Заседание № 40
О проекте федерального закона № 726111-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обращения в доход Российской Федерации имущества, полученного в результате совершения коррупционных преступлений".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части обращения в доход
Российской Федерации имущества, полученного в результате совершения
коррупционных преступлений".
Доклад Олега Анатольевича Нилова.
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Не могу не
начать с комментария по поводу только что рассмотренного законопроекта, а
вернее, со справки в связи со словами уважаемого депутата, что, дескать,
хорошая идея, только где же денег-то взять для индексации пенсии пенсионерам.
Откройте, пожалуйста, уважаемые коллеги, поисковик и задайте вопрос,
насколько увеличились состояния российских миллиардеров в 2017 году (ну чтобы
вы не сомневались в том, что эта справка соответствует действительности). Вот
я вам говорю: на 104 миллиарда долларов! И общее состояние российских
миллиардеров составило 386 миллиардов долларов. Понимаете, какой процент? На
25 процентов увеличилось состояние российских миллиардеров! Переведём в
рубли, получится 5,7 триллиона рублей, и это в условиях, практически цитирую
нашего Дмитрия Анатольевича, когда - помните, в каких условиях мы сейчас
находимся? - блокада, санкции, война! А у них состояние на четверть выросло!
Не повод ли это для вопроса в том числе правительству и вам, уважаемые
депутаты: это как такое возможно?! Кому война, а кому мать родна?! Давайте
вот тут поищем деньги, вот ещё один источник пополнения казны, а вернее,
сбережения в этой казне триллионов. Для справки скажу: золотовалютные резервы
на сегодня составляют 377 миллиардов долларов - адекватная сумма. Итак, этот
законопроект не первый раз я уже докладываю с этой трибуны и заявляю, что
буду это делать и впредь. Отклоните, как я уже знаю, - я его внесу заново,
потому что это самый главный законопроект из всех, которые я разработал за
прошлый и этот созывы, а всего их двести с лишним. Если вы согласитесь и
скажете: Нилов, давай твой законопроект примем, но все остальные ты снимай и
сиди молчи, занимайся другими вопросами, - я соглашусь, потому что этот
законопроект касается самой главной проблемы. О ней вчера немного, к
сожалению, говорили, обо всём и не скажешь, наверное. Коррупция - это как
раковая опухоль для экономики, для социальной сферы, для вопросов
справедливости или несправедливости, для всего, это страшное, смертельное
заболевание, и его надо лечить не уговорами и заговорами, не медикаментозно,
не какими-то штрафами, не всякими ай-ай-ай, не лишением должности (у нас тоже
есть такие предложения), а нужно резать по главному. А что является главным
для коррупционера? Имущество, ценности, деньги.
Мне сейчас оппоненты скажут: Олег Анатольевич, да всё же и так работает, всё
конфискуется, - тогда почему результатов нет?! Почему тоннами, "КамАЗами"
изымаются деньги у коррупционеров, а это их не останавливает? Почему не всех
это касается? Потому что конфискуется предмет взятки, уважаемые коллеги, и
то, что будет доказано следователями, как незаконно нажитое непосильным
трудом, как говорят. И где же нам на миллионы коррупционеров - а их сегодня
именно такое количество - найти миллионы следователей? А где им найти столько
времени для кропотливой, тщательной работы, чтобы в результате это всё
доказать, а потом в суде не дать адвокатам развалить дело, - у них же сильные
адвокаты!
Чем отличается концепция моего законопроекта? Если кто-то попался на
коррупционном преступлении, значит, будь любезен: и он, и всё его ближайшее
окружение - неважно, родственники или не родственники, он мог припрятать не
только у родственников, но и у водителя, у любовницы и так далее, - должны
будут в рамках гражданского судопроизводства доказать законность
происхождения ценностей, имущества, счетов, яхт, вилл и дворцов. Речь не идёт
о том, чтобы заставить людей доказывать происхождение трёхкомнатной квартиры,
"жигулей" или садового участка, - конечно же нет. Но если эти граждане, он
сам и его ближайшее окружение, не докажут законность происхождения нажитого
имущества, ценностей, то это будет обращено в доход государства. Мне
непонятно, чего здесь вот такого неестественного, несправедливого!
