Заседание № 253

13.10.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 724111-6 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (по вопросу о замещении руководящей должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2312 по 2579 из 6459
16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11        
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Яна Викторовича     
Зелинского.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В настоящее время в          
Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных              
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации" отсутствует норма, процедура, регламентирующая            
определение депутата, которому будет передано право замещать руководящие        
должности в законодательных (представительных) и исполнительных органах         
государственной власти Российской Федерации. В связи с отсутствием              
законодательной нормы, чётко определяющей, какому депутату будет передано       
данное право, возникает спор на предмет того, кто из избранных депутатов        
будет замещать руководящие должности в органах субъектов Российской             
Федерации. Отсутствие данной нормы повышает коррумпированность в органах        
власти субъектов Российской Федерации, в частности, назначение на руководящие   
должности напрямую зависит от личных депутатских договорённостей. Также у       
партии, от которой в составе списка кандидатов избран депутат, отсутствует      
право участвовать в процедуре, в соответствии с которой депутат,                
представляющий политическую партию в законодательном органе, будет замещать     
руководящую должность.                                                          
                                                                                
В связи с указанными фактами предлагаю дополнить статью 11 пунктом 3-1          
следующего содержания: определение депутата, которому будет передано право      
замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе      
государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с          
пунктом 3 настоящей статьи, осуществляется в виде согласования с постоянно      
действующим руководящим органом, который выдвинул его в составе списка          
кандидатов.                                                                     
                                                                                
Принятие данного закона внесло бы ясность и точность в процедуру выдвижения     
избранных депутатов на замещение руководящих должностей. Отмечу, что и          
политические партии, выдвинувшие своих кандидатов в депутаты, не устраняются    
от процесса работы депутатского корпуса, что соответствует логическому          
процессу функционирования деятельности депутатского корпуса в тандеме с         
политическими партиями, выдвинувшими своих представителей в законодательные     
органы власти.                                                                  
                                                                                
У меня всё. Спасибо.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста.       
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ян Викторович   
очень подробно изложил суть данной законодательной инициативы. По предложению   
автора, определение депутата, которому будет передано право замещать            
руководящие должности в законодательном органе государственной власти           
субъекта России, должно осуществляться в виде согласования с постоянно          
действующим руководящим органом регионального отделения политической партии,    
которая выдвинула его в составе списка кандидатов. Однако позвольте отметить,   
что в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской       
Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской      
Федерации находится "установление общих принципов организации системы органов   
государственной власти и местного самоуправления". В развитие указанного        
положения пункт 3 статьи 11 федерального закона № 184-ФЗ установил, что         
депутатам, избранным в составе списков кандидатов, должно быть предоставлено    
право замещать руководящие должности в законодательном (представительном)       
органе государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии -    
я бы просил на это обратить внимание - с законом субъекта Российской            
Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного                  
(представительного) органа государственной власти субъекта Российской           
Федерации. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в               
постановлении от 29 октября 2010 года № 19-П указал: "Наряду с определением     
порядка формирования, численности депутатов, сроков и условий осуществления     
депутатских полномочий существенное значение для конституционно-правового       
оформления статуса законодательного (представительного) органа власти           
субъекта Российской Федерации имеет, в частности, закрепление его структуры,    
которая, как следует из преамбулы и пункта 2 статьи 4 закона "Об общих          
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации",                 
устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации в          
соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и с         
учётом исторических, национальных и иных традиций".                             
                                                                                
Таким образом, мы считаем, что данная инициатива вступает в противоречие с      
Конституцией и с законом и является избыточной. Предлагаем законопроект         
отклонить.                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, пользуясь случаем, я хотел бы обратить внимание на то, что   
в данной ситуации политический инструментарий, инструментарий в виде            
переговоров по поводу формирования управляющих органов законодательных          
(представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, мы пытаемся   
заменить инструментарием жёсткого регулирования на уровне федерального          
закона. Нам представляется, что этот метод не всегда является действенным и     
лучше опираться на существующий в настоящее время инструментарий, который       
предоставлен в рамках регулирования конституциями (уставами) и законами         
субъектов Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Законопроект предлагаю отклонить.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы?                                                               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Зелинский Ян Викторович, пожалуйста. Вопрос будете задавать, да?                
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Вопрос, конечно.                                                
                                                                                
