Заседание № 249
14.11.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 727321-8 "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4536 по 4707 из 4862
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса. О проекте федерального закона "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов". Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста, вам слово. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Иван Иванович. Хотя обещали, что будет вести Александр Дмитриевич, но вы ведёте лучше, поэтому в данном случае полностью поддерживается. Коллеги, законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Поступило 19 поправок, 16 из них рекомендуются к принятию, 3 рекомендуются к отклонению. Предлагаю перейти к таблице поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Коллеги, переходим к рассмотрению таблицы поправок № 1, рекомендуемых к принятию, в ней 16 поправок. Есть ли вопросы по этой таблице? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович. Поправка 5, в соответствии с которой Правительству Российской Федерации даётся право на индексацию пенсий в соответствии с уровнем инфляции. Почему-то даётся право, а не вменяется в обязанность. Мы обязаны проиндексировать пенсии... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обсуждать будем потом. КУРИННЫЙ А. В. Хорошо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправки 5. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 17 мин. 23 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Переходим к обсуждению поправки 5. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Ещё раз уточню, Иван Иванович, дело в том, что в соответствии с законодательством трудовая пенсия должна индексироваться на уровень не меньше инфляции, или уровня роста потребительских цен. Между тем формулировка, которая предлагается, предполагает дать правительству право на такую индексацию - не сделать это обязанностью, а именно дать право. Не совсем понятно почему. Понятно, что чаще всего мы это делаем законом, только один раз, по-моему, было такое, во время ковида, когда давали право это сделать правительству своим актом, но в данном случае почему именно право, а не обязанность? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович, вам слово. МАКАРОВ А. М. Ну, строго говоря, депутат Куринный сам ответил на свой вопрос. Это публичное нормативное обязательство, индексация на инфляцию - обязанность государства. Как реализуется эта обязанность? Если инфляция выше, чем та, которая запланирована, правительство должно внести законопроект в Государственную Думу, заметьте, законопроект о бюджете, мы должны его рассмотреть, нам на это даётся срок 25 дней, далее Совет Федерации, президент и затем индексация на реальную инфляцию. То есть это займёт с учётом всех процедур примерно два месяца. А пенсионеры, наверное, хотели бы получить это раньше, тем более, как мы обсуждаем сейчас, инфляция выше, чем та, которую мы рассматривали в рамках бюджета. Вот для того, чтобы не получилось ситуации, в которой, посчитав инфляцию, условно, 1 февраля, мы получили бы данные, что она больше (а мы и так знаем, что она будет больше), после этого ждали бы пару месяцев, пока будут проведены все процедуры, а пенсионеры ждали бы, пока мы осуществим все эти процедуры, вот чтобы не было этой ситуации, мы предоставляем право правительству сделать это. Это не право индексировать или не индексировать, это право сделать это без обращения в Государственную Думу. Я думаю, что это понимают все. И мне кажется, что это как раз та самая норма, которая говорит о том, что мы действительно думаем о гражданах - и правительство, которое с этим, безусловно, согласилось, и, естественно, мы, поскольку именно об этом мы говорили в рамках обсуждения как бюджета фонда, так и федерального бюджета. По существу, правительство пошло навстречу тем мнениям, которые были высказаны в Государственной Думе, и предложило эту поправку. Вот смысл той поправки, которая сейчас была почему-то вынесена на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование поправка 5. Комитет предлагает её поддержать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 48 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 15 чел.3,3 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается поправка. Переходим к рассмотрению таблицы поправок № 2. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет вопросов. Таблица поправок № 2 ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 22 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Коллеги, все поправки рассмотрены. Ставится на голосование проект федерального закона "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 00 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 27 чел.6,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Спасибо. Андрею Михайловичу спасибо, но перед тем, как он покинет трибуну, предоставим ему возможность сказать несколько слов. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Уважаемые коллеги, комитет по бюджету предлагает оба законопроекта о бюджетах фондов, которые сейчас были проголосованы во втором чтении, вынести на рассмотрение в третьем чтении тоже 21-го числа, рассмотреть в третьем чтении одновременно с проектом федерального бюджета. Ну и последнее, что я хотел бы сказать: коллеги, большое спасибо за терпение - я никогда не думал, что меня можно терпеть так долго. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, спасибо. (Аплодисменты.)
Заседание № 244
24.10.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 727321-8 "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4697 по 5914 из 6097
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации председателя Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Сергея Александровича Чиркова. Пожалуйста. ЧИРКОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Докладываю, что бюджет Социального фонда сформирован на основе показателей прогноза социально-экономического развития России отдельно по каждому виду социального страхования. Общие доходы на 2025 год сформированы в объёме 16,6 триллиона рублей, это почти на 4 процента больше, чем в текущем году. В дальнейшем рост доходов продолжится, и в 2027 году доходы составят почти 20 триллионов рублей. Общие расходы бюджета фонда на 2025 год определены в объёме 17 триллионов рублей, это на 5 процентов, или 800 миллиардов рублей, больше объёма расходов текущего года. Пенсии в будущем году получат более 42 миллионов человек. На выплату страховых пенсий будет направлено около 11 триллионов рублей, а на пенсии по государственному пенсионному обеспечению - 825 миллиардов рублей. Индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты в следующем году будет производиться с 1 января на 7,3 процента, что соответствует уровню годовой инфляции. Фонд возобновит, согласно принятому решению, индексацию страховой пенсии работающим пенсионерам на тех же условиях, что и неработающим. Будут проиндексированы выплаты более чем 38 миллионам пенсионеров. В итоге средний размер страховой пенсии по старости будет увеличен до 24 тысяч рублей. Социальные пенсии, в свою очередь, будут увеличены с 1 апреля в связи с ростом прожиточного минимума более чем на 14 процентов. Увеличение коснётся 3,5 миллиона человек, среди них и такая категория, как дети с инвалидностью, размер их пенсии вырастет на 2700 рублей и составит более 21 тысячи рублей. Кроме того, с 1 февраля на уровень инфляции будут проиндексированы ежемесячные денежные выплаты льготникам, а также другие выплаты и пособия фонда. Начиная со следующего года в составе пенсии устанавливается надбавка на уход инвалидам I группы, а также людям, которые достигли 80 лет, с ежегодной индексацией. Благодаря принятому решению численность получателей этой надбавки увеличится более чем в 2 раза и составит почти 5,6 миллиона человек. Помимо этого 600 тысяч человек, которые ухаживают за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, получат ежемесячную выплату, её размер, как известно, составляет 10 тысяч рублей, но теперь эта выплата также будет индексироваться на уровень инфляции. Расходы фонда по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составят в 2025 году 1,1 триллиона рублей. На выплаты по больничным листам будет направлено более 677 миллиардов рублей. Важно, что размер пособий вырастет в 2 раза по отношению к 2023 году в связи с применением единой величины базы для уплаты страховых взносов. Так, максимальный размер пособия по уходу за ребёнком до полутора лет в следующем году составит почти 69 тысяч рублей в месяц, а максимальный ежемесячный размер пособия по беременности и родам - более 172 тысяч рублей в месяц. На социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в следующем году предусмотрены расходы в объёме более 174 миллиардов рублей. Ежемесячные страховые выплаты получат 490 тысяч человек. Так называемые превентивные меры запланированы в отношении более 42 тысяч страхователей, на