Заседание № 267

12.02.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 725370-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части уточнения порядка возмещения судебных расходов в делах о банкротстве).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3204 по 3403 из 5612
Коллеги, переходим к рассмотрению 13-го вопроса. О проекте федерального         
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности           
(банкротстве)". Докладывает официальный представитель правительства первый      
заместитель министра экономического развития Максим Андреевич Колесников.       
                                                                                
КОЛЕСНИКОВ М. А., официальный представитель Правительства Российской            
Федерации, первый заместитель министра экономического развития Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! По решению Конституционного Суда   
подготовили законопроект, которым вносятся изменения в закон о банкротстве.     
Предлагается уточнить очерёдность погашения судебных расходов по обособленным   
спорам, которые возникают в деле о банкротстве, в том числе когда               
рассматриваются требования кредиторов к должнику, заявления, жалобы, в          
частности заявления об оспаривании сделок должника. Проще говоря,               
обособленные споры - это самостоятельные споры в ходе дела о банкротстве.       
Речь идёт о судебных расходах, которые возникают у сторон по таким спорам, на   
услуги по привлечению юристов, на транспортные расходы, ну и так далее. По      
общему правилу арбитражного процесса судебные расходы взыскиваются с            
проигравшей стороны, но в случаях, когда такие расходы взыскиваются с           
должника-банкрота, важно определить, в какую очередь их погашать, учитывая      
очерёдность платежей, предусмотренную законом.                                  
                                                                                
Предложенный законопроект подготовлен с учётом выводов Конституционного Суда.   
Отмечу основное: судебные расходы лиц, которые привлечены в спор помимо их      
воли (например, ответчики по оспоренным сделкам), будут погашаться в более      
высокой очерёдности, а именно в пятой очереди текущих платежей; судебные        
расходы контролирующих должника лиц предлагается погашать в составе третьей     
очереди реестровых платежей; судебные расходы в делах о банкротстве граждан     
предложено всегда погашать в третьей очереди реестровых платежей, это нужно     
для защиты прав граждан. Также предусмотрено, что, если в конкурсной массе      
мало, недостаточно денег, суд может ограничить размер расходов, которые         
погашаются в составе текущих платежей, или понизить очерёдность погашения       
этих расходов.                                                                  
                                                                                
Прошу поддержать законопроект в первом чтении.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Андреевич, присаживайтесь.                
                                                                                
С содокладом выступает Иванов Максим Анатольевич.                               
                                                                                
ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет поддерживает концепцию      
законопроекта, так как положения закона о банкротстве приводятся в              
соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.    
Однако ряд положений законопроекта требует доработки ко второму чтению.         
                                                                                
В частности, предусмотренное законопроектом понижение требований о возмещении   
судебных расходов, понесённых конкурсным кредитором, должно распространяться    
также на требования по налогам и иным обязательным платежам, заявленные         
Федеральной налоговой службой. В ином случае нарушается базовый принцип         
равенства кредиторов, требования которых относятся к одной категории выплат.    
                                                                                
Также комитет поддерживает замечание Верховного Суда Российской Федерации о     
том, что отсутствуют основания для введения различных правил о возмещении       
судебных расходов в делах о банкротстве юридических лиц и о банкротстве         
граждан, поскольку такой подход ставит кредиторов в неравное положение.         
Представляется, что требования о возмещении судебных расходов по общему         
правилу должны признаваться текущими в делах о банкротстве как юридических,     
так и физических лиц.                                                           
                                                                                
По мнению комитета, также требует дополнительного обоснования положение         
законопроекта об установлении предельного размера судебных расходов выше        
одной четвёртой размера оплаты услуг лиц, привлечённых конкурсным управляющим   
для выполнения своих обязанностей, после чего эти расходы включаются не в       
пятую очередь текущих платежей, а в третью очередь реестровых платежей.         
                                                                                
Комитет просит принять законопроект в первом чтении.                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Анатольевич.                              
                                                                                
Коллеги, есть вопросы.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Максим Андреевич, вопрос для понимания: есть ли у    
вас данные по динамике, каково число граждан-банкротов за последние три года?   
Это первое.                                                                     
                                                                                
