Заседание № 71

22.12.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 72575-4 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1055 по 1141 из 7018
Переходим к рассмотрению законопроектов третьего чтения. Пункт 2, о проекте     
Жилищного кодекса Российской Федерации. Доклад первого заместителя              
председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и               
процессуальному законодательству Валерия Васильевича Гребенникова.              
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРЕБЕННИКОВ В. В., фракция "Единая Россия".                                     
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается   
для рассмотрения в третьем чтении проект Жилищного кодекса Российской           
Федерации. В первом чтении проект был рассмотрен и принят Государственной       
Думой 10 июня этого года, во втором чтении - 26 ноября. Были проведены очень    
тщательные проработки с учетом рассмотрения и принятия его во втором чтении,    
этот проект был рассмотрен в Правовом управлении как с юридико-технической,     
так и с лингвистической точек зрения, в проект внесены все необходимые          
правки, и мы предлагаем вам рассмотреть его сегодня в третьем чтении.           
                                                                                
По поводу прозвучавших замечаний хотел бы сказать, что на самом деле к тому,    
что раздавалось сегодня, нельзя относиться как к проекту, розданному только     
сегодня, ибо он постоянно был в поле зрения депутатов и уже раздавался, но в    
таком огромном материале просто невозможно избежать каких-то ошибок,            
вызванных взаимной увязкой статей, каких-то дополнительных записей, каких-то    
предложений. Естественно, поэтому, что проект до самого последнего момента,     
как и всегда бывает в таких случаях, вам всем это прекрасно известно,           
пристально вычитывается, и, конечно, вновь и вновь возникают какие-то, ну,      
или сомнения, или необходимость что-то поправить. Вот единственная причина,     
по которой его несколько раз раздавали. Но поскольку это всё, на что мне        
хотелось бы обратить ваше внимание в связи с рассмотрением в третьем чтении     
Жилищного кодекса, я просил бы, Борис Вячеславович, дать возможность доложить   
сейчас одновременно и все остальные пять проектов, которые имеют отношение к    
Жилищному кодексу.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть по 7-й вопрос включительно? Пожалуйста, Валерий   
Васильевич.                                                                     
                                                                                
ГРЕБЕННИКОВ В. В. Дело в том, что все эти проекты, все остальные пять           
проектов, которые сегодня также находятся в повестке дня нашего заседания,      
имеют отношение к главному проекту, который мы рассматриваем, - к проекту       
Жилищного кодекса.                                                              
                                                                                
Смотрите: изменения в статью 446 Гражданского кодекса относятся к вопросам      
обращения взыскания на жилое помещение, изменения в часть первую Гражданского   
кодекса ставят целью создание правовых условий для обеспечения рынка            
доступного жилья, изменения в закон "О государственной регистрации прав на      
недвижимое имущество и сделок с ним", а также изменения в статью 223            
Гражданского кодекса - урегулировать процедуру регистрации прав на              
недвижимость и защиту прав собственников. То есть так или иначе эти             
законопроекты преследуют одну главную цель: создать пакет, который был бы       
принят одновременно, вступил бы в силу одновременно и создал бы правовое поле   
для начала оперирования жильем в тех рамках, на тех базовых нормах, которые     
прописаны в Жилищном кодексе, с тем чтобы и правоприменители, и судебные        
органы, и все правоохранительные органы, и граждане знали, что на самом деле    
все необходимые права, все необходимые обязанности мы с вами предусмотрели с    
самого начала. Поэтому мы просили бы рассмотреть весь этот пакет в комплексе    
и утвердить его в третьем чтении. Еще раз обращаю ваше внимание: все эти        
проекты, включая остальные пять, прошли и лингвистическую проверку, и           
юридико-техническую правку, и по всем по ним имеется положительное заключение   
Правового управления.                                                           
                                                                                
Есть только один момент, который следует отметить, потому что он, конечно,      
имеет важное значение, и потому, что это было сделано по предложениям           
депутатов, но, поскольку есть возражения Правового управления, я должен об      
этом сказать. Так, в частности, в проекте постановления о принятии Жилищного    
кодекса в целом имеется норма, включенная по предложениям депутатов и           
рекомендующая Администрации Президента Российской Федерации и Правительству     
Российской Федерации провести необходимые мероприятия по разъяснению норм       
Жилищного кодекса, с тем чтобы сделать его как можно скорее более понятным и    
доступным. Правовое управление, ссылаясь на разъяснения комитета по             
Регламенту, справедливо отмечает, что такая запись входит в противоречие с      
нашими правилами подготовки постановлений о принятии законопроектов. Вместе с   
тем комитет, рассматривая этот проект, все-таки счел нужным рекомендовать       
включить эту норму в проект постановления, поскольку на самом деле мы имеем     
здесь дело с исключительно важным проектом. Поэтому, по нашему мнению, есть     
смысл сделать исключение из нашего правила.                                     
                                                                                
Благодарю вас.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Васильевич. Присаживайтесь.              
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть у нас регламентная норма: выступления по мотивам        
представителей депутатских объединений. Эти выступления, если они будут,        
должны быть непосредственно перед голосованием. Сейчас мы рассматриваем все     
законопроекты третьего чтения, потом объявляем "час голосования", и             
выступления по мотивам будут перед голосованием. Таким образом, мы с вами       
заслушали доклады по пунктам 2, 3, 4, 5, 6 и 7. Данные проекты федеральных      
законов выносятся на "час голосования".                                         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2659 по 2848 из 7018
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я просто помню... Вот как раз Шеин Олег          
Васильевич идет. Пожалуйста, занимайте место. Среди желающих выступить по       
мотивам по всему блоку первым был Шеин Олег Васильевич, он заранее подходил     
ко мне, я предоставляю ему слово по мотивам. Потом будет выступать Локоть       
Анатолий Евгеньевич.                                                            
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "Родина".                                                   
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Наша фракция не поддерживала данный блок в первом и во втором чтениях.          
Хотелось бы отдельно сказать в отношении Жилищного кодекса. Мы рады, что ряд    
наших поправок, которые мы вносили еще при обсуждении Жилищного кодекса в       
июле этого года, учтен и в известном смысле те вещи, которые были направлены    
против людей, против населения, удалось из текста Жилищного кодекса изъять.     
                                                                                
Вместе с тем хотел бы обратить внимание на то, что ряд позиций Жилищного        
кодекса может существенно ухудшить положение граждан в наступающем году. В      
частности, предполагается перевод коммунальных субсидий на лицевые счета        
граждан. Поскольку коммунальные субсидии финансируются не из федерального       
бюджета, а из местных бюджетов, а местные бюджеты сегодня - сплошное сито,      
особенно после принятия 122-го федерального закона, надо ожидать, что           
граждане этих коммунальных субсидий просто-напросто не увидят и будут           
накапливать долги перед коммунальными компаниями.                               
                                                                                
Нам представляется крайне неправильным, что в новом тексте Жилищного кодекса    
предполагается выселение людей за долги перед частными коммунальными            
компаниями, поскольку обязанность по выселению напрямую возложена на            
муниципалитеты, а наша коммунальная сеть, она потихоньку проходит через         
процесс перехода непосредственно уже в частные руки. Кроме того, совершенно     
непонятно, что такое выкупная цена. В этой связи наша фракция не будет          
поддерживать Жилищный кодекс в третьем чтении.                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич.                                 
                                                                                
Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Борис Вячеславович.                                       
                                                                                
Я хочу сказать, что пренебрежение регламентными нормами приводит именно к       
тому, что мы сегодня получили по 18-му вопросу. Совершенно                      
неудовлетворительное объяснение комитета по Регламенту, с моей точки зрения,    
абсолютно на другую тему, привело к тому, что сырыми законами сегодня           
предлагается с голоса принимать какие-то изменения. Никто толком не может       
разобраться, включиться в это обсуждение.                                       
                                                                                
Вот я на замечание коллеги Гребенникова хочу ответить. Он сказал о правовом     
поле, мол, создаем правовое поле. Нельзя создавать правовое поле неправовыми    
методами! Пренебрегая регламентными нормами, нашими правилами, вы нас -         
меньшинство в парламенте - исключаете из конструктивного обсуждения. Вы нам     
права выбора, вообще-то говоря, не оставляете. Всю ответственность за           
последствия вы берете на себя. Законодательство принимается наспех сейчас, по   
сути дела. Это совершенно очевидно, из восемнадцати законопроектов по этому     
блоку четырнадцать не приняты еще в третьем чтении, но уже требуют доработки,   
уже требуют переработки. Ну совершенно вопиющее положение с пунктом 18! Вы      
берете ответственность, еще раз хочу сказать, на себя.                          
                                                                                
Я вспоминаю, как здесь министр Христенко по этому блоку выступал и говорил,     
что больше подарка от государства в виде бесплатного жилья не будет. Так вот,   
за введение института платного жилья ответственность ложится на вас, на         
большинство. Вы берете на себя ответственность за последствия                   
градостроительной политики, она полностью ложится на вас. Мы будем голосовать   
последовательно против по всем восемнадцати законам, потому что последствия     
от принятия этого блока не менее трагичны, чем от принятия закона по            
монетизации.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Конечно, принимается к сведению ваше выступление, я, единственное, вынужден     
парировать: ни одного решения при обсуждении поправок с голоса принято не       
было. Все поправки, которые мы принимали, были распространены в зале в          
письменном виде.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, от "Единой России" - Боос Георгий Валентинович. По мотивам.         
                                                                                
БООС Г. В. Спасибо.                                                             
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я вышел на трибуну,            
поскольку мое выступление будет по мотивам голосования по всему пакету          
принимаемых сегодня законопроектов.                                             
                                                                                
Долгие годы одни обещали, что мы, каждая семья, будем жить в отдельной          
квартире, другие обещали, что мы будем жить при коммунизме, предпринимались     
инициативы к тому, чтобы увеличить жилищное строительство, следующему           
поколению дали возможность приватизировать бесплатно всё, что у каждого было.   
Настал наконец момент создать правила игры понятные, прозрачные, правильные,    
чтобы люди не ждали ни от кого подарков, чтобы люди не ходили и ни перед кем    
не заискивали, но чтобы они были в состоянии на законных основаниях             
приобрести себе жилье. И при этом, чтобы этого жилья не по приказу, не по       
понуждению строилось в достаточном объеме, чтобы удовлетворить спрос всего      
населения. Да, сегодня мы стоим перед большой проблемой. Для того чтобы         
удовлетворить сегодняшний спрос, нам необходимо построить более полутора        
миллиардов квадратных метров жилья, - более полутора миллиардов! - а мы         
строим сегодня всего 36 миллионов в год. Вдумайтесь в эти цифры! Это значит,    
что мы должны ежегодно строить более ста пятидесяти миллионов, то есть почти    
в пять раз больше, и тогда только в течение десяти лет мы удовлетворим          
сегодняшнюю потребность в жилье. При этом эта потребность каждый год растет.    
                                                                                
Понятно, что без принятия кардинальных мер эту проблему не решить. Жилищный     
пакет из двадцати семи законопроектов как раз и направлен на то, чтобы эту      
проблему кардинальными мерами решить, чтобы граждане смогли себе приобретать    
жилье, чтобы государство помогало приобретать жилье тем, кто будет не в         
состоянии приобрести сам, но с помощью государства сможет это сделать, чтобы    
те, кто даже с помощью государства не в состоянии будет приобрести жилье, то    
есть малоимущие, имели право на получение социального жилья и чтобы в этом      
случае не надо было стоять по двадцать лет в очереди, чтобы это социальное      
жилье предоставлялось при жизни им, а не их наследникам.                        
                                                                                
