Заседание № 281
О проекте федерального закона № 728305-7 "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 66 Федерального закона "О связи" (в части уточнения порядка оповещения и экстренного информирования населения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 66 Федерального закона "О связи". Докладывает Сергей Михайлович Боярский. БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект полностью готов к рассмотрению в третьем чтении. Экспертизы проведены, замечаний нет. Комитет рекомендует поддержать и принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 44 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 280
О проекте федерального закона № 728305-7 "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 66 Федерального закона "О связи" (в части уточнения порядка оповещения и экстренного информирования населения; принят в первом чтении 5 ноября 2019 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 66 Федерального закона "О связи". Пожалуйста, Сергей Михайлович Боярский. БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В первом чтении законопроект был принят 5 ноября 2019 года. В комитет поступило три поправки, все они носят технический характер и рекомендуются к принятию. Прошу поддержать принятие таблицы поправок № 1 и законопроекта во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, по таблице поправок № 1 (в ней три поправки) есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Комитет предлагает поддержать. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 38 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 66 Федерального закона "О связи", 6-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 19 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. БОЯРСКИЙ С. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении. Мы просим поставить его в порядок работы на четверг, 20 февраля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается ваша инициатива.
Заседание № 250
О проекте федерального закона № 728305-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка оповещения и экстренного информирования населения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Константинович Волин. Пожалуйста. ВОЛИН А. К., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Добрый день, уважаемые депутаты! Законопроект направлен на эффективную организацию системы оповещения населения о возможных техногенных и других катастрофах. Для статистики нужно сказать, что ежегодно на территории Российской Федерации происходит от 250 до 300 разного рода катастроф и стихийных бедствий, при этом десять из них носят федеральный или региональный характер, а подавляющее большинство, то есть все остальные, - муниципальный или межмуниципальный характер. В этой связи необходимо разработать - и она разработана - такую систему оповещения населения, которая позволяла бы в зависимости от характера катастрофы задействовать те или иные средства массовой информации. Понятное дело, что при угрозе катастрофы или технологических бедствий федерального характера необходимо задействовать федеральные средства массовой информации, регионального - региональные, муниципального и межмуниципального соответственно муниципальные средства массовой информации. Законодательная база для этого имеется, в 2017 году был принят закон о системе оповещения, но там есть один существенный пробел. Дело в том, что правительство должно само разработать регламент взаимодействия руководителей региональных и муниципальных органов власти по их оповещению населения, но формально у правительства таких полномочий нет, правительство не может давать указания ни региональным, ни муниципальным органам власти. В связи с этим предлагаемый вам законопроект и предусматривает наделение правительства полномочиями по разработке подобного рода регламентов. Сразу же хочу сказать, что в период, предшествующий принятию такого закона, система не бездействовала. У нас есть временный регламент, который мы вместе с МЧС уже несколько лет назад разработали. Он используется всеми операторами связи, на интернет-ресурсах, телевизионных каналах, кабельном телевидении, позволяя своевременно информировать население об угрозе техногенных или природных катастроф. Просим поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Константинович, присаживайтесь. С содокладом выступает Сергей Михайлович Боярский. БОЯРСКИЙ С. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи внимательно рассмотрел правительственный законопроект. Мы в целом его поддерживаем, действительно настало время убрать правовую неопределённость. Главный вопрос, который сейчас стоит, - на основании обращения каких именно органов государственной власти те или иные средства массовой информации на разном уровне должны реагировать и оповещать население об угрозе неприятных событий? Об этом Алексей Константинович подробно рассказал. Надо отметить, что, естественно, оповещение после обращения делается на безвозмездной основе. Комитет предлагает поддержать предлагаемые изменения, а некоторые лингвостилистические и юридико-технические моменты мы, я уверен, ко второму чтению доработаем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Милонов Виталий Валентинович. МИЛОНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день! Есть такой вопрос: мы видим, что оповещение идёт и через СМС-сообщения, и через средства массовой информации, а рассматриваете ли вы возможность использования мессенджеров и социальных сетей для оповещения при чрезвычайных ситуациях, ведь многие люди пользуются исключительно этими средствами коммуникации, и мы могли бы спасти их жизни? Естественно, я говорю про официальные, разрешённые мессенджеры, а не про какие-то запрещённые, которые мы не используем, - про нормальные, наши, отечественные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Константинович. ВОЛИН А. К. Виталий Валентинович, я сразу же хочу сказать, что, если человек использует мессенджер, он уже является абонентом одной из сетей мобильной связи или пользуется услугами оператора Wi-Fi, а это, соответственно, кабельный оператор. При помощи операторов мы до пользователя мессенджеров всё равно информацию доводим, кстати, вне зависимости от того, является ли человек пользователем разрешённого или неразрешённого мессенджера, - нам важны жизнь и здоровье всех граждан Российской Федерации вне зависимости от того, чем они пользуются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Константинович, мы все помним, что прежде система строилась просто: проводное радио, репродуктор в каждом доме и на сельской улице. Доставка информации была практически всеобщей. Сейчас всё больше сведений о том, что информация не доходит, и последний пример - это катастрофа в Красноярском крае, где погибли золотодобытчики. Скажите, пожалуйста, как предполагается построить систему оповещения, чтобы она была такой же всеобщей, какой была в прошлом? ВОЛИН А. К. В этом отношении задействование как раз операторов мобильной связи является абсолютно универсальным средством, ведь у нас количество абонентов мобильной связи превышает количество жителей Российской Федерации. Более того, я могу сказать, что ежемесячно абоненты получают 200 миллионов СМС-сообщений, связанных с предупреждениями относительно неблагоприятных погодных условий, угрозы сильного ветра, ураганов, штормов, наводнений и так далее, кстати, и многие из нас получают. Эта система отработана, но, вы совершенно правы, есть необходимость на уровне местных органов власти отрабатывать и систему голосового оповещения при помощи громкоговорителей. У МЧС, кстати, и у местных властей есть на эту тему разного рода наработки, технологии, например использование передвижных машин с репродукторами для информирования жителей о предстоящей угрозе. Но, к сожалению, не всегда заранее... Что касается того примера, который вы привели: заранее же не было известно, что дамба обрушится, что она построена с нарушениями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Алексей Константинович, безусловно, это очень важный законопроект, касающийся информирования населения о грозящей опасности, но в некоторых субъектах, как вы знаете, есть несколько государственных языков, и важно информировать население на этих языках. Судя по тому ответу, который я получил на свой депутатский запрос о цифровизации региональных телерадиокомпаний, благодаря вашей жёсткой позиции они оказались вне цифровизации, то есть они не вошли в мультиплекс, на момент получения ответа вообще не предполагалось какой-то цифровизации региональных телерадиокомпаний. Может быть, Алексей Константинович, за последнее время что-то изменилось, потому что было поручение президента Владимира Владимировича Путина о том, чтобы этот вопрос отработать правительству? И есть ли какая-то другая информация о цифровизации региональных телерадиокомпаний? ВОЛИН А. К. Уважаемый Федот Семёнович, я счастлив доложить депутатам Государственной Думы, что с сегодняшнего дня в двух субъектах Российской Федерации начались трансляции региональных телевизионных каналов в формате врезки на "Общественном телевидении России". Сегодня такие трансляции начались на территории Калининградской области и Омской области, а до конца месяца во всех субъектах Российской Федерации, где были проведены конкурсы, так скажем, на 21-ю кнопку, обеспечат работу врезки в ежедневном режиме. Что касается языков трансляции, то, извините, слово "караул" по-русски и по-якутски звучит примерно одинаково. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Алексей Константинович, вот у нас МЧС осуществляет СМС-оповещение, отправляет эсэмэски о погоде. На территории тех или иных субъектов, в частности я говорю о Свердловской области, клиенты одного оператора эсэмэски получают, клиенты другого оператора - не получают. С принятием данного закона, насколько я понимаю, эта проблема будет решена, наконец-то чуть ли не 100 процентов граждан будут получать уведомления в виде эсэмэсок и так далее. Но у меня вопрос ещё такого характера: имеется ли у нас ответственность либо будет ли предусмотрена ответственность, если, предположим, эти СМС-сообщения придут не вовремя либо вообще не придут? Будут ли нести ответственность должностные лица, те компании, которые должны отвечать за эти вещи? ВОЛИН А. К. Андрей Геннадьевич, я хотел бы здесь сразу же сделать очень важное уточнение: большинство тех СМС-сообщений, что мы сегодня получаем, всё-таки является не предупреждением о стихийном бедствии, а информированием о возможном стихийном бедствии. Тот процесс и те регламенты, которые предусматриваются законопроектом, рассматриваемым сегодня, как раз должны определить критический момент, когда местный орган власти и на каком уровне этот местный орган власти должен принять решение о необходимости прервать трансляцию телевизионного вещания и сообщить жителям местного района или региона или же страны о том, что их жизни и здоровью угрожает реальная и вполне осязаемая опасность. Поэтому про СМС-сообщения, о которых говорили вы, в данном законопроекте речь не идёт, но в части вопросов задержки и несвоевременного информирования, конечно же, с операторами всегда разбираются, ведь это является нарушением лицензии, а за нарушение лицензионных требований у нас предусмотрена ответственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А. Уважаемый Алексей Константинович, коллега Милонов опередил мой вопрос, я тоже хотел спросить про мессенджеры. Поэтому я вопрос снимаю, но просто хотел бы поблагодарить вас за разъяснения, касающиеся "Telegram", которые от вашего имени были даны полторы недели назад, за то, что "Telegram" не запрещён к использованию, его можно использовать, и теперь депутаты имеют возможность дальше вести свои telegram-каналы со спокойной душой. Поэтому просто спасибо, а вопрос снимаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Яровая Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос следующего характера: скажите, пожалуйста, та стоимость затрат, связанных с уведомлением, которая определяется на уровне подзаконного акта, существует объективно или нет, какие-то средства получают операторы связи за оказание этой услуги населению? Если не получают, то в связи с этим вопрос: у нас по другому законопроекту, где тоже речь шла об оповещении граждан, было замечание, связанное с тем, что это потребует затрат - так вот, если уже сегодня существуют объективно установившиеся связи в этой сфере, то почему они не могут быть форматированы несколько иначе? ВОЛИН А. К. Если говорить про то оповещение, которое действует сегодня, то никакой компенсации затрат не предусмотрено, это лицензионное требование. Если говорить про то, во что обходятся операторам мобильной связи в целом по стране подобного рода оповещения, то на круг за год получается примерно 2 миллиарда рублей, но это лежит внутри бизнес-модели. Если говорить про прерывание телевизионного вещания и про информирование через кабельных операторов и операторов Wi-Fi, здесь тоже никаких затрат не предусмотрено, и это опять-таки происходит в рамках их текущей деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Константинович. Коллеги, будут ли желающие выступить? Будут. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович. На рабочем месте включите микрофон. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, уважаемый Алексей Константинович! Я просто хотел бы акцентировать внимание на следующем. Несколько лет назад в Ростове произошла трагедия, когда в результате сильного ливня погибла девочка, и после этого МЧС каждый раз по всем номерам в Ростовской области рассылает эсэмэски о том, что ветер усиливается или ещё что-то. И привело это, к сожалению, только к одному эффекту: люди перестали доверять таким сообщениям! Поэтому вот то, что сейчас предлагается в законопроекте, - это, конечно, неплохо, но хотелось бы обратить ваше внимание на необходимость того, чтобы эти сообщения были более или менее достоверными. Ну а "караул" действительно по-японски и по-русски звучит одинаково, я проверил. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Константинович, в заключительном слове есть необходимость? Нет. Сергей Михайлович? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 48 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.