И второе: не пришли ли вы к решению? Вот у меня есть бумага за подписью         
первого заместителя директора российской службы судебных приставов о том, что   
порядка 15,5 миллиарда рублей составляет задолженность по зарплате              
учреждений, банкротство которых давно закончилось. Вот здесь как нам всё-таки   
рассчитаться?                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
КОЛЕСНИКОВ М. А. Николай Васильевич, у нас есть статистика, но я не готов       
сейчас точные цифры привести. Институт банкротства физлиц действительно         
растёт, значит, инструмент востребован. Готовы предоставить всю исчерпывающую   
информацию.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КОЛЕСНИКОВ М. А. Николай Васильевич, это другой вопрос, он к законопроекту не   
имеет отношения.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемый Максим Андреевич, поскольку мы ведём речь о понижении требований,     
которые связаны с возмещением судебных расходов, понесённых конкурсным          
кредитором, соответственно, это правило должно распространяться и на            
требования по налогам и иным обязательным платежам. В противном случае, как     
отметил в своём докладе Максим Анатольевич, нарушается базовый принцип          
равенства кредиторов. Какова ваша позиция, как авторов, на этот счёт?           
                                                                                
И также хотелось бы уточнить вот что. Согласно позиции Верховного Суда          
требования о возмещении судебных расходов по общему правилу должны              
признаваться текущими в делах о банкротстве как физических, так и юридических   
лиц. Требуется ли здесь детализация или установление очерёдности?               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
КОЛЕСНИКОВ М. А. Уважаемый Анатолий Борисович, мы согласны с комментариями      
Максима Анатольевича о доработке законопроекта ко второму чтению в части        
очерёдности в том числе требований, которые идут по линии ФНС, мы согласны      
здесь это учесть.                                                               
                                                                                
По второму вопросу, по очерёдности. У нас сейчас в законе судебные расходы в    
делах о банкротстве граждан предложено всё-таки отражать в третьей очереди      
реестровых платежей. Ну, нам кажется, что в данном случае процедура             
банкротства должна всё-таки освобождать гражданина от долгов, это процедура     
реабилитации, которую мы с вами изначально предусматривали, и мы в этой же      
логике продолжаем. Важно понимать, что при банкротстве физлица, даже если       
процедура прошла, его текущие обязательства всё равно никуда не денутся, в      
отличие от корпоративного банкротства, когда в случае ликвидации должника       
прекращаются как реестровые требования, так и текущие. Исходя из этого мы и     
отнесли к третьей очереди, но опять же готовы между первым и вторым чтениями    
обсудить.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лябихов Роман Михайлович.                                                       
                                                                                
ЛЯБИХОВ Р. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Вопрос Максиму Анатольевичу.                                                    
                                                                                
Максим Анатольевич, правильно ли я понял, что вы предлагаете, в отличие от      
того, что предлагает Минэкономразвития, бюджет, граждан и предприятия в одной   
очереди рассматривать по степени - третья или пятая? Правильно я понял вас?     
                                                                                
ИВАНОВ М. А. Это не только мнение комитета, но и позиция Верховного Суда.       
Комитет с этим согласен, поэтому мы ко второму чтению будем это всё             
дорабатывать и поправками свою позицию определять.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сипягин Владимир Владимирович.                                                  
                                                                                
СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Максим Андреевич, не считаете ли вы, что в данной редакции проекта    
закона довольно много неточных и расплывчатых формулировок, ведущих к           
чрезмерному судебному усмотрению? Так, формулировки "существенный размер        
требований" в пункте 3 статьи 137-1 и "значительный вред" - не "значительный    
ущерб" (такая формулировка есть), а "значительный вред" - в пункте 5 этой же    
статьи не имеют чёткого определения. Это может привести к проблемам при         
правоприменении, к вольной трактовке этих норм и, как следствие, к целой        
волне правовых споров.                                                          
                                                                                
КОЛЕСНИКОВ М. А. Владимир Владимирович, не считаем, что неточные                
формулировки, потому что действительно у нас есть отсылка к решению суда. У     
суда есть определённая устоявшаяся судебная практика, и нам не хотелось бы на   
данном этапе законом ограничивать возможность судов рассматривать такие         
вопросы, учитывая, что вопросы крайне специфические и индивидуальные по         
каждому такому делу.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Спасибо, Максим Анатольевич, присаживайтесь.                                    
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              406 чел.90,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении законопроект.