Заседание № 286

11.03.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 727822-7 "О внесении изменений в статью 113 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в части, касающейся порядка расчёта задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьёй 81 Семейного кодекса Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4893 по 5103 из 7078
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 113      
Семейного кодекса Российской Федерации и статью 102 Федерального закона "Об     
исполнительном производстве". Докладывает Ильдар Ирекович Гильмутдинов в        
качестве представителя Государственного Совета Республики Татарстан.            
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Спасибо большое.                                             
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Перед тем как доложить о            
законопроекте, я хотел бы обратить внимание на одну тему, которая               
непосредственно связана с этим законопроектом. Как-то я уже здесь об этом       
говорил, надо бы нам серьёзно отнестись к этому - посмотрите, каково            
количество разводов в стране (вот я даже по регионам назову): Магаданская       
область - 752 развода на тысячу браков, Еврейская автономная область - 741      
развод; Мурманск - 698; возьмём Приволжский федеральный округ, где в            
Оренбурге - 603, в Ульяновске - 588, в Саратове - 623; даже в моём родном       
Татарстане распадается почти 50 процентов браков, каждая вторая семья! Это      
серьёзный вызов, уважаемые коллеги, серьёзный вызов! Вот вам и демография,      
вот вам и крепкая семья...                                                      
                                                                                
И мы до конца аналитики не знаем, у нас в стране, ну, слабовато с аналитикой    
по этой теме, но даже та аналитическая работа, которую мы проводили по нашей    
республике, говорит о том, что в первые пять лет распадается практически 40     
процентов молодых семей. Причины? Характером не сошлись, измена одного из       
супругов и так далее, и так далее. Может быть, нам нужно в рамках               
научно-исследовательских работ заказать исследование этой ситуации, чтобы мы    
приняли какие-то соответствующие решения, ведь просто смотреть на ситуацию      
дальше, наверное, неправильно.                                                  
                                                                                
А где развод - там и алименты. Вот я приведу пример: на сегодняшний день в      
Татарстане 21 тысяча исполнительных производств по алиментам на сумму около 3   
миллиардов рублей. По стране это около 900 тысяч исполнительных производств,    
более 100 миллиардов рублей не выплачено. Мои коллеги из Татарстана - авторы    
законопроекта считают, что необходимо учесть региональные особенности, и        
предлагают следующие нормы внести в законодательство.                           
                                                                                
Сегодня для должников, которые не работают, расчёт задолженности по алиментам   
производится по средней зарплате в Российской Федерации, и она у нас сейчас     
составляет 46 тысяч рублей. А в регионах средняя зарплата разная - вот          
посмотрите: например, Северо-Кавказский федеральный округ - 28 тысяч рублей,    
Ивановская область - 26 тысяч рублей, Алтайский край - 26 тысяч рублей и так    
далее, и так далее, где-то это 30 тысяч, где-то - 29 тысяч рублей. Наши         
коллеги говорят, что это приводит к повышенным результатам расчётов для         
неработающих граждан, что считать размер задолженности по алиментам исходя из   
46 тысяч рублей необъективно и несправедливо, - нужно считать его исходя из     
региональных особенностей, из средней заработной платы в рамках субъекта. И     
предлагается норма, что для неработающих граждан при расчёте должна             
учитываться средняя заработная плата в субъекте: 26 тысяч - значит, с этой      
суммы, 25 тысяч - значит, с этой суммы, а ни в коем случае не от 46 тысяч       
рублей. Иначе это приводит к тому, что алиментщики убегают, прячутся от         
уплаты и так далее. Если средняя зарплата больше среднероссийской (у нас есть   
регионы, где зарплата и 80 тысяч, и 90 тысяч рублей), то расчёты производить,   
оставив средний показатель по Российской Федерации - 46 тысяч рублей.           
                                                                                
Вот такой предлагается законопроект. Его принятие приведёт к тому, что,         
возможно, должники будут платить алименты, уменьшится объём задолженностей.     
Кроме того, это в какой-то мере будет более объективно и справедливо в том      
числе для тех, кто платит алименты, если исходить из расчёта средней            
заработной платы по субъекту. Уважаемые коллеги, прошу рассмотреть данную       
законодательную инициативу Государственного Совета Республики Татарстан.        
                                                                                
Однако ещё раз хотел бы обратить внимание на ситуацию с демографией, о чём я    
в начале своего доклада говорил. Мы должны проанализировать причины такого      
количества разводов - значит, наши с вами дети, внуки не готовы строить         
семью, значит, и мы тоже виноваты в том, что происходят такие процессы.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ильдар Ирекович.                                 
                                                                                
С содокладом от Комитета по вопросам семьи, женщин и детей выступит Анна        
Александровна Кувычко.                                                          
                                                                                
КУВЫЧКО А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ильдар Ирекович достаточно          
подробно остановился на сути законопроекта, привёл цифры, конечно же, нас       
всех волнующие. Я попробую выразить позицию комитета по обозначенной новелле.   
                                                                                
