Заседание № 245
О проекте федерального закона № 729100-8 "О внесении изменений в статьи 15-1 и 15-2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о запрете организации и проведения экзамена по русскому языку для иностранных граждан третьими лицами; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 6-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 15-1 и 15-2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". С докладом выступит Артём Александрович Кавинов. Пожалуйста, Артём Александрович. КАВИНОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Как вы знаете, вопросы гражданства и миграции с конца прошлого созыва находятся в ведении Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, ведь подавляющее большинство приезжающих сегодня в нашу страну - это как раз граждане стран СНГ. Мы поддерживаем Председателя Государственной Думы в том, что в этой сфере инициативы нужно готовить вдумчиво, последовательно и учитывать, безусловно, все риски. Несколько лет наш комитет проводит системную работу по этому непростому вопросу совместно с администрацией президента, МВД, и только за текущий созыв комитет подготовил, а Государственная Дума рассмотрела 56 законопроектов по миграционной тематике. Мы поддерживаем усиление ответственности за нарушение действующего миграционного законодательства. Недавно мы с вами проголосовали за законы, разработанные комиссией Ирины Анатольевны Яровой, и надеемся, точнее, уверены, что их принятие позволит нашим правоприменителям работать значительно эффективнее. Пользуясь случаем, я хочу выразить искреннюю благодарность от комитета простым сотрудникам полиции, которые в большинстве своём честно, добросовестно выполняют свой долг в условиях жёсткого некомплекта, перегруженности и, скажем честно, невысоких зарплат. Рассматриваемый сегодня законопроект продолжает череду системных решений Государственной Думы как раз в векторе миграционной повестки. Напомню, он направлен на совершенствование системы сдачи комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства иностранными гражданами. Вводится запрет на деятельность в этой сфере для третьих лиц, а перечень организаций, осуществляющих указанную деятельность, впредь будет утверждаться Правительством Российской Федерации. По итогам заседания комитета сформирована одна таблица - таблица поправок № 1, рекомендованных к принятию. В ней поправка Ирины Анатольевны Яровой и ряда депутатов, уточняющая текст законопроекта. Авторами поправки предлагается сохранить возможность привлечения к организационно-техническому и информационному обеспечению процедуры проведения экзамена подведомственного МВД России ФГУП "Паспортно-визовый сервис" и уполномоченной организации Москвы - Многофункционального миграционного центра в Сахарово. Полномочия по оказанию содействия в проведении ряда миграционных процедур этими организациями сегодня закреплены в законе, они обладают достаточным опытом, профессионализмом и всей соответствующей технической оснащённостью. Кроме того, в соответствии с поправкой правительству предлагается утверждать перечень не организаций, осуществляющих образовательную деятельность, как предусмотрено действующим законом, а государственных учреждений. Такая формулировка позволит правительству включить в утверждаемый перечень наиболее подходящие для принятия экзаменов и выдачи сертификатов организации, но все они должны иметь статус государственных. Также в соответствии с поправкой предлагается закрепить за Правительством Российской Федерации определение размера платы за проведение комплексного экзамена. Сейчас, как вы знаете, этот размер нормативно не закреплён и достаточно широко варьируется. Комитет рекомендует принять таблицу поправок № 1 и законопроект с учётом поправок. Кроме того, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, вчера мы вместе с нашим Правовым управлением, коллегами из аппарата правительства обратили внимание на следующий нюанс. Согласно статье 3 Федерального закона № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" положения актов, устанавливающих обязательные требования, вступают в силу с 1 марта или 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего акта, если иное не установлено федеральным законом. Таким образом, если мы примем закон в текущей редакции, утверждённый правительством перечень государственных учреждений, принимающих экзамены и выдающих сертификаты, вступит в силу только с 1 марта будущего года. Предлагаем - и сейчас распространили в зале соответствующие поправки - дополнить законопроект статьёй 2, которая, с одной стороны, выведет из-под действия закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" положения нашего законопроекта (такая возможность законом предусмотрена), а с другой стороны, определит срок вступления в силу настоящего федерального закона в случае его принятия - по истечении 30 дней со дня его официального опубликования. Этот срок позволит правительству в ускоренном темпе подготовить необходимые правовые акты. Повторю, если мы сегодня не примем эту меру, по сути, юридико-техническую поправку, то старый порядок прекратит своё действие, а новый перечень правительства вступит в силу только с 1 марта. С Правовым управлением Аппарата Государственной Думы поправка проработана. Просим проголосовать за неё. Она, безусловно, на наш взгляд, улучшит наш законопроект. Государственно-правовое управление по тексту законопроекта, как я уже говорил, подготовленного к принятию во втором чтении, замечаний не имеет. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет замечаний. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Комитет предлагает принять таблицу поправок. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 49 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1 единогласно. Уважаемые коллеги, как сказал докладчик, в зале розданы ещё две поправки. Надо ли дополнительно, Артём Александрович, по ним высказываться? Всем понятно? Всем понятно. У полномочного представителя правительства есть замечания по этим поправкам? Вы, смотрю, как раз обсуждаете этот вопрос. Пожалуйста, Александр Юрьевич. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данная поправка в установленном порядке правительством не рассматривалась, мне сложно сейчас сформулировать нашу окончательную позицию, поэтому на усмотрение депутатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы о второй поправке? Мы будем голосовать по первой и второй поправкам отдельно в соответствии с Регламентом, они обе розданы в зале. По второй поправке у вас нет позиции, да? СИНЕНКО А. Ю. Совершенно верно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Ирина Анатольевна, прокомментируйте поправку 2 с учётом того, что по поправке 1 нет никаких возражений. Давайте здесь более чётко сформулируем позицию. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представлю ситуацию наглядно, чтобы было понятно, в чём разница, вступит в силу закон через месяц после опубликования или с марта. Вот благодаря нашей инициативе за короткий период нашей активной работы мы сократили количество посредников в 4 раза. Кто был в числе 65 процентов посредников? Это были различные коммерческие организации. Весь перечень этих организаций у нас имеется с разбивкой по каждому региону нашей страны. Мы проанализировали, какими были потери бюджета и как изменились доходы тех вузов, которые передавали проведение экзамена на различные площадки, вот даже за этот период, за последний месяц, в течение которого мы активно ведём работу и внесли наш законопроект. Даже не называя, не поименовывая вузы, я могу вам привести цифры. Доходы одного очень известного университета увеличились в 3 раза, поступления в бюджет - тоже в 3 раза, за аналогичный период было 25 миллионов, сейчас, за вот эти два месяца, - 71 миллион. У другого университета - в 10 раз, у ещё одного - в 30 раз. Это говорит о том, каков теневой рынок. Наш закон, конечно, блокирует всё это. Мы делаем невозможным участие коммерческих организаций, и эта норма должна начать действовать незамедлительно, повторяю, незамедлительно, а не в отсроченном порядке. Конечно, вопросы, которые мы здесь затрагиваем, системообразующие. Я связалась сегодня с одним регионом, где нас правительство уверяло, что предельная цена - 3800: цена экзамена, отданного на откуп посредникам, составляла 9 тысяч и 12 тысяч. Если помножить эти цифры на количество субъектов, которые сдают экзамен, это слагается в миллиарды. Вот разговор сегодня именно об этом - сколько получит бюджет нашей страны. Когда станет невозможной выдача фиктивных сертификатов, без проверки знаний, когда появится устная часть экзамена, когда будет закрытый список - все эти вопросы есть в нашем проекте закона как требования к правительству. Любые попытки отодвинуть вступление в силу закона на месяцы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ЯРОВАЯ И. А. ...