Заседание № 242
О проекте федерального закона № 727327-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году" (об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы в 2025 году; принят в первом чтении с наименованием "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 8-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году". С докладом выступит Андрей Михайлович Макаров, председатель Комитета по бюджету и налогам. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, я напомню, что закон об особенностях исполнения бюджета мы принимаем уже четвёртый год, он определяет те необходимые полномочия, которые касаются как правительства, так и взаимодействия правительства с Государственной Думой в ходе исполнения бюджета. В данном случае к законопроекту поступило всего 13 поправок, 11 из них предлагается поддержать, две предлагается отклонить. Сразу хочу сказать, напомнить, что при рассмотрении в первом чтении я говорил о том, что мы хотели бы решить несколько вопросов, связанных с бюджетами регионов, поскольку действительно могли возникнуть проблемы в связи с законопроектом, который был внесён в первом чтении. Четыре соответствующие поправки были внесены депутатами всех фракций, поддержаны правительством, рекомендованы к принятию. Следовательно, все замечания, которые были сделаны в первом чтении, в законопроекте учтены. Комитет предлагает поддержать данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по таблице поправок № 1? Комитет предлагает эту таблицу поддержать. Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 54 мин. 09 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. По таблице поправок № 2 - в этой таблице две поправки - есть ли замечания у присутствующих? Есть. Оксана Генриховна, вы хотите предложение внести? Пожалуйста, включите микрофон Дмитриевой Оксане Генриховне. Да, вы вправе вынести. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Я хочу вынести на отдельное голосование поправки 1 и 2 из таблицы поправок, рекомендуемых к отклонению, а там всего две. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, в таблице поправок № 2 всего две поправки, 1 и 2, автором обеих поправок является депутат Дмитриева Оксана Генриховна - её право вынести на отдельное обоснование, и потом, соответственно, мы проголосуем по каждой поправке. Пожалуйста, обоснуйте эти поправки. Оксана Генриховна, каждую будете обосновывать? ДМИТРИЕВА О. Г. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Каждую. Хорошо. ДМИТРИЕВА О. Г. Поправка 1 касается того, как могут использоваться, где могут размещаться средства Фонда национального благосостояния в 2025 году. Итак, согласно тексту законопроекта, средства Фонда национального благосостояния в 2025 году могут направляться на приобретение иностранной валюты. Казалось бы, нет лучшего доказательства того, что нельзя так вкладывать средства Фонда национального благосостояния, нельзя тратить нефтегазовые доходы на приобретение иностранной валюты, чем то, как поступили с нашими золотовалютными резервами, и сейчас они используются фактически для закупки оружия, для помощи нашему врагу в специальной военной операции. Но мы наступаем на те же самые грабли, наш собственный опыт и собственные чудовищные ошибки, к сожалению, ничему не научили. И опять же предлагается, вместо того чтобы решать собственные вопросы, и специальной военной операции, и по социальным расходам, и по импортозамещению, возможность средства Фонда национального благосостояния по-прежнему использовать для приобретения иностранной валюты. Поправкой предлагается иностранную валюту исключить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, я понимаю, враждебные, вражеские, недружественные... Я хотел бы просто обратить внимание, что, даже если бы хотели, ни в долларах, ни в евро мы уже хранить средства Фонда национального благосостояния просто не можем. Что касается всего остального, ну вот, скажем, давайте возьмём юань китайский: можно в нём хранить или нельзя хранить? Или мы наступаем на те же грабли? И нужен ли нам юань, по крайней мере, чтобы валюта страны, с которой у нас очень серьёзные внешнеэкономические связи, в ФНБ была? Есть и другие страны, с которыми мы работаем. Например, юань является определителем кросс-курса, по которому идут дальше сделки, там, где эти страны уже торгуют за доллары, за евро. Если этого не будет, каким образом мы это будем делать? Каким образом будем определять? Но это теоретический спор, а наши теоретические споры уже давно надоели депутатам, поэтому я ограничусь одним замечанием, а именно: мы сейчас рассматриваем особенности исполнения бюджета на 2025 год, это не временная норма, она не вносилась и не вносится, это постоянно действующая норма Бюджетного кодекса, и, наверное, для того, чтобы менять постоянно действующую норму, которая касается того, что такое ликвидные активы Фонда национального благосостояния... А речь идёт именно о ликвидных активах и все (вот сейчас мы рассматриваем бюджет) заинтересованы в том, чтобы ликвидная часть активов только нарастала, она нам будет очень нужна. Я думаю, что вот так вот, поправками просто менять эти фундаментальные вещи, наверное, неправильно. По этим основаниям комитет не смог согласиться с этой поправкой, предлагает её отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 1 из таблицы поправок № 2. Комитет не поддерживает принятие этой поправки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 59 мин. 23 сек.) Проголосовало за 79 чел.17,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 79 чел. Не голосовало 371 чел.82,4 % Результат: не принято Отклоняется поправка 1 из таблицы поправок № 2. Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна, по поправке 2 - обоснование. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо. Хочу сказать человеку, который стоит на трибуне: отсутствует элементарная теоретическая база в области экономики - обеспечение валютной ликвидности не является функцией бюджета, бюджетные расходы и налоговые доходы не могут использоваться на эти цели, точно так же, как не могут использоваться такие огромные средства всего-навсего для определения кросс-курса, у Центрального банка есть очень много других инструментов для получения валютной ликвидности, в том числе обязательная продажа валютной выручки. Теперь по поводу поправки 2. Это вообще, полностью абсурд, когда предлагается собственные доходы Фонда национального благосостояния вкладывать в собственные же ценные бумаги, то есть самим себе давать в долг, то есть один карман даёт в долг другому карману. Это вообще полностью абсурдная ситуация: кто-то непонятно кому должен оплачивать расходы по обслуживанию долга и платить за это купоны. Ну здесь вообще сказать нечего, когда Фонд национального благосостояния вкладывается в собственные ценные бумаги: у нас есть деньги, мы выпускаем ценные бумаги и сами свои же деньги вкладываем в эти бумаги - эту операцию даже не описать. На мой взгляд, это либо вопиющая афера, если это будет реализовано, либо просто неграмотность, если это не будет реализовано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оксана Генриховна, вы всё обоснование свели к эмоциям, эмоциям по отношению к квалификации человека, который за всю историю после того, как Александр Дмитриевич Жуков перестал возглавлять Комитет по бюджету и налогам, избравшись на эту должность по нашей просьбе... Все его оценили, и компетенцию, и квалификацию, и опыт работы, и ни у кого нет сомнений, даже самые, что называется, радикальные оппоненты, которые хотели бы, чтобы Макаров прекратил говорить правду, согласны с тем, что это умный человек, ответственный. (Аплодисменты.) Вот смотрите, он всегда старается приходить в галстуке, в рубашке. Он сегодня даже домой не доехал, чтобы переодеться, всю ночь работал. Коллеги, ну зачем мы вот такие аргументы используем? Нам повезло, что председатель комитета - такой человек. Давайте работать, но, если уж, извините, какие-то аргументы он привёл, приведите свои. А это всё - из тех 90-х. Вот непрофессиональные тогда пришли и понаделали дел. Знаете сколько вреда принесли? А у нас с вами сейчас экономика столкнулась с вызовами, но при этом мы все социальные обязательства выполняем, задачи, связанные с развитием страны, решаем, специальная военная операция обеспечивается всем необходимым - вот оценка работы и нашего Комитета по бюджету и налогам. Мы сейчас рассматриваем налоговый закон, и это все должны понимать. Предыдущий закон, несмотря на его сложность, все фракции поддержали, это очень важно. И Минфин другой. Вот когда вы работали в комитете по бюджету и некоторые ваши коллеги ушли работать в Минфин, с чем страна столкнулась? Вот тогда надо было говорить об их непрофессионализме. А сегодня в Минфине молодые, грамотные, опытные. И красивые. (Аплодисменты.) Изменилась ситуация, она действительно содержательно изменилась в лучшую сторону. Поэтому не трогайте Макарова, ему ещё на трибуне сегодня стоять, в четверг отвечать на вопросы в течение минимум трёх часов и вести заседание комитета. А вы полемику, которая шла внутри комитета, выносите сюда. Есть предложение проголосовать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно. Но сначала проголосуем по второму вопросу, который Оксана Генриховна вынесла на отдельное голосование, по поправке 2, правильно, Алексей Владимирович, из таблицы № 2. Комитет против принятия этой поправки. Тут ничего нет личного, это решение большинства, это демократический централизм. Который поддерживает академик Кашин в ожидании рассмотрения своего вопроса во втором чтении - а вы отдаляете его. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не по существу был вопрос. Пожалуйста, ставится на голосование. Коллеги, включите режим голосования. Макарова может обидеть каждый. В данном вопросе - нельзя. Не голосуем, коллеги. Что тут объяснять? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что опять не так? Что нарушили, Алексей Владимирович? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы с вами, коллеги, должны защищать тех, кого избрали стоять вот на этой трибуне. Мы можем внутри между собой разбираться, но выносить это всё нельзя. Вы же обратите внимание, вот наши с вами отношения, они все в закрытом формате, но всецело вас поддерживаем. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 05 мин. 52 сек.) Проголосовало за 78 чел.17,3 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 81 чел. Не голосовало 369 чел.82,0 % Результат: не принято Отклоняется поправка 2 из таблицы поправок № 2. Коллеги, ставится на голосование законопроект, 8-й вопрос нашей повестки, во втором чтении. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 53 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято За - 399, против - нет, воздержался один человек. Оксана Генриховна, вы воздержались? Вы воздержались. Спасибо вам за позицию. Вы теперь понимаете, что только наша страна живёт в демократическом поле. Нет нигде демократии. Вы, как демократ начала 90-х, должны это признать и, понимая это, беречь Макарова и демократию в нашей стране. Спасибо вам. (Аплодисменты.) Вот дискуссия, вот, пожалуйста, это уже другой её качественный уровень. Никто не посягает на целостность страны и основополагающие права наших граждан. Андрей Михайлович, вы как? Подготовились? Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. Как всегда, не дали мне сказать ничего, а говорите о демократии. Коллеги, законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения, прошёл все необходимые экспертизы. Комитет предлагает рассмотреть и поддержать данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, если мы рассмотрим данный законопроект в процедуре третьего чтения? Нет. Переходим к рассмотрению данного законопроекта в процедуре третьего чтения. Есть ли желающие выступить по мотивам от фракций? Нет. Ставится на голосование законопроект, 8-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно, только внимательно. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 00 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято За - 400 депутатов, против - нет, воздержался один. Федеральный закон принят.
