Заседание № 244
24.10.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 727322-8 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3442 по 4696 из 6097
4-й вопрос повестки, проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов." С докладом выступит официальный представитель Правительства Российской Федерации председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Илья Валерьевич Баланин. Коллеги, мы с вами предыдущий вопрос рассматривали около четырёх часов, планируется на обсуждение данного вопроса отвести около двух часов. И затем у нас с вами следующий вопрос - проект федерального закона "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов". Также планируем где-то в течение двух часов обсуждать этот вопрос. Просьба перейти к обсуждению вопроса о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Пожалуйста, Илья Валерьевич. БАЛАНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Уважаемый Вячеслав Викторович, глубокоуважаемые депутаты! Формирование проекта бюджета фонда осуществлено на основании прогноза социально-экономического развития от 26 августа текущего года. Прогнозные показатели обеспечивают рост параметров бюджета фонда. Доходы на 2025 год планируются в объёме 4,3 триллиона рублей, на 2026-й - 4,7 триллиона и на 2027-й - 5,1 триллиона рублей. Расходы в следующем году составят 4,4 триллиона, в 2026 году - 4,8 триллиона и в 2027 году - 5,1 триллиона рублей. Бюджет фонда сформирован с дефицитом. Дефицит прогнозируется в 2025 году в объёме 136,6 миллиарда рублей, на 2026-й - 55,4 миллиарда рублей и в 2027 году дефицит бюджета фонда незначительный - 0,8 миллиарда рублей. При этом бюджет федерального фонда на 2025 год и на плановый период сбалансирован. Источником финансирования дефицита бюджета федерального фонда являются переходящие остатки на 1 января очередного года. Доходы на 86 процентов формируются за счёт страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения. На 2025-2027 годы страховые взносы на ОМС работающего населения рассчитаны по методике прогнозирования поступлений доходов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на основе данных отчётности Федеральной налоговой службы, согласованы с Министерством финансов. Общий объём страховых взносов за работающее население на следующий год планируется в размере 2,5 триллиона рублей, на 2026 год - 2,8 триллиона рублей и на 2027 год - 3 триллиона 92 миллиарда рублей. Прирост страховых взносов составит в следующем году 18,6 процента, далее по годам - 10,7 и 8,6 процента. Страховые взносы на ОМС неработающего населения запланированы с учётом роста инфляции и среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций и рассчитаны в соответствии с требованиями законодательства. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету фонда запланированы на следующий год в размере 537 миллиардов рублей, в 2026 году - 571 миллиард и в 2027-м - 596 миллиардов рублей. В общих доходах на долю межбюджетных трансфертов приходится 12 процентов. Межбюджетные трансферты предусмотрены на компенсацию выпадающих доходов, в том числе в 2025 году - 238,9 миллиарда; на оказание медицинской помощи по онкологическим заболеваниям - в размере 140 миллиардов рублей; на обеспечение отдельных нестраховых расходов, в том числе в следующем году - 148 миллиардов рублей; на проведение медицинской реабилитации, в том числе в 2025 году - 10,4 миллиарда рублей. Общий объём расходов, как и доходов, начиная с 2025 года превысит 4 триллиона рублей. Прирост расходов в следующем году к текущему году составит 590 миллиардов, или 15,2 процента. Планируемый объём расходов обеспечит рост субвенции, за счёт которой будут сбалансированы базовые программы ОМС на территориях субъектов Российской Федерации. Размер субвенций на 2025 год составит 3 триллиона 640 миллиардов рублей, далее, на 2026 год - 3 триллиона 925 миллиардов и в 2027 году - 4 триллиона 194 миллиарда рублей. На долю субвенций в расходной части бюджета приходится более 80 процентов. Прирост субвенций в 2025 году по сравнению с предыдущим годом составит 519,5 миллиарда рублей, или 16,7 процента. В текущем году у нас прирост субвенций составляет 13,6 процента. Также предусматриваются средства на финансирование федеральных медицинских организаций на оказание медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. И по годам средства, запланированные на данное направление: в 2025 году - 250 миллиардов, в 2026-м - 270 миллиардов и в 2027-м - 288 миллиардов. Также предусматриваем в расходной части средства на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включённые в базовую программу ОМС. Предусматривается профинансировать по данному направлению в следующем году 141 миллиард рублей, далее по годам соответственно 149 и 157 миллиардов. Предусматриваем в расходной части бюджета средства на оплату родового сертификата в соответствии с заявкой Социального фонда, и на 2025 год на эти цели предусмотрено 12,2 миллиарда рублей. Также в расходной части бюджета фонда планируется формирование нормированного страхового запаса, и в 2025 году он планируется в размере 425 миллиардов рублей. Средства нормированного страхового запаса предполагается в следующем году направлять: на предоставление специальной социальной выплаты медицинским работникам - 167 миллиардов рублей, на осуществление денежных выплат медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний - 121 миллион, на софинансирование расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала для устранения кадрового дефицита и на обеспечение отдельных решений Правительства Российской Федерации. Прошу поддержать проект бюджета фонда на 2025 год и на плановый период. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С докладом на эту тему выступит заместитель председателя Счётной палаты Галина Сергеевна Изотова. Пожалуйста. ИЗОТОВА Г. С., заместитель Председателя Счётной палаты Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Счётная палата в рамках реализации Бюджетного кодекса Российской Федерации провела соответствующую работу, и по её итогам, уважаемые коллеги, докладываю, что показатели проекта бюджета фонда на трёхлетний период, на 2025-2027 годы, являются в целом обоснованными и соответствуют действующему законодательству. В связи с тем, что Илья Валерьевич очень детально остановился на основных параметрах бюджета, останавливаться на них не буду, отмечу лишь в рамках комментариев по доходной части очень важную составляющую: действительно, в основном рост доходов связан с прогнозированием роста фонда оплаты труда на 13,4 процента в 2025 году по сравнению с оценкой текущего года. Основным источником формирования доходов бюджета ФОМС являются страховые взносы на ОМС, их доля составит от 86 процентов в 2025 году до 87 процентов в 2027 году. Страховые взносы на неработающее население в общем объёме страховых взносов на ОМС составят ежегодно порядка 32 процентов. При этом следует отметить, что показатели по доходам фонда обязательного медицинского страхования в дальнейшем требуют корректировки без изменения общего объёма прогнозируемых доходов. В доходах, коллеги, не учтены изменения законодательства, вступающие в силу с 1 января 2025 года, по установлению льготного тарифа страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства обрабатывающих отраслей. Это потребует корректировки объёма прогнозируемых доходов бюджета ФОМС как по страховым взносам на ОМС работающего населения, так и по межбюджетным трансфертам из федерального бюджета, предоставляемым бюджету ФОМС на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов. В структуре расходов бюджета фонда на долю субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС приходится 81 процент, при этом в проекте бюджета фонда запланирован ежегодный рост субвенций. И действительно, как отмечал Илья Валерьевич, рекордная цифра роста субвенций предполагается в 2025 году: по сравнению с 2024 годом этот рост почти 17 процентов. В целом рост субвенций - тоже очень важная составляющая - обусловлен увеличением норматива финансовых затрат на оказание медицинских услуг. При этом в дальнейшем, коллеги, необходимо продолжить планомерную работу по сокращению случаев неоплаты медицинской помощи в связи с превышением установленных плановых объёмов. Одним из источников формирования могут быть средства нормированного страхового запаса фонда, которые в рамках действующего законодательства предусматриваются в годовых бюджетах фонда. Также отмечу, что в бюджете фонда запланированы бюджетные ассигнования на специальные социальные выплаты медицинским работникам в размере 167 миллиардов