означают продолжение противоправных действий. Кроме того, те субъекты коммерческой деятельности, которые привыкли к этому, умудрились даже написать в Федеральную антимонопольную службу жалобу: они считают, что их отстранение нарушает конкуренцию. Вот к чему привела такая позиция, которая была изложена, к сожалению, правительством в его нормативных актах. Сегодня Государственная Дума ставит точку в этой истории, и продолжением должны стать новые решения, которые будут защищать интересы страны, наполнять бюджет и гарантировать достоверность проверяемых знаний. Поэтому мы просим поддержать нашу поправку: закон должен вступить в силу через месяц с момента опубликования. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна, а какое министерство предлагает, чтобы данная норма вступила в силу позже? ЯРОВАЯ И. А. У нас одно и то же министерство, я так понимаю, оно предложило и то, что появились посредники в постановлении правительства в 2021 году, это Министерство экономического развития, как я понимаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, переходим к голосованию по поправкам. Как уже сказал, поправки розданы в зале, докладчик их обосновал. Ставится на голосование поправка 1, розданная в зале. Кто за? Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 38 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Поправка 1, розданная в зале, принимается единогласно. Спасибо. И поздравляю, коллеги! Теперь голосуем по поправке 2, розданной в зале, это та поправка, о которой говорила Ирина Анатольевна, давала исчерпывающий комментарий. Коллеги, предлагается, чтобы закон вступил в силу через месяц после того, как он будет опубликован. Предложение Министерства экономического развития, чтобы данный закон, его норма вступила в силу с марта - на четыре месяца позже. Как мы с вами уже говорили, речь идёт об организации приёма экзамена по русскому языку. В случае принятия закона, данной нормы экзамены будут приниматься только государственными учреждениями, средства будут направляться в бюджет. Сегодня это фактически нерегулируемый сегмент рынка, и мы видим, что происходит. Ирина Анатольевна достаточно чётко обозначила позицию о необходимости наведения порядка в этой сфере, и мы, коллеги, неоднократно об этом говорили, поэтому это уже наше право. Ставится на голосование поправка 2. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 33 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято За - 403, против - нет, воздержавшихся нет. Поправка принимается единогласно. Поздравляю, уважаемые коллеги! (Аплодисменты.) Переходим к голосованию по законопроекту под пунктом 6 во втором чтении. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 17 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Поздравляю, коллеги! Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КАВИНОВ А. А. Благодарим за поддержку, уважаемые коллеги. Все необходимые процедуры для принятия законопроекта в третьем чтении также проведены. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, если мы рассмотрим законопроект в процедуре третьего чтения? Нет. Если мы не возражаем и переходим к рассмотрению в процедуре третьего чтения - выступления по мотивам. По мотивам есть желающие выступить от фракций? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. У нас этот законопроект завершает сегодня блок законопроектов по миграционной политике, поэтому от фракций, пожалуйста, если есть желание, выскажитесь. Пожалуйста, покажите список. Калашников - фракция КПРФ, Яровая Ирина Анатольевна, Нилов Ярослав Евгеньевич. Пожалуйста, Калашников Леонид Иванович. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Один только от фракции. КАЛАШНИКОВ Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ. Спасибо, Вячеслав Викторович. Почему нужно с уважением относиться к собственному мнению? Депутатам - вот сейчас мы с вами обсуждали поправку - это будет понятно, если я вам зачитаю... Три года назад, когда мы принимали основной закон, мы очень долго боролись вот по этой же самой теме, но правительство упёрлось и ни в какую. И мы вынуждены были изложить в заключении нашего комитета замечания по пункту 2 статьи 1, где термин "образовательные организации" заменяли на "организации, осуществляющие образовательную деятельность". Говорю об этом, чтобы вы понимали, что это небезобидно, - должны быть государственные организации, о которых Вячеслав Викторович сказал. Так вот, стоит отметить, писали мы, что к организациям, осуществляющим такую деятельность, относятся коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, а также школы и техникумы, поэтому употребление этого термина приведёт к расширению перечня организаций, проводящих комплексный экзамен. Кроме того, писали мы, подобные организации сложно контролировать, что может привести к усложнению контроля и существенному росту коррупционной составляющей. Я рад, что сейчас мы преодолели эту поправку, хотя и сейчас даже правительство не постеснялось поставить ей преграды. Но вот я только что говорил с Кропачёвым Николаем Михайловичем, ректором Санкт-Петербургского госуниверситета, и он подтвердил в том числе и другие опасения, которые у нас есть, по самой методике принятия этого экзамена. Конечно, всех проблем законы, которые мы сегодня рассматриваем, не решат. Прежде всего мы находимся на пути к принятию так называемого организационного набора, оргнабора, на предприятия, которые такую необходимость испытывают. Это сложный закон, я говорил в прошлый раз о том, что... Например, чтобы вы понимали, иллюстрация: "АвтоВАЗ" привёз тысячу человек из Таджикистана, из них 400 человек через несколько месяцев ушли и купили патенты, "АвтоВАЗ" понёс издержки, ведь он заплатил за них, провёл медицинское освидетельствование, помог им сдать экзамен по русскому языку, но при этом они ушли и стали тоже легальными мигрантами, просто взяв патент за 6 тысяч рублей. Конечно, нам надо либо патенты запрещать, либо как-то мирить эти две составляющие, а мирить их очень сложно. Но мы обязательно должны будем к этому вернуться, это и позиция нашей фракции, мы давно проводим эту позицию, потому что тогда проведение всех этих миграционных процедур по оргнабору мы вынесем в государство исхода. И нам будет легко это сделать, у нас уже есть опыт межгосударственных соглашений с Таджикистаном и Узбекистаном, они не могли быть задействованы в полной мере только из-за определённых вот таких издержек, связанных с нашими бизнесменами, которым легче брать патентников, чем по оргнабору. Но сами эти законы сейчас продвигают, по крайней мере, и контроль, и ответственность правительства в этой сфере. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Иванович. Вот, уважаемые коллеги, Леонид Иванович обратил внимание на тему восприятия принятых решений нашими коллегами и партнёрами из стран СНГ. Что касается пакета принимаемых сегодня законов, и до этого мы принимали аналогичные решения в сфере миграционной политики, они должны однозначно поддерживаться и органами власти республик, откуда приезжают сюда люди в качестве мигрантов, потому что мы боремся с незаконной миграцией, мы боремся с преступностью. Мы делаем всё для того, чтобы сделать эту сферу прозрачной и установить правила, которые будут исполняться, начиная со сдачи экзамена по русскому языку: знаешь язык - сдашь экзамен, не знаешь - учи. К нам должны приезжать те, кто будет соблюдать закон, знать русский язык и чтить наши традиции. Об этом речь идёт. Тот, кто занимается организацией нелегальной миграции, будет наказан: если максимальный срок был ранее, до принятия этого закона, семь лет, то сейчас минимальный - восемь лет. И если сейчас кто-то из тех, кто незаконно находится на территории нашей страны, совершит преступление, это будет отягчающим фактором, а раньше уходили от наказания. Вот в чём смысл законодательства, тех четырёх, подчёркиваю, законов, которые сегодня мы принимаем. Здесь и вопросы запрета посреднических организаций. Поэтому хочется, чтобы правительство как можно быстрее реализовало принятые нами нормы законов, это очень важно. Надо разделить вообще тему трудовой миграции и тему незаконной миграции. Вот мы с вами решаем вопрос незаконной миграции, это то, о чём люди постоянно на встречах говорят, на что обращают наше внимание и требуют защитить их от тех, кто бродит по подворотням в тёмное время суток, да и не только, кто несёт в себе потенциальную опасность, - это нарушители закона, вот с ними мы с вами боремся. А что касается трудовой миграции, мы, коллеги, как только завершим формирование всего блока законопроектов в сфере борьбы с незаконной миграцией - у нас завтра законопроект о конфискации имущества, затем, сразу после региональной недели, рассмотрим изменения в Кодекс об административных правонарушениях, - сформулируем предложения правительству в части трудовой миграции, потому что, безусловно, это вопрос очень важный, и нам надо делать всё для того, чтобы развивалась экономика. Правительство должно внести предложения, как это будет осуществляться. Вот здесь уже мы ждём предложений от профильных министерств - министерства труда, Министерства экономического развития. Но не таких, как вот сегодня, когда предлагают отложить введение в действие норм закона, понимая, что огромное количество проблем при сдаче экзамена по русскому языку, - вместо того чтобы как можно быстрее организовать работу, говорят: нет, через четыре месяца это сделаем. Разве так можно? Нам надо сообща бороться с проблемами, со сложностями. Леонид Иванович, вы всё правильно говорите, и комитет многое делает для решения этих вопросов, но нам надо сейчас понимать свою ответственность и по-другому уже относиться к исполнению обязанностей. Слово предоставляется Нилову Ярославу Евгеньевичу. И в завершение выступит Ирина Анатольевна Яровая, расскажет о том, как работа сейчас завершается, ну и, понятно, выступит по мотивам. Коллеги, у нас с учётом договорённости по предыдущему законопроекту была возможность выступить от фракций по мотивам, но мы дали возможность выступить только Ирине Анатольевне Яровой, а также хотел выступить Матвеев Михаил Николаевич. Если вы не возражаете, мы дадим ему такую возможность, потому что по предыдущим законопроектам по мотивам ни от одной фракции не выступали, кроме Ирины Анатольевны, представляющей "ЕДИНУЮ РОССИЮ". Леонид Иванович выступал больше как председатель комитета. Вот если вы не будете возражать, мы ещё попросим перед Ириной Анатольевной выступить Матвеева. Нет возражений? Нет. Договорились. Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич. Затем Матвеев и Ирина Анатольевна. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР поддержала все предыдущие инициативы и поддержит эту инициативу. Полностью согласен с тем, что сказал председатель. Есть вопросы трудовой миграции, и, действительно, у нас рынок труда сегодня нуждается во внешних ресурсах. Вспомните, что было после ковида, когда у нас встали стройки, когда у нас в сфере ЖКХ была нехватка трудовых ресурсов. Отдельные губернаторы предлагали, ну, чуть ли не спецтранспорт выделить, для того чтобы этот вопрос решать. Но если проанализировать, что происходит, то обнаружится, что порой, обеспечивая работу своих организаций, сами руководители этих структур потакают тому, чтобы у нас развивалась нелегальщина. Вот мы разговаривали с теми, кто использует труд иностранных граждан: всё организовано - никуда никто не ходит, все документы приносят, привозят, они как работали, так и работают. И вот те, кто это делает, - а это делают наши граждане, - не понимают, что завтра случайной жертвой могут стать они сами или их близкие родственники, что они могут пострадать от нелегального мигранта, который не знает русского языка, который начнёт себя агрессивно вести, и, повторяю, случайной жертвой станут они сами или их близкие родственники. Недавно я был в многофункциональном центре в Сахарово, посмотрел, как сдают экзамен на знание русского языка. Пожалуйста, ты за деньги можешь сдавать хоть целый день экзамен, пока не сдашь, нет проблем, но сарафанное радио тебя сразу ориентирует: если ты там сдать не можешь, то можешь приобрести сертификат о знании русского языка и прийти в многофункциональный центр уже с этим сертификатом. И вот эту лазейку мы теперь прикрываем. Что касается коррупции в этой сфере. Ну, там, где поток, там, где спрос, там большие деньги, и там всегда есть те, кто заинтересован в том, чтобы заработать. Вспомните, раньше у нас при паспортных столах, при ОВИР были разные маленькие фирмочки, которые предоставляли услуги по подготовке документов для получения загранпаспорта, для получения российского паспорта. Конечно, они работали в связке в том числе с сотрудниками этих же центров, и невозможно было нормально сдать документы, пока не пойдёшь не подготовишь нужную... То есть коррупция имеет историю отношений. Надо убирать человека из этого процесса. Для этого есть наработки - в Рособрнадзоре, пожалуйста, есть специальные мобильные комплексы, которые позволяют дистанционно тестировать иностранных граждан на предмет знания русского языка. Мы приветствуем настойчивость, такой хороший задор и упорство, которые продемонстрировала Ирина Анатольевна Яровая в этой работе. Мы считаем, что безопасность на первом месте. Да, мы нуждаемся в иностранных рабочих руках, но миграция должна строиться по принципу запроса, целевая должна быть миграция - туда, где нужно, и приглашать конкретных специалистов. А пока у нас получилась какая-то гулянка: они приехали, универсальные патенты получили, гуляют в поисках работы, делают что хотят. Это недопустимо! Безопасность на первом месте. ЛДПР поддерживает. И я напомню, что мы были первыми, кто предложил увеличить размер пошлины за сдачу экзамена по русскому языку. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Возможно, вы были первыми, но решение принимает сейчас Дума консолидированно. Это очень важно - значит, вы не одни. А вот что касается трудовой миграции, два профильных комитета, так же как и два профильных министерства, несут ответственность за решение этого вопроса. Вы также правильно сказали, что нам необходимо этот вопрос решать с учётом того, что трудовая миграция должна носить целевой характер: приехали, отработали, решили задачу, уехали. Вот вы возглавьте со стороны Государственной Думы вместе с коллегой Топилиным эту работу, потому что со стороны правительства её будут вести министерство труда и Министерство экономического развития, ваши коллеги, наши коллеги. Но правильно было бы, чтобы правительство сформулировало свою точку зрения, как они видят решение этого вопроса. Вот что касается проблемы незаконной миграции и многих других проблем, которые накопились, сегодня Государственная Дума, если мы примем решение по 6-му вопросу, их решит, найдёт ответы на вопросы, и новые нормы позволят навести порядок в сфере незаконной миграции. А что касается трудовой, надо будет уже с правительством заниматься этим дополнительно. Слово предоставляется Матвееву Михаилу Николаевичу. Подготовиться Яровой. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Уважаемые Вячеслав Викторович, Ирина Анатольевна, коллеги! Сегодня приятно работать в этом зале, потому что мы являемся свидетелями консолидированной позиции нашего высшего органа государственной власти по важнейшему вопросу, который ставили перед нами избиратели. И конечно, в этом есть даже некое чудо, что Ирине Анатольевне удалось, казалось бы, невозможное - получить положительное заключение правительства на этот достаточно серьёзный пакет законопроектов. И я надеюсь, что так будет и далее. Я на самом деле вышел на трибуну для того, чтобы сказать о нескольких конкретных вещах, о которых говорили при рассмотрении данных законопроектов в первом чтении разные коллеги и которые, мне кажется, нам необходимо взять на карандаш, может быть, включить в план работы, скажем так, или, может быть, как-то протокольно это отметить. Первое. Когда мы говорим о незаконной миграции, о тех людях, которые её организовывают и в отношении которых мы сейчас серьёзно ужесточаем меру ответственности, мы не должны забывать о клиентах этих людей. То есть, соответственно, на тех людях, которые пользуются незаконной миграцией, однозначно должен ставиться маячок, и в отношении их должны аннулироваться те документы, которые были получены с нарушением закона, они должны подлежать депортации с запретом на въезд в нашу страну на определённый срок. Вот это первое, потому что есть немало примеров, когда тысячи людей... У нас в Тольятти более 7 тысяч прошло через вот такую фабрику незаконной миграции. Да, в отношении организаторов возбуждено уголовное дело, да, суд принимает в отношении их решение, но из тех 7 тысяч, которые их услугами пользовались, почти 500, даже больше, уже получили российское гражданство либо вид на жительство. Такого быть не должно! То есть, первое, не только организаторы незаконной миграции, но и клиенты этих организаций, этих незаконных структур должны понимать, что, обращаясь за такого рода услугами, они тоже будут нести ответственность. И второе, мы об этом говорили с Ириной Анатольевной, нам всё-таки, конечно, нужно подходить к расширению оснований для прекращения российского гражданства: за тяжкие и особо тяжкие преступления - то, о чём многие наши коллеги говорили, Александр Иванович Бастрыкин говорил, руководство Думы. И вне всякого сомнения, те лица, которые занимаются незаконной миграцией, будучи сами бывшими иностранными гражданами, получившими российское гражданство... вот эта статья должна обязательно включаться в перечень оснований, по которым прекращается гражданство. Второе. Только 10 процентов тех, кто экзамен по русскому языку сдавал, сумели сдать его после того, как убрали коммерческие вузы. Соответственно, необходимо повторно проверить сертификаты всех тех, кто получал их в коммерческих вузах, и такое поручение, я думаю, Государственная Дума должна соответствующим органам дать. Я думаю, там будет очень много всего интересного. Спасибо, коллеги. Сегодня очень приятно с вами... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Николаевич. Спасибо за ваши инициативы, многие из них сегодня стали нормами закона. И спасибо за плодотворную работу в рамках комиссии, которую Ирина Анатольевна Яровая возглавляет. Уважаемые коллеги, а сейчас слово для выступления предоставляется Ирине Анатольевне Яровой, она выступает от фракции, но, если вы не возражаете, не будем ограничивать её во времени, учитывая, что огромная работа проведена комиссией под её руководством и многое сделала Ирина Анатольевна для того, чтобы мы сегодня рассмотрели данные законодательные инициативы. Нет возражений? Нет. Пожалуйста, Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А. Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы принимаем действительно очень значимые решения, и решения, которые нами предложены, они все очень взаимосвязаны, то есть они формируют систему права в решении важнейшей даже не краткосрочной, а стратегической задачи - обеспечение безопасности и развитие нашей страны. В этой связи были очень своевременны и те решения, о которых говорил Вячеслав Викторович, - и по поводу фиктивных браков, и по поводу присяги и призыва на военную службу, и по поводу конфискации имущества. И те решения, которые мы сегодня принимаем, формируют, хочу это подчеркнуть особо, задачу правоохранителям. Эта задача означает необходимость решительных действий именно по выявлению и пресечению фактов нелегальной миграции, весь инструментарий мы даём. Более того, уважаемые коллеги, каждый студент-юрист знает, что, расследуя любое уголовное дело, важно выявлять причины и условия, которые способствуют совершению преступления. Вот фактически комиссия, которая была создана по поручению Вячеслава Викторовича, мы с вами проявили ту самую необходимую бдительность и вдумчивость, выявляя причины и условия, которые способствуют нелегальной миграции. Мы шаг за шагом разворачивали аналитику, чтобы понять, а чем подпитывается нелегальная миграция и где надлежит поставить государственные барьеры, препоны и отсечения, которые позволят защитить интересы граждан России, интересы бюджета нашей страны и обеспечить общественный мир и согласие, это тоже очень важный фактор, потому что мы многонациональная страна. Нелегальная миграция стала триггером общественного невзаимодействия, недружелюбия, поэтому наша миссия при решении правоохранительной, казалось бы, задачи пресечения нелегальной миграции во многом гуманитарная и созидательная. И конечно, страны, из которых прибывают мигранты, должны быть заинтересованы в том, чтобы такие жёсткие правила и процедуры являлись противодействием противоправного поведения любого субъекта из любой страны прибытия. Организованная нелегальная миграция - это вид организованной преступной деятельности. Напомню, что это и торговля оружием, это и торговля наркотиками, это самые опасные виды преступлений, которые известны миру. Поэтому мы сегодня фактически создаём те фундаментальные основы, которые полностью соотносятся с задачами, поставленными президентом и стоящими сегодня перед нашей страной в логике обеспечения национальной безопасности. Не скрою, нас очень смущает и настораживает тот факт, что вопросы, связанные с экзаменом по русскому языку, приобрели, как показал именно наш анализ... Ни одно министерство нам этот анализ не сделало - подчёркиваю: ни одно министерство, - мы сделали анализ, который вскрыл сложнейшую, тяжелейшую проблему: посредники из сферы коммерческих услуг, у которых в видах деятельности электромонтажные и прочие работы по списку, одновременно являлись субъектами, принимающими экзамен по русскому языку, и их количество... Когда мы начали оценивать, а сколько стоит серый рынок этих услуг, то увидели страшные цифры - это миллиарды! Мы говорили, почему существует этот теневой рынок и что его подпитывает, - безнаказанность, и мы её устраняем, мы делаем невыгодными эти преступления. Но мы ожидаем и от правительства, что те полномочия, которые мы дали, в постановлении правительства будут реализованы надлежащим образом, потому что, к сожалению, предыдущее постановление правительства и создало эти проблемы, вот в чём вопрос. Сейчас на уровне закона мы не даём вариативности поведения при принятии решения, мы говорим: только государственные учреждения, без посредников. Но мы знаем по микрофинансовым организациям и коллекторам, что там попытались перейти на агентские договоры. Увидели ли мы здесь агентские договоры? Увидели. Нам сказали в министерстве, что 3800 - максимальная цена, а по агентскому договору - 9 тысяч, 12 тысяч, и министерство даже не знает об этом. Уважаемые коллеги, это серьёзные вопросы. У каждого есть зона своей компетенции, ответственности, вот мы, парламент, сегодня строго в рамках своей компетенции и доверия, оказанного нам гражданами России, поручений, данных президентом и Председателем Государственной Думы, выполнили работу в необходимом объёме и очень вдумчиво и эффективно. И в рамках парламентского контроля мы... Я буду просить, Вячеслав Викторович, о том, чтобы мы, когда будем рассматривать итоговый законопроект из пакета предложенных, по административному законодательству и ответственности юридических лиц, если вы дадите такое поручение, подготовили обращение к правительству, где детально, по пунктам изложим те ожидаемые решения, которые уже исключительно в компетенции правительства, с тем чтобы принимаемые нами законы обрели правильное правоприменение. И что касается дальнейших шагов комиссии. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы проработаем ещё тему справок о состоянии здоровья, уже фактура нами наработана, это тоже сопряжено с фактами безопасности. Мы этим дополним блок противодействия легализации необоснованной, но дальше это решение и полномочия правительства по трудовой миграции. Мы ранее дали правительству задачи по балансу рынка труда, по подготовке молодых специалистов, по трудоустройству российских граждан, по прогнозам социально-экономического развития, и правительству надлежит ответить, какие работники нужны, в каком количестве, в каком качестве, под какие задачи и с какими условиями пребывания. Есть сотрудники, работники, к которым должны быть более жёсткие требования, есть те, кто работает вахтовым методом, и там должна быть ответственность работодателя, но это должно определить правительство. И кстати говоря, Министерство экономического развития... вот очень хорошо, если бы они этим занялись, понимаете? Не гильотиной, которая по факту является отсечением здравого смысла иногда, а тем, что обеспечивает правопорядок и развитие страны. (Аплодисменты.) Я напомню, что вообще термин "гильотина"... известно, да? Французская революция: с их помощью устанавливали правосознание, на площади, знаете, головы рубили - и устанавливали правосознание. Я не знаю, кто ввёл этот термин и зачем, но совершенно очевидно, что нельзя, прикрываясь этим таким наукообразным, каким-то историческим термином... прятать за ним действия, которые дают возможность фактически формировать теневые рынки, а нелегальная миграция - это теневой рынок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, давайте поддержим Ирину Анатольевну. (Аплодисменты.) Это именно так. ЯРОВАЯ И. А. Поэтому для нас сегодня очень важный момент. И, уважаемый Вячеслав Викторович, спасибо огромное и за доверие, и за то, что вы дали нам возможность действовать в формате полной ответственности - и мы понимаем эту ответственность - за проработку этих вопросов и за те решения, которые мы предлагаем. Ещё раз хочу подчеркнуть, коллеги, что мы пригласили все министерства - все, кто входит в комиссию, знают: ни одно министерство не пришло к нам с аналитикой. Ни одно! Мы запрашивали статистику из разных органов, она была противоречивой, сводили воедино всю аналитику, делали обобщение. И результаты анализа, которые мы готовы будем дополнительно представить, говорят о том, что сегодня ответственность многопартийного парламента - на самом высоком уровне. Мы понимаем - и, когда здесь выступали родители ребят - участников СВО, я думаю, каждый буквально кожей почувствовал то, насколько мы понимаем, - какие задачи сегодня стоят перед нашей страной. И мы продолжим эту работу, Вячеслав Викторович, и очень надеемся, что и правительство, и профильные комитеты, которые отвечают за трудовую миграцию, столь же вдумчиво и ответственно подойдут к своей работе. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Уважаемые коллеги, давайте поблагодарим Ирину Анатольевну за огромную работу, очень важную, но непростую. (Аплодисменты.) Сейчас мы с вами вынесем на голосование законопроект под пунктом 6 нашей повестки в третьем чтении, это четвёртый законопроект в блоке законопроектов на эту тему на сегодняшнем заседании, как я уже говорил, завтра мы рассмотрим ещё один законопроект, в котором речь идёт о конфискации имущества организаторов незаконной миграции и участников всех этих противоправных действий, а сразу после региональной недели рассмотрим в окончательных чтениях законопроект об изменениях в Кодекс об административных правонарушениях и тем самым завершим рассмотрение 13 законопроектов, посвящённых миграционной политике, которые мы с вами разработали. И надо отдать должное Яровой, это сделала комиссия, которую создала Государственная Дума. Ещё раз слова благодарности примите. Коллеги, переходим к голосованию по законопроекту под пунктом 6. Третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 20 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято За - 399, против - нет, воздержавшихся нет. Решение принимается единогласно, федеральный закон принят единогласно. Поздравляю, коллеги! (Аплодисменты.)
Заседание № 242
О проекте федерального закона № 729100-8 "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о запрете организации и проведения экзамена по русскому языку для иностранных граждан третьими лицами).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
2-й вопрос, законопроекты, рассматриваемые в первом чтении. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о запрете организации и проведения экзамена по русскому языку для иностранных граждан третьим лицам). С докладом выступит Ирина Анатольевна Яровая. Подготовиться Водолацкому. Уважаемые коллеги, пока Ирина Анатольевна идёт к трибуне, давайте поприветствуем депутатов Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от Национального собрания Республики Беларусь (аплодисменты), членов Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту. Коллеги, приветствуем вас. (Аплодисменты.) И слова благодарности Пинскому Виктору Витальевичу за то, что он у нас достаточно эффективно организует работу комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Спасибо. Слово предоставляется Ирине Анатольевне Яровой. Пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы рассматриваем третий из пяти законопроектов, которые были разработаны парламентской комиссией по вопросам миграционной политики, созданной по поручению Председателя Государственной Думы. Как вы помните, мы анализируем ситуацию и предлагаем решения абсолютно в логике той концепции, которая утверждена президентом нашей страны, и с целью обеспечения безопасности граждан России. Знание русского языка - это не формальная логика, это сущностное требование, которое определяет возможность доброжелательного взаимодействия, взаимопонимания, правильность коммуникации и соблюдение требований закона. Кому сегодня принадлежат полномочия в части установления правил и процедур проверки знания русского языка, выдачи сертификатов? Эти полномочия принадлежат Правительству Российской Федерации. Уважаемые коллеги, хочу обратить всеобщее внимание: это исключительные полномочия, предмет регулирования Правительства Российской Федерации. Мы провели детальный анализ того, как сегодня выглядит ситуация, которая вызывает на самом деле чувствительность и напряжение в обществе. Ещё в декабре мы обратились в Генеральную прокуратуру с просьбой провести системную надзорную проверку тех образовательных учреждений, которые Правительством Российской Федерации уполномочены на контроль знания русского языка. Итоги проверки, как мы и предполагали, вскрыли очень серьёзные нарушения, и благодаря работе нашей комиссии уже по состоянию на сегодняшний день количество организаций, которые имеют право проверять знание русского языка, сокращено в 4 раза. Вообще, самих образовательных организаций, которые имеют право, 13, одно из них - это центр города Москвы, уполномоченно созданный правительством Москвы, самих образовательных учреждений, институтов и университетов, 12. Коллеги, я называю эти цифры не случайно, они имеют большое значение. А теперь подумайте: 12 организаций, одна организация, которая создана в Москве исключительно под эти цели и задачи, и ранее 622 субъекта, которые принимали экзамены по русскому языку. Кто были эти люди, что это были за организации, до тех пор пока наша комиссия не вмешалась в ситуацию? Какие отчисления были в бюджет? Практически никаких. Посредники зарабатывали на приёме экзаменов и фактически не несли никакой ответственности. После того как мы вмешались в ситуацию, их количество сократилось в 4 раза, но оно всё равно вызывает вопросы. Уважаемые коллеги, обозначу, какие вопросы у нашей комиссии. 