рынка этих услуг, а не менее 30 процентов таких преступлений совершается с использованием IT-технологий. И второй очень важный момент - у правоохранителя появляется возможность незамедлительно проводить оперативную работу с субъектами, которые организуют эту преступную деятельность. Таким образом, единовременно будут решаться задачи и пресечения преступного взаимодействия, и начала оперативных процессуальных действий в отношении субъектов, которые совершают эти преступления. Большое спасибо профильному комитету за подготовку законопроекта ко второму чтению. Редакция, которую мы представили в первом чтении, сохранена, дополнено, что это полномочия исключительно Генеральной прокуратуры. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект, 5-й вопрос нашей повестки, в процедуре третьего чтения. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 51 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято За - 401, против - нет, воздержавшихся нет. Федеральный закон принят единогласно. Поздравляю, коллеги!
Заседание № 242
О проекте федерального закона № 729110-8 "О внесении изменений в статьи 10-6 и 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 10-6 и 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено), первое чтение. С докладом выступит Ирина Анатольевна Яровая. Подготовиться Александру Евсеевичу Хинштейну для содоклада. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, говоря обо всём, что связано с нелегальной миграцией, надо отметить наличие определённых способов и средств совершения всех этих преступлений. И конечно, на первоначальном этапе для возникновения преступного сговора необходима преступная коммуникация, которая позволяет сформировать этот общий преступный замысел. Одним словом, сеть "Интернет" стала той информационной площадкой, где такая коммуникация обеспечивается беспрепятственно, где те преступные сообщества, которые оказывают содействие в нелегальной миграции, публично распространяют информацию о возможности получения таких услуг, стоимости этих услуг, публично фиксируют все условия этого преступного сговора. Почему необходимо отсечение этого информационного потока? Это необходимо для того, чтобы сам нелегальный, теневой рынок услуг по организованной нелегальной миграции закрыть. Отсечение источников информации означает и отсечение источников финансирования, потому что именно через эту коммуникацию происходит взаимодействие и оплата преступных услуг. Мы предлагаем именно внесудебную блокировку. Почему? Потому что информационный поток настолько технологично устроен, что, если у правоохранителя не будет возможности внесудебной блокировки, сама процедура судебной блокировки будет занимать значительное время и с начала этой процедуры у тех, кто организует эту преступную деятельность, будет достаточно много времени, чтобы переформатировать, создать новые информационные ресурсы. Мы должны понимать, что средства совершения современных преступлений качественно изменились. К сожалению, Интернет сегодня активно используется разными организованными преступными сообществами. Поскольку наша задача, которая вытекает из концепции, утверждённой президентом, - это прежде всего противодействие нелегальной миграции, внесудебная блокировка информации о продаже документов, скоростном оказании услуг по так называемой легализации будет той необходимой мерой, которая позволит реально противодействовать этой организованной преступной деятельности. Данный законопроект поддержан всеми, уважаемые коллеги, и его очень ожидают правоохранители, потому что это серьёзным образом ускорит блокировку и пресечение деятельности тех преступных сообществ, которые сегодня, по оценкам правоохранителей и экспертов, владеют рынком, на котором обращаются многомиллиардные преступные средства при оказании преступных услуг. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, содоклад Александра Евсеевича Хинштейна. Пожалуйста, Александр Евсеевич. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ирина Анатольевна подробно и детально изложила суть инициативы, поэтому я повторяться не буду. Профильный комитет, по информационной политике, информационным технологиям и связи, эту инициативу рассмотрел. Мы поддерживаем данный законопроект. При этом хочу отметить, что сегодня у нас уже существует общая норма в законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которая позволяет ограничивать и блокировать доступ в сети "Интернет" к информации, содержащей предложения о приобретении и продаже поддельных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, но такая конкретизация в законе, на наш взгляд, только лучше: она позволит ещё более качественно заниматься пресечением подобного рода противоправных действий. Ну, есть ещё несколько технических замечаний, которые ко второму чтению, уверен, комитет вместе с авторами сумеет учесть, в том числе в части установления более чётких критериев, но это не препятствует принятию законопроекта в первом чтении. В связи с этим, коллеги, комитет просит Государственную