Поэтому мы будем голосовать за этот пакет законопроектов. Это не значит, что    
его не надо будет дальше дорабатывать, это не значит, что на этом               
останавливается работа. Но это значит, что открываются большие возможности      
для его дальнейшего, уже практического внедрения, применения в жизни, для       
работы по обеспечению каждой семьи собственным жильем.                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Так, Хованская Галина Петровна, пожалуйста, по мотивам.                         
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском       
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы сегодня принимаем документ, значение которого крайне      
важно для всех наших избирателей, для всех граждан России, для бедных и         
богатых, для имущих и неимущих.                                                 
                                                                                
Да, конечно, документ, который мы сегодня рассматриваем в третьем чтении,       
существенно изменился по сравнению с тем, что мы принимали 10 июня. Тем не      
менее отдельные нормы и Жилищного кодекса, и особенно закона о введении в       
действие Жилищного кодекса противоречат Конституции Российской Федерации,       
Гражданскому и Земельному кодексам и другим действующим законодательным актам   
Российской Федерации. В частности, я хочу сказать, что, вместо того чтобы       
пересмотреть массу льготных категорий, которых сейчас около тридцати, просто    
ликвидируется право на первоочередное улучшение жилищных условий,               
ликвидируется для категорий, которые называются "инвалиды войны и               
приравненные к ним лица" и "семьи погибших", ликвидируется для тяжелобольных    
граждан, не для всех, но для большей части тяжелобольных граждан, у которых     
сейчас это право есть в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, действующим     
на сегодняшний момент. Вот хотя бы в отношении этих категорий надо было бы      
задуматься, прежде чем так вот одним махом брать и ликвидировать все льготы.    
И что, они будут стоять у нас двадцать лет, так же как и остальные              
тяжелобольные люди, старики, реабилитированные, они будут ждать жилья или       
все-таки двух метров на кладбище? Мне кажется, что второй вариант будет более   
реалистичен в результате принятия нового Жилищного кодекса.                     
                                                                                
Второе, что я хочу сказать. Резко ухудшается положение нанимателей при          
переселении из сносимых домов. Если раньше им предоставлялось жилье по          
социальным нормам, то сейчас по принципу: что имели, то и получите. Вот какая   
складывается ситуация. Почему-то об этом совершенно не говорят, как будто       
забыли. Мы постоянно гордились тем, что улучшаем жилищные условия. Сейчас       
люди будут стоять в очереди и ждать жилья еще по пятнадцать - двадцать лет.     
                                                                                
Дальше, в отношении приватизации и деприватизации жилья. В отношении            
приватизации жилья: отменить ее для категорий, которым сейчас в силу закона     
запрещена приватизация, я имею в виду очередников, которые живут в              
общежитиях, в аварийных жилых помещениях, в служебных и так далее, вы           
прекрасно этот перечень знаете. Вы понимаете, это грубейшее нарушение           
конституционных прав граждан. Мы до 2007 года, на два года, оставляем право     
на размышление, а для этих категорий граждан мы даже права на размышление не    
оставляем, потому что, если они получат жилье, простояв двадцать лет...         
(Микрофон отключен.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не настаиваете на продолжении? Всё, спасибо, Галина       
Петровна.                                                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, минуту добавьте.                              
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Так вот я хочу сказать о людях, проживающих в общежитиях, в     
аварийных домах и в других помещениях, приватизация которых запрещена, что,     
если они получают жилье, они имеют право обратиться в Конституционный Суд, и    
перспектива у этих граждан Российской Федерации очень хорошая, потому что       
норма противоречит Конституции Российской Федерации.                            
                                                                                
Очень плохое положение у бывших членов семьи собственника, потому что лазейка   
в Жилищном кодексе и в части первой Гражданского кодекса (сегодня мы тоже       
принимаем это изменение, эту норму в третьем чтении) позволяет, несмотря на     
решение суда в отношении бывших членов семьи собственника, - вдумайтесь! - в    
отношении тех, перед кем есть алиментные обязательства, предоставить другое     
жилое помещение. Продав жилье, этих членов семьи отправляют на улицу. И что,    
государство будет снова отвечать, предоставлять это... (Микрофон отключен.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна.                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2928 по 2945 из 7018
Ставится на голосование проект федерального закона "О введении в действие       
Жилищного кодекса Российской Федерации": принять в третьем чтении. Прошу        
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              334 чел.74,2%                                     
Проголосовало против           59 чел.13,1%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3223 по 3277 из 7018
Уважаемые коллеги, я хотел бы поблагодарить рабочую группу во главе с           
заместителем Председателя Государственной Думы Боосом Георгием Валентиновичем   
за огромную работу, которая была проведена по разработке блока законов,         
которые дают возможность перейти к рынку доступного жилья. Работа               
действительно была очень большая: мы приняли двадцать семь законов и сегодня    
приняли семнадцать законов в третьем чтении.                                    
                                                                                
И я хотел бы предоставить слово Шувалову Игорю Ивановичу, помощнику             
президента.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШУВАЛОВ И. И., помощник Президента Российской Федерации.                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Мы с     
вами прошли большой путь по разработке этих законопроектов и принятии их        
сегодня в третьем чтении. Здесь совсем недавно, несколько месяцев назад, был    
сделан большой доклад о том, в каких условиях проживают сегодня граждане        
Российской Федерации, какие потребности в обеспечении граждан жильем, о том,    
что необходимо нам с вами принимать специальное законодательство, для того      
чтобы стимулировать спрос на рынке жилья, обеспечивать предложения на рынке,    
а также обеспечить жильем тех, кто не может сам позаботиться о себе, -          
малоимущих.                                                                     
                                                                                