12 университетов, институтов, при этом 88 образовательных учреждений, которые уполномочены как представители этих 12 институтов, университетов. Сами институты, университеты практически не имеют своих площадок. 53 площадки созданы на основе территориальных органов внутренних дел. И здесь самая интересная информация, которая, на наш взгляд, заслуживает самого серьёзного внимания, и мы, уважаемый Вячеслав Викторович, помимо той новации, которую я сейчас докладываю, будем предлагать палате рассмотреть ещё возможность принятия постановления, в котором мы детально изложим, каким образом мы видим наведение порядка в вопросах принятия экзаменов. Сейчас же мы устанавливаем два императива. Первое, мы напрямую устанавливаем требование в отношении полномочий правительства о том, чтобы перечень организаций, уполномоченных принимать экзамены, был закрытым и они были чётко поименованы. И второе императивное требование - полный запрет на передачу такого вида деятельности посредникам. Но в чём мы точно убеждены, уважаемый Вячеслав Викторович и уважаемые коллеги? Сегодня контрольно-измерительные материалы и методические рекомендации по поводу экзаменации в соответствии с подзаконными актами правительства разрабатываются Рособрнадзором. И как мы выяснили на площадке нашей комиссии - об этом нам не сообщили эксперты, об этом нам не сообщило правительство, это анализ, который мы практически, знаете, следственным путём сами провели, никто нам об этом не сообщал, - по факту сегодня эта методология на самом деле является достаточной для того, чтобы проверку проводили уполномоченные лица в самих территориальных отделах внутренних дел, а не в образовательных учреждениях, призванных обеспечивать обучение студентов и школьников, чтобы мигранты не приходили туда, а приходили в строго определённые места, потому что сама методика одинаковая. Вопрос: зачем тогда осуществляется якобы наём от имени образовательных учреждений? Это же вопрос в том числе и достоверности, это же вопрос качества, это вопрос видеофиксации, и это реальное противодействие выдаче фальшивых документов, недостоверной оценке знаний. Уважаемые коллеги, сегодня мы делаем очень важный шаг в пользу того, чтобы, безусловно, навести порядок и те полномочия, которые мы дали правительству, поставить на уровень прямых законодательных требований и ответственности. Это первое. Второе, мы отсекаем посредников и недобросовестных субъектов, которые сформировали уже рынок посреднических услуг, и, устанавливая единую стоимость экзамена, обеспечиваем поступление денежных средств в бюджет нашей страны, а не в карманы тех посредников и дельцов, которые существовали ранее. И третье, мы устанавливаем безусловный контроль за качеством самой экзаменации: в постановлении мы будем предлагать Рособрнадзору обязательно предусмотреть и устную часть, и видеофиксацию, и работу с мигрантами не в образовательных учреждениях, где, ещё раз подчеркну, должно проходить обучение студентов и школьников, а в специальных территориальных отделах, где и надлежит взаимодействовать с лицами, прибывающими на территорию нашей страны. Уважаемые коллеги, законопроект полностью поддержан и Верховным Судом, и правительством, и правоохранителями. Просим поддержать. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Слово для содоклада предоставляется Виктору Петровичу Водолацкому. Пожалуйста, Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект внесён в Государственную Думу 1 октября 2024 года. Ирина Анатольевна чётко, внятно и конкретно рассказала о тех новеллах, которые вносятся на ваше рассмотрение. Предлагаемые положения позволят создать дополнительные условия для регулирования процедуры прохождения иностранными гражданами экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Устанавливается запрет на передачу третьим лицам прав и обязанностей по проведению такого комплексного экзамена и выдаче сертификата о его успешном прохождении. Предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать решению актуальных проблем в сфере миграционной политики. На рассмотрении в ходе заседания комитета мы с коллегами единогласно проголосовали за то, чтобы рекомендовать Государственной Думе принять законопроект. Комитет-соисполнитель - Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию законопроект также поддерживает. Правительство Российской Федерации законопроект поддержало. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера к проекту федерального закона не имеется. Реализация законопроекта не потребует дополнительного финансирования из средств федерального бюджета. Законопроект соответствует актам более высокой юридической силы, а также не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе. Комитет провёл все необходимые процедуры при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении. Комитет поддерживает концепцию законопроекта и предлагает принять его в первом чтении. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, пожалуйста, есть вопросы к докладчику, содокладчику? Есть вопросы? Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите, пожалуйста, список желающих задать вопросы. Пожалуйста, Шеремет Михаил Сергеевич. Подготовиться Останиной. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Ирина Анатольевна, скажите, пожалуйста, перед экзаменами по русскому языку, по истории России и основам законодательства будет ли предусмотрено обучение иностранных граждан, например, на договорной основе с образовательными учреждениями? Это позволило бы повысить качество сдачи экзамена и параллельно дало бы образовательным организациям возможность увеличить заработные платы преподавательскому составу. И не подскажете, насколько будут прозрачны критерии оценки при сдаче экзаменов? Можно обязать проводить онлайн-трансляцию ведения этого экзамена, чтобы иностранные граждане относились к сдаче экзаменов так же ответственно, как наши школьники при сдаче пресловутого ЕГЭ? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Михаил Сергеевич, дело в том, что у нас сегодня Рособрнадзору, который как раз принимает ЕГЭ, уже даны полномочия в части разработки контрольно-измерительных материалов и всей методологии. Я не случайно в своём докладе сказала о том, что, выявляя закономерности и то, как на практике реализуется разработанная методология, мы убедились, что ключом к решению проблемы является тот факт, чтобы во всех субъектах Российской Федерации подсистемой в том числе видеофиксации в уполномоченных территориальных органах внутренних дел обеспечивалась работа по принятию экзаменов. Потому что у нас сегодня (я вам назову цифры) из 159 в 53 местах паспортно-визовый сервис осуществляет принятие экзамена, 88 - это вузы-партнёры в регионах и только 17 мест - это на площадках уполномоченных организаций и их филиалов, при этом это один центр по миграции в Перми, один - в Таджикистане, 15 - в Узбекистане. Вот о чём говорит этот качественный анализ? Он говорит о том, что на самом деле правильной логикой развития в этом вопросе будет переадресация и контроль за принятием экзаменов на единообразных площадках, система и устного диалога, и видеофиксации, и правильности использования всех контрольно-измерительных материалов. Это полномочие правительства. Сегодня мы правительству адресуем два требования, которые, безусловно, обяжут именно в такой логике - сокращения и фиксации конкретных уполномоченных органов - обеспечивать качественное принятие экзамена. Что касается обучения, образовательных курсов и школ русского языка, то это уже действующее полномочие правительства и субъектов Российской Федерации. Это отдельный вопрос, по которому Дума будет формировать свои предложения. Но мы с сожалением констатируем, что, конечно, на уровне Правительства Российской Федерации надлежит более серьёзно организовать эту работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но