Говорят, что так мы докатимся до 37-го года, - уважаемые коллеги, давайте не
будем передёргивать, так сказать, и перекладывать с больной головы на
здоровую. Сегодня действительно идёт война, которая нам всем объявлена и
внешними врагами, и внутренними, вот этими коррупционерами, - так давайте
действовать по законам военного времени, при этом я же предлагаю конфисковать
не абсолютно всё, как это было в 37-м году, а только то, законное
происхождение чего не будет доказано. Почему мне сразу говорят: подождите,
Олег Анатольевич, а как же презумпция невиновности? Да, презумпцию
невиновности я двумя руками поддерживаю, но это в рамках уголовной
ответственности, а, например, за принятие этих ценностей, их хранение и
использование уголовная ответственность не установлена, в рамках гражданского
судопроизводства - мне наверняка тут юристы помогут и подскажут - презумпция
невиновности не осуществляется. На самом деле любой гражданин, даже не
совершающий коррупционное преступление, на мой взгляд, обязан доказать и
показать источники доходов, на которые он приобретает любое имущество. И в
некоторых странах, например в Америке, даже если вы не совершили никакого
преступления, но не сумели доказать законность происхождения нажитого, вас
сразу же привлекут к уголовной ответственности.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Эрнеста Абдуловича Валеева.
Может, вы уложитесь в две минуты? Нет? Ну давайте, сколько надо.
ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Слушая Олега Анатольевича,
я вспомнил изречение, которое приписывают Цицерону: ораторское искусство в
споре - это не достижение истины, а попытка убедить оппонента в том, что ты
прав. Олег Анатольевич уже упоминал, что такой законопроект мы рассматриваем
не впервые. Дважды комитет принимал решение об отклонении законопроекта в
связи с тем, что в существующем законодательстве все эти проблемы в России
решены, - не убедили.
Что касается самого законопроекта. В пояснительной записке сказано, что
авторы тщательно изучили законодательства Норвегии, Италии, Соединённых
Штатов Америки, Сингапура, Китая и предлагают ту же модель применить у нас, -
я думаю, что надо было изучить законодательство России и правоприменительную
практику.
Что предлагается? Предлагается внести в пункт 2 статьи 235 Гражданского
кодекса подпункт 10, которым предусматривается возможность обращения по
решению суда в доход государства имущества, законность происхождения которого
лица не смогли доказать, - это положение ровно с такой же формулировкой
имеется в подпункте 8 этого же пункта 235-й статьи. То есть гражданским
законодательством предусмотрена возможность обращения в доход государства
имущества, законность происхождения которого лицо не сумело доказать, и
каких-то дополнительных правил вносить в эту статью закона не нужно.
Дальше: предлагается расширить круг лиц, распространить это правило на всех
родственников, а не только на супруга и несовершеннолетних детей. Здесь
авторы законопроекта спутали понятие института декларирования доходов и
расходов и контроля за расходами с правилом изъятия в доход государства
имущества, законность происхождения которого не сумели доказать. Каких-либо
ограничений по обращению в доход государства имущества, законность
происхождения которого лица не сумели доказать, российское законодательство
не содержит. Ограничение есть в отношении супругов и несовершеннолетних детей
в части декларирования имущества, но это совсем не вопрос о конфискации.
Следующий момент. Предлагается внести изменения в закон "Об
оперативно-розыскной деятельности", с тем чтобы дать оперативным службам
право проверять законность происхождения имущества у лиц, против которых
возбуждены уголовные дела. 3 декабря 2012 года мы в законе о контроле за
расходами и за соответствием их доходам такое право дали оперативным службам
и внесли соответствующие изменения в пункт 8 статьи закона "Об
оперативно-розыскной деятельности", поэтому делать какие-либо корректировки
этого закона тоже нет необходимости. Что же касается вообще
правоприменительной практики - всё, что сегодня предлагают авторы
законопроекта, всё есть в законах, и эти законы работают.
Примеры. Вот Олег Анатольевич нас отсылал к газетам, к поисковым системам -
буквально сегодня прошло в поисковых системах сообщение о том, что Верховный
Суд утвердил решение суда Южно-Сахалинска и суда апелляционной инстанции о
взыскании с Хорошавина в доход государства (именно по нашим законам!)
имущества, законность происхождения которого не сумели доказать ни супруга,
ни взрослый сын. Взыскано более 1 миллиарда рублей - повторяю: именно по
нашим законам! - а приговора ещё нет, дело ещё рассматривается в суде, то
есть одновременно с конфискацией в уголовном судопроизводстве мы применяем и
взыскание в порядке гражданского судопроизводства.
Если это не убедительно, могу привести ещё один пример. В мае 2016 года было
возбуждено уголовное дело в отношении начальника Росрезерва по Сибирскому
федеральному округу Гарифуллина, он обвиняется в получении взятки в 6
миллионов рублей. Заместитель генерального прокурора Семчишин заявил иск на
основании статьи 235 Гражданского кодекса о взыскании имущества, законность
происхождения которого не сумели доказать, и по решению суда с супруги и
взрослых детей Гарифуллина взыскано 200 миллионов рублей. Так что законы
есть, и они работают.
Комитет предлагает отклонить.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, возвращаемся к рассмотрению 9-го пункта
повестки дня - это проект федерального закона, я напомню, "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
обращения в доход Российской Федерации имущества, полученного в результате
совершения коррупционных преступлений". Будут ли вопросы? Нет. Хорошо. Есть
ли желающие выступить? Тоже нет. Ничего не поняли? Все всё поняли.
Олег Анатольевич Нилов, будете выступать с заключительным словом?
Пожалуйста.
НИЛОВ О. А. Александр Дмитриевич, спасибо.
Я, уважаемые коллеги, понимаю, что сегодня перебор моих выступлений,
докладов, поэтому прошу президиум - там ещё есть пять или десять вопросов
моих - дать возможность докладывать другим депутатам, а я закончу на этом
заключительном слове.
Напоминаю, коллеги, что на мою инициативу уважаемый Эрнест Абдулович сказал:
зачем вы, Олег Анатольевич, стучитесь в открытую дверь-то, всё ведь
нормально, всё работает, всё конфискуется, всё возвращается в казну, в
бюджет?
Эрнест Абдулович, вот одну цитату я вам сейчас зачитаю, это сказал 2 марта
2017 года Александр Иванович Бастрыкин: "Пока мы не решим вопрос введения в
законодательство полноценной формы конфискации имущества, не только
похищенного... а реального возмещения ущерба в том объёме, в котором он
причинён преступником, мы не сможем добиться реального перелома в борьбе с
коррупцией и хищениями, особенно госсредств". То есть, знаете, как в том
рекламном ролике: а мужики-то не знают, что всё, оказывается, есть в
законодательстве, - причём, извините, такие уважаемые мужи, получается, не
знают. Ну, тогда разберитесь на уровне вашего профильного комитета с
руководством Следственного комитета, с прокурорами, которые говорят совсем о
другом - что недостаточно имеющихся возможностей, - и, самое главное,
обеспечьте тогда возврат в полном объёме украденных в результате коррупции
средств, уведённых миллиардами, тоннами, "КамАЗами", эшелонами! Они поступили
в казну? Давайте спросим об этом во время следующего отчёта Счётной палаты
или правительства. Нет их, этих возвращённых средств, - значит, не работает
то, что сегодня есть в законодательстве!
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Содокладчик хочет что-нибудь сказать?
Пожалуйста, Эрнест Абдулович Валеев.
ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Олег Анатольевич, я не буду повторяться про ораторское
искусство. Не надо все проблемы сваливать в одну кучу. Если вести речь о
конфискации в порядке уголовного судопроизводства - да, статья 104-1
Уголовного кодекса предполагает конфискацию ценностей и имущества, добытого
преступным путём, не существует конфискации в порядке уголовного наказания,
но вы предложили не изменение статьи 104-1 Уголовного кодекса, вы предложили
порядок обращения имущества в доход государства в порядке гражданского
судопроизводства - в этой части я вам всё рассказал.
Да, совершенствование законодательства в части противодействия коррупции
необходимо, это указано в качестве главной задачи в пункте 4 Национального
плана противодействия коррупции, тем не менее политическая манипуляция вокруг
этой проблемы в принципе неуместна. Я ещё раз могу повторить: вопросы
обращения в доход государства по судебному решению в порядке гражданского
судопроизводства законодательством полностью урегулированы и что-либо
изменять смысла нет. Что же касается вопросов возмещения ущерба, они вообще
не относятся ни к первому, ни ко второму вопросу, это отдельный институт
права.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Представитель президента? Правительства? Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона под пунктом 9 повестки
дня.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 52 мин. 40 сек.)
Проголосовало за 83 чел.18,4 %
Проголосовало против 0 чел.0,0 %
Воздержалось 0 чел.0,0 %
Голосовало 83 чел.
Не голосовало 367 чел.81,6 %
Результат: не принято
Не принимается.
Заседание № 31
О проекте федерального закона № 726111-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обращения в доход Российской Федерации имущества, полученного в результате совершения коррупционных преступлений".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Вячеслав Викторович, просьба пункт 79 повестки дня перенести из сегодняшней
повестки в следующую.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 79 - перенос. Сейчас мы, коллеги, пометим.
Нилов Олег Анатольевич предлагает рассмотрение вопроса 79 перенести на
следующее заседание.