рублей ежегодно. Данные расходы в полном объёме учитывают дифференциацию с 1 марта текущего года размеры выплат в зависимости от численности населения в населённых пунктах, в которых расположены конкретные медицинские организации. Важно отметить, что нормированный страховой запас увеличивается, коллеги, за трёхлетний период на 85 процентов и составит 1 триллион 400 миллиардов рублей. Это в основном связано с реализацией отдельных решений правительства, которые планируются: так, в 2025 году - в объёме 180 миллиардов рублей, в 2026-м - 230 и в 2027 году - 260 миллиардов рублей. При этом следует отметить, что в законопроекте отсутствует информация об объёмах средств НСЗ в разрезе целей, установленных статьёй 5 законопроекта, в связи с чем планируемый объём НСЗ ФОМС на трёхлетний период отражён одной суммой, что снижает прозрачность формируемых бюджетных ассигнований. Собственно, мы это отмечаем уже не первый раз. Подчеркну, что бюджет фонда планируется с ежегодным дефицитом. Самая крупная сумма дефицита - 136 миллиардов рублей, и она планируется в 2025 году. Тем не менее в целом бюджет сбалансирован за счёт переходящих остатков средств на едином счёте бюджета. По мнению Счётной палаты, проект бюджета фонда готов к принятию в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Каплана Мугдиновича Панеша. ПАНЕШ К. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов", внесённый Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее. В основу бюджетной политики в части Федерального фонда ОМС положены стратегические цели развития здравоохранения, сформулированные Президентом Российской Федерации и Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Докладчик в своём выступлении подробно рассказал об общих объёмах доходов бюджета фонда, о расходах, о дефиците - основные параметры нам понятны, не буду их повторять. Уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание, что бюджет фонда ОМС на будущую трёхлетку - это следующее: медицинская помощь больным онкологическими заболеваниями - 390 миллиардов рублей почти на полтора миллиона человек; медицинская реабилитация - более 105 миллиардов рублей на 1,6 миллиона человек; оценку своего репродуктивного потенциала проведут более 19 миллионов человек; посещение врачей по ОМС - около 1 миллиарда посещений в год; помощь в больницах, госпитализация - более 27 миллионов человек; наблюдение - более 37 миллионов пациентов с хроническим заболеванием; заработная плата для 1,7 миллиона человек медицинского персонала; высокотехнологичная медицинская помощь для 1 миллиона 350 тысяч человек; диспансеризация и профосмотры. В 2023 году впервые выявлено более 5 тысяч случаев онкологических заболеваний, это почти в 4 раза больше, чем выявили в 2022 году. В 2023 году доля злокачественных новообразований, выявленных на первых и вторых стадиях, составляет 60 процентов. Дума продлила норму о стимулирующих выплатах за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров при рассмотрении бюджета на 2024-2026 годы. Мы поднимали вопрос о необходимости повышения эффективности механизма осуществления таких выплат. В феврале 2024 года правительством внесены изменения в правила предоставления выплат, предусматривающие предоставление выплаты в размере 1 тысячи рублей именно тому медицинскому работнику, который первым направил пациента на дополнительное обследование, а не распределение указанной выплаты по всем участвующим в выявлении специалистам. По итогам этого же года можно оценить результаты совершенствования нового механизма. Уже по данным за девять месяцев 2024 года исполнение в 3 раза выше. Второй год будет применён коэффициент доступности медицинской помощи для расчёта субвенций 25 регионам с низкой плотностью населения, в том числе регионы Дальнего Востока получат ежегодно дополнительно более 25 миллиардов рублей для недопущения просроченной кредиторской задолженности. Также продлевается поэтапно переход новых регионов на систему ОМС. Трансферт по новым регионам на ОМС - в среднем более 60 миллиардов рублей. В рамках демографической политики планируется предоставление межбюджетных трансфертов. Есть и некоторые проблемы, которые хотелось бы отметить. Они обсуждались на заседании Комитета по бюджету и налогам. В рамках обсуждения бюджета рассматривались вопросы заработной платы медицинских работников в целях сохранения её отношения к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в соответствии с указом президента № 597. В 2024 году прирост субвенций составил почти 374 миллиарда рублей, или на 13,6 процента, на 2025 год запланирован рост на 519 миллиардов рублей, или на 16,7 процента, что является самым высоким показателем. Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации по итогам первого полугодия 2024 года темп роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности превысил темп роста субвенций для региона. По нашей информации, Министерство здравоохранения совместно с фондом ведёт работу по выработке методики определения дополнительной потребности и механизма распределения средств по регионам. После их проработки подходы к расчётам и сами расчёты должны быть представлены на рассмотрение трёхсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений. Также хочется отметить, что сделаны серьёзные шаги в части получения высокотехнологичной медицинской помощи, но остаётся проблема: не во всех регионах страны сегодня есть реальная возможность получить такую помощь либо направление в центр. Ситуация улучшается, но она далека от идеала, и необходимо продолжить работу по этому направлению. Подводя итоги, комитет отмечает, что основные характеристики проекта фонда бюджета на три года соответствуют положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, федерального закона № 326-ФЗ, а также параметрам проекта федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026-2027 годов. Комитет Государственной Думы по охране здоровья, а также комитеты Совета Федерации по социальной политике, по бюджету и финансовым рынкам поддерживают принятие законопроекта в первом чтении. Счётная палата предоставила своё заключение. С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует принять бюджет фонда в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по охране здоровья. Бадма Николаевич Башанкаев, пожалуйста. БАШАНКАЕВ Б. Н., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, глубокоуважаемые коллеги! Сегодня мы с вами обсуждаем в первом чтении важный бюджет для всей медицины России - бюджет ФОМСа. Для всех напоминаю, что это самая главная, большая кубышка, откуда черпается помощь нашим пациентам. Если взглянуть нашими глазами, глазами Комитета по охране здоровья, а это 18 человек, которые являются профессионалами в области медицины, здравоохранения, управления здравоохранением, в организации, мы видим, что прирост доходов к уровню текущего года составил 16,1 процента. Дорогие коллеги, такого никогда не было. Если сравнить с 2023 годом, то прогнозируемый рост - вообще в 1,4 раза. Ну такого не было! Мы отметим дополнительную положительную новость, что прирост зарплат у медицинских работников - мы с этой трибуны постоянно говорим про кадры, про качество кадров, ну и про зарплату врачей и медицинских работников среднего звена - это где-то 13 процентов. Когда такое было? Я спрашивал у аксакалов, мы всем комитетом собирались, обсуждали: такого мы не припомним в медицине вообще. Расходы растут приблизительно так же - 15,2 процента к уровню 2024 года, и в 2027 году они составят уже 5,2 триллиона, это колоссальная цифра. Мы же всегда говорим о том, что эти цифры реализуют для людей. Расходы вообще ФОМСа - приблизительно 60 процентов расходов всего здравоохранения, и субвенции фонда растут, естественно. Вообще, субвенции в расходах фонда составляют порядка 80 процентов. И если опять же с точки зрения простого пациента посмотреть, то что такое эти 80 процентов, что значит это увеличение? Мы знаем, что это будет как минимум 1,4 миллиона высокотехнологичных операций для наших людей: это сложные суставы, это аорта, это сосуды, это работа с головным мозгом. Это непростые операции, и 1,4 миллиона операций - это колоссальная цифра. Мы всегда говорим о деторождении: это как минимум 103 тысячи новых случаев ЭКО, это колоссальная цифра. Говорим о поддержке ребят, вернувшихся с СВО, о поддержке нашего пожилого поколения: это 1,6 миллиона случаев реабилитации, медицинской реабилитации, которая у нас начинается с койки. Даже вот случился инсульт или инфаркт - реабилитация с первых часов, и это очень важно. Мы видим, что в 2025 году объём субвенций увеличится на 16,7 процента. Об этом наши коллеги говорили, Каплан Мугдинович очень внимательный анализ предоставил, Галина Сергеевна. Мы видим, что борьба с онкологическими заболеваниями, которая началась в 2018 году, результировала снижением годичной летальности, увеличением диагностики. Мы такого раньше не видели. Все онкологи страны (я тоже онколог, врач онкоколопроктолог) видели, какой результат это дало, как улучшилась помощь. Мы видим, что эта кампания будет продолжаться, 140 миллиардов будет дополнительно выделено. Увеличены расходы на оказание специализированной медицинской помощи уже в федеральных клиниках - суммарно это 1,8 миллиона. Вообще, если так глобально взглянуть, это тоже колоссальная цифра. Мы видим, что ту программу, которую, коллеги, мы с вами поддержали, - помните, мы обсуждали, что та сумма была не совсем большая, 250 рублей врачу, который заподозрил онкологические заболевания, - мы переместили и теперь выдаём тому самому врачу большую сумму, в 4 раза, который заподозрил онкологическое заболевание, сконцентрировали. Это дало результаты. Буквально недавно общался: в одном из наших регионов с нуля случаев - в 20 раз увеличение! Это колоссально, это хороший успех! Мы будем продолжать эту программу. Трансферты по зарплатам, по оплате увеличиваются; онконастороженность - мы видим, какие результаты; профилактические осмотры - вы слышали доклады наших коллег. Мы знаем, что ещё одно большое достижение, - это НСЗ, так называемый нормированный страховой запас. На 2025 год он составит 425 миллиардов, такого тоже никогда не было. А из него можно финансировать разные функции: обучение, увеличение зарплат, закупку оборудования и так далее. Можно с уверенностью сказать, что сформированный бюджет ФОМСа в достаточной мере позволяет выполнить все обязательства, всё, что мы обещали людям. Комитет по охране здоровья большинством голосов поддержал проект бюджета и оценил его как сбалансированный и оптимистичный. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к вопросам. Фракция КПРФ - Прусакова Мария Николаевна, пожалуйста. ПРУСАКОВА М. Н., фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемый Илья Валерьевич, в ближайшую трёхлетку отмечается значительный рост доходов фонда. Между тем значительная часть финансовых средств резервируется в виде нормированного страхового запаса - почти 450 миллиардов, и, куда пойдут эти средства, до сих пор неизвестно. Между тем острейшая проблема здравоохранения, кадровая, связана прежде всего с низкой оплатой труда. Почему нельзя направить эти средства на реальное повышение оплаты труда медиков, в том числе на повышение социальных выплат работникам скорой помощи на селе и в малых городах - всего 60 миллиардов рублей... прошу прощения, 6 миллиардов рублей на это потребуется, - не дожидаясь, когда служба развалится, и не перекладывая это на региональные бюджеты? Тем более, что они не особо торопятся брать на себя эти обязательства, насколько мне известно, у нас сегодня только Воронежская область такие нормативные документы приняла. БАЛАНИН И. В. Спасибо большое, Мария Николаевна, за ваш вопрос. Что касается расходования нормированного страхового запаса, полностью понятно, на что будут осуществляться расходы, и я в том числе в своём выступлении об этом говорил. И одну из основных статей расходов нормированного страхового запаса как раз составляют социальные выплаты медицинским работникам. С учётом повышения, которое было проведено в текущем году, - там до 50 тысяч по отдельным категориям - объём расходов на социальные выплаты из нормированного страхового запаса в следующем году составит 167 миллиардов рублей. Следующее, в нормированном страховом запасе у нас предусматриваются средства в виде межбюджетных трансфертов для новых субъектов, а также средства на стимулирующие выплаты, в частности за выявление онкологических заболеваний и на устранение кадрового дефицита, и отдельная часть - на выполнение отдельных решений правительства. Весь нормированный запас чётко распределён в расходной части бюджета, и все расходы в соответствии с принятыми и действующими федеральными законами и нормативными правовыми актами мы проводим в полном объёме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. Уважаемый Илья Валерьевич, у нас сейчас активно развиваются частные клиники, и, к сожалению, есть определённый отток врачей из государственных клиник в частные, это с одной стороны. С другой стороны, частные клиники тоже оказывают помощь по ОМС, определённый объём медицинской помощи доводится до частных клиник, понятно, что этим региональные фонды занимаются, но тем не менее. Очевидно, что частным клиникам проще и выгоднее брать на себя оказание более дорогих услуг, а менее дорогие услуги, может быть даже убыточные, они не берут. Вот каким образом достигается этот баланс, чтобы, соответственно, регулировать?.. Как распределяются услуги по стоимости среди частных и государственных клиник? И не наблюдается ли дисбаланс? Каким образом фонд это контролирует? БАЛАНИН И. В. Спасибо, Сергей Дмитриевич, за ваш вопрос. Вы абсолютно правы, у нас частные клиники также участвуют в реализации территориальных программ, порядка 3200 частных медорганизаций оказывают медицинскую помощь застрахованным в системе обязательного медицинского страхования. Клиники сами выбирают те направления оказания помощи, на которые они подают заявки. Вы правы, что в основном клиники выбирают, как правило, исходя из действующего состава врачей, из наличия оборудования, и это всё-таки неполный комплекс оказания медицинской помощи по сравнению, например, с крупными областными медицинскими организациями. В каждом регионе существует территориальная комиссия, которая рассматривает все заявки, поступившие как от региональных медорганизаций, так и от частных медорганизаций, и, исходя из потребностей в оказании того или иного вида медицинской помощи, производит распределение между медицинскими организациями, в том числе частными медицинскими организациями. Ещё раз говорю, 3200 частных медорганизаций у нас участвуют в реализации терпрограмм, а региональных и федеральных медорганизаций - 5400, то есть практически уже недалеко до паритета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Илья Валерьевич, в 2024 году в Минздраве сообщили об устойчивом росте числа российских медиков, однако этого недостаточно. Устранить дефицит кадров в здравоохранении невозможно без установления справедливой оплаты труда. Например, действительно, в этом году прогнозируется рост заработной платы на 17,9 процента, это более высокий рост по сравнению с тем, который планировался при формировании бюджета. Заложены ли в субвенции на 2025 год средства, достаточные для реализации указа президента по заработной плате? И будет ли в связи с этим оказана дополнительная финансовая помощь субъектам Российской Федерации? БАЛАНИН И. В. Спасибо, Яна Валерьевна, за ваш вопрос. Прирост субвенций в следующем году составит 16,7 процента - действительно, такой беспрецедентный рост. В текущем году субвенция у нас проиндексирована на 13,6 процента. При этом в соответствии с прогнозом социально-экономического развития средняя заработная плата в следующем году вырастет на 13,2 процента, то есть у нас прирост субвенций выше, чем прогнозируемый рост средней заработной платы. Это как раз и сделано в связи с тем, что мы учитываем, что в текущем году фактический рост заработной платы будет выше того, который был предусмотрен в субвенции, и уже спрогнозировали такой значимый прирост. При этом в текущем году мы ежемесячно отслеживаем фактический рост заработной платы в разрезе субъектов. Рост трудового дохода за первое полугодие составил 11,6 процента, субвенция приросла на 13,6 процента. Сейчас мы ждём официальные данные по приросту за девять месяцев - уже исходя из фактического прироста будем рассматривать и принимать решение, требуется в текущем году оказание дополнительной финансовой помощи либо нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хамитов Амир Махсудович. ХАМИТОВ А. М., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Илья Валерьевич, объём межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на проведение медицинской реабилитации и на оказание высокотехнологичной медицинской помощи вне базовой программы ОМС увеличивается с каждым годом трёхлетнего бюджета фонда. Вместе с тем на обеспечение оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями объём межбюджетных трансфертов с 2024 года не меняется. С чем это связано? Ведь с каждым годом в нашей стране увеличивается чистота диагностирования онкологических заболеваний. БАЛАНИН И. В. Спасибо, Амир