Борис Вячеславович, я хочу сказать большое спасибо лично вам, поскольку вы      
поддержали инициативу рабочей группы администрации президента год назад,        
когда была специально создана комиссия здесь, в рамках Государственной Думы,    
по разработке этих законопроектов. Группу эту возглавлял Георгий Валентинович   
Боос. Мы работали с председателями комитетов очень активно. Группа экспертов    
во главе с Надеждой Борисовной Косаревой провела огромную работу. Сергей        
Иванович Круглик, тогда еще первый заместитель председателя Госстроя, а ныне    
начальник департамента министерства, эту работу курировал от правительства.     
Христенко Виктор Борисович, вы знаете, докладывал по этому вопросу на           
заседании правительства летом. Мы все активно работали: и Государственная       
Дума, и правительство, и администрация президента, и экспертное сообщество.     
Если бы не такая активная работа по разработке этих законопроектов в рамках     
партийной группы "Единая Россия", я думаю, что не было бы в такие кратчайшие    
сроки подготовлено и сегодня принято двадцать семь законов. Эти законы в        
большей части, конечно, касаются создания рынка доступного жилья, но            
некоторые из них будут затрагивать и другие сферы экономической жизни, такие    
законы, как "О кредитных историях" и другие, будут применимы и в других         
общественных и экономических отношениях. Я надеюсь, что мы будем и дальше       
совместно работать, с тем чтобы эти законы надлежащим образом исполнялись, и    
нам придется здесь активно работать с правительством, для того чтобы всё, что   
было заложено в концепции этих законов, надлежащим образом воплощалось в        
жизнь, а также нам придется еще вернуться к вопросу о концессиях, который мы,   
к сожалению, на настоящий момент не рассмотрели, и к вопросу о налоге на        
недвижимость. Я надеюсь, что мы поработаем вместе с экспертами и будем готовы   
эти законопроекты предложить вниманию Государственной Думы в первом квартале    
будущего года. Большое спасибо за вашу поддержку, и я надеюсь, что граждане     
России в ближайшее время получат конкретные результаты в виде конкретного       
жилья. Спасибо.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Иванович.                                  
                                                                                

Заседание № 63

26.11.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 72575-4 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 361 по 366 из 5102
ЗАДОРНОВ М. М., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я предлагаю исключить из       
сегодняшней повестки дня пункты 8 и 9. Обоснование при принятии решения.        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3105 по 3509 из 5102
Коллеги, пункт 9, о проекте федерального закона "О введении в действие          
Жилищного кодекса Российской Федерации". Павел Владимирович Крашенинников.      
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Закон   
о введении в действие наряду с тем, что предлагает нормы, которые вводит в      
действие сам текст закона, содержит также материально-правовые нормы. Я         
просто хочу сказать, что была поправка, которую комитет одобрил: сам закон      
будет вводиться в действие с 1 марта следующего года, а не с 1 января, как      
предлагалось ранее. Бесплатная приватизация жилья заканчивается с 1 января      
2007 года - эта норма сохранилась. Также я считаю, что очень прогрессивная и    
правильная появилась поправка, которая касается прав членов семьи               
собственников именно приватизированных квартир. Если, допустим, была            
приватизирована квартира, но семья решила, что собственник будет один, то при   
утрате семейных отношений право пользования у остальных граждан сохраняется.    
Вот на это я хотел бы обратить ваше внимание.                                   
                                                                                
У нас есть две таблицы, я полагаю, что можно рассматривать непосредственно      
поправки.                                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок 1? Галина    
Петровна Хованская, пожалуйста.                                                 
                                                                                
Включите микрофон Галине Петровне.                                              
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Скажите, пожалуйста, сейчас, на этом цикле, я могу вынести на   
отдельное голосование поправки 13, 19 и 29 или это можно сделать позже?         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, можете на этом цикле.                                 
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Тогда поправки 13, 19 и 29 из таблицы принятых.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Коллеги, кто за то, чтобы принять    
таблицу поправок 1, за исключением поправок 13, 19 и 29? Прошу проголосовать.   
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.68,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    307 чел.                                          
Не голосовало                 143 чел.31,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Галина Петровна, пожалуйста, ваше обоснование поправки 13.                      
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые депутаты, я прошу вас обратить серьезнейшее           
внимание на поправку 13 из таблицы одобренных, так как формулировка, которая    
содержится в тексте предложенной поправки, позволит осуществить ревизию         
очередей. Всё было бы неплохо в этой поправке, если бы не... после вступления   
в силу Жилищного кодекса у граждан оставалось право на получение жилых          
помещений по договорам социального найма. Вот эта формулировка поправки 13      
приведет к тому, что основания, которые давали право на получение жилого        
помещения по договору социального найма до вступления кодекса в силу, будут     
установлены Жилищным кодексом, а основания, которые дают право на получение     
жилого помещения по договору социального найма после вступления в силу          
Жилищного кодекса, определены статьей 52 нашего проекта, который принят во      
втором чтении. И в соответствии с указанной статьей жилые помещения по          
договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на       
учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а состоять на учете могут       
только малоимущие в соответствии со статьей 149. Поэтому у нас получается,      
что мы распространяем действие ЖК на жилищные отношения, которые возникли до    
его введения в действие, и эта норма противоречит статье 6 проекта, в           
соответствии с которой акты жилищного законодательства не имеют обратной        
силы. Обратите внимание, это приведет к ревизии очередей, потому что раньше     
требования отнесения к малоимущим не предъявляли к нуждающимся. Сейчас оно      
предъявляется, и поэтому старые очередники должны быть малоимущими. Вы          
понимаете? Если мы говорим вот эти слова и не исключаем то, что идет после,     
то у нас произойдет ревизия очередей. Я вас очень прошу поправку в этом         
варианте отклонить или, если это можно, перейти в режим устных поправок и       
исключить слова "или после" из этой поправки, тогда всё будет хорошо.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, ваше мнение.                          
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, эта норма как раз касается тех лиц,      
которые встали на учет, и речь идет о том, что у них сохраняется то право,      
которое было по действующему законодательству, и как раз здесь ссылка на        
статью 56, где говорится о том, в каких случаях снимаются с учета. Ну давайте   
я просто напомню, что граждане снимаются с учета, если они сами подали          
заявление, если утрачены основания, дающие право на получение: в случае         
выезда на место жительства в другое муниципальное образование и так далее, в    
случае получения ими бюджетных средств, скажем, на строительство или            
приобретение жилого помещения. То есть здесь речь не идет о какой-то ревизии,   
а наоборот, в кодексе говорится о том, что эти лица будут сохранять право на    
получение этого жилого помещения.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы против, да, Павел Владимирович? Коллеги, кто за        
то?..                                                                           
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Нет, мы как раз за то, чтобы эту поправку принять.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну в смысле против ее отклонения?                         
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 13? Депутат    
Хованская просит отклонить данную поправку. Прошу проголосовать.                
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              287 чел.63,8%                                     
Проголосовало против           17 чел.3,8%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    304 чел.                                          
Не голосовало                 146 чел.32,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка принимается.                                                           
                                                                                