Владимир Николаевич, очень грамотно вы доложили мнение комитета по данному      
вопросу, вы ссылаетесь в основном на законы субъектов Российской Федерации и    
на постановление Конституционного Суда Российской Федерации, в котором          
сказано, что данное право предоставлено субъектам Российской Федерации, то      
есть это регулируется конституциями (уставами) субъектов Российской             
Федерации, но непринятие данной нормы будет означать отсутствие процедуры, в    
соответствии с которой будет проходить назначение на данные должности. Так      
лучше, может быть, всё-таки ввести данную норму, чтобы не было противоречия с   
федеральными законами и чтобы всё-таки данное право работало? Если субъекты     
Российской Федерации не могут по каким-то причинам или не хотят вносить         
соответствующие изменения в свои законодательные акты, мы можем принять закон   
и урегулировать данный процесс на федеральном уровне, потому что вопросы        
будут возникать и в дальнейшем. Прокомментируйте, пожалуйста.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плигину включите микрофон.                                
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Ян Викторович, уважаемые коллеги! Хотел бы обратить      
ваше внимание на то, что мы здесь не столько даже анализируем действующие       
нормы, сколько апеллируем к федеративному принципу функционирования             
Российского государства, и в этой части мне представляется, что нужно уважать   
выбор субъектов Российской Федерации, не лишать их права самостоятельного       
формирования органов управления законодательных (представительных) органов      
власти субъектов Российской Федерации.                                          
                                                                                
Соглашаюсь с вами в том, что могут возникать определённые кризисы,              
несоответствия, недорешённость каких-то вопросов, но тем не менее именно        
демократический подход позволяет так или иначе решить вопрос формирования       
управляющих органов законодательных (представительных) органов власти           
субъектов Российской Федерации. Формирование этого института, взросление,       
доверие к нему, - необходимый и важный процесс. С учётом вашего политического   
возраста, ваших политических возможностей, я уверен, вы увидите, что вот этот   
действенный инструмент федеративного государства сформируется.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич, пожалуйста.                     
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Ян Викторович, я вот хотел поинтересоваться: вы в пояснительной       
записке пишете, что в случае отсутствия подобной законодательной нормы могут    
возникнуть внутрифракционные, внутрипартийные споры, а почему вы исключаете     
возможность возникновения ровно таких же споров в региональном партийном        
органе?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зелинскому включите микрофон.                             
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Спасибо за вопрос, Василий Юрьевич. Вы знаете, споры            
возникают везде, даже в стенах Государственной Думы мы постоянно по каждому     
документу задаём вопросы, спорим друг с другом по тому или иному принципу.      
Так что спор - это нормальная система, в споре рождается истина.                
                                                                                