Заседание № 241
О проекте федерального закона № 727327-8 "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы в 2025 году).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Предлагается начать с законопроекта под пунктом 8, "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 96-6 и 220-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году". А учитывая, что мы приняли решение рассмотреть 8-й и 9-й вопросы вместе, учитывая, что доклад будет сделан официальным представителем правительства министром финансов Антоном Германовичем Силуановым один по 8-му и 9-му (так же как содоклад будет один по 8-му и 9-му), зачитаю название 9-го вопроса для стенограммы: о проекте федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Как я уже говорил, мы с вами приняли решение: по 8-му и 9-му вопросам будет сделан один доклад. Слово предоставляется Антону Германовичу Силуанову. Подготовиться Макарову, также по 8-му и 9-му. Пожалуйста, Антон Германович. СИЛУАНОВ А. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, министр финансов Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Действительно, я сделаю сразу один доклад по двум вопросам, потому что они связаны: один законопроект - об особенностях исполнения бюджета текущего года, а второй законопроект - об особенностях исполнения бюджета 2025 года. По текущему году - несколько слов. Бюджет исполняется устойчиво, денег хватает на все обязательства. Мы тем не менее в весеннюю сессию приняли закон о бюджете, которым уточнили его, внесли поправки, связанные с посланием президента, учли все необходимые для реализации послания президента в текущем году ресурсы. Кроме того, мы в рамках предоставленных парламентом правительству полномочий по увеличению расходов федерального бюджета увеличили резервный фонд в текущем году на 700 миллиардов рублей, направили его средства на поддержку регионов, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, поддержку отдельных инфраструктурных проектов. Но что мы видим? В текущем году возникают дополнительные потребности в ресурсном обеспечении ряда задач - какие это задачи? В первую очередь это расходы на субсидирование процентных ставок по ряду программ, прежде всего по ипотечным программам: дополнительно в связи с ростом ставок требуется более 500 миллиардов рублей в текущем году. Кроме того, требуются дополнительные решения и дополнительные средства по расходам на обслуживание долга: ставки тоже выросли, требуется увеличение расходов на эту цель. И следующая позиция, основная, крупная, - это расходы, дополнительные расходы на обеспечение потребностей специальной военной операции: мы ведём постоянный диалог с Министерством обороны, и возникла необходимость выделения дополнительных ресурсов на эту цель. В связи с этим правительство просит предоставить дополнительные возможности по увеличению расходов федерального бюджета в текущем году. В этом случае объём расходов федерального бюджета составит 39,4 триллиона рублей, а дефицит ожидается в размере 3,3 триллиона рублей, то есть дефицит бюджета будет ниже, чем в прошлом году, и в процентном отношении составит 1,7 процента ВВП - в прошлом году этот показатель составлял 1,9 процента ВВП. Просим поддержать этот законопроект. И второй законопроект об особенностях по 2025 году, как мы говорили. В чём новация? Мы предлагаем вернуться в следующем году к исполнению федерального бюджета в рамках установленного Бюджетным кодексом порядка. Что имеется в виду? Корректировка бюджета в течение года будет осуществляться путём внесения изменений в закон о бюджете. В текущем году и в предыдущие у правительства было право увеличивать расходы в связи с поступающими доходами, теперь мы входим в обычную процедуру бюджетного процесса: все поправки через внесение изменений в закон о бюджете. Законопроект не содержит норм, которые предоставляют право правительству превышать общий объём расходов бюджета и перераспределять, но есть ряд предложений и ряд особенностей, на которых хотел бы остановиться, по следующему году. Как и в предыдущие годы, в 2025 году мы предлагаем дать право правительству перераспределять зарезервированные бюджетные ассигнования. В Бюджетном кодексе есть право только распределять, но не перераспределять. Далее. Мы предлагаем дать возможность правительству уменьшать объём связанных с доходами расходов. Мы по таким расходам, как утильсбор, предусмотрели определённые объёмы, если объёмы по связанным доходам будут меньше, правительство предлагает дать право учитывать эти изменения. Что предлагается для субъектов Российской Федерации? Предлагается следующая норма: возможность принятия расходных обязательств, не отнесённых к полномочиям органов власти субъектов. То есть мы в этом году даём такие права регионам и в следующем. В отношении чего можно принимать решение субъектам Российской Федерации о бюджетных обязательствах, на что? На антисанкционные мероприятия, на мероприятия в сфере нацобороны и безопасности, включая меры социальной поддержки граждан, на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций. То есть субъекты и исполнительные органы власти могут принимать решения по увеличению соответствующих расходов по соответствующим направлениям. Кроме того, третья позиция и особенность этого законопроекта, мы предлагаем реализовать ряд новаций, а именно предоставить право правительству в следующем году перераспределять бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов в пределах 20 процентов от объёма годовых бюджетных ассигнований на соответствующий национальный проект. Сегодня правительство имеет возможность перераспределять до 100 процентов таких ассигнований, мы ограничиваем такие возможности - до 20 процентов, и все эти перераспределения будут проходить через действующий инструмент, через парламентскую комиссию. Мы