Поправка 19. Галина Петровна, пожалуйста, обоснуйте.                            
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Поправка 19. Вот такая скучная поправка, а на самом деле,       
если мы ее сейчас примем, то мы всего-навсего отменим в Гражданском кодексе     
норму об обязанности государства в том числе осуществлять капитальный ремонт    
сданного внаем жилого помещения. Статья 681, часть вторая: "Капитальный         
ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя..."    
Меня беспокоит, конечно, не частный наймодатель, меня беспокоит, когда это      
обязанность государства и муниципалитета. Вот если мы эту норму исключим        
сейчас из Гражданского кодекса, одобрив эту поправку, то в дальнейшем можно     
будет нагружать в том числе и социального нанимателя, и просто нанимателя -     
что не допускает действующая норма Гражданского кодекса - обязанностью          
оплачивать капитальный ремонт за собственника жилищного фонда. Я вас прошу      
эту поправку не принимать, отклонить ее.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, ваше мнение.                          
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, действительно, в статье 681 речь идет о ремонте и       
обязанности наймодателя по обеспечению ремонта, то есть это является его        
обязанностью. Но мы полагаем, что... Кстати, в самой статье 681 указано: если   
иное не установлено соответствующим договором. Мы полагаем, что                 
концептуально, из логики самого текста всего Жилищного кодекса, в том числе и   
раздела, связанного с управлением и с платой, как раз и вытекает, что эту       
норму нужно принимать. Я предлагаю принять поправку 19.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 19? Депутат Хованская предлагает     
отклонить. Прошу определиться голосованием.                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              292 чел.64,9%                                     
Проголосовало против           36 чел.8,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    328 чел.                                          
Не голосовало                 122 чел.27,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка принимается.                                                           
                                                                                
Поправка 29. Галина Петровна, пожалуйста, обоснуйте.                            
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Поправка 29. Казалось бы, хорошая поправка, потому что она      
переносит из закона, который предполагается отменить, а именно из закона о      
приватизации жилищного фонда, возможность для малоимущих граждан                
деприватизировать свое жилое помещение, передав его в собственность             
государству или муниципалитету с обязанностью государства или муниципалитета    
заключить договор социального найма, но почему-то мои коллеги решили, что       
малоимущих у нас после 1 января 2007 года не будет, и ввели на эту хорошую      
норму о возможности деприватизировать ограничение двухлетним сроком. Это        
совершенно неправильно, потому что через два года у нас увеличивается...мы      
будем платить полностью за жилье, налоговый платеж тоже возрастет. Почему мы    
запрещаем гражданам, которые станут малоимущими после 1 января 2007 года,       
передать жилье в собственность государства и увеличить тем самым и социальный   
фонд государства или муниципалитета? Почему мы это запрещаем, ограничиваем      
только двумя годами? Я еще раз говорю, что после 1 января 2007 года у нас       
тоже будут малоимущие, которые придут к такому решению, что бремя               
собственности им не по силам. Я прошу вас эту поправку либо откорректировать    
в устном режиме, либо не принимать.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, ваше мнение.                          
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вы как-то достаточно интересно... Мы как раз                
предоставляем право гражданам на два года. Да, мы говорим, что два года.        
Граждане, которые являются собственниками, могут обратиться в органы власти,    
и власть не вправе будет отказать, она будет обязана это взять. Здесь как раз   
всё на автомате. Это до 1 января 2007 года. И вообще, как мы уже говорили, с    
1 января 2007 года у нас понятия приватизации, расприватизации,                 
деприватизации - иногда говорят: раз приватизация, два приватизация, три        
приватизация... - вот эти понятия применительно к жилищному фонду уходят в      
историю, уходят с 1 января 2007 года. Если гражданин после 1 января 2007 года   
свое жилое помещение передает муниципалитету и если они договорились - ради     
бога, никто не возражает. Но это уже они должны решать вместе, и не надо        
органы власти нагружать вот такой несвойственной им функцией.                   
                                                                                
Поэтому мы полагаем, что именно этот срок должен быть связан с утратой          
возможности приватизации жилищного фонда, это так. Мы предлагаем поддержать     
данную поправку.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять 29-ю поправку? Галина   
Петровна Хованская против данной поправки.                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 06 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              297 чел.66,0%                                     
Проголосовало против           16 чел.3,6%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.30,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка остается в таблице принятых.                                           
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок 2? Хованская Галина Петровна.               
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Просьба вынести на отдельное голосование поправки 7, 19, 26 и   
30. Спасибо.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли еще вопросы по таблице отклоненных       
поправок? Нет. Прошу проголосовать за таблицу отклоненных поправок, за          
исключением поправок 7, 19, 26, 30.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              308 чел.68,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    309 чел.                                          
Не голосовало                 141 чел.31,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Депутат Пожигайло, по ведению.                                                  
                                                                                
ПОЖИГАЙЛО П. А., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Произошел технический сбой, я прошу мое голосование по проекту № 51708-4        
Жилищного кодекса Российской Федерации во втором чтении считать "за".           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В стенограмме это будет учтено.                           
                                                                                
Галина Петровна, поправку 7 обоснуйте, пожалуйста.                              
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые депутаты, поправка 7 предлагает вам все-таки хотя     
бы на период, пока у нас будет действовать приватизация, на два года, не        
исключать из текста закона о приватизации определение, что такое                
приватизация, это статья 1 и статья 2. Понимаете, я считаю, что оставаться      
без определения, сохраняя тем не менее порядок на два года, просто неразумно.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, ваше мнение.                          
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Галина Петровна, ну, можно согласиться по поводу статей 1   
и 2, но ведь у вас в поправке указаны и статьи 4, 6-8, 11 и так далее. Статьи   
1 и 2 - я готов согласиться, можно согласиться.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боос Георгий Валентинович.                                
                                                                                
БООС Г. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Давайте мы       
таким образом поступим. Галина Петровна, снимите сейчас свою поправку, а мы     
рассмотрим ее за ту неделю, что у нас будет между вторым и третьим чтениями,    
еще раз рассмотрим. И если примем решение поддержать в какой-то части, то       
тогда перед третьим чтением предложим вернуть во второе, принять в той части,   
в которой мы согласуем всё, и после этого примем во втором и в третьем          
чтениях, а сейчас ее не надо принимать.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Снимаете, Галина Петровна, тогда поправку 7, да?          
Хорошо.                                                                         
                                                                                
Поправка 19.                                                                    
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые депутаты, в поправке 19 я все-таки предлагаю статью   
681 Гражданского кодекса сохранить в том виде, в каком она существует сейчас.   
И кстати, если вы читали заключение правительства, то знаете, что там тоже      
даются рекомендации не заниматься теми нормами законодательства, которые не     
имеют отношения непосредственно к Жилищному кодексу. Все-таки согласитесь,      
собственник жилищного фонда обязан его капитально ремонтировать, потому что     
договор можно заключить, но будет действовать норма ГК. И я считаю, что         
все-таки нужно эту норму сохранить, не трогать Гражданский кодекс.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, пожалуйста.                           
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, здесь речь идет о договоре найма служебного             
помещения, да, о служебном жилом помещении? Проблема служебных жилых            
помещений решается в статье 13 закона "О введении в действие...", в том числе   
и применительно к малоимущим...                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. ...поэтому мы предлагаем отклонить данную поправку.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 19? Мнение     
комитета - отклонить. Прошу определиться голосованием.                          
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за                8 чел.1,8%                                      
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     10 чел.                                          
Не голосовало                 440 чел.97,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Поправку 26, Галина Петровна, обоснуйте, пожалуйста.                            
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Поправка 26 как раз посвящена Гражданскому кодексу,             
комментарий был дан. Надо сохранить статью 681 Гражданского кодекса в том       
виде, в каком она существует сегодня: собственник жилищного фонда должен его    
капитально ремонтировать. Спасибо.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович.                                       
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, это как раз мы обсуждали применительно к предыдущей     
поправке, и тут мнение точно такое же у комитета: мы предлагаем отклонить.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 26? Мнение     
комитета - отклонить. Прошу проголосовать.                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за                7 чел.1,6%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                      7 чел.                                          
Не голосовало                 443 чел.98,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Поправка 30, Галина Петровна.                                                   
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Здесь, уважаемые коллеги, я прошу вашего пристального           
внимания. Это даже не про капитальный ремонт, это про то, будет у нас           
нарушена Конституция или нет, если мы в таком варианте примем запрет на         
приватизацию. Он должен распространяться только на тех граждан, которые после   
введения в действие Жилищного кодекса будут признаны нуждающимися в улучшении   
жилищных условий. Дело в том, что особенно пострадают категории граждан,        
которые на сегодняшний день проживают в аварийных помещениях и в общежитиях:    
им сейчас в силу закона запрещено приватизировать занимаемые жилые помещения.   
Если мы для всех без исключения очередников с 1 января 2005 года, не с          
2007-го, обратите внимание, потому что срок до 2007 года, два года - это        
только для тех, кто уже имеет что-то, а я сейчас говорю о людях, которые        
ничего не имеют... И более того, есть категория аварийщиков и проживающих в     
общежитии, которые в силу закона даже 2 метра не могут приватизировать, в       
отличие от коммуналки. Я считаю, что действие этих норм должно                  
распространяться только и исключительно на тех, кто признан нуждающимся в       
улучшении жилищных условий после введения нового Жилищного кодекса, введения    
новых правил игры. Поэтому я предлагаю поддержать (и не только я, поверьте,     
здесь очень много союзников), не нарушать Конституцию, не нарушать права        
граждан, у которых и так ничего нет, и признать, что право на завершение        
приватизации будет распространяться на лиц, которые встанут на учет после 1     
января 2005 года.                                                               
                                                                                
Прошу поддержать поправку, она принципиальна для очень многих                   
россиян-очередников, которые мучаются в очередях по двадцать лет. Спасибо.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, ваше мнение?                          
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, здесь, по существу, речь идет об         
ограничении прав граждан по имущественному признаку. Конечно, поддерживать      
такое мы посчитали неправильным.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 30? Мнение     
комитета - отклонить.                                                           
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за               57 чел.12,7%                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     62 чел.                                          
Не голосовало                 388 чел.86,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Коллеги, мы рассмотрели таблицы поправок, прошу вас определиться голосованием   
по вопросу о принятии проекта федерального закона "О введении в действие        
Жилищного кодекса Российской Федерации" во втором чтении.                       
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13ч ас. 15 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              341 чел.75,8%                                     
Проголосовало против           64 чел.14,2%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 51

13.10.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 72575-4 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3512 по 3746 из 4589
Вопрос 5, о проекте федерального закона "О введении в действие Жилищного        
кодекса Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по гражданскому,    
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла               
Владимировича Крашенинникова. Пожалуйста.                                       
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по              
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству,      
фракция "Единая Россия".                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вам представляется проект      
федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской         
Федерации". Я напомню, что 10 июня 2004 года мы приняли в первом чтении         
законопроект, который называется "Жилищный кодекс Российской Федерации".        
Предлагаемый законопроект носит в том числе и технический характер, но я хочу   
обратить внимание на то, что здесь есть нормы и материального характера. Вот    
я остановлюсь на этом законопроекте.                                            
                                                                                