эти цели будет направлено 35,8 миллиарда рублей, что на 7,1 миллиарда рублей больше, чем в 2024 году, с дальнейшим ростом в следующие годы. На охрану семьи и детства в 2025 году предлагается направить из бюджета фонда 2,3 триллиона рублей, что больше запланированного на текущий год на 81 миллиард рублей. Размер материнского капитала будет увеличен также на 7,3 процента и составит при рождении первого ребёнка более 676 тысяч рублей, что больше текущего размера почти на 46 тысяч рублей, второго - почти 894 тысячи рублей, что больше текущего размера на 61 тысячу рублей. Всего расходы на предоставление материнского капитала в следующем году составят 537 миллиардов рублей. Также в бюджете фонда предусмотрены средства на единое пособие семьям с детьми - 1,7 триллиона рублей: 1,4 триллиона рублей - деньги федерального бюджета, 300 миллиардов рублей - средства бюджетов субъектов. Важно, что в проекте бюджета впервые учтены расходы с 2026 года на ежегодную семейную выплату работающим родителям двух и более детей, которые уплачивают подоходный налог, с доходом не выше полутора прожиточных минимума. Это более 100 миллиардов рублей. Увеличен объём расходов на обеспечение более миллиона граждан с инвалидностью средствами реабилитации. В 2025 году они составят 75,4 миллиарда рублей, что больше первоначально запланированного в текущем году почти на 20 миллиардов рублей, и в дальнейшем рост этих расходов также будет продолжаться. Увеличены расходы на оказание услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов. В 2025 году на эти цели будет направлено 600 миллионов рублей. При этом количество пилотных регионов - участников программы тоже вырастет. Численность граждан, которые будут фондом обеспечены санаторно-курортным лечением, в следующем году составит более 300 тысяч человек. Расходы на эти цели запланированы в объёме 9,1 миллиарда рублей, что больше на 1 миллиард рублей, чем в текущем году. Уважаемые депутаты, представленный вашему вниманию проект бюджета сбалансирован. Он позволяет полностью выполнить все решения, принятые законодателями и президентом, и обеспечить все права граждан. Фондом будут выполнены все наши обязательства перед гражданами, в том числе на основе принципа социального казначейства. Прошу поддержать. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Доклад аудитора Счётной палаты Российской Федерации Сергея Ивановича Штогрина. Пожалуйста, Сергей Иванович. ШТОГРИН С. И., аудитор Счётной палаты Российской Федерации. Уважаемые Александр Дмитриевич, Сергей Александрович, уважаемые коллеги! Проект бюджета Социального фонда соответствует бюджетному, налоговому и профильному законодательству в сфере социального и пенсионного обеспечения. Это подтвердила выездная проверка, которую мы провели в фонде. Все социальные выплаты, государственные пособия, размер материнского капитала и страховые пенсии будут проиндексированы выше уровня инфляции, которая будет в текущем году. Страховые пенсии в 2026 и 2027 годах планируется ещё дополнительно проиндексировать - увеличить с 1 апреля в 2026 году на 5,5 процента, а в 2027 году на 4,1 процента. В результате среднегодовой размер страховой пенсии к 2027 году увеличится на 5370 рублей - до 27 тысяч рублей. Вместе с превышением темпов роста среднемесячной заработной платы над ростом размера пенсий будет снижаться отношение среднегодового размера страховой пенсии к среднемесячной заработной плате - с 24,5 процента в 2024 году до 22,6 процента в 2027 году. Также будет снижаться и соотношение среднегодового размера страховой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера - со 162,8 процента в текущем году до 135,4 процента в 2027 году. Это два важнейших показателя нашей пенсионной системы. В доходах бюджета Социального фонда на предстоящую трёхлетку основная доля будет приходиться на страховые взносы - порядка 72 процентов. В 2025 году из федерального бюджета будет выделен трансферт в размере 4 триллионов 22 миллиардов рублей, что на 1,4 триллиона меньше, чем в предыдущем, 2024 году. Уменьшение связано с тем, что в 2025 году не планируются трансферты на выплату страховых пенсий. Исполнение бюджета фонда прогнозируется в 2025 году с дефицитом где-то порядка 370 миллиардов рублей, а в последующие годы, 2026-й и 2027-й, с профицитом порядка 300 миллиардов рублей. Дефицит 2025 года будет покрываться за счёт остатка средств, который, по оценке, на начало 2025 года составит 700 миллиардов рублей. Таким образом, бюджет фонда на все три года будет сбалансированным. Расходы фонда в 2025 году по сравнению с текущим годом увеличатся более чем на 800 миллиардов рублей, и более 70 процентов этих расходов придётся на пенсионное обеспечение. Большую роль играет в бюджете фонда социальная поддержка семей с детьми: в 2025 году предусматривается 2 триллиона 325 миллиардов рублей, в последующие годы эта сумма будет увеличиваться. И основная доля этих расходов идёт на ежемесячные пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка. В проекте бюджета учтены все планируемые изменения социальных обязательств, в частности и выплата семьям, имеющим двух и более детей. Основные параметры бюджета фонда позволяют выполнить все социальные гарантии в условиях действующего законодательства. При этом отмечается, что на санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан в 2025 году предусмотрено 9,1 миллиарда рублей, в 2027 году - почти 10 миллиардов рублей. Данные средства позволяют обеспечить путёвками не более половины тех, кто стоит в очереди, а на 1 января 2025 года, как прогнозируется, там будет 477 тысяч человек. Есть замечания по расходам фонда на обеспечение его деятельности, хотя сумма не меняется, их доля составляет порядка 1,3-1,4 процента расходов фонда. Отсутствуют, например, нормативные обоснования для включения в расходы работодателей субсидий в размере 1,5 миллиарда рублей, для того чтобы можно было стимулировать приём граждан разных категорий, в том числе из других территорий, а также на создание условий для трудоустройства инвалидов. Кроме того, планируется расширить географию проведения пилотного проекта, эксперимента по отработке механизма приобретения услуг по комплексной реабилитации, абилитации инвалидов с помощью электронного сертификата. Заложено увеличение сумм по ряду субъектов Федерации - а этот проект будет распространяться не на три региона, как сейчас, а на 38 регионов - с 600 миллионов до 3,1 миллиарда. Однако нормативными документами эти изменения не обеспечены. Кроме того, есть проблемы у фонда и с капитальным строительством. В своём заключении Счётная палата отмечает риски неосвоения средств, планируемых на строительство и капитальный ремонт зданий. Ну, например, в 2025 году предусмотрено 4,7 миллиарда рублей, на 17 процентов больше, чем в текущем году, при этом по объектам строительства отсутствуют обосновывающие документы, решение о реконструкции центров реабилитации принято без оценки эффективности капитальных вложений, отсутствует проектно-сметная документация в отношении строительства по решению правительства реабилитационного центра в Москве стоимостью более 3 миллиардов рублей. Заканчивая выступление, хочу ещё раз подчеркнуть, что проект бюджета сбалансирован и финансирование, которое заложено, обеспечивает выполнение всех обязательств государства перед своими гражданами в рамках действующего законодательства. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Содоклад от Комитета по бюджету и налогам Натальи Алексеевны Орловой. Пожалуйста. ОРЛОВА Н. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам в рамках процедуры первого чтения внимательно изучил и обсудил проект федерального закона "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования... на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов". Сергей Александрович и Сергей Иванович достаточно подробно всё рассказали, в том числе и о тех замечаниях, которые есть, и о тех параметрах бюджета, которые были представлены. Я остановлюсь на ключевых особенностях представленного законопроекта в основном в рамках 2025 года. Во-первых, это возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам, которая была приостановлена с 2016 года. Во-вторых, в 2025 году в 23 раза увеличиваются расходы на выплаты пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации. В-третьих, с 2025 года меняется механизм начисления пособия лицам, ухаживающим за инвалидами, в размере 1200 рублей, на что комитет неоднократно обращал внимание. Так, данное пособие будет включено в пенсию как надбавка. В бюджете на 2025 год расходы на эти цели выросли более чем в 2 раза, количество получателей увеличится с 2,5 миллиона человек до 5,6 миллиона лиц, поскольку она будет назначаться автоматом без каких-либо условий. Эта надбавка будет ежегодно индексироваться вместе с пенсией - таким образом, при сохранении самой меры поддержки будет реализована задача по её ежегодному повышению. Также в бюджете фонда учтены