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел законопроект "О внесении   
изменений в статью 113 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 102      
Федерального закона "Об исполнительном производстве" и подчёркивает, что        
законопроект направлен на изменение существующего порядка расчёта               
задолженности по алиментам, которые уплачиваются на несовершеннолетних детей.   
В настоящее время согласно статье 113 Семейного кодекса Российской Федерации    
в случаях, если лицо, которое обязано уплачивать алименты, не уплачивает их,    
не представляет соответствующие документы и вместе с тем не работает, его       
алиментные обязательства определяются исходя из размера средней заработной      
платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.                 
Законодательной новеллой предлагается установить, что в случае, если в          
течение определённого периода взыскание алиментов не производилось, лицо,       
которое обязано уплачивать алименты, не работало и не представило               
соответствующих документов, задолженность по алиментам будет определяться       
исходя из размера средней заработной платы в соответствующем субъекте           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Мы отмечаем, что в случае принятия законопроекта данные изменения напрямую      
коснутся интересов несовершеннолетних детей и в этом смысле применение его      
положений повлечёт, во-первых, снижение уровня материальной обеспеченности      
детей, которые проживают в регионах с уровнем средней заработной платы ниже     
среднероссийской, во-вторых, снижение алиментных выплат от плательщиков         
алиментов, проживающих в субъектах Российской Федерации с высоким уровнем       
социально-экономического развития. В связи с этим мы также отмечаем, что в      
соответствии со статьёй 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители      
обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и в случае, если родители не   
предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на            
содержание несовершеннолетних детей взыскиваются с родителей в судебном         
порядке. Я думаю, будет правильно подчеркнуть, что именно в судебном порядке    
необходимо, учитывая индивидуальные особенности каждого из родителей,           
определять соответствующий размер алиментов - так и происходит сейчас.          
                                                                                
В соответствии с изложенным Комитет по вопросам семьи, женщин и детей           
предлагает Государственной Думе не поддерживать представленную                  
законодательную инициативу.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анна Александровна.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста.                                         
                                                                                
Вы хотите выступить, Елена Григорьевна?                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас нет процедуры вопросов и ответов.                   
                                                                                
Пожалуйста, Тамара Васильевна.                                                  
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Иван Иванович, мои дорогие коллеги! Ильдар Ирекович    
был у нас на заседании комитета. Вопрос этот, конечно, очень важный. Всё, что   
Ильдар Ирекович сегодня говорил о разводах, о цифрах, я всё время отмечаю, и    
в конце выступления он правильно подметил: в этой ситуации мы все виноваты -    
все!                                                                            
                                                                                
Я сто раз предлагала: давайте делать так, чтобы у нас у каждого ребёнка, как    
сказал президент, были папа и мама, чтобы все наши средства массовой            
информации, наши семьи занимались воспитанием, чтобы развод был ЧП. У нас же    
сегодня считают браком сожительство, сначала пожили-пожили, потом               
разбежались, родили где-нибудь ещё, и начинается история с алиментами, а        
алименты тогда взять нельзя. Женщины у нас доверчивые, женщина думает: ой,      
лишь бы только никуда не делся, да и зачем мне этот штамп в паспорте? Решает    
пожить и так, хотя сама знает, что надо не так.                                 
                                                                                
Мы согласны с тем, что вы сказали в предисловии, но надо, чтобы у всех была     
работа, чтобы работа оплачивалась нормально, тогда мы не будем вот тут          
ругаться по пособиям, по алиментам и так далее.                                 
                                                                                
Мы приняли закон о неустойках, я сама вносила законопроект. О чём это?          
Предположим, человек не работал какое-то время, и мы тоже в этом виноваты,      
ведь не было работы, особенно в 90-е годы, и долг накопился миллионный - так    
человека уже можно сажать! Как быть? У нас в Семейном кодексе, основном         
законе, написано: 25 процентов платишь на одного ребёнка; если ушёл и двоих     
детей оставил, платишь 33 процента от зарплаты; если ушёл, а детей трое и       
более, то от 50 процентов даже до 70 процентов. Но это закон, а жизнь           
предлагает другие условия. Вот, например, человек задолжал, потому что не       
было работы, потому что он, может, во второй, новой семье троих детей родил,    
а там остался один, и так далее. Это жизнь! И тогда что получается? Тогда       
получается, что он не уплатил вот эту огромную сумму, и называется это          
штрафом, неустойкой. Вот тут мы приняли закон, вы все голосовали за него, и     
тысячи мужчин нам писали в комитет, говорили спасибо. Только суд может          
определить - снизить, повысить, - только суд, рассматривая условия новой        
семьи, если есть, старой семьи, а может, и трёх семей. Таким образом, это       
решило проблемы выплат, пусть не миллионы, но какие-то выплаты семья получила   
на ребёнка... (Микрофон отключён.)                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 30 секунд.                                       
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Сегодня мы не можем сделать так, как вы говорите, - давайте,     
мол, примем во всех регионах. Вот кто будет принимать? Что, мы уверены, что в   
каждом регионе есть люди, которые будут вот это принимать? У нас только суд     
может принять такое решение!                                                    
                                                                                
Вот почему мы не поддержали этот законопроект.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Окунева Ольга Владимировна, пожалуйста. С места.                                
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ОКУНЕВА О. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция не       
может поддержать данный законопроект в связи с тем, что он может привести к     
искусственному занижению средств, которые будут поддерживать                    
несовершеннолетних и выплачиваться в качестве алиментов. И невозможно, чтобы    
это зависело от места проживания ребёнка.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в статью 113 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 102      
Федерального закона "Об исполнительном производстве".                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за                3 чел.0,7 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                      3 чел.                                          
Не голосовало                 447 чел.99,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.