Заседание № 230
О проекте федерального закона № 728232-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" (в части внесения в реестр прав на недвижимость отметки о возможности представления заявления на государственную регистрацию права, заверенного электронной подписью гражданина).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 29, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости". Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Этот законопроект укрепляет права граждан на недвижимое имущество, в первую очередь на жилые помещения. Мы после принятия его во втором чтении проводили очень много различных консультаций, в том числе с Минэкономразвития, с банковским сообществом, с аппаратом правительства. У меня просьба возвратить законопроект к процедуре второго чтения, чтобы принять дополнительные три поправки, которые мы согласовали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Нет. Комитет предлагает вернуть законопроект во второе чтение. Ставится на голосование данное предложение комитета. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 14 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Возвращается во второе чтение. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, предложенные три поправки в большей мере учитывают отзыв правительства. Мы сформулировали эти поправки достаточно корректно и все три, как я уже сказал, согласовали. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок, где три поправки? Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 03 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 28 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон включите на трибуне, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проведены все необходимые экспертизы. Просьба принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 08 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Принимается единогласно в третьем чтении.
Заседание № 228
О проекте федерального закона № 728232-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" (в части внесения в реестр прав на недвижимость отметки о возможности представления заявления на государственную регистрацию права, заверенного электронной подписью гражданина).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
40-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Это законопроект о так называемых электронных сделках. Мы с вами в первом чтении обсуждали вопросы, связанные с предотвращением возможности с помощью электронной цифровой подписи совершать мошеннические операции. К данному законопроекту поступило пять поправок. У нас есть одна таблица. Мы готовили данный законопроект ко второму чтению, готовили поправки с нашими коллегами из правительства и из администрации президента, и вот из этой таблицы мы сами просим поправку 4 исключить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. КРАШЕНИННИКОВ П. В. В зале розданы две дополнительные поправки. Второй таблицы нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно, спасибо. Коллеги, есть ли ещё вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1, за исключением поправки 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 32 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Принимается. Коллеги, теперь я ставлю на голосование поправку 4. Прошу учесть, что комитет вместо неё подготовил другие поправки. Ставится на голосование поправка 4 из таблицы № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 07 сек.) Проголосовало за 9 чел.2,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 10 чел. Не голосовало 440 чел.97,8 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Переходим к рассмотрению отдельно розданных поправок. Нужны какие-то дополнительные комментарии, Павел Владимирович? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я хочу сказать, что поправки разработаны на основании отзыва правительства. Мы с правительством и с коллегами это согласовали, в том числе с Росреестром. Поправки предлагаются на рассмотрение. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставим по очереди. Ставится на голосование поправка 1, отдельно розданная в зале. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 54 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается поправка. И ставится на голосование поправка 2, отдельно розданная в зале. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 20 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Принимается поправка. Все поправки рассмотрены. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 44 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении законопроект. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Просим поставить законопроект для рассмотрения в третьем чтении на 23 июля. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
Заседание № 223
О проекте федерального закона № 728232-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" (в части внесения в реестр прав на недвижимость отметки о возможности представления заявления на государственную регистрацию права, заверенного электронной подписью гражданина).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
25-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вчера здесь многие присутствовали: мы рассматривали проблемы цифровизации, в том числе вопросы закрепления в законодательстве, с одной стороны, развития цифры, с другой стороны, обеспечения безопасности - и вот данный законопроект как раз направлен на обеспечение безопасности. Мы знаем, что технологии развиваются и технологиями пользуются не только добропорядочные граждане, но и мошенники. Мы узнаём из средств массовой информации, видим на практике, что мошенники воруют персональные данные и используют их для создания электронной цифровой подписи, для создания так называемых электронных ключей, чтобы впоследствии совершать сделки с недвижимостью. И я боюсь, что, если мы сейчас быстро это не примем, эта история взорвётся, потому что любой человек, у которого есть мало-мальская недвижимость, может быть подвергнут такому риску, это вполне объективная ситуация. Мы предлагаем, чтобы использование для граждан - я подчёркиваю: использование для граждан - таких ключей было возможно только по заявлению самого гражданина. Не наоборот - мы пошли от обратного, мы говорим: нет, возможно только тогда, когда гражданин сам об этом заявит. И мы вносим соответствующие изменения в закон "О государственной регистрации недвижимости". Законопроект достаточно простой. Сейчас уже ко второму чтению обсуждается: может быть, это надо ввести и для юридических лиц, может быть, и для индивидуальных предпринимателей - но пока мы представляем концепцию, а в концепции говорится, что это только для граждан. Коллеги из правительства говорят нам, что, может быть, нужно предусмотреть какой-то срок - может быть, мы всё-таки в ближайшее время выйдем к цивилизованной цифре, установим лицензирование и аккредитацию - ко второму чтению, может быть, будем обсуждать переходный период, возможно, три-пять лет. Вот такая незамысловатая концепция, всё отработано. Просьба поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Евланов Владимир Лазаревич. ЕВЛАНОВ В. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Владимирович, сейчас ответственность целиком лежит на владельце электронной подписи. Скажите, чем принципиально будет отличаться защита прав владельца недвижимого имущества в случае их нарушения мошенниками при наличии отметки и при её отсутствии? Ведь нарушения прав всё равно могут быть в связи с возможной недобросовестностью нотариусов, например при заверении подписи при уведомлении почтой. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Мы как раз говорим о том, что такая отметка будет делаться в силу закона, то есть использовать этот ключ будет можно, только если гражданин сам того пожелает. Если говорить о защите прав уже на стадии того, что подделывается подпись, подделывается волеизъявление либо вообще другой человек приходит (как нам говорили, иногда приходят двойники), - такие ситуации и сейчас, к сожалению, есть - то надо отметить, что сейчас есть меры уголовно-правовой защиты, и они, собственно говоря, и будут использоваться в таких ситуациях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боженов Сергей Андреевич. БОЖЕНОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Владимирович, меня Владимир Лазаревич опередил и задал абсолютно такой же вопрос, но меня всё-таки интересует его продолжение, я хотел бы усилить: вот в случае с уведомлением почтой каким образом предусматривается удостоверение того, что подпись заявителя настоящая, - только через нотариальную контору? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Заявитель должен либо сам, либо да, через нотариуса это сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Павел Владимирович, как раз из вчерашних выступлений профессионалов стало понятно, что торопиться с этим совершенно не нужно, потому что защиты никакой нет и ответственности никакой нет. Зайдите в Интернет, забейте вопрос - высветится десяток случаев, когда люди ничего не оформляли и вообще понятия не имеют об электронной подписи, а у них уже отняли, и спросить не с кого. Может быть, наоборот, сделать однозначный запрет: если человек не оформлял подпись, то и действий никаких без его ведома делать нельзя? А в законопроекте у вас не об этом говорится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Николай Васильевич, именно об этом законопроект: если гражданин сам этого не захотел, то это сделать нельзя. Сейчас это можно сделать с каждым из нас - ну не хотите, чтобы это было про вас, пусть будет про других, - как раз сейчас это можно сделать, и уже делают, и знаете, в основном чем пользуются? В основном это происходит с недвижимостью, в которой граждане не проживают, - допустим, квартира приобреталась с точки зрения инвестиционной, а не для проживания: смотрят, что граждан в этой квартире нет, соответственно, они узнают обо всём гораздо позже, значит, квартиру эту можно 300-400 раз продать. И вот этот закон нужен именно для того, чтобы таких возможностей у мошенников не было - я не знаю, через пять лет будет такое возможно или нет, но сейчас просто распахнута дверь для мошенников, и все мы сейчас на этом минном поле. И знаете, о чём я ещё хотел бы сказать? Вот первое - то, что мы сохраняем права граждан, и об этом мы здесь уже неоднократно говорили. А второе - то, что, если мы этого не сделаем, мы вообще дискредитируем всю цифровизацию, потому что народ будет говорить: вот вы цифру, про которую так долго говорили, внедрили, а на самом деле видите какие плоды! - и мы будем отброшены ещё на десятилетие. Именно поэтому я и предлагаю принять данный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Владимирович, в первую очередь хочу поблагодарить за законопроект - есть большой резонанс в средствах массовой информации, количество случаев мошенничества, на борьбу с которым направлен данный законопроект, весьма значительно, - но данная проблема имеет системный характер, мы будем сталкиваться с этим в будущем при использовании, например, электронных паспортов и так далее. В связи с этим вопросы: рассматривалась ли авторами и заинтересованными ведомствами возможность ограничения сегментов использования цифровой подписи при её получении, например запрет на использование такой подписи при отчуждении или покупке недвижимости; рассматривалась ли возможность обжалования, чтобы собственник, узнавший о совершении такой сделки, мог её обжаловать в течение, например, 30 дней, или личного информирования собственника о совершённой сделке? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопросы. Ну, вы знаете, сейчас эта тема в принципе рассматривается. Здесь мы как раз говорим о том, что... Мы не говорим, что совсем нельзя, мы говорим: только по личному заявлению. А что касается вот этих самых центров, вы знаете, что коллегами из Совета Федерации внесён законопроект по аккредитации и лицензированию этих центров, по контролю и так далее. Но я боюсь, что пока мы к этому придём, ситуация у нас будет уже совсем другая: пострадают граждане, пострадает рынок недвижимости, пострадают федеральные органы исполнительной власти, мы и так далее. Мне кажется, что нам надо... если будут поправки к этому законопроекту, мы готовы их рассмотреть. И вот законопроект об этих центрах, который, насколько я знаю, уже внесён, нам тоже нужно вместе посмотреть, подумать, как реагировать ко второму чтению на данные тексты, потому что всё движется, всё изменяется прямо на наших глазах, а следовательно, нам надо на это реагировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Тогда ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 37 мин. 21 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении единогласно. Спасибо.