Махсудович, за ваш вопрос. Вы правы, в бюджете фонда на 2025 год и далее по годам дополнительно предусмотрен межбюджетный трансферт со стороны федерального бюджета в размере 140 миллиардов рублей. Но фактический объём медицинской помощи по онкологическому профилю, которая оказывается в соответствии с принятой программой госгарантий, значительно больше, и этот трансферт - это дополнительные средства на данное направление, учитывая его важность и объём в программе госгарантий. Более того, на следующий год сейчас в проекте программы госгарантий также предусматривается увеличение объёмов по онкологическому виду помощи, и уже исходя из этого мы прогнозируем, что в следующем году объём расходов на онкологическую помощь из бюджета фонда составит порядка 380 миллиардов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Соломатина Татьяна Васильевна. СОЛОМАТИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Илья Валерьевич, мой вопрос будет касаться новых территорий. Каковы правила взаимоотношений фонда обязательного медицинского страхования с бюджетами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и с их территориальными фондами? Это первый вопрос. И второй вопрос: изменится ли в 2025 году порядок финансового обеспечения расходов на оказание медицинской помощи застрахованным лицам, которые проживают на территориях новых регионов, и предусмотрены ли на эти цели средства в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования? БАЛАНИН И. В. Спасибо, Татьяна Васильевна, за ваш вопрос. Вы абсолютно правы и знаете, что правительство предложило в соответствии с обращениями губернаторов новых регионов продлить существующий особый порядок финансирования оплаты оказания медицинской помощи застрахованным гражданам в новых субъектах. И я хочу сказать большое спасибо депутатам за то, что поддержали данное решение. На следующий год мы предусматриваем объём межбюджетных трансфертов на финансирование медицинской помощи в этих четырёх субъектах по такому же в точности принципу, объём средств рассчитан, как и субвенция для всех остальных субъектов. И если в этом году объём межбюджетных трансфертов в бюджете фонда для четырёх субъектов заложен в размере 38,8 миллиарда, то в следующем году исходя из того, что мы применяем ровно такой же механизм расчёта межбюджетного трансферта, как если бы рассчитывали для них субвенцию, трансферт вырастает до 58 миллиардов рублей и полностью соответствует нормативам, которые будут установлены в программе государственных гарантий. Так что взаимодействие будет продлено в следующем году ровно в таком же формате, в каком оно действует в текущем году, и все объёмы оказанной медицинской помощи будут оплачены застрахованным гражданам за счёт средств бюджета фонда обязательного медицинского страхования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Илья Валерьевич, может быть, всё-таки раскроете нам секрет вот этих 180 миллиардов на особые решения Правительства Российской Федерации? Дальше ещё больше эта сумма, которая не на повышение заработной платы, не на решение горящих вопросов, а на некие особые решения, которые так и не расшифровываются. Это первое. И второй момент касается ВМП. И по базе, и вне базы финансовые средства идут через фонд обязательного медицинского страхования. Не планируете ли вы всё-таки ввести, ну, некий предельный срок ожидания ВМП, который по некоторым видам медицинской помощи сейчас растягивается, к сожалению, на годы, уже даже не на месяцы? БАЛАНИН И. В. Алексей Владимирович, спасибо за ваш вопрос. Начну, если позволите, со второй его части. Что касается высокотехнологичной медицинской помощи, мы в бюджете предусматриваем значительный рост расходов на данный вид помощи - оказание высокотехнологичной медицинской помощи как в рамках базовой программы, так и вне её. Вы правы, не все медицинские организации могут оказывать данный вид помощи, потому что должны быть соответствующая квалификация у врачей, у медицинского персонала, соответствующий уровень оборудования. Но когда мы распределяем и когда Министерство здравоохранения распределяет объёмы между медицинскими организациями, конечно, учитывается потребность в каждом конкретном виде помощи, и если есть очередь, то на данный вид помощи больший объём средств планируется. Теперь что касается первой части вашего вопроса, по поводу запланированных средств на отдельные решения правительства. Вы знаете, мы предусматриваем такую возможность в случае необходимости и недостаточности средств в расходной части бюджета по тем утверждённым направлениям, по которым утверждены у нас конкретные расходы, то есть правительство может принять решение выделить из нормированного страхового запаса дополнительные средства, недостающие на данное направление. То есть мы вот такой небольшой резерв предусматриваем, плюс мы каждый год фактически оказываем дополнительную помощь тем субъектам, у которых, например, фактический рост заработной платы превышает прогнозный рост, который мы закладываем в субвенции. Мы в прошлом году выделили 30 миллиардов рублей, как я уже сказал, в этом году будем рассматривать исходя из фактического роста, ну и, соответственно, мы такой же резерв закладываем и на следующий год, чтобы была возможность поддержать те субъекты, у которых фактический рост заработной платы выше, чем прогнозно мы закладываем при расчёте субвенций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кулиева Василина Васильевна. КУЛИЕВА В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Илья Валерьевич, вопрос будет следующий. Доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2025 году по сравнению с 2024 годом вырастут на 16,7 процента. За счёт чего происходит такой рост доходов? БАЛАНИН И. В. Василина Васильевна, спасибо за ваш вопрос. Ну, при расчёте доходов бюджета фонда мы, конечно, отталкиваемся от прогноза социально-экономического развития, в первую очередь от прогноза роста фонда оплаты труда. Действительно, большая динамика заложена в прогнозе роста фонда оплаты труда, соответственно, у нас идёт значительное увеличение в виде платежей за работающих граждан, практически на 400 миллиардов рублей только по этому доходному источнику увеличиваются доходы бюджета. А в целом у нас страховые платежи, как я уже говорил, составляют более 87 процентов в доходах бюджета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Спасибо. Вот все три года в бюджете фонда ОМС сокращается доля трансферта из федерального бюджета по программам помощи онкобольным, обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи и так далее. Посмотрите, если в текущем году на них приходилось 13 процентов от всех доходов бюджета фонда, то в 2025-м будет 12,4 процента, а к 2027-му и вовсе 11,5 процента. За каждой долей процента примерно 4 миллиарда, наверное, это небольшие деньги в целом для бюджета, но достаточно серьёзные с точки зрения поддержки онкобольных. Кроме того, в 2025 году не будет проиндексирована программа борьбы с онкологией, то есть в реальных ценах помощь сократится. Как вы считаете, является ли это недостатком бюджета фонда, который сегодня мы обсуждаем? И что с этим делать? Спасибо. БАЛАНИН И. В. Спасибо, Андрей Анатольевич, за ваш вопрос. Ну, как я уже говорил, межбюджетные трансферты и на онкологическую помощь, и на медицинскую реабилитацию являются только дополнительными источниками, они выделяются по решению правительства из федерального бюджета. Если посмотреть программу государственных гарантий в целом, то можно увидеть, что на данные виды помощи мы направляем гораздо больший объём средств. Как я говорил, по онкологическим видам помощи мы ожидаем в следующем году объём расходов порядка 380 миллиардов рублей, а, например, по медреабилитации (при том что межбюджетный трансферт составляет 10,4 миллиарда рублей) мы ожидаем в целом объём расходов более 100 миллиардов рублей. Это просто дополнительный источник, и объёмы помощи по данным направлениям ежегодно в программе госгарантий увеличиваются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арапов Георгий Константинович. АРАПОВ Г. К., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Илья Валерьевич, согласно данным Счётной палаты, имеются серьёзные расхождения по численности застрахованных лиц между федеральным и региональным регистрами. В связи с этим вопрос: с чем связаны такие расхождения, они есть в данных Счётной палаты, и когда эти расхождения планируется устранить? БАЛАНИН И. В. Георгий Константинович, спасибо за ваш вопрос. Мы сформировали единый реестр застрахованных лиц. На сегодняшний день мы получаем информацию из всех федеральных баз, таких органов, как Министерство внутренних дел, Федеральная налоговая служба, органы ЗАГС, из единого реестра населения. У нас полностью объективная информация в едином реестре застрахованных лиц, она стыкуется со всеми федеральными базами профильных ведомств. В текущем году перед планированием расходов бюджета мы провели дополнительную сверку со всеми субъектами Российской Федерации, и у нас есть подтверждающие письма от всех субъектов, что полностью численность как работающих, так и неработающих граждан у нас в едином реестре застрахованных лиц соответствует, и субъекты согласны с данными цифрами. Кроме того, дополнительный функционал территориальным фондам в текущем году также был предоставлен в части возможностей выверки. Эта работа идёт постоянно, движение населения идёт постоянно, поэтому между территориальными фондами и федеральным фондом, а также другими федеральными ведомствами процесс актуализации данных идёт в постоянном режиме. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Огуль Леонид Анатольевич. ОГУЛЬ Л. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Илья Валерьевич, просроченная кредиторская задолженность медицинских организаций, работающих в системе ОМС, на 1 октября 2023 года составляла более 25 миллиардов рублей. Вы говорили, что уделяете особое внимание данной проблеме. Мы не раз эту проблему поднимали в нашем Комитете по охране здоровья. Как изменилась ситуация с просроченной кредиторской задолженностью в текущем году? БАЛАНИН И. В. Леонид Анатольевич, спасибо за ваш вопрос. Действительно, финансовое состояние медицинских организаций находится на постоянном контроле в фонде обязательного медицинского страхования, кроме того, в Министерстве здравоохранения отдельный инцидент создан, где мы рассматриваем все субъекты с точки зрения финансовой стабильности, с точки зрения кредиторской задолженности, и вот эта работа приносит свои плоды. Правильно вы сказали, что в прошлом году на 1 октября просроченная кредиторская задолженность составляла более 25 миллиардов рублей. Могу сказать, что мы только получили новые данные по состоянию на 1 октября текущего года: просроченная кредиторская задолженность снизилась более чем на 6 миллиардов рублей, или на 24 процента, и мы видим поступательное ежемесячное снижение именно просроченной кредиторской задолженности. Действительно, этим вопросом и мы, и Министерство здравоохранения также продолжаем заниматься на постоянной основе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к выступлениям представителей фракций. От фракции КПРФ - Осадчий Николай Иванович. Пожалуйста. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Михаил Альбертович, Илья Валерьевич, товарищи, коллеги! У нашей фракции всегда были и сегодня есть определённые сомнения в отношении фонда обязательного медицинского страхования и его бюджета. Начнём с того, что КПРФ принципиально выступает за иную модель здравоохранения, за централизованное госбюджетное финансирование, и это отражено в наших программных документах. На наш взгляд, такой подход более справедлив и более адекватен нынешним условиям, когда Россия противостоит агрессии Запада и необходимо обеспечить максимальное сплочение общества, в том числе более надёжной гарантией медицинской помощи. Конкретно в связи с рассматриваемым законопроектом можем отметить следующее. С одной стороны, запланирован заметный рост объёмов доходной и, соответственно, расходной частей бюджета фонда. В этом году мы имеем меньше 4 триллионов рублей, а за трёхлетку дойдём до 5 с лишним триллионов рублей. Это весьма положительный факт, когда нам приходится решать сложнейшие проблемы исторического выживания и суверенитета страны. С другой стороны, бюджет фонда - это самая крупная часть всех финансов здравоохранения, а весь объём этих финансов из всех источников бюджетной системы Российской Федерации составляет и сегодня, и вчера, и по проекту на ближайшее трёхлетие всего 3,5-3,7 процента валового внутреннего продукта. Это на порядок меньше реальных потребностей системы охраны здоровья народа. При сохранении указанных пропорций невозможно решить ряд существенных и весьма актуальных проблем, таких как достойная зарплата всех медицинских работников, независимо от места, где они работают, выстраивание полной системы оказания медицинской помощи в сельской местности, решение жилищного вопроса для закрепления медицинских кадров на селе и в малых городах и так далее. По мнению фракции КПРФ, основанном на давно известных экспертных оценках - и это тоже закреплено в наших программных документах, и в бюджете развития, и в программе Победы, - общий бюджет здравоохранения должен быть не менее 7-8 процентов валового внутреннего продукта. В то же время мы помним тезис, который прозвучал в Послании Президента Российской Федерации несколько лет назад: общий объём финансов необходимо довести до 5 процентов валового внутреннего продукта. Но и этого сегодня нет! Конечно, это вопрос не столько к руководству Министерства здравоохранения или фонда ОМС, сколько к тем, кто формирует и утверждает главные бюджетные документы, - к финансово-экономическому блоку правительства, к партии власти. Коллеги, эти пропорции, о которых мы говорим, важны не сами по себе. Ни в коем случае нельзя забывать, для чего вообще существуют медицина и здравоохранение: для того, чтобы лечить людей, продлевать им жизнь, для сбережения народа. И если не наращивать объём финансов с учётом контроля эффективности использования денег, разумеется, то мы не преодолеем катастрофические тенденции в области народонаселения, гибельный перевес смертности над рождаемостью в последние годы - по 500-600 тысяч ежегодно. И темп вымирания нарастает: в текущем году уже минус 650 тысяч. Любой бюджет - это инструмент для решения тех или иных проблем. Посмотрим, насколько предлагаемый документ помогает решению таких проблем, как кадры и качество медицинской помощи. Прекрасно, что согласно проекту значительно вырастет нормированный страховой запас: в этом году у нас всего 260 миллиардов, а за трёхлетку дорастёт и будет свыше 500 миллиардов рублей. Это замечательно. Предусмотрен заметный рост средств и на специальные социальные выплаты отдельным категориям медиков, и на софинансирование расходов на оплату труда в целях устранения кадрового дефицита, и на другие позиции, но непонятно - и на это, в частности, обратила внимание Счётная палата, - запланированы ли в структуре НСЗ расходы на повышение квалификации, на приобретение и ремонт медицинского оборудования. Мы внесём свои поправки ко второму чтению, для того чтобы структура нормированного страхового запаса была более прозрачной. Далее. Как позитивный факт мы отмечаем, что планируется серьёзное - на 12 процентов - повышение зарплаты медицинским работникам, ведь задачи выполнения президентского майского указа № 597 по-прежнему актуальны. Мы знаем, что соотношение 200 процентов к средней зарплате по региону во многих случаях достигается лишь за счёт переработок, двойных нагрузок, морального выгорания и так далее. Это одна из главных причин того, почему врачи уходят из госучреждений в частные организации, то есть в платную медицину. Установленные в прошлом году социальные выплаты отдельным категориям медиков в сельской местности, в малых городах дали свой хороший эффект, и масштабы увольнений уменьшились, хотя кадровая нестабильность пока не прекратилась, несколько изменились её векторы. Далее. Несколько лет планируется пилотный проект, чтобы системно подойти к вопросу о зарплате, но старт этого проекта всё время откладывается, с 2022-го теперь на 2025-й, причём на вопрос, заложены ли соответствующие средства на федеральном уровне, чёткого ответа мы не слышим. Что это означает? Возможный очередной перенос или пилотирование за счёт средств субъектов - тех, которые определены как поле для отработки? А между тем в 2027 году уже планируется переход к новой системе оплаты труда, и, по нашим оценкам, для этого потребуется примерно 650 миллиардов рублей, однако в бюджете мы этих средств пока не видим. И ещё несколько конкретных коротких замечаний по проекту бюджета. Первое, уменьшение доли расходов на родовой сертификат на 400 миллионов в 2025 году и ещё на 100 миллионов далее - как это соотносится с задачами повышения рождаемости, с провозглашаемым курсом на многодетность? Второе, страховые медицинские организации - всем известно, что это частные компании, которые являются не более чем посредниками между государственными финансами здравоохранения и государственными медучреждениями, а средства, отвлекаемые из бюджета фонда на их деятельность, ежегодно составляют 20-30 миллиардов рублей. Убеждены, что здесь нужна оптимизация. Третье, уже говорилось, программа борьбы с онкологическими заболеваниями - мы считаем, что 140 миллиардов рублей, которые выделяются ежегодно, нуждаются по меньшей мере в индексации с учётом инфляции. Об этом, повторяю, уже здесь сказали. Уважаемые товарищи, коллеги! Мы внесём свои поправки, а сегодня при голосовании наша фракция воздержится. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Сергей Дмитриевич, фракция ЛДПР. ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы, фракция ЛДПР, всегда очень осторожно относились к голосованию по бюджету фонда обязательного медицинского страхования, несколько лет подряд мы не поддерживали бюджет. В этом смысле этот бюджет фонда несколько отличается. Действительно, увеличиваются доходы фонда, и увеличиваются значительно - порядка 600 миллиардов рублей. Мы не можем не оценить это положительно - действительно, это очень важно для отечественного здравоохранения, для нашей медицины, для наших врачей, но, самое главное, для наших пациентов. Растут и расходы фонда обязательного медицинского страхования, и в этом смысле для нас самая главная статья расходов - это заработная плата врачей. Действительно, в 2025 году эти расходы будут значительно увеличены, разные цифры называются, но порядка 13 процентов - увеличение расходов на заработную плату. Это тоже мы, фракция ЛДПР, оцениваем положительно. Но, безусловно, у нас остаются вопросы, скажем так, стратегического характера. Самый главный вопрос - это страховые организации, коммерческие организации, которые являются фактически непонятной такой структурой, занимающейся перераспределением денег, вроде как оценивают правильность оказания медицинской помощи населению. Но тем не менее фонды обязательного медицинского страхования, я имею в виду территориальные фонды, вполне могут с этим справиться, и здесь проблем никаких нет. И врачи за это выступают, и, мне кажется, территориальные фонды это поддержат. Те деньги, которые мы направляем в частные компании, частному бизнесу, вполне могли бы оставаться в государственных учреждениях. Мы можем спокойно и контролировать клиники, и оценивать качество оказания медицинских услуг, но тем не менее всё равно они остаются. Мы в ЛДПР, конечно, выступаем за вывод коммерческих структур из системы обязательного медицинского страхования, считаем, что это правильно. Мы уверены, что в конечном итоге, может быть, не в этом году и не в следующем, но постепенно это решение будет принято, потому что эффективность частных страховых компаний... Ну, мне ещё никто не смог доказать, что они действительно эффективны, и люди тоже не понимают вообще смысла этих компаний. Это с одной стороны. С другой стороны - тарифообразование. Есть те сферы, где тарифа действительно не хватает - это реанимационная помощь. И я много общаюсь с главными врачами и с врачами в целом, они говорят о том, что всё-таки это должно оплачиваться по факту, потому что реанимационный больной может лечиться продолжительное время в условиях реанимации, занимать койку. Большие деньги направляются на лекарственное обеспечение, то есть в целом больница должна изыскивать эти средства из средств, предназначенных на другие формы оказания медицинской помощи, поэтому здесь, конечно, нужно посмотреть. То же самое, кстати, касается и пациентов, которые лечатся в ревматологических отделениях, здесь тоже есть определённые вопросы, и эти вопросы задают нам в первую очередь задают главные врачи. Вопрос о федеральных учреждениях. У нас введён коэффициент относительной затратоёмкости, так вот, если этот коэффициент меньше 2, федеральным центрам, если они лечат пациента, денежные средства поступают в меньшем объёме, что действительно в определённом смысле финансово нарушает их работу. И самое главное, что вот этот коэффициент относительной затратоёмкости - если мы говорим о нехирургических, так скажем, направлениях оказания медицинской помощи - завязан на стоимости лекарств, которые тратятся на лечение этого пациента. Но если пациент непонятный, его направляют в федеральные учреждения, федеральные учреждения тратят больше средств на диагностику, на то, чтобы выявить, какое заболевание у пациента, но те лекарства, которые нужны, чтобы вылечить его, они копеечные, условно, главное - поставить диагноз. Тем не менее коэффициент меньше 2 и оплачивается в меньшем объёме, поэтому врачи вынуждены каким-то образом манипулировать, чтобы подороже лекарство назначить. Мне кажется, это не совсем правильно, и в этом смысле по этому вопросу тоже нужно подумать. В целом ЛДПР поддерживает бюджет фонда, мы будем голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Илья Валерьевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Буквально несколько дней назад исполнилось 150 лет выдающемуся организатору здравоохранения советского времени Николаю Александровичу Семашко. Сегодня всё то, что есть хорошего в российском здравоохранении, это от системы или модели здравоохранения, созданной ещё Семашко. Но у нас сейчас, конечно, совсем другая система, и сказать, что она более эффективная, мы не можем. Что касается конкретно обсуждаемого бюджета, то в 2025 году по сравнению с 2024 годом государственные расходы на здравоохранение из всех трёх источников в текущих ценах возрастут на 13 процентов, а расходы бюджета фонда обязательного медицинского страхования в текущих ценах вырастут на 15 процентов. Но с 2025 по 2027 год увеличение расходов на здравоохранение предусмотрено только на уровень прогнозируемой инфляции, при условии, что инфляция будет 4,5 процента, если же инфляция будет выше, то динамика роста будет ниже. За период с 2024 по 2027 год доля государственного финансирования здравоохранения в валовом внутреннем продукте сохранится на уровне 3,5 процента, и по сравнению с другими странами, которые имеют такую же экономику, как наша, это в 1,6 раза меньше. Вчера объявили, что наша страна уже четвёртая экономика мира, но, как видим, по здравоохранению мы здорово отстаём. Партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." настаивает на росте объёмов государственного финансирования здравоохранения до 7 процентов валового внутреннего продукта. Наше особое беспокойство вызывают огромные различия в размерах государственного финансирования по субъектам Российской Федерации. Если взять в целом, то расходы консолидированного бюджета субъектов в текущих ценах возрастут лишь на 3 процента, а в постоянных ценах они снизятся на 2 процента. И очень печальное заключение делает Счётная палата в части медицинских организаций в субъектах Федерации. Дело в том, что проектом бюджета определён объём дефицита фонда как снижающаяся величина по годам: так, в 2025 году дефицит 136,6 миллиарда, а в 2027 году эта цифра снижается до 0,8 миллиарда рублей. При этом отмечается, что ежегодно бюджет фонда обязательного медицинского страхования прогнозируется с дефицитом, но при его исполнении постоянно достигается значительный профицит бюджета фонда обязательного медицинского страхования. Вместе с тем ежегодно медицинские организации субъектов Российской Федерации недополучают средства обязательного медицинского страхования за оказанную медицинскую помощь застрахованным лицам в связи с превышением объёмов оказания медицинской помощи, распределённых комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, что в том числе может быть связано со скрытым дефицитом территориальных программ обязательного медицинского страхования. А страдают конкретные медицинские учреждения, как мы сказали, в субъектах Российской Федерации. Удручает и вопиющее неравенство среди субъектов Федерации по размерам государственных расходов на здравоохранение. Например, в моём родном Дальневосточном федеральном округе такие цифры по подушевым государственным расходам на здравоохранение (это средства консолидированного бюджета и территориальных фондов медицинского страхования): в Приморском крае - 26,9 тысячи рублей, в Хабаровском крае - 34,3 тысячи рублей, а в Чукотском автономном округе - 116,7 тысячи рублей, разница, как видите, в 4,3 и 3,4 раза соответственно. Некоторые из вас могут сказать, что субъекты несопоставимы, но даже в сопоставимых субъектах, например, таких как Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край, разница почти в 2 раза. Соответственно, люди вынуждены пользоваться платной медициной, при этом приморцы, например, в 2,5 раза больше тратят на частную медицину, чем жители Чукотки. Все мы гордимся достижениями наших врачей в области оказания высокотехнологичной помощи, и это правда. Но мы хотели бы обратить внимание на то, что оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включённой в базовые программы государственных гарантий, возрастёт только на 7,8 процента, и этот рост может оказаться недостаточным для доиндексации, индексации заработной платы работников федеральных учреждений. Мы считаем недостаточным размер увеличения оплаты труда младшего медицинского персонала и прочего персонала, и это может вызвать риск в части обеспечения медицинских организаций младшим медицинским персоналом. Медицинская наука и практика в наше время стремительно развиваются, в этих условиях практикующим врачам особенно важно постоянно повышать свою квалификацию, есть соответствующее поручение президента. Поэтому считаем целесообразным в направлениях расходования нормированного страхового запаса, о котором сегодня много говорили, указать расходы на создание в медицинских организациях цифровых профессиональных центров знаний, профессиональных библиотек с целью создания условий для постоянного совершенствования профессионального мастерства медицинских работников. И в заключение мы хотим ещё раз повторить, что мы категорически против так называемых медицинских страховых компаний - посредников между бюджетом и медицинскими организациями не должно быть. Мы также за развитие мобильной медицины, за юридическое и фактическое оформление этой эффективной формы оказания медицинской помощи. Мы полностью поддерживаем национальные цели развития Российской Федерации, определённые указом президента, в том числе в области сохранения населения, укрепления здоровья, повышения суммарного коэффициента рождаемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, но мы считаем, что представленный проект бюджета фонда обязательного медицинского страхования не в полной мере отвечает заявленным в указе президента национальным целям. И поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." не может полностью и безоговорочно поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Авксентьева Сардана Владимировна, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". АВКСЕНТЬЕВА С. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемые коллеги, мы с вами снова рассматриваем проект бюджета фонда, уже на 2025 год, и, когда рассматривали проекты бюджетов на предыдущие периоды, у нашей фракции были замечания к эффективности бюджетного планирования и расходования средств бюджета фонда обязательного медицинского страхования. И если с доходной частью в проекте бюджета на предстоящий, 2025 год ситуация действительно лучше, то вопросы к расходам остаются прежними. Если говорить о доходах бюджета на 2025 год, то аудиторами Счётной палаты как раз сделаны замечания о том, что фондом не учтены изменения в налоговом законодательстве, которые касаются понижения тарифа страховых взносов для организаций малого и среднего предпринимательства. При принятии соответствующих решений Правительством Российской Федерации нам с вами надо будет очень внимательно следить за тем, чтобы произошла корректировка размера трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов фонда обязательного медицинского страхования. Если говорить о расходах, то ежегодно бюджет фонда прогнозируется с дефицитом его исполнения, при этом ежегодно по итогам достигается значительный профицит. Хорошо это или плохо? Ну, в данном случае это означает, что медицинские организации субъектов Российской Федерации могли бы получить больше средств обязательного медицинского страхования за оказанную медицинскую помощь. А значит, нужно посмотреть на возможные направления для повышения эффективности планирования расходов. Не первый год с этой трибуны я также обращаю ваше внимание, коллеги, на то, что фондом не разработана методика определения сумм и направлений расходов средств нормированного страхового запаса. Этот вопрос сегодня в этом зале уже звучал и звучит не первый год. Комитет по бюджету, в частности, неоднократно уже просит это исправить, не первый год, но тем не менее ситуация всё та же. И когда нам отвечают, что всё принято и всё приведено в соответствие, то говорят только о направлении расходов, а мы с вами ставим вопрос о методике. Почему мы снова обращаем на это внимание? Ну, во-первых, на 2025 год общий размер нормированного страхового запаса увеличен более чем в 1,5 раза. Коллеги из фонда дают нам пояснение - а мы находимся в постоянном диалоге и в дискуссии, - что рост связан главным образом с увеличением расходов на специальную социальную выплату медицинским работникам в малых городах. Но ведь это вполне можно и расчётно прописать в бюджете фонда, отдельной строкой по регионам, а не держать в этой кубышке. На это, кстати, обращает внимание и Счётная палата. Средства НСЗ фонда на оплату труда врачей и среднего медперсонала осваиваются ниже плановых темпов. Далее. В бюджете предусматривается увеличение финансирования новых субъектов до 58,1 миллиарда рублей. При этом в прошлом году на нашей встрече с руководством фонда меня заверяли, что с 1 января 2025 года наши новые регионы войдут в общую систему ОМС и будут финансироваться за счёт субвенций, но этого не произошло. Важно понять, почему этого не случилось и как это отражается на эффективности и скорости расходов? Скорость в данном случае тоже имеет значение с учётом того, о каких территориях мы с вами говорим. Ну, понятно, что в нормированном страховом запасе должны быть зарезервированы средства по отдельным решениям правительства, в том числе связанные с обеспечением медицинской помощи в условиях специальной военной операции. Но методики, повторяю снова, планирования средств на выполнение отдельных решений правительства нет, что неоднократно отмечалось и Счётной палатой. Следующее. Мы - и все выступавшие до меня - обратили внимание на то, что всё-таки необходимо повышать эффективность онкологических выплат. Мы говорим не о размере, мы говорим об эффективности в данном случае, поскольку за первое полугодие 2024 года было использовано менее 10 процентов. И в проекте федерального бюджета на следующие три года не предусмотрена индексация объёма трансфертов в бюджет федерального фонда на онкологию. Ну и в общем, на самом деле, когда ссылаются на программу госгарантий, то это, наверное, не совсем тот ответ на вопрос, который мы в этом зале ставим. Следующее. Во время многих наших встреч с избирателями - а мы много ездим по регионам всей фракцией, все депутаты - люди жалуются на нехватку врачей, и так по всей стране. Здесь надо, конечно, отметить, что государственная политика преодоления кадрового дефицита в последние годы активизировалась благодаря поручениям президента нашей страны, и в ближайшее время мы надеемся на улучшение ситуации. Но уже сегодня нам, конечно, нужно двигаться дальше и принимать перспективные решения, решения следующего этапа развития, и здесь, конечно, речь в первую очередь должна идти о более активной цифровизации здравоохранения. Мы с вами, Михаил Альбертович, буквально сегодня эту тему обсуждали. Действительно, мы поддерживаем усилия фонда в части создания единого цифрового контура. Это не только повысит эффективность вложенных средств и их экономию, поскольку, вообще, внедрение и автоматизация, ну, фактически снижают уровень рутины, которая в здравоохранении тоже есть, и её много. Кроме повышения доступности и качества медицинской помощи при одновременном снижении расходов цифровизация ещё позволит осуществлять персонифицированный подход к профилактике, к лечению. А ещё очень важно то, что собранный, накопленный большой объём данных позволит проводить более глубокую аналитику по регионам, агрегацию этих данных и в конечном счёте позволит учитывать много факторов, в том числе региональные особенности заболеваемости. Поэтому здесь всем нам, конечно, нужно серьёзно активизироваться. При вашем участии, Александр Дмитриевич, в прошлом году была поддержана инициатива нашей фракции и заказана научная работа - результаты её готовы, в ближайшее время, как сказали эксперты, будут переданы в Государственную Думу, - это касается деятельности медицинских страховых организаций, сегодня много об этом говорится. Эксперты сделали вывод, что страховые принципы фактически только декларируются, а реальные правовые механизмы страхования отсутствуют. То есть на сегодняшний день страховые взносы - это фактически фискальные сборы, а страховые медорганизации выполняют лишь административные и надзорные функции, не защищая толком права застрахованных лиц. И это та работа, которая нам с вами, коллеги, предстоит в ближайшее время. Ну и конечно, несмотря на то что у нас есть замечания по фонду обязательного медицинского страхования, по его бюджету, депутаты фракции будут голосовать исходя из собственных убеждений. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Фролова Тамара Ивановна, пожалуйста. ФРОЛОВА Т. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я вот сегодня в очередной раз убеждаюсь, что отрасль здравоохранения такая важная, что она волнует абсолютно всех жителей нашей страны и, безусловно, всех сидящих в этом зале. Все люди неравнодушны, и наш разговор сегодня, вот такой длительный, активный, как раз подтверждает именно это. И то, что сегодня при рассмотрении данного вопроса присутствует министр здравоохранения нашей страны Михаил Альбертович Мурашко, говорит о важности и значимости как раз вот формирования бюджета фонда обязательного медицинского страхования на следующий год. Уважаемые коллеги, знаете, что мне хотелось бы прежде всего сказать, хотя я неоднократно об этом даже с этой трибуны уже говорила? Говоря о бюджете фонда обязательного медицинского страхования, надо говорить прежде всего об одном из основополагающих документов в здравоохранении - о ежегодно принимаемой в стране постановлением Правительства Российской Федерации программе государственных гарантий (в каждом регионе - территориальной) бесплатного оказания медицинской помощи жителям нашей страны. Это то, что государство гарантирует бесплатно. Если вы программу госгарантий хоть раз видели и читали, то знаете, что там прописаны все виды медицинской помощи, которые гарантируются жителям страны, и то, за счёт каких источников что и как оплачивается. И в программе государственных гарантий не только средства фонда обязательного медицинского страхования, там средства федерального бюджета, там средства региональных бюджетов, это не только средства ОМС. И когда сегодня говорят о том, чтобы вернуться к сметному финансированию, о том, что у нас на сегодняшний день страховые принципы только продекларированы, - ну, уважаемые коллеги, это не просто неправильно, это даже, я думаю, непрофессионально! В системе обязательного медицинского страхования как раз страховой принцип-то не продекларированный, а реально существующий - это касается не только формирования территориальных программ госгарантий из нескольких источников, но ещё и оплаты: сколько заработала по видам медицинской помощи медицинская организация, столько она от страховой компании средств и получила. Теперь, Федот Семёнович, я хочу вам ответить на вопрос по поводу подушевого норматива финансирования. Подушевой норматив финансирования в разных субъектах... вы говорите, что они абсолютно все разные, разнятся. Только к бюджету федерального фонда этот норматив никакого отношения не имеет. Подушевой норматив - единый по всей стране, и он учитывается при выделении субвенций регионам: численность застрахованного населения любого региона берётся и умножается на подушевой норматив, который единый в стране. И как субвенция на следующий год выросла на 16,7 процента, так и подушевой норматив вырос на 17 процентов, в следующем году будет 21 тысяча рублей. Это единый норматив на всю страну, а вы говорите чуть-чуть о других вещах, это как раз программа госгарантий, которая и финансируется в том числе из регионального бюджета. Уважаемые коллеги, я второй созыв в Государственной Думе, в прошлом году я тоже выступала от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", когда рассматривался в первом чтении этот бюджет. И я прекрасно помню, что я говорила, что был беспрецедентный рост как раз субвенций всем регионам, и в приложении к первому чтению законопроекта о бюджете это всё было указано, документы были вам розданы. Тогда был рост только 14 процентов, а сейчас рост почти 17 процентов и плюсом 520 миллиардов рублей. Уважаемые коллеги, ну о чём дальше можно разговаривать, когда это всё для жителей нашей страны? И если говорить ещё и о том, что у нас на сегодняшний день прозрачности в системе обязательного медицинского страхования нет и что мы не видим, куда какие средства расходуются... Уважаемые друзья, я с уверенностью могу сказать, я зрелый человек, мне скоро, через две недели, будет 65 лет (аплодисменты), и я за то, что говорю, за свои слова отвечаю: знаете, такого персонифицированного учёта, как в системе обязательного медицинского страхования, нет ни в одной сфере. Вот вы сейчас откройте портал государственных услуг, найдите сами себя и посмотрите: вы увидите, где вы в последний раз были, в какой больнице, поликлинике, какие вы виды медицинской помощи получили и даже на какую сумму, что, конечно, на сегодняшний день порождает и определённое количество жалоб от населения, люди находят там какие-то лишние, может быть, посещения. И говорить о том, что у нас в здравоохранении нет цифровизации, ну, наверное, тоже совершенно неправильно. Теперь про нормированный страховой запас. Дорогие коллеги, Николай Иванович, я вам тоже скажу: есть нормированный страховой запас в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, а есть нормированный страховой запас в территориальных фондах, это абсолютно разные вещи, и когда вы говорите, что вы сейчас не видите всех расходов... Есть порядок использования нормированного страхового запаса, он утверждён, он везде опубликован, на сайте, - пожалуйста, читайте о нём. Сейчас в пояснительной записке есть переподготовка медицинских работников, приобретение оборудования, ремонт - это речь идёт вот о федеральном фонде, это... Можно ещё полминуты? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ФРОЛОВА Т. И. ...это речь идёт о федеральных клиниках. А если мы говорим о регионах, то это нормированный страховой запас территориальный, и он формируется из поступлений от штрафных санкций, когда страховые компании штрафуют за некачественно оказанную медицинскую помощь лечебное учреждение, и он очень прозрачно используется. Уважаемые коллеги, я считаю, что это очень оптимистичный и позитивный бюджет федерального фонда, сохраняется тренд на его увеличение, безусловно, вообще, и это позволяет выполнить все обязательства, которые чётко заложены в проекте базовой программы обязательного медицинского страхования. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает данный законопроект и вас всех призывает сделать то же самое. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, прежде чем дать возможность выступить с заключительным словом, я хочу сказать, что у нас присутствует Михаил Альбертович Мурашко. Михаил Альбертович, если есть желание что-то сказать по данному вопросу, пожалуйста. МУРАШКО М. А., министр здравоохранения Российской Федерации. Спасибо большое. Прежде всего, я благодарю за глубокое выступление фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ", потому что действительно погружение идёт очень детальное. Даже из выступления было понятно, что во все детали и нюансы, которые действуют сегодня и меняются в системе здравоохранения, погружены, детали известны и, соответственно, видят, какие большие изменения происходят. Хочу отметить, что изменения в бюджете фонда - это ключевая составляющая доступности. И поэтому когда мы сегодня обсуждаем, на какие направления использовать средства, то действительно могут быть различные мнения, но есть понимание, что для граждан Российской Федерации помощь становится доступнее. Это изменения и в объёмах помощи, и в качестве помощи, и в условиях оказания медицинской помощи (условия, правда, относятся не к ОМС, но тем не менее), это снижение очерёдности и так далее. Всё это в конечном итоге отражено в бюджете фонда. Поэтому когда я слышу, что нужно воздержаться или иные мнения, то при такой динамике развития бюджета фонда, 17 процентов, это вызывает, ну, на мой взгляд, какое-то немножко удивление. Кроме того, действительно система прозрачна, сегодня формируется новый цифровой контур в системе ОМС, в который будут погружаться все, включая медицинские организации и субъекты. И мы идём по пути не только персонификации под гражданина, но и в том числе донастройки системы под особенности каждого субъекта. В системе здравоохранения есть чёткий, понятный курс, есть чёткие, понятные ориентиры, поставленные президентом, поэтому, дорогие друзья, я прошу вас поддержать законопроект о бюджете фонда и, конечно же, желаю вам крепкого здоровья. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово? Докладчик, Илья Валерьевич? Нет. Содокладчик, Каплан Мугдинович? Тоже нет. Так, уважаемые коллеги, мы с вами завершили рассмотрение этого вопроса. Ставится на голосование проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 56 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 79 чел.17,6 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.