Заседание № 267
О проекте федерального закона № 724640-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования земельных отношений, возникающих при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи! Поставили по регламенту, поэтому докладываю коротко, но всё же хочу занять немного вашего времени, и вот почему. Мы вчера провели научно-практическую конференцию, и я хотел бы поблагодарить депутатов, руководитель фракции ЛДПР Владимир Вольфович, как всегда, был, выступал. К нам приехали на научно-практическую конференцию, вот на эти большие слушания из всех рыболовецких регионов, от Сахалина до Калининграда и от Каспия до Мурманска, и закон об аквакультуре, который мы сегодня будем принимать, вчера был поддержан рыболовецким сообществом. Уважаемые товарищи, вы единогласно проголосовали во втором чтении за этот законопроект. Через формирование законодательной базы для аквакультуры мы открываем большие возможности. Мы имеем уникальные угодья и можем в разы увеличить добычу водных биоресурсов, как это делают другие страны. Мы, некогда самая великая, первая по добыче держава, легко можем получать миллионы тонн аквакультуры, причём уникальных пород рыб. У нас только озёр 22,5 миллиона гектаров, прудового хозяйства - 145 тысяч гектаров, ну и так далее, морские акватории, речные. Уважаемые товарищи, мы в комитете подготовили вот эту законодательную инициативу и предлагаем вам так же достойно проголосовать за неё, как это было при рассмотрении во втором чтении. Все экспертизы законопроект прошёл. Иван Иванович, прошу поставить на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 26 сек.) Проголосовало за 420 чел.93,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 266
О проекте федерального закона № 724640-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования земельных отношений, возникающих при осуществлении аквакультуры (рыбоводства); принят в первом чтении 24 сентября 2019 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
34-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи! К данному законопроекту поступило девять поправок, они включены в таблицу № 1. Прошу проголосовать за таблицу поправок и за законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 52 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 16 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. КАШИН В. И. Законопроект подготовлен комитетом к принятию в третьем чтении, просим включить его в повестку на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 238
О проекте федерального закона № 724640-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства)". Доклад официального представителя правительства заместителя министра сельского хозяйства Ильи Васильевича Шестакова. Пожалуйста. ШЕСТАКОВ И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по рыболовству. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации, а также в целях повышения эффективности аквакультуры Минсельхозом разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры...". Для осуществления деятельности в области аквакультуры на акватории водных объектов рыбоводные хозяйства по результатам торгов заключают договоры пользования рыбоводным участком. При производстве (выращивании) объектов аквакультуры рыбоводному хозяйству необходимо создать и использовать соответствующую рыбоводную инфраструктуру, включая сооружения для подготовки рыбопосадочного материала, склады для хранения рыбоводного оборудования и другого инвентаря. В связи с этим законопроектом предлагается наделить рыбоводные хозяйства правом получать в аренду без проведения дополнительных торгов земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для выполнения обязательств по договору пользования рыбоводным участком. Аналогичная норма для рыбопромысловых участков уже предусмотрена в Земельном кодексе. Также законопроектом предлагается разрешить использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка на основании разрешения на использование таких земель для создания некапитальных строений, сооружений, предназначенных для товарной аквакультуры. Кроме того, законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "Об аквакультуре... и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьёй 5-1 "Особенности использования земель и земельных участков для целей аквакультуры...". В данную статью включены нормы, содержащиеся в земельном и лесном законодательстве, что сделает более целостным и комплексным отраслевой закон "Об аквакультуре...". Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Владимира Ивановича Кашина. Пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Иванович, мы уже испугались, что вас нет в зале. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи! Данная законодательная инициатива подготовлена комитетом к первому чтению. Мы внимательно рассмотрели эту законодательную инициативу и поддержали её. Илья Васильевич подробно рассказал о сути, а суть, концепция сводится к тому, чтобы поддержать наших аквакультурщиков и наделить их теми же правами, которые сегодня имеют те, кто занимается обычным промыслом рыбы, так сказать, промышленным направлением. Говорить о значимости аквакультуры не приходится - это очень серьёзное направление. Деятельность в области аквакультуры непосредственно поднимает наши сёла, посёлки, деревни, создаёт рабочие места, ну и хорошую, качественную продукцию поставляет на стол нашим жителям. Что касается поддержки, и комитет Совета Федерации, и правительство, и Правовое управление Аппарата Думы, и ГПУ - все поддержали. И комитет предлагает поддержать и принять в первом чтении, что позволит устранить те диспропорции, которые имеются сегодня в законодательстве, в отношении аквакультуры. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Илья Васильевич, в средствах массовой информации были бурные дискуссии по поводу устричных ферм в Крыму - говорят, выкатывают такую арендную плату, что проще закрыть, чем продолжать работать. Скажите, пожалуйста, принятие этого законопроекта как-то скажется на ситуации? И вообще, пожалуйста, прокомментируйте её, если можно. ШЕСТАКОВ И. В. Ну, что касается арендной платы, арендная плата по аквакультурным хозяйствам предусмотрена в рамках договора, и она является незначительной. А проблема действительно есть у рыбоводных хозяйств с выделением земельных участков для создания рыбоводной инфраструктуры, прилегающей к рыбоводным участкам, - это большая проблема, и этот законопроект позволит в том числе её решить путём предоставления именно без торгов таких земельных участков в случае согласия муниципалитета либо государственного органа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пашин Виталий Львович. ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР. Уважаемый Илья Васильевич, не получится ли так, что с принятием такого закона все озёра будут на законном основании перекрыты заборами, раз земля будет в аренде? Уже сейчас мы это видим, такое происходит в Челябинской области, где насчитывается более 3748 озёр: коммерсанты перегораживают заборами озёра и не пускают наших граждан либо взимают плату. И мы только через прокуратуру или через суд добиваемся демонтажа этих ограждений. Вы, по сути, предлагаете легализовать такие нарушения. Вот не получится ли так? ШЕСТАКОВ И. В. Ну, на самом деле с точки зрения законодательства, безусловно, перекрытие доступа граждан к этим водным объектам запрещено, поэтому могут и должны устанавливать сервитуты. Мы считаем, что в этой части законодательно всё урегулировано, но, безусловно, правоприменительная практика на различных территориях разная, и привлечение органов прокуратуры для решения в том числе этих вопросов, возможно, будет необходимо там, где есть перегибы на местах, где есть нарушения законодательства, как и в любом другом направлении экономической деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ламейкин Дмитрий Викторович. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Илья Васильевич, какие конкретно строения подразумеваются под некапитальными строениями, предназначенными для осуществления деятельности в области аквакультуры? И можно ли в законопроекте прописать или уточнить как-то перечень в целях исключения злоупотреблений лицами при возведении некапитальных строений? ШЕСТАКОВ И. В. У нас это чётко прописано в Гражданском кодексе. Некапитальные строения - это рыбоводная инфраструктура, необходимая либо для выращивания и подращивания рыбопосадочного материала, либо для подработки уже изъятой товарной продукции, либо для хранения инвентаря. И тут в целом я могу сказать, что аналогичные нормы действуют для рыбопромысловых участков, это работает эффективно, мы здесь не видим никаких нарушений. Мы обсуждали этот вопрос - надо, чтобы на этих участках не появилось действительно каких-то капитальных строений в виде домов, гостиниц и прочего. И здесь есть чёткое понимание, что это законом запрещено, потому что этот земельный участок будет предоставляться именно в целях работы в сфере аквакультуры, то есть возведение строений, которые не будут соответствовать этим целям, именно рыбоводству, исключено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синяговский Владимир Ильич. СИНЯГОВСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Илья Васильевич, коренное население станиц, хуторов Краснодарского края, расположенных в нынешних "Приазовских плавнях", занималось рыболовством ещё в 30-е годы: были созданы колхозы, там занимались выловом, воспроизводством, как вы сказали, выращивали сеголеток. Всё это давало хозяйствам до 500 тонн рыбы согласно квотам. В 1958 году на данной территории образован государственный заказник "Приазовский". В 2010 году приказом Минприроды № 201 была полностью запрещена рыбная ловля, в том числе спортивная, - местные жители лишились рабочих мест, лиманы зарастают, жители покидают хутора, где имеются дороги, газ, школы. Илья Васильевич, просьба вмешаться и с нашей помощью решить эту проблему. ШЕСТАКОВ И. В. Мы с удовольствием готовы обсудить проблему вместе с Минприроды как основным федеральным органом исполнительной власти, который регулирует этот вопрос, посмотреть, что можно в этой части сделать, и вмешаться. Действительно, в отношении некоторых особо охраняемых природных территорий принимаются решения в том числе о возможности осуществления там либо рыболовства, либо деятельности в области аквакультуры. Мы готовы рассмотреть и вместе с вами решить, постараться решить этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гладких Борис Михайлович. ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Илья Васильевич, будет ли учитываться наличие уже существующих предприятий при выдаче земельных участков? И как будут изыматься эти земельные участки, на основании чего? Речь идёт опять же о критериях в отношении тех предприятий, которые будут осуществлять подобную деятельность. Это первое. И второе. Если речь идёт о деятельности в области аквакультуры, будет ли возможность у таких предприятий заявляться на получение квот в приоритетном порядке, будет ли применяться, учитываться исторический принцип распределения квот, который сегодня существует? В случае его отмены будет ли возможность предоставления дополнительных квот тем предприятиям, которые занимаются деятельностью в области аквакультуры? ШЕСТАКОВ И. В. Мы в части аквакультуры никаких квот не выделяем, квоты у нас выделяются для рыболовства, а что касается деятельности в области аквакультуры, значит, там выращивание идёт за счёт собственного посадочного материала. Что касается изъятия каких-то участков, то никакого изъятия земельных участков не предполагается. То есть из свободного земельного фонда предполагается выделение земельных участков, и законом предусмотрено, что такие участки будут выдаваться в рамках регионального законодательства, которое каждый регион примет, только тем предприятиям, которые имеют договор пользования рыбоводным участком. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите, пожалуйста. КАШИН В. И. Уважаемые товарищи, все эти вопросы мы обсуждали на заседании комитета - и всё, что касается так называемого некапитального временного сооружения, и всё, что связано с забором, который перекрывает доступ к реке, и все остальные вопросы. И хочу вас заверить, что эта законодательная инициатива не несёт ничего из того, что, как мы думаем, может повредить людям, даже участок этот даётся тем людям, тем структурам, которые уже прошли отборы, конкурсы и занимаются этой работой. А этот участок выделяется из муниципальной, государственной собственности, чтобы совершить инфраструктурные работы, которые позволили бы в большей степени заниматься аквакультурой. Вот здесь правильно говорили, что мы пока ещё не достигли тех объёмов, которые имели в области аквакультуры в 90-м году, и наша задача - уйти от этих пресловутых 230-240 тысяч тонн. Надо двигаться в этом направлении активно, надо активнее снимать барьеры, которые сегодня ограничивают деятельность в области аквакультуры, в том числе, безусловно, при подготовке ко второму чтению нам надо двигаться ещё и в направлении лесной аквакультуры. Сомнений не должно быть! Ну а квота... действительно, это не крабы, тут сколько ни вырастишь - будем приветствовать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Илья Васильевич, как повлияет принятие этого законодательного акта на производство - в тоннаже, в валовке - и на количество рабочих мест? Кто-то это просчитывал? ШЕСТАКОВ И. В. Что касается количества рабочих мест, мы, безусловно, не просчитывали. Но у нас порядка 30 процентов рыбоводных участков, где сейчас нет возможности осуществлять деятельность, поскольку нет прилегающих земельных участков, и это создаёт серьёзные трудности для предприятий. Так что мы считаем, что эффект от принятия этого закона будет достаточно серьёзным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите, пожалуйста. КАШИН В. И. Могу привести десятки примеров, как за счёт одного пруда, где работали 30-40 человек, в течение трёх-четырёх лет поднимались поля, которые не обрабатывались десятки лет, тысячи и более гектаров, создавался хороший коллектив, чтобы за счёт этих достаточно быстрых оборотных денег возрождать рабочие места в деревнях и осваивать брошенные земельные угодья. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Благодарю. У меня также вопрос к представителю правительства. Уважаемый Илья Васильевич, говоря о важности данной законодательной инициативы, хотелось бы всё-таки уточнить, какие имеются ожидания в части развития предпринимательства в целом в сфере аквакультуры, например, на ближайшие три-пять лет? И скажите, пожалуйста, насколько ожидания могут быть оправданы в случае принятия данного проекта федерального закона и его реализации? ШЕСТАКОВ И. В. Что касается показателей деятельности предприятий рыбоводства и аквакультуры, в среднем за последние четыре года после принятия базового закона "Об аквакультуре..." динамика положительная - по 10 процентов прирост ежегодно. Мы ожидаем, что и в дальнейшем прирост составит не менее 10 процентов. Безусловно, этот закон напрямую не повлияет на производство продукции, но он создаст условия для предприятий, чтобы более эффективно заниматься этой деятельностью. Мы уже в этом году видим сильную положительную динамику, связанную с тем, что большое количество рыбоводных участков было выдано для осуществления этой деятельности, и этот закон, конечно, создаст дополнительные условия для развития аквакультуры. А вообще мы запланировали, у нас стоит цель достичь к 2030 году производства 700 тысяч тонн продукции аквакультуры. Пока мы видим, что динамика развития достаточно положительная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите, пожалуйста. КАШИН В. И. Россия - самая водная страна после Бразилии, это хорошо известно всем депутатам. И я должен сказать, что 30 лет назад по уровню развития аквакультуры и Китай, и Россия шагали рядышком, сегодня же Китай производит 47 миллионов тонн аквакультуры - вот какая у нас с вами на этом направлении может открываться большая и светлая дорога к производству, если изучать и действовать более активно, системно, как, допустим, делают наши соседи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Нет. Заключительное слово. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства)", пункт 14. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 46 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении.