Заседание № 204
О проекте федерального закона № 72565-5 "О внесении изменений в Федеральный закон № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (по вопросу о выдвижении кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления; принят в первом чтении 17 октября 2008 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к следующему вопросу. Законопроекты, принятые в первом чтении и предлагаемые к отклонению. Пункт 8. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Докладывает Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Законопроектом предусматривается избрание не менее чем половины депутатов представительных органов местного самоуправления пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списка кандидатов, выдвинутых в соответствующем муниципальном образовании избирательными объединениями. С определённым риском, но комитетом в своё время было принято решение рекомендовать принять данную инициативу в первом чтении при условии её доработки ко второму чтению. В первом чтении данный законопроект был принят, но в процессе доработки законопроекта ко второму чтению выявился ряд значительных проблем. Первое. Ввиду небольшой численности представительных органов местного самоуправления - десять или пятнадцать человек - при их делении в обязательном порядке на списочников и одномандатников возникает необходимость проработки вопроса об установлении субъектами Российской Федерации процента голосов избирателей, чтобы провести свой список кандидатов в представительный орган местного самоуправления. Второе, в законопроекте отсутствует институт создания и деятельности фракции. Третье, нет механизма обязательности проведения выборов, в случае если партии по каким-то причинам не смогли выдвинуть списки кандидатов. К сожалению, и поступившие к законопроекту поправки не позволяют разрешить возникшие проблемы, и доработать законопроект, не меняя его концепции, по мнению комитета, не представляется возможным. В связи с этим Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует применить к рассматриваемому законопроекту процедуру, предусмотренную статьёй 123-1 Регламента Государственной Думы, и отклонить его во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам вы будете выступать в "часе голосования". Кто записывается по мотивам? По мотивам записываются от фракций Коломейцев, Рохмистров, Шеин. Три выступления. Вопросов у нас Регламент не предусматривает. У нас может выступить полномочный представитель президента по данному вопросу по Регламенту. Он отказывается от выступления. Поэтому по мотивам в "час голосования" - Коломейцев, Рохмистров и Шеин. Выносим на "час голосования".
Коллеги, по пункту 8, где мы отклоняем законопроект, ранее принятый в первом чтении, по мотивам имеют право выступить от фракций. Коломейцев от фракции КПРФ. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, этим небольшим по своему объёму законопроектом, состоящим всего из трёх пунктов, на полторы странички, предусматривалась реализация первого послания президента Медведева, который хотел демократизировать гражданское общество и расширить возможности попадания в местные органы самоуправления представителей различных партий, чтобы не был монолит денежного кошелька. Проблема заключается в следующем. Сегодня за счёт принятия в этом здании законов осталось приватизировать что? Осталось после 2012 года присвоить остатки медицинских учреждений, здания школ и образовательных учреждений, ну, и, конечно же, муниципальную землю, с которой так эффективно работает комитет Шаккума. В результате капитал сегодня перенацелил свои финансы именно на органы местного самоуправления. С моей точки зрения, именно с этим связана позиция комитета по законодательству, который умышленно не выполнял решения, послание президента, продержав два с лишним года у себя в комитете законопроект, принятый в первом чтении. Напомню для тех, кто не знает: в первом чтении обязательно нужно заключение правительства, то есть без положительного решения правительства в этом здании не может быть принят в первом чтении законопроект; второе - обязательно Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации даёт своё заключение; обязательно при обсуждении одним из заключительных выступлений должно быть выступление именно представителя президента, который, вероятно, поскромничал воспользоваться властью и на два года раньше реализовать послание молодого президента. Сегодня по мере нарастания, как нам кажется, борьбы в дуумвирате в связи с выдвижением на следующие президентские выборы идёт, ну, такая подковёрная борьба, как бы кому угодить и на кого же поставить. Именно с этим связана эта недоработка во втором чтении. Кстати говоря, поправки представили органы и Хабаровска, и Московской области, и Удмуртии, то есть законопроект, вообще-то, прошёл полноценное обсуждение, кое не проходят многие законы. И в принципе он по своей концепции прост, элементарно ввести такую же систему выборов, по какой избирались депутаты Государственной Думы до этого, то есть половина избирается по спискам партий, участвующих или имеющих право участвовать в выборах, и половина - по одномандатным округам. Однако ... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, депутат Иванов, от фракции ЛДПР. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, видимо, у нас слишком долгие новогодние праздники, поэтому я, наверное, что-то упустил. Видимо, за это время произошли какие-то изменения в Конституции, в частности, наверное, там появилась приснопамятная статья 6, в которой говорится о руководящей и направляющей силе нашего общества. Вообще, на месте комитета я, конечно, постеснялся бы писать подобные решения: учитывая, что подготовка данного законопроекта (я цитирую) для рассмотрения Госдумой во втором чтении нецелесообразна, комитет, ну, решил и так далее, решение вы знаете. Простите, как это так, что значит "нецелесообразна"? Вот этого мы понять абсолютно не можем. У вас всё нецелесообразно... Ведь тот факт, что вы получаете 20 процентов, вернее, 50 процентов голосов от тех 20 или 30 процентов избирателей, которые приходят и участвуют в выборах, от количества избирателей, от 100 процентов, остальные не ходят на выборы, ещё не даёт вам права заявлять на всю страну, что вы считаете это целесообразным, а это - нецелесообразным, уважаемые коллеги. Вот основные моменты. Мы сейчас обсуждали наш график работы. Что у нас на повестке дня самое главное? Это увеличение населения, об этом и президент, и все говорят. И что у нас в итоге получается? Мы какие-то законопроекты экономического блока принимаем по поводу всяких там отмазок или лазеек для людей, которые занимаются деланием денег. Возьмите в пример Белгородскую область: туда после развала Советского Союза приехало свыше трёхсот тысяч переселенцев - и как область раскрутилась в экономическом плане! Да, там, может быть, не совсем хорошо с руководством, но тем не менее это очень богатый, зажиточный регион. И всё почему? Потому что приехали люди. В России нужно делать то же самое. У нас, извините, за нелегальное занятие бизнесом огромное количество статей, а за то, что бизнесу препятствуют работать, за воспрепятствие бизнесу практически никого не судят. То же самое и здесь - отсутствует политическая конкуренция. И вместо того, чтобы сказать честно: ребята, ну, извините, так получилось, вот сейчас президентский законопроект будет принят, вы говорите, что это нецелесообразно. Ребята, надо честным в конце концов быть, иначе это не парламент, а неизвестно что! И именно поэтому избиратели не ходят голосовать-то. А какой смысл? Ну, придут они, проголосуют за партию "А", так она в парламент не пройдёт. Зачем ходить, спрашивается? А даже если пройдёт её депутат, ну и что толку, что он сможет сделать? Кто вообще вам давал право вот так монополизировать здесь законодательный процесс? Когда мы наконец станем независимой ветвью власти, а не каким-то там придатком исполнительной, которая все силы бросает и сейчас, кстати, будет бросать на то, чтобы обеспечить вам якобы легитимную победу на мартовских выборах? Кстати, вот нынешнее заявление руководителя нашей палаты о том, что вы добьётесь большинства голосов... Поверьте, многие не особо умные руководители регионов восприняли это как то, что нужно душить оппозицию всеми силами. И даже некоторые представители вашей партии заявляют о том, что нужно вскрывать все финансовые инструменты оппозиции и полностью их блокировать. Поздравляю! В конце концов, у нас так демократии никогда не будет. И когда сегодня мы с Валерием Владимировичем Рязанским давали интервью, по-моему, Би-би-си, то мы этот вопрос действительно обсуждали. Нельзя так работать. Потому что если человек против... ну, как говорится, с мечом идёт, а на него человек с автоматом... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шеин. ШЕИН О. В. Я не с мечом иду, а с цитатой из последнего президентского послания: "Местное самоуправление является важнейшим элементом любого демократического государства. К сожалению, роль большинства политических партий в работе муниципалитетов пока практически не ощущается, в результате на местном уровне не все партии выполняют функции общероссийских политических организаций. Я предлагаю сделать обязательным использование пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек". (Конец цитаты.) Это президентское послание, которое мы слышали не далее как полтора месяца назад, которому аплодировали в том числе и присутствующие в этом зале, будучи в Кремле, и наши коллеги из Совета Федерации, и коллеги-губернаторы. Ладно президент, сегодня с утра Борис Вячеславович Грызлов сказал о том, что необходимо принимать решение уже в эту весеннюю сессию о выборах в органы местного самоуправления по смешанной или чисто пропорциональной системе. Именно такой законопроект за подписью трёх депутатов от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" - моей, Александра Михайловича Бабакова и Светланы Петровны Горячевой - был принят в этом зале не далее как два года назад. Была принята концепция, основа. Сегодня мы получили от комитета официальное заключение, мнение о том, что он считает нецелесообразной дальнейшую работу над этим законопроектом. Мы понимаем логику, почему это происходит: просто-напросто площадка законодательная будет расчищена, через пару недель текст, может быть, даже почти дословно будет внесён уже депутатами из другой фракции и принят. То есть та цель, которую мы перед собой ставим, я полагаю, будет реализована, просто методы, то, каким образом поступают с инициативами, даже поддерживаемыми Президентом Российской Федерации, даже артикулированными в послании, каким образом с этими инициативами поступают в этом зале, они, конечно, не вызывают уважения к тем, кто поступает подобным образом. Бесспорно, я считаю необходимым ускоренное принятие данного законопроекта, чтобы он если уж не на весенних, то на осенних выборах в органы местного самоуправления однозначно бы сработал, но, пользуясь случаем, как обычно, я хочу обратить внимание на другие вещи. Я голосовал сегодня, кстати, за то, чтобы пригласить коллегу Чурова к нам в этот зал. Нельзя исключать вероятности, что действительно весной мы можем опять оказаться перед риском масштабных фальсификаций и давления в регионах. Больше того, в Курской области, как сообщают СМИ, идёт вовсю выемка газет партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", в том числе из типографий - запрет тиражей и всё остальное. Понятно, что такими методами в результате будет сформирован нелегитимный парламент. Понятно, что в этих условиях нужно говорить не только о выборах по партийной системе, пропорциональной системе в органы местного самоуправления, но и об обязательных тех же самых КОИБах, о формировании избирательной комиссии на равной основе между всеми четырьмя... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время, Олег Васильевич. По ведению - Решульский. По ведению, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Да, я только по ведению, Олег Викторович. Я вот слушаю выступление по мотивам... И я считаю, вообще-то, было бы честнее, Олег Викторович, ну, не вам, так представителю комитета сказать: "Да внёс уже президент подобный законопроект 14 декабря прошедшего года, его номер 471726, и ваш, Олег, уважаемый, законопроект, хороший законопроект, действительно мешает, он в первом чтении принят, вот поэтому его и отклоняют. Не потому что он нецелесообразный или целесообразный, он мешает движению президентской инициативы, вот поэтому его и снимают". Это о той узурпации власти, о которой мы уже несколько минут, минут двадцать говорим. Вот и весь ответ. Вот это по ведению, по-моему. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование в редакции комитета вопрос: кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятый в первом чтении? То есть в том виде, как это предложение внёс комитет. Кто за то, чтобы отклонить? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 11 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 133 чел.29,6 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4 % Результат: принято Решение принято, отклонён законопроект. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, никакой ошибки нет, я всё правильно поставил на голосование. Я поставил на голосование предложение комитета. Комитет внёс предложение: законопроект, принятый в первом чтении, отклонить. Вот это я и предложил на ваше решение. Вы отклонили. Законопроект считается отклонённым.
Заседание № 48
О проекте федерального закона № 72565-5 "О внесении изменений в Федеральный закон № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (по вопросу о выдвижении кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 24. Я его уже объявил и даже пригласил Олега Васильевича Шеина на трибуну. Вы уже даже пошли, но депутат Обухов - он знал вашу судьбу раньше вас. Пожалуйста, Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Благодарю. Уважаемые коллеги, речь идёт о внесении изменений в закон "Об основных гарантиях избирательных прав..." и в закон "Об общих принципах организации местного самоуправления...". Изменения предполагают формирование представительных органов власти в городских округах, то есть в городах, не в поселениях, а именно в округах, муниципальных районах, а также на территориях городов федерального значения по смешанному принципу - по пропорционально-мажоритарному, с тем чтобы при выборах представительного органа власти местного самоуправления не менее половины депутатского корпуса могли избираться по партийным спискам. Сразу хочу сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" за, тем более что 3 октября было принято решение Президиума Генсовета "ЕДИНОЙ РОССИИ" о поддержке такого рода инициативы. Наша фракция тоже считает необходимым поддержать такое решение исходя из логики демократизации, развития демократии, в том числе и партийной демократии, в органах местного самоуправления. Хочу отметить, что местное самоуправление применительно к данному закону - это не сёла, не маленькие посёлочки, а именно города и муниципальные районы, скажем тот же самый Нижний Новгород, где населения гораздо больше, чем, наверное, в половине субъектов Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконизм. Содоклад сделает Александр Петрович Москалец, первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект преследует, как вы понимаете, три цели: развитие политической культуры, второе, развитие самих политических партий, ну и третье, оптимизацию инструментов достижения права граждан на управление. Как политически активные граждане, мы не сомневаемся в том, что элементы пропорциональной системы муниципальных выборов вполне могут усилить право граждан на управление, в том числе и страной. Да и смысл политической культуры и демократии в срезе предлагаемых законодательных решений становится более внятным. Ну а с точки зрения комитета мы отмечаем, что действующая Конституция допускает сближение полномочий государственной власти и местного самоуправления - это статья 132 Конституции, - обеспечивая при этом самостоятельное решение населением вопросов местного значения. То есть исходя из духа и буквы основного закона нашей страны следует отметить, что если на федеральном и региональном уровнях пропорциональная система выборов вполне оправдывается политическим характером деятельности представительного органа власти и необходимостью развития представления в государстве и обществе различных политических течений и партий, то и на уровне муниципальных образований при решении задач хотя и другого характера, - ну мы знаем, что это и управление муниципальной собственностью, утверждение исполнения местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка, - пропорциональная система также может оказать своё положительное влияние. Если нам учитывать эти обстоятельства, то предложенный законопроектом принцип формирования представительного органа может стать ещё одним шагом для устранения препятствий в осуществлении местного самоуправления. Мы также отмечаем, что виды избирательных систем, которые применяются при выборах в органы местного самоуправления, и порядок их применения устанавливаются законами субъекта Российской Федерации, причём их установление может зависеть от многих факторов, в частности от численности избирателей и вида муниципального образования, других обстоятельств, поэтому гибкость практического применения новых предложений, мы считаем, вполне гарантируется. Конечно, в случае принятия данного законопроекта остаётся неясным применение, скажем, правовой нормы, устанавливающей порядок отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, но над этим, мы полагаем, вполне можно подумать и поработать ко второму чтению. Данный законопроект был рассмотрен также в Комитете по вопросам местного самоуправления, и нашей единой позицией является предложение о принятии его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопрос. Иванов Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С. Уважаемый Александр Петрович, вы большой профессионал и часто нам доказывали, что белое есть чёрное. Посмотрим, удастся ли вам вывернуться сейчас, отвечая на мой вопрос. К среде - а этот законопроект должен был рассматриваться в среду - оба комитета, и ваш, и по местному самоуправлению, предлагали этот законопроект отклонить. В заключении вашего комитета очень профессионально и логично был сделан вывод: "На уровне муниципального образования, где решаются не политические, а повседневные управленческие и хозяйственные задачи, партийный принцип формирования муниципальных советов, по нашему мнению, может стать существенным препятствием в осуществлении местного самоуправления". В связи с этим мой вопрос: что же произошло с тех пор, что вас заставило, кто заставил отказаться от своего вывода, изменить его на противоположный и поддержать, на мой взгляд, вредный для местного самоуправления законопроект? МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Анатолий Семёнович, уважаемые коллеги! Мы с вами знаем разные варианты формирования государственности, и основных два - снизу и сверху. То есть если снизу, это вариант, как правило, западный, сверху государственность, как правило, формируется в российской истории. На данный законопроект две трети отзывов всё-таки положительные, и мы полагаем, положительные стороны каждого варианта строительства государства здесь встретятся самым лучшим способом. И вы знаете, конечно, никому сегодня не известно, какой из этих вариантов лучше: строить государство снизу или сверху. Я сам над этим много думаю. И ваш вопрос абсолютно правильный, но и мы правы, предлагая принять данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мне было не очень просто. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, не понял вас. Что такое, Сергей Владимирович, что случилось? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление? Подождите, я же ещё не объявил. Я должен сначала усадить на место Александра Петровича, он рвётся в бой. Итак, есть ли желающие выступить? Сергей Владимирович Иванов желает. Я подвожу черту, специально для господина Рохмистрова говорю: закончилась запись. Пожалуйста, Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Я очень коротко. Анатолий Семёнович, простите, да в чём вы видите препятствование в осуществлении местного самоуправления? Вы давно анализировали состав представительных органов местного самоуправления - кто представляет и какие вопросы они решают? Если брать города крупные, то там, извините, сплошные бизнесмены, которые к местному самоуправлению относятся, как я не знаю к чему. Если брать мелкие сельские поселения, то там вообще люди бегают, упрашивают, спрашивая: кто хочет баллотироваться? Никакого там финансового обеспечения нет, поэтому всё правильно сделано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин настаивает на заключительном слове, и я думаю, что... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не настаивает. Москалец, я надеюсь, тоже не настаивает? Нет, не настаивает. Ставится на голосование данный проект федерального закона в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 20 мин. 38 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 47
О проекте федерального закона № 72565-5 "О внесении изменений в Федеральный закон № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (по вопросу о выдвижении кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Мы просим поддержать наше предложение перенести на 29 октября этого года рассмотрение законопроекта о внесении изменений в закон "Об основных гарантиях избирательных прав...", указанного сегодня под номером 25, так как в результате проведённой вчера рабочей встречи с представителем группы авторов Шеиным Олегом Васильевичем возникла необходимость в дополнительной оценке ряда обстоятельств. И мы благодарим авторов за их профессиональный подход и реальную оценку состояния законопроекта.
Депутат Москалец предлагает перенести рассмотрение пункта 25 на 29 октября. Есть ли возражения у депутатов? Надо ставить на голосование? Переносим 25-й пункт.