ежемесячные выплаты более чем 600 тысячам человек, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы, в размере 10 тысяч рублей с ежегодной индексацией 1 февраля, независимо от категории лиц, осуществляющих уход. В 2025 году на эти цели предусмотрено 84 миллиарда рублей с приростом по сравнению с 2024 годом на 3 миллиарда. Основные характеристики представленного бюджета фонда предусматривают неукоснительное выполнение всех социальных обязательств - по выплате пенсий, пособий, социальных выплат, различных мер поддержки семей с детьми, в том числе в отношении граждан, проживающих в новых субъектах Российской Федерации. Так, индексация страховой пенсии с 1 января 2025 года составит 7,3 процента, социальные пенсии будут увеличены, как здесь было сказано ранее, более чем на 14 процентов. Федеральная социальная доплата, которая назначается, если прожиточный минимум пенсионера в регионе ниже, чем в целом по Российской Федерации и получателей которой более 3 миллионов человек, в 2025 году составит 155,5 миллиарда рублей. Одно из ключевых направлений - это детские выплаты, семейный и детский бюджет в бюджете фонда. На эти цели, на охрану семьи и детства, в 2025 году предусмотрено 2 триллиона 325 миллиардов рублей, что на 81,5 миллиарда больше, чем в этом году. Расходы на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка, а это 9 миллионов 900 тысяч детей, составят 1 триллион 734 миллиарда рублей с ростом на 98,5 миллиарда. Получателями материнского капитала будут 1 миллион 736 тысяч человек, и на эти цели планируется выделить 536,7 миллиарда рублей из расчёта на первого ребёнка, как было уже сказано, 676 398 рублей и на второго - дополнительно 217 437 рублей. По двум пособиям социального страхования в бюджете заложена ежегодная поддержка 1 миллиона 680 тысяч матерей и отцов, оформивших отпуск по уходу за ребёнком. Всего на социальное обеспечение населения в 2025 году предусмотрено 2 триллиона 381 миллиард рублей с ростом 255 миллиардов 300 миллионов рублей, или 12 процентов. При этом комитет отмечает, что имеются замечания по следующим позициям. Динамика расходов на санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно льготных категорий граждан показывает, что, хотя рост выделяемых средств и приводит к повышению числа граждан, получивших путёвки, кардинально проблема не решается, очередь не меняется. Необходимо комплексно пересматривать механизм предоставления данной социальной услуги. Также вызывает обеспокоенность обеспечение техническими средствами реабилитации. По информации Счётной палаты, несмотря на существенный рост расходов, не удаётся добиться стопроцентного уровня обеспеченности. И здесь есть, над чем поработать. Следующие замечания касаются ограничений перерасчёта пенсий. Страховые пенсии работающим пенсионерам повышаются ежегодно с 1 августа в результате перерасчёта, но при этом в параметрах перерасчёта есть предел - это три балла индивидуального пенсионного коэффициента. С 1 августа 2025 года пенсию перерассчитают 8 миллионам 100 тысячам человек, а с 1 августа 2026 года - 7 миллионам 600 тысячам человек. Из них ежегодно почти 3 миллиона человек, а это 30 процентов общей численности, могли бы получить перерасчёт в большем размере, если бы не установленный предел. Необходимо рассмотреть возможность более справедливого подхода в этой части. В заключение хочу отметить, что в поступивших в Комитет по бюджету и налогам заключениях Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, комитетов Совета Федерации, а также Счётной палаты Российской Федерации принятие законопроекта в первом чтении поддерживается. С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении при условии учёта замечаний при подготовке к рассмотрению во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ярослава Евгеньевича Нилова. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Выступая от имени комитета, докладывая позицию, которую зафиксировали своим большинством депутаты - члены комитета, хочу сказать следующее. Наше заключение подготовлено исходя из того документа, который мы рассматривали, - это бухгалтерский документ, где речь идёт о финансовых ресурсах, которые заложены, для того чтобы были реализованы в полном объёме все взятые на себя государством обязательства. Вот, проанализировав всё и обсудив на заседании, комитет пришёл к выводу, что финансирование запланировано, для того чтобы в полном объёме все взятые обязательства были выполнены. Я не буду повторять те моменты, о которых сказал предыдущий докладчик. Мы тоже отмечали определённые вещи, на которых мы должны сосредоточиться при доработке ко второму чтению и в дальнейшей работе. У нас есть определённые вопросы к системе и пенсионного страхования, и социального страхования, но это уже за периметром рассматриваемого законопроекта. Ещё раз скажу, что фонд в данном случае выступает в качестве оператора государственных функций и в качестве страховщика. При наступлении страховых случаев назначаются соответствующие выплаты и в случае, если соотносится гражданин, подходит под критерии нуждаемости, назначается соответствующая выплата. Вот на всё это средства заложены. Комитет это подтверждает и просит поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Также у нас предусмотрен содоклад от Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства. Нина Александровна Останина, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, я начну с пожелания. Сергей Александрович, вот с некоторого времени Минфин вместе с проектом федерального закона о бюджете представляет нам документ, который мы условно называем семейно-детским бюджетом. К сожалению, вы вместе с бюджетом фонда нам такой отдельный документ не представили. Если бы вы это взяли как задачу на будущее, то мы были бы вам, конечно, за это благодарны. Ну и мы, конечно, не можем согласиться с утверждением, что все социальные гарантии в отношении граждан выполнены. Правда, Сергей Иванович оговорился, что в рамках принятых законов, - значит, что-то с законами не так. Потому что если 20 процентов граждан могут позволить себе купить только продукты питания, а 60 процентов не могут позволить себе купить предметы первой необходимости, то это, наверное, как раз и свидетельствует о том, что не все социальные гарантии в отношении граждан мы исполняем. Безусловно, главное в нашей социальной политике государственной - это дети. 1,7 триллиона рублей - единое пособие, ещё 0,5 триллиона рублей - материнский капитал. Вот, собственно, две большие базовые позиции, которые заложены в бюджете Фонда пенсионного и социального страхования. Много это или мало? Вот тут всё время приводятся абсолютные цифры, а если сравним эти деньги с 29 триллионами рублей, которые по чьей-то воле были положены, находятся в западных банках, то абсолютно очевидно, что денег этих катастрофически мало, и в сравнении с 29 триллионами, которые заморожены сегодня в качестве активов, - ну разве это деньги? Сколько получателей выплат? Точно мантру, второй год подряд твердим: 10 миллионов детей. А их 30 миллионов! Вот мы, взрослые дяди и тёти, сидящие в этом зале, вы, сидящие в ложе, двух детей обошли, а третьему дали подарок. Мне неудобно, мне стыдно за это! Поэтому давайте, коллеги, всё-таки пересматривать критерии выплаты единого пособия. Разве это та сумма, которая позволит сегодня семье не выживать, а жить? Давайте отойдём от одного прожиточного минимума, это небольшие деньги, 10-12 тысяч в регионах, а 400 граммов масла стоят 1 тысячу. Я не знаю, что можно позволить себе... действительно, не разбежишься на вот эти деньги. У нас даже материнский капитал - суммы гораздо больше вы озвучили: 600 тысяч, 900 тысяч рублей - выплачивается без учёта критериев. Правда, мы говорим, что 90 процентов маткапитала люди тратят на приобретение жилья, - да не купить жильё на эти деньги, понятно, что в любом регионе Российской Федерации сейчас цены на жильё гораздо больше. А что делать? Доплатить надо и на третьего, и на четвёртого, и на пятого ребёнка, и тогда это будет стимулирующая мера. И сегодня очень много говорили здесь, как мы заботимся о наших детях-инвалидах. Да, на санкур 1 миллиард добавили, но сегодня ребёнок- инвалид отдыхает раз в три года. Сергей Александрович пообещал, что будет раз в два года. Мы не можем с этим согласиться, не можем даже при условии, что отдельная очередь будет для детей-инвалидов участников спецоперации. Хотели бы в ответном слове всё-таки услышать от вас обещание, что у нас хотя бы каждый ребёнок-инвалид получит возможность летом отдохнуть. Ну, вырастут на 35 процентов расходы на оплату четырёх дополнительных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами. Но выплата тем, кто ухаживает за ребёнком-инвалидом или инвалидом с детства, но не является родителем или опекуном, - 1200 рублей. Сколько раз с этой трибуны будем произносить мы, представители всех фракций, эту сумму стыдливо и обращаться к вам: вы когда предложите нам какое-то решение? Потому что 1200 - это, повторяю, не та сумма... эта сумма даже не заслуживает того, чтобы мы её обсуждали сегодня! Коллеги, мы понимаем, что бюджет Фонда пенсионного и социального страхования, по сути дела, только отражает сегодняшние реалии, а мы-то хотим изменить нашу государственную политику, мы-то хотим повернуть её лицом к людям! Поэтому, конечно, нам нужны прорывные меры, и просили бы всё-таки Фонд пенсионного и социального страхования вместе с нами ко второму чтению учесть наши пожелания, тогда мы пойдём вместе с вами. Пока фракция не может поддержать бюджет фонда социального страхования. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к вопросам. От фракции КПРФ - Нина Александровна. Ваш вопрос, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Прошу прощения, выступала от комитета: голоса в комитете разделились - об этом говорил представитель комитета по бюджету, - большинством голосов комитет поддержал бюджет фонда, но три депутата проголосовали против. Вопрос. С 2026 года заработает Федеральный закон "О ежегодной семейной выплате гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей", 101 миллиард рублей выделяется на это из фонда социального страхования. Но, учитывая катастрофическое положение дел в демографии, тот демографический вызов, который брошен сейчас нашей стране, тот факт, что в 2024 году коэффициент рождаемости составляет даже не 1,4, а 1,3, мы обратились к фонду с просьбой, чтобы эта мера была распространена и на семьи с одним ребёнком, попросили посчитать, сколько будет стоить, так сказать, эта процедура. Нам пообещал фонд посчитать - готово ли, есть ли эта цифра? Мы будем вносить поправку ко второму чтению. ЧИРКОВ С. А. Уважаемая Нина Александровна, большое спасибо за вопрос. Действительно, в нашем бюджете с 2026 года заложено более 100 миллиардов на эту налоговую выплату для семей с двумя и более детьми, все расчёты сделаны исходя из данного показателя, почти 4 миллиона семей будут претендовать на эту выплату. Сейчас фонд осуществляет подготовку к реализации данной меры, и, как мне представляется, в рамках данной подготовки и реализации необходимо будет делать выводы о дальнейшем развитии данной меры. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Каргинов Сергей Генрихович. КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Александрович, фракция ЛДПР с 2016 года настаивала на возврате индексации пенсий работающим пенсионерам. В долгом споре о том, возвращать индексацию или не возвращать, поставил точку президент - в следующем году пенсии будут индексированы в том числе работающим пенсионерам. Хотелось бы, чтобы вы уточнили, заложены ли в бюджете фонда средства, необходимые для осуществления индексации пенсий работающим пенсионерам, с учётом того что в нашей стране проживает порядка 8 миллионов человек такой категории? ЧИРКОВ С. А. Спасибо огромное за вопрос. Уважаемый Сергей Генрихович, докладываю, что все средства на индексацию пенсий и работающим, и неработающим пенсионерам с 1 января 2025 года в бюджете фонда есть, они уже в общем бюджете. Если говорить о конкретных суммах, то это больше 106 миллиардов рублей на индексацию пенсий работающим пенсионерам с 1 января. Все средства есть, в настоящее время фонд готовится к исчислению индексации и проводит подготовительные работы, доработку своих информационных систем. И соответственно, в январе уже наши граждане, и работающие, и неработающие пенсионеры, получат пенсии с учётом индексации. Более того, как вы знаете, у нас пенсия платится досрочно тем, у кого по графику выплата в начале января, поэтому в декабре уже будут многим суммы с учётом индексации выплачены. Так что всё в порядке, фонд организует данную работу и всё выплатит нашим гражданам. Большое спасибо за вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Сергей Александрович, с 1 января 2025 года выплаты по уходу за инвалидами и пожилыми гражданами будут включены в размер пенсии с последующей индексацией, следовательно, материальное обеспечение пенсионеров увеличится. Но есть переживания по поводу того, что, получается, некоторые граждане могут утратить право на социальную доплату, - вот так ли это? И как принятое решение может повлиять на получение социальной доплаты к пенсии? ЧИРКОВ С. А. Уважаемая Яна Валерьевна, огромное спасибо за вопрос. Действительно, состоялось, как мне кажется, очень важное решение, законодатель принял норму о том, что теперь надбавка на уход включается в размер пенсии и тоже будет индексироваться, те самые 1200 рублей. Это очень положительная норма, с нашей точки зрения, потому что теперь эту выплату будут получать у нас больше 5 миллионов человек, точнее, 5,6 миллиона человек, сейчас получающих её в 2 раза меньше. И это очень удобно: выплата будет без заявления устанавливаться, проактивно и не надо будет искать людей, тех, кто ухаживает, - то есть всё сделано для удобства и повышения уровня пенсионного обеспечения наших сограждан. Ваш вопрос действительно очень правильный, он возникал на стадии подготовки законопроекта, и сейчас он уже решён, естественно в пользу пенсионеров. Государственная Дума приняла буквально два дня назад закон, согласно которому данная сумма не входит в расчёт общего уровня материального обеспечения пенсионера, - таким образом, социальная доплата будет платиться им так же, как и ранее платилась, и ничьи права не будут нарушены. За это отдельное спасибо, огромное спасибо законодателю. Фонд тоже это всё реализует. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плякин Владимир Владимирович, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Добрый день, в бюджете фонда на 2025 год предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, правила по реализации которого утверждены Правительством Российской Федерации. На данный момент в пилотном проекте участвуют всего три субъекта - это Рязанская, Свердловская и Тюменская области. Планируется ли расширение перечня пилотных регионов в ближайшее время? ЧИРКОВ С. А. Спасибо огромное, уважаемый Владимир Владимирович, за вопрос. Действительно, в настоящее время фонд вместе с Минтрудом и регионами проводит такой пилотный проект по комплексной абилитации, реабилитации детей-инвалидов, он очень успешный. Сейчас его реализуют три региона - это Рязанская область, Екатеринбург и Тюменская область. И принято решение данный проект расширять, поскольку он имеет такое важное социальное значение, и в следующем году денег уже выделяется в 2 раза больше, не 300 миллионов, а 600 миллионов, а также подключаются ещё три региона - Удмуртская Республика, Московская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Тем самым пилотный проект расширяется, я думаю, что у него очень хорошие перспективы. Фонд будет реализовывать и также вам докладывать о его итогах. Большое спасибо за вопрос, Владимир Владимирович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коробова Ольга Владимировна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". КОРОБОВА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Александрович, не так давно был принят федеральный закон о получении остатков неиспользованных средств материнского капитала в сумме до 10 тысяч рублей в качестве единовременной выплаты. По прогнозам, должно быть более 700 тысяч человек, получателей. Скажите, пожалуйста, есть ли уже какие-то промежуточные итоги и каковы планы фонда на следующий год? ЧИРКОВ С. А. Спасибо огромное, уважаемая Ольга Владимировна, за вопрос. Действительно, в августе законодатель принял решение о том, что теперь есть новое направление расходования средств материнского капитала - выплата остатков тем лицам, у которых остатки составляют 10 тысяч рублей и менее. Закон был принят в августе, как я сказал, текущего года, и с сентября фонд его активно реализует. Также были доработаны информационные системы, электронные заявления выведены на портал госуслуг. И сейчас уже могу констатировать, что к нам обратилось 130 тысяч человек за выплатой этих остатков, деньги они уже получили, почти 500 миллионов рублей уже использовано на данную меру. И фонд её будет также в дальнейшем реализовывать, она теперь носит постоянный характер. И, по нашей оценке, на текущий момент право на получение вот этих остатков имеют 630 тысяч человек. Мы это всё будем реализовывать, и в дальнейшем мера будет носить постоянный характер. У людей будут появляться остатки, и они будут эти деньги получать, причём только путём подачи одного заявления на портале, которого достаточно для этого, очень удобный способ. Большое спасибо за вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёхин Андрей Анатольевич, фракция КПРФ. АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Александрович, согласно Конвенции Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" коэффициент замещения, то есть соотношение средней пенсии и средней заработной платы, должен составлять не менее 40 процентов. В 2015 году, накануне отмены индексации пенсий работающим