Думу инициативу поддержать. Отмечаем её актуальность, отмечаем её значимость и понимаем, что тема противодействия нелегальной миграции сегодня является действительно одной из важнейших для страны и для наших граждан, каждый из нас на своей территории с этими проблемами, конечно же, сталкивается, и, увы, на регулярной основе. Тот пакет, который мы сейчас рассматриваем, из большого числа внесённых группой депутатов и сенаторов законопроектов, конечно же, не станет панацеей, но он очень существенно сумеет изменить сложившуюся ситуацию и будет ещё одним звеном в мощной цепи, которую нам с вами предстоит создать. Благодарю за внимание. Надеюсь на поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, пожалуйста, вопросы. Сергей Владимирович Кабышев рассказывает, что уже переговорил с ректором и высказал озабоченность Государственной Думы и напутствие, что надо заниматься наукой и образовательной деятельностью, а приём экзаменов у мигрантов должны осуществлять те, кто находится в регионах, у кого есть профессиональные кадры и кто обеспечит прозрачность в этом процессе и контроль. Вот видите, как работают наши руководители комитетов? (Аплодисменты.) Есть результат. Спасибо большое, Сергей Владимирович. Пожалуйста, вопросы. Есть вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Коллега Вассерман, вы точно не промахнулись? Нет? Пожалуйста, коллега Вассерман. ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Ну, я, конечно, с идеей проекта согласен, но меня заинтересовало, будем ли мы и впредь принимать подобные законы по каждому виду правонарушения, отражаемому в Интернете, или, может быть, есть смысл выработать некий общий принцип и в дальнейшем автоматически распространять порядок ограничений на новые виды правонарушений? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А. Вы абсолютно правы в части того, что универсальные нормы для обеспечения безопасности необходимы. Они существуют в законодательстве, об этом, кстати говоря, совершенно справедливо сказал Александр Евсеевич: в действующем законодательстве уже установлена судебная процедура по целому перечню вопросов, которые относятся к запрещённым к распространению исходя из общей логики и принципа, о котором вы говорите, что это вредный контент, который причиняет вред общественным, государственным интересам. В данном случае особая детализация необходима для тех случаев, когда речь идёт о внесудебной процедуре, процедуре так называемого быстрого оперативного регулирования исходя из особой опасности контента, поэтому в данном случае мы, как законодатель, принимая на себя ответственность за то, чтобы эти решения соотносились с запросом общества и интересами безопасности государства, всё-таки этот перечень формируем, исходя и из оценки развития криминогенной ситуации, которое имеет место, и из логики правоприменения. В данном случае мы не можем сделать открытым перечень информации, подлежащей внесудебной блокировке, он всегда будет чётко обозначенным исходя из необходимости соблюдения законных прав и интересов граждан. Александр Евсеевич, я думаю, добавит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Евсеевич. ХИНШТЕЙН А. Е. Анатолий Александрович, ну, смотрите, у нас уже сегодня и 149-й закон, о защите информации, и другие нормативные акты предусматривают совершенно конкретные основания для досудебной или судебной блокировки или блокировки в упрощённом порядке, когда речь идёт о рассмотрении дел через административные суды, в этом смысле никакой новации этой инициативой не создаётся, она идёт в уже существующей логике. При этом, как я говорил в своём содокладе, уже сегодня в 149-м федеральном законе есть общая норма, позволяющая блокировать любую информацию о продаже поддельных, подложных документов, предоставляющих право или освобождающих от ответственности. Почему, как мне кажется - я не соавтор этого законопроекта, могу лишь предполагать логику авторов его, - пошли на то, чтобы и это явление выделить в отдельную норму закона? Да потому, что сегодня проблема нелегальной миграции и вопросы миграционного законодательства являются одними из ключевых с точки зрения отношения к этому людей и сегодня нам необходимо, конечно, гораздо более чётко прописывать это законодательно, не давая возможности правоохранителям, коллегам, работающим в контрольно-надзорной сфере, уходить от общих норм: мы с вами принимаем эти законы в том числе и в значительной степени для тех, кто их обязан дальше выполнять, а это, увы, не всегда происходит суперэффективно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Евсеевич, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Полномочный представитель президента? Нет. Правительство поддерживает нас. Докладчик - заключительное слово? Нет. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос нашей повестки. Голосование поимённое. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 55 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно. За - 398, против - нет, воздержавшихся нет. Поздравляю, уважаемые коллеги.