Предлагается ввести в действие Жилищный кодекс с 1 января 2005 года, при этом   
технические нормы посвящены тем законам, которые будут отменены с введением в   
действие Жилищного кодекса. Речь идет о старом Жилищном кодексе РСФСР, о        
Законе "Об основах федеральной жилищной политики", законе "О товариществах      
собственников жилья" и еще о целом ряде нормативных актов как                   
законодательства РСФСР, так и союзного законодательства, о тех нормах,          
которые не должны применяться с 1 января 2005 года. Хочу обратить внимание на   
то, что, если вы помните, мы достаточно тщательно обсуждали проект Жилищного    
кодекса, в том числе вопрос о тех людях, которые встали на учет до вступления   
в силу нового Жилищного кодекса, где предусматриваются новые основания и        
новая процедура постановки на учет. Так вот, в законопроекте "О введении в      
действие Жилищного кодекса..." прямо говорится, что те лица, которые были       
поставлены на учет до вступления в силу нового кодекса, сохраняют право         
состоять на учете. Я специально обращаю на это внимание, потому что в           
обществе это вызвало достаточно большую дискуссию.                              
                                                                                
Хочу также обратить внимание на то, что предлагается признать утратившим силу   
Закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", то есть          
предлагается упразднить бесплатную приватизацию жилья в Российской Федерации,   
и при этом предусматривается переходный срок, чтобы граждане имели              
возможность бесплатно приватизировать свое жилое помещение, если они этого не   
сделали, до 1 января 2007 года. Эта тема тоже достаточно дискуссионная, это     
не относится к Жилищному кодексу, поэтому помещено непосредственно в проекте    
закона "О введении в действие Жилищного кодекса...".                            
                                                                                
Хочу обратить внимание, уважаемые коллеги, на одну очень принципиальную вещь,   
я уверен, что вы в работе с избирателями с этим сталкивались. Речь идет о       
режиме тех общежитий, которые раньше были ведомственными, но после того как     
предприятия, государственные или муниципальные, перешли... ну,                  
акционировались или были приватизированы иным образом, были переданы в          
муниципалитет, в органы местного самоуправления и на самом деле утратили вот    
такой целевой характер, но в которых граждане продолжают проживать именно в     
режиме общежития. Вот в проекте закона "О введении в действие Жилищного         
кодекса..." прямо предлагается распространить на этих лиц режим договора        
социального найма, то есть у них права точно такие же, как если бы они          
получили жилое помещение по ордеру, грубо говоря.                               
                                                                                
Мы получили достаточно большое количество откликов на этот законопроект, в      
том числе наши коллеги из Комитета по промышленности, строительству и           
наукоемким технологиям дали достаточно большое заключение и, конечно же,        
Правовое управление. И мы считаем необходимым сразу сказать о том, что,         
действительно, те нормы, которые касаются Земельного кодекса, мы собираемся     
ко второму чтению подправить либо будем предлагать их исключить.                
                                                                                
Доклад закончен.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Какие будут вопросы к докладчику? Нет вопросов.                                 
                                                                                
Спасибо, Павел Владимирович. Присаживайтесь.                                    
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть. Задорнов Михаил Михайлович, пожалуйста.       
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Поскольку мы    
принимаем в первом чтении концепцию закона, хочу сказать, что как минимум три   
принципиальных вопроса вызывают у нас, я имею в виду независимых депутатов,     
сомнение. К сожалению, Галина Петровна Хованская, известный специалист в этой   
области, не может присутствовать в зале заседаний по причине того, что она      
сломала ногу. Мы с ней подробно обсуждали, советовались.                        
                                                                                
Так вот, три позиции, которые вызывают у нас сомнение. Первое. Этим             
законопроектом предлагается с 1 января 2007 года отменить право на бесплатную   
приватизацию жилья, полученного по социальному найму, то есть отменить право    
тех граждан, которые раньше даже не имели возможности приватизировать свою      
квартиру. Более того, законопроектом предполагается, что если вы получили       
квартиру 1 или 2 января 2005 года, а стояли, допустим, двадцать лет на          
очереди, то вы также лишаетесь этого права сразу, даже не в 2007 году, а        
сразу в январе 2005-го. Эта норма есть в тексте законопроекта. Я не буду        
объяснять, что люди, которые стояли двадцать лет и получат жилье, скажем, в     
2005 или 2006 году, или те люди, которые из ветхого жилья переселяются и за     
последние пятнадцать лет не имели возможности приватизировать свою квартиру,    
полученную по социальному найму, с нашей точки зрения, не должны быть           
поставлены в положение как бы граждан второго сорта. Получается, что кто-то     
успел приватизировать, потому что раньше получил квартиру, а кто-то нет. Вот    
эта норма, а мы ее сегодня практически голосуем в первом чтении, с нашей        
точки зрения, не должна содержаться в законе "О введении в действие Жилищного   
кодекса...".                                                                    
                                                                                