все такие перераспределения согласовываем с парламентариями, и только после этого соответствующие изменения вносятся. Следующее. Мы подготовили предложение по увеличению расходов на дорожное хозяйство, дорожное строительство. Для этого предлагаем увеличить акциз на нефтепродукты и изъять это увеличение в федеральный бюджет для реализации федеральных программ по дорожному строительству. Для этого необходимо применять нормативы зачисления доходов от акцизов на ГСМ, и такие предложения содержатся в законопроекте. Кроме того, предлагается ужесточить контроль за теми ресурсами, которые предоставляются регионам в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов. Теперь, если не достигнут результата или просрочено мероприятие, которое в рамках инфраструктурного бюджетного кредита финансируется, процентная ставка увеличивается с 3 процентов до 6 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. СИЛУАНОВ А. Г. Я успею, постараюсь успеть. И следующая позиция. Мы говорим об изменении ряда правоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами внебюджетных фондов. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Все эти вопросы согласованы и проработаны на заседаниях комитета по бюджету, комитета по труду и социальной политике. Хотел поблагодарить депутатов за совместную работу. Просим поддержать инициативы правительства в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Германович. Слово для содоклада по 8-му и 9-му вопросам предоставляется председателю Комитета по бюджету и налогам Андрею Михайловичу Макарову. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. Очень подробно представитель правительства изложил содержание законопроектов. На самом деле скажу несколько слов даже не столько в дополнение, сколько в развитие этих тем. По особенностям исполнения бюджета текущего года. Вот очень важно то, что мы с вами весной, ну, летом фактически рассмотрели те поправки в федеральный бюджет на этот год, которые были связаны с посланием президента. То есть это уже позволило обеспечить все социальные расходы, все те поручения, которые были даны президентом. Сейчас идёт проект бюджета уже на следующую трёхлетку, и, конечно, есть поручение председателя правительства в первую очередь рассматривать именно эти вопросы. Я благодарен, мы получили заключения всех комитетов. Конечно, во главе угла выполнение послания, национальные цели, национальные проекты. Более того, очень серьёзно растут доходы и в этом году, и мы видим, как растут доходы в следующем, растут и расходы. Следовательно, совершенно другие требования, наверное, должны быть предъявлены и к качеству парламентского контроля, потому что речь идёт не только об эффективном распределении средств - то, что мы делаем в ходе бюджетного процесса, - но, конечно же, и об эффективности расходования каждого бюджетного рубля. Смысл поправок в части исполнения бюджета 2024 года - дать возможность правительству оперативно реагировать на любые возникшие обстоятельства. Они могут возникнуть независимо от нас, и, безусловно, у государства, у правительства должен быть инструмент оперативного реагирования. Бюджетный процесс, внесение поправок в бюджет занимает минимум 30 дней, в каких-то ситуациях их может просто не быть, поэтому правительство просит именно о возможности оперативно реагировать. При этом, как справедливо Антон Германович подчеркнул, это всё происходит с использованием механизмов парламентского контроля, которые за эти годы зарекомендовали себя исключительно положительно. Что касается исполнения бюджета 2025 года. На самом деле это четвёртый закон об особенностях исполнения бюджета, который мы с вами принимаем. На мой взгляд, главное, что он содержит, - это то, что теперь на законодательном уровне мы возвращаемся к нормальным бюджетным процедурам. Если в этом году поправки мы принимали, ну, просто потому, что правительство считало необходимым внести эти поправки, то теперь все вопросы, связанные с исполнением бюджета, входят в рамки нормальных процедур и все поправки к бюджету будут приниматься парламентом на основе процедур. Повторяю, здесь очень важно то... Вот у нас есть опыт работы в трёхсторонней комиссии, заседание которой только что проходило, вот Александр Дмитриевич проводил заседание трёхсторонней комиссии. Мы видим, какие требования сегодня должны быть предъявлены в связи с этим к нашей деятельности. И вот эти законы - это законы о взаимодействии парламента и правительства, и, конечно же, огромная ответственность за исполнение этих законов лежит не только на правительстве, но и на нас с вами. Комитет по бюджету поддерживает данный законопроект. Сразу хочу сказать, его поддержали все профильные комитеты. Я хотел бы выразить признательность... у нас было очень подробное обсуждение каждой детали законопроекта, поэтому я сейчас не буду к этому возвращаться. Я хотел бы поблагодарить на самом деле всех, кто принял участие, - депутатов всех фракций, депутатов всех комитетов, которые рассмотрели и поддержали данный законопроект. Счётная палата поддерживает законопроект, Совет Федерации поддерживает. Мы полагаем, что данный законопроект может быть поддержан в первом чтении. Означает ли это, что не надо ничего править? Нет. Мы видим некоторые детали, которые во втором чтении можно поправить, в том числе и с точки зрения определённых региональных возможностей. Мы видим, какие дополнительные возможности в рамках этого закона мы могли бы дать и регионам, с тем чтобы они также реализовывали главную задачу - достижение национальных целей и участие в национальных проектах... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. МАКАРОВ А. М. Спасибо. На самом деле смысл того бюджета, который мы с вами будем рассматривать уже через неделю, - это, безусловно, реализация тех национальных целей, которые поставил президент, и тех национальных проектов, которые являются инструментом реализации национальных целей. Я думаю, что вот те законы, которые мы принимаем, позволят нам решить эти задачи в полном объёме максимально эффективно. Комитет по бюджету предлагает поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Уважаемые коллеги, переходим к вопросам, если они есть. И ещё раз хочу подчеркнуть, комитет был открыт для диалога, дискуссия шла практически круглосуточно. Пожалуйста, если есть желание её продолжить и вопросы есть... Кто хотел бы задать их? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна, Кузнецов Андрей Анатольевич, Плякин Владимир Владимирович, Леонов Олег Юрьевич, Ткачёв Антон Олегович. Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна. Говорите только сразу, кому вопрос. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Вопрос Антону Германовичу. Уважаемый Антон Германович, вопрос по 9-му пункту, по особенностям 2025 года. В статье 6 сказано о направлениях вложения средств Фонда национального благосостояния. Одно из направлений - это вложение средств Фонда национального благосостояния в государственные ценные бумаги Российской Федерации. Как это понимать? Это свои собственные доходы государство даёт самому себе в долг. В связи с этим как, вообще, кому будут поступать доходы от размещения, кто будет обслуживать эти же ценные бумаги, в которые само государство разместило свои доходы, само себе... (Микрофон отключён.) СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемая Оксана Генриховна, уважаемые депутаты! Здесь нет никакой новации, у нас ФНБ используется для инфраструктурных вложений, и в текущем году согласно закону о бюджете средства ФНБ используются и для финансирования расходов федерального бюджета. Мы стараемся минимизировать эти объёмы вложений для поддержания, так сказать, расходов бюджета. В следующем году такой возможности мы не предусматриваем, в следующем году ФНБ будет использоваться исключительно для реализации инфраструктурных проектов, которые необходимы для развития экономики, именно такой вариант заложен в проектировке на предстоящий год. Ещё раз повторю, для финансирования расходов бюджета ФНБ в следующем году не предусмотрен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Кузнецов Андрей Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". Подготовиться Плякину. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Антон Германович, ну вот понятно, что комплекс мер, который предложен, ну, как бы в какой-то степени действительно адекватен той ситуации, в которой идёт проектирование бюджета. Меня заинтересовало повышение акцизов - вы целый ряд акцизов называли. Как это коррелирует с инфляционными прогнозами? Может быть, какой-то механизм закладывается, для того чтобы компенсировать возможное социальное напряжение, которое возникнет или может возникнуть? Вообще, как вы оцениваете эти перспективы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Макарову можно ремарку? Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Коллеги, очень важный вопрос, я думаю, тем более, он в прессе обсуждается, но просто я хотел бы обратить внимание, что это следующий законопроект, налоговые меры мы рассматриваем в следующем законопроекте. Может быть, не будем забегать вперёд? А то отберём весь хлеб, и там говорить будет нечего. Знаете, потом на трибуну не с чем выйти будет. Извините. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плякин Владимир Владимирович. Подготовиться Леонову. ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Антон Германович, с 2026 года при определении прожиточного минимума правительство предлагает исходить не из медианных доходов граждан, а из величины инфляции за предыдущий год, при этом предполагается учитывать общую инфляцию по экономике, а не по тем товарам, которые покупают граждане, чьи социальные пособия зависят от величины прожиточного минимума. Как вы относитесь к предложению индексировать социальные выплаты не на общий уровень инфляции, а на уровень инфляции потребительской корзины получателей социальных выплат? СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо за вопрос. Действительно, мы с 2026 года планируем увеличивать прожиточный минимум на величину инфляции. Инфляция - это показатель чуть шире, чем индекс учёта цен в потребительском секторе, потому что инфляция включает, учитывает цены на непродовольственные товары, инфляция учитывает стоимость коммунальных услуг и других услуг, поэтому мы считаем, что инфляция - более широкий, ёмкий показатель для использования при увеличении прожиточного минимума. На наш взгляд, она более полно отражает существующую картину с ценами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Леонов Олег Юрьевич. Подготовиться Ткачёву. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Вопрос Антону Германовичу по 9-му пункту повестки. Уважаемый Антон Германович, согласно заключению комитета по социальной политике принятие закона повлечёт за собой необходимость предусмотреть информирование инвалидов о продлении срока действия электронного сертификата на покупку технических средств реабилитации или об изменении его условий, ну, чтобы не создавать проблемы для инвалидов. А практика показывает, что если средства из бюджета не поступают своевременно, то возникают проблемы как с выдачей сертификата, так и с выдачей компенсации. Скажите, планирует ли правительство учесть, решать данную проблему и в какие сроки? СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо за вопрос, уважаемый Олег Юрьевич. Уважаемые депутаты, несколько слов об электронных сертификатах. Сегодня практически 50 процентов всех ТСР предоставляется именно через этот инструмент: он прозрачный, понятный, мы видим спрос на этот инструмент и расширяем его использование. Все необходимые ресурсы, которые обеспечивают потребности в ТСР, предусмотрены в бюджете, более 70 миллиардов рублей на следующий год заложено в бюджете, поэтому вопросов с финансовым обеспечением этой задачи нет. Если вдруг они возникали в прошлые годы, мы в течение года деньги всегда находили и добавляли, но сейчас заложен необходимый для решения этой задачи ресурс, поэтому вопросов в части работы электронного сертификата мы не видим, всё работает штатно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ткачёв Антон Олегович, "НОВЫЕ ЛЮДИ". ТКАЧЁВ А. О., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Антон Германович, ранее замминистра финансов Владимир Колычев, комментируя внесение как раз данного законопроекта, отметил, что у правительства есть право увеличивать расходы под рост ненефтегазовых доходов без внесения поправок в закон о федеральном бюджете. Изначально планировалось, что в 2024 году будет 23,56 триллиона рублей, а в итоге прогноз по доходам превысил 24,8 триллиона рублей. Можете ли вы сказать, в связи с чем был повышен прогноз ненефтегазовых доходов и увеличение налоговых сборов из каких отраслей экономики внесло наибольший вклад в увеличение доходов бюджета? СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо за вопрос, уважаемый Антон Олегович. Уважаемые депутаты, основной объём доходов в текущем году связан с ростом экономики. В текущем году мы повысили прогноз роста экономики до 3,9 процента роста ВВП, возможно, будет даже перевыполнение этого показателя. Основной источник дохода в этих условиях - налог на добавленную стоимость. Кроме того, и пошлины, мы видим, хорошо поступают, хорошо поступают и акцизы. И в связи с этим мы скорректировали объём ненефтегазовых доходов, которые формируют ресурсную базу федерального бюджета. Ещё раз повторюсь: основной объём - от роста экономики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Германович. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи. Ну, у нас Оксана Генриховна руку подняла, поэтому на ней акцент делаю. Покажите список. Самылин Ярослав Алексеевич, "НОВЫЕ ЛЮДИ", и Дмитриева Оксана Генриховна. Пожалуйста, по три минуты. Самылин от фракции? Если от фракции, то ваше время - семь минут. Всё в соответствии с Регламентом. САМЫЛИН Я. А., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается разрешить правительству увеличить расходы федерального бюджета в 2024 году на 1,5 триллиона. В пояснительной записке сказано, что деньги будут потрачены на приоритетные отрасли. Мы, как партия, считаем, что прежде всего нужно отвечать на ключевые вызовы. Первое - это обеспечение достаточного финансирования для нашей победы в специальной военной операции. Второе - это обеспечение технологического лидерства, которое происходит в том числе через национальные проекты. И третье - это обеспечение развития человеческого капитала, то бишь обеспечение достаточного финансирования социальной сферы. Однако при этом сейчас любые изъятые деньги из экономики - это не какие-то абстрактные деньги, они берутся от предпринимателей и от конкретных компаний, товарами которых мы с вами тоже регулярно пользуемся. И это перекладывается в дальнейшем в себестоимость товаров, увеличивает их цену и приводит к разгону инфляции. Поэтому при текущей ставке Центрального банка, при рыночной конъюнктуре и растущих расходах бюджета изымать деньги из экономики нужно очень аккуратно, и, конечно, лучше изначально планировать конкретную сумму необходимых расходов и её придерживаться. С учётом того что Госдума получила дополнительные полномочия по контролю над деятельностью правительства, при внесении таких законопроектов, конечно, хотелось бы знать, на что конкретно деньги будут потрачены. Наша партия всегда старается думать о том, как принести дополнительные доходы в бюджет, но также не менее важно думать о том, как эти средства будут потрачены. На наш взгляд, есть в принципе то, что можно и сократить, - это, например, расходы на масштабные стройки: это, конечно, тоже важно, но, возможно, это сейчас не приоритет. Приоритетом является специальная военная операция, но не только она: когда все её цели будут достигнуты, нам нужно будет повышать качество жизни людей в стране. Уже сегодня нужно вкладываться в человеческий капитал, в образование, в медицину в первую очередь: это те сферы, где денег сейчас критически не хватает, и именно сюда нужно направлять ресурсы. Если у нас будут здоровые и образованные люди, мы обязательно станем сильнее. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое за лапидарность. Оксана Генриховна, ваши три минуты, как независимого депутата. Ну, у вас опыт гигантский, вы же можете нам рассказать, что было в 1993 году в Думе первого созыва и в правительстве, где были министром. Пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Поэтому мне хватит трёх минут. Уважаемые депутаты, по первому законопроекту. Весной мы утверждали корректировку бюджета, тогда расходы были увеличены на 500 миллиардов рублей. Тогда уже был уточнённый прогноз, и прогноз по ВВП не 2,3 процента, как при утверждении бюджета, а приближающийся к 3,9 процента, как сейчас, но при этом почему-то доходы бюджета не уточнили, а уточнять надо было примерно на 1,5-2 триллиона рублей. Почему это было сделано? Потому что показали дефицит бюджета, что у нас увеличивается дефицит бюджета, потому что расходы увеличили адекватно, а доходы на бумаге не увеличили, а для того, чтобы покрывать дефицит бюджета, нужны так любимые Министерством финансов займы, которые становятся всё дороже и дороже. Расходы на обслуживание долга с 2021 года по 2025 год выросли в 3 раза. И когда я задавала вам вопрос, Антон Германович, зачем осуществлять заимствования, когда в этом нет необходимости, когда займы превышают потребности покрытия дефицита бюджета, вы говорили, что мы занимаем, потому что условия хорошие, а потом, когда будет плохая ситуация, нам уже никто не даст. Теперь же выясняется, что заимствования были по плавающим ставкам. Теперь, когда ситуация ухудшилась и кредит стал дорогой, за счёт этих плавающих ставок увеличились расходы на обслуживание долга. И возвращаюсь к вопросу о приоритетах. Действительно, если увеличиваются возможности по доходам, их надо тратить на приоритеты. Но вы посмотрите, какие в итоге вырисовываются приоритеты. На что уйдут вот эти дополнительные 1,5 триллиона рублей? Полтриллиона - на субсидирование по ипотечным ставкам, то есть мы компенсируем совершенно необоснованную жёсткую денежно-кредитную политику и задирание ставок, учётной ставки ЦБ до 19-20 процентов. Кроме того, увеличиваются расходы на обслуживание долга за счёт того, что, во-первых, займы берутся больше, чем необходимо для покрытия дефицита бюджета, во-вторых, они брались по плавающим курсам. И в итоге мы теперь оплачиваем неблагоприятную конъюнктуру. И на следующий год планируется та же самая политика! Собственные доходы мы будем вкладывать в Фонд национального благосостояния, а... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оксана Генриховна, демократия - это процедуры, нормы и правила. И сегодня День отца, вы знаете. Вот видите, мы можем не говорить ничего друг другу, но друг друга понимаем. Уважаемые коллеги, выступления состоялись, нам необходимо принимать решение. Полномочный представитель президента? Правительства? Вот где полномочный представитель правительства? Почему вы так относитесь к Силуанову? Он будет и официально представлять законопроекты, и выступать за полномочного представителя правительства? Где Синенко? Ищите его. Вдруг официальный представитель правительства по данному вопросу захочет мнение услышать? Конечно, сейчас мы предоставим слово Антону Германовичу, но какая-то расслабленность, коллеги... Силуанова беречь должны, подкреплять, а вы в ответственный момент, когда Дмитриева выступает, выходите! Дмитриева знает, что такое бюджет, она в самое тяжёлое время была первым заместителем председателя комитета по бюджету - Александра Дмитриевича Жукова. А потом они всем бюджетным комитетом ушли работать в правительство и дефолт устроили. (Оживление в зале, смех.) ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А Жуков здесь остался, единственный. Видите, как жизнь складывалась? Оксана Генриховна, так было? Или вы ушли министром социальной защиты? Александр Дмитриевич, это Задорнов ушёл? Задорнов ушёл от вас, правильно? И ещё Нестеренко. Вот я и говорю. И они оккупировали Минфин. Потом Кудрин туда пришёл и их укрепил. А сейчас вот хорошо, Силуанова "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предложила, и Ирина Андреевна появилась. Видите, сейчас диалог идёт, мы многие вопросы решаем. Бюджет в самое непростое время социально ориентирован, и ещё средства нашли для того, чтобы развивать страну, поддержали инвестпроекты, ну и, конечно, специальную военную операцию. Мы должны это всё понимать. Слово Антону Германовичу по 8-му и 9-м вопросам. Подготовиться Макарову Андрею Михайловичу. СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. Уважаемые депутаты, здесь несколько тезисов прозвучало. В частности, от Оксаны Генриховны. Не соглашусь. Почему? Текущий год - год особенный. Минфин не любит займы, не любит займы! Наоборот, мы всячески стараемся от них дистанцироваться, но это часть ресурсов, которая финансирует расходы. На что расходы предлагается увеличить? Вопросы специальной военной операции - это, безусловно, наш приоритет, это первое, и об этом, мне кажется, все мы говорим. Второе - это проценты по ипотеке, ну это же семейная ипотека, льготная ипотека, которая предоставлена нашим гражданам. Ставки выросли. Мы же не можем граждан бросить и сказать, мол, вы платили 8 или 6 процентов, а теперь платите 18. Нет, не можем. Деньги нужно дополнительно выделять. И расходы на обслуживание долга, о чём вы сказали, - всего 84 миллиарда рублей из того объёма, который мы предлагаем. Вот три направления, по которым мы просим разрешить увеличить финансирование в текущем году. А что касается следующего года... Мы ещё раз говорим: мы входим в установленный законодательством бюджетный процесс, вот и всё. Небольшую гибкость оставляем для правительства. Просим поддержать. Вот, собственно, на что нацелены наши идеи, вот в чём логика наших предложений. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Просим поддержать наши законопроекты. Это действительно улучшит бюджетный процесс в 2025 году и позволит выполнить все решения, которые необходимы нам в текущем году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров - заключительное слово. Александр Юрьевич, не покидайте ложу, даже если сильно захочется. Понятно, куда ходили, не чай пить, но всё-таки, вы поймите, мы обсуждаем важный вопрос, тем более Оксана Генриховна Дмитриева, критик бюджетного процесса и Минфина, на трибуне - могли бы подкрепить, поддержать своими аргументами министра, а вы его оставили один на один. Это благо сегодня День отца, она как-то благожелательна. Пожалуйста, Макаров Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Коллеги, на самом деле, если честно, собирался выйти и сказать только спасибо огромное за совместную работу, потому что действительно, когда готовили к рассмотрению эти законопроекты, рассмотрели там не просто каждую цифру - каждую фразу, каждую идею. Все комитеты обсуждали все опасения, все риски, которые могут быть, - вот все эти вопросы. За эту работу я просто хотел сказать спасибо. Единственно, хотел бы добавить вот что. Здесь прозвучала фраза: "Какие приоритеты у этого бюджета в этом году и в следующем году?" Так вот эти приоритеты установил президент, а для нас с вами есть поручение Председателя Государственной Думы, который сказал, что приоритеты президента должны быть проверены в ходе рассмотрения бюджета. Я могу смело сказать не только на основании рассмотрения этих законопроектов, но и по заключениям всех профильных комитетов по бюджету на следующие три года: приоритеты - безусловное выполнение всех социальных обязательств государства независимо ни от санкций, ни от тех условий, в которых будет работать страна, безусловное выполнение всех обязательств... (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, действительно, давайте поблагодарим за это и Андрея Михайловича, депутатов, которые у нас входят в Комитет по бюджету и налогам, это у нас самый большой по численности комитет, и министра финансов. И вот даже Оксана Генриховна подошла для того, чтобы поддержать нас. Оксана Генриховна, спасибо. Коллеги, ведь действительно очень непросто было в этой ситуации находить решения. И надо отдать должное министру финансов, он сделал всё для того, чтобы в бюджете у нас с вами были защищены все права граждан, обеспечены социальные гарантии. Так, Андрей Михайлович? МАКАРОВ А. М. Абсолютно справедливо. И я хотел бы ещё раз всё-таки сказать о поручениях, которые нам дал Вячеслав Викторович, как Председатель Государственной Думы, - всем нам, всей Думе. Вот социальные гарантии, это первое. Второе, оборона и безопасность. Может быть, есть какой-то другой приоритет, более важный, чем этот? Причём он включает в себя не только оборонную промышленность, он включает в себя и социальную поддержку семей самих военнослужащих, а особенно, конечно, семей тех, чьи родные уже не вернулись, или тех, кто вернулся инвалидом, а ещё больше, в первую очередь, поддержку тех, кто сегодня ждёт, потому что самое сложное - это ждать. И наконец, технологический суверенитет страны, потому что без этого мы не сможем решать проблемы социально-экономического развития. Эти задачи поставил перед нами президент, и эти задачи поставил и перед комитетом по бюджету, и перед всеми комитетами - и, хотелось бы верить, все депутаты это услышали - Председатель Государственной Думы. И вот эти законопроекты полностью этим трём главным направлениям соответствуют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Уважаемые коллеги, обсуждение двух ключевых вопросов повестки - 8-го и 9-го состоялось. Выступили все желающие, вопросы задали все желающие. Ещё раз хочу подчеркнуть, мы с вами принимаем эти законы в очень непростое время - время вызовов. Вдумайтесь: Соединённые Штаты Америки для себя определили задачей разорвать экономику Российской Федерации в клочья, они делают для этого всё - санкции, противодействие развитию нашей страны, вредят на каждом шагу, - но, несмотря на это, делается всё для того, чтобы не только социальные обязательства были выполнены, но и страна развивалась. И вы видите по параметрам бюджета, каким он был раньше, каким он стал сейчас. Произошла мобилизация и экономики, и общества, и, как итог, мы видим с вами, принимаются всё новые решения для поддержки людей, решения задач специальной военной операции и технологического лидерства - лидерства, коллеги, об этом речь идёт! Поэтому давайте мы поддержим правительство, его официального представителя при рассмотрении этих вопросов - министра финансов. Действительно, нашим коллегам, которых мы утверждали в должностях, непросто, особенно вот тем, кто работает в финансовом блоке, в Министерстве финансов: им надо делать всё возможное для того, чтобы мы развивались и обязательства выдерживали. Поэтому важно, чтобы закон был принят. Ставится на голосование законопроект, 8-й вопрос нашей повестки, в первом чтении. Пожалуйста, включите режим голосования. Вот мы говорим о консолидации - сейчас и будет понятно, какая консолидация. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 30 мин. 39 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято За - 380, против - нет, воздержавшихся нет. Законопроект принят единогласно. Поздравляем, Антон Германович! (Аплодисменты.) Доложите председателю правительства, что предложение, представленное вами, как официальным представителем правительства, Думой поддержано единогласно. Мы надеемся, что вы в круглосуточном режиме будете также дальше работать. И так должны работать не только в Минфине, но и в других ведомствах, там замечания есть. Коллеги, переходим к голосованию по 9-му вопросу. Пожалуйста, включите режим голосования. Поимённое голосование. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 57 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято За - 386, против - 1, воздержавшихся нет. Законопроект в первом чтении принят. Оксана Генриховна, вы против голосовали? Ну, здесь ничего не поделаешь. Это наше достижение - демократия, открытость и дискуссия, которую каждый может вести. А вы вдумайтесь: вот мы вспоминаем прежние годы, времена, когда Соединённые Штаты Америки рукоплескали тому, что здесь происходило, когда пенсии не платили, зарплаты не платили, - никто бы не дал Оксане Генриховне выступить, а сейчас, когда они критикуют нас, атакуют, говорят об отсутствии демократии, у нас человек, который имеет особую позицию, выходит и с трибуны представляет её, занимает иную точку зрения, чем другие фракции, и мы говорим, что это нормально. Вот что такое демократия, вот что такое свободная страна - в отличие от прогнившего Запада, Америки, этого гнилого гегемона, который за собой тащит в том числе и другие государства. Но такая позиция делает Минфин только сильнее, потому что именно так отстаивают позицию, чувствуя свою правоту. Антон Германович, всё-таки заключительное слово вы должны сказать. День отца, оказывается, в воскресенье: у нас сегодня Нина Александровна начала поздравлять неожиданно, мы все так воодушевились, а сейчас уточнили - оказывается, женщинам надо поздравлять нас и в четверг, и в пятницу, и в субботу, чтобы в воскресенье мы уже точно осознали, что этот праздник пришёл в нашу жизнь. Пожалуйста, Антон Германович. СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо большое, Вячеслав Викторович. Уважаемые депутаты, спасибо за единодушное голосование. Здорово: мы и весной единую позицию занимали, правительство и Дума, сейчас тоже. Непростые законы. Огромная благодарность! Передам председателю правительства ваш настрой и результаты голосования. Мы очень вам благодарны, спасибо большое. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Германович. Но вы исходите из того, что вместе с такой огромной поддержкой мы на вас надеемся, верим и будем со своей стороны помогать. Те, кто сегодня высказался против, также со своей стороны поддерживают, потому что их открытая позиция заставит нас работать ещё лучше. Поздравляю.