А то, что непосредственно по вашему вопросу... Ну, будет спор - есть совет,     
который решает большинством голосов, кому предоставить данное право             
находиться на данной руководящей должности.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Николаевич, ну, памятуя о случае в          
Хабаровском крае, когда на космодроме Восточный известный руководитель          
парламента попался, и, самое печальное, о ситуации в Коми - может, в            
федеративном государстве всё-таки лучше регулировать такие вопросы              
федеральным законом, чем отдавать на откуп регионам вопросы, в связи с          
которыми действительно будет ещё больше коррумпироваться система?               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плигину включите микрофон.                                
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Николай Васильевич, вы упомянули два факта. Я хотел бы   
сказать, что между этими фактами и решением вопроса на уровне устава,           
конституции субъекта Российской Федерации или на уровне федерального закона     
нет никакой связи. Злоупотребления в том или ином виде, злоупотребления         
правом возможны, но это уже другая проблема - проблема борьбы с преступными     
проявлениями. И точно так же я хотел бы обратить ваше внимание на то, что в     
предложенной инициативе ставится вопрос о взаимодействии с руководящим          
органом регионального отделения политической партии, предлагается именно эту    
конфигурацию перенести на уровень федерального закона. Ещё раз подчёркиваю:     
гарантией от возможных негативных проявлений является действенность всей        
системы, а не просто трансформация, передача полномочий с одного уровня на      
другой.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Не вижу. Есть?                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Поневежский Владимир Александрович, пожалуйста.                                 
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не   
поддерживает данный законопроект, в соответствии с которым предлагается в       
федеральном законе закрепить порядок согласования с постоянно действующим       
руководящим органом регионального отделения политической партии кандидатуры     
депутата, которому будет передано право замещать руководящие должности в        
законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта       
Российской Федерации. Мы считаем предлагаемое изменение избыточным, так как     
вопросы порядка формирования структуры законодательного (представительного)     
органа субъекта Российской Федерации, исходя из смысла, установленного          
Конституцией Российской Федерации, порядка разграничения полномочий между       
федеральным и региональными законодателями и в соответствии с действующим       
федеральным законом № 184-ФЗ должны регулироваться законом субъекта             
Российской Федерации или регламентом, либо иным актом законодательного          
(представительного) органа государственной власти субъекта Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич.                               
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. На самом деле неоднократно мы спорили в этих стенах по поводу     
определения понятия и границ общих принципов организации госвласти субъекта.    
С местным самоуправлением здесь более-менее понятно, ну, а эта категория -      
общие принципы, - так сказать, очень рыхлая, абстрактная. Например, что         
касается определения численности органа, совершенно очевидно, что это не        
общий принцип, а довольно конкретная величина: в зависимости от численности     
населения устанавливается численность законодательного (представительного)      
органа субъекта Федерации - так было почти двадцать лет, субъекты               
устанавливали это самостоятельно, однако в закон "Об общих принципах..."        
соответствующие изменения были внесены. Вряд ли, даже с философской точки       
зрения, конкретные цифры, конкретные математические, числовые границы,          
установленные для численности законодательного органа, можно считать общим      
принципом - это довольно конкретно, а вот такое безобидное полномочие и         
гарантия права политических партий быть представленными во внутренних органах   
законодательного (представительного) органа субъекта представляется как раз     
не конкретным, а общим принципом организации законодательной власти в           
субъектах Федерации для всех регионов.                                          
                                                                                
Уважаемый содокладчик много говорил о том, что это полномочие субъектов...      
Здесь очень важно понять, что в Государственной Думе, как в зрелом              
парламентском органе, такие договорённости закреплены устно, а не письменно,    
эта традиция парламентская зародилась ещё в Думе первого созыва, и в            
составлении какой-либо документации это положение, о пропорциональном           
распределении должностей в руководящих и внутренних органах палаты, не          
нуждается. Цивилизованный парламент не нуждается в каком-то письменном          
закреплении гарантий представления интересов политических партий в равных или   
хотя бы в пропорциональных долях в руководящих органах, но вот в незрелых       
парламентах, к огромному сожалению, очень часто большинство парламентское,      
представляющее одну политическую силу, этим правом, правом на самостоятельное   
определение и квотирование мест в руководящих и внутренних органах палаты,      
злоупотребляет. Именно для таких парламентов - потому что в большинстве         
парламентов это и так не подвергается никакому сомнению, - вот для тех          
парламентов, которые этим правом злоупотребляют, уважаемый коллега Ян           
Викторович Зелинский, представляющий фракцию ЛДПР и не понаслышке знающий об    
этой проблеме, и внёс данную инициативу.                                        
                                                                                
Аргументы комитета имели бы смысл в том случае, если бы у нас в субъектах       
зрелость демократических институтов была хотя бы на одном уровне, однако она    
у нас существенно различается в виду исторических, культурных и прочих          
традиций. Как раз для этого и нужны изменения в закон "Об общих                 
принципах...", которые исключали бы такие перекосы и перегибы,                  
злоупотребление правом большинства в парламентах, ну, или давали хотя бы        
минимальные гарантии партиям... (Микрофон отключён.)                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Не желают выступить. Автор? Комитет?   
Нет.                                                                            
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5237 по 5255 из 6459
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11       
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              144 чел.32,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    144 чел.                                          
Не голосовало                 306 чел.68,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                

Заседание № 250

22.09.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 724111-6 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (по вопросу о замещении руководящей должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1169 по 1174 из 6312
КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Сергей Евгеньевич, просим перенести 14-й вопрос на пятницу по просьбе автора.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1234 по 1235 из 6312
Рассмотрение 14-го вопроса предлагается перенести.