пенсионерам, он приближался к 33 процентам. В 2018 году при повышении пенсионного возраста нас уверяли, что это делается в интересах пенсионеров, которым обещали, что рост их пенсий будет выше инфляции. В настоящее время, по данным Федерации независимых профсоюзов России, коэффициент замещения составляет лишь 24 процента, другими словами, повышение пенсионного возраста привело к снижению реальных пенсий. Будет ли исполняться конвенция, и если да, то когда? Необходимо отметить, что в 2025 году индексация пенсий планируется на уровне 7,3 процента, но, по мнению экспертов, рост цен на товары и услуги... (Микрофон отключён.) ЧИРКОВ С. А. Уважаемый Андрей Анатольевич, большое спасибо за вопрос. Что касается коэффициента замещения и конвенции Международной организации труда. То, о чём мы сейчас говорим, - это в первую очередь отношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы. В конвенции МОТ, скажем так, другие требования, другой подход к этому вопросу, там оценивается типовой получатель пенсии с иждивенцами и с учётом длительного стажа работы, то есть это такой более серьёзный актуарный показатель, и по нему, конечно, надо разговаривать, общаться вместе с вами, как его выводить, методику определять и так далее. А тот показатель, который мы обсуждаем и о котором вы говорили, касается пенсий всех видов, не только пенсий по старости, для которых коэффициент замещения измеряется, но и по инвалидности и по потере кормильца. То есть здесь, конечно, необходимо иметь в виду данный аспект, который содержится в этой конвенции, и обсуждать это с учетом её положений. Что касается индексации пенсий, хотелось бы отметить следующее. Согласно действующему нормативному регулированию пенсии индексируются на уровень инфляции. Это один из способов, который содержится в тех же самых конвенциях, в международном праве и в нашем законодательстве, осовременивания пенсии. Как нам представляется, он сейчас является наиболее объективным. Фонд формирует свой бюджет на основе показателей развития нашей страны, прогнозов, и поэтому, как представляется, данный коэффициент обеспечит, соответственно, увеличение размера пенсий. Плюс ко всему надо здесь не забывать, что одновременно с этим было принято решение, о котором я уже говорил, все про это говорили и знают, о возвращении индексации, о возобновлении индексации пенсий работающим пенсионерам. Большое спасибо за вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович, фракция ЛДПР. НАУМОВ С. А. Уважаемый Сергей Александрович, я задам вопрос, который наши граждане в Магнитогорске попросили задать, он касается технических средств реабилитации. Не так давно заработал новый механизм сертификата на получение технических средств реабилитации, он пользуется популярностью у наших избирателей. Хотелось бы понять, как вы оцениваете эффективность такого инструмента и заложены ли в рассматриваемом проекте бюджета достаточные средства, для того чтобы самые разнообразные технические средства реабилитации можно было с помощью сертификата приобретать? ЧИРКОВ С. А. Уважаемый Станислав Александрович, большое спасибо за вопрос. Докладываю о том, что действительно, и с моей точки зрения, электронный сертификат является, пожалуй, наиболее удобным способом обеспечения граждан с инвалидностью средствами реабилитации, потому что он выдаётся в кратчайшие сроки, его можно активировать в любом регионе нашей страны, существует большое количество магазинов, которые занимаются этим сертификатом, в том числе маркетплейсы. И могу констатировать, что этот проект у нас начал развиваться фактически с начала 2022 года, там, с конца 2021 года, и постоянно идёт рост количества лиц, которые им пользуются. То есть всего, считайте, вот с 2022 года уже выпущено более 1,7 миллиона сертификатов, из них почти миллион уже в этом году. Если мы говорим о цифрах, то в этом году уже 53 процента средств - это как раз электронные сертификаты. И естественно, деньги на электронные сертификаты заложены, соответственно, и на 2025-й, и на 2026 год. И представляется, что благодаря такому удобному современному способу этот вариант обеспечения будет активно развиваться и находить всё большее количество клиентов - граждан, которые этим будут пользоваться. Большое спасибо за вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Григорьев Юрий Иннокентьевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". ГРИГОРЬЕВ Ю. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Сергей Александрович, остатки средств бюджета фонда на начало периода в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, составляют на 1 января 2025 года 683 миллиарда рублей, 369 миллиардов пойдёт на погашение дефицита в 2025 году, но на начало 2026 и 2027 годов предполагается профицит - 320 миллиардов и 338 миллиардов рублей соответственно. Вопрос: почему пенсионный фонд не предполагает направить остатки средств, которые по итогам трёх лет составят в среднем более 500 миллиардов рублей, на улучшение положения пенсионеров или иных незащищённых социальных групп? ЧИРКОВ С. А. Спасибо огромное за вопрос. Уважаемый Юрий Иннокентьевич, хотел бы отметить, что Социальный фонд является страховщиком по трём видам социального страхования - это пенсионное страхование, о котором вы говорите, страхование на случай временной нетрудоспособности и страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве. По пенсионному страхованию бюджет у нас сбалансирован, дефицита или профицита не имеется на ближайшую трёхлетку. А что касается сумм, которые вы назвали, это профицит по двум видам социального страхования: на случай временной нетрудоспособности и от несчастных случаев. Это общая сумма, а если более конкретно, то в 2025 году у нас по страхованию на случай временной нетрудоспособности - 184 миллиарда рублей, по страхованию от несчастных случаев - 118 миллиардов рублей. Но необходимо помнить о том, что согласно действующему закону перекрёстное финансирование не допускается и средства по каждому виду социального страхования могут быть использованы только на данный вид социального страхования, то есть соответственно на пособие по беременности и родам, например, в случае временной нетрудоспособности и так далее. Могу заверить вас, уважаемые депутаты, уважаемый Юрий Иннокентьевич, что фонд будет активно мониторить ситуацию с бюджетом, анализировать ход его исполнения и вместе с министерством труда и с законодателями, конечно, готовить решение, направленное на совершенствование обслуживания по данным видам социального страхования. Большое спасибо за вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скрозникова Анна Валерьевна, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". СКРОЗНИКОВА А. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Сергей Александрович, чем обусловлено снижение в следующем году расходов на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение такой категории инвалидов, как инвалиды вследствие военной травмы? Благодарю. ЧИРКОВ С. А. Спасибо за вопрос, уважаемая Анна Валерьевна. Хотел бы сказать, что все расходы, которые заложены в бюджете фонда, в том числе на данную доплату к пенсии, ежемесячные выплаты инвалидам вследствие военной травмы, посчитаны исходя из численности фактической, поэтому денег хватит, деньги на эту категорию, естественно, есть, все права будут обеспечены. И также необходимо иметь в виду, что данная доплата выплачивается органом, который осуществляет пенсионное обеспечение гражданина, то есть платит Социальный фонд, а, например, силовые органы платят своим пенсионерам. Денег достаточно, и все обязательства будут выполнены. Большое спасибо за вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарасенко Михаил Васильевич. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Александрович, в проекте бюджета предусмотрено увеличение средств, направляемых страхователями на предупредительные меры по производственному травматизму. Более того, в этом году произошло разделение этого направления работы на две самостоятельные составляющие - профилактику и реабилитацию. Мой вопрос: как вы полагаете, можем ли мы рассчитывать на улучшение показателей страхования за счёт этих новаций и когда? ЧИРКОВ С. А. Уважаемый Михаил Васильевич, большое спасибо за вопрос. Действительно, превентивные меры, или предупредительные меры, с моей точки зрения, играют очень большую роль в профилактике заболеваний, в снижении травматизма, потому что, конечно, легче, лучше предупредить, чем потом организовывать расследование несчастных случаев. Те средства, которые выделяются, эффективно расходуются на различные цели нашими страхователями, в том числе, например, на медосмотры, на санаторно-курортное лечение дополнительное, на закупку средств индивидуальной защиты. Более того, уже могу констатировать: как наш анализ показывает, в тех организациях, которые активно используют так называемые превентивные меры, профилактику, происходит снижение уровня травматизма и профессиональных заболеваний. Например, мы провели анализ буквально в этом году 400 работодателей - страхователей из 25 отраслей, который показал, что у тех страхователей, которые используют данное направление работы, произошло снижение уровня травматизма и профессиональных заболеваний на 30 процентов, по ряду страхователей доходит до 50 процентов. Это очень позитивный эффект, и я думаю, что дальнейшее развитие данных мероприятий позволит ещё улучшить положение наших граждан, которые трудятся в особо опасных условиях труда. Большое спасибо за вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, спасибо. Переходим к выступлениям представителей фракций. Фракция КПРФ - Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые депутаты, бюджет объединённого Социального фонда - это отражение политики государства в социальной сфере. Я напомню, что в течение десяти лет пенсионная реформа в Российской Федерации проходит. Её основной целью является, естественно, сокращение расходов и балансировка, как нам говорили. Ну как это можно сделать? Первое - это, конечно, сократить размер пенсий, непопулярная мера, но при отсутствии индексации пенсий работающим пенсионерам долгое время она тоже работала. Вторая мера - уменьшить число пенсионеров. Третья мера - это, естественно, увеличить налоги. Давайте разберём вторую меру, она, наверное, такая более понятная. Первый шаг - это балльная система. Я напомню, что сегодня получить пенсию можно при достижении пенсионного возраста и при наличии соответствующих пенсионных баллов. Так вот, по итогам прошедших лет к 2027 году порядка 500 тысяч наших граждан будут получать социальную пенсию. Эта пенсия, напомню, практически в 2 раза меньше трудовой страховой пенсии, ну и назначается на пять лет позже. Экономия? Безусловно! Второй шаг - это, естественно, пенсионная реформа, которая шестой год идёт. Ну, количество пенсионеров снизится за это время, до 2027 года - на 1,5 миллиона человек. Тоже, понимаете, экономия. Что обещали пенсионерам? Первое, обещали, что индексация пенсий будет происходить темпами, опережающими инфляцию. По итогам прошлого года индексация - 7,5, официальная инфляция - 7,42. Что такое официальная инфляция, мне вам объяснять, наверное, не надо. На будущий год - 7,3, и Росстат, я думаю, готовит сегодня предложения и, скорее всего, выполнит свою задачу: инфляция так и будет 7,3, хотя по факту она гораздо выше в этом году. Вторая цель - это рост покупательной способности пенсии. Ну, здесь, конечно, большая беда. На момент начала реформы по отношению к прожиточному минимуму пенсионера средняя пенсия составляла 188 процентов, в ближайшую трёхлетку она будет убывать - 153, 142 и 135 процентов соответственно. Можно, конечно, говорить об изменении методики, но факт остаётся фактом: это минимум. Иными словами, у нас в результате пенсионной реформы практически на 40 процентов упадёт покупательная способность пенсий наших пенсионеров. Третье - это рост средней пенсии по отношению к средней заработной плате. Мы говорили об этом, это как раз соответствует конвенции Международной организации труда, которую мы здесь принимали, хлопали в ладоши. То же самое: это соотношение было 35 процентов в 2017 году, а к 2027-му мы придём с соотношением 22,6 процента. На 52 процента уменьшится по отношению к средней заработной плате средняя пенсия в Российской Федерации. Ну и, естественно, в 4 раза падает благосостояние пенсионера, когда он выходит на пенсию и оставляет работу. Было ли повышение налогов? Было. Кстати, в 2022 году была принята во втором чтении, как обычно, хитрая поправка, которая ввела соответствующую методику по расчёту единой предельной базы для начисления социальных взносов. Мы её не заметили, потому что опять это было сделано в рамках совершенно другого закона и без обсуждения. В результате страховые взносы, например, по итогам 2023 года увеличились сразу на 23 процента и частично закрыли, или сбалансировали. В 2024 году, я напомню, вообще нет соответствующих бюджетных трансфертов на балансировку нашей пенсионной системы - не требуются они! Но что самое интересное, в 2025 году вообще нет никаких межбюджетных трансфертов пенсионному фонду - ни трансфертов, связанных в данном случае с выпадающими доходами, ни трансфертов, связанных с пониженными тарифами, которые установлены для некоторых категорий, ни трансфертов на валоризацию. Можно, конечно, сказать, что это мы будем компенсировать за счёт остатков переходящих, но приблизительно такая же история на 2026 и 2027 годы. В 2026 году - 358 миллиардов, для понимания: объём этих же трансфертов в 2024 году составлял 1 триллион 375 миллиардов рублей, а в 2027-м вообще 145 миллиардов рублей - в 10 раз практически эти трансферты уменьшаются. О чём это говорит? Что за счёт увеличения страховых взносов, за счёт отсутствия увеличения размера пенсий, за счёт сокращения числа пенсионеров федеральный бюджет сегодня балансирует пенсионный фонд. То есть мы на сегодня за счёт страховых взносов выполняем функции федерального бюджета именно по тем категориям, про которые я вам говорил. Это нечестно и неправильно совершенно. Понятно, что в 2026-2027 годах даже этот механизм позволит повышать пенсию в опережающем порядке, но поступило очень интересное письмо в адрес профсоюзов: мол, не против ли профсоюзы, чтобы пенсионный фонд тратил страховые взносы ещё на какие-то дополнительные способы, скажем так, или методы, пока неизвестно какие? Профсоюзы были против, мы тоже. Теперь конкретно некоторые замечания. Ну, первое - это опять рост расходов на управление. Мы в прошлом году говорили, что этот рост расходов составлял 16 процентов, в этом году - 11,6. Явно превышает инфляцию. И управленческие расходы будут составлять 1,4 процента, в то время как в прошлом году было 1,3 процента. Причём финансируется сегодня фонд за счёт страховых взносов, притом что выполняет сегодня, наверное, наполовину функции государственного органа, как раз предоставляя те самые государственные выплаты, о которых мы говорили. И было бы правильно, наверное, и справедливо, чтобы государственный бюджет финансировал, так же как и некоторые льготы, связанные с госслужбой и с приравниванием этой госслужбы к другим федеральным органам. Я говорю про получение квартир (там такое появилось) и ещё некоторые дополнительные льготы. Федеральный бюджет должен взять это на себя. Что касается эффективности работы самого фонда, здесь тоже есть вопросы. Ну, первое, дополнительные средства. Они, кстати, поступили не только в фонд пенсионный, но и, естественно, в фонд ОМС (мы видели сегодня, они там сразу в нормированный страховой запас попали), и в фонды другие, в данном случае прежние другие. То есть, например, по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний будет профицит 188 миллиардов рублей, и фонд предлагает разместить их на год на депозитах под 8,6 процента. Вдумайтесь: ключевая ставка сегодня 19 или 18, а фонд предлагает разместить их по ставке в 2 раза ниже! С какой стати и кто такую эффективность обращения со страховыми взносами позволил? Стройка, об этом говорила Счётная палата: на 1 сентября этого года фонд освоил 7 процентов капитальных затрат, которые ему были предложены. Более того, на будущий год мы опять планируем затраты, которые не обеспечены ни проектно-сметной документацией, ни какими-то возможностями выполнить это самое. Ну вот, например, московский центр, про который говорили, 3 миллиарда цена - в этом году даже на ПСД деньги не были освоены! А деньги в полном объёме предусмотрены. С какой стати, почему и кто ответит за эту неэффективность, тоже совершенно непонятно. ГИС "ЕЦП", куда включили наконец систему фонда, почему-то после включения её в эту единую систему стала требовать затрат в 3,2 раза больше, хотя средства должны были быть сэкономлены. И наконец, по госфункциям - здесь тоже были вопросы по инвалидам. Самое главное, что в течение трёхлетки мы фактически будем компенсировать недостачу средств из федерального бюджета, во-первых, за счёт средств страховых взносов, во-вторых, за счёт того, что не будем повышать пенсии пенсионерам, в-третьих, за счёт сокращения числа пенсионеров. Мы считаем, что пенсионная реформа сегодня может быть полностью отменена в данных условиях и это никак не повлияет на финансовое состояние фонда. Ну и самое главное, при таком подходе мы не можем голосовать за бюджет этого фонда. Будем голосовать против. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич от фракции ЛДПР. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Выступая от имени фракции ЛДПР, хочу подтвердить нашу позицию, обозначенную ранее: мы поддержим данный проект закона. Мы рады, что наконец, те вещи, которые мы пропагандировали, к которым призывали, вносили проекты законов - о том, чтобы вернуть индексацию пенсий работающим пенсионерам... Наконец, этот вопрос был решён, президент поставил точку, мы законодательно урегулировали, и деньги в фонде на это уже есть. Уже в конце декабря те, кто получает пенсию в начале месяца, смогут получить её в проиндексированном виде, в том числе работающие пенсионеры. Кроме этого, мы предложили продлить уже привычную практику индексировать страховые пенсии 1 января. Если бы мы не приняли те изменения, которые мы рассмотрели несколько дней назад, то пенсии были бы проиндексированы 1 февраля, однако страховые пенсии проиндексируют 1 января, в том числе те, кто будет получать в конце декабря, получат уже в проиндексированном виде. Это тоже было наше предложение, и оно было учтено при рассмотрении прежних документов. Индексация практически на 16 процентов прожиточного минимума, и это будет влиять на... Вообще, прожиточный минимум и МРОТ - это две ключевые величины, которые влияют на всю социальную сферу, поэтому индексация социальных пенсий 1 апреля будет выше, чем было бы, если бы не была использована медианная методика, и на это тоже деньги заложены. МРОТ влияет на определённые выплаты, на пособия, в том числе на пособие по безработице, соответственно, деньги в фонде на это тоже заложены. Те вещи, о которых говорила Нина Александровна Останина, проблемные вещи - да, есть, мы с этим тоже согласны, это вне рамок данного документа. Например, критерии нуждаемости при назначении пособий семьям, имеющим детей, регулируются нормативным правовым актом правительства, и если этим критериям они соответствуют, то, соответственно, фонд выплачивает. Здесь у нас есть вопросы в части механизма, но нет вопросов к фонду, здесь надо менять механизм. И, завершая своё короткое выступление, на что хотел бы обратить внимание и о чём хотел предложить подумать, в том числе с учётом того, что здесь находится руководство и фонда, и министерства труда. Мы в прошлом году проводили выездное заседание комитета в Кабардино-Балкарии и посещали там клиентские службы Социального фонда. И там у нас родилась идея, чтобы часть функций и часть услуг, которые оказывает многофункциональный центр, были переданы в клиентские службы Социального фонда. Это было бы очень удобно для наших граждан. Вот Чеченская Республика это в пилотном режиме самостоятельно уже сделала - это очень удобно. Призываю то же самое сделать и в других клиентских службах по всей стране, соответствующее обращение в адрес Татьяны Алексеевны Голиковой было направлено. Я понимаю, что там есть определённые вопросы со стороны других ведомств, но это в интересах граждан. Это несложно, это надо сделать, тем более что практика уже хорошая есть и у граждан это явно будет востребовано. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, говоря о бюджете Фонда пенсионного и социального страхования на следующую трёхлетку, конечно, нельзя не вспомнить об индексации пенсий работающим пенсионерам, о вопросе, который длился, как здесь справедливо было сказано, с 2016 года, и вот он наконец-то решается, и это предусмотрено в бюджете. Но я здесь всё-таки вспомнил бы ещё и о том, что все эти годы, например, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." составляла конституционный запрос о том, насколько это законно, не выплачивать индексацию пенсий. И можно было бы вспомнить, что три партии из пяти не дали ни одной подписи под этим обращением, но мы об этом вспоминать не будем. Мне здесь больше нравится формула, которую предложил Председатель Думы: давайте мы скажем, что это был "закон Путина" и он принят. А я добавил бы, что он принят после того, как на встрече с президентом Сергей Михайлович Миронов представил расчёты, конкретные расчёты, показывающие, что отсутствие индексации пенсий работающим пенсионерам вредит бюджету, потому что лишает его доходов, которые перекрывали бы затраты на эту индексацию, потому что люди, которые работают, в итоге перестают прятаться и официально платят налоги. Но не будем об этом, об этом уже много говорили. Всё-таки по самому фонду. Знаете, мы не согласны с тем, что надо рассматривать фонд как некий технический, операционный институт: приняли закон, и он распределяет эти средства, и всё. Так и не так. Когда был отдельный социальный фонд, который занимался выплатами и социальными услугами, можно было бы согласиться, и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", кстати говоря, традиционно поддерживала работу социального фонда. А вот по Пенсионному фонду всегда были вопросы, и сейчас, когда возник объединённый фонд, эти вопросы остаются. Они становятся ещё острее, потому что фонд всё равно является частью системы, пенсионной и социальной системы, и он является её узловым элементом. Но главный минус этой системы в посредничестве между деньгами людей и их пенсиями. Деньги, которые они заработали, и пенсия, которую они должны получить, - вот тут, на этом участке, возникает посредник в лице фонда, теперь уже объединённого фонда, то, о чём мы говорили, что это не нужно делать. Но вот что мы имеем в итоге? Система-то несправедливая, управление деньгами, собранными с людей, происходит совершенно в другом направлении. Тут приводилось много примеров, я не буду повторяться, я про долю от ВВП скажу: в 2018 году доля пенсий от ВВП составляла 8 процентов, в 2024 году - 5,6 процента, в 2025-м - 5,2 процента, в деньгах это получается сокращение почти в 2 триллиона. Эти 2 триллиона позволили бы поднять пенсии на 54 процента, мы посчитали. Этого не происходит. Почему этого не происходит? Ну, потому, что происходит управление этими деньгами. Про коэффициент утраченного заработка уже было сказано. Дальше. Накопительная система - ну просто смешно на фоне той инфляции, которая сейчас есть. Система, которую предложили, о которой сказано, что она как бы позволяет сегодня гражданам долгосрочно накапливать, - ничего этого не будет, через 15 лет эти деньги будут фантиками, и мы честно об этом говорили при принятии этого закона. Это всё элемент системы. Дальше. Доля к заработной плате, понятно, снижается, покупательная способность пенсии снижается. Я приведу примеры. Вот мы говорили: дайте, например, детям-инвалидам, потерявшим родителей, возможность не лишаться пенсии по потере кормильца, если они получают пенсию по инвалидности. Нам было отказано в этом зале и в правительстве. Мы говорили: дайте возможность многодетным женщинам учитывать соответствующий срок в их страховой период. Нам сказали: нет, нельзя, потому что страховые взносы формируют их пенсию, как же они из пустоты возникнут, эти пенсии? А вот когда мы говорим о регрессивной шкале пенсионных взносов, то здесь это работает в обратную сторону: коллеги, оказывается, богатым можно платить в 2 раза меньше в Социальный фонд, не 30 процентов, а 15. И никто не задаёт вопрос: "А почему это, с какой стати?" - так же как задавали по многодетным. Этот вопрос не задаётся, но он стоит, потому что доверие к системе падает из-за этого. И все вот эти вопросы сейчас продолжаются. Конечно, трудно не заметить изменений, связанных с увеличением выплат по беременности, в связи с индексацией пенсий, которая, как мы считаем, должна быть гораздо больше. Тем не менее вопросы остаются. Главный минус системы в том, что она остаётся по-прежнему несправедливой и сокращение финансирования из бюджета, как бы мотивированное тем, что, смотрите, возросли платежи от заработной платы и фонд стал зарабатывать больше... Но раз он стал зарабатывать больше, так давайте пенсии поднимем. Нет, мы их не будем поднимать настолько, насколько нам позволяет повышение этих сборов. Мы просто отнимем бюджетный трансферт на 1,4 триллиона рублей. Тем самым мы примерно 15 процентов от пенсий недодаём, коллеги. Поэтому что хочется сказать? Позиция наша следующая: есть куда совершенствоваться во втором чтении с учётом тех претензий, которые были высказаны, но на данном этапе фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" воздержится от поддержки этого бюджета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "НОВЫЕ ЛЮДИ" - Авксентьева Сардана Владимировна. АВКСЕНТЬЕВА С. В. Уважаемые коллеги, рассматривая данный вопрос, конечно, мы должны обязательно отметить те позитивные моменты, которые происходят и будут происходить, в частности, долгожданную индексацию пенсий работающим пенсионерам. Но (как сказать-то?) невозможно не сказать о том, что всё-таки ожидали индексацию пенсии за все периоды, пока она была заморожена, но произошла только текущая индексация. Так что опять же нам есть к чему стремиться и ради чего дальше работать. Следующее. Конечно, мы много, и наша фракция в частности, говорили о системе долговременного ухода, о том, что это очень хорошая программа, которая заработала у нас в стране. И вот цифра, что примерно 170 тысяч нуждающихся уже пользуются этой программой, - это хороший показатель, но мы понимаем, что как целевое значение у нас стоит полмиллиона, пока к этому стремимся. Вместе с тем с вот этими 1200 рублями компенсации выпадающих доходов заработной платы для тех, кто ухаживает за инвалидами, тоже у нас есть позитивные изменения. Например, для пенсионеров они теперь как бы в беззаявительном порядке будут