Второе. Я не буду долго распространяться, Павел Владимирович уже сказал, что    
есть поправка, которая вносит изменения даже не в Жилищный, а в Земельный       
кодекс, которая, скажем так, обязывает застройщика заключать договор            
купли-продажи земли. Вы сами понимаете, что это далеко не всегда самое лучшее   
решение. Почему это не аренда, не право пользования, не какой-то другой режим   
пользования земельным участком? И зачем мы навязываем застройщику только один   
вид отношений - по земле, а, собственно, не по тому объекту, который он         
застраивает? Это также, мягко говоря, спорное положение данного                 
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Ну и третье. Как минимум там есть еще целый ряд юридических деталей, я на них   
не останавливаюсь. Этим законом отменяется действующий закон "О товариществах   
собственников жилья". Вы знаете, что сейчас их количество растет. Какие нормы   
будут в Жилищном кодексе, мы пока еще до конца не знаем, мы не видим этого      
текста, тем не менее с 1 января 2005 года уже предлагается отменить закон о     
ТСЖ. Мне кажется, что здесь мы несколько забегаем вперед по целому ряду норм,   
которые еще не прописаны в новом Жилищном кодексе. Я уже перечислил несколько   
проблем, они, мягко говоря, очень серьезные, и не стоит, с моей точки зрения,   
фиксировать решение по ним уже сегодня. Поэтому мы, например, не можем          
поддержать в первом чтении данный законопроект именно потому, что де-факто,     
получается, мы концептуально решаем несколько перечисленных мною вопросов,      
например, Дума решает: всё, приватизация до 2007 года, потом уже у людей        
такой возможности не будет. С нашей точки зрения, это не верно, поэтому я       
предлагаю коллегам еще раз внимательно задуматься о том, что я сказал, и не     
торопиться с принятием этих решений.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тюлькин Виктор Аркадьевич, по ведению, пожалуйста.                              
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Я на выступление просто записывался.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление? Пожалуйста.                                  
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Мы также предлагаем сегодня не спешить голосовать, поскольку      
сам Жилищный кодекс находится, насколько мы помним, во втором чтении. Это       
означает возможность внесения серьезных и очень даже серьезных изменений, от    
которых зависит порядок введения и применения этого закона.                     
                                                                                
В частности, мы также считаем, что вот этот предлагаемый порядок - закончить    
приватизацию и всех остальных оставить за бортом - несправедливый, поскольку    
тогда надо думать, как людям это компенсировать. Многие совсем не виноваты в    
том, что в свое время не имели такой возможности, не были обеспечены и          
прочее. Поэтому сегодня есть предложение данный законопроект отложить и         
принимать его после того, как Жилищный кодекс будет хотя бы во втором чтении    
уже готов, а лучше - и в третьем.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет больше желающих выступить? Нет. Логинов Андрей Викторович, пожалуйста.      
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В данном         
случае мы имеем, в общем-то, задачу не столько содержательную, сколько как бы   
организационно-техническую. Мы прекрасно понимаем, что Жилищный кодекс, над     
которым Государственная Дума работала так долго, - это сложнейший               
законопроект, и у нас намечено принять его во втором чтении в ноябре.           
Собственно говоря, пакет законопроектов по рынку доступного жилья               
Государственная Дума начала рассматривать и уделила ему пристальное внимание    
в весеннюю сессию, что позволило нам сдвинуться с мертвой точки в отношении и   
Жилищного кодекса, и Градостроительного кодекса.                                
                                                                                
Что мы имеем при реализации этого пакета? Безусловно, когда Жилищный кодекс в   
ноябре будет принят, должен существовать закон, который внесет изменения в      
действующее законодательство, в большое количество законодательных актов, и     
поможет начать его реализацию. Именно этой задаче и отвечает концепция          
данного законопроекта. Я голосовал бы сегодня только за концепцию - о том,      
что необходимо вносить изменения в действующее законодательство, и              
оформляются они обычно законом о введении в действие того или иного             
законодательного акта в связи с принятием Жилищного кодекса.                    
                                                                                
Дело в том, что по сути самого содержания этого законопроекта, я предполагаю,   
нам предстоит еще очень серьезная работа ко второму чтению. Правительство эту   
концепцию в данном виде поддерживает, но по содержанию отдельных статей у нас   
есть ряд серьезных замечаний. Не буду останавливаться на всех этих              
замечаниях, но скажу, что, в частности, вопросы, которые регулируют земельные   
отношения, и статья 11 законопроекта, в которой предлагается внести изменения   
в Земельный кодекс, на наш взгляд, требует отдельного рассмотрения, потому      
что там всё очень сложно, необходимо прорабатывать, не всё проработано до       
конца. И мы предполагаем, что как раз внесение изменений в Земельный кодекс и   
в иные законопроекты, связанные с земельным законодательством, потребует        
отдельного законопроекта уже после принятия Жилищного кодекса.                  
                                                                                
Но в целом необходимость принятия его сегодня в первом чтении правительство     
поддерживает, хотя бы для того, чтобы к моменту подготовки Жилищного кодекса    
ко второму чтению мы уже имели документ высокой степени готовности, который     
не отстал бы от самого Жилищного кодекса. Таким образом, с этой                 
организационно-технической стороной и с таким анализом проблемы мы предлагаем   
депутатам согласиться и поддержать законопроект в первом чтении.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Нет.     
Заключительное слово докладчика. Пожалуйста, Крашенинников Павел                
Владимирович, с места.                                                          
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Почему мы разорвали?.. Обычно практика такая, что кодексы   
идут вместе с законами о введении в действие. Но здесь мы так поступили         
именно потому, что предполагали, что будет достаточно большое количество        
поправок, и эти предположения сбылись - у нас около двух тысяч поправок в       
кодекс. Именно поэтому мы разорвали - чтобы сейчас принять в первом чтении,     
затем принять кодекс во втором чтении и затем уже корректировать земельные      
отношения, жилищные и гражданско-правовые. Здесь и в Гражданский кодекс есть    
поправки. Именно из-за этого мы так сделали.                                    
                                                                                
Что касается товариществ собственников жилья, то кодекс не просто отменяет,     
он именно поглощает их. Есть две специальные главы, в которых четко расписаны   
права на объекты общего пользования в многоквартирных домах и правовое          
положение такой организационно-правовой формы, как товарищество собственников   
жилья. Более того, я хочу просто напомнить, что по закону "О товариществах      
собственников жилья" были решения Конституционного Суда, которыми отдельные     
нормы признавались просто неконституционными.                                   
                                                                                
Поэтому мне кажется, что сейчас надо принять концептуально, затем, в            
зависимости от того, как именно мы проголосуем за кодекс, уже будем             
корректировать этот закон, который, по сути, является дополнительным, он        
является субсидиарным. Спасибо.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Все высказались. Надо определиться голосованием по данному проекту              
федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской         
Федерации" в первом чтении.                                                     
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              338 чел.75,1%                                     
Проголосовало против           62 чел.13,8%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.