предложение ваше очень интересное, оно реализуемое, и в принципе - о чём говорит Ирина Анатольевна - идём именно в этой логике. Вы видите, какое количество правонарушений сложилось за предыдущие годы из-за отсутствия контроля и допуска третьих лиц к организации проведения экзаменов. Это всё коммерциализировано. Поэтому наша задача - убрать третьи лица, убрать коммерцию отсюда и сделать так, чтобы государство взяло полностью под контроль вопросы приёма экзаменов, конечно, задействовав самые современные средства коммуникаций. У Рособрнадзора есть такие возможности. И тогда уже никто не скажет, что экзамен принят по блату или за деньги, что сегодня и делают те, кто просто оплачивает услуги коммерческих организаций, которые собирают весь пакет документов и потом уже передают для оформления. Это очень важный закон и важные решения. Поэтому вам спасибо за такие предложения. Пожалуйста, Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ. Уважаемая Ирина Анатольевна, а мне кажется, что 412-м законом, который приняли в 2020 году, вот эта норма уже отчасти урегулирована, потому что именно в этом законе говорится о том, что не допускается проведение комплексного экзамена образовательными организациями, включёнными в перечень, которые заключили договор со сторонней организацией. Но сейчас право такое предоставлено только минобру. Вот не получится ли у нас дублирующая норма: минобр имеет право на запрет, а включать в перечень имеет право только правительственная комиссия, которая состоит из трёх институтов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Спасибо большое, Нина Александровна. Дело в том, что при той действующей норме мы с вами и получили то количество посредников - 622 организации. Благодаря работе нашей комиссии, это количество посредников мы уже сократили до 159. Коллеги, это никто не инициировал, никто не предлагал, мы начали работу, Вячеслав Викторович, и обратились в Генеральную прокуратуру, говоря о том, что огромное количество посредников. Более того, мы, когда начали анализировать, а сколько денег они получают и сколько отдают в бюджет, поняли, что это многомиллиардный рынок посредников, и это при том вот положении вещей, когда, казалось бы, министерство должно было что-то делать. А вот эта совершенно позорная, извините, по-другому не скажешь, ситуация с репутационным учебным заведением - Институтом русского языка имени Пушкина? Даже здесь, мы увидели, были злоупотребления! Вот наша задача - расчистить этот рынок недобросовестных услуг, закрыть его, просто полностью закрыть, для того чтобы порядок принятия экзаменов, процедура носили публичный характер, чтобы средства, которые получают за экзаменацию, шли исключительно в бюджет, чтобы это не было источником зарабатывания пронырливых и предприимчивых. Вы всегда так очень вкрадчиво смотрите на все вопросы, Нина Александровна, но в данном случае я вам должна сказать следующее. За последние три года у нас 14 тысяч иностранцев не получили статуса по причине незнания русского языка. Это большая цифра? Нет, это маленькая цифра - очень маленькая цифра! И вот с момента, когда мы начали проводить проверку, инициировать действия уполномоченных надзорных органов, до 30 процентов всех обращающихся сразу увеличилась эта цифра, количество тех, кто не смог сдать. Но, понимаете, нам же ведь нужны не цифры - нам нужны качественные результаты. Вот закон, который мы предлагаем, это не просто про какую-то форму, а про содержание. Нам нужно навести порядок, и мы будем требовать от правительства, чтобы те решения, которые мы сегодня принимаем, неукоснительно соблюдались, и мы проконтролируем, что в подзаконных актах будет. Вячеслав Викторович, прошу разрешения подготовить постановление, где мы конкретизируем ещё дополнительные позиции, которые будут регулироваться правительством на подзаконном уровне, с тем чтобы избежать двусмысленных толкований. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, поддержим предложение Ирины Анатольевны? Поддержим. (Аплодисменты.) Конечно, это необходимо. Давайте подготовим соответствующее постановление и при рассмотрении законопроекта в третьем чтении рассмотрим и постановление, примем его. Пожалуйста, вопрос, Матвеев Михаил Николаевич. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Уважаемая Ирина Анатольевна, спасибо рабочей группе, которую вы возглавляете, за чётко отработанные вопросы. Вопрос у меня такой. Минобрнауки, после того как запретили коммерческим вузам принимать экзамены на знание русского языка, сообщило о том, что в 10 раз уменьшилось количество тех, кто сумел сдать экзамен, - в 10 раз! Как вы думаете, какова ваша позиция по такому вопросу: не стоит ли провести повторную проверку знания русского языка теми, кто в коммерческих вузах получал сертификат? Ведь на основании этих сертификатов впоследствии происходила их дальнейшая легализация в стране. ЯРОВАЯ И. А. Спасибо большое за вопрос. Я сказала о 30 процентах абсолютно правильно: с 3 до 30 процентов увеличилось количество несдавших экзамен - ну, это в 10 раз и есть. Давайте я вам ещё одну интересную статистику дам, поскольку вы её нигде не найдёте. Смотрите, у нас РУДН имеет право в числе 12 уполномоченных организаций... сегодня по стране 159 организаций, на площадках которых осуществляется приём экзаменов, 55 процентов из них принадлежит РУДН. Ну, как вы понимаете, РУДН находится только в Москве. Как это выглядит на практике? Вот в целом ряде регионов - я напрямую связалась с территориальными руководителями органов внутренних дел, - в целом ряде случаев местом принятия экзаменов является паспортно-визовый центр. Что происходит? Сотрудник по договору подработки числится одновременно в РУДН и ещё где-то. Сейчас, после того как мы начали разбираться, они сделали так, что он числится теперь только в РУДН. Но ключевое слово "числится" - он ни по образованию, ни по специалитету, вообще никаким образом с этим учебным заведением не связан. Вопрос: а кому интересна такая ситуация? Зачем тогда мы делаем вид, что у нас экзамены принимают высшие учебные заведения? Да не высшие учебные заведения принимают экзамены! Коллеги, вообще, когда вот озвучивались все эти цифры, просто никто из тех чиновников, которые докладывали, вот так качественно это не разворачивал, это мои изыскания и моя, собственно, следственная работа, которую я провела. Ну это же неправильно, тогда возникает вопрос: а надо ли вообще, чтобы университеты и институты этим занимались, или достаточно того, что есть методология, разработанная Рособрнадзором, и должен быть набран штат, который будет по всей стране распределён, с унифицированной и централизованной системой контроля за их работой, с оценкой их профпригодности и постоянным контролем и мониторингом, как они осуществляют приём экзаменов? А вузы пусть занимаются обучением студентов. Понимаете, здесь очень много нюансов, которые вуалировались в такую наукообразную, изысканную форму, а когда мы начали всё это пошагово разбирать, оказалось совсем по-другому. Спасибо за вопрос. Мы вместе с вами сделаем дальше шаги и изложим это в постановлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, абсолютно правильный разговор, и постановка вопроса, и предложение, которое здесь прозвучало. Но давайте первый шаг сделаем, который возможно реализовать незамедлительно, - поручим профильному комитету нашему вместе с комитетом по безопасности, чтобы сейчас уже изменилась ситуация, связанная с тем, что полномочия дали московским вузам на открытие площадок по приёму экзаменов по русскому языку. Ну вдумайтесь: университет в Москве, филиальной сети нет, но дают право принимать экзамены в 12 регионах, ещё больше... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В 87! Коллеги, скажите, для чего это делается? Там есть региональные вузы: и педагогические институты, и классические университеты, где есть профильные кафедры. Там понятная будет ответственность - ответственность ректора, ответственность заведующего кафедрой. А здесь что? Это вновь посредничество. Ну вот о чём мы говорим, почему нужен закон? Ведь поглядите, это всё обросло фирмами, конторами, а в итоге - коррупция, взятки, к этому всё привело. Наша с вами задача, чтобы мигрант, приезжая к нам в страну, уважал законы, знал русский язык и уважал наши традиции. Вот что касается языка, рассматриваемый сегодня законопроект решает эту проблему. Но прямо надо сказать: у нас что, профильные министерства не видели ситуации, во что это превратилось, не понимают, что надо наводить порядок дальше? Ну не может РУДН, находясь в Москве, тем более специализируясь на профилях совершенно иных, заниматься вот такой деятельностью в 87 субъектах Российской Федерации! Надо это всё проверить и запретить, а в регионах посмотреть вузы, которые имеют непосредственное отношение к министерству высшей школы, у которых есть специалисты. И параллельно с этим, возможно, рассматривать вопрос организации профессиональных площадок, где квалифицированные специалисты под контролем Министерства внутренних дел, министерства высшей школы, Рособрнадзора будут принимать экзамены. Там должно быть установлено оборудование, как при сдаче ЕГЭ, с тем чтобы никто уже не мухлевал и не коррумпировал экзаменационную комиссию. Тот, кто знает русский язык, - сдаст, кто не знает - пускай учит. Здесь ничего личного нет. А у нас что получается? Язык не знают, традиции не чтут, закон не соблюдают. В итоге проблема. Вот мы её как раз принятием законов решаем целенаправленно. Поэтому давайте даже не дожидаться рассмотрения в третьем чтении (мы с Ириной Анатольевной говорили, она практически в круглосуточном режиме работает над этим): если в течение сегодняшнего дня законопроекты будут рассмотрены в первом чтении, у нас есть возможность на следующей неделе рассмотреть их во втором и в третьем чтениях, и уже будет закон. Причём мы с вами в этом случае практически сформируем всё поле, связанное с запретом нелегальной миграции, противодействием ей и наведением порядка в сфере приёма экзаменов, оформления документов. Мы будем рассматривать законопроекты, где речь идёт о поддельных документах, их огромное количество. Коллеги, уже принятые законы вступили в силу, мы с вами с начала года приняли семь. По последней информации из Владивостока, троих бывших мигрантов, получивших наше гражданство, лишили его в связи с тем, что они не встали на воинский учёт. Вот, пожалуйста, итог принятого буквально месяц назад закона. (Аплодисменты.) Коллеги, это итог работы депутатского корпуса, это конкретное решение. Правильно отметила Надежда Васильевна, мы иногда, знаете, делаем в суете, не анализируем, а вот итог. И люди-то именно этого ждут! Не встал на воинский учёт - лишаем гражданства, что и было сделано. Молодцы полицейские, вот у них теперь в руках закон, и они должны заниматься правоприменением. А дальше мы с ними со всеми встретимся в будущем году, поглядим, когда у нас будет наработана правоприменительная практика, и ещё раз к этому вернёмся. Руководству РУДН посоветовали бы заняться образовательной деятельностью, наукой и как можно быстрее отказаться от всех этих курсов, от несвойственной работодеятельности, по-другому не назовёшь. В 87 регионах открыли площадки для приёма экзаменов по русскому языку - ну, коллеги, задумайтесь, зачем? Это же и университет дискредитирует, постоянно, смотрите, какие-то замечания. Так? Так. Коллега Кабышев, посоветуйте руководству, чтобы до конца недели отдать это тем, кто ближе в регионах, кто там может всё сделать. Это же посредничество. Куда? Зачем? Вот о чём речь идёт. Матвеев прав, но Яровая всё сказала. Пожалуйста, Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемая Ирина Анатольевна, мой вопрос перекликается с вопросом моего коллеги Матвеева. Действительно, 5 тысяч рублей - плата за сдачу экзамена по русскому языку, 18 тысяч - за получение вида на жительство. Это говорит о том, что услуги очень востребованы, и, конечно, о неприкрытой коррупции. Ирина Анатольевна привела цифры, от которых просто волосы дыбом встают. Была создана система, был налажен процесс, и мы прекрасно понимаем, что сразу искоренить это невозможно, сомнения у нас всё равно останутся. Поэтому, наверное, было бы совершенно правильным установить не возможность пересдачи экзамена и перепроверки знания русского языка, а, скорее, обязательность проведения повторных проверок, даже если малейшие сомнения возникли, потому что сразу остановить тот процесс, который был в стране, невозможно. ЯРОВАЯ И. А. Спасибо большое, Ольга Николаевна. Прежде всего, нужно иметь в виду, что именно мы уже инициировали и сформировали такую просьбу. Генеральной прокуратурой именно по нашей просьбе была проведена проверка, итогом которой стало, уважаемые коллеги, то, что - повторяю, благодаря именно парламенту - в 4 раза сократилось количество организаций, это очень большая цифра. Именно благодаря нам, парламенту, появилась фиксированная сумма стоимости экзамена. Если раньше эта сумма варьировалась везде по-разному, в зависимости от того, сколько хотел брать себе посредник, то сейчас цифра устойчивая и в 5 раз увеличились поступления в бюджет, в 5 раз! Очень важно, что сегодня мы принимаем решения, которые безусловно, коллеги, не с условиями, а безусловно потребуют от правительства очень конкретных решений, исключающих посредников вообще и устанавливающих закрытый перечень организаций, то есть организация даже по административному договору внутри системы передавать полномочия не сможет. И мы эти решения формируем, как справедливо сказал Вячеслав Викторович, в комплексе. Наша задача - пресечь нелегальную миграцию, а фальсифицированное подтверждение знания языка - это одно из средств незаконной легализации. И здесь важно понимать, что увеличение в 10 раз состава субъектов, которые не могут сдать экзамены, - это изменение качественных требований. При этом, коллеги, обращаюсь к каждому из вас. У вас в регионах, в каждом регионе, есть места, где осуществляется принятие экзаменов. Предлагаю в региональную неделю каждому из вас, самому, лично, посмотреть, как на практике организована эта работа, кто у вас в регионе осуществляет эту деятельность. Это и будет вот тот парламентский контроль, который позволит нам в большей степени быть уверенными в исполнении требований закона. Что касается аннулирования ранее выданных документов, то эта процедура реализуется Министерством внутренних дел на основании тех решений, которые мы уже приняли, и решения, которые мы сегодня будем принимать, также расширяют перечень оснований для этого. И мы действительно будем ожидать со стороны правоохранителей новой качественной информации по итогам работы, которая позволит пресечь нелегальную миграцию. Наша цель именно такая - защита граждан России, закрытие рынка нелегальных услуг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Спасибо, Виктор Петрович. Уважаемые коллеги, возможно, кто-то хотел бы выступить? Всё понятно? Ну, это же законопроект всех депутатов, он совместный, межфракционный, в подготовке участвовали представители разных фракций, поэтому понятно, все были заняты его написанием при координирующей роли Яровой Ирины Анатольевны. Полномочный представитель президента? Правительства? Правительство с нами? Поддерживает? Замечательно. Это важно. Заключительное слово, Ирина Анатольевна? Нет. Виктор Петрович? Нет. Ставится на голосование законопроект, 2-й вопрос, первое чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Поимённое голосование, коллеги, обращаю внимание. Вот Александр Дмитриевич идёт как раз. Знает, когда надо голосовать. Да, это очень важный закон. Коллега Кидяев, не мешайте Селивёрстову, не мешайте, он сосредоточенно думает, как ему проголосовать, может промахнуться, и что будем делать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 14 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято За - 400 депутатов, против - нет, воздержавшихся нет. (Аплодисменты.) Законопроект в первом чтении принят единогласно, уважаемые коллеги. Подчёркиваю: редко такое бывает.