назначаться, просто вместе с пенсией их будут получать. Это вроде хорошо, но мы лишили этих денег, пусть даже и небольших, ухаживающих, тех, кто ухаживает за инвалидами I группы. И я считаю, что пока система долговременного ухода в полную силу не заработала, это как бы преждевременное решение. Здесь у нас есть взаимопонимание с руководством Социального фонда, мы понимаем, что есть огрехи, знаем, что с ними делать дальше, - будем работать. Ну и конечно, важно отметить, что всё-таки существенно увеличено финансирование федерального проекта "Старшее поколение", рост составил 7,8 миллиарда рублей. И мы все должны поблагодарить фонд за такие достойные результаты, тем более мы понимаем, в каких условиях принимается бюджет и что во многом он является компромиссным. Мы имеем по бюджету вопросы, но и понимаем все сложности его составления. Прежде всего, мы, конечно, отмечаем, что меняется вообще порядок взаимодействия между федеральным бюджетом и Социальным фондом, и теперь это будет один трансферт. И конечно, мы понимаем, что государство по закону обязано все свои социальные обязательства исполнять, но я думаю, что здесь как раз задача депутатов - держать руку на пульсе, своевременно реагировать, если что-то у нас пойдёт не так, потому что всё новое должно очень хорошо контролироваться на этапе исполнения и внедрения, и очень многое будет зависеть от грамотной работы самого фонда. Фонд на самом деле работает сегодня с огромным массивом данных: практически вся страна, каждый житель России имеет, так или иначе, свои индивидуальные счета - будем надеяться, что всё-таки новый порядок нормально заработает. Следующий момент - это, конечно, снижение количества застрахованных лиц, получающих высокий индивидуальный пенсионный коэффициент. Среднемесячная заработная плата на 2025 год прогнозно составит около 100 тысяч рублей, при этом в 2025-2027 годах, чтобы застрахованное лицо получало 10 баллов - а это максимальный размер, - человек должен зарабатывать ежемесячно 230 тысяч рублей. Недостижимо абсолютно. Такие зарплаты недоступны для большинства людей, поэтому, конечно, с момента старта балльной системы снижение пенсионных баллов граждан, по мнению Счётной палаты, по их заключению, 13 процентов. И эта отрицательная динамика продолжается, работающим гражданам надо всё больше и больше трудиться, чтобы в результате когда-нибудь получать достойную пенсию. Следующий момент. Не первый год с этой трибуны я, моя фракция говорим о том, что всё-таки нам нужно больше внимания обращать на эффективность управления пенсионными накоплениями. По итогам девяти месяцев 2024 года доходность пенсионных накоплений в ВЭБ.РФ составила 6,7 процента в годовом выражении. Понятно, что инфляция у нас прогнозируется на более высоком уровне и ключевая ставка Центробанка бьёт все рекорды, по сути, сейчас происходит обесценивание той накопительной части, пенсионных накоплений граждан, которые находятся в распоряжении и переданы в управление институтам развития. Мы считаем необходимым дополнительно изучить эффективность именно этих доходов - снова, как в прошлом году, мы этот вопрос ставим перед Государственной Думой. И всё-таки предлагаю, уважаемые коллеги, рассмотреть деятельность управляющих компаний в ключе как раз использования денег, которые им переданы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Оргеева Марина Эдуардовна. ОРГЕЕВА М. Э., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Сергей Александрович, уважаемые коллеги! Учитывая, что докладчики очень подробно осветили основные направления доходной и расходной части бюджета, я остановлюсь лишь на некоторых важных моментах. Бюджет Социального фонда на 2025-2027 годы сформирован в разрезе каждого вида социального страхования согласно действующему законодательству и не предусматривает перекрёстного финансирования. Традиционно самое крупное направление расходов бюджета фонда - это пенсионное обеспечение и страхование. На выплату страховых пенсий направлено примерно 11 триллионов рублей. В результате пенсионные выплаты получат в нашей стране более 42 миллионов человек. В рамках реализации разработанного по поручению президента и принятого нами федерального закона, с 2025 года фонд возобновляет индексацию страховой пенсии работающим пенсионерам на тех же условиях, что и неработающим. Такая индексация коснётся более 7 миллионов человек. В 2025 году индексация страховой пенсии и фиксированных выплат будет производиться с 1 января на 7,3 процента, что соответствует уровню годовой инфляции. Будут проиндексированы выплаты более чем 38 миллионам пенсионеров. Социальные пенсии также будут увеличены на 14 процентов в следующем году. Отдельно хочу отметить, что с 2025 года предусмотрена выплата надбавки на уход в составе пенсии и это будет осуществляться автоматически, что увеличит круг лиц практически в 2 раза. Одним из приоритетных направлений деятельности партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" является поддержка российских семей, и одним из ключевых направлений в бюджете фонда является, конечно же, семейный бюджет. Материнский (семейный) капитал увеличится на второго ребёнка более чем на 61 тысячу рублей, на первого - на 46 тысяч рублей. Нельзя не отметить, что в проекте бюджета фонда увеличено финансирование на единое пособие. С 2026 года в проекте бюджета фонда учтены расходы на ежегодную семейную выплату - это та самая выплата, которая вводится нашим законодательством в связи с налоговыми изменениями. Расходы фонда на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством также растут. Благодаря внедрению с 2023 года единого тарифа и единой облагаемой базы страховых взносов максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством для работающих граждан возрастут в 2025 году в 1,4 раза по сравнению с текущим годом. Отдельно отмечу рост расходов на реализацию предупредительных мер по страхованию от несчастных случаев на производстве, что позволит сократить количество случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В 2025 году на эти цели будет направлено 35,8 миллиарда рублей, что больше почти на 7 миллиардов, чем в текущем году. В итоге такие меры получат фактически более 42 тысяч страхователей. Нельзя не отметить, что фонд в 2025 году вправе использовать средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на мероприятия по повышению удовлетворённости условиями для медицинской реабилитации ветеранов боевых действий из числа участников специальной военной операции на оплату расходов по санаторно-курортному лечению, комплексной реабилитации в центрах реабилитации фонда. Кроме того, в 2025-2027 годах фонд продолжит ежегодно осуществлять расходы на строительство многопрофильных социальных реабилитационных центров, в том числе для участников специальной военной операции. Важным направлением работы фонда остаётся повышение уровня обеспеченности инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, расходы на эти цели значительно увеличены. Уважаемые коллеги, рассматриваемый нами сегодня законопроект о бюджете Социального фонда в рамках исполнения поручений президента учитывает все расходы на социальные обязательства, в том числе в отношении наших граждан, проживающих в новых регионах. Безусловно, они направлены на повышение качества жизни россиян, оказание необходимой социальной поддержки незащищённым категориям граждан и будут в полном объёме исполнены. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает проект федерального закона о бюджете Социального фонда и предлагает Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все, кто записался, выступили. Заключительное слово - Сергей Александрович Чирков, пожалуйста. ЧИРКОВ С. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Я хотел бы, конечно, поблагодарить депутатов за такую активную работу над бюджетом, за подсказки, за предложения и пожелания. Мне кажется, что в том числе благодаря этому как раз со следующего года у нас и индексация пенсий работающим пенсионерам возобновляется, и 1200 рублей в состав пенсий входят, и растут пособия по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, и в принципе по всем показателям бюджетным, по всем показателям по обеспечению людей, везде у нас рост, это факт. Бюджет сбалансирован, расходы увеличены, и фонд сделал всё для того, чтобы действительно его обеспечить и наши граждане всё своевременно и удобно получали. И соответственно, готовы также к принятию полномочий по осуществлению всех иных мер социальной поддержки. Большое вам спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Наталья Алексеевна Орлова, Комитет по бюджету и налогам. С места, пожалуйста. ОРЛОВА Н. А. Нет, сказать нечего. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента, Гарри Владимирович? Нет. Представитель правительства? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 19 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 26 чел.5,8 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.